Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Экскурсионная и выставочная работа - История экскурсоведения в России - файл 1.doc


Контрольная работа - Экскурсионная и выставочная работа - История экскурсоведения в России
скачать (85 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc85kb.04.12.2011 14:44скачать

содержание

1.doc






по дисциплине Экскурсионная и выставочная работа

на тему История экскурсоведения в России
Варинат № 1

Хабаровск 2011 г.


План

Введение……………………………………………………………………..3

1. Развитие экскурсионной школы на рубеже XIX-XX вв……………….5

2. Экскурсоведение в советский период…………………………………..8

3. Развитие экскурсионного дела в Российской Федерации…………….13

Заключение…………………………………………………………………17

Список использованных источников……………………………………..20


Введение

В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.

Петровские реформы в России ознаменовались обязательными «гранд-турами» для молодых дворян, имеющими целью образование и повышение культурного уровня, предваряющими вступление на профессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовали расширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с примитивизмом средств передвижения. Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразными цели и мотивы путешествий:

  • курортные, с целью отдыха и лечения;

  • экскурсионные, с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями;

  • деловые – для проведения деловых переговоров;

  • научные – для знакомства с достижениями науки.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

Термин «экскурсия» происходит от латинского «excursio» - поездка.

Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитию туристского движения в России.

Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортив­ные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - куль­турного, археологического, ботанического, научного, эколо­гического, созерцательного, религиозного, конгрессного, об­разовательного, учебного и других – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
^ 1. Развитие экскурсионной школы на рубеже XIX-XX вв.

Экскурсионное дело в нашей стране имеет более чем двух­вековую историю, начиная свое летосчисление с первых школьных экскурсий последней четверти XVIII в. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. В «Уставе народных училищ» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. было рекомендовано устраивать экскурсии на природе, посещать мануфактуры, другие предприятия. В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий.

В конце XIX — начале XX в. уже в значительном числе учебных заведений России педагоги осознали необходимость включения экскурсий в программу обучения, видя в них эф­фективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. К ним относятся отдельные гимназии и реальные училища в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринодаре, Симферополе, Казани, Екатеринославе, Рос­тове-на-Дону, Таганроге и во многих других городах Россий­ской империи.

Важным толчком к расширению экскурсионной деятель­ности школьников стал циркуляр министра народного про­свещения от 2 августа 1900 г. за № 20.185, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомен­довал начальникам учебных заведений и педагогическим со­ветам организовывать в период каникул для учащихся оздо­ровительные прогулки, экскурсии и путешествия.

Определенную роль в развитии ученических экскурсий в России сыграло также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в обра­зовательные экскурсии. На всех российских железных доро­гах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, со­вершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.

Развитием экскурсионного дела занимались не только учеб­ные заведения, интерес к нему в начале XX в. проявила, к примеру, Русская православная церковь, предложив органи­зацию путешествий к святым местам. В дни зимних каникул в Москве для учащихся церковью устраивались «святочные экскурсии» с осмотром Кремля и Москвы в целом. Перед на­чалом экскурсий обязательно служили молебен. К этому же времени относится и издание церковью специальных путево­дителей — «Спутников для экскурсантов», например, «Спут­ника по Троице-Сергиевой лавре», «Путеводителя к святыне и священным достопримечательностям Москвы и ее окрест­ностям ».

Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ. Во второй половине XIX в., в Петербурге, было создано «Общество любителей естествознания». Позднее оно возникло Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Его члены изучали природные богатства окружающих территорий и проводили экскурсии для интересующихся природой края.

В Ялте в конце 80-х гг. XIX в. был организован «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекала значительное внимание любителей природы из других городов.

В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи.

В 1899 г. в Петербурге, при Педагогическом обществе создается «Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий», которая организовывала экскурсии для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ, школ. В 1895 г. был организован Русский тур. клуб, ставший позднее Российским обществом туристов (РОТ). Общество так же организовывало путешествия по России и за границей, экскурсии по достопримечательностями русских городов, паломнические поездки.

В 1900 г. возникло «Русское горное общество». Русским горным обществом был построен на Кавказе первый отечественный горный приют, где организовывались экскурсии и путешествия. С 1902 по 1909 гг. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений деятельности которого было проведение пешеходных и транспортных в окрестностях Пятигорска, Железноводска и Кисловодска.

В 1905 г. к «Крымскому горному клубу» присоединяется «Кавказский горный клуб», с этого времени он стал называться «Крымско-Кавказским горным клубом». Позднее клуб расширил географию маршрутов походов и экскурсий. Для чего было создано экскурсионное бюро, рекомендовавшее желающим маршруты экскурсий. Экскурсионное бюро «Крымско-Кавказского горного клуба» являлось одним из первых экскурсионных учреждений, имевшим четкие функции по организации экскурсий.

В 1907 г, при Российском обществе туристов создается комиссия «Образовательные экскурсии по России». Комиссия организовывала экскурсии по крупным городам, по природным достопримечательностям Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.

В 1910 г. создается «Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий» - для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Позднее там же создается «Центральная экскурсионная комиссия», организовывавшая экскурсии, разработавшая «Правила для экскурсантов», контролировавшая их выполнение. Подобные комиссии организуются и при других учебных округах России.

В начале XX в. Д. Н. Кайгородовым, В. В. Половцевым, Е. А. Звягинцевым и др. начинается разработка школьной экскурсионной методики. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б. Е. Райкова и П. Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация». В этой монографии впервые были разработаны принципы школьной экскурсионной методики, дана система учебных экскурсий. В начале XX в. начинает издаваться периодические издания, изучавшие практику и теорию экскурсионного дела: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».

Таким образом первый период развития экскурсионной методики в России ознаменовался ее формированием, прежде всего как части педагогическо-воспитательного процесса. Вместе с тем уже на ранних этапах экскурсия становится частью формирующегося рынка туристических услуг. В этот период формируются первые научные методики организации экскурсионного процесса.
^ 2. Экскурсоведение в советский период

Экскурсии как средство пропагандистской работы, образования и воспитания граждан социалистической страны были использованы большевиками с первых месяцев их правления Россией в целях формирования нового человека.

В советский период развитие экскурсионного дела происходит в русле общей просветительской политики Советского правительства. Созданный в ноябре 1917 г. Внешкольный отдел Наркомата просвещения наряду с другими методами обучения в системе внешкольного обучения взрослых начинает внедрять экскурсионный метод. Экскурсии решали новые цели и задачи, в первую очередь внедрение новой идеологии. Начинают создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открываются специальные учебные заведения по подготовке экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт (Москва), Экскурсионный институт (Петроград). Общество «Долой неграмотность» принимало участие в издании журнала «Спутник экскурсанта», выпускаемого Наркоматом просвещения. В приложениях к журналу давались рекомендации в помощь самообразованию, внешкольному образованию, включая сведения о тематике экскурсий.

Для идеологически верного развития экскурсионного дела в 1918 г. была создана «Опытно-показательная экскурсионная база» Наркомпроса, осуществлявшая руководство над экскурсионными учреждениями на местах. При губернских и уездных городах была организована сеть экскурсионных станций. В 1920 г. при Наркомпросе был создан «Главный политико-просветительный комитет» при котором был создан экскурсионно-выставочный отдел, в задачи которого входило руководство над развитием городских и музейных экскурсий.

В 1920 г. в центральных городах России были открыты инструкторские экскурсионные станции, которые готовили учителей к проведению и организации экскурсий для учащихся.

Экскурсионная работа с первых лет Советского государ­ства была тесно связана с краеведческой деятельностью в стра­не, получившей особо бурное развитие в 20 — 30-е гг. Было сформировано Центральное бюро краеведения (ЦБК), а во многих городах страны были созданы краеведческие организации, число ко­торых к 1925 г. превысило тысячу. Краеведы выявляли и изучали новые объекты в своем регионе, связанные с истори­ческим и культурным прошлым, творчеством великих рус­ских писателей и деятелей культуры, революционным дви­жением, первыми социалистическими достижениями в на­родном хозяйстве. К ним прокладывались новые экскурсион­ные маршруты.

Экскурсионное дело на данном этапе тесно взаимодействовало с краеведческой работой. При «Центральном бюро краеведения» было открыто «Экскурсионно-справочное бюро», которое информировало о туристских и экскурсионных маршрутах, выпускало литературу в помощь экскурсантам.

Экскурсионному делу, получившему в период 1918 — 1921 гг. широкое развитие, был необходим научный фундамент, и в 1921 г. в стране создается сразу три научно-исследовательских ин­ститута, которым поручается вести научные исследования в области экскурсоведения. В Москве Наркомпросом РСФСР учреждается Центральный музейно-экскурсионный институт, выросший из его экскурсионного бюро; в Институте методов внешкольной работы открывается экскурсионный отдел; в Петрограде губернский отдел народного образования создает научно-исследовательский экскурсионный институт.

В рассматриваемый период продолжает, развивается теория и методика экскурсионного дела.

Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуж­дались в начале 20-х гг. также на экскурсионных конферен­циях. Первая в России конференция по проблемам экскурсоведения прошла 16-21 мая 1921 г. в Петрограде.

В 20-е гг. выходит монография В.А. Герда «Экскурсионное дело», ставшая значительным вкладом в развитие теории и методики экскурсионного дела СССР. Автор впервые в отечественной науке дал определение экскурсии, изложил их классификацию. В Петрограде выходил научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело», был выпущен сборник статей «Школьные экскурсии, их значение и организация». Выходят монографии Н. П. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению»; «Внешкольные экскурсии» под редакцией Б. Е. Райкова и Э. В. Краснухи, Н. А. Гейнике «Методика и практика экскурсионного дела».

Большое значение в организации туризма и экскурсий приобрели профсоюзы. В Центральном бюро краеведения создается подсекция, на которую было возложено установление связей между профсоюзами и краеведческими организациями. Профсоюзы организовывали группы экскурсантов из рабочих и служащих и направляли их по туристско-экскурсионным маршрутам.

Вопросы, связанные с туризмом и экскурсионной деятель­ностью в стране, неоднократно заслушивались на всесоюз­ных съездах и конференциях по краеведению, организуемых Главнаукой. По ее указанию все правления научных обществ и краеведческих организаций должны были помогать экскурсионным организациям, особенно в осуществлении туристско-экскурсионной работы среди молодежи. Журнал «Из­вестия», издаваемый Центральным бюро краеведения, реко­мендовал краеведческим организациям учитывать большой интерес молодежи к туризму и экскурсиям. Для этого крае­ведческие организации должны были:

  • организовывать лекции о крае и особо интересных его местах, которые следует посетить;

  • изучать места, где можно провести свободное время и отдохнуть;

  • разрабатывать маршруты экскурсий, как местного зна­чения, так и выходящие за пределы своего края;

  • устраивать выставки и конкурсы лучших материалов, собранных во время экскурсий;

  • готовить организаторов краеведческой и экскурсион­ной работы.

Все это говорит о том внимании, которое уделялось воп­росам воспитания молодежи, вовлечения ее в краеведческую и туристско-экскурсионную работу, являвшуюся эффектив­ным средством формирования нового человека.

В период ВОВ продолжалось развитие теоретического экскурсоведения. В апреле 1945 г. Все­союзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) при­нял решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности. Было восстановлено Туристско-экскурсионное управление в Москве, к 1948 г. Подобные управления функционировали в Ленинграде, Симферополе, Горь­ком, Свердловске.

При доминирующем государственном регулировании развития туризма, новый импульс экскурсионному делу давали именно государственные нормативные акты. Одним из них становится постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экс­курсий в стране». В постановлении определялась необходимость в принятии мер к массовому развитию туризма и экскурсий в стране, расширению сети и улучшению деятельности туристских и экскурсионных учреждений, превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслужива­ния населения. Министерство просвещения СССР создало Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию.

В июле 1971 г. Президиум ВЦСПС принимает постановление о экскурсионном деле: «О ме­рах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы», в котором определялись меры по повышению познавательной ценности экскурсий, улучшению методической работы экскурсоводов, подготовки кадров для бюро путешествий и экскурсий. По­становление давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70 % стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательную работу.

В 70-е гг. XX в. экскурсионное дело становится частью учебного процесса крупнейших ВУЗов страны. На географических факультетах Ростовского, Белорусского, Киевского, Симферопольского, Тбилисского государствен­ных университетов были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». На факультетах общественных профессий педагогических институтов создавались экскурсионные отделения.

В 70-е гг. был разработан ряд нормативно-правовых актов, регулировавших работу экскурсионных учреждений. Были разработаны: «Положение об экскурсионном бюро, бюро путешествий и экскурсий совета по туризму и экскурсиям», «Положение об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям», «Положение о методичес­ком совете экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий системы Центрального совета по туризму и экскурси­ям» и др.

В конце 70-х начале 80-х гг. XX в. активизируется теоретическая работа в области теории и практики экскурсионного дела. В массовом порядке издаются монографии, буклеты, инструкции по организации экскурсионной работы. «Подготовка и проведение экскурсий», «Основы экскурсоведения», «Организация экс­курсионной работы», «Методические рекомендации по под­готовке новой экскурсии», «Требования к методической раз­работке экскурсий», «Городская обзорная экскурсия», «В помощь пре­подавателям курсов по подготовке экскурсоводов», «История экскурсионного дела в СССР» и др.

Последним законодательным актов регулирующим советское экскурсионное дело становится Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986 - 1990 го­дах и на период до 2000 года», принятое в июле 1985 г. В нем подчеркивалась особая роль туризма и экскурсий в идеологическом воспитании трудящихся, в пропа­ганде достижений страны, ее экономики, науки и культуры.
^ 3. Развитие экскурсионного дела в Российской Федерации

Конец 80 - начало 90-х гг. – период великой ломки всей туристской отрасли страны. Туризм из государственного, об­щенародного дела стал во времена перестройки сферой ком­мерческой деятельности. Исчез Центральный совет по туриз­му и экскурсиям ВЦСПС, а вместе с ним и Главное экскурси­онное управление, руководившее и направлявшее всю экс­курсионную работу в стране. Бюро путешествий и экскурсий, действовавшие на территории всего Советского Союза, были ликвидированы или превращены преимущественно в обще­ства с ограниченной ответственностью «Туристские бюро», для которых основным видом деятельности стала организа­ция туров в места отдыха и реализация путевок на них. Прекратилась подготовка новых экскурсоводов и учеба работаю­щих. Экскурсионное дело оказалось коммерчески невыгод­ным, а значит имеющим мало шансов на выживание. Орга­низацию экскурсий как основного вида коммерческой дея­тельности могут себе позволить лишь некоторые экскурсион­ные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, тех городов, куда направляется большой поток туристов со всей России и из-за рубежа. Лишившись государственной как материаль­ной, так и моральной поддержки, экскурсионное дело, осо­бенно в периферийных городах, начало чахнуть, что несом­ненно представляет закономерное явление. Стране, лишив­шейся идеологической платформы, не нужны стали и идео­логические механизмы, управляющие сознанием масс.

В настоящее время в России экскурсионное дело держит­ся на энтузиастах, которыми движет интерес к экскурсиям, - учителях, преподавателях высших учебных заведений и про­сто широких массах граждан, видящих в них прекрасный способ культурного развития. И таких людей в нашей стране миллионы, почему экскурсионному делу и не дано быть по­хороненным. Оно стало обязательным компонентом культу­ры России.

Несмотря на массу негативных явлений, которые произош­ли в организации экскурсионного обслуживания граждан, эк­скурсионное дело продолжает развиваться. В 90-е гг. нача­лось формирование новой экскурсионной тематики, связан­ной с религиозным содержанием. В атеистической стране, в условиях господства коммунистической идеологии, экскур­сии на религиозную тематику не могли существовать. Объек­тов же показа для создания подобных экскурсий было предо­статочно, несмотря на потери, понесенные церковью в разное время в связи с целенаправленным разрушением храмов. Се­годня экскурсии на религиозную тематику созданы в стране повсеместно. Они организуются туристскими и экскурсион­ными учреждениями, паломническими службами епархий, монастырями.

Особую известность в настоящее время получили такие паломнические службы как «Радонеж», «Ковчег», «На пути к храму», «Святая Русь», «Под покровом Пресвятой Богоро­дицы», «Паломническая служба Московского Патриархата», «Паломническая служба Валаамского монастыря» и другие. «Радонеж», например, предлагает обширную программу па­ломнических путешествий от Синая до Соловецких островов. Она включает регулярные маршруты из Санкт-Петербурга до Москвы с посещением святынь Валаама, Коневца, Свири, Кижей, Горицы, Кириллова, Ферапонтова, Ростова, Ярослав­ля. Участники тура Задонск – Елец – Воронеж поклоняются мощам святого Тихона Задонского и святого Митрофания Воронежского, а маршрута в Серафимо-Дивеевский монастырь – мощам преподобного Серафима Саровского. «Радонеж» орга­низует многочисленные поездки и в паломнические центры, находящиеся за рубежом. Широкую известность получил маршрут в Иерусалим, в Святую Землю с посещением Вифле­ема, Иордана, Гефсимании, Фавора, Галилеи, Тиверии. По всей Европе, там, где находятся христианские святыни, можно встретить участников туров паломнической службы «Радонеж».

Популярными как для прихожан различных приходов, так и для граждан, никогда ранее не посещавших церковь, стали экскурсии в храмы. На них экскурсанты узнают о дея­ниях святых, таинствах церкви, церковной архитектуре и многом другом.

Несмотря на свою новизну и кажущуюся популярность, экскурсии на религиозную тематику не занимают большого места в современной экскурсионной практике в стране. Наи­более востребованными в настоящее время остаются автобус­ные городские обзорные экскурсии, которые позволяют за короткое время познакомиться со многими сторонами жизни городов. Но они существенно отличаются от тех обзорных экскурсий, которые проводились в советские времена, когда подтемы историко-революционной и ленинской тематики за­нимали ведущее место во всех экскурсиях. Они стали более свободными по содержанию, в них рассказывается и о тех сторонах жизни нашей страны, о которых ранее умалчива­лось: о российских государях и их свитах, крупных дореволюционных предпринимателях, внесших большой вклад в российскую экономику, святых русской православной церк­ви. В процессе экскурсий организуется посещение храмов, что делает их более интересными и привлекательными.

Продолжают развиваться, правда, меньшими темпами, чем в 70-80-е гг., и тематические экскурсии, особенно свя­занные со школьной учебной программой. Востребованными у разных групп населения страны остаются экскурсии на ис­торическую тематику, так как сегодня отмечается повсемест­ный интерес к истории государства Российского. Популярны природоведческие экскурсии, с которых и начиналось экс­курсионное дело в России. Но они теперь насыщаются эколо­гическим содержанием, что соответствует требованиям вре­мени. Как и всегда граждане страны проявляют живой инте­рес к жизни и творчеству великих деятелей культуры, попу­лярных писателей, а соответственно – к экскурсиям на искусствоведческую и литературную тематику.
Заключение

Экскурсионное дело прошло большой исторический путь, прежде чем достигнуть своего современного состояния. В разные исторические периоды развития нашей страны экскурсии выполняли различные задачи.

В конце XVII и первой половине XVIII в. под влиянием идей великих просветителей в некоторых учебных заведениях Европы начинают практиковаться для учащихся пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. Они проводились с целью обеспечения наглядности и предметности в системе обучения и воспитания по методу известного польского педагога Яна Амоса Коменского.

Предпосылки для последующего развития туризма были связаны с необходимостью организации и проведения длительных путешествий для решения познавательных задач по изучению отдаленных труднодоступных уголков земного шара.

Начало экскурсионной деятельности в нашей стране было положено во второй половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России.

Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб).

История экскурсионного дела является органической частью истории отечественной культуры в целом. Она показывает, как развивалось национальное самосознание, культурный уровень общества в тот или иной исторический период. История экскурсионного дела является органической частью истории нашей страны, ее исторических этапов.

В связи с этим историю экскурсионного дела можно разделить на три основных этапа:

  1. I этап – Возникновение экскурсионного дела в России

  2. II этап – Становление Советского экскурсионного дела

  3. III этап – Развитие и совершенствование экскурсионного дела в условиях  современной России.

Путь развития экскурсии шёл по линии изменения её сущности.
Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях.

Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.

Стремление улучшить воспитательную работу, сделать её более эффективной превратили экскурсию в одну из форм обучения, широко применявшуюся в учебных заведениях России.

Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно- просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

В настоящее время экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.
^ Список использованных источников

  1. Долженко Г. П., Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное (Серия «Туризм и сервис») Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 304 с. ISBN 5-241-00505-6

  2. Емельянов Б. В., Экскурсоведение (Серия «Туризм и сервис») – М: Сов. Спорт, 2000 – 215 с. ISBN 5-85009-602-7

  3. Соколова М.В. История туризма: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 - Социально-культурный сервис и туризм – М: Академия, 2006 – 350 с. ISBN 5-7695-2948-2

  4. Усыкин Г.С., Очерки истории российского туризма – Москва: Изд. дом Герда, 2007 – 207 с. ISBN 978-5-94125-139-1

  5. История развития экскурсионного дела

http://www.eduhmao.ru/info/11/7063/

  1. Экскурсионное дело http://www.vvs-tour.ru/ekskursionnoe_delo

  2. Первые организованные экскурсии http://kmvline.ru/lib/turizm/8.php

  3. Седова Н.А., Культурно-просветительный туризм

http://www.turbooks.ru/libro/kultur_prosvet/documents/home.htm





Скачать файл (85 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации