Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Экономический механизм хозяйствования в АПК - файл 1.docx


Контрольная работа - Экономический механизм хозяйствования в АПК
скачать (43.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx44kb.16.11.2011 10:22скачать

содержание

1.docx



Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный экономический университет»


Кафедра экономики и управления предприятиями АПК


Контрольная работа

по курсу «Экономический механизм хозяйствования в АПК»

Тема №13


Минск

2007



Тема 13. Механизм агромаркетинга на предприятиях отечественного АПК.


Содержание:



1. 3

2.Маркетинг в системе рыночных отношений в АПК. 4

3. 9

4.Экономическая характеристика ОАО «Бабушкина крынка» и его рыночные отношения. 10

5. 13

6.Служба маркетинга ОАО «Бабушкина крынка», ее функции и структура. 14

7. 17

8.Механизм, опыт организации и эффективность маркетинговой службы на предприятии. 18

 23

Список использованной литературы: 24



  1. ^

    

  2. Маркетинг в системе рыночных отношений в АПК.


Проводимая в республике экономическая реформа и становление нового хозяйственного механизма создают прочную основу для использования преимущественно экономических методов управления предприятиями, способствуют сосредоточению в руках руководителей всей полноты ответственности за конечные результаты, открывают широкий простор для инициативы, предприимчивости и хозяйственного маневра.

Формирование рыночной экономики вызывает необходимость переориентации производства и реализации товаров на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Зарубежный опыт убедительно свиде

тельствует, что действенным инструментом решения этой задачи является маркетинг, умелое использование которого обеспечивает не толь

ко эффективное производство нужной потребителям продукции, но и успех предприятия в конкурентной борьбе.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношени

ям, повышения уровня самостоятельности предприятий и организаций, знание теории и практических методов маркетинга – важнейшая составляющая перестройки всей системы хозяйствования. Это требует от субъектов хозяйствования проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов для эффективно

го использования ресурсов и качественного удовлетворения потреби

тельских требований. К тому же в рыночных условиях возможна быстрая смена технологий, появление новых видов продукции, поэтому без маркетинговой деятельности сегодня не обойтись.

В настоящее время маркетинг – это система организации всей деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупа

телей с целью получения высокой прибыли.

Современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей. Используя в управлении концепцию маркетинга, предпри

ятия должны строить свою деятельность в соответствии 

с ее ключевым принципом: производить то, что продается, а не продавать то, что про

изводится. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

Интерес к маркетинговой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства осознают, что именно маркетинг способствует их успешному выступлению на рынке

Все это вынуждает товаропроизводителей всесторонне изучать рынок, стремиться полнее удовлетворять спрос потребителей, совершенствовать продукцию, повышать ее качество и снижать издержки, что во многом зависит от организации производства и сбыта на основе маркетинга с четкой ориентацией на требования рынка.

Агромаркетинг отличается от промышленного, коммерче

ского, банковского и других видов маркетинга. Это опреде

ляется тем, что природные и экономиче

ские процессы в сфере агробизнеса образуют особые условия как для производства, так и для организации маркетинга.

Первая особенность – служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, не

обходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здо

ровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оператив

ность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстети

ческое обслуживание.

Вторая особенность – несовпадение рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать диалектику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., так как от этого зависит эффективность агромаркетинга.



Кроме того, такая особенность сельскохозяйственного произ

водства, как сезонность, влияет на формы и методы агромарке

тинга и делает их отличными от форм и методов промышлен

ного маркетинга.

Третья особенность – производство сельскохозяйственных продуктов взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства – землей, ее качеством и интенсив

ностью использования. Существует также тесная связь исполь

зования земли с развитием отраслей животноводства. Все это определяет объем, ассортимент и качество продукции и придает агромаркетингу определенную специфику.

Четвертая особенность – многообразие форм собственности в системе АПК на землю, средства производства, реализуемый товар определяет многоаспектную кон

куренцию. Отсюда разнообразие стра

тегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуж

дам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Беларусь поступает много продуктов пита

ния из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.

Пятая особенность – более высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы аг

ромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга, что объясняется особенностями спроса потребителя, острой конку

ренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимостью быстрого приспособле

ния системы маркетинга к директивным решениям вследствие многообразия конкурентных организационно-правовых форм.

Агромаркетинг представляет собой сложную систему, требующую регулирования и управления. В сельскохозяйственных и агропромышленных формиро

ваниях маркетинговая деятельность может быть эффектив

ной лишь при условии, что ею занимаются все работники аппа

рата управления, а содействуют ей все работники сферы производства.




В то же время маркетинг на предприятии АПК – лишь часть системы менеджмента. Если не будут осуществляться все другие функции (управление производством, кадрами и т.д.), то маркетинг бесполезен.

Главными целями предприятия сегодня должны выступать удовлетворение требований и ожиданий потребителей, обеспечение экономического благополучия предприятия, постоянное повышение благосостояния всех его работников, производство и реализация качественной, конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках и обеспечение гарантированной безопасности для потребителя.

Роль маркетинго

вой сферы в АПК достаточ

но велика и продолжает возрастать по мере движения к рынку. В то же время к созданию системы маркетинга на предприятиях АПК надо подходить продуманно и взвешенно, так как рынок сельскохозяйственной продукции в нашей стране пока еще недостаточно развит.

На практике большинство предприятий АПК Республики Беларусь сегодня лишь переименовали отделы сбыта в отделы маркетинга, не изменив при этом содержание их деятельности и функции работников. По сущест

ву, маркетинговая деятельность в них является лишь слегка замаскиро

ванным сбытом. И это неудивительно: относительно низ

кий уровень владения приемами маркетинга руководителей и специалистов пред

приятий, а также несформированность адекватной экономической среды для развития маркетинговой деятельности в сфере АПК, обуславливают недостаточную эффективность затрат на маркетинг, и поэтому предприятия вынуждены ограничиваться выполнением отдельных функций маркетинговой деятельности в ущерб комплексному системному подходу.

Активная и творческая реализация принци

пов и методов маркетинга в условиях многообразия форм собственно

сти в Республике Беларусь позволит ликвидировать парадоксальное явление – диктат производителя – и поставить человека с его нуждами, запросами и потребностями во главу угла всей экономики.
  1. ^

    

  2. Экономическая характеристика ОАО «Бабушкина крынка» и его рыночные отношения.


Перерабатывающее предприятие «Могилевский молочный комбинат» введено в эксплуатацию в 1976 году, в 1995 году преобразовано в открытое акционерное общество с уставным фондом 1.880.347 тыс. руб., основным пакетом акций которого владеет государство (87,4%), в 2006 году переименовано в ОАО «Бабушкина крынка». С 2001 по 2005 годы к акционерному обществу присоединено шесть районных молокоперерабатывающих заводов.

На комбинате работает более 1000 человек. Предприятие выпускает в основном цельномолочную продукцию, сухое молоко, масло, сыры, а также сырки глазированные, мороженое, майонез, детское питание – всего более 250 наименований, в том числе уникальные для белорусского молочного рынка ассортиментные позиции, разработанные с использованием инновационных технологий по старинной рецептуре.

ОАО «Бабушкина крынка» перерабатывает в среднем 750 т молока в сутки и поставляет продукцию во все областные центры, Минск, другие крупные города Беларуси. Свыше 60% цельномолочной продукции экспортируется в Российскую Федерацию (только в Москву ежемесячно поставляется более 1,2 тыс. т молочной продукции свыше 40 наименований, а всего в российские регионы экспортируется 1,6 тыс. т молочной продукции ежемесячно), а также в Молдову, Польшу, Эстонию. В текущем году начаты поставки сухого обезжиренного молока в Сингапур, ведутся переговоры с представителями предприятий других стран дальнего зарубежья.

Сегодня в ОАО «Бабушкина крынка» практически все технологические линии переведены на закрытые циклы производства, что позволило внедрить систему менеджмента качества производства и реализации молочных продуктов, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО серии 9001-2001 и НАССР (анализ рисков и контроль критических точек) и ИСО 18000 (система управления охраной труда).



В последние 3 года на модернизацию производства и техническое перевооружение предприятия было направлено 2,6 млн. USD инвестиций, что позволило стабильно увеличивать объемы выпуска качественной молочной продукции. Последним примером стал монтаж автоматической линии по производству твердых сыров в филиале «Белыничский», аналогов которой в республике нет. На этой линии планируется выпускать 20 тонн высококачественных сыров в сутки.

Реализуя свои инвестиционные проекты, ОАО «Бабушкина крынка» использует механизмы цивилизованной микроэкономики, прибегая, в первую очередь, к банковским кредитам, а также выделяя на эти цели часть собственных средств.

Внимание, уделяемое комбинатом внедрению современных технологий, основанных на применении передовых рецептур, не нарушает основополагающего принципа – использовать в производстве только экологически чистое сырье и натуральные продукты. Тщательная проверка качества поступающего сырья и выпускаемой продукции осуществляются в собственных производственной и бактериологической лабораториях, оборудованных новейшим технологическим оборудованием. Это подтверждается тем, что предприятие получило экологический сертификат соответствия системы управления окружающей средой требованиям СТБ ИСО 14001-2005. Эта система способствует повышению экологической чистоты продукции и производства и позволяет предприятию эффективно работать в области экологического управления.

В 2006 году ОАО «Бабушкина крынка» выпустило молочной продукции в сопоставимых ценах на 82,2 млрд. руб., что на 11,1% больше, чем в предыдущем году. При этом экспорт продукции возрос на 10,8% до 23 млн. USD. Предприятие постоянно работает над увеличением производства конкурентоспособных потребительских товаров, созданием новых импортозамещающих производств, повышением качества и расширением ассортимента производимых товаров.
  1. ^

    

  2. Служба маркетинга ОАО «Бабушкина крынка», ее функции и структура.


В последние годы на комбинате активно протекает процесс совершенствования структуры производства и адаптации предприятия к рыночным условиям, который во многом зависит от организации производства и сбыта на основе маркетинга с четкой ориентацией на требования рынка.

На начальном этапе перестройки деятельности предприятия на принципах маркетинга выполнение функций маркетинга возлагалось на отдел сбыта – помимо сбыта продукции его сотрудники занимались также продвижением товаров и отдельными маркетинговыми исследованиями.

По мере расширения сферы торговой деятельности предприятия и усиления конкуренции, появилась необходимость проводить работу по более широкому кругу маркетинговых проблем (изучение рынка и товара, реклама). Поэтому в отделе сбыта была выделена специальная группа, ответственная за всю маркетинговую деятельность, кроме сбыта.

Дальнейшее углубление ориентации деятельности предприятия на принципах маркетинга привело к повышению роли всех указанных функций маркетинга и появлению новых, например, стимулирования продаж. Появилась необходимость обеспечить управление всем комплексом маркетинга в целом, для чего группа маркетинга была выделена из отдела сбыта и преобразована в отдел маркетинга.

Все подразделения службы маркетинга тесно связаны между собой. Каждое из них решает свои задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований покупателей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта выпускаемой продукции:

  • Заместитель директора по маркетингу осуществляет руководство маркетинговой службой предприятия, координацию ежедневной деятельности всех ее отделов и оперативный контроль, разработку и контроль за исполнением бюджета маркетинга, отбор и оценку персонала 

  • службы маркетинга, обучение линейного руководства;

  • Отдел маркетинговых исследований отвечает за исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия. Он осуществляет разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции, проводит исследование ее потребительских свойств и ориентирует разработчиков и производство на выполнение требований потребителей. Специалисты отдела участвуют в специальных маркетинговых проектах связанных с анализом экономических трендов, ценообразованием, сегментацией рынка, продвижением продуктов и услуг, их доставкой, упаковкой, прогнозом продаж и каналов реализации, открытием новых рынков, оценкой эффективности рекламы, деятельностью конкурентов и т.д.;

  • Отдел сбыта выполняет задачи своевременной подготовки и заключения договоров на поставку готовой продукции, обеспечения выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами, контроля за поставкой продукции, обеспечения правильного учета приемки и ведения отчетности по отгрузке продукции;

  • Отдел новых продуктов осуществляет разработку предложений по созданию принципиально новой продукции, а также рекомендаций по изменению характеристик, технологий производства, снижению себестоимости выпускаемой продукции с целью улучшения ее свойств с учетом мнения потребителей и мировых достижений в этой области;

  • Отдел коммуникаций выполняет задачи, направленные на завоевание уважения клиентов, инвесторов и общества, установление, развитие и поддержание внутренних и внешних коммуникационных связей. Он осуществляет рассмотрение претензий и рекламаций, поступивших от потребителей, изучение их мнения и предложений по улучшению выпускаемой продукции, разрабатывает и внедряет имиджевые программы и рекламные мероприятия, организует участие предприятия в отраслевых 

  • выставках, ярмарках и других мероприятиях по формированию потребительского спроса.

На предприятии также введена должность директора по снабжению и сбыту – коммерческого директора. Кроме того, внедрена система закрепления инженерно-технических работников за торговыми предприятиями города Могилева: если есть рост продаж – сотрудников премируют, продажи падают – депремируют.

Традиционно сбытом занимаются отделы сбыта и внешнеэкономических связей.

Таким образом, в ОАО «Бабушкина крынка» сложилась смешанная структура службы маркетинга, организованная с элементами функциональной и рыночной структур.


  1. ^

    

  2. Механизм, опыт организации и эффективность маркетинговой службы на предприятии.


На сегодняшний день ОАО «Бабушкина крынка» выступает одним из лидеров молочной промышленности республики. Значительные успехи достигнуты в сфере увеличения объемов производства, повышения качества продукции, снижения издержек, роста ассортимента и расширения рынков сбыта.

Так, в 2005 году предприятие расширило линейку выпускаемой продукции до 192 наименований, освоило выпуск глазированных сырков с различными фруктовыми наполнителями, мороженого, организовано производство быстросозревающих полутвердых сыров, новых видов майонеза и плавленых сырков. Комбинат также занимает устойчивую нишу на рынке детского питания. Большего ассортимента продукции нет ни у одного производителя в республике.

Регулярно ведется работа по расширению рынков сбыта. Во многом этому способствует широкая маркетинговая политика. Предприятие регулярно проводит дегустации продукции, особенно большое внимание уделяется рекламе новых видов продукции по радио и телевидению, а также в прессе, широко используется выездная и ярмарочная торговля.

Немалые плоды принес и пересмотр кадровой политики. Благодаря жесткому отказу в рабочем месте работникам, уличенным в воровстве (только в охране за год поменяли 138 человек), появилась уверенность в 100-процентном высоком качестве продукции. В результате каждый продукт, поставляемый потребителю, стал строго соответствовать рецептуре, а предприятию гарантировано доверие покупателя.

На предприятии большое внимание уделяется выпуску молочной продукции в современной упаковке, соответствующей всем эстетическим и эргономическим требованиям. В частности, расширяется производство и реализация молочных продуктов в упаковке ECOLEAN (кувшин), которая является экологически чистой, не придает привкуса продукту, способна без изменений сохранять все полезные белки, жиры и минеральные 

составляющие молочных продуктов в 2-3 раза дольше обычной тары. В настоящее время на технологической линии, производительностью 3 тонны продукции в час, в кувшинах выпускают восемь видов молочной продукции и семь видов йогуртов. Данная продукция поставляется во все регионы республики и за ее пределы.

Помимо постоянно растущего ассортимента и использования новейших технологий в производстве и упаковке продукции, выигрышной в цене и качестве делает ее и сокращение целого ряда промежуточных затрат. Только доставка продукции непосредственно в торговые сети, минуя посредников, удешевляет ее в целом на 25-30%. В этой связи важным шагом стала организация работы собственного транспортного цеха, расширение автопарка с 14 единиц до 100. Самостоятельная доставка продукции в торговые сети в течение дня позволяет покупателю приобретать свежий, качественный продукт в любое время суток. Йогурты, расфасовываемые в специальную «детскую» (по 120г) упаковку, поставляются не только в магазины, но и напрямую в детские сады, школы Могилева и области. На 25 новых автофургонах, оснащенных холодильным оборудованием, продукция доставляется по всей территории РБ.

Сбытовая политика комбината также ориентирована на обеспечение максимального удобства для потребителя. Так, предприятиям государственной торговли предоставляется 10-20дневная отсрочка платежей, магазинам потребкооперации несколько больше – они приносят 63% выручки от реализации цельномолочной продукции на внутреннем рынке.

На предприятии создан уникальный на сегодняшний день для белорусских предприятий молочной отрасли и по-настоящему универсальный портфель брэндов. Под торговой маркой «Бабушкина крынка» выпускаются традиционные виды молочной продукции (190 наименований), «Веселые внучата» – продукция, ориентированная на детскую аудиторию, «Энергия жизни» – цельномолочная продукция с лечебно-профилактическими свойствами.



Таблица 1. Основные показатели производственно-экономической деятельности ОАО «Бабушкина крынка».

^ Наименование показателей

2003

2004

2005

2006

Выручка от реализации продукции, млн. р.

21091

29865

77358

91336

Себестоимость продукции, управленческие и реализационные расходы, млн. р.

22297

29388

71334

86776

Балансовая прибыль (убыток), млн. р.

-1316

282

3193

3540

в т.ч. от реализации

-1206

316

4832

4560

Экспорт продукции, млн. USD

10,1

12,7

19,7

23,2

Число акционеров, лиц

1456

1452

2232

2365

Численность работающих, чел.

581

585

953

1045


Как видно из данных таблицы 1 еще несколько лет назад на комбинате сложилась критическая ситуация: предприятие несло убытки, простаивало дорогостоящее оборудование, росли долги перед бюджетом и кредиторами, повысилась текучесть кадров. С приходом нового директора и переориентацией производства на принципах маркетинга ситуация кардинально изменилась – значительно снизился удельный вес себестоимости продукции в выручке от ее реализации, предприятие начало прибыльно функционировать.

За три года ежесуточная реализация цельномолочной продукции возросла с 70 до 250 т. Удельный вес новинок в общем объеме реализации в увеличился до 54,5%, экспорт продукции возрос в 2,3 раза. Расширение производства обусловило и создание новых рабочих мест на предприятии – среднегодовая численность работающих возросла с 581 до 1045 человек.

С повышением эффективности работы предприятия повысился и его рейтинг среди потенциальных инвесторов – количество его акционеров возросло почти вдвое.

В первом квартале текущего 2007 года предприятие выпустило молочной продукции в сопоставимых ценах на 24,4 млрд. рублей, что на 10,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; увеличило экспорт молочной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16,5% почти до 6,1 млн. USD.



Предприятие неоднократно участвовало в национальных и международных конкурсах и получало престижные награды. Так, бренд «Бабушкина крынка» был признан лучшим по итогам 2004 года на Национальном конкурсе в профессиональной номинации «молочная продукция» за «Лучшую инновацию в развитии брендовой политики и сознании населения». В 2005 году на этом же конкурсе бренд победил в номинации «молочная продукция» за «Лучший проект усиления бренда».

По итогам 2005 года ОАО «Бабушкина крынка» в числе нескольких предприятий нашей страны стал победителем конкурса «За вклад в развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и городом Москвой»; занял третье место на конкурсе «Лучший экспортер года» в номинации «Предприятия легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности»; за достигнутые успехи был удостоен премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

В 2006 году предприятие было удостоено международного приза «Золотая звезда качества» от Международной ассоциации бизнеса (Business Initiative Directions). В профессиональном конкурсе «Бренд года-2006» золотую медаль завоевал бренд «Веселые внучата», а серебряную – «Бабушкина крынка». На IV международном фестивале-ярмарке «Праздник сыра и масла» в Москве золотой медали были удостоены сливки в упаковке ECOLEAN, а сама упаковка завоевала серебряную медаль

Главным стратегическим направлением комбината были и остаются борьба за качество, разработка и выпуск новых видов продукции с профилактическими оздоровительными свойствами и, как составляющий компонент – ее доступность по цене для всех групп потребителей.


^



Список использованной литературы:





  1. Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М: Финстатинформ, 1995 г.

  2. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М., «Издательство «Дело» - 2000 г.

  3. Могилевский молочный комбинат: из аутсайдеров – в лидеры. \ «Экономическая газета» №82(900) от 28.10.2005.

  4. Национальные бренды. Бабушкина крынка. / Информационное агентство «Интерфакс-Запад» (http://www.interfax.by) 31.01.2007.

  5. Третьяков В. П., канд. экон. наук, доцент БГСХА. Маркетинг в структуре управления предприятием АПК. / Материалы международной научно-практической конференции (г. Горки, 11-12 ноября 2004г.), с. 72-75.

  6. Эйсмонт И.Т.. Современное состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности в молокоперерабатывающем подкомплексе АПК Республики Беларусь / УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», Экономическая теория и аграрная политика, 2004, с. 198-200.



Скачать файл (43.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации