Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Философия науки - файл 1.doc


Лекции - Философия науки
скачать (1396 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1396kb.04.12.2011 17:00скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Философия науки



Конспект лекций
Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.

Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.

Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества

Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.

Проблемы возникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука.

Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.

Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.

Становление опытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения.

Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания.

Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.

Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.

Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).

Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.

Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.

Возможности применения количественных методов в современной науке.

Компьютеризация науки, её проблемы и следствия.

Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Процедуры обоснования теоретических знаний.

Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.

Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.

Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.

Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.

Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

Главные характеристики современного этапа развития науки.

Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.

Философские проблемы социально-гуманитарных наук (общая часть)

Специфика социально-гуманитарного познания.

Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.

Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания.

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы).Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках.

Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании.

Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания.

Роль традиций, образцов и «пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания.

Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.

Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.

Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании.

Понятие факта в социально-гуманитарном познании.

Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании.

Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста.

Проблема истины в социальном и гуманитарном познании.

Прогностические возможности социального и гуманитарного познания.

Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания.

Проблема соотношения человека и общества в социальном и гуманитарном познании.

Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.

Современные философские проблемы экономической теории

Экономическая теория и философия науки.

История экономической науки и разработка философских проблем экономической науки.

Потребности, интересы, деятельность.

Позитивный компонент экономической теории.

Модели человека в структуре научной экономической мысли.

Ценностные аспекты научного экономического мышления.

Проблема соотношения этики и экономики.

Динамические модели глобального и экономического развития.

Философско-методологические вопросы и концепции общественного выбора.

Новые технологии и «информационная экономика».

  1. ^

    Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.


Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, важно учитывать историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать исто­ризм науки. В процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представле­ния о мире. Со временем изменяются основы научного знания (Ньютон и современная квантовая теория), формы (от отдельных ученых к большой науке), средства (дорогостоящая техника) и функции.

Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззрен­ческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, осно­ванного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как не­что само собой разумеющееся. Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяю­щееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культур­но-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию — становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в различные сферы управле­ния социальными процессами, выступая основой квалифицирован­ных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соеди­няясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.

Однако подобное изменение функций науки вызывает вопросы относительно ее будущего развития и будущей роли в жизни общества. Этими вопросами занимается философия науки.

^ Предметом философии на­уки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их раз­витии и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного позна­ния, философия науки должна опираться на материал истории раз­личных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегда обращалась к анализу структуры и дина­мики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявле­ние общих закономерностей их развития. Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она высту­пает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и на­уки прослеживается на протяжении всей истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдель­ные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных на­ук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, фи­лософия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой — она активно влия­ет в качестве мировоззренчески-методологической основы на про­цессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру.

Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области философ­ского знания.

Такое оформление произошло на относительно поздних этапах развития науки и философии, в середине XIX в. (труды У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера). В этот же период был приме­нен термин «философия науки». Он впервые был предложен немец­ким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу не удалось, а его работы вызвали множество критиче­ских замечаний (в том числе и со стороны марксистов: Ф. Энгельс да­же написал книгу «Анти-Дюринг»), но сам термин оказался продук­тивным. В последующем многие философы науки использовали этот термин, не связывая его с работами Дюринга.

В XX в. философия науки превратилась в специализированную об­ласть исследований, требующую не только собственно философских логических знаний, но и умения ориентироваться в специальном научном материале.
^ Философия науки – научная дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства, формы и методы научного познания, способы и формы обоснования развития научного знания (то есть изучаются законы развития и строения научного знания).

1. Общие проблемы философии наук.

1.1. Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории науки и философии науки.

Философия науки как самостоятельная область знания возникла в 19 веке. Математика, астрология и пр. возникли гораздо раньше. Философия науки, её представители: позитивисты: Конт, Миль, Пуанкаре, Мах.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40



    Скачать файл (1396 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации