Лекции - Философия науки
скачать (1396 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 1396kb. | 04.12.2011 17:00 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Философия науки [ лекция ]
- Философия и методология науки [ лекция ]
- по курсу Философия науки [ лекция ]
- Философия и наука. Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин [ документ ]
- Вопросы и ответы - Социальная философия [ вопрос ]
- Ответы для сдачи кандидатского минимума по философии и методологии науки [ документ ]
- Юлов В.Ф. История и философия науки [ документ ]
- Демина Л.А., Фокина Н.И., Бучило Н.Ф. Лекции по учебной дисциплине философия. Рабочая программа [ документ ]
- Юлов В.Ф. История и философия науки [ документ ]
- Демидов А.Б. Философия и методология науки: курс лекций 2009 [ документ ]
- Философия и социальные науки 2008 №2 [ документ ]
- Краткий словарь основных понятий философии [ справочник ]
1.doc
Философия науки
Конспект лекций
Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.
Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.
Проблемы возникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука.
Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
Становление опытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения.
Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания.
Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.
Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.
Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.
Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.
Возможности применения количественных методов в современной науке.
Компьютеризация науки, её проблемы и следствия.
Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания.
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Процедуры обоснования теоретических знаний.
Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.
Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
Главные характеристики современного этапа развития науки.
Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
Философские проблемы социально-гуманитарных наук (общая часть)
Специфика социально-гуманитарного познания.
Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.
Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания.
Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы).Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках.
Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.
Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания.
Роль традиций, образцов и «пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания.
Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.
Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании.
Понятие факта в социально-гуманитарном познании.
Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании.
Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста.
Проблема истины в социальном и гуманитарном познании.
Прогностические возможности социального и гуманитарного познания.
Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания.
Проблема соотношения человека и общества в социальном и гуманитарном познании.
Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
Современные философские проблемы экономической теории
Экономическая теория и философия науки.
История экономической науки и разработка философских проблем экономической науки.
Потребности, интересы, деятельность.
Позитивный компонент экономической теории.
Модели человека в структуре научной экономической мысли.
Ценностные аспекты научного экономического мышления.
Проблема соотношения этики и экономики.
Динамические модели глобального и экономического развития.
Философско-методологические вопросы и концепции общественного выбора.
Новые технологии и «информационная экономика».
- ^
Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, важно учитывать историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. Со временем изменяются основы научного знания (Ньютон и современная квантовая теория), формы (от отдельных ученых к большой науке), средства (дорогостоящая техника) и функции.
Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию — становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в различные сферы управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.
Однако подобное изменение функций науки вызывает вопросы относительно ее будущего развития и будущей роли в жизни общества. Этими вопросами занимается философия науки.
^ являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.
Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегда обращалась к анализу структуры и динамики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей их развития. Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и науки прослеживается на протяжении всей истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдельные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных наук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой — она активно влияет в качестве мировоззренчески-методологической основы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру.
Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области философского знания.
Такое оформление произошло на относительно поздних этапах развития науки и философии, в середине XIX в. (труды У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера). В этот же период был применен термин «философия науки». Он впервые был предложен немецким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу не удалось, а его работы вызвали множество критических замечаний (в том числе и со стороны марксистов: Ф. Энгельс даже написал книгу «Анти-Дюринг»), но сам термин оказался продуктивным. В последующем многие философы науки использовали этот термин, не связывая его с работами Дюринга.
В XX в. философия науки превратилась в специализированную область исследований, требующую не только собственно философских логических знаний, но и умения ориентироваться в специальном научном материале.
^ – научная дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства, формы и методы научного познания, способы и формы обоснования развития научного знания (то есть изучаются законы развития и строения научного знания).
1. Общие проблемы философии наук.
1.1. Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории науки и философии науки.
Философия науки как самостоятельная область знания возникла в 19 веке. Математика, астрология и пр. возникли гораздо раньше. Философия науки, её представители: позитивисты: Конт, Миль, Пуанкаре, Мах.