Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалка к кандидатскому минимому - файл 1.docx


Шпаргалка к кандидатскому минимому
скачать (209.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx210kb.04.12.2011 13:18скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5   6
1.

1.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М - личность, социальная группа и общество в целом. Основа М. – знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф, т.к. Ф возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Ф-это теорет. ядро М.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная насыщенность. Ц. ориентации – система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить Ц.О. человека – значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума.

Важной составляющей М. являются идеалы. И.–это мечта о самом совершенном устройстве общества, где все «по-справедливости» И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

Формы М.–мифологическое, религиозное, философское. М.М.–это М, основанное не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Миф в отличие от науки объясняет все, т.к. для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней формой М. Религиозное М.-форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. В отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм,политеизм), которые стоят над природой и вне природы. Р ближе к Ф, чем мифология–взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. Ф.М.-это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др.форм М не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхода к ним.

В разные эпохи складывались различные типы М-х систем.

  1. Космоцентризм – отличительная черта наиболее древней (досократической) философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы древние мудрецы (VII – VI в. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общественный мир, и их нравственность.

  2. Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен теоцентризм (Теос – бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы создания были подчинены ей.

  3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху идеал целостной, универсально развитой личности не был так близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь.


^ 26. Предмет социальной философии

Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, — индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления — это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и 

экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений.
Известный русскоамериканский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей филос концепции определ социал явления:
Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного — в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.
Неправомерность этого определения, на наш взгляд, состоит в том, что из сферы социального выпадает вся объективная, материальная реальность общества, лежащая за пределами «мира понятий». В действительности же общественная жизнь, социальное бытие включает в себя не только духовные явления и «мир логического», но и объективные, материальные явления и «мир чувственного».
Нам представляется правильной точка зрения, согласно которой социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие — это всегда результат взаимодействия целого ряда обществен факторов.
Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни — ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру. Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни — социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.
На основе изложенного можно дать следующее определение:
социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальнойжизни.
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальн связей.
«Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе». Здесь верно названы те законы, которые призвана изучать социальная философия. Исходя из нашего понимания ее предмета следовало бы более широко показать круг проблем, которые составляют ее содержание. В частности, нельзя забывать, что социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.



2

^ 2. Зарождение философской мысли в Древнем мире.

Древний Вавилон и Египет были рабовладельческими госyдарствами. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов.
Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте было тесно связано, с одной стороны, с первыми шагами науки о мире—астрономии, космологии, математики, а с другой стороны, с мифологией. Философия еще не выделилась как особая форма общественного сознания. Развивающееся хозяйство древнего мира требовало расширения знаний, применения их в жизни.
Хозяйственные нужды требовали установления точно рассчитанного календаря, основанного на астрономических наблюдениях за движениями Луны, Солнца и звезд. Все это вело к развитию научных знаний.
Мировоззрение вавилонян, как и других народов Древнего Востока, неотделимо от мифологии — первой попытки осмыслить наблюдаемые явления природы. Большую роль здесь играло жречество, которое насаждало религиозные верования. Мифические сказания о возникновении богов («теогония») превращаются в верование о происхождении мира («космогонию»). Светила рассматривались не только как средство для исчисления времени и астрономических предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. Главным светилом, «отцом богов», считалась у вавилонян Луна. Звезды — божества, которые светят только ночью. Солнце — сила, погашающая сияние небесных светил, стало быть, оно источник тьмы, сила подземного мира, оно приносит смерть. Луна, умирая, воскресает к новой жизни, поэтому она образ вечной, неистребимой жизни. В древнем мифе о мироздании борьба между добром и злом стала со временем изображаться как победа света над мраком. Бог света воспевается как могучая нравственная сила, правящая миром. «Звездное» («астральное») мировоззрение вело к развитию астрологии — фантастической веры в способность светил непосредственно влиять на судьбу целых обществ и отдельных людей.
В развитии древнеегипетской мысли можно проследить путь, ведущий от религии к философскому истолкованию мифов. Со временем в мифы вкладывается уже не религиозный, а философский смысл, какого они первоначально не имели. Это объясняется не только повышением уровня научных знаний, но главным образом усилением борьбы между рабами и рабовладельцами, между зажиточными слоями свободных, которые ко II тысячелетию до н. э. выделяются из общей массы населения, и старой рабовладельческой знатью.
Краткое рассмотрение истории зарождения философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте показывает наличие первых зачатков философской и социальной мысли у народов Древнего Востока. В древнеегипетских памятниках в наивной форме уже ставится вопрос о материальной первооснове природных явлений. Однако в Древнем Вавилоне и Египте философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран. Тем не менее зачатки стихийноматериалистических и атеистических воззрений египтян и вавилонян оказали известное влияние на последующее развитие науки и материалистической мысли в древнем мире. Как утверждал Плутарх, древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.

Возникновение философии вызвано четырьмя причинами: социальными, экономическими, классовыми и гносеологическими.

Согласно Платону, начало философии в удив

лении (изумлении).

Согласно Аристотелю, люди начали философствовать, избегая незнания. Она возникает там, где некоторые люди стали иметь досуг, и у них возникло свободного времени. Философствование, утверждает Аристотель, — это лучшая форма времяпре

провождения, тем более что стремление к мудрости добродетельно.
^ 27. Современное учение об антропосоциогенезе

Антропосоциогенез

- исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Одним из аспектов взаимодействия общества и природы является антропосоциогенез - происхождение человека и общества. В XIX веке учение об антропогенезе прочно связано с именем Ч.Дарвина. Главный вывод Ч.Дарвина - генетическое родство человека с животным, следовательно, естественное, природное происхождение человека в процессе эволюции, основными механизмами которой являются наследственность и естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование.

Собственно возникновение человека с мышлением и речью, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, было 

рассмотрено Ф.Энгельсом, сторонником трудовой гипотезы происхождения человека и общества. В работах "Диалектика природы", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать продукты природы в своей деятельности - камни, палки; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; вынужден искать защиту от холода при изменении климата. Эти предпосылки стимулируют развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, ведут к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. С помощью совершенствования руки стало возможным невиданно расширить круг предметов, с помощью которых можно воздействовать на природу.

"Начала" и "концы" представленной версии антропогенеза относительно ясны. В начале эволюции стоит животное, чьи биологические механизмы адаптации уже не справляются с изменившимися условиями окружающей среды. В конце - человек, обладающий сознанием и речью, испытывающий неодолимую потребность жить в коллективе, изготовляющий орудия труда.


3

^ 3. Основной вопрос философии и его две стороны

Основным в философии традиционно считается вопрос об от

ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре

мя противоположные характеристики бытия. В связи этим су

ществуют две стороны основного вопроса философии — онтоло

гическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи

лософии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во

проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про

цессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответствен

но материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны ос

новного вопроса философии можно выделить такие направле

ния, как:• объективный идеализм;• субъективный идеализм;• материализм;• вульгарный материализм;• дуализм;• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:• гностицизм;• агностицизм;• эмпиризм (сенсуализм);• рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии пред

ставляют:• материализм;• идеализм;• дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направ

ление в философии, сторонники которого считали, что в отно

шениях материи и сознания первичной является материя.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, не

объяснимых с точки зрения материалистов.

^ Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания пер

вичным считали сознание (идею, дух).

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логиче

ского) объяснения самого наличия "чистых идей" и превраще

ния "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникнове

ния материи и идеи).

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направле

ниями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декар

том. Суть дуализма заключается в том, что:• существуют две независимые субстанции — материальная (об

ладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и ма

териальная, и духовная;• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимо

связанные стороны единого бытия;• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого призна

вали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

^ 3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии пред

ставлена:• эмпиризмом (сенсуализмом);• рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма (от лат. ratioразум) счи

тается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достовер

ное) знание может быть выведено только непосредственно из ра

зума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаоти

чен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фи

лософов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.



В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии -проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его су

ществования, управления собственным духовным миром, взаимо

отношений внутри общества и с обществом, его свободного вы

бора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
^ 28. Культура и ее роль в жизни общества. Культурологический подход

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.

С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:

Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;

качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);

особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).

Среди ученых-гуманитариев и ученых-естественников ведется давний спор о том, какая сущность в человеке - социальная или биологическая - является определяющей его становление и развитие. В ХХ веке к этому спору добавилось еще одно измерение - культура. Таким образом, человек предстал в нескольких измерениях - общества, природы и культуры, в каждом из которых он рассматривается как часть окружающей его среды, формирующей базовые качества личности.

Человек от рождения вовлекается в общение с людьми, благодаря чему он становится равноправным членом общества, усваивая правила и нормы совместной жизнедеятельности. «Общество», в простейшем значении этого слова, есть объединение людей на каком-либо общем для всех основании, точнее, это совокупность отношений, складывающихся между людьми по поводу каких-либо значимых для них предметов. Характер общественных отношений определяется конкретным предметом, вокруг которого они завязываются. В зависимости от предмета социальные отношения могут принимать экономическую, политическую, моральную, религиозную и другие формы.

Одновременно с обществом, на человека воздействует культурная среда, посредством которой формируется ментальность, т.е. специфический этно-национальный стиль мышления, определяющий ценностную иерархию, идеалы и т.п. Общество регулирует совместную деятельность людей, культура придает ей индивидуальную значимость. Культура является уникальным способом существования человека, она создается в результате знаково-символического обмена между людьми.

Развитие культуры и общества имеет исторический характер, выраженный в различных формах деятельности человека, изменяющихся по своему содержанию с течением времени, что получило название социокультурогенеза.


4

^ 4. Понятие онтологии, гносеологии, аксиологии, праксиологии

Современная философия - глубоко разветвленная система.

Наиболее общие разделы философии - онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Термин "онтология" введен в научный оборот в ХVII веке и образован от греческих слов ontos - сущий и logos - учение. Онтология имеет дело с анализом сущностных аспектов объективной реальности. Что есть сущее - вот главный вопрос онтологии. Так, древние греки споткнулись о парадоксальное явление: мир дискретен, представлен многообразными вещами, предметами, каждый из которых проходит свой цикл существования - появляется, достигает зрелой стадии развития, потом рано или поздно исчезает, уходит в небытие, но мир в целом остается постоянным, стабильным, вечным. И они стали искать за этими вещами и предметами некое нетленное первоначало - сущее. В процессе этих поисков античные мыслители выработали целый класс основополагающих для философии понятий - бытие, материя, движение, пространство, время, диалектика и пр.

К онтологии относятся вопросы атрибутов бытия, материи, генезиса (происхождения) явлений (и мира в целом), движения (развития) и пр.

Онтология - учение не только о мире в целом, но и о его конкретных реалиях. Например, что такое человек в его сущностном бытии. Так, Аристотель определил его как животное политическое, т.е. общественное, отметив, таким образом, двуединую биосоциальную природу человека. Или другой пример: что такое государство. Правда, здесь, в сфере конкретных объектов реальности, мы уже входим в структуру философского знания иного, более конкретного уровня - философская антропология, социальная философия, философия истории и т.д.

Второй раздел философского знания называется гносеология (от греч. gnosis - знание, logos - учение), т.е. учение о знании. Поскольку разговор в рамках гносеологии чаще всего идет о научном познании, этот раздел нередко обозначают термином "эпистемология". Другими словами, понятие "гносеология" более широкое, обнимает как научное, так и обыденное познание.Гносеология - это прежде всего теория познания как таковая (теория распредмечивания мира).

Здесь ставятся и обсуждаются вопросы о природе знания, его источниках, о самом процессе познания, его формах. К числу основных вопросов в теории познания относится вопрос, что есть истина? Исследуются ее конкретные формы, процедуры (критерии) проверки знания на истинность. В рамках этого раздела рассматриваются также проблемы творчества.

Еще одним общим разделом философии является аксиология (от греческих слов axios - ценность и logos - учение), т.е. учение о ценностях. Под ценностью имеется ввиду значение для человека тех или иных явлений действительности. Основной вопрос аксиологии - что есть благо.

 Как относительно самостоятельный раздел с собственным названием он появился недавно. Но как совокупность специфических проблем, отличных от онтологии и гносеологии, - с момента возникновения философии. Длительное время эти проблемы развивались в рамках этики, эстетики, права и т.д. Типичной формой аксиологии является идеология как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых (классовых, национальных и пр.) интересов.

Праксиология - раздел философии, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению предметного мира.

В сущности мы имеем здесь дело с процессом опредмечивания нашего знания. Опираясь на полученные знания, человек способен целенаправленно воздействовать на окружающую действительность, реализуя свои представления о желаемом устройстве, например, общества. Человеческая деятельность сложное явление. Наряду с предвиденными положительными результатами она может иметь в отдаленной перспективе и непредвиденные негативные последствия. Поэтому важно, исследуя различные основания деятельности, выработать общую систему норм, принципов тех или иных видов деятельности, накладывающих на нее определенные ограничения.
^ 29. Понятие цивилизации. Сущность цивилизационного подхода

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.

Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.

Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», 

«справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспеч безопасность и комфорт в жизни человека.

Термин “цивилизация” был введен в философию в 1829 г. французским мыслителем Фурье. Общество, согласно Фурье, последовательно проходит в периоды эдемизма (“райской” первобытности), дикость варварства и цивилизации. Фурье цивилизацию связывает с существованием частной собственности. Т.о. в XIX в. понятие “цивилизация” употреблялось как характеристика капитализма в целом. Но такое представлен о ци не может быть господствующим.

Так, Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Данилевски отрицал существование «человечества» как целого, как «единой цивилизации», признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные «культурно-исторические типы», народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованиям.

Разработка теории цивилизации сделана английским историком Тойнби и американским социологом русского происхождения Сорокиным.

Сорокин к цивилизации относит жизнестойкие социальные институты, ценности и способы деятельности, новые модели и образцы поведения.

После октября 17 г. большевиками была уничтожена цивилизация в России. Страна и народ погрузились в историческое беспамятство, в состояние нового средневековья (Бердяев).

Тойнби под цивилизацией понимает устойчивую социально-географ общность, характеризующуюся духовно-религ началом, свободой, идущей от бога.

По Тойнби, всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных и относите замкнутых цивилизаций.

В 60-70 гг. XX в., по мнению Тойнби, существовало 5 цивилиз: русско-православная, китайская, индийская, мусул, западно-европейская.

Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой. Движущей силой развития цивилизации является «творческое меньшинство», носитель мистического жизненного порыва, который отвечая на различные исторические вызовы, ведет за собой инертное большинство.

Своеобразие этих вызовов и ответов определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценн и фило концепции смысла жМногие исследователи сходятся в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.

Такое утверждение вполне уместно только в рамках деятельностного подхода к пониманию культуры как внутре интенции жизнедеятельности человека, ее духовного кода. Однако при ценностном подходе к культуре, при котором она интерпретируется как нормативно-ценностное пространство бытия три или иной социальной общности, такое противопоставление культуры и цивилизации выглядит не обоснованным. Вместе с тем надо согласиться, что цивилизация по отношению к человеку является внешним миром. Однако при этом не следует противопоставлять понятия «цивилизация» и «культура», ибо культура как надындивидуаль реь также является внешней.

В современной отечественной литературе под цивилизацией понимается: Материальная культура. Ступень общественного развития материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация). Ступень общественного развития человечества, следующая за варварством (Фурье, Морган, Энгельс). Интегральное соединение некоторого числа цивилизаций – политической, технической, досуговой. Цивилизация есть также определенным способом организованные быт, досуг, образование и культура, наука и образ жизни людей, наличие благ. Под политической стороной цивилизации понимают правовой строй, правовое гражданское состояние общества, единство права, свободы и морали.

Многозначность понятия “цивилизация” объясняется полисистемностью социального явления, его разносторонностью в наличном бытии.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (209.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации