Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска) - файл Дети девиантного поведения как объект социальной работы.doc


Дети девиантного поведения как объект социальной работы (на примере г. Ульяновска)
скачать (83.1 kb.)

Доступные файлы (1):

Дети девиантного поведения как объект социальной работы.doc372kb.29.10.2008 14:50скачать

содержание

Дети девиантного поведения как объект социальной работы.doc

  1   2   3   4
Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения

1.1. Понятие и сущность девиантного поведения 6

1.2. Виды и формы девиантного поведения 14

1.3. Психологические особенности развития детей и подростков с

девиантным поведением 29

Глава 2. Социальная работа с детьми девиантного поведения (на примере г. Ульяновска)

2.1. Комплексный подход к работе с детьми отклоняющего поведения 34

2.2. Формы и методы работы с несовершеннолетними 56

Заключение 69

Список использованной литературы 75


Введение


Социально-экономические изменения, происходящие в России в последние годы, характеризуются кризисом в экономике, науке, культуре, в сферах соци­ального и духовного развития. Обострились ранее скрываемые нужда, бедность, инвалидность, национальные и психологические конфликты, стрессо­вые ситуации, безработица, алкоголизм и преступность.

Под сомнение поставлены идейные и нравственные ориентиры предшест­вующей эпохи. Рост социальной напряжённости и углубление экономического кризиса затронули коренные основы жизни всего населения, в том числе детей и подростков.

Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Как следствие, рост числа правонарушений.

Поэтому, тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, в том числе и у детей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике отклоняющего поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Также надо отметить, что резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми. Сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, летних лагерей, практически отсутствует база внеурочной работы.

Из-за напряжённости в экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается число неполных семей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они нико­му не нужны. Снижается роль родителей в воспитании.

^ Цель работы – анализ форм, видов, причин девиантного поведения и профилактики агрессии у подростков.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Рассмотреть проблемы детей с девиантным поведением и их психологические особенности.

3. Обобщить опыт работы по профилактике девиантного поведения, в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

^ Объект исследования – дети с девиантным поведением, а предметом являются формы и методы, используемые для решения проблем детей с девиантным поведением.

Исходя из цели и задач, объекта и предмета, нами были выбраны следующие методы исследования: анализ нормативных документов, обработка данных (тестирование, анкетирование), обобщение практического опыта, который, на наш взгляд, в наибольшей степени подходят для реализации поставленной цели.

Дипломная работа состоит из: введения, теоретической (4 параграфа) и практической (3 параграфа) части, заключения, приложений и списка использованной литературы (65 источников).

Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного

поведения


1.1. Понятие и сущность девиантного поведения


Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

^ Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой и подразумеваемой нормы, будь-то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Кон И.С. выделяет две большие категории, на которые подразделяется девиантное поведение. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые [23, 14–15].

Отклоняющееся поведение выражает конфликт в разных его формах между индивидом и обществом. При этом далеко не всегда истинным может быть признано то, что утверждается обществом: все зависит от того, с позиции какой системы норм производится оценка.

Отклоняющееся поведение различается по многим критериям:

– в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, политика, этикет и т. п.);

– по целевой и мотивационной направленности (корыстные альтруистические, прогрессивно-конструктивные, агрессивные, эгоистические);

– по субъектам действия (индивиды, социальные группы, организации, сообщества).

Существует достаточно много форм и видов девиантного поведения, но как ни различны эти формы и виды, они взаимосвязаны [23,16].

Отклоняющееся поведение может носить положительный и отрицательный характер. Положительные формы, как правило, связаны с творческой, новаторской деятельностью, которая неразрывно сочетается с преодолением и нарушением существующих стандартов (например, развитие предпринимательской деятельности в условиях господства централизованного производства и распределения; политические формы деятельности, основанные на признанных в цивилизованных странах нормах права и морали, но не имеющих фактической реализации в данном обществе, и т. п.).

К отрицательным формам принято относить: пьянство, употребление наркотиков, агрессивность, противоправное поведение. Они образуют единый блок, так что вовлечение в один вид девиантного поведения повышает вероятность вовлечения и в другой.

Существует несколько подходов, объясняющих природу такого явления, как девиантное поведение.

^ Биологический подход.

Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между пре­ступным поведением и биологическими особенностями че­ловека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть резуль­тат деградации к более ранним стадиям человеческой эво­люции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бо­родка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыс­лители стали его последователями — они тоже устанавли­вали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям X. Шелдон (1940), известный американский пси­холог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он счи­тал, что у людей определенное строение тела означает при­сутствие характерных личностных черт.

Эндоморфу (чело­веку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людь­ми и потворство своим желаниям.

Мезоморф (чье тело от­личается силой и стройностью) проявляет склонность к бес­покойству, он активен и не слишком чувствителен.

И нако­нец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувстви­тельностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX в., но постепенно другие концепции вытеснили их.

^ Социологический подход.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность».

По сути, аномия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоре­чивыми.

Все, что нарушает стабильность, приводит к нео­днородности, неустойчивости социальных связей, разруше­нию коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения обществен­ного порядка, дезорганизует людей, и в результате появля­ются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиа­ция подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет гра­ницы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социаль­ное единство. И, наконец, девиация способствует социаль­ному изменению, раскрывает альтернативу существующе­му положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.

Теория аномии получает дальнейшее развитие у ^ Р. Мертона. Под аномией он понимал ситуацию, когда конкретное лицо проявляет недоста­точное уважение к основным социальным нормам данной со­циальной системы или стремится усмотреть в этих нормах оп­ределенную утрату их обязательности для него самого. Следовательно, аномия не означает отсутствие норм, а лишь констатирует, что тот или иной субъект относится к социаль­ным нормам негативно или равнодушно.

^ Типология девиации (Р.Мертон)

Способ адаптации

Одобряемые обществом цели

^ Социально одобряемые средства

Конформизм

+

+

Инновация

+

-

Ритуализм

-

+

Ретритизм (бегство от действительности)

-

-

Бунт

-

-


Примечание: “ Плюс” обозначает согласие, а “минус” - отрицание. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает и культурные ценности, и социально одобряемые средства их достижения.

Концепция Р.Мертона важна, прежде всего, потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как “ две чаши одних и тех же весов” (Н.Смелзер). В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов, как часто предполагают многие люди. Вор, например, не отвергает социально одобряемую цель: достижение материального благополучия.

Главной причиной девиации он считает разрыв меж­ду целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выде­ляет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.

^ Первый тип поведения — конформность — предпола­гает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения — инновация — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономи­ческий успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шанта­жу, торговле наркотиками.

^ Третий тип ритуализм — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мне­нию Мертона, у представителей низшего слоя среднего клас­са. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

^ Четвертый тип ретретизм — предполагает отри­цание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопаснос­ти, престижа, притязаний на достоинство.

^ Пятый тип бунт — предполагает отчуждение от гос­подствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Культурологический подход.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между нормами куль­туры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обус­ловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как улич­ные банды или группы заключенных, полиция скорее ассо­циируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собствен­ности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким об­разом, становится нонконформистом с точки зрения широ­ких слоев общества.

Немецкий социолог Миллер (1958) утверждал, что существует ярко выражен­ная субкультура низшего слоя общества, одним из проявле­ний которой является групповая преступность. Эта субкуль­тура придает огромное значение таким качествам, как го­товность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и «везение». Поскольку члены банды руковод­ствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкуль­турой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.

^ Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле «больным». Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (имеются в виду законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. «Социальные группы создают девиацию, — писал он, — поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией; кроме тог они навязывают эти правила определенным людям, которым "наклеиваются ярлыки" аутсайдеров. С этой точки зрения, девиация — не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против "нарушителя"».

Концепция Беккера и подобные ей названы meopuей стигматизации (наклеивания ярлыков), т. к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Именно так поступали с неграми в Америке.

^ Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальны­ми криминологами». Они отвергают все теории преступнос­ти, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, когда возникает конф­ликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, сотрудники ^полиции с большей готовностью при­меняют законы, направленные против бедняков и не прича­стных к власти, тех, кого можно подавлять, не встречая со­противления.

Другие конфликтологи, разделяющие марксистскую точ­ку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоох­ранительных органов — это орудие, которые правящие клас­сы (владеющие средствами производства) используют про­тив тех, кто лишен власти. Например, в XII в. были приняты законы, запрещающие бродяжничество, что было обуслов­лено стремлением землевладельцев заставить бедняков работать, ибо в то время каждый десятый работник погибал от чумы или его забирали в отряды крестоносцев.

Таким образом, «радикальная криминология» не инте­ресуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Сто­ронники этой теории рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних мно­жество своих членов, якобы нуждающихся в контроле» (Тэйлор и др., 1973).

При оценке отклоняющегося поведения существует две кон­цепции:

  • относительная.

Сторонники первой счи­тают, что нравственные и даже некоторые правовые нормы мо­гут анализироваться только в связи с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. То, что будет нор­мой для дикаря, не может быть таковой для цивилизованного человека.

  • абсолютная.

Сторонники абсолютной позиции утверждают, что должны быть найдены и зафиксированы общечеловеческие нравственные ценности и нормы.

Что касается причин отклоняющегося поведения, то они могут иметь индивидуальный или общественный характер.

Среди индивидально-личностных факторов, способствующих девиантному поведению, как самый важный и постоянно присутствующий, можно отметить контроль и самоуважение.

Наиболее серьезная попытка установить между этими факторами причинную связь была предпринята американским психологом Говардом Кэпланом. Его теория была проверена на изучении употребления наркотиков, противоправного поведения и ряда психических расстройств.

Кэплан еще в 1975 году начал изучение взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением.

Пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения. Чем объясняется эта связь?

Существует 4 гипотезы на этот счет:

1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.

2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти способы самоутверждения, которых у него не было в семье и в школе.

3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению само-уважения.

4. Кроме преступности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

Важную роль здесь играют давиантные сверстники, так как наличие девиантной группы:

A. облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;

Б. обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и

B. уменьшает эффективность личностных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей [23, 18–19].

Что касается форм и видов девиантного поведения, то их можно выделить очень много. В следующем параграфе остановимся на основных из них более подробно.


^ 1.2. Виды и формы девиантного поведения


Наркомания.

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом «низших слоев».

Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

1. Морфий и героин - алколойды опиума;

2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;

3. Гашиш (анаша, план, марихуана);

4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы.

5. Кокаин - алколойд растения кока.

Наркомания - это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди подростков и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.

Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство - то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.

Мотивы наркомании и токсикомании:

-удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

-испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

-выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

-познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

-достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;

-достижение чувства полного расслабления;

-уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Токсикомания - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т. е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галюцинации. [39, 393].

^ Пьянство и алкоголизм.

Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному с последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.

Выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведении человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж» тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации можно отнести низкий уровень материального положения и образование.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино [39, 394].

Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Для пьяницы со стажем, чтобы «поймать кайф» доза спиртного увеличивается в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней нормой. В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля.

Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

Проституция.

Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя - приятная, другая - скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, кабинами машин и т. д., венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «психушками».

Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution - осквернение, обесчещивание. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

1. род занятий - удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

2. характер занятий - систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;

3. мотив занятий - заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции в среде, которая окружает проститутку. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».

Подавляющее большинство экспертов считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению - сильнейшая физиологическая потребность. Проституция - это такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.

Опасна ли проституция? Конечно, во-первых, проституция - это форма социального паразитизма. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины утрачивают свое здоровье и возможность произвести на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость.

Целесообразна ли борьба проституцией? Большинство экспертов отвечают отрицательно. В настоящее время государство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность за проституцию.

Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности - первичные потребности человека. Поэтому речь должна идти не об искоренении проституции, а о её цивилизованном регулировании.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, паразитирующих на проституции.

Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой № 1.


^ Суицидальное поведение.

Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:

-потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

-уязвленное чувство собственного достоинства;

-крайнее переутомление;

-разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;

-токсикомания и наркомания;

-отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

-состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Для установления причин суицидального поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удается из-за недостатка сведений.

Социальная среда определяется микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью и другими объективными обстоятельствами влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить [39, 398].

^ Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний.

Современная сексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девианты т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включает в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.

Сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лизбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (трансексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полового поведения (маскулинность).

Рассмотрим некоторые формы сексуальных отклонений.

Гипермаскулинность - проявляется в утрированной мужественности, нарочной грубости, циничности, которая у подростков нередко сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Такие подростки стесняются ласк, избегают всего того, что касается чисто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения - пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с сексуальными партнерами.

Половой фетишизм - проявляется в сексуальном влечении к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера. У юношей в к

В качестве такого «талисмана» выступают красивые ноги, оголенные груди, женское белье. Вид этих частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение. Разновидностью полового фетишизма является переодевание в одежды противоположного пола, что так же ведет к усилению либидо.

Юношеский нарциссизм - любование собой, половое влечение к собственному телу. Такие подростки любят подолгу рассматривать себя в зеркале, ласкать свое тело, давать волю своим сексуальным фантазиям. Часто подобное самолюбование заканчивается онанизмом. Нарциссизм иногда сочетается с желанием выставить свое обнаженное тело напоказ. Такие молодые люди пополняют ряды нудистов, так как любят загорать на пляже голышом, просят сверстников сфотографировать себя в костюме «Адама».

Эксгибиционизм - влечение к обнажению своего тела, особенно полового органа перед лицами противоположного пола. Молодые люди с подобной ориентацией любят подглядывать за раздеванием противоположного пола, подолгу могут смотреть фильмы со сценами натурального секса. Но особое удовольствие они получают от тайного созерцания полового акта или оголенных половых органов. Такие подростки могут часами подкарауливать влюбленные пары, стоять у окон бань или подглядывают в щели туалетов. Увиденное возбуждает сексуальные фантазии, следует эрекция, затем онанизм, и все заканчивается быстротечной эякуляцией.

Зоофилия (скотоложство, содомия) - половое влечение к животным. У подростков и у взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной ориентацией могут вступать в половые акты с любыми домашними животными, даже птицей.

Гомосексуализм - половое влечение к лицам своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклонности могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жизненных обстоятельств лишены возможности удовлетворять половые потребности с лицами противоположного пола. Особенно часто гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания местах лишения свободы, а так же в прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации.

Правонарушения.

Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение.

В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

На практике преступления классифицируются по следующим основаниям:

-по степени тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности;

-по форме вины: на умышленные и неосторожные;

-по объекту посягательства целям и мотивам: антигосударственные корыстные насильственные и др.

-по социально-демографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная преступность.

Преступление - это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Подросткам и юношам в возрасте 14-18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

Агрессивность.

Наиболее распространенных видов девиантного поведения у подростков на сегодняшний день является агрессивное поведение, остановимся на этом виде более подробно.

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии. Однако ни одно из предложенных выше определений агрессии нельзя считать исчерпывающим и общеупотребительным. Мы предлагаем остановится на следующем определении: агрессивность - поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которая направлена на причинение ущерба (физи­ческого, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью.

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм (1994) выделяет две формы – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

Агрессивность, связанная со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется во всех формах его жизнедеятельности.

Агрессия разделяется по формам и результатам. От злых шуток, до деструктивных противоправных форм поведения. Различают следующие виды агрессии:

• реактивная - возникает в ответ на предшествующую провокацию;

• проактивная - возникает при отсутствии провокации;

• сверхактивная (особый вид реактивной агрессии) - тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию;

• физическая - это использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа;

• вербальная - нападение осуществляется либо в словесной форме, ругатель­ство, проклятие, угрозы) либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криком, визгов или иной подобной форме;

• враждебная - намеренное причинение вреда другому живому существу;

• инструментальная - использование агрессивного поведения в качестве ин­струмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение ребёнка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неодно­кратно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребёнок часто использует такие действия для получения желаемого;

• аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, нанесении себе телесных повреждений (крайняя форма - са­моубийство).

Что же является основной причиной возникновения и проявления феномена агрессивности: индивидуально- типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздейст­вия? Перечислим основные причины.

Индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что ин­дивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрес­сии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тен­денцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.

Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она пред­ставляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намере­ния, даже когда таковые отсутствуют.

Темперамент проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течение жизни.

Авторитаризм - авторитарные люди более агрессивны.

Чувство стыда. Существует следующая закономерность - чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе взаимодействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу и агрессивному поведению.

Половые различия. Мужчины и женщины различаются прежде всего своими установками относительно агрессивного поведения. Мужчины относятся к аг­рессии как к средству достижения поставленной цели и склонны прибегать к прямой агрессии. Женщины относятся к агрессии как средству выражения гне­ва и снятия стресса путём высвобождения агрессивной энергии и склонны прибегать не к прямой, а к косвенной агрессии, нанося вред противнику чаще всего окольными путями. Половые различия в агрессии порождаются тем, что в большинстве культур считается, что мужчины во многих ситуациях должны вести себя более агрессивно, чем женщины.

Национальная принадлежность оказывает определённое влияние на фор­мирование агрессивного поведения, так как существуют культуры, в которых присутствует положительное отношение к проявлению агрессивности.

Негативные средовые воздействия. Также агрессивность усиливает боль, причём как физическую, так и душевную. Особо сильным возбудителем явля­ется атакующее поведение другого человека. В жаркую погоду все становятся раздражительными и возбуждёнными. Теснота, вторжение в индивидуальное пространство человека также являются факторами, вызывающими стресс. По­вышенная влажность, шум, загрязнённый воздух, занятие спортом или наблю­дение за спортивными соревнованиями и др. усиливают возбуждение челове­ка, которое в сочетании с враждебными мыслями или чувствами может облег­чить агрессивное поведение.

Телевидение. Зрители не только воспринимают экранные модели насилия, но при постоянном просмотре подобных сцен человек становится более безраз­личным к чужой боли, искажается его представление о реальности. Просмотр насилия по телевидению изменяет восприятие действительности, люди начи­нают воспринимать мир более опасным, что приводит к увеличению страхов и тревоги.

Наследственность - влияет на чувствительность нервной системы к возбу­дителям агрессии.

Химический состав крови человека оказывает значительное влияние на чув­ствительность нервной системы к стимуляции агрессии.

Алкоголь - усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и расторма­живает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учиты­вать последствия совершаемых действий.

В соответствии с вышесказанным необходимо иметь в виду, что биологиче­ские процессы протекают в социальном контексте, и следует признать, что на агрессию действуют разные типы факторов, а биологические факторы среды оказывают решающее влияние [10,11].

Антисоциальными формами агрессии являются правонарушения - поведение человека, которое направлено против интересов общества, в целом или личных интересов граждан. В юриспруденции различают правомерное и неправомер­ное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - это та­кие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные дей­ствия нарушают установленный в стране порядок.

Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутвер­ждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правона­рушениям можно отнести молодёжные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием [30,104].

Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае — агрессивного. В соответствии с традиционной номенклатурой выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния.

Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства.

Говоря об эмоциональном компоненте агрессивного состояния, прежде всего выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях — сила и уверенность.

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н.Д. Левитова, «в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость... Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств».

Вместе с тем агрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребенка, долгое время не осознается им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения. Более того, детская агрессия часто отражает неспособность ребенка адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д.

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями.

Как уже было сказано, основная причина возникновения и проявления феномена агрессивности – индивидуально- типологические особенности. И поэтому, для того, чтобы подобрать наиболее эффективные способы работы с детьми девиантного поведения, необходимо рассмотреть вопрос о психологических особенностях развития подростков с девиантным поведением.

Все эти данные помогают более глубоко и детально разобраться в причинах отклоняющего поведения у подростков и разработать наиболее эффективные методы работы с ними.


^ 1.3. Психологические особенности развития детей и подростков с

девиантным поведением


Появление девиантов в подростковом возрасте в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков – 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. К старшему подростковому возрасту фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными, аффективные вспышки сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, появляется склонность к самоанализу и рефлексии. Но появление склонности к наркомании обычно бывает трудно прогнозируемым и зависящим от многих социальных и психологических условий.

В современных психологических исследованиях принято выделение четырех основных типов девиантного поведения подростков (А.Г. Амбрумова, А.Я. Жезлева, С.А. Беличева): антидисциплинарное; антисоциальное (антиобщественное); делинквентное (противоправное) и аутоагрессивное. Различные социально – психологические условия жизнедеятельности задают разнообразные личностные конструкты, которые можно моделировать, создавая реальную воспитательную ситуацию, выступающую в качестве элементов психологической поддержки, не абстрактной, а направленной на решение задач профилактики девиантного поведения, прежде всего связанного с наркоманией.

Идея диагностики и оказания опосредованной психологической поддержки подросткам, склонным к девиантному поведению, прорабатывается на этапах решения исследовательских задач и требует апробирования различного социально – психологического инструментария, который был бы не только действенным для профилактики девиантного поведения, но и органичным подростковому возрасту, личностным новообразованиям.

В связи с этим, необходимо учитывать, что не только характер перехода от детства к взрослости, но и само возникновение подростковых кризисов – это результат воздействия конкретных социальных обстоятельств, способствующих двум основным типам перехода от детства к взрослости: непрерывному и дискретному (с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и теми способами и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства наиболее значимых норм и требований к детям и взрослым. В этих случаях развитие протекает плавно, так как ребенок постепенно учится способам взрослого поведения. При втором типе перехода ребенок оказывается неподготовленным к выполнению роли взрослого при достижении формальной зрелости. Подростковый возраст может принести как субъективные трудности, вызванные необходимостью быстрой переориентации на нормы поведения взрослого сообщества, так и затруднения для воспитывающих взрослых. Родители и педагоги бывают не готовы к коррекции агрессивных и фрустрирующих проявлений подростков. Возникают барьеры непонимания, отчужденности, излишнего дидактизма, который подчас делает эти проявления гипертрофированными, связанными с девиантным поведением, с употреблением наркотиков. Между тем доказано, что подростки этой группы особо нуждаются в психологической поддержке со стороны близкого окружения: родителей, учителей, друзей.

Пониманию причин девиантного поведения способствует понятие о социальной “ситуации развития” (Л.С. Выготский), которое характеризуется соотношением внутренних процессов развития и внешних условий, в совокупности определяющих качественно новые психические образования личности. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина дали убедительный материал о направленности практической и познавательной деятельности подростков на усвоение норм взаимоотношений и возникновение социально – ориентированных форм общения, которые задают специфическую структуру потребностей (Личко А.Е.).

Исследование личности подростков с отклоняющимся поведением, склонных к употреблению наркотиков, показало, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней и поведенческой регуляции – установок, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций (С.А. Беличева). Многие из них находятся в состоянии психологической изоляции, им свойственны низкий уровень социализации, отставание в развитии (М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, Г.Г.Бочкарева, З.Ф.Камалетдинова, И.А.Невский, Л.Г.Сагатовская), различные искажения эмоциональной сферы (Т.Н. Курбатова, И.С.Лебединская, А.М. Печенюк, М.М.Калашникова, Л.М. Кацук, В.Г. Колпачев). Подростки, имеющие тенденцию к девиантной активности, связанной со склонностью к наркомании, характеризуются рядом особенностей развития самосознания: недифференцированностью и разынтегрированностью образа Я; расхождением внутренней и демонстрируемой самооценок; рассогласованием когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

Подростки, с девиантным поведением, связанных с употреблением наркотиков, характеризуются, как правило, негативным отношением к действительности, к труду, к учебе, а также к родителям, учителям, сверстникам.

Как наиболее значимый фактор в развитии отклонений поведения, связанных с употреблением наркотиков, выделяются неблагоприятные семейные условия, играющие главную роль в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте (Л.С. Алексеева, И.В. Вейнгольд-Рыбкина, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, Л.И. Пелипенко, О.С. Подосян, М. Раттер, В.А. Сонин, В.Я. Титаренко). Между тем, как отмечает Д.И. Фельдштейн, в семейных отношениях ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они, в более позднем возрасте, являются тем нравственным идеалом, по которому сверяют свои поступки подростки. Неблагоприятные семейные отношения, недостатки школьного воспитания, приводят к низкой успеваемости, к формированию негативного отношения к учебной деятельности и труду, к нарушению системы отношений с окружающими и, накладываясь на биологические предпосылки (тип ВНД, темперамент), способствуют появлению акцентуаций характера и отклонений в поведении.

Как показывают психологические исследования (С.А. Беличева, И.В. Вейнгольд, А.И. Великороднова, А.Е. Личко), в семейных отношениях, отрицательно влияющих на личность подростков, прежде всего выделяются: авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности (условия жестких взаимоотношений); гипоопека; отчуждение старших (эмоциональное отвержение); потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция (Личко А.Е.).

Основываясь на понимании личностных нарушений подростков с девиантным поведением, связанными с употреблением наркотиков, возможно выделение различных подходов в коррекционной работе связанных с рациональной организацией воспитания, с использованием психологических и психотерапевтических методов современных психолого –педагогических технологий, развитию позитивных отношений могут способствовать и популярные среди подростков виды спорта. Выбор видов спорта может быть обусловлен не только их популярностью, но и тем, что они способствуют развитию психических и нравственных качеств учеников (К.М. Барский, М.М. Богачихин).

Таким образом, как показывает анализ, девиантное поведение в подростковом возрасте, особенно связанное со склонностью к наркомании, объясняется не только “переходностью”, маргинальностью возраста, но в основном, является следствием причин социального характера, приводящим к различным личностным нарушениям (неадекватная самооценка, низкий уровень социализации, негативные межличностные и субъективные отношения). Проблема коррекции такого вида девиантного поведения сохраняет актуальность, что обуславливает важность дальнейшей разработки вопросов о включении педагогически запущенных подростков, склонных к употреблению наркотиков, в систему психокоррекционных мероприятий, создание мотивации к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Поэтому, мы считаем целесообразным в следующей главе более подробно рассмотреть вопрос технологий социальной работы с детьми девиантного поведения.


  1   2   3   4



Скачать файл (83.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации