Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Бальный танец в становлении личности: история и современность - файл 1.doc


Курсовая работа - Бальный танец в становлении личности: история и современность
скачать (233 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc233kb.04.12.2011 11:16скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6

СОДЕРЖАНИЕ:




СОДЕРЖАНИЕ: 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1. БАЛ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ В XVIII – XIX ВВ 8

1.1. Формирование нового типа русского дворянина в процессе европеизации российского быта 8

1.2. Возникновение и развитие бальной культуры в России 12

1.3.Танец как основной элемент бала 18

1.4. Обучение танцу и этикету 25

2. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 33

2.1. Современный бальный танец как синтез спорта и искусства 33

2.2. Специфика работы преподавателя с различными категориями учеников 39

2.3. Особенности преподавания бального танца детям 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

БИБЛИОГРАФИЯ 54

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 57

ВВЕДЕНИЕ



За последние двадцать лет в нашей стране, как и во всем мире, произошел значительный рост интереса к бальному танцу. Это можно заметить по количеству различных студий, в которых занимаются этим видом хореографии, как по всей России, так и в нашем городе, по количеству трансляций с различных международных конкурсов по спортивным бальным танцам. Включение бальных танцев в Олимпийскую программу так же является фактом, подтверждающим наличие этого интереса.

И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание. Прекрасные пары на паркете, одетые во фраки и бальные платья, чарующая музыка, светящиеся одухотворенные лица – что может быть лучше этого? Какие родители после знакомства с бальной хореографией не мечтают, чтобы их ребенок научился так красиво двигаться? Кроме того, большим плюсом бального танца является приобщение к музыке и театру, к искусству в целом.

Немаловажным фактором роста количества занимающихся данным видом искусства была возможность организовать досуг детей, ведь после распада пионерских и других детских организаций этой проблемой, кроме школы, интересовались не многие.

Однако в последние годы бальный танец из жанра хореографического искусства, широко распространенного по всей стране, превратился скорее в вид элитного спорта, которым имеют возможность заниматься только отпрыски очень обеспеченных родителей. Изменились и цели бальной хореографии. Если раньше в качестве главной выдвигалась цель гармонического воспитания подрастающего поколения, то сейчас, в основном, идет погоня за спортивными результатами.

Масштаб танцевального движения в стране удивляет всех. За границей никому даже в кошмарном сне не приснится более 1000 клубов только в столице. Танцы - это прекрасно, но крайности вредны.

Непростая экономическая ситуация в стране приводит к тому, что образование дополнительное часто становится основным. Очень многие переходят на вечернее отделение либо экстернат, а то и вовсе бросают школу уже с шестого класса. Представьте себе ребёнка, который получил шестилетнее образование. Звёздная пыль большого спорта в сочетании с русским размахом создаёт иллюзию, что можно добиться успеха, не развиваясь ни в чём, кроме танцев.

Многих известных российских педагогов, психологов и тренеров, таких как Станислав Попов, Леонид Плетнев, Нина Рубинштейн, волнуют эти проблемы современного бального преподавания, тем более что сложившейся системы обучения детей бальной хореографии в нашей стране в настоящее время не существует.(15; 19; 20; 22)

Преподаванием этого вида танца занимаются, в основном, тренеры без педагогического образования, бывшие и настоящие спортсмены. У каждого из них своя методика и практика обучения, каждый из них, прежде всего, мечтает вырастить чемпиона, ведь от этого зависит престиж студии и тренера, и, в конце концов, материальный достаток.

Именно поэтому, педагоги, которые ставят перед собой цели воспитания в своем ученике, прежде всего, духовности, все чаще обращаются к моменту зарождения и становления бальной хореографии в России. И это не случайно, ведь в с XVIII века в стране происходит формирование нового высшего слоя населения – дворянства, который стал эталоном культуры и образованности для всего русского общества.

Многих современных исследователей (1; 3; 5; 6; 9; 11; 14) интересует, каким образом занятие бальными танцами, хореографией смогли помочь в становлении такого типа русского дворянства, о котором мечтал Петр I и его последователи.

Для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема использования тех методов и форм обучения танцу, характерных для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность обуславливает выбор нашей темы.

Цель настоящей работы – выявить особенности, плюсы и минусы обучения бальной хореографии в настоящее время и во времена ее зарождения и становления в России.

Объект исследования – процесс формирования гармоничной личности при приобщении к бальному танцу.

Предмет исследования – особенности преподавания бальной хореографии в России в XVIII-XIX вв. и в настоящее время.

Задачи исследования:

1.Проанализировать теоретические источники по данной теме.

2.Выделить характерные черты нового типа русского дворянина XVIII-XIX вв.

3.Выявить предпосылки и причины появления бального танца в России, проследить его развитие на русской почве.

4. Выявить особенности преподавания бального танца в России в различные исторические периоды.

5. На основе теоретических источников и практических наработок проследить взаимосвязь между преподаванием бального танца и формированием гармонично развитой личности.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение практики преподавания бального танца в студиях города Новокузнецка и собственных практических занятий, систематизация и анализ полученного материала.

Работа опирается на исследования известных тренеров и хореографов России Н.Рубинштейн, С.Попова, Л.Плетнева, а также труды писателей и культурологов Ю.Лотмана, Ю.М.Овсянникова, Р. И. Груббера, М.С. Друскина, И. Т. Посошкова и др.

Теоретическое и практическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы основные плюсы и минусы занятий бальной хореографией на разных этапах ее развития, а также имеется возможность использовать материалы исследования при преподавании бального танца различной категории обучающихся в целях формирования гармонично развитой личности

Кроме того, основываясь на материалах исследования можно разработать и внедрить программу по «Истории бального этикета», где бы наряду с изучением истории развития бальной хореографии в России детям преподавались и прививались этические нормы и правила.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка используемой литературы и приложения.

В качестве базы исследования нами выбрана гимназия №11 г.Новокузнецка.

^

1. БАЛ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ В XVIII – XIX ВВ

1.1. Формирование нового типа русского дворянина в процессе европеизации российского быта


В петровскую эпоху в соответствии с государственными целями, с одной стороны, дворянская жизнь подчинялась строгой «регламентации», а с другой стороны, осуществлялась «европеизация» дворянского быта. С точки зрения Петра, все, что имело отношение к давним традициям, было «неправильным», «нерегулярным». Правильность возможна была только в регламентации, в регулярности. Поэтому главной задачей было втиснуть всю «неправильную» жизнь в жесткие рамки задуманного, привести быт и частную жизнь к общему единообразию.(14, 217) А начинать это единообразие необходимо, конечно, с воспитания.

Каждое время имеет свои представления о том, как надо воспитывать и учить детей. Петр I, как известно, создал «цифирные школы». Обучение в них было похоже на ста­ринное, основывалось на зубрежке. В них ученикам пре­подавали чтение, письмо, грамматику, арифметику, геометрию, Священное Писание. Учеба начиналась с аз­буки, которую изучали по учебнику Ф. Поликарпова. Ал­фавит заучивали в несколько приемов. После изучения букв читали по слогам. Грамматику начинали изучать по­сле чтения — по учебнику М. Смотрицкого. А в 1703 го­ду вышла «Арифметика» Л. Магницкого. Этот учебник был единственным учебником математики в XVIII веке. Интересно, что в учебнике давались практические советы, как применить знания по алгебре и геометрии на кораб­ле, верфи, лавке, на поле боя. В классах цифирных школ сидели, как и раньше, дети различных возрастов. За про­винности учеников били линейкой, ставили в угол «на го­рох», пороли розгами. Суббота была самым страшным днем: пороли всех подряд.

Первоначально Петр I посылал дворянских детей за границу — учиться разным наукам. Их называли пенсио­нерами, потому что они получали денежное пособие - пенсию от русского правительства. Многие из них возвра­щались хорошими специалистами — навигаторами, стро­ителями, врачами. В 1701 году Петр I основал в Москве школу математических и навигацких наук, а впоследствии в 1752 году она стала Морским Шляхетским кадетским корпусом. В 1712 году в Москве Петр I создал Инженер­ную школу, на ее основе в 1762 году возник Артиллерий­ский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус. В 1732 году Анна Иоановна открыла Сухопутный Шляхет­ский кадетский корпус. Так складывалась в России систе­ма военно-учебных заведений для дворянских детей.

Психология служилого сословия стала фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Петр I всячески стимулировал это чувство — и личным примером, и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах, вырабатывавшаяся в течение ряда лет при посто­янном и активном участии Петра I и опубликованная в январе 1722 года. Но и сама Табель о рангах была реализацией более общего принципа новой петровской государственности — принципа «регу­лярности».(11, 16)

Идеалом Петра было, как он сам выражался, регулярное — правильное — государство, где вся жизнь регламентиро­вана, подчинена правилам, выстроена с соблюдением геометрических пропорций, сведена к точным, однолинейным отношениям: Проспекты прямые, дворцы возведены по официально утвержденным проектам, все выверено и логически обосновано. Петербург пробуждался по ба­рабану: по этому знаку солдаты приступали к учениям, чиновники бе­жали в департаменты. Человек XVIII века жил как бы в двух измере­ниях: полдня, полжизни он посвящал государственной службе, время которой было точно установлено регламентом, полдня он находился вне ее.

В исполнении принципа регулярности каждый дворянин, достигший совершеннолетия, обязан был поступить на военную или, в крайнем случае, гражданскую службу. С помощью этих молодых людей мечтал Петр I провести перестройку армии, государственного аппарата, двинуть вперед науку и технику.

Кое-кто исполнял эту службу охотно и ревностно, видя в ней единственно возможный путь для улучшения своего материального и социального положения. Но состоятельное дворянство старалось всячески обойти закон, уклониться от его исполнения. В родовитых семьях, едва рождался мальчик, его спешили тут же записать в полк солдатом. Пока ребенок рос, шли чины и звания за выслугу лет. А когда он достигал совершеннолетия, уже оказывался сержантом гвардии или младшим офицером в армии, что соответствовало приличной должности в государственном учреждении.

Петровская концепция службы, «регулярности» распространялась и на сферу общения и развлечений дворянского общества. Так, например, посещение ассамблей, маскарадов, банкетов, музея, приравнивалось в то время к государственной службе.(14, 215)

«Европеизация» быта и общественной жизни русского дворянства в петровскую эпоху носила внешний и субъективный характер. Бритье бород, надевание венгерского, а затем немецкого платья, парики, посещение ассамблей – это внешняя сторона, по которой и воспринимались новшества как «европеизированные».

Главным критерием «европеизированного» быта у дворян петровской эпохи считалось отличие от крестьянской жизни.

Само же поведение дворян на различных торжествах скорее более походило на языческие «бесовства» допетровской поры, нежели на общение и развлечения высшего общества европейских стран, среди которых заметное место занимали балы.(5, 117)

По мере усиления независимости дворянства петровская концепция службы отходила на второй план. По указу Петра III «Об освобождении дворянства от обязательной службы» от 18 февраля 1762 года, русское дворянство получило пра­во служить только по собственному желанию и даже уезжать в другие страны и служить там. Правда, с обязательным условием: возвращаться на родину в случае возможной войны.

Этот указ был первым шагом к разрушению феодальных устоев, когда государь имел право распоряжаться жизнью своих подданных независимо от их со­словного положения.

Указ Петра III подтвердила Екатерина II своей Грамотой 21 апреля 1785 года. Теперь дворяне освобождались не только от обязательной служ­бы, но и от телесных наказаний, и от уплаты налогов. Кроме того, они признавались полными собственниками своего имущества, включая кре­постных. И Указ, и Грамота способствовали воз­вращению и в город, и в деревню значительного числа мужчин, решивших посвятить себя част­ной жизни.

После указов Петра III и Екатерины II российское дворянство получило «вольность и свободу». Постепенное «раскрепощение» дворянства осуществлялось за счет усиления крепостного права, на котором покоилась «пусть извращенная в своей основе, но все же определенная независимость дворян от власти».(11,23)

В екатерининскую эпоху появляется такой тип русского европейца, о котором мечтал Петр I. Учебные заведения при Екатерине создавались в соответствии с представлениями того времени об образовании дворянина. Непременным признаком дворянского образования считалось знание французского языка. Человек образованный должен знать историю, особенно древнюю, классическую и современную литературу. Совсем неплохо, если дети дворян овладевали несколькими языками. Да и вообще образованному дворянину нужно было иметь красивый почерк и ясно излагать свои мысли. Для светского образования достаточно было овладеть гуманитарными науками и языками, но для более фундаментального — нужно было освоить математику и латынь. «Был проделан немалый путь от петиметров, ограничивающихся внешними заимствованиями западной культуры и скитальцев-скептиков, не сумевших преодолеть противоречий между традиционными русскими ценностями и новыми европейскими, до типа русского европейца, который с жаждой вбирал в себя идеи западноевропейского Просвещения и при этом не потерял связи с национальными корнями».(10)

Процессы «раскрепощения» дворянства нашли отражение в его светской жизни. Особенно ярко это прослеживается в такой форме общения и развлечения дворянства как бал.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (233 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации