Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Правовые основы судебно-медицинской деятельности в РФ. Суд.мед. экспертиза на предварительном следствии - файл 1.doc


Контрольная работа - Правовые основы судебно-медицинской деятельности в РФ. Суд.мед. экспертиза на предварительном следствии
скачать (164.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc165kb.16.11.2011 10:22скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: Правовые основы судебно-медицинской деятельности в РФ. Судеб­но-медицинская экспертиза на предварительном следствии, в суде; внепроцессу­альная деятельность судебных медиков и в оперативно-розыскной деятельности. Самостоятельное использование судебно-медицинских познаний дознанием, следст­вием и судом.


ПЛАН:


Введение. Предмет и задачи судебной медицины.

•Правовые основы судебно-медицинской деятельности.

•Использование судебно-медицинских познаний в раскрытии и расследовании преступлений.

•Принципы судебно-медицинской экспертной деятельности.

•Требования к судебно-экспертной деятельности.

•Содержание судебно-медицинской экспертной деятельности.

•Предмет и объекты судебно-медицинской экспертизы.

•Процессуальный формат судебно-медицинской экспертизы.

•Процессуальный формат судебно-медицинской экспертизы в ходе предварительного расследования или судебного следствия.

•Процессуальный формат судебно-медицинской экспертизы в ходе судебного следствия.

•Сроки производства судебной экспертизы.

•Место проведения судебно- медицинской экспертизы.

•Финансирование судебно-медицинской экспертизы.

•Виды судебно-медицинской экспертизы.

•Комиссионная судебно-медицинская экспертиза.

•Процессуальное положение судебно-медицинского эксперта.

•Непроцессуальные виды использования судебно-медицинских познаний в судопроизводстве.

•Контрольно-распорядительная деятельность должностных лиц судебно-экспертного учреждения.

•Справочно-информационная деятельность.

•Взаимодействие судебно-медицинской службы с правоохранительными органами.

•Формы совместной работы судебно-медицинской службы и правоохранительных органов.

•Судебно-медицинская экспертиза по материалам дел.


Заключение.

Использованная литература.

^ Предмет и задачи судебной медицины.


Судебная медицина – отрасль медицины, которая решает вопросы медицинского и биологического характера, возникающие в правоохранительной деятельности, а также оказывает помощь органам здравоохранения в деле повышения качества их работы.

В настоящее время судебная медицина представляет самостоятельную медицинскую науку, изучающую определенный круг вопросов и имеющую свои методы исследования. По мере развития судебной медицины из нее выделились в качестве самостоятельных дисциплин ряд наук, например судебная химия, судебная психиатрия и судебная токсикология.

Из юридических наук очень близка к судебной медицине, криминалистика, которая представляет собой юридическую дисциплину, изучающие практику, методику и технику расследования преступления. Для того чтобы успешно провести следствие и судебный процесс, юрист должен иметь представление о возможностях судебной медицины.

Система предмета – определяется существенной практикой судебно-медицинской экспертизой и может быть определена в следующем виде:

часть процессуальная, в которой излагается правила проведения судебно-медицинской экспертизы, приводиться содержание и толкование различных законов, положений.

часть материальная, в которой излагается медицинский и естественно-научные сведения, составляющие содержания судебной медицины как науки.


^ Правовые основы судебно-медицинской деятельности.


Судебная медицина, являясь наукой, обслуживающей правовую деятельность, сама, естественно, должна работать в строгих правовых рамках.

Только в этом случае результаты ее деятельности могут быть эффективно

использованы для решения задач, возникающих в процессе осуществления

уголовного и гражданского правосудия.


^ Использование судебно-медицинских познаний в раскрытии и расследовании преступлений.


В целях правильного понимания значения и роли судебной медицины в

раскрытии преступлений и изобличении преступников этот процесс целесообразно разделить на три составляющих.

Первая - раскрытие преступления. Под раскрытием принято понимать установление лица, совершившего преступление, и других существенных фактических обстоятельств происшедшего. Для раскрытия преступления не обязательно устанавливать все обстоятельства совершения преступления.

Вторая - предварительное расследование. Деятельность уполномоченных

лиц по обнаружению, фиксации, изъятию, оценке и использованию доказательств совершения преступления конкретным лицом (лицами).

Третья - судебное следствие. Установление вины или невиновности лица,

обвиняемого в совершении преступления.

На каждом из этих этапов работы могут быть использованы и используются судебно-медицинские познания для целей решения проблем медико-биологического характера, возникающих у правоохранительных органов. Расследование преступлений строго регламентировано процессуальным законом, а вот деятельность по раскрытию преступлений может быть как процессуальной, так и вне процессуальных рамок.


К процессуальным формам работы судебных медиков относятся: привлечение в качестве эксперта по уголовному делу и привлечение в качестве специалиста.

Процессуальные формы участия судебного медика в работе право-

охранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений могут

использоваться только при возбужденном уголовном деле (за исключением

осмотра трупа на месте его обнаружения).


Внепроцессуальная деятельность судебного медика по своей сути может

полностью повторять процессуальную (исследование трупов, живых лиц, материальных объектов, документов, анализ вербальной информации), но отличается она тем, что осуществляется вне рамок уголовного дела или в ходе

него, но без соответствующего процессуального оформления.

Главными потребителями результатов судебно-медицинской работы являются: дознание, следствие, суд, субъекты оперативно-розыскной деятельности.


^ Принципы судебно-медицинской экспертной деятельности.


Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (ст.4 ЗГСЭД).

Точное соблюдение требований правовых актов определяет ведущий принцип судебно- экспертной деятельности - законность. Именно на обеспечение законности при производстве судебной экспертизы направлены все законодательные акты, и прежде всего уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Нарушение закона при производстве судебной экспертизы недопустимо и влечет за собой не только признание ее результатов недопустимым доказательством, но и ответственность эксперта, установленную законодательством Российской Федерации

(ст.5 ЗГСЭД).

В соответствии с Конституцией РФ на всей территории России федеральные законы имеют верховенство над любыми иными законодательными и нормативными актами федерального и регионального уровней. Международные договоры Российской Федерации, являющиеся частью правовой системы страны, обладают преимуществом перед другими законодательными актами, и если для судебно-экспертной деятельности законами РФ и международными договорами РФ предусмотрены разные правила, следует руководствоваться правилами соответствующих международных договоров.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 6 ЗГСЭД).

Судебно-медицинский эксперт и руководитель экспертного учреждения в своей деятельности не вправе руководствоваться политической или национальной принадлежностью, материальным или должностным положением лица, в отношении которого производится экспертиза, их родственников или законных представителей.

Обеспечению этого принципа служат система прав и гарантий участников судопроизводства в связи с назначением производством судебно- медицинской экспертизы, запрещение эксперту разглашать данные, ставшие ему известными в силу участия в уголовном процессе, и уголовной ответственностью за нарушения закона при производстве экспертизы.

Основополагающим принципом судебно-экспертной деятельности является независимость эксперта. Законодательство России (ст.7 ЗГСЭД) прямо устанавливает, что эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.ст.302, 309 УК РФ).

Принцип независимости обеспечивается процессуальной самостоятельностью эксперта как участника судопроизводства, предоставленными ему широкими правами в уголовном процессе (вне зависимости от того, является ли он сотрудником государственного или иного экспертного учреждения, или "частным" экспертом), одинаковыми требованиями к специальной профессиональной подготовке эксперта, возможностью его отвода, а также принятыми в Российской Федерации организационными основами судебно-медицинской службы.


^ Требования к судебно-экспертной деятельности.


Важнейшие требования к судебно-экспертной деятельности - объективность, всесторонность и полнота исследований. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (ст.8 ЗГСЭД).

Объективность эксперта гарантируется его независимостью, незаинтересованностью в исходе дела. Эксперт обязан исследовать все предоставленные в его распоряжение объекты, используя при этом все необходимые, апробированные практикой и официально рекомендованные методики, дать ответы на все поставленные вопросы или обоснованный отказ от их решения.

Проверка обоснованности и достоверности сделанных выводов осуществляется лицом, назначившим экспертизу, и руководителем экспертного учреждения и обеспечивается полным изложением хода и результатов проведенных исследований в заключении эксперта, требованиями закона о сохранности объектов, об аргументации выводов и иллюстрации заключения.


^ Содержание судебно-медицинской экспертной деятельности.


Основное содержание судебно-экспертной деятельности составляет организация и производство судебной экспертизы (ст.1 ЗГСЭД).

Анализ правовых норм (ст.5 УПК РФ, ст.ст.2 и 9 ЗГСЭД) позволяет дать следующее определение: судебная экспертиза - процессуальное действие, проводимое в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом РФ, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, и состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором.

Таким образом, задачей государственной судебно-экспертной деятельности, то есть задачей, которая решается путем производства судебной экспертизы, является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (ст. 2 ЗГСЭД).

Основным источником сведений, на основе которых устанавливаются эти обстоятельства, согласно статье 74 УПК РФ, является заключение эксперта, а способ их установления - проведение исследований и разрешение вопросов на основе специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.


^ Предмет и объекты судебно-медицинской экспертизы.


Предмет судебно-медицинской экспертизы образуют медицинские и медико- биологические вопросы, возникающие при проведении предварительного расследования и судебного разбирательства дела.

Объектами исследований в ходе судебной экспертизы являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (ст.10 ЗГСЭД).

Следует отметить, что, отчасти, такое понимание объектов носит юридический характер, поскольку включает чисто процессуальные понятия "вещественные доказательства" и "документы", рассматриваемые в законе в качестве доказательств по делу (ст.74 УПК РФ).

В криминалистической литературе считается не совсем точным отнесение к объектам экспертизы вещественных доказательств. Действительно зачастую предметы или вещества приобретают соответствующий процессуальный статус и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств только после проведения специальных исследований и получения заключения эксперта, то есть когда установлено их юридическое значение.

На экспертизу же обычно направляются объекты, являющиеся потенциальными вещественными доказательствами, на которые распространяется статус приложений к протоколам следственных и судебных действий, в ходе которых они были изъяты. Точно также значимость для дела обстоятельств и фактов, изложенных в различных документах, иногда устанавливается только в ходе экспертизы, и только после этого они могут приобретать процессуальный статус "документов" в смысле статьи 74 УПК РФ, то есть как доказательств по делу.

Живые лица, обычно выступают объектами судебно-медицинской экспертизы как лица, имеющие определенный процессуальный статус - потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых или свидетелей.

Трупы относят к экспертным объектам, не имеющим определенного процессуального статуса, прежде всего, из-за невозможности рассматривать их в качестве доказательств по соображениям морально-этического порядка.Поэтому они выступают непосредственными объектами экспертизы и в процессуальном, и в специальном судебно-медицинском смысле.

К такому же роду объектов, не имеющих определенного процессуального статуса, относят место происшествия - участки местности, здания сооружения и т.п., которые по своему значению равнозначны вещественным доказательствам, но практически распространить на них соответствующий процессуальный режим невозможно.

Таким образом, следует различать непосредственные объекты судебной экспертизы и объекты в соответствии с их процессуальным статусом.

От других видов использования судебно-медицинских знаний судебную экспертизу отличают ряд особенностей правового регулирования порядка ее назначения, производства и оформления результатов.


^ Процессуальный формат судебно-медицинской экспертизы.


Уголовно-процессуальным кодексом РФ четко регламентирован возможный формат судебной экспертизы. Она проводится на разных стадиях уголовного процесса - в ходе предварительного расследования, то есть дознания или предварительного следствия (ст.195) или в ходе судебного следствия (ст.283), в государственном судебно-экспертном учреждении или вне экспертного учреждения (ст.199); "первично" (ст.195), дополнительно или повторно (ст.207); одним или несколькими экспертами (ч.2 ст.199, ст.ст.200, 201) экспертами одной специальности (ст.200) или экспертами разных специальностей, то есть комплексно (ст.201). Помимо этого, экспертиза может быть проведена с помещением обвиняемого или подозреваемого в медицинский стационар (ст.203) или без такового, с последующим допросом эксперта (ст.205, 282, ч.4 ст.217) или без допроса.


^ Процессуальный формат судебно-медицинской экспертизы в ходе предварительного расследования или судебного следствия.


В уголовном процессе судебная экспертиза производится только по возбужденному и расследуемому уголовному делу, то есть в ходе предварительного расследования или судебного следствия.

Предварительное расследование уголовного дела осуществляется в форме дознания или предварительного следствия (ст.150 УПК РФ).

При производстве предварительного следствия по делу о применении принудительных мер медицинского характера, как и по любому другому делу, подлежит доказыванию: время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния; совершено ли деяние, запрещенное законом, данным лицом; характер и размер вреда, причиненного деянием. При этом указанные обстоятельства могут устанавливаться только с помощью доказательств, признанных таковыми уголовно-процессуальным законом (ст. 74 УПК).

Органами предварительного расследования могут производиться допросы свидетелей, потерпевших, у подозреваемого в совершении деяния лица может изыматься одежда, в отношении его может быть произведено медицинское освидетельствование, назначена судебно-медицинская экспертиза и т.д.

Предварительное расследование в форме дознания проводится органами дознания (ч.1 ст.40, ст.151, 157 УПК РФ).

В подследственности органов дознания находятся уголовные дела о таких преступлениях против личности, как умышленное причинение средней тяжести (ст.112 УК РФ) или легкого (ст.115 УК РФ) вреда здоровью, причинение побоев (ст.116 УК РФ), тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст.118 УК РФ), незаконное производство аборта (ст.123 УК РФ), а также нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч.1 ст.264 УК РФ) и др.

По этой категории уголовных дел предварительное следствие не обязательно и дознаватель вправе провести любое следственное действие, включая и назначение судебно-медицинской экспертизы.

По уголовным делам о других преступлениях, по которым обязательно предварительное следствие ,(в эту группу входят большинство тяжких преступлений против личности, включая убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причинение смерти по неосторожности и др. (ст. 150 УПК РФ).) органы дознания самостоятельно вправе производить только неотложные следственные действия (допрос, осмотр, освидетельствование, предъявление для опознания и др.), а иные процессуальные действия, цель которых выходит за рамки обнаружения и фиксации следов преступления, например, назначение экспертизы, следственный эксперимент, проверку показаний, дознаватель может проводить по поручению следователя.


^ Процессуальный формат судебно-медицинской экспертизы в ходе судебного следствия.

Судебное производство по уголовным делам осуществляется федеральными судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями, которые входят в единую судебную систему Российской Федерации, наряду с Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, и арбитражными судами.

Подсудность уголовных дел и состав суда установлены статьями 31 и 30 УПК РФ. Так мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы , например, уголовные дела о заведомо ложном заключении эксперта и др.

В ходе судебного производства судебно-медицинская экспертиза в подавляющем большинстве случаев назначается и производится при рассмотрении уголовных дел в судах первой инстанции. Вместе с тем, при рассмотрении уголовного дела в апелляционном или кассационном порядке суд также вправе по ходатайству сторон непосредственно исследовать доказательства в соответствии с требованиями главы 37 УПК РФ, включая и требования о вызове эксперта на допрос, о назначении экспертизы или производстве других процессуальных действий с участием эксперта или специалиста (ст.ст.365, 377 УПК РФ).

Назначение и производство судебной экспертизы при рассмотрении уголовного дела в надзорном порядке УПК РФ не предусмотрено.

В соответствии со статьей 18 УПК РФ судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке. Эксперту или специалисту, не владеющий или недостаточно владеющий языком, на котором ведется судопроизводство, должно быть разъяснено и обеспечено право давать заключение, показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым он владеет, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. Документы, необходимые эксперту для дачи заключения или показаний, должны быть переведены на язык, которым он владеет.


^ Сроки производства судебной экспертизы.


Сроки производства судебной экспертизы законом не установлены. Они зависят от вида экспертизы, количества объектов исследования, сложного экспертного задания и обычно регулируются подзаконными нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находится деятельность соответствующего судебно-экспертного учреждения.

Применительно к судебно-медицинской деятельности - это нормативные акты Министерства здравоохранения РФ. Если экспертиза проводится вне экспертного учреждения, срок выполнения исследований согласовывается с лицом, назначившим экспертизу. Вместе с тем, учитывая важность эффективного взаимодействия судебно- медицинской службы с правоохранительными органами, судебно-медицинскому эксперту необходимо знать предусмотренные законом сроки расследования уголовных дел.

Так, согласно статье 223 УПК РФ, дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела, причем этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями (ст.162 УПК РФ).

Указанные процессуальные сроки дознания и предварительного следствия накладывают соответствующие жесткие временные рамки и на производство судебной экспертизы. При невозможности производства экспертизы в установленные сроки об этом письменно информируется лицо или орган, назначивший экспертизу. По согласованию с ним руководитель экспертного учреждения или эксперт вправе продлить сроки исследования. На период исполнения обоснованного запроса эксперта о предоставлении дополнительных материалов или после заявления мотивированных ходатайств о необходимости производства иных процессуальных действий, экспертиза может быть приостановлена, о чем делается отметка в заключении.


^ Место проведения судебно- медицинской экспертизы.


Судебная экспертиза может быть проведена в государственном или ином экспертном учреждении, либо вне экспертного учреждения лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (ст.199 УПК РФ, ст.41 ЗГСЭД, ст.ст.52 и 53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Статья 5 уголовно-процессуального кодекса определяет экспертное учреждение как государственное судебно-экспертное или иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном УПК РФ.

В соответствии со статьей 11 ЗГСЭД государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

В системе органов судебно-медицинской службы Российской Федерации государственными судебно-экспертными учреждениями являются Республиканский центр судебно- медицинской экспертизы (г.Москва), областные, краевые, городские (Москвы и Петербурга) и республиканские (в республиках, являющихся субъектами РФ) бюро судебно-медицинской экспертизы, входящие в структуру соответствующих министерств, управлений, комитетов и отделов здравоохранения, а также судебно-медицинские лаборатории министерства обороны.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, например, в военных судебно-медицинских лабораториях, осуществляется на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в данном случае, министерства обороны), принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, то есть совместно с Министерством здравоохранения РФ.

Кроме того, судебная экспертиза может быть проведена экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, в системе органов внутренних дел приказом N 349 от 21.071993г. МВД РФ предусмотрено создание медико-криминалистических групп в качестве структурных подразделений экспертно-криминалистических управлений (отделов) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. В обязанности этих групп входит, в частности, производство медико-криминалистических экспертиз и исследований, связанных с вопросами идентификации личности неопознанных трупов.

Если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции государственного судебно-экспертного учреждения, а их сотрудники исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные эксперты.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Профиль государственного судебно-экспертного учреждения (судебно-медицинский, судебно-психиатрический или иной) определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Государственные судебно-экспертные учреждения одного профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Это требование закона обеспечивается ведомственными нормативными документами в рамках единой организационной структуры государственной судебно-медицинской службы, стандартизацией экспертных методик и типовых диагностических алгоритмов, унифицированными требованиями к специализации и переподготовке экспертов.

Судебная экспертиза, помимо государственных, может проводиться в иных, то есть в негосударственных экспертных учреждениях (ч.2 ст.199 УПК РФ), а также вне экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами (ч.4 ст.199 УПК РФ, ст.41 ЗГСЭД).

Безусловно, производство судебной экспертизы в экспертном, а тем более в государственном судебно-экспертном учреждении имеет ряд преимуществ. Здесь работают специалисты, не только профессионально владеющие соответствующими специальными знаниями, но и опытные в вопросах организации и процессуального оформления результатов исследований, имеется необходимое оборудование, возможно производство комиссионных экспертиз, действует система подготовки, аттестации экспертов, контроля качества и сроков экспертиз, и, что немаловажно, экспертизы и исследования для соответствующих территориальных правоохранительных органов выполняются в обязательном порядке и бесплатно.


^ Финансирование судебно-медицинской экспертизы.


Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений финансируется за счет средств федерального бюджета (ст.37 ЗГСЭД). Государственные судебно- экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой матеpиально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории. (Предусмотренная в статье 11 ЗГСЭД возможность производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях для органов дознания, следствия и судов других территорий не означает, что экспертные учреждения обязаны производить подобные экспертизы. В этом случае затраты на производство экспертизы несет орган, вынесший постановление (определение), лицо, ходатайствовавшее о назначении экспертизы (по решению суда) или орган здравоохранения соответствующей территории. В противном случае производство экспертизы может рассматриваться как нарушение финансовой дисциплины и не целевое расходование бюджетных средств.)

Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст.37 ЗГСЭД).


^ Виды судебно-медицинской экспертизы.


В Российской Федерации законодательно закреплены следующие виды судебной экспертизы: первичная (условно), дополнительная и повторная.

Первичная экспертиза - это первоначальное исследование объекта с составлением заключения эксперта. Как правило, первичную экспертизу проводит один эксперт. Однако в особо сложных и ответственных случаях первичная экспертиза может проводиться группой специалистов.

Дополнительная судебная экспертиза может быть назначена при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела. Производство дополнительной экспертизы поручается тому же или другому эксперту, той же или другой комиссии экспертов.

Повторная экспертиза может быть назначена в случаях возникновения сомнений в правильности или обоснованности ранее данного первичного или дополнительного заключения эксперта или при наличии противоречий в выводах эксперта или экспертов.

Наиболее часто основаниями для назначения повторной экспертизы являются противоречие выводов эксперта иным достоверно установленным обстоятельствам дела, появление в ходе расследования новых данных, способных повлиять на выводы ранее данного заключения, неполнота проведенных исследований (проведение экспертизы без исследования всех представленных объектов или без применения рекомендованных методик), использование не апробированных методик, несоответствие выводов эксперта исследовательской части, либо существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при назначении, производстве экспертизы и оформлении заключения эксперта.

Не следует отождествлять понятия "обоснованность заключения", сомнения в котором рассматриваются как повод для назначения повторной экспертизы, и " обоснование выводов" (аргументация, мотивировка выводов).

Требование обоснования выводов содержится в УПК РФ (ст.204), однако отсутствие мотивировки или недостаточная по мнению кого-либо из участников процесса аргументация выводов может быть устранена допросом эксперта.

Повторная экспертиза назначается следствием по тем же вопросам (!), то есть по вопросам, которые были предметом ранее выполненной первичной или дополнительной экспертизы, и по которым имеются сомнения или усматриваются противоречия.

Производство повторной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов, но допускается ее производство в том же экспертном учреждении, в котором была проведена первичная экспертиза.

На этапе предварительного расследования дополнительная или повторная судебная экспертиза назначается и производится в порядке, предусмотренном статьями 195 - 205 УПК РФ (ст.207 УПК РФ, ст.20 ЗГСЭД). Следует отметить, что в соответствии с текстом указанных правовых норм, назначение дополнительной и повторной экспертизы, даже при наличии оснований для их производства, не является обязательным для следователя, суда или дознавателя.

В ходе судебного следствия дополнительная или повторная экспертиза назначается судом по собственной инициативе или по ходатайству сторон только после оформления экспертом заключения в судебном заседании и в том случае, если недостаточную ясность и неполноту заключения или противоречия между заключениями экспертов не удалось преодолеть в судебном разбирательстве путем допроса эксперта или комиссии экспертов (ст.283 УПК РФ).


^ Комиссионная судебно-медицинская экспертиза.


Вне зависимости от вида судебной экспертизы (первичная, дополнительная или повторная), она может проводиться одним экспертом (единолично) или группой экспертов (комиссионно).

Комиссионная судебная экспертиза регламентирована статьей 200 УПК РФ и статьями 21-23 ЗГСЭД. Комиссионная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. В последнем случае экспертиза приобретает статус комплексной (ст.201 УПК РФ) .

Помимо привлечения к производству экспертизы нескольких специалистов разных профессий и специальностей, определяющими характеристиками комплексной экспертизы являются:

1) исследование одного и того же объекта,

2) необходимость согласования между экспертами последовательности проводимых исследований, которая была бы оптимальной и гарантировала бы сохранение необходимой информации на каждом последующем этапе исследования,

3) взаимное использование результатов исследований, проведенных экспертами разных специальностей.

Если комиссионная экспертиза проводится в государственном судебно- экспертном учреждении, ее организация и производство возлагаются на руководителя этого учреждения, а в случае комплексной экспертизы - на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждении.

Комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено ее производство (ст.200 УПК РФ). Кроме того, ряд экспертиз рекомендуется к комиссионному производству ведомственными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующими судебно-экспертную деятельность, в частности приказами Министерства здравоохранения РФ.

Общими основаниями для отнесения экспертизы к разряду первично-комиссионных являются сложность экспертизы, необходимость привлечения к ее производству экспертов разных специальностей, необходимость анализа результатов ранее проведенных экспертиз (например, в случаях исследования расчлененных трупов или серийных преступлений), а также предусмотренные уголовным кодексом повышенные санкции уголовного наказания за совершение преступления или eго социальная значимость.

Эксперт также обладает правом ходатайствовать перед руководителем государственного экспертного учреждения или перед лицом, назначившим экспертизу о привлечении к ее производству других экспертов, т.е. фактически о комиссионном порядке выполнения экспертизы (ст.57 УПК РФ, ст.17 ЗГСЭД).

В случае производства комиссионной экспертизы эксперты согласуют между собой цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения вопросов, поставленных следствием. Для этого перед началом экспертизы целесообразно проведение координационного совещания экспертов.

Эксперты, входящие в состав комиссии, обладают равными обязанностями, правами и несут равную ответственность. В составе комиссии каждый эксперт независимо, самостоятельно и в полном объеме проводит исследования. Один из экспертов комиссии может выполнять роль эксперта-организатора. Его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов. Выделение в составе комиссии председателя или ведущего эксперта действующим законодательством не предусмотрено.

Если судебная экспертиза проводится комиссией экспертов одной специальности, анализ и оценка результатов может проводиться как экспертом, который лично провел исследования и получил соответствующие результаты, так и совместно с другими экспертами.

Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий каждый из экспертов или эксперт, который не согласен с другими, участвовавшими в производстве комиссионной судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие.

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей - врачами, криминалистами, инженерами или иными специалистами (комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Эксперты одной специальности, входящие в состав комиссии, проводящей комплексную судебную экспертизу, и компетентные в оценке полученных результатов, могут дать общий вывод. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами одной специальности, результаты комплексной экспертизы оформляются в соответствии с частью 2 статьи 200 УПК РФ и частью 2 статьи 22 ЗГСЭД - то есть каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие.

При несогласии граждан с заключением медицинской (в том числе и судебно- медицинской) экспертизы по их заявлению может быть проведена независимая медицинская экспертиза соответствующего вида. Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших первичную медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.

При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом (ст.53 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Положение о независимой медицинской экспертизе утверждается Правительством Pоссийской Федерации, однако в настоящее время оно отсутствует.


^ Процессуальное положение судебно-медицинского эксперта.


Судебную экспертизу проводит специальный субъект уголовного судопроизводства - эксперт. Как было отмечено выше, согласно ч.2 ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Статья 12 ЗГСЭД уточняет определение УПК РФ применительно к государственному статусу судебного эксперта: "Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей".

На лиц, не работающих в государственном экспертном учреждении и привлекаемых к производству судебной экспертизы, на время ее производства, по сути, также распространяется статус государственных судебных экспертов.

Должность эксперта в государственном судебно-медицинской экспертном учреждении Министерства здравоохранения РФ может занимать гражданин России, имеющий высшее медицинское или иное профессиональное образование, прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности и получивший право самостоятельного производства судебной экспертизы данного профиля (вида) в порядке, установленном нормативными правовыми актами МЗ РФ.

Процессуальное положение эксперта определяется возложенными на него законом обязанностями, предоставленными ему правами и ответственностью, - перечисленные три элемента процессуального статуса эксперта служат гарантией его самостоятельности и независимости, а также полноты и объективности заключения эксперта (ст.ст.57, 62, 70, 111, 188, 204 УПК РФ, ст.ст.16 и 17 ЗГСЭД, ст.307 УК РФ).

Права эксперта регламентированы частью 3 статьи 57 УПК РФ и ст. 17 ЗГСЭД. Кроме того, отдельные права эксперта вытекают из содержания статей 69, 119, 123, 131, 189, 199, 200, 204, 282, 283 УПК РФ и ст.ст. 22, 24, 30 ЗГСЭД.

Эксперт несет уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ, а также за разглашение данных предварительного расследования по статье 310 УК РФ (ч.5, ч.6 ст.57 УПК РФ). Ответственность предусмотрена только в том случае, если эксперт был в установленном законом порядке предупрежден о недопустимости подобных деяний. Уголовная ответственность за разглашение данных судебного следствия не предусмотрена, поскольку разбирательство уголовных дел во всех судах, как правило, является открытым, гласным (ст.241 УПК РФ, ст.9 закона "О судебной системе Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 31.12.96г.).


^ Непроцессуальные виды использования судебно-медицинских познаний в судопроизводстве.


Чтобы завершить рассмотрение правовых основ использования специальных судебно-медицинских познаний в уголовном судопроизводстве, следует остановиться на непроцессуальных видах работы государственных экспертов и судебно-экспертных учреждений.

Как это видно из названия, эти виды не имеют правового регулирования в рамках УПК РФ, но органично входят в систему судебно-медицинской деятельности, а результаты этой деятельности в процессуальной форме документов используются при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.

К непроцесуальной судебно-медицинской деятельности следует отнести:

1) судебно-медицинское исследование - трупа, следов или иных объектов и судебно-медицинское обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц (когда эти исследования и обследования проводятся в соответствии с ведомственными нормативными документами министерства здравоохранения);

2) распорядительную и контрольную деятельность руководителей и других должностных лиц государственных экспертных учреждений (если эта деятельность выходит за рамки их функций, определенных статьей 199 УПК РФ);

3) Справочно-информационная деятельность специалистов;

4) Консультативная деятельность специалистов;

5) Организация взаимодействия судебно-медицинской службы с участниками судопроизводства.

Рассматривать эти виды судебно-медицинской деятельности как не процессуальные, то есть, как не имеющие прямого отношения к судопроизводству, дает основание отсутствие их законодательного регулирования.


^ Контрольно-распорядительная деятельность должностных лиц судебно-экспертного учреждения.


Контрольно-распорядительная деятельность должностных лиц экспертных учреждений (представителей администрации и руководителей структурных экспертных подразделений) включает проверку и рецензирование экспертной документации с выявлением и обобщением допускаемых ошибок, проведение плановых и внеплановых обследованиях структурных подразделений учреждения для оценки эффективности организации в них экспертного процесса, выявления недостатков и определения мер по их устранению и т.д.

Этот вид деятельности осуществляется в порядке выполнения требований закона о государственной судебно-экспертной деятельности, касающихся необходимости обеспечения контроля со стороны руководителя экспертного учреждения за соблюдением сроков производства экспертиз, полноты и качества экспертных исследований (ст.ст.14 и 15 ЗГСЭД).


^ Справочно-информационная деятельность.


Справочно-информационная деятельность учреждений судебно-медицинской экспертизы заключается в оформлении документов по имеющейся в распоряжении учреждения экспертным материалам или иной экспертной информации. Эта информация может касаться как имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, по которым ранее уже было проведено исследование или дано заключение эксперта, так и обстоятельств, не относящихся к расследованию конкретного преступления.

Так, нередко в экспертное учреждение поступают запросы правоохранительных органов, юридических и физических лиц о движении экспертной документации, о месте нахождения вещественных доказательств, поручения и обращения о проведении поиска разыскиваемых лиц по архивам и электронным базам данных и т.д.

Сюда же можно отнести проведение специальных аналитических разработок экспертной практики, составление статистических обзоров по результатам работы экспертного учреждения, адресуемых разным государственным структурам, в том числе и правоохранительным органам и т.


^ Взаимодействие судебно-медицинской службы с правоохранительными органами.


К непроцессуальным формам судебно-медицинского обеспечения правоохранительной деятельности можно отнести систему мероприятий по организации взаимодействия судебно-медицинской службы с правоохранительными органами. Они образуют научно-практическую систему взаимодействия, которая, по нашему мнению, должна рассматриваться как составная часть самостоятельного раздела судебной медицины - организационно-правовых основ судебно-медицинской деятельности.

Рассматриваемая система включает шесть основных направлений, которые на схеме отображены отдельными информационными блоками:

1) Формирование концепции взаимодействия - определение общих принципов взаимодействия, критериев оценки состояния экспертного процесса и взаимодействия с участниками судопроизводства на всех этапах расследования, а также показателей эффективности использования специальных судебно-медицинских познаний в судопроизводстве в целом;

2) Мониторинг текущего состояния экспертного процесса и взаимодействия судебно-медицинской службы с участниками судопроизводства;

3) Создание и методическое обеспечение работы временных или постоянных межведомственных структур (лабораторий, рабочих или научно-консультативных групп) с целью эффективного использования кадров, научно-технических средств и технологий;

4) Координация взаимодействия судебно-медицинской службы и правоохранительных органов при расследовании конкретных преступлений;

5) Обобщение и внедрение положительного опыта взаимодействия, определение перспективных путей повышения эффективности судебно-медицинского обеспечения правоохранительной деятельности, совершенствования организационно-штатной структуры, материально-технической базы, процессуальных и методических основ работы взаимодействующих субъектов;

6) Совершенствование правовой подготовки судебно-медицинских экспертов и подготовки работников правоохранительных органов в вопросах судебно- медицинской экспертизы.

Комплекс этих мероприятий, объединенных общей целью совершенствования судебно-медицинского обеспечения раскрытия и расследования преступлений, согласованных по месту, времени и ответственности исполнителей, адаптированных к особенностям конкретного расследуемого преступления и реализуемых в рамках закона, во многом, определяет эффективность правоохранительной и судебно-экспертной деятельности в целом.

Формирование концепции взаимодействия предполагает необходимость определения общих принципов организации взаимодействия, основных направлений взаимодействия, критериев оценки совместной деятельности на этапах назначения, производства экспертизы и использования экспертных данных и общих показателей объема, качества и эффективности судебно-медицинской деятельности.


Формы мониторинга текущего состояния взаимодействия судебно- медицинской службы с правоохранительными органами включают:

-согласования корпоративных и создания межведомственных электронных баз данных;

-текущий статистический анализ экспертной работы;

-личное участие руководителей экспертного учреждения и структурных подразделений в проведении сложных экспертиз;

-выборочное и тематическое рецензирование заключений эксперта;

-составление аналитических обзоров экспертной, следственной и судебной практики;

- анкетирование и интервьюирование экспертов и сотрудников право- охранительных органов;

-проведение рабочих встреч руководителей экспертного учреждения и его структурных подразделений с руководством правоохранительных органов для выявления положительных сторон и недостатков в работе;

-анализ писем, обращений и представлений правоохранительных органов в адрес экспертного учреждения.

Координация взаимодействия судебно-медицинской службы и правоохранительных органов при расследовании конкретных преступлений осуществляется путем:

-консультаций следователей о целесообразности и порядке назначения и производства экспертизы (проведения следственного действия);

-совместного планирования экспертизы (следственного действия);

-текущего согласования совместной практической работы на всех этапах;

-производством экспертизы в присутствии следователя;

-своевременного выполнения специалистами поручений следователя;

-своевременного удовлетворения обоснованных ходатайств эксперта (специалиста);

-организации оперативного обмена информацией о результатах расследования, имеющих отношение к предмету экспертизы, а также о выявленных при проведении экспертизы новых важных для следствия данных;

-проведения плановых совместных рабочих совещаний с обсуждением хода и результатов расследования и специальных исследований; привлечение экспертов к формированию и обсуждению версий по делу;

-организации совместного контроля движения вещественных доказательств и сроков производства экспертиз;

-своевременной передачи оформленных Заключений эксперта следователю.

Создание, финансирование, методическое обеспечение и поддержание оперативной готовности временных или постоянных межведомственных структур предусматривает создание:

-лабораторий (медико-криминалистических, идентификационных, баллистических, трассологических, медико-генетических, химико-токсикологических);

-рабочих научно-консультативных групп с участием представителей следствия и судебно-медицинских экспертов (специалистов в области судебной медицины) при расследовании особо тяжких и серийных преступлений;

-мобильных следственно-оперативных и экспертных групп, работающих в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, технологических катастроф с массовым числом жертв и т.д.).

Обобщение и внедрение положительного опыта взаимодействия, определение путей повышения эффективности судебно-медицинского обеспечения правоохранительной деятельности, совершенствования организационно-штатной структуры, материально-технической базы, процессуальных и методических основ работы взаимодействующих субъектов осуществляется путем:

-проведения совместных совещаний с обобщением положительного опыта, обсуждением и выработкой мер по устранению выявленных недостатков и взаимных претензий на всех уровнях организации судебно-медицинской экспертизы (федеральном, межрегиональном, областном и городском, районном);

-подготовки, согласования и контроля исполнения приказов по организации совместной работы;

-подготовки и направления писем и аналитических материалов в вышестоящие органы управления с предложениями по совершенствованию работы судебно- медицинской службы и правоохранительных органов.

Совершенствование правовой подготовки судебно-медицинских экспертов и профессиональной подготовки работников правоохранительных органов по вопросам судебно-медицинской экспертизы осуществляется в формах:

-лекций и тематических занятий для следователей, судей и оперативного состава органов внутренних дел по вопросам судебно-медицинской экспертизы, по организации работы экспертного учреждения, о содержании законодательных и ведомственных нормативно-методических документов, регулирующих экспертную деятельность, о структуре ведомственного учёта экспертиз и возможностях использования этих учётов в интересах следствия и др.;

-лекций и тематических занятий для экспертов по правовым основам и организации судопроизводства, по процессуальным вопросам и организации судебно-медицинской экспертизы;

-индивидуальной краткосрочной подготовки следователей и оперативных работников в экспертном учреждении;

-взаимного консультирования и справочной поддержки следователей по специальным судебно-медицинским вопросам и экспертов по правовым аспектам назначения и производства экспертизы, следственных действий и относительно оценки заключения эксперта;

-совместной научно-практической и исследовательской работы: комплексных научных исследований актуальных междисциплинарных проблем судебно-медицинской и криминалистической экспертизы и вопросов правового регулирования использования специальных познаний в судопроизводстве;

-организации и проведения, совместных научно-практических конференций и семинаров;

-совместной подготовки и издания памяток, методических рекомендаций, информационных писем, сборников научных работ и т.д.


^ Формы совместной работы судебно-медицинской службы и правоохранительных органов.


Формы совместной работы судебно-медицинской службы и правоохранительных органов, как правило, охватывают сразу несколько направлений, что является одним из показателей эффективности представленной системы взаимодействия.

При надлежащем исполнении данная система полностью обеспечивает организационную, штатную, а, отчасти и финансовую гибкость экспертных структур разных ведомств, постоянную оперативную готовность и мобильность сил и средств, надежную управляемость и эффективность использования специальных судебно-медицинских познаний в уголовном судопроизводстве.

Все вышеперечисленные непроцессуальные формы работы в экспертных учреждениях осуществляются в порядке исполнения их сотрудниками должностных обязанностей, установленных ведомственными нормативными актами, либо на договорной основе.


^ Судебно-медицинская экспертиза по материалам дел.


Судебно-медицинская экспертиза по материалам следственных и судебных

дел проводится в основном в двух ситуациях: первая - когда материальные

объекты-носители информации, такие, как труп человека, следы биологического происхождения, люди, с имеющимися у них повреждениями или заболеваниями, отсутствуют на момент проведения исследования в силу каких-либо

обстоятельств или значительно изменились; вторая - когда нет необходимости исследования самих материальных объектов (трупов, живых лиц и вещественных доказательств) так как они детально были исследованы ранее.

Чаще остальных объектами судебно-медицинской экспертизы по материалам

следственных и судебных дел являются следующие документы, содержащиеся в

деле: протоколы осмотра места происшествия и трупа; заключения судеб-

но-медицинских экспертиз с фотографиями и схемами, иллюстрирующими проведенные исследования; справки специалистов, оформленные по результатам

исследований; медицинские документы, изъятые в ходе проведения

следственных действий; протоколы проведения следственных экспериментов и

прилагаемые к ним фото- и видеоматериалы. Кроме этих документов, могут

исследоваться: протоколы допроса потерпевших, свидетелей, обвиняемых и

других лиц; протоколы проведения следственных действий, не указанные в

первой группе документов; иные материалы.

В отдельных случаях, при необходимости, в ходе проведения экспертизы

по материалам уголовных дел могут быть осмотрены и исследованы простыми

методами (измерение, микроскопия и т.п.) имеющиеся в деле вещественные

доказательства. Однако, если требуется применить более сложные методы

работы с объектами, то целесообразно назначить соответствующую экспертизу, например, экспертизу вещественных доказательств, а затем уже с учетом ее результатов проводить экспертизу по материалам дела.


Заключение.


Для осуществления правоохранительной деятельности требуются самые

разнообразные познания. Приобретение знаний происходит посредством практической деятельности и через обучение.

Изучение судебной медицины необходимо юристам не только и не столько

потому, что она входит в программу обучения, а для того, чтобы ее возможности полноценно и эффективно использовались в раскрытии и расследовании преступлений, в осуществлении правосудия.


Использованная литература:


1. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (Федеральный закон N 73-ФЗ от 31.05.2001г.) (принят ГД ФС РФ 05.04.2001) Платформа ГАРАНТ.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Закон Российской Федерации N 5489-1 от 22.07.1993г., ред. от 02.12.2000г. N 139-ФЗ)

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон от 13.06.1996г.) Платформа ГАРАНТ.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон N 174 от 22.12.2001г.) Платформа ГАРАНТ.

5. Приказ Минздрава РФ от 24.04.2003 N 161 "Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06.2003 N 4616) Платформа ГАРАНТ.
6. «Уголовный Процесс» Учебник для ВУЗов под ред. . д.ю.н В.И. Радченко. Издание второе,переработанное и дополненное, Москва, ЮСТИЦИНФОРМ 2006

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации:

(постатейный)/В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов. - Волтерс Клувер, 2005 г.

8. Уголовный закон в практике мирового судьи: Научно-практическое пособие/Под ред. к.ю.н., доц. А.В. Галаховой. - Норма, 2005 г.

9. Научно-практическое пособие по применению УПК РФ/Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. - Норма, 2004 г.

10. А.А. Глашев. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков - М.: Волтерс Клувер, 2004

11. Научно-практическое пособие по применению УПК РФ/Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. - Норма, 2004 г.

12. Курс уголовного права. Том 3. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комисcарова) - М.: "Зерцало-М", 2002

13. Преступления против здоровья человека (С.В. Расторопов, "Законодательство", N 2, февраль 2004 г.)

14. Приказ Минобразования РФ от 29 августа 2002 г. N 3184 "Об учебных изданиях по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов по специальностям высшего профессионального образования в области естественных наук, математики и медицины"

15. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике. - М.: Юридич. литература, 1988. - 304 с.

16. Вандер М.Б., Майорова Г.В. Подготовка, назначение, оценка результатов криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий: Практическое руководство. - СПб, 1997. - 44с.

17. Гриненко А.Я., Каган А.В., Заславский Г.И., Бабаханян Р.В., Лобан И.Е. и др. Перспективные направления совершенствования взаимодействия судебно-медицинской службы с правоохранительными органами // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им.акад.И.П.Павлова. - 2001. - Т. У. - N 4. - С.72-76.

18. Хохлов В.В., Левант М.Д. Процессуально-правовые основы судебно- медицинской экспертизы: Практическое пособие.- 2-е изд., доп. - Смоленск, 2001. - 127с.

И.Е.Лобан, Г.И.Заславский, В.Л. Попов «Правовые основы судебно-медицинской деятельности в уголовном судопроизводстве».






Скачать файл (164.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации