Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по политологии - файл 1.doc


Билеты по политологии
скачать (219 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc219kb.04.12.2011 11:26скачать

содержание

1.doc


  1. Политическая наука в системе гуманитарного знания.

Политология и история - развивались в тесной взаимосвязи. Историк имеет дело с прошедшим временем. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые.

Вопрос о разграничении политологии и социологии. Социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического - политологии. Очень трудно определить, где именно кончается социальная и начинается политическая подсистема. Это пространство между гражданским обществом и миром политического изучает социология политики, главная задача которой - исследование социальной базы власти и различных конфликтов в обществе, роль социальной базы в поведении людей и ее влияние на политические институты. Политическая социология представляет собой своеобразный синтез социологии и политологии. Она в большей степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных аспектах политики. Политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов на макросоциальном и микросоциальном уровнях.

^ Политика и экономика. Несколько т. зр.

Марксистская: экономика - базис общества, а политика как надстройка, т.е. производные от базиса явления. Политика - концентрированное выражение экономики, экономических интересов различных классов. В классовом обществе политика выражает интересы господствующего класса, а в социалистическом обществе интересы трудящихся.

Кейнсианская: во взаимодействии политики и экономики политика должна играть более фундаментальную роль. Идея гос. регулирования рыночной экономики в целях увеличения социальной справедливости.

либеральная: признавая взаимосвязь политики и экономики, считает желательным их обособленность. Государство должно минимизировать свое вмешательство в рыночную экономику, которая считается саморегулирующейся.

^ Мораль и политика- разные способы регуляции поведения людей. Если мораль регулирует поведение человека изнутри путем соотнесения его поступков с нравственными ценностями, то политика внешнее регулирование.

Главный вопрос – вопрос о моральности политики. 2 подхода:

^ 1. этическое (аристотель) - политика должна быть исключительно нравственной. Цель – достижение общего блага, счастливой жизни людей. Эти блага обеспечиваются справедливым правлением, при этом управлять другими людьми могут лишь те, кто имеет четкие представления о добре, совести, чести и достоинстве.

2. макиавеллизм или полит. реализм (Макиавелли) возможность отступления от моральных норм оправдывается высшими интересами государства и общества в целом, а не личными интересами политика.

компромиссная позиция - необходимость соблюдения нравственных норм в политике с учетом специфики политики.

М. Вебер, два вида полит. этики: этику убеждения и этику ответственности. Этика убеждения - твердое следование своим идейным принципам. Этика ответственности - ответственность перед обществом, при этом цель достижения социальной справедливости является более важной, чем следование своим идейным принципам.


  1. ^ Структура, понятия, методология и методы политологии.

Политология - наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Объект - общество. Предмет: полит. власть.

Направления: политическая философия – изучающая общие стороны политики

теория политики - более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней.

политическая социология, акцентирующая внимание на социальном основании власти

политическая психология, исследующая роль установок, убеждений, мотивов и подсознательных факторов на политическое поведение.

ИПУ, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;

политическая антропология, которая изучает влияние социобиологических качеств человека на политику, а также ее связь с культурой того или иного народа;

теория международных отношений, рассматривающая проблемы мировой политики и взаимоотношений государств.

Функции: Познавательная, Аналитическая, Прогностическая, Инструментально-практическая, Политическая социализация.

Методы: институциональный метод - предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;

исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их развития;

системный - применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов. Сам объект рассматривается как целостность;

структурно-функциональный - состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;

бихевиоралистский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки;

Нормативно-ценностная — выяснение значения полит. явлений для общ-ва и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости и т. п. Ориентирует на разработку идеала полит. устройства и путей его практического воплощения. Исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит полит. институты и поведение.

Функциональная —изучение зависимостей между полит. явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем эконом. развития и полит. строем, между кол-вом полит. партий и избирательной системой.

Антропологический (противоположен социологич.) - изучение обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего набор основополагающих потребностей (в пище, жилище, безопасности и т. д.).

^ Психологический подход - имеет в виду конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых кач-в, соц. окружения, особенностей индивидуального развития.

Критико-диалектический (марксизм) - анализ полит. явлений посредством выявления внутренних противоречий между классами как источника самодвижения политики.

^ Сравнительная методология - предполагает сопоставление однотипных полит. явлений с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм полит. организации.

^ Социологическая методология — выяснение зав-ти политики от общ-ва, соц. обусловленности полит. явлений, влияния на полит. систему эконом. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры (марксизм — тезис зависимости полит. структуры от эконом. базиса).

+ эмпирические: опрос; наблюдение;

+ общелогические (анализ - синтез, индукция (ч. к общ.) – дедукция, абдукция (бобы в мешке белые, рядом белые бобы -> они из этого мешка).


  1. ^ Понятие политики и ее основные характеристики.

1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение проблем, за исключением нравственных, как авторитарное распределение ценностей, как способ регулирования конфликтов.

2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии.

3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей. Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.

Согласно консенсусному подходу, политика - это сфера объединения всех членов общества..

Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, как господство одних над другими.

В политике присутствуют два начала.

Первое начало - общество постоянно воспроизводит социальное неравенство. Это порождает противоречия и конкуренцию социальных групп за овладение источниками благ. Второе начало политики - поиск интегрирующей доминанты. В этом проявляется потребность ограничить влияние на общество фактора случайности и непредсказуемости. Поэтому политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах.

Назначение политики заключается в следующем:

политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;

политика призвана обеспечивать порядок социальных процессов и отношений;

политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития;

политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств:

опасностью для общества случайных и непредсказуемых явлений; необходимостью более рационального производства и сбережения материальных и духовных ценностей; потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения. Однако существенный момент составляют иррациональные факторы, эмоции, что проявляется, например, в предубеждениях одних этнических групп по отношению к другим, в электоральных предпочтениях, когда голосование определяется не рациональным выбором в пользу программы кандидата, а симпатиями и антипатиями в отношении политика.

Политика имеет сложную, многомерную структуру. Субъектами политики выступают различные социальные, государства, партии, международные организации.

Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:

социальный: индивиды, классы, элиты;

институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации;

функциональный: армия, органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия.

Объектами политики выступают общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов политики, в частности власть. Субъекты, осуществляя политическую деятельность, вступают в политические отношения - взаимодействия по поводу использования власти.

В структуре политики можно выделить нормативный аспект, представленный конституциями, законами, программными документами партий и политических движений.
^ 4. Теории происхождения политической власти и государства.

Центральным элементом политической системы выступает государство. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Несколько концепций происхождения государства.

Теологическая - возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли.

Патриархальная - государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.

Договорная - возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой.

Психологическая - государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия либо в силу склонности большинства к подчинению.

Классовая - государство появляется вместе с разделением общества на классы, классовое по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим).

Теория завоевания - происхождение государства как результат завоевания.

Органическая - проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга (Спенсер).

Но не может существовать только одно объяснение в отношении возникновения всех государств. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от общества.

На этот процесс оказывали влияние факторы: появление частной собственности и имущественного неравенства, а в конечном итоге и антагонистических классов; рост численности и увеличение плотности населения; завоевание одних народов другими; потребность защиты от внешних врагов; общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков, боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.

К вопросам власти, её источникам обращались Т. Гоббс и Д. Локк. Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая от "естественного человека" и приобретающая самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных человеческих установлений.


  1. ^ Власть как категория политической науки. Основные концепции власти.

Власть – это средство воздействия одного на другого посредством убеждения или принуждения. 2 св-ва власти: всеобщность и включенность (включена во все сферы). Гл. источник власти – неравенство, еще – стратификация.

Выделяют: традиционное господство (монарх власть не закрепл. законодательно), харизматический (в силу лчных качеств – гитлер), легальное (на осн. закона, посредством выборов).

Черты полит. власти: легальность (соотв. правовым нормам), легитимность (призн со тсороны граждан), наличие особого аппарата упрал-я, публичность-всеобщность-безличность (ассоциация с институтами, а не ч-ком).

^ Концепции власти:

Атрибутивная: власть воспринимается как атрибут;

Потенциально-волевые: власть как потенциальное решение, как возможная способность подчинять другого;

Инструмент-силовые: власть = средства её реализации, как инструмент;

Реляционная: взаимотоношения 2х или > партнеров, при котором 1 из них оказывает влияние на др.

Бихевиористский: как влиятельное поведение на опр. полит курс. посылают стимул и смотрят на реакцию (Фрейд, Фромм).

Уинтер – зависимость власти от 3х индикаторов: власть-насилие-секс.
2 типа власти: власть-авторитет и власть-могущество. Власть-авторитет предполагает влияние, основанное на признании одними людьми права других отдавать распоряжения и требовать подчинения. Власть-могущество означает способность воздействовать на поведение других желательным образом, что предполагает идею управления государством и ее конкретное осуществление.

Структура власти представляет собой совокупность институтов, посредством которых осуществляется процесс воздействия, реализуются властные отношения.

В рамках веберовской концепции можно выделить индивидуализированную, институциализированную и персонализированную власть. Индивидуализированная власть осуществляется одним человеком в различных формах. К её недостаткам относят прерывный характер (отсутствует разработанный механизм преемственности) и отсутствие правовых границ. Институциализированная характеризуется разделением власти и осуществляющих её лиц, фиксированным механизмом передачи власти. Персонализированная отличается усилением личных факторов, оказывающих влияние на внешние ее проявления, но чаще всего не меняющих её содержания.

Существуют другие типологии власти: законод, исполн, судебн; согласно способам реализации - явную и тайную, легитимную и нелегитимную, государств и общественную (партии, сми).

Современная политическая наука выделяет три взгляда на процесс влияния субъекта власти на ее объект. Во-первых, власть как процесс принятия решений. Во- вторых, власть как определение повестки дня, что означает возможность избежать принятия тех или иных решений, «процесс непринятия решений. В- третьих, власть как контроль над мыслями.


  1. ^ Легитимность политической власти и типология оснований легитимности.

Легитимность — сущностное свойство государственной влас­ти. Легитимность означает не только законность происхож­дения и способа установления власти, но и такое состояние влас­ти, когда граждане государства признают право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения.

Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил 3 главных типа легитимности власти:

1. ^ Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. ^ Харизматическая легитимность. Основана на вере в исключительные качества, харизму руководителя, которого иногда обожествляют, создают культ его личности. В этом случае сознательно культивируется величие личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном отношении вождя и массы.

3. ^ Рационально-правовая (демократическая) Её источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т. е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют исполнители власти. Характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.

Наряду с типологией обычно выделяются источни­ки легитимности власти. К ним относятся:

1) идеологические принципы граждан в государ­ственной власти как самой справедливой и передовой;

2) привязанность к структурам и нормам госу­дарственной власти, которая базируется на доверии к традицион­ной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

3) преданность власти благодаря положительной оценке лич­ных качеств субъектов власти; в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кла­дется расчет граждан в их отношении к лидеру;

4) политическое принуждение; оно су­ществует при любом политическом режиме, но чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности а как фактор ее падения.

^ Объекты легитимации в обществе:

1) государственная власть как таковая.

2) конкретная форма и воплощающие ее институты вместе с процедурами их формирования.

3) конкретные субъекты, олицетворяющие эти институты вместе с процедурами возведения во власть в рамках данных институтов, а также политика конкретных субъектов, их программы и действия.


  1. ^ Принцип разделения властей: его сущность и особенности реализации в России.

Родоначальниками теории являются Локк и Монтескье. Локк утверждает, что для управления международными делами в обществе необходимо существование федеральной власти, а во внутренней политике – исполнительной и законодательной. Судебная власть является составным элементом исполнительной власти. Монтескье впервые объявляет разделение властей высшим законом государственного устройства. Выделяет три рода власти: законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье также подчеркивает важность независимости властей и органов их осуществляющих, которые будучи разделенными, должны дополнять друг друга. Соединение властей в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти эти ветви должны быть обособлены. Система "сдержек и противовесов" устраняет почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов гос-ва.

Российскому государству на протяжении всей его истории принцип разделения властей был чужд. Он отвергался и монархами и в СССР (полновластие Советов). К признанию идеи разделения властей привел поиск путей преодоления политического режима в СССР в 80-х гг. Разделение на 3 ветви и их самостоятельность было прописано в конституции. Власть изначально едина, так как ее единственным источником является народ РФ. Гос. орган не может претендовать на осуществление всей гос. власти в стране. Каждый гос. орган, осуществляющий одну из 3 функций гос. власти, взаимодействует с др. гос. органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга.

Система сдержек и противовесов: Законодательный орган - Федеральное Собрание (делится на совет федераций и ГД) - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности органов власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ. Возможность вынесения ГД вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов".

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс. Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законод. органа главой государства.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти.

Президент обеспечивает взаимодействие органов гос. власти, хотя сам не принадлежит ни к одной из ветвей. Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законод. органу, правом законод. инициативы и отлагательного вето. В случае несогласия с законом он может его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов членов федерального собрания. Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью.


  1. ^ Основные теории политических элит.

У всех людей неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является полит. элита.

Философы Древней Греции считали, что править должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель считали что править обществом должны мудрецы.

^ Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая отражение в политических установках интересов различных слоев общества и непосредственно участвующая в осуществлении власти.

Моска пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению группы: класс управляющих и класс управляемых. Первый осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами. Моска считал господство неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством. Упор на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс.

Парето. Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. упор на замене одного типа элиты другим. Делил на лис и львов. Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. "Лисы" - либералы, она обеспечивают преобразования в обществе.

Михельс. Демократия, чтобы сохранить себя, вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках

^ Макиавеллистская школа элит:

Любое общ-во элитарно. Легитимность элиты. Структурное постоянство элиты. Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.

^ Ценностные теории элиты:

Элита - наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.

Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества.

Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

^ Концепции демократического элитизма:

Демократия понимается как конкуренция между потенциальными членами элиты

Элита обладает управленческими качествами, и защищает демократические ценности.

^ Концепции множественности элит:

Существует множество элит. Элиты возможно удерживать под влиянием масс.

Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.

Различия между элитой и массой относительны. Доступ к лидерству открывают личные способности, знания.

^ Осн. факторы полит. элиты: Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике. Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом. Политическая пассивность широких масс населения.


  1. ^ Понятие и проблема классификации политических режимов.

Политический режим - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. ^ В политологии существует несколько трактовок политического режима.

1. Институциональный (политико-правовой) подход отождествляет политический режим с формами правления и государственного устройства и акцентирует внимание на формально-юридических характеристиках: особенностях разделения государственной власти и соотношении между ветвями власти, на типах правительственных структур.

2. ^ Социологический подход ставит акцент на характере отношений между государством и обществом, которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения.

3. Широкая трактовка полит. режима выходит за рамки этих анализов и рассматривает его через соотношение ряда компонентов. Политический режим включает в себя:

политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;

методы осуществления государственной власти; реальный уровень свобод человека, объем его прав;

методы выработки политических решений; способы урегулирования конфликтов;

плюрализм, в том числе наличие или отсутствие оппозиции;

конфигурацию партийной системы; идеологию;

формы отношения населения к политическому участию;

тип легитимности; характеристики правящей элиты.

Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.


  1. ^ Основные характеристики демократического политического режима (либеральная демократия).

демократия - правление народа, избранное народом и для народа. Сущность демократии конкретизируется в совокупности ценностей, институтов и процедур.

1. Суверенитет народа. народ является источником власти, выбирает своих представителей власти.

2. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование.

3. Гарантия основных прав человека.

4. Гражданские права. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, свободу вероисповедания и др.

5. Политические права - возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций.

6. Социальные и экономические права: право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению.

7. Принцип разделения властей

8. Наличие развитой системы представительства - парламентаризма.

9. плюрализм.

10. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют:.

1. Прямая демократия. народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Референдум (плебисцит) - прямое голосование народа по гос. вопросам.

2. ^ Представительная демократия. воля народа выражается через институт посредников.

Недостатки демократии: Социально-классовая ограниченность. Формальность демократии для социально необеспеченных слоев населения. Ограниченность сферы демократии и политического участия личности. Принижение роли государства в управлении. Чрезмерный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека.
^ 11. Основные характеристики авторитарного политического режима.

Авторитаризм может стать реакцией на соц. напряжение в обществе и полит. нестабильность, которые могут быть вызваны эк. кризисами, имущественной дифференциацией населения в сочетании с проблемами бедности и голода. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы ее обеспечения.

Авторитаризм может утвердиться как ответ на внешнюю угрозу: возможность военных конфликтов, потери независимости. Одновременно может вырастать из политической пассивности народа. Хотя авторитаризм часто выступает реакцией на внутреннюю нестабильность общества, сам он потенциально нестабилен.

Авторитаризм - концентрация власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.

Основные черты:

  1. Автократизм или небольшое число носителей власти.

  2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

  3. Опора на силу. может не прибегать к репрессиям, но в случае необходимости может принудить граждан к повиновению.

  4. Монополизация власти и политики, недопущение оппозиции и конкуренции.

  5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы.

  6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху.

В зависимости от того, на какие социальные групп и институты опирается власть, можно выделить следующие формы: военная диктатура; теократический; олигархический; вождистский. Выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные формы. Гибридные режимы получили разные названия:

"диктабланда" - некоторая либерализация, но без последующей демократизации. населению предоставлены опр. права, но оно не вовлечено в полит. жизнь, нет развитого гражданского общества;

"демократура" - имеются элементы демократии, но нет либерализации. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;

"делегативная демократия" - установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели делегируют право принимать важнейшие решения не з\д органу, а президенту.
^ 12. Основные характеристики тоталитарного политического режима.

Тоталитаризм появился в 20 в. опирается на опр. тип сознания и психологию "массового человека" - в социально-психологической трактовке причин тоталитаризма. Смысл тоталитаризма обосновал Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность вне государства.

6 базовых характеристик тоталитаризма (К.Фридрих "Природа тоталитаризма"):

  1. официальная идеология, которая претендует на охват всех аспектов человеческого существования и ориентируется на достижения извечных целей, например на создание "совершенного общества";

  2. массовая партия, которая сливается с гос. бюрократической организацией;

  3. монополия партии над средствами коммуникации;

  4. концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия;

  5. контроль и руководство экономикой;

  6. система террористической полицейской власти.

Установление диктатуры одной партии приводит к слиянию партийных структур с государственными и к формированию феномена "государство-партия". Одновременно происходит "растворение" гражданского общества в государстве. Вершина пирамиды - фигура вождя. Действия вождя и партийная догма не подлежат критике. Характерна всеобщая этатизация - государство-партия осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества и индивида.

Делят на "левые" и "правые" формы. Правый или праворадикальный – Ит. с 1922 и в Герм. с 1933. Леворадикальный - СССР - сталинизм 28 – 50е.
^ 13. Гражданское общество. Понятие, структура и функции.

ГО - основанная на самоорганизации система соц.-экон. и полит. отношений для удовлетворения потребностей человека как высшей ценности ГО.

ГО: В широком смысле общество включает всю не охватываемую гос-вом часть общества, то есть автономная, не зависимая от государства сфера. В узком значении неразрывно связано с правовым государством. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности.

Сущность - объединяет и выражает интересы граждан, а не волю правящих элит, гос-ва. Гос-во призвано выступать слугой общества, его представителем.

^ Характерные черты и принципы: экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

признание и защита естественных прав человека; легитимность и демократический хар-р власти;

  1. равенство всех перед законом;

  2. принцип разделения и взаимодействия властей;

  3. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

  4. свобода мнений, слова и печати, независимость СМИ;

  5. невмешательство гос-ва в частную жизнь;

  6. это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Структура: 1. Составные эл-ты: личность; семья; собственность; соц. группы; институты демократии; правосудие; система образования; свободные СМИ; негос. соц.-экон. отношения и др.

2. Можно представить в виде 5 осн. систем, отраж. сферы его жизнедеят.: соц., экон., пол., духовно-культ. и информ. системы.

Общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает собственные, общественно-полит. механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим, происходит политическая институционализация гражданского общества, т.е. общество самоорганизуется с помощью разных институтов.

Функции: удовлетворение потребностей его членов. В рамках выполнения этой функции ГО выполняет ряд др. ф-ций: защита частных сфер жизни от жесткой регламентации гос-ва. Создание и развитие механизмов общ. самоуправления. Обеспечение гарантий прав человека, равный доступ к участию в гос. и общественных делах. ГО независимо от гос-ва. Взаимоотношения гос-ва и ГО: взаимно дополняют друг друга. Без ГО невозможно построить правовое демократическое гос-во, т.к. именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации чел. жизни.
^ 14. Понятие государства, его основные признаки и функции.

Государство – 1) в широком смысле: общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на опр. территории. 2) в узком смысле: организация, система учреждений, обладающих верховной властью на опр. территории.

^ Признаки государства:

1. Научно-экспертные:

А) Географические: территория, население

Б) Суверенитет – самостоятельность в принятии решений в политике.

В) Наличие публичной власти.

Г) Монополия на легальное применение силы: наличие репрессивного аппарата, как осн. метода принуждения. Внешний репрессивный аппарат - армия. Внутр. – милиция, суды, прокуратура.

Д) Монополия на взимание налогов: Налоги – это плата за предоставление государством услуг и за выполнение опр. функций. Налог – безвозмездное изъятие денежных средств.

Е) Принцип гражданства. Гражданство как наличие определенного комплекса прав и обязанностей, как опр. система отношений между гражданином и государством.

2. Политические:

А) Выраженная и оформленная воля людей, представл. гос-во.

Б) Признание со стороны др. государств. Признание влечет за собой равенство в м\унар. отношениях.

^ Функции государства. деление на внутренние и внешние.

Внутренние: Правовая — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана прав и свобод.

Политическая — обеспечение политической стабильности, выработка целей и задач развития общества.

Организаторская — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая — организация, регулирование экономических процессов.

Социальная— обеспечение сотрудничества различных слоев общества, защита интересов граждан.

Культурная— создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, открытое информ. пространство.

Образовательная —демократизация образования, равные возможности получения образования.

Внешние: обеспечение национ. безопасности — поддерж. обороноспособности, защита терр. целостности, суверенитета гос-ва.

Поддержание мирового порядка — участие в развитии системы междунар. отношений.

Функция взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.
^ 15. Формы правления современных государств:

Форма правления – способ организации высшей гос. власти, структура, порядок взаимоотношений высших гос. органов.

^ Формы правления: 1. Республика («общее дело»): 1) Парламентская 2) Президентская 3) Смешанная

* исключ.: СССР – советская республика.

* критерии раздел. респ: 1) каким образом формируется каждый из органов власти 2) Каким образом распределены полномочия между органами власти.

^ Во всех трех видах республики органы гос. власти представлены: президентом, парламентом (представительно-законодательный орган), правительством (исполнительный орган). Данное деление основано на принципе разделения властей и системе сдержек и противовесов. Полномочия всех органов перекрещены. (Р. – Президент, Федеральное собрание - Совет Федераций, ГД, Правительство).

1) Парламентская: нижняя палата - избирается народом, верхняя – либо избирается, либо назначается (Россия: 0,5 назначается губернатором), либо наследуется. Президент: избирается Парламентом, наделен представительскими функциями.

  • Парламент обладает большей легитимностью, чем Президент. Именно на основе парламентского большинства формируется Правительство. Правительство ответственно перед Парламентом. Парламент – законодат. функция.

  • Правительство: обладает исполнительной властью. Лидер партии становится главой правительства, он формирует правительство и определяет министров.

2) Президентская: F.e., США. Президент (и парламент) избирается народом. Легитимность Президента выше. Президент - глава Правительства. Он руководит внутр. и внешн. политикой. Президент командующий вооруж. сил. Президент обладает правом отлагательного вето на решения Парламента. Парламент не может вынести Правительству вотум недоверия.

3) Смешанные: двойная ответственность Правительства: перед Президентом и перед Парламентом.

  • Президент и Парламент избираются народом. Парламент не может сместить Президента, который вправе распустить Парламент с объявлением даты парл. выборов.

  • Правительство: назначение премьер-министра исходит от Президента и ГД. Президент выдвигает кандидатуру на утверждение Думе, если Дума отклоняет кандидата 3 р., то Думу распускают и выбирают новую. Премьер-министр полностью ответственен перед Президентом, а Парламент контролирует Правительство через утверждение ежегодного бюджета, также Парламент может вынести Правительству вотум недоверия.

  • Президент: глава гос-ва, верховный главнокомандующий, заним. м\унар. отнош., право отлагательного вето на решения Парламента, право введения чрезвыч. положения, утверждает законы. Примеры : Фр., Р.

Монархия. 1) Абсолютная — неогранич. власть монарха. Органы власти подотчётны монарху, а воля народа может выражаться максимум через совещательный орган. Напр.: Саудовская Аравия, Катар, Оман.

2) Конституционная — власть монарха ограничена конституцией. 2 формы: А) Парламентарная — монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию и лишь частично исполнительскими, иногда имеет право вето на решения Парламента. Правительство ответственно перед парламентом и формируется парламентским большинством. (Великобр.)

Б) Дуалистическая — власть монарха ограничена конституцией, но в заданных ею рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной.
^ 16. Формы территориально-политического устройства

Территориально-политическое устройство – организация пространства с точки зрения властвования.

Формы: 1) Федеративная 2) Унитарная 3) Конфедерация – союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов.

1) Федерация –устойчивый союз государственноподобных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции, имеющих собственные законод., исполн. и суд. органы. 1 федерация - США. Р. стала федерацией при СССР.

  • Главный структурный элемент: субъекты федерации. Субъекты федерации не имеют права выйти из ее состава -> не обладают суверенитетом (РФ). Состоит из двух уровней (федеральный и региональный), но правила, устанавливаемые федерацией, имеют большую силу, чем правила субъектов федерации. Если закон субъекта федерации противоречит федеральным законам, то закон субъекта должен быть исправлен.

  • строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. Одна часть вопросов является исключительной компетенцией федер. органов управления, другая – субъектов, третья – совместной.

2) ^ Унитарные государства:

- как правило, страны с мононациональным населением

- не имеют внутр. полит. гос. образований, деление только на администр. образования: местные органы управления - города, поселкии др.

^ 2 вида унитарных гос-в:

1) Централизованные: (Вб, Швеция, Дания)

Достаточно широкая автономия местных органов управления (напр., поселковые образования). Но средние уровни управления непосредственно ориентированы на выполнение решений центра.

2) Децентрализованные: (Фр., Ит., Исп.)

Крупные административные образования (города) пользуются широкой автономией, располагают собственными администр.-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. Однако в области налогообложения их компетенции сильно ограничены -> финанс. зависимость от центра.

  • Принцип субсидиарности – распределение ответственности в принятии решений, то есть, проблемы должны решаться там, где они возникают. *В современности большинство государств – децентрализованы; отличия от федераций минимальны.


^ 17. Государственно-политическое устройство современной России.

Россия — федеративная смешанная (др. т. зр.— президентская) республика. Гос. строй Р. определяется Конституцией 1993. Полномочия гос. власти разделены между РФ и ее субъектами.

Глава государства - Президент России, избираемый на 6 лет всенародным голосованием. Он: осуществляет руководство внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооруж. силами, назначает с согласия ГД Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства. возглавляет Совет безопасности. Президент имеет право объявить военное положение, но обязан известить о своём решении Федеральное Собрание. Обладает правом издания Указов, обязательных для исполнения на всей территории России (Указы не должны противоречить федеральным Законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание сост. из: Совета Федерации (верхняя палата) и ГД (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, ГД состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием.

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебную власть осуществляют суды.



^ 18. Местное самоуправление в современной России.

МСУ – гос. органы местной власти = форма осуществления функций при помощи независимых лиц и учреждений = часть гражданского общества, т.е. самоорганизация общества.

* органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

*осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, форм прямого волеизъявления.

*структура органов МСУ определяется населением самостоятельно.

*изменение границ территорий МСУ допускается с учетом мнения населения территорий.

*на основе поселенч. принципа и принципа субсидиарности – решение местных вопросов на местах для большей эффект.

*органы МСУ: управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану местного порядка.

Основная задача - обеспечение самостоятельности местного самоупр. Это достигается через:

*право на самостоятельность населения в формировании органов МСУ; *способность органов МСУ решать проблемы – наличие законодательной базы, полномочий и ресурсов;
ФЗ от 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления». В полном объеме вступил в силу с 2009.

^ Виды органов местного самоуправления: *представительные; *исполнительные.

Пять видов муниципальных образований:

сельское поселение - один или несколько объединенных по принципу пешей доступности общей терр. сельских населенных пунктов;

городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией;

муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей терр. по принципу транспортной доступности.

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы МСУ которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов поселения и вопросов местного значения;

внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой МСУ осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы МСУ;
*каждый из видов муниципальных образований решает исключительно свои вопросы.

*каждый из видов муниципальных образований будет иметь различные доходные источники

*прописаны полномочия, закрепленные за органами МСУ, которые являются государственными и требуют дополнительного финансирования.
^ 19. Демократия как процедура: выборы, модели избирательных систем, референдум, плебисцит.

Выборы - это способ наделения властью через решение людей. Периодичность - выборы проводятся регулярно; представительность – круг избирателей широк и охватывает различные слои общества; окончательность – итоги выборов не могут быть отменены иначе как вследствие обнаружения нарушений. Ключевая хар-ка - конкурентность.

Референдум –волеизъявление граждан путем голосования по наиб. важным гос. вопросам. В международном праве плебисцит нередко рассматривают в качестве формы референдума, в частности, как опрос населения при решении вопроса о принадлежности территории, на которой оно проживает.

Совокупность правил, по которым проводятся выборы, называется избирательной системой. Основные различия избирательных систем обусловлены тем, что как само избрание, так и голос избирателя может являться как неделимым, так и дробным – из этого классификация на мажоритарные и пропорциональные избир. системы.

Мажоритарные. В основе - принцип «победитель получает все». Голосование проводится по округам. Избранным(и) считаются те, кто получит наибольшее число голосов избирателей. Делятся на простые и сложные. Простая - голосование в один тур, кандидату необходимо набрать простое большинство голосов. Сложная - для победы первоначально требуется набрать абсолютное или квалифицированное большинство голосов.

Любая мажоритарная система несправедлива, так как голоса, поданные за непрошедших кандидатов, не имеют никакого значения. Исторически возникла первой, так как является простой и отражает принцип подчинения меньшинства большинству.

Пропорциональные предполагают, что места в избираемом органе власти должны распределять между пол. силами пропорционально кол-ву полученных ими голосов. Квота голосов, необходимых для занятия 1ого депутатского места называется «избирательный метр» и определяется от числа действительных поданных бюллетеней. Список кандидатов, при действии пропорционального принципа в чистом виде, должен быть закрытым, т.е. кандидаты должны быть расставлены в нем в порядке, в котором они претендуют на избрание, и избиратель не должен быть в силах этот порядок изменить. При таком подходе количество поданных впустую голосов будет малым, однако в избранном органе власти окажется представленным большое число различных пол. сил и ни одна из них не будет иметь прочного большинства.

Смешанные. одновременно используются принципы, лежащие в основе обоих типов. К примеру, устанавливают минимальный процентный порог.

^ Преференциальные избир. системы основаны на возможности дробления голоса избирателя. Они дают возможность избирателю в разной степени поддержать различных кандидатов.
^ 20. Политическая партия: причины и условия возникновения политических партий.

Партия - устойчивое объединение людей, возникающее для достижения общих политических целей. Специализированная упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев определенных политических целей.

Существование политической партии должно отвечать 4 условиям:

  1. наличие организации, являющейся носителем опр. идеологии;

  2. долговременный характер, локальные и общенац. институты;

  3. стремится к завоеванию власти;

  4. борется за поддержку народа, в т.ч. на выборах.

три уровня в структуре партии:

  1. блок избирателей, идентифицирующий себя с данной партией;

  2. офиц. партийная организация

  3. члены партии, участвующие в процессе гос. управл.


Партии выполняют ряд: интеграционную; институциональную; инструментальную; представительную; мобилизационную; воспитательную.

Начальный этап 17-18 в. Зарождение полит. систем ранних буржуазных государств Европы и Америки. Появление партий проходило в условиях борьбы сторонников разных направлений новой государственности. Определяющую роль сыграли социальные конфликты. В этих условиях партии понимались как угроза стабильности государства и источник конфликтов – антипартизм. В дальнейшем партия становится ключевым политическим институтом.

Возникновение партий обусловлено изменениями в 19 в.:

1. возрастание роли парламента, укрепление парламентских и демок. режимов привели к необходимости формирования органов представительства устойчивых интересов в структурах власти. Таким органом стали парламентские группы.

2. Расширение избирательных прав. Теперь политика перестала быть делом элиты и касается каждого человека. Это стимулировало появление избирательных комитетов, задачей которых является поддержка кандидата и его избирательной кампании, а после победы на выборах - осуществление постоянной связи депутата с его округом. Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и избирательными комитетами стали основными способами формирования.- Такие партии назыв. партиями электорального (электорат - группа лиц, обладающих правом голоса при выборах в органы гос. власти) и парламентского происхождения. + партии "внешнего происхождения", природа которых не связана ни с избирательным, ни с парламентским механизмами.

Эти партии стали преемниками тех организаций и институтов, которые существовали ранее и действовали в политике, однако не участвовали в выборах.
^ 21. Основные признаки, функции и классификация политических партий.

Политические партии – это политические объединения, которые выражают политические интересы соц. групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления гос. власти в обществе.

Признаки:

1) наличие организации, являющейся носителем опр. идеологии;

2) долговременный характер, локальные и общенац. институты;

3) стремится к завоеванию власти;

4) борется за поддержку народа, в т.ч. на выборах.

В соответствии с законом РФ "О политических партиях", политическая партия - это добровольное объединение граждан РФ, созданное в целях участия в пол. жизни общества посредством выражения пол. воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных органах гос. власти и представительных органах МСУ.

Функции:

  1. Представительство интересов соц. групп и слоев общества.

  2. Борьба за обладание гос. властью, за политическое руководство.

  3. Идеологическая (производство идей и полит. социализация личности).

  4. Разработка и осуществление политического курса.

  5. Организаторская – кадровая.

  6. Обеспечение связи масс с государством, институализация пол. участия граждан.

  7. Интеграционная (согласование интересов борющихся сил, политическая стабилизация общества).

Структура. а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат; в) активные члены партии; г) пассивные члены партии. + лица, которые поддерживают партию, не являясь ее членами.

Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией.

Классификация. делятся на интегративные - представляющие все или многие слои общества, и представительские -члены которых представляют 1 соц. слой или класс. К идеологическим относят партии, преследующие цель изменить жизнь в соответствии со своими идеалами, к прагматическим - преследующие конкр. полит. цели. Также делятся на : Массовые имеют сложную организационную структуру и кучу последователей. Преимущественным источником финансирования - членские взносы. Кадровые немногочисленны, состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов, действуют преимущ. в период предвыборных кампаний. Мобилизующие партии. цель - мобилизовать население на выполнение каких-л. задач. Сюда относилось большинство партий бывших социал. государств. Патронажные создают преимущества для лидера и его окружения. Классово-сословные направляют свою деятельность на защиту интересов опр. соц. слоев или групп.

По отношению к существующей действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные в зависимости от того, намереваются ли они сохранить ее, частично изменить или преобразовать радикальным образом.

По месту в политической системе партии можно разделить на правящие и оппозиционные. По хар-ру полит. действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии.

По месту в политическом спектре различают партии левые, центристские, правые.
Сейчас с в РФ зарегистрировано 7 пол. партий:

1. «Е..ная Россия» (центристы, социальный консерватизм)

2. «Коммунистическая партия РФ» (левые, псевдокоммунизм)

3. «Либерально-демократическая партия России» (правые, псевдонационализм)

4. «Патриоты России» (наверное правые, социальный то ли консерватизм, то ли национализм)

5. «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (правые, социал-либерализм)

6. Справедливая Россия (умеренные левые, социал-демократия)

7. партия «Правое дело» (правые, либеральная демократия)
^ 22. Понятие и основные разновидности партийных систем.

Партийные системы - совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с гос-вом и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации пол. власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет назывной характер.

Классификация: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

^ Однопартийная системы являются несоревновательными. правящая партия берет на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя гос. функции, выступает стрежнем всей политической системы общества.

^ Двухпартийные системы. Двухпартийная система в определенной степени стабилизирует правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством. Двухпартийность может быть “жесткой” или “гибкой” в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей политической системы. Примером “жесткой” двухпартийности может служить система руководства, в Вб. При принятии важных политических решений все депутаты от каждой из основных партий – лейбористской или консервативной – должны голосовать строго в заданном “русле”. Гибкая двухпартийная система в США. Там конгрессмен может голосовать более свободно и меньше принимать во внимание позицию руководства партии. Существует модифицированная (система “двух с половиной” партий). На выборах одна из двух основных партий обычно получает относительное большинство голосов в несколько процентов, поэтому она вынуждена идти на союз с близкой по целям, значительно менее влиятельной партией.

^ Многопартийные системы. Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями. Многопартийные системы имеют и недостатки. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.
^ 23. Структура и уровни политического сознания. Политический менталитет.

Политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху политических представлений и установок. Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением пол. власти и государственности.

Политическое сознание - сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания, и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей.

Функции: Познавательная - Интегративная, Оценочная - Прогностическая, Регулятивная – Нормативная.

^ Компоненты ПС. Психологические: совокупность чувств, переживаний, ориентаций, связанных с пол. деятельностью.

Менталитет: устойчивые эмоции, установки и связанные с ними модели политического поведения, имеющие религиозные и национальные особенности.

Идеолого-теоретические: система знаний, представлений, оценок, понятий, теорий, принципов, идеалов.

Уровни ПС: С т. зр. субъекта

Массовое - Реально действующее политическое сознание массовой общности.

Групповое - Сознание больших и малых групп: классов, политической элиты, связанных с политикой

Индивидуальное - Система мотивации и ценностей, обеспечивающих познание личностью политики.

По глубине отражения действительности

Обыденное - Формируется на базе жизненного опыта человека.

Научное - Формируется социальными группами на основе исследования политических процессов.

Менталитет – это совокупность образов и представлений, которыми руководствуется человек или группа людей. Менталитет лежит между двумя формами познания: рациональным и религиозным, взаимодействуя как с первым, так и со вторым.

Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя: 1) представления о политической реальности; 2) ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер; 3) политические установки, стихийные предрасположенности особым образом реагировать на политическую ситуацию.
^ 24. Политическая идеология: понятие, функции, классификация.

Политическая идеология - форма политического сознания, определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов опр. соц. групп и слоев, национ. образований.

Функции: Легитимация власти опр. политических сил и режимов. Мобилизующая и интеграционная. Критическая. Когнитивная. Нормативная. Компенсаторная.

Овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач пол. развития; стремление сплотить общество либо на основе интересов какой-нибудь опр. соц. группы, либо для достижения целей, не опирающихся на опр. слои населения.

^ Уровни функционирования: - теоретико-концептуальный: формулируются осн. положения, раскрывающие ценности и идеалы опр. класса (нации, государства) или приверженцев какой-то цели пол. развития.

- программно-политический: социально-фсф принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования пол. элиты, формируя нормативную основу для принятия управленческих решений.

- актуализированный: характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения на практике.

Традиционно выделяют:

ЛИБЕРАЛИЗМ - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парл. строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти.

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ – Цель - прогресс человечества на основе конституц. закона и порядка. Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу. Расширение деятельности государства в социальной сфере.

КОНСЕРВАТИЗМ - за сохранение традиций и устоев гос. и общественного устройства. Преклонение перед традициями и историческим прошлым. Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - в основе лежат идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общ. развития. Приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов; защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.

СОЦИАЛИЗМ —процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой ч/с.
^ 25. Либерализм как разновидность политической идеологии.

Либерализм —исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. С кон. 18 в. либерализм стал одной из двух господствующих полит. идеологий.

Идеалы либерализма:

  • равные права и свободы, всеобщее равенство перед законом;

  • свободная рыночная экономика

  • правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность гос. власти

  • общество со свободой действий для каждого

  • ограничение власти государства и церкви

  • верховенство права, частной собственности и свободы частного предпринимательства.

Некоторые совр. течения либерализма более терпимы к гос. регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесп.здравоохр.

Виды либерализма:

  1. Классический (государство – защитник прав человека)

  2. Современный (обычно представляет собой смесь этих форм)

    1. Политический (за либеральную демократию – полиархию - против авторитаризма)

    2. Экономический (за ч\с и против гос. регулирования)

    3. Культурный (за личную свободу и против ограничений на неё)

    4. Социальный (за равенство возможностей и против экон. эксплуатации)

  1. Либерализм третьего поколения – для стран третьего мира, против колониализма.


^ 26. Идеология консерватизма и ее разновидности в мире и современной России.

Консерватизм — отстаивает ценность гос. и общ. порядка, стабильности, достигаемой эволюционным развитием. Идеалы консерватизма:

  • неприятие «радикальных» реформ и экстремизма, противодействие революциям

  • отстаивание эволюционного самобытного развития

  • этатизм и элитаризм

  • за ч\с

  • стремление к укреплению безопасности, поддержке традиционных союзников

  • протекционизм в экономике

  • неравенство - свойство общества

Условно можно разделить историю развития консерватизма на три этапа:

  1. Палеоконсерватизм - Монархический, ретроградский

  2. Умеренный консерватизм - Республиканский

  3. Неоконсерватизм - Демократии Запада, США, либеральные формы консерватизма

Для любого государства было характерно стремление к консервации установленного порядка, поэтому консерватизм стал первой организационно и идеологически оформленной идеологией. Появление консерватизма связывают с реакцией на ВФР и именами Э. Бёрка и Ж. де Местра.

В ХХ в. с принятием всеобщего избирательного права консерваторы совершают ещё ряд шагов на пути к либеральному консерватизму. Для американского неоконсерватизма характерно вмешательство в политику других стран с целью «насаждения демократии».

Для рос. консерватизма характерно: славянофильство, евразийство и панславизм. Оформляется в годы правления Николая I как реакция на восстание декабристов, связан с триадой «православие, самодержавие, народность». После падения СССР продолжает традиции Союза русского народа. Наиболее известные организации и партии: Консервативная партия России (лидер – Лев Убожко, в данный момент существование заморожено) и Евразийский союз (лидер – Дугин). Все организованные консерваторы в России – монархистского толка. Способствуют национализму и даже шовинизму (Дугин).
^ 27. Социализм (социал-демократизм) как разновидность политической идеологии.

Социализм — процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой ч\с.

Идеалы: отсутствие эксплуатации человека человеком и социального угнетения, социальное равенство и справедливость.

3 осн. течения внутри социализма: Ортодоксальный марксизм, Социал-демократизм, Национал-социализм, Анархизм.

Для марксизма характерно:

  • тезис о том, что социализм – ступень между капитализмом и коммунизмом

  • револ. способы борьбы

  • принцип эквивалентности: равное количество труда обменивается на равное количество предметов потребления из общественного запаса

  • частное предпринимательство запрещено

  • ч\супразднена, разрешена только собственность индивидуальная

  • полный контроль государства над экон.

Для социал-демократии характерно:

  • рыночный социализм — экономическая система, при которой господствует коллективно-общественная форма собственности, и действуют законы рыночной экономики

  • умеренность, парламентаризм

  • стремление развить капитализм

  • политический и идеологический плюрализм

  • защита прав и свобод

  • социально ориентированная модель кейнсианства

  • мощный государственный сектор в экономике

  • сотрудничество с профсоюзами

  • сокращение разрыва между богатыми и бедными, в том числе за счёт прогрессивных налогов

  • улучшение условий труда, сокращение рабочей недели, повышение зарплат, борьба с безработицей

  • социальное обеспечение

  • охрана природы и окружающей среды

  • мультикультурализм

  • демилитаризация

Для национал-социализма характерно:

  • идея о деградации рас и наций, вызванных капитализмом

  • антимодернизм, социал-шовинизм, социал-дарвинизм, ксенофобия

  • антимарксизм, антибольшевизм, антипарламентаризм

  • принцип вождизма, стремление к ультрацентрализованному государственному аппарату

  • идея расширения жизненного пространства

  • отказ от диктата мирового финансового капитала, поддержка мелкого и среднего ремесла

  • высокий уровень развития науки, а также мистицизма

  • идея «государства одной нации»

Для анархизма характерны т.н.7 принципов:

  • отсутствие власти,

  • свобода от принуждения

  • свобода ассоциаций

  • взаимопомощь

  • разнообразие

  • равенство

  • братство

Совр. соц. страны: Китай, Швеция (социальный капитализм), Ливия, Корея, Венесуэла. Социал-демократы в ряде стран Европы занимают лидирующие позиции в парламенте (в Вб – лейбористы, и Герм. – христианские социалисты). Повсеместно наблюдается переориентация на ср. класс.
^ 28. Политическая культура, ее структура, функции и основные разновидности.

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о соц. и пол. событиях, политические ценности, ориентации и навыки, влияющие на пол. поведение. Политическая культура - совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации.

Структура:

  1. культура пол. сознания – пол. убеждения и установки; политические ценности, традиции, обычаи, нормы

  2. культура пол. поведения - культура пол. участия и пол. деятельности

    1. культура функционирования политических институтов: культура электорального процесса,культура восприятия и решения конфликтов, культура принятия и реализации пол. решений.

Функции:

  • идентификация - постоянная потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в отстаивании интересов соответствующей общности

  • адаптация - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде

  • социализация - обретение навыков в реализации своих прав, политических функций и интересов

  • интеграция - обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства

  • коммуникация - взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации

  • ориентация - стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе

  • предписание - приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Типология политической культуры Алмонда, Верба и Поуэлла:

  1. приходская культура (патриархальная) - безразличное отношение к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и заинтересованности политической жизнью "на местах"

  2. зависимая культура (подданническая) - большая заинтересованность в деятельности властей; граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности, граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей

  3. политическая культура участия - активность участия: граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это "вмешательство", участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления



Скачать файл (219 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации