Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовой проект - разработка локального мониторинга на предприятии по производству шин - файл 1.docx


Курсовой проект - разработка локального мониторинга на предприятии по производству шин
скачать (1027.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx1028kb.04.12.2011 15:38скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8

1 Общая характеристика Национальной системы мониторинга окружающей среды НСМОС

1.1 Национальная система мониторинга окружающей среды


В соответствии со статьей 68 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 №126-3 (Ведамасцi Вярхоýнага Савета Рэспублiкi, 1993 г., №1, ст.1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №85, 2/875; 2007, 2/1335; 2008 г., №1, 2/1395) Советом Министров Республики Беларусь было принято решение «О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» (Постановление от 20.04.93 №247).

Цели и задачи:

- обеспечения единства измерений при получении данных мониторинга окружающей среды;

- анализа экологической информации и ведения специализированных банков данных мониторинга окружающей среды;

- обеспечения обмена экологической информацией в НСМОС (далее - информационный обмен);

- оценки и разработки прогнозов состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов;

- подготовки и предоставления экологической информации по результатам проведения мониторинга окружающей среды государственным органам, другим государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам;

- гармонизации с международными информационными системами в области мониторинга окружающей среды

Организацию и координацию функционирования НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды путем:

- формирования и ведения государственного реестра пунктов наблюдений НСМОС;

- установления режима, порядка и форматов информационного обмена;

- создания и ведения банков обобщенной экологической информации;

- подготовки совместно с другими республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси ежегодного обзора состояния окружающей среды по результатам проведения мониторинга;

- разработки совместно с другими республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси проектов концепций и государственных программ в области мониторинга окружающей среды;

- обеспечения работы Межведомственного координационного совета по реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

- координации научных исследований в области мониторинга окружающей среды;

- регулирования в пределах своей компетенции проведения мониторинга окружающей среды.

Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют:

- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;

- Министерство образования в части мониторинга озонового слоя;

- Национальная академия наук Беларуси в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга;

- Министерство лесного хозяйства в части мониторинга лесов;



- Государственный комитет по имуществу в части мониторинга земель.

НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части обмена экологической информацией. Обмен экологической информацией между указанными системами осуществляется на безвозмездной основе в порядке, определяемом Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Республиканские органы государственного управления и Национальная академия наук Беларуси, осуществляющие организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС, обеспечивают сбор, хранение, обработку, анализ данных мониторинга окружающей среды, предоставление экологической информации, получаемой в результате их проведения.

- Положения об информационно-аналитических центрах утверждаются республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси, в системах которых они находятся, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обеспечивает сбор, хранение, обработку и предоставление обобщенной экологической информации, получаемой в рамках НСМОС, а также экологической информации, поступающей в рамках обмена экологической информацией с системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и системой социально-гигиенического мониторинга. В этих целях Министерством определяется главный информационно-аналитический центр НСМОС.

Положение о главном информационно-аналитическом центре утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Экологическая информация информационно-аналитических центров и главного информационно-аналитического центра (далее - информация НСМОС) объединяется в информационную систему НСМОС.

Информационная система НСМОС обеспечивает информационный обмен, предоставление экологической информации государственным органам, другим государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам, а также международным организациям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Главный информационно-аналитический центр и информационно-аналитические центры осуществляют информационный обмен на условиях обязательности и безвозмездности.

Предоставление информации НСМОС государственным органам, другим государственным организациям, иным юридическим лицам и гражданам, а также ее распространение осуществляются в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и законодательством об информации и информатизации.

Передача информации НСМОС в международные организации осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

Финансирование организации и функционирования НСМОС осуществляется за счет средств республиканского бюджета, в том числе республиканского фонда охраны природы, а также средств юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
^

1.2 Место и роль локального мониторинга в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Беларусь


Локальный мониторинг является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь (далее -НСМОС). Общие принципы организации и ведения локального мониторинга определены Техническим проектом НСМОС.

-Организация локального мониторинга предполагает:



- установление объектов народного хозяйства, оказывающих наибольшее влияние на состояние окружающей среды, и придание им статуса пунктов наблюдений локального мониторинга;

- проведение систематических (регулярных) наблюдений за выбросами, сбросами, отходами производства и потребления предприятий и других источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

- создание и ведение банка данных о состоянии объектов окружающей среды;

- обеспечение сопоставимости и согласованности информации с данными, получаемыми при ведении других видов мониторинга, в том числе мониторинга по чрезвычайным ситуациям.

На действующих предприятиях система локального мониторинга создается и функционирует на основе имеющейся приборно-аналитической базы (а при ее отсутствии последняя создается) с ориентацией на внедрение автоматизированных систем непрерывного и квазинепрерывного контроля.

Организованная система сбора данных и передачи информации об объемах поступления загрязняющих веществ в окружающую среду от объектов локального мониторинга позволит принять обоснованные управленческие решения по снижению негативного воздействия выбросов, сбросов предприятий на компоненты природной среды и здоровье человека.

По мере развития Национальной системы мониторинга окружающей среды роль локального мониторинга в ней будет возрастать.

Локальный мониторинг осуществляется в целях:

- получения полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;

- организации систематического экологического контроля и наблюдений за состоянием источников воздействия на окружающую среду;

- контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;

- обобщения данных наблюдений для оценки и прогноза уровней загрязнения окружающей среды, а также для разработки мероприятий по снижению отрицательного влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

- оперативного выявления опасных уровней загрязнения окружающей

среды;

- оценки эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий;

- обеспечения органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений;

- предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды средствам массовой информации, общественным объединениям, населению.

Система локального мониторинга имеет двухуровневый режим ввода:

- I уровень системы базируется на использовании средств и возможностей существующей сети ведомственных и производственных лабораторий. Локальный мониторинг I уровня (самомониторинг) осуществляют субъекты хозяйствования. Получаемая информация используется субъектом хозяйствования для служебных целей, выполнения прямых функций и представляется в соответствующие областные органы Минприроды в установленном порядке;

- II уровень ввода системы локального мониторинга предполагает создание территориальных центров локального мониторинга (далее - ЦЛМ) в областных и Минском городском комитетах природных ресурсов и охраны окружающей среды для выполнения следующих функций:

- накопление, хранение, обработка информации о состоянии объектов окружающей среды;

- создание и ведение банка данных о состоянии объектов окружающей среды;

- подготовка и предоставление информации по запросам и регламентам в Минприроды и иные государственные органы;

- контроль за ведением локального мониторинга I уровня.

На I уровне в первую очередь локальный мониторинг организуется на тех предприятиях, которые:

  • 

  • отличаются существенным загрязнением окружающей среды (объемы выбросов, сбросов с учетом класса опасности загрязняющих веществ);

  • имеют аккредитованные лаборатории;

  • имеют налаженную систему производственного экологического контроля.

На этом подуровне ввода осуществляется разработка методологии ведения локального мониторинга на предприятиях применительно к небольшому количеству источников выбросов, сбросов при ограниченном количестве контролируемых веществ (показателей) с периодичностью передачи информации 1 раз в 15 дней.

На 2-м подуровне ввода осуществляется расширение сети локального мониторинга, увеличение количества контролируемых источников сбросов, выбросов, увеличение состава контролируемых веществ (показателей), повышение периодичности передачи информации до 1 раза в 7-10 дней, введение строгой регламентации в организации работ (замеров, определений) всех субъектов локального мониторинга.

Объектами наблюдений в системе локального мониторинга являются:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух);

- сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты (далее – сбросы сточных вод);

- поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод (далее – поверхностные воды);

- подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения (далее – подземные воды);

- земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения (далее – земли).

Перечень объектов - пунктов наблюдений локального мониторинга утверждается органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Минприроды).

Система локального мониторинга создается и эксплуатируется природопользователем или юридическим лицом, им уполномоченным, и финансируется за счет собственных средств, средств республиканского бюджета, местных бюджетов и целевых бюджетных фондов охраны природы.

Система локального мониторинга частично включает в себя производственный экологический контроль. Для выполнения работ по локальному мониторингу на предприятии организуется специализированная служба локального мониторинга, подчиненная одному из заместителей руководителя предприятия.

Численность и кадровый состав подразделений, осуществляющих ведение локального мониторинга на предприятиях, определяются руководством предприятия в зависимости от объема и сложности работ.

Данные локального мониторинга и государственного экологического контроля должны быть сопоставимы между собой, что предполагает применение унифицированных методик, изложенных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь,2004 г., №70, 5/14160 и в методиках выполнения измерений, согласованных с Минприроды.

Концентрации загрязняющих веществ в выбросах (сбросах) определяются следующими методами:

  • автоматизированными системами;

  • инструментальными (автоматическими и полуавтоматическими);

  • инструментально-лабораторными.

На завершающем этапе создания системы локального мониторинга по возможности должен быть обеспечен непрерывный автоматический контроль за основными (приоритетными) загрязняющими веществами на источниках, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.

Природопользователь обязан обеспечить сохранность стационарных (в том числе автоматических) систем контроля, доступ и безопасность работ на точках пробоотбора в любое время суток, возможность размещения пробоотборных устройств и измерительной аппаратуры, емкостей для хранения и транспортировки проб.



Для строящихся и проектируемых объектов в проектно-сметной документации в обязательном порядке должно быть предусмотрено создание системы локального мониторинга.

Перечень предприятий (организаций), на которых должны быть созданы системы локального мониторинга и сроки введения их в эксплуатацию, определяются органами Минприроды.

Созданию системы локального мониторинга на предприятиях должны предшествовать:

- проведение инвентаризации предприятий как источников загрязнения (выбросов и сбросов загрязняющих веществ) окружающей среды;

- предварительный вывод о степени готовности предприятий к созданию и ведению локального мониторинга;

- составление списка предприятий по очередности ввода системы локального мониторинга;

- определение состава контролируемых показателей (загрязняющих веществ);

- определение периодичности наблюдений и передачи информации, массивов информации, сроков представления информации, ответственных лиц и т.д.;

- выполнение предварительных работ по созданию Территориальных информационно-аналитических центров локального мониторинга;

- унификация приборно-аналитической и методологической базы ведения работ по локальному мониторингу предприятия;

- обучение, переподготовка персонала или повышение его квалификации;

- разработка Инструкции о порядке организации локального мониторинга окружающей среды на предприятии.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1027.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации