Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Алексеева Н.А. Некоторые аспекты организации методической деятельности учреждения дополнительного образования детей - файл 1.doc


Алексеева Н.А. Некоторые аспекты организации методической деятельности учреждения дополнительного образования детей
скачать (133.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc134kb.04.12.2011 14:49скачать

содержание

1.doc

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

(из опыта работы городского учреждения дополнительного образования детей – Центра развития творчества детей и молодежи «Лефортово»)

Медведева Т.В.,

директор ЦРТДМ «Лефортово»

Алексеева Н.А. ,

зам.директора ЦРТДМ «Лефортово»

Государственное образовательное учреждение «Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово» (ЦРТДиЮ «Лефортово) – городское учреждение дополнительного образования.

Организационная структура управления ЦРТДиЮ «Лефортово» позволяет чутко реагировать на изменения социально-культурной среды и социальных образовательных запросов, постоянно искать наиболее эффективные методы и приемы управления, дающие возможность в кратчайшие сроки принимать оптимальные управленческие решения и своевременно проводить корректировку педагогических действий.

В начале года в ЦРТДиЮ «Лефортово» определяется Единый методический день, когда традиционно проводятся оперативные и информационные совещания, совещания по планированию, методические объединения, учеба. Время определено и не пересекается с учебным расписанием.

В учреждении разработана система для сбора информации: отчетов, планов работы на месяц, заявок и т.п. Формы бланков позволяют быстро как заполнить, так и обработать полученную информацию. Информированность педагогического коллектива об управленческих решениях достигается с использованием наглядности и письменного уведомления сотрудников.

В связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы воспитания и обучения детей, постоянно накапливать опыт по решению образовательных задач значительно возрастает роль методической деятельности в учреждении дополнительного образования.

Цель методической деятельности ЦРТДиЮ «Лефортово»: разработка и внедрение методик дополнительного образования отработка новых педагогических технологий.

Приоритетными задачами являются:

  • методическое обеспечение реализации образовательных программ;

  • разработка методических рекомендаций для педагогической деятельности;

  • обеспечение культурно-досуговой деятельности Центра;

  • информационное обеспечение педколлектива;

  • осуществление издательской деятельности;

  • развитие творческого потенциала педагогов;

  • выявление и обобщение лучшего педагогического опыта;

  • содействие внедрению новых технологий обучения и воспитания;

  • совершенствование экспертной деятельности в отношении программных документов учреждения.

В современных условиях деятельности ЦРТДиЮ «Лефортово» выделяются следующие функции методической деятельности:

  • информационная (выявление и создание «банка данных» актуального педагогического опыта, пропаганда используемых инновационных методов в работе, помощь в совершенствовании ведения образовательного процесса);

  • аналитическая (изучение фактического состояния образовательного процесса, обоснованности применения способов, средств достижения целей на объективную оценку результатов педагогической деятельности);

  • проектировочная (разработка содержания деятельности учреждения);

  • планово-прогностическая (выбор идеальных и реальных целей и разработка программы их достижения);

  • мотивационная (все члены педагогического коллектива четко выполняют свои обязанности, сообразуясь с собственными и коллективными целями);

  • обучающая (повышение профессионального уровня педагогов);

  • организационно-координационная (связь с внешними организационными структурами (Управа, МИПКРО и т.п.).

В соответствии с этими функциями планируется, организуется и реализуется методическая деятельность в ЦРТДиЮ «Лефортово» при использовании традиционных и нетрадиционных форм и методов.
Методическая деятельность осуществляется через методический кабинет и деятельность методических объединений.
^ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методический

кабинет





Методические

объединения

Руководители:

Методист по УВР

Методист по информационно-аналитической деятельности

Методист-редактор

Педагоги высшей квалификационной категории

^ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

- Изучение, обобщение и распространение передового опыта (аналит.).




- Разработка, апробация образовательных программ: обновление их содержания.

- Создание информационного фонда (литература, методические разработки, планы, программы, сборники сценариев).




- Поиск, изучение и внедрение новых инновационных методик и тех. обучения по данному направлению.

- Повышение педагогической компетенции (помощь в изучении общих вопросов и педагогической психологии).




- Обмен опытом («частные методики», организация, формы и методы контроля образовательной деятельности и т.д.)

- Информационная работа.




- Поиск решения актуальных педагогических проблем, идей. (Работа над методической темой).


Формы организации методической деятельности:


Конференции, семинары,

совещания, «круглые столы»,

открытые занятия, «мастер-классы»,

обзор специальной литературы,

консультации (индивидуальные, групповые) и др.


В информационно-методическом кабинете накоплен и систематизирован фонд инновационных материалов, составляющих методическую продукцию, необходимую для работы педагогов Центра. Это периодические издания, подборки методической литературы, нормативные документы, обобщенный материал из опыта работы педагогов Центра и учреждений дополнительного образования Москвы и России.

Книжный фонд кабинета составляет несколько тысяч экземпляров подписной и приобретенной литературы, прежде всего по педагогике и психологии, а также по различным направлениям дополнительного образования: эстетическому, техническому, спортивному, литература по декоративно-прикладным видам творчества и фольклору, экологическому воспитанию и истории, о правах ребенка, игре и досуговым мероприятиям.

Пополнение фонда производится с учетом общей направленности деятельности Центра.

^ Основные функции кабинета:

- пополнение, сохранение, систематизация поступающей психолого-педагогической и методической литературы;

- накопление материалов, обобщение передового опыта;

- подготовка материалов к публикации и издательской деятельности;

- составление каталога-картотеки;

- рекламно-информационная деятельность, показ лучшего опыта работы педагогов Центра, информация о проведении мероприятий и достижениях коллективов;

- пополнение по мере поступления фондов методических сборников и папок с материалами из опыта работы педагогов Центра и других детских учреждений дополнительного образования;

  • своевременное информирование педагогов о поступлениях материалов по новейшим достижениям в психолого-педагогической науке: на метод. объединениях, педсоветах, совещаниях при директоре, индивидуальных консультаций.


^ Примерный план рекламно-информационной деятельности

Сроки

Содержание деятельности

постоянно

Использовать различные источники для создания выставок инновационных материалов по дополнительному образованию.

Новые поступления формировать и выставлять на стендах в методическом кабинете для общего пользования.

сентябрь

Обновить и переоформить информационные стенды в методическом кабинете.

ежемесячно

Освещать творческую деятельность Центра на стендах в вестибюле, вывешивать месячные планы, положения, афиши, результаты смотров, конкурсов.


октябрь
апрель

Организовать новые поступления литературы и различных видов методической продукции:

- проведение подписки на периодическую и метод.литературу;

- приобретение методической литературы, предварительное изучение спроса педагогов на методическую литературу.

май

Подготовить информационные материалы для:

- папок-реклам записи детей в студии, секции, клубы;

- фотостендов и фотоальбомов, отражающих содержание работы детских коллективов;

- изготовление пригласительных билетов, грамот, дипломов и других поздравительных и наградных материалов.

по плану досуговых мероприятий

Информировать прессу и «Телеинформ» о достижениях детей (газеты «Лефортово», «Пионерская правд» и др.).


по плану досуговых мероприятий


Тематическое оформление актового зала и вестибюля.

апрель

Анкетирование детей и родителей. Обобщение, рациональное внесение в план следующего учебного года.

декабрь, май

Выпуск газеты «Лефортовские ведомости».

октябрь,

апрель

Объявить и провести конкурс на лучшую газету, сочинение, стихотворение (составить Положение и передать в детские коллективы).


В последние годы в практике деятельности методического кабинета Центра распространение получила новая форма передачи знаний и умений педагогов, их обмена опытом обучения, воспитания и развития детей в Педагогической мастерской. Содержательными элементами ее деятельности являются:

  • овладение актуальными технологиями обучения и воспитания;

  • конструирование педагогических ситуаций;

  • обучение нетрадиционным формам педагогической деятельности.

Существуют правила, определяющие условия работы мастерской:

  • «нет актеров и зрителей, все – участники»;

  • «критикуются идеи, а не личности»,

  • «педагога отличает не только умение говорить, но и умение слушать»

  • «цель не в победе, а в совместном поиске».

Интересна форма организации занятий – «гостиная».

Опытный педагог сам планирует тематику занятия (или его фрагмента) для показа, приглашает только тех членов коллектива, кого он хочет там видеть, - это является одним из способов психологической безопасности.

Перед началом занятия педагог знакомит гостей со своими идеями, методами, целями показа, а после занятия в том же составе проводится обсуждение, анализ увиденного, который отличается от принятого принципиально позитивным характером и проходит в дружеской обстановке за чаепитием. Его задача – выделение в проведенном занятии наиболее удачных моментов и наиболее интересных открывающихся перспектив. Все занятия тщательно готовятся и сопровождаются информационно-методической поддержкой.

В рамках педагогической мастерской создана система проведения открытых занятий по обобщению и передаче педагогического опыта.
^ Примерный план проведения открытых занятий по обмену опытом


^ Дата

(месяц)

Ф.И.О.педагога,

передающего

опыт


Предмет

обучения

Методическая цель

Адресат

октябрь

Дубынин И.В.

каратэ

Кёкусинкай

Продемонстрировать повышение качества ведения боя в зависимости от освоения технического арсенала Кёкусинкай.

Педагоги-специалисты и педагоги спортивного направления.


октябрь

Буров В.А.

бальные танцы

Продемонстрировать методику организации занятия.

Педагоги спортивного и художественного направления, все желающие.


ноябрь

Терехова Л.Е.

лепка,

керамика

Показать преимущества коллективной работы в освоении приемов прикладного творчества.

Педагоги художествено-прикладного направления и все желающие

ноябрь

Косарева Г.К.

изготовление искусственных цветов из ткани

Индивидуальный дифференцированный подход в обучении.

Педагоги худож.прикладн.о направ.и все желающие


декабрь

Гольберг А.Я.

конструирование и моделирование одежды

Продемонстрировать метод тестирования как один из способов определения качества обучения.

Все желающие педагоги

январь

Бурмистрова И.С

Иванова О.Б.

английский

язык

Продемонстрировать эффективность поискового метода в изучении темы «Страноведение»


Педагоги-специалисты, все желающие

февраль

Ковальчук И.Н.

гимнастика

Показать эффективность использования метода состязательности в активизации учебного процесса.

Все желающие педагоги

февраль

Каширина Н.Н.

(открытое занятие для учителей нач.классов школ

733, 424, 417)

развитие речи, обучение грамоте,

математика

Показать методы взаимодействия дошкольного и начального образования.

Педагоги дошкольн. отдела и все желающие.

февраль

Кистенева Е.А.

Жеребилова Н.В.

логопедия,

развивающие

игры

Показать методы игровой деятельности в логопедии.

Педагоги дошкольн. отдела и все желающие.

февраль

Пашинина Г.К.

экология

Показать технологию проведения интегрированного занятия.

Все желающие педагоги

март

Соколова В.И.

изобразительное искусство

Показать использование

метода коллективной оценки работ.

Педагоги художественно-прикладного направления и все желающие


март

Терехова Л.Е.

Третьякова А.Е.

изотворчество,

музыка

Показать специфику проведение комплексного занятия

Педагоги дошкольн. отдела и все желающие.

апрель

Приходченко А.Ф

Клименко Ю.В

Смирнова В.И

Сараева О.М.

Ермоленко Д.В.

обучение игре на музыкальных инструментах

Показать методику организации и проведения объединенного академического концерта.

Педагоги музыкальных дисциплин,

все желающие

педагоги

май

Куцевалова Т.А.

характерный

танец

Показать методику организации отчетного концерта.

Педагоги художественного направления и все желающие.



Для вновь принятых на работу педагогов, не имеющих педагогического образования, работает постоянно действующий семинар-практикум, который проводят методисты Центра.

Основной принцип – индивидуальный подход, учет личностных особенностей, квалификации и практических способностей педагогов. Занятия проводятся в удобное для педагога время в форме индивидуального собеседования и оказания практической помощи: подбор необходимой учебной и методической литературы, работа с учебной документацией и другие вопросы, в которых педагог испытывает затруднения.
^ Семинар-практикум «Особенности организации образовательного процесса»


Название темы

Сроки

1. Единые требования к ведению учебной документации. Вопросы методики.

2. Организация учебно-воспитательной работы в детском объединении. Планирование на месяц.

3. Вопросы программирования учебной деятельности: начальный этап программирования.

4. Подготовка и проведение итоговых занятий.

5. Анализ содержания деятельности коллектива.

6. Вопросы программирования:

- формы и методы определения результативности.

7. Итоговые занятия как одна из форм определения результативности.

8. Вопросы программирования: работа над учебно-тематическими и календарно-тематическими планами.

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Январь

Февраль
Март
Апрель


Традиционна форма индивидуальных и групповых консультаций педагогов по совершенствованию организации образовательного процесса.
^ Индивидуальные и групповые консультации


Наименование темы

Сроки

Порядок комплектования учебных групп. Учетная документация.

сентябрь

Подготовка и проведение родительских собраний. Фиксирующие документы.

сентябрь

Подготовка и проведение открытых занятий для родителей (уч-ся I года обучения). Формы открытых занятий. План проведения. Конспект. Порядок составления.

октябрь

Подготовка к аттестации педагогов. Контрольные занятия.

октябрь

Подготовка и проведение открытых занятий по обобщению педагогического опыта.

октябрь-май

Вопросы программирования

октябрь-май

Проведение контрольного среза знаний за I полугодие. Фиксирующая результативность документация.

декабрь-

январь

Отчетность. Анализ деятельности объединения.

январь

Разработка дидактических пособий.

февраль-

апрель

Ведение учебной документации.

октябрь-июнь


Традиционны открытые занятия для родителей. Как правило, эти занятия проводятся всеми педагогами по итогам полугодия и учебного года. Родители знакомятся с методикой работы педагога, достижениями своих детей, уровнем полученных ими знаний, умений и навыков. Итоговые открытые занятия проводятся на основании учебно-тематических планов по утвержденному с администрацией графику.

Среди используемых форм организации работы педагогической мастерской можно выделить взаимопосещения педагогов. Эта деятельность планируется самими педагогами и осуществляется в течение учебного года.

Важную роль в творческом развитии играют встречи с педагогами-специалстами других учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

Практикуются также творческие встречи с педагогами - специалистами других учреждений и ведомств городского, регионального и всероссийского уровня. Творческие встречи проходят как в Центре, так и по приглашениям организаций (на профильных конференциях, фестивалях, конкурсах, ярмарках, выставках и т.п.).

Педагогические научно-практические конференции – традиционная обобщающая форма развития и саморазвития педагогических кадров. Ежегодно, в дни весенних каникул проводится научно-практическая конференция под девизом «Опыт. Проблемы. Поиск».

Тема: «Современные подходы к определению результативности и качества обучения в учреждениях дополнительного образования».

В методическую деятельность Центра входит подготовка педагогических кадров к аттестации: от знакомства педагогов с «Положением об аттестации педагогических работников…», полного его разъяснения, консультирования по каждому случаю до подготовки необходимых документов и помощи в их составлении. Ежегодно обновляются сведения о педагогических кадрах, составляются планы повышения квалификации и аттестации.

Педагог, подавший заявление в Аттестационную комиссию Центра, предоставляет:

- программу деятельности;

- кабинет, материально-техническую базу, необходимую для реализации программы;

- методическое обеспечение (разработки, дидактические материалы);

- планы, конспекты занятий (рабочие, открытые, итоговые);

- материалы по результативности за последние 5 лет;

- проводит показательное открытое занятие или досуговое мероприятие для педагогов Центра.

Методические объединения – традиционно существующие объединения педагогов одного (или близкого) профиля деятельности или возрастных особенностей учащихся. Педагоги в них занимаются разработкой частных методик «по предмету», обсуждением методов, форм, методик, технологий обучения и воспитания. Методические объединения являются главным звеном методической деятельности.
^ Методические объединения ЦРТДиЮ «Лефортово»




^ Название методического

объединения

Руководитель

Периодичность заседаний

1.

«Дошкольник»

зав. отделом Сметанина Н.И.

1 раз в четверть

2.

Художественно-прикладного направления

педагог доп. образов. высшей категории Терехова Л.Е.

1 раз в четверть

3.

Городское открытое МО

“English”

пед. доп. образов. высшей категории

Иванова О.Б.

1 раз в четверть

4.

«Музыкальный отдел»

Приходченко А.Ф., заслуженный артист России

3 раза в год

^ П Л А Н

заседаний методических объединений на 2002-2003 уч. год

Дата

Тематика

Место

Ответственный

МО «Дошкольник»

Основная тема метод. объединения на текущий год:

«Методологические подходы развивающего обучения»

Сентябрь

Основные направления деятельности дошкольного отдела по организации учебно-воспитательного процесса (малый педсовет)

каб. 208

Сметанина Н.И.

Ноябрь

Особенности развития восприятия ребенка с помощью игровой системы сенсорного обучения (ИССО)


каб. 308

Терехова Л.Е.

Январь

От игры – к знаниям (владение методикой игровой деятельности на учебных занятиях)

каб. 208

Жеребилова Н.В.

Март

Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

каб. 307

Каширина Н.Н.

Май

Анализ деятельности студий дошкольного отдела. Результаты анкетирования родителей. Планирование работы на следующий учебный год (малый педсовет).

каб. 208

Сметанина Н.И.

МО «Музыкальный отдел»

Тема метод. объединения на текущий учебный год: «Инновационные методы преподавания музыкальных дисциплин»

Ноябрь

Основы формирования метроритмического мышления по системе С. Белецкого

каб. 403

Сараева О.М.

Январь

Использование дидактических музыкальных игр на занятиях по основам музыкальной грамоты.


каб. 310

Рыжникова И.Ю.

Март

Анализ музыкальных форм, используемых в учебном репертуаре.

каб. 207

Клименко Ю.В.

Апрель

Методика организации академи- ческих концертов.

каб. 411

Приходченко А.Ф.

Городское открытое методическое объединение «English”

Тема метод. объединения на текуций учебный год:

«Использование различных приемов, форм и методов в преподавании раздела «Страноведения»

Сентябрь

Корректировка плана работы на учебный год.

каб.

Иванова О.Б.

Октябрь

Открытое занятие по теме «Страноведение»

ЦТ «Жулебино»

Бекетова В.А.

Ноябрь

Открытое занятие по теме «Стра-

новедение»

ЦТ «На Вад

ковском»

Лаева В.В.

Декабрь

Праздник сказки

ЦТ «Кузьминки»

Бовина И.Ю.

Сережкина Г.В.

Январь

Проблема взаимосвязанного обучения лексической и грамматической сторонам


ЦРТДиЮ «Лефортово»


Иванова О.Б.

Февраль

Открытое занятие по теме «Стра-

новедение»

ЦТ «Кузьминки»


Бовина И.Ю.

Сережкина Г.В.

Март

Лингвистический фестиваль «Мир на рубеже веков»

ЦТ «На Ва-

дковском»

Лаева В.В.

Апрель

Фестиваль «Британия и мы»

ЦРТДиЮ «Лефортово»

Иванова О.Б.

Бурмистрова И.С.

Май

Подведение итогов работы педагогов, семинар.

ЦРТДиЮ «Лефортово»


Иванова О.Б.


Предполагаемый результат:

  • методическое пособие по теме;

  • комплекты сценариев;

Положение о Городском открытом фестивале «Британия и мы»

МО «Художественно-прикладное направление»

Основная методическая тема отдела:

«Развитие творческих способностей детей средствами ИЗО и ДПИ на основе традиций народной культуры

Периодичность МО –

1 раз в четверть

Продолжительность работы над темой – 3 года (2002-2005 гг)


Сентябрь

Концепция развития отдела

Задачи.

Утверждение плана работы

Мастер-классы по направлениям



каб. 308



Терехова Л.Е.


Сентябрь-октябрь

Мастер-класс педагога

Каким он должен быть

Как сделать мастер-класс интересным для зрителей и участников



каб. 308



Терехова Л.Е.

Ноябрь

Современные формы традиционного бисероплетения и использование бисера в оформлении одежды


каб. 405


Блохина А.Ф.

Декабрь-январь

Народное искусство в эстетическом восприятии младших школьников.

Мастер-класс педагога Соколовой «Борецкая роспись.


каб. 408


Королева М.В.
Соколова В.И.

Март

Народный костюм и использование народных традиций в современном моделирование.

Видеопоказ коллекций


каб. 301


Гольберг А.Я.

Май

- Анализ деятельности отдела - Итоги диагностики освоения программы.

- Анализ итоговых занятий.

- Планирование


каб. 308


Терехова Л.Е.


Таким образом, методическая деятельность в ЦРТДиЮ «Лефортово» играет большую роль и направлена на:

  • обеспечение развития учреждения дополнительного образования детей;

  • развитие творческого потенциала педагогов:

  • выявление, обобщение и распространение опыта лучших педагогов;

  • оказание помощи педагогам в достижении высокого качества образовательного процесса;

  • решение задач по оказанию помощи педагогам в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитании;

  • разработку образовательных програм дополнительного образования нового поколения – личностно ориентированные, стимулирующие ребенка к постоянному саморазвитию.









Скачать файл (133.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации