Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Концепция человеческого капитала - файл 1.doc


Реферат - Концепция человеческого капитала
скачать (121.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc122kb.04.12.2011 13:53скачать

содержание

1.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра институциональной экономики


Реферат

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему: «Концепция человеческого капитала».

Выполнил:

аспирант
Проверил:

__________________

(подпись)


Москва, 2011

Содержание

Введение 3

Глава I. Формирование и основные положения концепции человеческого капитала. 5
1.1 Исторические предпосылки формирования концепции человеческого капитала. 5

^ 1.2 Понятие и методологические подходы к исследованию концепции человеческого капитала, её основные положения. 11

Глава II. Человеческий капитал России на современном этапе

развития. 15

Заключение 21

Список использованной литературы 23
Введение

В условиях современного экономического развития, материально-технические средства производства отходят на второй план и уступают место по степени ценности человеческому капиталу и его потенциалу развития. На сегодняшний момент стоимость успешно развивающейся организации на две трети состоит из стоимости человеческого капитала и иных нематериальных активов и лишь одну треть стоимости составляет материально техническая база и технические средства производства. В формирующейся на данный момент экономике знаний особую ценность приобретает человек, как основной производитель прибавочной стоимости продукта, на основе создаваемых им знаний.

Но по мере возрастания стоимости человеческого капитала возрастают и требования предъявляемые к человеку. В начале ХХ века основную квалификацию необходимую для успешной трудовой деятельности рабочий получал непосредственно на производстве и совершенствовал её уже в процессе трудовой деятельности. Но по мере развития научно-технического прогресса совершенствовались как орудия производства, так и структура организации труда. Для освоения новых материально-технических средств требовалась все большая квалификация и работник должен был приходить на производство уже с определенным багажом знаний требуемых для определенной специальности. Но и на этом его повышение квалификации не ограничивалось и требовалось постоянно повышать свои знания для успешной трудовой деятельности в условиях развития и обновления производства. Научно - технический прогресс не стоял на месте, физический труд всё более обесценивался и заменялся трудом машин, в этих условиях начала своё формирование концепция человеческого капитала.

С развитием экономики место и роль человека в организации существенно изменяется. В условиях ускорения технологических нововведений, обострения конкуренции, глобализации экономики такие составляющие человеческого капитала как знания, квалификация, творческие и предпринимательские способности работников становятся основным ресурсом повышения эффективности и конкурентоспособности организаций в современной рыночной среде. Таким образом на данный момент главным источником производительности труда и процветания организации выступает именно человеческий капитал. Этими положениями характеризуется важность и актуальность темы реферата.

Целью реферата является изучение концепции человеческого капитала.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- изучить историю формирования и развития концепции человеческого капитала;

- дать определение понятию «человеческий капитал»;

- проанализировать методологические подходы к исследованию человеческого капитала;

- проанализировать состояние человеческого капитала на современном этапе развития России.

Глава I. Формирование и основные положения концепции человеческого капитала.

^ 1.1 Исторические предпосылки формирования концепции человеческого капитала.

Для рассмотрения понятия, основных характеристик и методологии исследуемой концепции человеческого капитала, в первую очередь нам необходимо проследить историю зарождения, становления и развития взглядов ученых экономистов на эту проблему. На проблему человеческого фактора в общественном воспроизводстве ученые экономисты обращали внимание еще в XVIII-XIX веках, хотя оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов ХХ-го века.

А. Смит писал, «Увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машин и инструментов, при помощи которых он работает». А. Смит включал знания, мастерство и опыт людей в «основной капитал» общества, определяя его как таковой элемент производства, который приносит доход или прибыль, не поступая в обращение или не меняя владельца. И Адам Смит пояснял, что приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, который как бы реализуется в самой личности. Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому лицо принадлежит. Большую ловкость и умение рабочего можно рассматривать с той точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, но возмещают эти расходы вместе с прибылью. [1;208] Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и "из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества".

Таким образом, А. Смит, как представитель классической школы, ввел в обиход экономической науки такие понятия, как «способности рабочих к труду», «физические силы», «производительные рабочие силы», «производительные силы рабочих». А. Смит подчеркивал, что творческие силы человека играют важнейшую роль в экономике и что производительность труда зависит, прежде всего, от качества этих сил, а затем уже от машин и иной техники. Производство и воспроизводство этих сил представлялось либо как воссоздание самого населения, либо как индивидуальное потребление населением продуктов питания и иных предметов. А. Смит придавал также важное значение воспитанию и образованию. И хотя он не рассматривал человеческий капитал как отдельную категорию, но исследовал отдельные его компоненты и фазы воспроизводства.

Согласно марксистскому подходу, исходным пунктом воспроизводства рабочей силы, является ее производство, которое «состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. Для поддержания его жизни живой индивидуум нуждается в известной сумме жизненных средств. Таким образом, рабочее время, необходимое для производства рабочей силы, сводится к рабочему времени, необходимому для производства этих жизненных средств, необходимых для поддержания жизни ее владельца»[2;с. 178]. В этом процессе потребительного производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается. Происходит своего рода "накопление" производительной силы труда, созидательных способностей человека, причем в большей степени именно умственных способностей.

Результатом производства физических и умственных способностей к труду является развитая рабочая сила, способная к квалифицированному труду.

К. Маркс писал: "Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которого требует большего рабочего времени и которое имеет, поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она в более высоком труде и овеществляется, поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях"[3; с. 545].

Расширенное общественное воспроизводство может осуществляться только при наличии прибавочного продукта. Это общее положение для всех формаций: "избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образования и накопление из этого избытка общественного, производственного и резервного фонда - все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса".

Прибавочный продукт создается рабочей силой, а затем служит источником ее воспроизводства. Последнее происходит как за счет роста населения, так и за счет развития способностей к труду отдельных людей, накопления ими знаний, опыта и мастерства. Накопление способностей к труду членов общества, развитие индивидуальных рабочих сил требуют значительных затрат живого и овеществленного труда.

Достаточно ясно, что физическое и интеллектуальное развитие людей, состояние их здоровья, профессиональная подготовка зависят от объема и структуры питания, рациональности одежды, от объема и структуры потребления бытовых услуг, услуг здравоохранения, просвещения, культуры, профессионального образования. Для целей нашего исследования важным выступает методологическое положение Карла Маркса о том, что анализ воспроизводства рабочей силы предполагает исследование комплекса отношений между людьми. Данное положение, применимо и к исследованию воспроизводства человеческого капитала, так как в процессе формирования, накопления и использования человеческого капитала наемный работник вступает в отношения с собственником вещественного капитала, с другими собственниками человеческого капитала, с помощью которых обеспечивается этот процесс. Экономические процессы по формированию, накоплению, развитию и использованию человеческого капитала тесно связаны с отношениями собственности и экономическими интересами.

Альфред Маршалл также подчеркивает важность нормального воспроизводства жизненных сил человека: «каждый здоровый человек обладает известным запасом энергии, которую он может приводить в действие, но лишь при условии чередования с отдыхом; если в течение долгого времени расход энергии превышает ее восстановление, его здоровье разрушается...»[4;с.212], указывая при этом, что побудительным мотивом большей части труда служит материальная выгода. Маршалл считал, что «хорошее образование приносит большие косвенные выгоды даже рядовому рабочему. Оно стимулирует его умственную деятельность; оно укрепляет в нем привычку к благоразумной пытливости; оно усиливает его умственные способности, его подготовленность и надежность в его обычной работе; оно повышает его жизненный тонус как в рабочие часы, так и во внерабочее время; оно, таким образом, служит важным средством увеличения производства материального богатства. [4;с.269]. По определению А. Маршалла, благодаря знаниям и своим силам человек превратился в главное средство производства.

Важное теоретическое и методологическое значение для исследования человеческого капитала имеет дифференциация Маршаллом различных сил человека. «Хотя способность поддерживать большое напряжение мускулов, очевидно, основывается на силе организма и других физических условиях, она, тем не менее, зависит также от силы воли и твердости характера. Такого рода энергия, которую, быть может, следует считать силой человека в отличие от силы его тела, является нравственной энергией, а не физической, но все же она зависит от физических условий проявления нервного напряжения. Это сила самого человека, эта его решительность, энергия и самообладание или, одним словом, эта «энергичность» служит источником всякого прогресса...» [4;с.269].

Важное теоретико-методологическое значение имеет также научная организация труда, исследуемая Фредериком Уинслоу Тейлором, как основа функционирования трудового потенциала и человеческого капитала в целях увеличения производительности труда, увеличения прибыли, а в перспективе экономического роста. Ф.У. Тэйлор подчеркивает важность квалифицированных, образованных работников для достижения экономического процветания, при этом считает, что образование работник должен получать за счет работодателя. «Поиски лучших, более компетентных людей для выполнения функций - начиная от президентов наших крупных компаний и до домашней прислуги, включительно - никогда не были более настоятельными, чем в наше время, и спрос на знающих, хорошо обученных людей никогда не превосходил в большей мере ограниченности предложения. Лишь тогда, когда мы в полной мере осознаем, что наша обязанность заключается в систематическом сотрудничестве для того, чтобы выучить и создать этого знающего человека, и что мы имеем полную возможность добиться этого, вместо того, чтобы охотиться за человеком, которого выучил кто-то другой - лишь тогда мы будем на пути к увеличению нашей национальной производительности».[5; c.222] Ф. Тейлор подчеркивал, что рабочему проявляющему интерес к обучению и постоянно повышающему свою профессиональную компетентность и квалификацию, директор предприятия должен дать какое-нибудь особое поощрение сверх того, что обычно дается среднему рабочему данной профессии. Это поощрение может заключаться например: в надежде на быстрое повышение и карьеру; в более высокой оплате труда; в сокращении рабочего времени; в улучшении обстановки и условий труда, по сравнению с обычными, и т.д., а самое главное, это специальное поощрение должно сопровождаться тем личным уважением и дружественным соприкосновением с рабочими, которое происходит только от искреннего и глубокого интереса к благосостоянию своих подчиненных. [5; c.225] То есть руководители предприятий, заинтересованные в развитии сил и способностей рабочих, должны применять материальное и морально-нравственное стимулирование.

Оформление концепции человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов ХХ-го века. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и другие.


^ 1.2 Методологические подходы к исследованию человеческого капитала и его основные положения.

Отметим несколько подходов к изучению человеческого капитала, которые также заложили методологические основы многих современных исследований. Один из них теория «человеческого капитала» (Г. Беккер, Т. Шульц и др.). Человеческий капитал - это имеющийся у каждого человека запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Отправным пунктом в исследовании человеческого капитала для Беккера служило представление, что при вложении своих средств в подготовку и образование, учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (например, процентами по банковским вкладам). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Следовательно, нормы отдачи выступают как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недофинансировании, низкие - о перефинансировании[6; с.86-87].

Важное теоретическое значение имеет введенное Беккером различие между специальными и общими инвестициями в человека (и между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены (например, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм (обучение работе на компьютере). «Общая подготовка способна приносить пользу во многих фирмах помимо той, где она была получена; например, механик, прошедший курс обучения в армии, обнаруживает, что его навыки обладают ценностью для сталелитейной или авиационной отраслей, а навыки врача, стажировавшегося в какой-либо больнице, представляют интерес и для других больниц»[6; с. 113]. Беккер показал, что общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда, стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, и им же поэтому достается доход от нее. Ведь если бы ее финансирование шло за счет фирм, они всякий раз при увольнении таких работников лишались бы своих вложений, воплощенных в их личности. Наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и им же достается доход от нее, так как в противном случае при увольнении по инициативе фирм потери несли бы работники.

Основой воспроизводства человеческого капитала является воспроизводство населения, поэтому представляют интерес положения экономической теории рождаемости Беккера, в которой он рассматривает затраты на воспроизводство человеческого капитала, выбор между его количеством и качеством. Уже в одной из своих ранних статей он высказал мысль, что решение иметь детей аналогично другим инвестиционным решениям, принимаемым рациональными агентами. В его трактовке дети выступают как своего рода «блага длительного пользования», они для родителей - источник удовлетворений (в современном обществе по преимуществу неденежных), но их содержание и воспитание требует немалых затрат, как явных, так и неявных (и прежде всего времени родителей). Спрос на детей поэтому отрицательно связан с издержками по их содержанию и положительно - с уровнем дохода родителей. Казалось бы, этому противоречит тенденция к сокращению размеров семьи в ходе экономического роста. Однако при более высоких ставках оплаты возрастает не только доход семьи - дорожает фактически и время родителей. Поскольку воспитание детей - процесс чрезвычайно времяемкий, «эффект цены» перевешивает «эффект дохода», так, что с повышением заработной платы, предлагаемой на рынке, спрос на эти «блага» (т.е. рождаемость) сокращается. Не менее важный элемент планирования семьи - выбор между количеством детей и их качеством (состоянием здоровья, уровнем образования и т.д.). Экономический рост, повышая нормы отдачи образования и стимулируя тем самым спрос на качество детей, также может все сильнее подрывать спрос на их количество. Именно эти два фактора, по мнению Беккера, и лежали в основе резкого сокращения размеров семьи в индустриально развитых странах. [7; с. 27-28]

Концепция человеческого капитала оказала влияние на теорию производственных факторов. В частности, сложилась позиция о так называемом всеобъемлющем капитале, согласно которой капиталом можно обозначить всё то, что в течение известного времени приносит доход. В связи с этим, капиталом можно обозначить не только капитальные блага предприятия, но и фактор «труд» как целесообразную деятельность людей.

Так, по мнению американского экономиста Г. Джонса, теория трёх факторов производства больше соответствует ранним этапам промышленного развития. Именно тогда прослеживалось отчётливое разграничение между средствами производства и малоквалифицированным трудом. Различие между заработной платой, прибылью, рентой отражало в тот период деление общества на классы. С прогрессом техники, с возрастанием важности квалификации и научных знаний работников традиционное различие между трудом, как первичным фактором и капиталом, как вторичным фактором практически исчезло. Капитал в ходе эволюции принял различные формы, став многоликим.

Интересные аспекты взаимосвязи рассматриваемых категорий приводит Т. Шульц. По его мнению, человеческие ресурсы, с одной стороны, подобны природным ресурсам, а с другой – вещественному капиталу. В первозданном виде человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Но после соответствующей «обработки» он приобретает качества капитала. По мере роста затрат на улучшение качественного состояния рабочей силы труд – как первичный фактор – постепенно превращается в человеческий капитал.

К основным элементам человеческого капитала относят:

- капитал образования (знания общие и специальные)

- капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, опыт);

- капитал здоровья

- обладание экономически значимой информацией;

- капитал миграции (обеспечивает мобильность работников);

- мотивация экономической деятельности.

Исходя из вышеизложенного, человеческий капитал можно определить как знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Работа человеческого мозга не вещественна, и именно способности к познанию и мыслительные процессы относятся к нематериальному человеческому капиталу. Человеческий капитал это инвестиции, которые компании вкладывают в развитие потенциала своих сотрудников. Развитие почти всегда касается ментального уровня – того, что находится «внутри мозга», другими словами, инвестирование в человеческий капитал означает рост коллективного «разума» организации.[8;с. 142]


^ Глава II. Человеческий капитал России на современном этапе развития.

В начале 1990-х гг. новая ломка общественной системы поставила носителей накопленного в предшествующий период человеческого капитала перед проблемой подтверждения его качества в изменившихся условиях.

Успешность встраивания индивида в новую социальную реальность зависела не столько от накопленного им в предшествующий период человеческого капитала, сколько от качества социальных сетей, в которые он оказывался вовлечен. Прежде всего, это касалось отношений со вновь формируемыми властными структурами, получившими контроль за перераспределением собственности, т.е. степени, в которой индивид оказывался встроен в реинституционализируемые отношения «власти-собственности». И успех личности в гораздо большей степени был обусловлен удачной конвертацией ее социального капитала, нежели капитала человеческого. В то же время даже высокого качества человеческий капитал, накопленный в предшествующий период и объективно пригодный в новых условиях для применения и, соответственно, конвертации в высокий доход, будучи не поддержанным социальным капиталом, оказывался либо не востребованным, либо не получал адекватную своему качеству денежную оценку. В результате, по мнению О. Шкаратана, «на протяжении всей постсоветской российской истории уровень человеческого капитала падает, и механизмы его воспроизводства явно нарушены. Ключевые компоненты человеческого капитала упали на треть» [9, с.219].

Свою негативную роль в судьбе накопленного человеческого капитала сыграла и особенность структурной организации деятельности его носителей, строго ограниченной рамками государственных форм. Очевидно, что инновационная деятельность, связанная с совершенствованием человеческого капитала, занятых ею и ростом отдачи от него, по природе своей должна обеспечиваться гибкостью форм организации этой деятельности. Здесь, может быть, как нигде, важен простор для частной инициативы. Но в забюрократизированных структурах советской модели «власти-собственности» возможности создания новых научных и научно-производственных коллективов (равно как и коллективов, занимающихся иными видами творческой деятельности) находились в прямой зависимости от успехов их лидеров в деле «проталкивания» во властных структурах своих идей. В результате, с одной стороны, разрастались научные и научно-педагогические кадры, но с другой – человеческий капитал занятых этим видом деятельности не подвергался конкурентному давлению, выбраковке отживших свое направлений. А это значит, что к моменту начала реформ многие люди, представлявшие научные и научно-производственные виды деятельности, уже оказались носителями человеческого капитала, не соответствующего занимаемому ими статусному положению. Статусные потери, связанные с обесценением накопленного ранее человеческого капитала, для многих были наиболее чувствительными, так как быстрое крушение в первые годы и даже месяцы реформ, оказавшихся без финансирования НИИ и КБ подтолкнула их бывших сотрудников к занятию иными видами деятельности, прежде всего, связанными с разгосударствлением экономики, возможностями малого и среднего бизнеса.

Важен еще один момент, сказавшийся на обесценении накопленного в советский период не только массового, но и элитного человеческого капитала это отгороженность от Западных стран в научной и иных сферах деятельности. Носители человеческого капитала были лишены возможности получения всесторонней информации о том, что делается в сфере их интересов за рубежом. Открытость миру рубежа 1980–1990-х годов, создала для носителей элитного человеческого капитала дополнительные трудности, связанные с необходимостью подтвердить его в новых условиях. Это оказалось непросто не только для носителей общественного научного знания отягощенного идеологическими ограничениями, но и для представителей научно-технической интеллигенции, и для ученых, работающих в гуманитарных областях. Так, А.Полетаев отмечает, что для подавляющего большинства советских экономистов к началу 1990-х годов содержание западной науки стало действительно настоящим открытием. Для овладения новым знанием потребовались серьезные и целенаправленные усилия, как на системном, так и на индивидуальном уровнях» [10, с.327].

Таким образом, отечественные носители человеческого капитала, особенно занятые в инновационной, прежде всего, научной, сфере, с началом реформ и с отказом от господствовавшей ранее идеологии, оказались перед необходимостью подтверждения его качества в новых условиях, доказать его конкурентоспособность в соприкосновении с достижениями зарубежных коллег. Само это требовало дополнительных усилий в зависимости от того, насколько успешными в предшествующий период были их контакты с мировой наукой. Но одновременно они столкнулись и с резким обесценением своего труда, обусловленным не только общим тяжелым положением страны, но и выбранными правительством приоритетами финансирования, среди которых наука, культура, образование оказались едва ли не на последних местах. Даже повышение оплаты труда ученых последних перед кризисом 2008 г. лет качественно не изменяет ситуацию: «Если говорить о сегодняшнем дне России, то смена идеологического насилия на экономическое не приблизила реальные цели социального института русской гуманитарной науки к номинальным» [11, с.50]. Как итог часть носителей элитного человеческого капитала уехали в зарубежные научные и учебные центры, началась так называемая «утечка мозгов». А наиболее значительная часть работников науки, образования, культуры, оставшаяся в профессии, вынуждена была избрать стратегию адаптации, выражающуюся в совмещении труда на нескольких малооплачиваемых рабочих местах.

В деле поддержания и развития, ранее накопленного человеческого капитала, а так же развития человеческого капитала вновь вступающих в трудовую жизнь поколений сложилась крайне противоречивая ситуация. Помимо прочего она осложнена и тем, что в стране разворачиваются процессы постсоциалистической трансформации, и перехода к принципиально новой экономике знаний, требующей работников с человеческим капиталом особого качества, причем в достаточно массовом масштабе.

С одной стороны, очевидна потребность широких кругов молодежи, равно как и представителей старшего возраста в получении качественных знаний, соответствующих новым постсоциалистическим реалиям и особенностям новой экономики знаний. Естественным откликом на эту потребность стали как пересмотр учебных программ и постоянное совершенствование качества обучения в высших учебных заведениях – традиционных лидерах отечественного образования, так и создание новых учебных заведений, с самого своего основания ориентированных на производство образовательного продукта высокого качества. Одновременно, с другой стороны, растущий спрос молодежи на получение высшего образования недостаточно высокого качества, позволяющее с получением диплома об окончании вуза претендовать на более успешное трудоустройство, породил соответствующее предложение. Е.Авраамова приходит к выводу, что молодые люди вполне усвоили сложившиеся в стране правила игры, «В соответствии с ними следовало получить любой диплом о высшем образовании и при помощи знакомств и связей пробиться в финансовую сферу или управление, торговлю, сервис или рыночную инфраструктуру… Вопрос о том, могут ли молодые специалисты стать тем социальным субъектом, который окажется локомотивом инновационного развития национальной экономики, пока не встречает утвердительного ответа» [12, с.115-116]. Разрастание сферы высшего образования порождает на рынке труда рост числа людей, обладающих статусом дипломированных специалистов, но не имеющих возможности применить полученные знания на практике. Причиной тут является не только низкое качество обучения в ряде вузов, но и неспособность экономики, переживающей структурный кризис, предложить молодежи рабочие места, соответствующие полученной в вузе специальности за достойную оплату.

Еще один важный аспект анализа современного состояния отечественного человеческого капитала связан с теми его носителями, которые еще в советский период связывали свои жизненные стратегии с физическим трудом той или иной степени квалификации. Они исходили из высокой востребованности такого рода труда в экстенсивно развивающейся экономике индустриального типа. Нехватка таких трудовых ресурсов в дореформенный период провоцировала более высокую его цену. В результате и носители такого рода человеческого капитала, и многие их дети ориентировались на экстраполяцию данной ситуации, связанной не с необходимостью получения полноценного среднего, а затем и высшего образования, а с совершенствованием профессиональных навыков, приобретаемых непосредственно на производстве. Однако переход к рыночной экономике продемонстрировал неконкурентоспособность значительного числа предприятий старой индустрии в новых условиях. Производства стали сокращаться либо вообще прекращали свое существование. В результате огромные массы людей – носителей специфического человеческого капитала, ориентированного на преимущественно физический труд разной квалификации, оказались лишенными устоявшихся общих перспектив трудовой деятельности. В результате это поколение работников не смогло получить соответствующую квалификацию на производстве, завершить формирование человеческого капитала того качества, на которое оно изначально ориентировалось. Это сказалось уже в 2000-е годы, когда с оживлением производства, спрос на труд соответствующих профессий вырос, но предложение ограничивалось, как правило, работниками предшествующих поколений, успевших получить соответствующие трудовые навыки до начала реформ.

В результате реформирования Российской экономики человеческий капитал претерпел множество структурных и институциональных перестроений. Была нарушена преемственность развития человеческого капитала, квалификация человеческих ресурсов накопленная до начала экономических реформ во многом обесценилась. В этих условиях формирование нового человеческого капитала происходит практически с «нуля». Так же формирование человеческого капитала отягощается тем, что реформы еще не закончены и условия его формирования далеки от стабильных и те направления образования и развития являющиеся приоритетными на данный момент, могут обесцениться через короткий промежуток времени.

В этих условиях основой формирования успешного человеческого капитала выступает его восприимчивость к изменениям и возможность обеспечения своевременной переквалификации в соответствии с требованиями успешного развития человека и экономики. Так же основой успешного формирования Российского человеческого капитала является культурная преемственность поколений. От того, в какой степени в период революционных реформ удается сохранить культурный капитал и каналы его массового распространения, зависят и общекультурная база как фундамент человеческого капитала, и само его качество. В связи с процессами обесценения части человеческого капитала в процессах революционных реформ использование индексов оценки человеческого капитала, выработанных для ситуаций эволюционного развития, требует серьезной корректировки. Эти индексы, основанные на показателях уровня образования, оказываются завышенными, так как не учитывают фактора обесценения части человеческого капитала старших поколений.

Все эти процессы, связанные с формированием человеческого капитала в стране с учетом их исторической ретроспективы, важно учитывать, формулируя стратегию развития человеческого капитала в России.

Заключение

В результате написания работы мы познакомились с историей формирования и развития концепции человеческого капитала в историческом аспекте. Рассмотрели взгляды основных мыслителей экономистов ХVII-ХХ веков на проблему человеческого капитала, что позволило более глубоко понять основные аспекты человеческого капитала и проследить развитие подходов и оценок человеческого капитала со времён Адама Смита и вплоть до наших дней.

В результате изучения методологии и подходов к исследованию человеческого капитала мы смогли выделить его основные составляющие концепции человеческого капитала. Так же изучение теоретического аспекта человеческого капитала позволяет нам сделать следующие выводы:

- концепция человеческого капитала выступает центральной характеристикой роли и места человека в современной экономической системе;

- в условиях новой экономики – знания, квалификация, творческие и предпринимательские способности работников являются основным ресурсом повышения эффективности организаций в рыночной среде;

- в современных условиях интеллектуализации бизнеса главным источником производительности труда выступает именно человеческий капитал.

В ходе изучения развития человеческого капитала России на современном этапе мы смогли определить основные проблемные стороны формирования человеческого капитала в России и выяснить причины их возникновения. Что позволило нам выделить основные аспекты, которые необходимо учитывать при формировании стратегии развития человеческого капитала России.

Таким образом, основную цель работы можно считать достигнутой.
Список использованной литературы.

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.

2. Маркс К. Сочинения / Ф. Энгельс, К. Маркс. - 2-е изд. - Т. 23. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1960.

3. Маркс К. Капитал. Т.3 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – Т. 25, ч. 1. 

4. Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. - М. : «Прогресс», 1993. — Т.1.

5. Тейлор Ф. У. Научная организация труда / Ф. У. Тейлор. - М. : ТРАНСПЕЧАТЬ, 1925

6. Беккер Г. Человеческий капитал. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал / Г.Беккер // США : Экономика, политика, идеология. – 1993.

7. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению// США: экономика, политика, идеология. - № 11, 1993.

8. Теория и искусство управления А.М. Лялин, З.П. Румянцева М.: ГУУ, 2009г.

9. Шкаратан О.И. и др. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М., «ОЛМА Медиа Групп», 2009.

10. Полетаев А. К вопросу о российском вкладе в мировую экономическую науку// Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши. М., Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2010.

11. Брагинская Н. Мировая безвестность: Ольга Фрейденберг об античном романе// Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши. М., Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2010.

12. Авраамова Е.М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов// Общественные науки и современность. 2009. № 6.

13. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/179057

14. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/179029

15. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/179043

16. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/182836/


Скачать файл (121.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации