Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект урока по ИДМ - Зарождение демократии в Афинах (5кл) - файл 1.doc


Конспект урока по ИДМ - Зарождение демократии в Афинах (5кл)
скачать (57.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc58kb.04.12.2011 11:22скачать

1.doc

Тема: Зарождение демократии в Афинах.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

1. Подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.

2. Обеспечить усвоение понятий: «демократия», «реформы».

3. Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа, давать характеристику событиям и их участникам.

Оборудование: Карта

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

  1. Подготовка устного ответа по карточке.


Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как жили древние греки в своих полисах?»

Для этого вспомни:

  • Что такое полис?

  • Какие черты отличают его?

  • Какие полисы тебе известны?

  • Какие занятия существовали у жителей древнего полиса?

  • Кто управлял им?

  • Чем был не доволен демос?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

Полис – город-государство. + окрестные деревни и усадьбы богачей. Все полисы говорили на 1м языке, общая культура и религия. Крупные - Афины, Спарта, Милет. Совет знати – ареопаг.


  1. Работа с классом. Тест.

1. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции +

б) город в Древней Греции

в) название органа управления городом

2. Как назывался Совет знати в Афинах?

а) ареопаг +

б) демос

в) полис

3. Как по-гречески назывался простой народ?

а) илоты

б) полис

в) демос +

4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

а) стратеги

б) архонты +

в) Народное собрание

5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

а) рабы

б) граждане Афин +

в) купцы-переселенцы

6. Холм а Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь +

б) Агора

в) Академия

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управлении Афинами и требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Для того, чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594г. до н.э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране, или реформы.

Задача для учащихся: Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?


  1. Изучение новой темы.

План.

  1. Содержание реформ Солона

  2. Значение реформ

На доске тема урока, новые слова: Солон, граждане, реформы, Народное собрание, демократия.


    1. Рассказ учителя.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении:
^ Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.
Особенно прославился Солон, во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.

Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа своё новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова.

Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.


    1. ^ Работа с историческим документом.


Аристотель. Афинская полития

6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил свой народ и в текущий момент, и на будущее время…

Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее он учредил совет четырехсот,… а совету ареопагов назначил охранять законы…

9. …Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое, и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становиться властелином государства.

10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. – с.130-132.


    1. Беседа по прочитанному.

- Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением законов об убийствах.)

- Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

- На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

- Какие права дал Солон каждой группе? (Права были у всех, но разного обьема. Народ мог обращаться в суд, в случае нарушения прав.)

- Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это очень важно для демоса.)

- Какой новый орган власти создал Солон? (Совет четырехсот.)

- Чем занимался совет ареопагов? (Он должен был следить за выполнением законов.)

- Почему в документе народ назван властелином государства? (Мог участвовать в голосовании.)


    1. ^ Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Пункт 3, страница 138-139. Выясните, как изменился суд при Солоне?

Ответ:

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства, независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

5. Работа с терминами.

Граждане – все свободные жители Афин.

Народное собрание – орган, который решал важные, государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия – «власть демоса», или народовластие.

  1. Закрепление изученного на уроке.




  1. Решение задачи.


Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его дела является
^ Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.
Объясните, о чем идет речь в данном отрывке? Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?

Ответ:

а) Речь идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьёй.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основу демократии.
^ 2. Рассказ учителя.
После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке.


  1. Итог урока.

Домашнее задание. Прочитать параграф 30, подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?»
Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как жили древние греки в своих полисах?»

Для этого вспомни:

  • Что такое полис?

  • Какие черты отличают его?

  • Какие полисы тебе известны?

  • Какие занятия существовали у жителей древнего полиса?

  • Кто управлял им?

  • Чем был не доволен демос?

Сделай вывод.


Аристотель. Афинская полития

6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил свой народ и в текущий момент, и на будущее время…

Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее он учредил совет четырехсот,… а совету ареопагов назначил охранять законы…

9. …Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое, и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становиться властелином государства.

10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.
Аристотель. Афинская полития

6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил свой народ и в текущий момент, и на будущее время…

Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее он учредил совет четырехсот,… а совету ареопагов назначил охранять законы…

9. …Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое, и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становиться властелином государства.

10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.

Аристотель. Афинская полития

6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил свой народ и в текущий момент, и на будущее время…

Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее он учредил совет четырехсот,… а совету ареопагов назначил охранять законы…

9. …Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое, и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становиться властелином государства.

10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.


Скачать файл (57.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации