Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Ведение учета индивидуальными предпринимателями. Документооборот. Системы налогообложения - файл 1.doc


Лекции - Ведение учета индивидуальными предпринимателями. Документооборот. Системы налогообложения
скачать (79.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc80kb.04.12.2011 16:39скачать

содержание

1.doc

Ведение учета индивидуальными предпринимателями. Документооборот. Первичные документы




1. Как организовать документооборот





В процессе осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель совершает хозяйственные операции, которые требуют оформления соответствующими документами. Оформление хозяйственных операций документами называется документацией. При помощи документации производится сплошное отражение хозяйственных операций в момент и на месте их совершения.

Согласно ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. N 28) документ (документированная информация) представляет собой зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В качестве материального носителя допускается использование любого материального объекта, пригодного для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. Однако для целей оформления документов, формируемых в процессе осуществления хозяйственных операций применимы только бумажные и машинные носители информации. В последнем случае следует изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры (пункт 18 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н).

Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299.

Выделяют следующую группировку документов по классифицирующим признакам (таблица 1).

^

Таблица 1. Группировка документов по классифицирующим признакам*(1)



┌────────────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ Признак │ Виды документов │

├────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Назначение документа │Распорядительные │

│ ├─────────────────────────────────────┤

│ │Исполнительные │

│ ├─────────────────────────────────────┤

│ │Комбинированные │

│ ├─────────────────────────────────────┤

│ │Документы учетного оформления │

├────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Порядок составления │Первичные │

│ ├─────────────────────────────────────┤

│ │Сводные │

├────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Порядок отражения хозяйственных операций │Разовые │

│ ├─────────────────────────────────────┤

│ │Накопительные │

├────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Состав │Входящие │

│ ├─────────────────────────────────────┤

│ │Исходящие │

│ ├─────────────────────────────────────┤

│ │Внутренние │

├────────────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Качественные признаки │Качественные │

│ ├─────────────────────────────────────┤

│ │Некачественные │

└────────────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
^ Распорядительные документы - это документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций. К таким документам относятся распоряжения индивидуального предпринимателя и уполномоченных им лиц на совершение того или иного действа. Например, приказ на перетаривание, подработку или подсортировку товара, приказ на назначение и выплату премий, на направление работника в командировку.

Исполнительные документы удостоверяют факт совершения хозяйственных операций. К ним относятся приходные ордера (акты приемки) материалов, акты приемки-выбытия основных средств, документы о приемке от рабочих выработанной продукции и другие.

^ Комбинированные документы - это документы, которые одновременно являются и распорядительными, и исполнительными. К ним относятся приходные и расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы работникам предприятия; авансовые отчеты подотчетных (командированных) лиц и другие.

Документы учетного оформления формируются, когда для отражения хозяйственных операций нет других документов или обобщаются и обрабатываются исполнительные и распорядительные документы. Среди таковых можно назвать справки, ведомости распределения, расчеты резервов и т.д.

Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации, унифицированная система первичной учетной документации включает следующие подсистемы (таблица 2).

^

Таблица 2. Унифицированная система первичной учетной документации



┌────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Код │ Подсистема первичной учетной документации │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0301000 │Документация по учету труда и его оплаты │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0306000 │Документация по учету основных средств и нематериальных активов │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0310000 │Документация по учету кассовых операций │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0315000 │Документация по учету материалов │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0317000 │Документация по учету по учету результатов инвентаризации │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0320000 │Документация по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0322000 │Документация по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строитель-│

│ │ных работ │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0325000 │Документация по учету сельскохозяйственной продукции и сырья │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0335000 │Документация по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах│

│ │хранения │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0340000 │Документация по учету работы строительных машин и механизмов │

├────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 0345000 │Документация по учету работ в автомобильном транспорте │

└────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Сводные документы обобщают показатели путем их соответствующей группировки, систематизации из первичных документов (например, расчетно-платежная ведомость работникам).

Разовые первичные документы оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются в один прием.

Накопительные документы составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. Примерами накопительных документов являются двухнедельные, месячные наряды на работу, лимитные карты на отпуск материалов со складов и другие.

Входящие документы представляет собой документы, поступившие к индивидуальному предпринимателю.

В группу исходящих документов входят официальные документы, представляемые индивидуальным предпринимателем внешним респондентам.

Внутренние документы - это официальные документы, которые не выходят за внешние пределы организации.

"Качественным" документом можно считать документ, который составлен по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и подтверждает факт совершения хозяйственной операции.

Документ, не удовлетворяющий данным требованиям, считается "некачественным" и в случае принятия его к учету у индивидуального предпринимателя могут возникнуть проблемы с контролирующими органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", (далее - ФЗ о бухгалтерском учете), первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Данные формы утверждаются Федеральной службой государственной статистики и публикуются в виде альбомов унифицированных форм.

Однако унифицированные формы разработаны не для всех хозяйственных операций. Например, нет унифицированных форм для учета наличия и движения бланков строгой отчетности. Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно разработать данную форму, которая при этом должна содержать следующие обязательные реквизиты (пункт 2 статьи 9 ФЗ о бухгалтерском учете):

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

При этом индивидуальный предприниматель вправе ввести в унифицированные формы документов дополнительные реквизиты и показатели, изменить внешний вид формы. Однако удаление отдельных реквизитов и показателей из унифицированных форм не допускается.

В случае обнаружения ошибки в первичном документе необходимо учитывать, что внесение исправлений в банковские и кассовые документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься только по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы. При этом не допускаются подчистки и неоговоренные исправления. Неправильный текст или цифру необходимо аккуратно зачеркнуть и над зачеркнутым текстом или цифрой сделать правильную запись. Рядом с исправлением следует написать "Исправлено" и указать дату внесения исправлений. Лица, подписавшие документ, снова должны поставить свои подписи.

^

2. Особенности ведения бухгалтерского учета





В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", (далее - ФЗ N 209-ФЗ), физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства при условии что:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельные значения:

а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости ОС и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают вышеназванные предельные значения.

Согласно пункту 7 ФЗ N 209-ФЗ субъектам малого предпринимательства разрешено применять специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий, а также упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности и составления статистической отчетности.

При этом пунктом 1 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

^

3. Особенности учета при осуществлении совместной деятельности (простое товарищество)





Правовое регулирование совместной деятельности осуществляется главой 55 ГК РФ "Простое товарищество".

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или более лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения другой не противоречащей закону цели (пункт 1 статьи 1041 ГК РФ). Договор простого товарищества может быть заключен как на определенный срок, так и в бессрочной форме.

Сторонами договора простого товарищества могут быть индивидуальные предприниматели или коммерческие организации (пункт 2 статьи 1041 ГК РФ).

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами. Вклады участников предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств (статьи 1042 ГК РФ).

Внесенная товарищами собственность, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такого сотрудничества плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, но только если иное не установлено законом, договором простого товарищества или не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 1043 ГК РФ). Пользование общим имуществом осуществляется по общему согласию товарищей, а если оно не было достигнуто, то в порядке, устанавливаемом судом (пункт 3 статьи 1043 ГК РФ). Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, определяются договором простого товарищества (пункт 4 статьи 1043 ГК РФ).

Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц (пункт 2 статьи 1043 ГК РФ).

Однако как было установлено выше, индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет. Поэтому, если в совместной деятельности не участвуют юридические лица, то бухгалтерский учет вести не обязательно, так как ГК РФ не содержит требования об обязательности ведения бухгалтерского учета простыми товариществами. Однако в любом случае необходимо обеспечить учет доходов и расходов, достаточный для расчета суммы прибыли, подлежащей распределению между товарищами.

Каждый товарищ, независимо от того, уполномочен ли он вести общие дела товарищей, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению товарищей, ничтожны (статья 1045 ГК РФ).

Статья 1044 ГК РФ выделяет три формы ведения общих дел товарищей, которые выражаются в следующем:

1) от имени товарищей вправе действовать каждый.

Данный вариант применим в ситуации, когда каждый товарищ, по сути, осуществляет деятельность независимо от других (начиная от приобретения необходимых для деятельности ресурсов и заканчивая продажами своих товаров или услуг). Каждый товарищ самостоятельно ведет учет своих доходов и расходов и определяет заработанную им прибыль. Затем эти данные сводятся воедино товарищем, ведущим общие дела, и каждому участнику распределяется доля прибыли, адекватная тому, что он фактически заработал.

2) дела ведутся специально назначенным товарищем (товарищами).

Указанный способ может применяться, если кто-либо из товарищей только предоставляет средства для осуществления совместной деятельности, не принимая непосредственного участия в совершении операций, а за это получает определенную долю прибыли. Также этот способ используется, когда кто-либо из товарищей участвует в совместной деятельности, предоставляя свои услуги по ведению общих дел.

3) дела ведутся совместно всеми товарищами.

В этом случае для совершения сделки требуется согласие всех товарищей. Этот вариант подходит, когда в рамках простого товарищества совершается относительно небольшое количество сделок, но при этом они достаточно велики по объему. Тогда каждый из товарищей может быть заинтересован в том, чтобы непосредственно контролировать заключение и совершение таких сделок. Также этот способ применим, если степень доверия между товарищами не очень велика.

Во всех случаях полномочие товарища на совершение сделок с третьими лицами удостоверяется либо доверенностью, выданной остальными товарищами, либо договором простого товарищества, совершенным в письменной форме.

Общие дела ведутся по единогласию или, если это предусмотрено договором, по большинству голосов. Права товарищей при решении общих вопросов равны и не зависят от вклада в общее имущество.

Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется соглашением участников (это может быть дополнительное соглашение к договору). При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.

Если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения (пункт 2 статьи 1047 ГК РФ).

По общему правилу прибыль от совместной деятельности распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором или иным соглашением товарищей. Нельзя устранить кого-то из товарищей от участия в прибыли (статья 1048 ГК РФ).

Договор простого товарищества прекращается вследствие (пункт 1 статьи 1050 ГК РФ):

истечения срока договора простого товарищества;

отказа кого-либо из товарищей от дальнейшего участия в договоре простого товарищества, если договором простого товарищества или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами;

смерти товарища, объявления кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, но только в случае, если договором или последующим соглашением не предусмотрено его сохранение между остальными товарищами;

объявления кого-либо из товарищей банкротом или при выделении доли товарища по требованию его кредитора (если договором или последующим соглашением не предусмотрено его сохранение между остальными товарищами);

в других случаях.

При прекращении договора простого товарищества вещи, переданные в общее владение и (или) пользование товарищей, возвращаются предоставившим их товарищам без вознаграждения, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Товарищи производят раздел имущества, находившегося в их общей собственности, возникших у них общих прав требования по соглашению между собой и в порядке, предусмотренном статьей 252 ГК РФ. При этом следует отметить, что товарищ, внесший в общую собственность индивидуально определенную вещь (например, транспорт, оборудование или вычислительную технику), вправе при прекращении договора простого товарищества требовать в судебном порядке возврата ему этой вещи при условии соблюдения интересов остальных товарищей и кредиторов (пункт 2 статьи 1050 ГК РФ).

После прекращения договора простого товарищества его участники продолжают нести солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении третьих лиц (пункт 2 статьи 1050 ГК РФ).

^

4. Различные системы налогообложения: что предпочесть?





Порядок исчисления налогов индивидуальным предпринимателем будет зависеть от действующей системы налогообложения. В настоящее время в России действуют следующие системы налогообложения, которые могут применять индивидуальные предприниматели:

1) общеустановленная система налогообложения (часть 2 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

3) налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ).

Выбор порядка налогообложения индивидуальным предпринимателем должен быть всесторонне проанализирован и взвешен, т.к. от этого будет зависеть, в том числе, и результат всей хозяйственной деятельности предпринимателя. На данное решение, как правило, влияет ряд факторов, таких как планируемый вид деятельности, численность сотрудников, наличие основных средств и их стоимость, порядок работы с денежными средствами, планируемый к получению доход и т.д.

Все системы налогообложения будут подробно рассмотрены в соответствующих разделах пособия, проанализированы их особенности, что позволит индивидуальному предпринимателю выбрать для себя ту систему, которая подходит именно ему.


Скачать файл (79.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации