Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Основные направления философии эпохи Возрождения - файл 1.doc


Основные направления философии эпохи Возрождения
скачать (208 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc208kb.04.12.2011 17:42скачать

содержание

1.doc

Курсовая работа на тему:

«Основные направления философии эпохи Возрождения»
Содержание
Введение.
Глава 1. Краткая характеристика эпохи Возрождения
Глава 2. Основные философские направления и важнейшие мыслители эпохи Возрождения

2.1 Антропоцентрические (гуманистические) идеи

2.2 Идеи неоплатонизма

2.3. Идеи натурфилософии

2.4. Социально-политическая философия


а) философия Реформации

б) политическая философия

в) этическая философия

г) философия социалистов-утопистов
Заключение
Список использованной литературы



Введение.

Эпоха Возрождения (или Ренесса́нс) длилась с середины XIV до конца XVI веков. Это период в истории культуры Западной Европы, пришедший на смену культуре средневекового феодализма и предшествующий культуре Нового времени. Деятели Ренессанса противопоставляли свою эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры и другого знания.

Одной из причин возникновения Возрождения была экономическая. XIV век - время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов. Эпоха Возрождения началась именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Им были чужды иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и дух смирения перед догмами церкви.

Главное отличие эпохи Возрождения от предшествующих периодов состояло в возросшем интересе людей к умственному труду, что привело к увеличению числа лиц свободных профессий - преподавателей университетов, врачей, писателей, художников. Со временем эта активная социальная прослойка увеличивалась и все меньше зависела от церкви, что положило начало процессу возникновения светской интеллигенции.

Экономически свободные люди для своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от схоластических (оторванных от жизни) церковных канонов. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, которая и не замедлила появиться. Однако, кроме чисто экономических, были и другие причины.

Не последнюю роль в возникновении Возрождения играет и та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Стимулом для возникновения свободомыслия ренессансных философов служила и борьба внутри церкви (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и закона), что порождало в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.
С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии, оно было более рассудочным и направленным на решение возникающих вопросов, нежели у православия. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека, и Бог становился не центром мира, не смыслом жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. Таким образом, само схоластическое мировоззрение как бы подготовило условия для Возрождения.

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возросшая роль человека обусловила важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, не аскетических отношений.

Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Научные и технические открытия способствовали все большему распространению новых идей. Постепенно они овладели всей Европой.

В Италии новое мировоззрение твёрдо установилось к 20-м годам XV века . Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, и начался переход к новой эпохе.
^ Глава 1. Краткая характеристика эпохи Возрождения

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский (в отличие от предыдущего церковного) характер культуры и её антропоцентризм (то есть главный интерес к человеку и его деятельности). Это привело к такому яркому явлению культуры Возрождения как гуманизм.

В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Возрождение античности и дало название всей эпохе. Оно самым непосредственным образом отразилось на всех составляющих культуры этой эпохи.

^ В изобразительном искусстве Возрождения художники и скульпторы в своем творчестве стали стремиться к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Появились гениальные художники – Донателло, Пьетро делла Франческа, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Дюрер в Германии и др.

Эпоха Возрождения в изобразительном искусстве подразделяется на три периода - Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Северное Возрождение.

В период так называемого ^ Раннего Возрождения в Италии (время с 1420 по 1500 год) искусство начало постепенно примешивать к традициям недавнего прошлого элементы из классической древности. Наиболее ярким представителем итальянских художников Раннего Возрождения является Сандро Боттичелли.

^ Высокое Возрождение – время самого пышного развития стиля эпохи Возрождения в искусстве, оно длилось в Италии приблизительно с 1500 по 1580-й год. Античное искусство изучается уже более основательно, и классический отпечаток ложится на все произведения. Классиками искусства Высокого Возрождения являются Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело, Джорджоне, Тициан.

^ Северное Возрождение - это отдельное стилевое направление искусства Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции. Здесь оно еще долго придерживалось традиций готического стиля, меньшее внимание уделялось исследованиям античности и анатомии человека. Выдающиеся представители Северного Возрождения – Ян Ван Эйк, Рогир Ван дер Вейден, Гуго Ван дер Гус, Питер Брейгель Старший.

Для архитектуры Ренессанса характерно возвращение к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы – Филиппо Брунеллески, Леон Батиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. В Италии расцветает мастерство изготовления виолы и скрипки. Появляются новые музыкальные жанры - сольная песня, кантата, оратория и опера.

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. В XIV -XVI веке итальянская литература пережила расцвет. Лирика Франческо Петрарки, «Божественная комедия» Данте Алигьери, новеллы Джованни Боккаччо, политические трактаты Николо Макиавелли, поэмы Лодовико Ариосто и Торквато Тассо выдвинули её в число классических литератур. Наиболее значительные достижения художественной литературы - «Декамерон» Джованни Боккаччо, «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (Англия) и Лопе да Вега (Испания).

С эпохой Возрождения связано появление литературы на национальных языках - в отличие от произведений средних веков, которые писались преимущественно на латыни.

^ Наука и образование в эпоху Возрождения уже не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные и медицинские эксперименты.

Развитие знаний в XIV - XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана), гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение и физиологию человека, положили начало научной медицине и анатомии.

^ Глава 2. Основные философские направления и важнейшие мыслители эпохи Возрождения

Многие идеи эпохи Возрождения зародились еще в XIII веке, когда основными были идеи Фомы Аквинского. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

Первая особенность философии эпохи Возрождения – ее антисхоластическая направленность. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она развивается независимо от нее и строится в основном на ином понимании средневековых принципов.

Другая особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Если философия Средневековья была теоцентрична (ставила в центр всего бога), то характерная особенность философской мысли Возрождения - человек становится не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном космического бытия.

Антропоцентризм стал основой нового направления в философии – гуманистического. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник именно в эпоху Возрождения.

Третья ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Если в средневековье Бог и природа, материя и форма резко противопоставляются, то в философии Возрождения наблюдается их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог не творит мир из ничего, но растворен в мире и является таким же вечным, как мир. В результате этих процессов в философии Ренессанса вырабатывается новая картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека.

Дальнейшая эволюция мировоззрений эпохи Возрождения была тесно связана с бурным развитием естественных наук, что даже вызвало новое течение и новый термин - натурфилософию.

Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся следующие свойства. Во-первых, антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, что вызвало торжество индивидуализма. Во-вторых, оппозиционность к Церкви (как к организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими) и церковной идеологии (к застывшей, догматической, не связанной с жизнью философии - схоластики). Далее, с развитием науки появляется принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, развитие новых анатомических знаний и т. д.). В философии перемещается основной интерес от формы идеи к ее содержанию. Развивается социология - появляется большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству, широкое распространение принимают идеи социального равенства.
В соответствии с этим основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское и социально-политическое. Предметом исследований гуманистического, неоплатонического и натурфилософского направлений были проблемы человека, бытия и природы. Объектом исследования социально - политического направления философии являлись проблемы общества, государства и Церкви. Социально-политическое направление подразделяется на реформационное, политическое, этическое и утопическо-социалистическое.

Эти направления развивались не одновременно. В хронологическом отношении развитие философии западного Возрождения условно принято разделять на три периода и на три основных течения мысли:
1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): середина XIV - середина XV веков.

2-й период (неоплатонический): середина XV – первая треть XVI века.
3-й период (натурфилософский): конец XVI - начало XVII века.
^ 2.1 Антропоцентрические (гуманистические) идеи

Термин «гуманизм» в переводе с латинского означает «человечность». Как уже отмечалось, к основным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, а также антропоцентризм - особое внимание к человеку и его деятельности.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла. Видными представителями гуманистического направления эпохи Возрождения в XIV - XV веках являлись также Джаноццо Манетти, Леон Батиста Альберти, Пьетро Помпонацци и др.
^

Данте Алигьери (1265–1321).


Первым мыслителем эпохи Возрождения принято называть Данте Алигьери. В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке.

Именно у Данте впервые появились идеи, не укладывавшиеся в русло традиционного схоластического философствования, а картина мира уже не вполне укладывается в рамки католического миросозерцания. Так, в его основном произведении - «Божественной комедии»- проводником по аду, чистилищу и раю для Данте служит не ангел или святой, а античный поэт Вергилий. Античных философов (Платона, Сократа) Данте помещает не в самом аду (где положено находиться язычникам), а в лимбе - самом первом круге ада. А вот отношение Данте к папам весьма критично, и некоторых из них он не побоялся отправить в Ад. И хотя картина мира в этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес и рая во многом напоминает неоплатоническое построение.

Согласно мировоззрению Данте, природа божественна, а человек имеет две природы – земную и небесную, и потому стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному - путь наставлений духовных, сообразно с учением Церкви. Значит, философия для земной жизни гораздо более нужна, чем богословие. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. А смысл жизни на земле - не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а в жизни сообразно с природой, с человеческими, земными целями и в улучшении условий земной жизни.

«Божественная комедия» представляет собой как бы энциклопедию христианского мировоззрения средневековья с его важнейшими геоцентрическими идеями. Но в ней четко ощутим и начавшийся кризис этого мировоззрения. Данте выступает против феодальных привилегий и светской власти церкви.

Но главное, что делает ее исходным документом гуманистической мысли, – это интерес Данте к человеку. Он восхваляет человека, признает за ним наличие как божественного, так и природного начала, верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Многими учеными Данте Алигьери считается лишь предтечей философии эпохи Возрождения. Собственно же первым ренессансным философом и родоначальником гуманизма признается Франческо Петрарка.

^ Франческо Петрарка (1304-1374)

Франческо Петрарка - один из величайших лирических поэтов Италии и основатель гуманистического направления в философии. Свои основные идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»).

В первом трактате Петрарка отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека. В трактате дан и новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, важно не слепое подражание мыслителям древности, а стремление изучить античную культуру, переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к такому гению античной философии, как Платон. Поэтому именно с Петрарки ведет свое начало также платоническая линия в философии Возрождения.

Петрарка считал, что главная цель подлинной философии - познание не Бога, а человека, а познанием Бога пусть занимаются небожители. В трактате «О презрении к миру» он говорит, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, и человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Человеческая личность должна быть свободной как физически, так и духовно. Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы. Поскольку загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей, то человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить.

Петрарка указывает на необходимость гуманизации христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит и сам термин «гуманизм».

^ Джованни Бокаччо (1313-1375)

Крупнейший писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо продолжил гуманистическую линию. В своем наиболее известном сборнике "Декамерон" он восхвалял рассудок и плотские желания человека, а представителей духовенства высмеивал, представлял их глупыми, лживыми и порочными.

^ Лоренцо Валла (1407-1457)

Выдающийся гуманистический мыслитель Ренессанса Лоренцо Валла в философию гуманизма вошел прежде всего как автор трактата «О наслаждении» или «Об истинном и ложном благе». В нем на первый план для человека выдвигаются чувственное наслаждение и личная польза как предварительная ступень к небесному блаженству. Добродетельно все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным.

Кроме того, в своих работах Лоренцо Валла опроверг подлинность так называемого «Дара Константина» - документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. На основании этого документа римские папы не только осуществляли светскую власть в папской области Италии, но и претендовали на нее во всех католических странах. Валла предлагая лишить римских пап права на светскую власть, доказывал бессмысленность аскетизма и монашества.

Таким образом, Лоренцо Валла ниспровергал церковные авторитеты. Он критиковал схоластику, в центр мироздания ставил человека, призывал к активным действиям людей в борьбе за изменение мира.

^ Джаноццо Манетти (1396-1459)

Согласно сочинению Манетти, «О достоинстве и превосходстве человека», мир создан для наслаждения, а человек – «некий малый мир», т.е. приобретает атрибуты божества.

В этом трактате Манетти стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Он указывает, что наиболее удивительные творения человека - египетские пирамиды, римские башни, произведения античной и ренессансной живописи и поэзии свидетельствуют об огромной творческой одаренности человека.

^ Леон Батиста Альберти (1404–1472)

Леон Батиста Альберти - видный архитектор раннего Возрождения, живописец, поэт, музыкант и теоретик искусства. Он считал, что высшее эстетическое наслаждение доставляет та красота, которая создана самой природой, и учиться у нее - первая задача художника. Альберти интересовался и естественными науками, в особенности математикой.

Как гуманист, Альберти вырабатывает новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для него определяется не ее социальной принадлежностью, а личными заслугами. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

^ Пьетро Помпонацци (1462–1525)

Пьетро Помпонацци известен своей критикой схоластики как официальной доктрины католицизма. Большим событием в философской жизни Италии XVI в. стало его произведение «Трактат о бессмертии души».

В нем Помпонацци повторил уже многовековую тогда антирелигиозную мысль о «трех великих обманщиках», впервые сформулированную средневековыми арабоязычными вольнодумцами: из трех главных пророков - Моисея, Христа и Магомета,- основавших иудаизм, христианство и мусульманство, ошибались как минимум два (как утверждают приверженцы каждой из этих религий), и тогда становилось обманутым большинство человечества. Однако, по мнению Помпонацци, не исключено и то, что все три пророка впали в заблуждение, и тогда обмануто уже все человечество. Религиозной истине Помпонацци противопоставлял истину философскую, основанную на разуме и единственно полноправную в деле объяснения мира, а во многом и самого человека.

Помпонацци рассуждает так. Бог или правит миром, или не правит. Если он не правит миром, то он не Бог, а если правит, то откуда такая жестокость? Если Бог сотворил все и является причиной каждого поступка человека, то почему за каждый грех отвечает человек, а не Бог? Поэтому не надо, считает Помпонацци, представлять себе Бога как личность, ибо тогда Бог будет похож на «безумного отца». Бог есть судьба, безличный фатум, природа, поэтому он не несет личной ответственности за существующее в мире зло. Религия если и нужна, то только для обуздания простого народа и как некая форма самоутешения; для философа она не имеет никакой ценности.

Огромна заслуга Помпонацци в обосновании подлинно человеческой моральности на основе убеждения в смертности любой индивидуальной души. В единственно реальной земной жизни ни зло, ни благо не остаются безнаказанными, и сама добродетель является высшей наградой тому, кто ее имеет.

В самом крупном произведении Помпонацци «О фатуме, свободе воли, предопределении и божественном провидении» автор отождествлял фатум (судьбу) с естественной необходимостью. Более того, и деятельность самого бога (провидение) подчиняется природной необходимости. В таком контексте Помпонацци фактически выступает и как представитель натуралистического пантеизма.

^ 2.2 Идеи неоплатонизма

Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.

Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос.

Ренессансный платонизм разрабатывал пантеистическую тенденцию в мировоззрении: обожествление космоса, понимание природы как «внутреннего мастера». Концепция «всеобщей религии» и согласия всех философских учений способствовала гуманистическому переосмыслению христианства в XVI веке.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Парацельс и др.

^ Георгий Гемист Плифон (1355–1452)

Наибольшую роль в стимулировании платоновского движения в ренессансной Италии сыграл православный священник из Константинополя Георгий Гемист Плифон. Он принадлежал к высшему духовенству, но интересовался и мусульманской, и иудейской религиями. Энтузиаст возрождения античной культуры, он написал свое наиболее известное произведение «Законы» (то же название носило и главное произведение великого древнегреческого идеалиста Платона). В своих работах Плифон отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических, а свое учение именует эллинской теологией. В соответствии с этим учением, Вселенная не была сотворена, ибо она божественна, а значит, вечна, как и Бог. Посредниками между божественным единством и миром людей являются языческие боги. Высшего бога он часто называет Зевсом. Но языческие боги - это олицетворения философских понятий и категорий, почерпнутых у платоников и неоплатоников. Воззрения Плифона способствовали дальнейшему углублению интереса гуманистов к философии Платона.
^

Марсилио Фичино (1433–1499)


Марсилио Фичино перевел на латынь труды многих античных мыслителей, написал и собственные работы: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни», толкование на «Пир» Платона и др. В работах Фичино заметно полное слияние античной, в первую очередь неоплатонической, философии с христианством. Традиционную теологию он пытался подменить «ученой религией» в виде платоно-неоплатонической философии. Фичино считал, что существует некая всеобщая религия, все остальные религии в той или иной мере причастны ей, а христианство является ее высшим и лучшим проявлением.

Фичино полагал, что мир упорядочен по образцу платоников. Иерархия мира насчитывает пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Центром иерархии является не Бог, а человек. Человек - это как бы некий Бог, он единственный повелевает самим собой. Человек рожден царствовать и не может терпеть рабства.

^ Николай Кузанский (1401 - 1464)

Истинным родоначальником ренессансного неоплатонизма и одним из крупнейших, оригинальных немецких мыслителей эпохи Возрождения является Николай Кузанский (Николай из Кузы). Священник, затем кардинал, Кузанский был увлечен античным культурным наследием, интересовался астрономией, космографией, математикой.

Он был теоцентристом, но не схоластиком. В одном из его трактатов – «Согласие веры» - есть мысль о такой общей религии, в которой в принципе можно соединить все существующие религиозные вероисповедания.

В другом трактате «Об ученом незнании» - Бог отождествлялся с его творением - Вселенной, что позднее стало именоваться пантеизмом, не раз осуждавшимся церковью. Таким образом, понятие Бога в творчестве Кузанского теряет религиозность и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и как скрытая сущность всего. Согласно Кузанскому, едины идея и материя. Вселенная бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, ни центра, Земля не является центром Вселенной. Мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире. Бесконечность Вселенной приводит к бесконечности познания.

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению Вселенной и подготовил почву для натурфилософских учений Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

^ Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494)

Пико делла Мирандола интересовался античной и восточной философией, занимался древними и восточными языками. Отмечалось, что за свою короткую жизнь он освоил от 22 до 30 языков.

Мирандола написал знаменитые «900 тезисов», разослал их всем виднейшим мыслителям того времени и предложил им собраться в Риме, чтобы устроить диспут по предложенным им вопросам. Впоследствии эти тезисы были опубликованы в работе под названием «Речь о достоинстве человека». В своих тезисах Пико делла Мирандола собрал все, что он знал о всех философиях, и создал свою философскую систему, которая должна была объединить различные мировоззрения на основе античного платонизма. Главные идеи этих тезисов заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить его от окружающего мира. Человек, по мысли Пико, представляет собой четвертый мир - не ангельский, не небесный и не элементарный. Человек свободен и потому может поместить себя сам на любой из уровней этого мира. Он может стать выше ангелов и опуститься ниже животных.

Мирандола высказывался как против современного ему религиозного сознания, так и против астрологических воззрений. Им он противопоставлял такое понимание «божественного закона», которое предполагало углубление в природу реальных вещей и выявление их действительных причин.

В работах Пико высказаны пантеистические идеи с большой долей натуралистических воззрений. Мирандола был первым из философов, который утверждал, что Бог, понимаемый в неоплатоническом смысле, создает мир сообразно математическим законам. Эту мысль впоследствии высказал Галилей: «Книга природы написана языком математики».

Таким образом, в идеях Пико делла Мирандолы заметно стремление понять христианство на новых, гуманистических позициях, поставить в центр мира человека, а не Бога, и внести в обновленное христианство все истины из разных философских систем. Продолжая мысль Фичино, Пико стремился разработать не только «всеобщую религию», но и всеобщую философию, которая согласовывала бы всяческую мудрость и выявляла единую истину.

^ Парацельс (1493-1541)

Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базе фундаментальной идеи тождества микро- и макрокосма натуралистическое, природное начало преобладало над божественным, могут служить воззрения и деятельность немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, более известного под псевдонимом Парацельс.

Он был профессором медицины и практикующим врачом. Философских произведений Парацельс не писал, выражая свои мировоззренческие идеи в сочинениях на медицинские, астрологические, социально-политические и теологические темы. В центре его интересов находился человек в его отношении к богу, природе и социальному миру. Парацельса можно считать родоначальником немецкой натурфилософии, выдвигавшим, однако, на первый план медицину, опирающуюся на философию, астрологию, алхимию и теологию.

^ 2.3. Идеи натурфилософии

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением идей гуманизма, но и развитием естествознания. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механистическим. В период Позднего Возрождения (XVI - начало XVII веков) в Европе (особенно в Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они обосновывали материалистический взгляд на мир, формировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новой картине мира, выдвигаемой натурфилософией, Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Представители этого философского течения считали, что мир познаваем, и познать его можно благодаря разуму, а не путем Божественного откровения.

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. Они пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

^ Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи обладал поразительной разносторонностью своих дарований. Величайший мастер живописи, скульптор, архитектор, он занимался также градостроительством и математикой, гидротехникой и мелиорацией, астрономией и геологией, анатомией и ботаникой, оптикой и перспективой. Леонардо утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментов способна придать лишь теория.

Он выдвинул задачу проверки и подтверждения математикой знаний о природе. О Боге он говорит как о мастере, «верховном художнике». Душа неразрывно связана с телом, без которого она ничего не может совершить и ощутить. Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в живых и ярких художественных образах. Космос у Леонардо лишен теологической направленности, и гармония мира соседствует с его трагизмом. Эта же двойственность распространяется и на человека: он есть и величайшее орудие природы, земной бог, и одновременно животное. Человек, по словам Леонардо, свободен в своих действиях и способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже скотины.

^ Николай Коперник (1473 - 1543)

Польский астроном Николай Коперник – один корифеев эпохи Возрождения. Его книга «О вращении небесных сфер» определила характер научной революции XVI в., сыграла решающую роль в пересмотре картины мира. Отвергая геоцентризм, Коперник показал, что Земля не является центром Вселенной, а провозглашая гелиоцентризм, доказал, что Солнце является центром по отношению к Земле, Земля же вращается вокруг него. Великий астроном определил, что все космические тела движутся по собственной траектории. Космос бесконечен, все процессы, происходящие в нем, объяснимы с точки зрения природы и лишены священного смысла. Бог - творец и создатель «мирового механизма», но не вмешивается в его дальнейшее функционирование. В космологию и философию вводился принцип самодвижения тел, расшатывалось аристотелевское представление о перводвигателе. Появилось представление о бесконечной Вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии

^ Джордано Бруно (1548-1600)

На идеи великого итальянского ученого Джордано Бруно большое влияние оказали научные взгляды Николая Кузанского и Коперника, а также воззрения мусульманских средневековых философов. Эти идеи он пытался синтезировать и развить в своем учении, которое в целом является возрождением неоплатонизма. Но теория Джордано Бруно была также и аспектом его пантеистического мировоззрения. Однако натуралистический пантеизм Бруно более радикален, последователен и бескомпромиссен. В трактовке материи он выступил как против Платона, так и против Аристотеля и неоплатоников.

В диалоге «О причине, начале и едином» он пишет, что мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог. Во Вселенной все подвержено движению, изменению и гибели, вечна только сама Вселенная, но не составляющие ее миры. Вселенная и Бог - это одно целое.

Во Вселенной нет никакого центра. Ни землю, ни человека таким центром считать нельзя. Земля является лишь одной из планет, которых в мире бесконечное множество. Звезды - это такие же солнца, они тоже могут иметь вокруг себя планеты, на которых тоже может существовать жизнь.

Бруно отрицает личное бессмертие. Жизнь есть свойство материи, не зависящее от Бога-творца. После смерти человека уже нет надежды на новую жизнь. Поэтому человек должен искать смысл жизни в самой жизни. Главное для человека - постоянный труд по совершенствованию себя и мира. Религия и ее мораль, считал он, нужны только для наставления грубых народов и не нужны тем, кто уже обладает разумом. Религию откровения должна сменить религия разума и созвучное природе всеобщее человеколюбие. Истинным мерилом нравственности для Бруно выступает деятельность человека в его короткой человеческой жизни.

По приговору инквизиции Джордано Бруно был сожжен как еретик на костре в Риме. Известна его фраза после того, как произнесли приговор: «Вам должно быть гораздо более страшно выносить свой приговор, чем мне его выслушивать».



^ Галилео Галилей (1564 - 1642)

Итальянский ученый Галилео Галилей - один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт, опроверг ошибочные положения учения Аристотеля. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, изобрел и построил телескоп с 32-кратным увеличением, с помощью которого исследовал небесные тела. Он открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Галилей доказал множественность миров во Вселенной, открыл, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси.

Гениальным ученым была разработана методика научного исследования, которая состояла из следующих этапов: наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты по воплощению гипотезы на практике и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы на практике.

Главное же - Галилей на практической основе подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно о гелиоцентрической системе мира, за что он и был подвергнут суду инквизиции. Этот суд под угрозой казни вынудил великого ученого формально отречься от своих воззрений и покаяться, но не изменил его действительных взглядов.

^ Иоганн Кеплер (1571–1630)

Дальнейшее развитие идей Коперника было осуществлено Кеплером. Великий немецкий астроном, математик, физик и философ, Иоганн Кеплер был ученым, открытия и научные идеи которого положили начало развитию науки и философии нового времени.

Интересуясь астрологией, Кеплер развил идею взаимного влияния и взаимодействия небесных светил, прежде всего - светил Солнечной системы. Идея взаимодействия светил - одна из важных идей натурфилософии - выражала убеждение в господстве в природе неких живых сил и стремлений, в единстве мира и даже Вселенной. В своем произведении «Новая астрономия или небесная физика» Кеплер высказал мысль, что Земля, как и Солнце, обладает некоей притягательной силой, гравитацией, аналогичной магнетизму. Таким образом, хотя Кеплер был далек от открытия закона всемирного тяготения, но сделал шаг в этом направлении.

Однако главный вклад Кеплер внес в астрономическую науку. Уже первое его произведение (с длинным названием «Предвестник космографических сочинений, содержащий космографическую тайну об удивительном соотношении пропорциональности небесных кругов, о причине числа небес, их величинах, о периодических их движениях, общих и частных, объясненную из пяти правильных геометрических тел») представляло собой результат его раздумий, развивающих идеи Коперника. В этом произведении Кеплер, считая идею гелиоцентризма незыблемой, клал в основу своего объяснения пифагорейско-платоновские представления. Одновременно он опирался на слова из Библии, согласно которым бог все создал в соответствии с мерой, числом и весом. Отсюда следует развитие Кеплером идеи о мире как небесной машине, подобной огромному часовому механизму. В работе «Космографическая тайна» автор стремился осмыслить этот космический механизм с точки зрения пифагорейско-платоновского учения. На основе этого учения и располагая огромным материалом наблюдений движения планет, собранным астрономом Тихо де Браге (прежде всего касательно планеты Марс), немецкий ученый открыл два известных закона движения планет (впервые изложенных в его «Новой астрономии»). Первый закон: планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, как это представлялось Аристотелю, Птолемею, да и Копернику, а по эллиптическим. Второй закон: вопреки тем же астрономам, Кеплер установил неравномерность в движении планет по орбитам вокруг Солнца. Скорость этого движения рассчитывается математически.

В третьем важнейшем произведении Кеплера «Гармонии мира» был сформулирован наиболее сложный третий закон Кеплера, установивший математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы, ассоциировавшееся у Кеплера с пифагорейской идеей гармонии, впервые получило строго научную формулировку.

Кеплер составил «Рудольфинские таблицы», которые дали возможность наиболее точного вычисления движения планет за всю предшествовавшую историю астрономии. За несколько лет до этого Кеплер опубликовал учебник коперниканской астрономии, в котором отразил и свои открытия. Этот учебник тут же был внесен римским папой в «Индекс запрещенных книг». Однако научная астрономия уже была создана.
^

2.4. Социально-политическая философия



Для эпохи Возрождения характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме устройства общества, взаимоотношениям между государством, Церковью и верующими. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения. Основными направлениями социально-политической философии были философия Реформации, политическая философия, этическая философия и философия социалистов-утопистов.
а) философия Реформации
Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления было ослабление феодальной раздробленности и становление европейских государств. Появилась заинтересованность руководителей этих государств и политической элиты в ослаблении чрезмерной власти Папы Римского и католической Церкви. В значительной степени идеи реформации были вызваны также кризисом и моральным разложением самой католической Церкви, ее отставанием от жизни, практикой выдачи индульгенций. И, наконец, распространение в Европе идей гуманизма, рост самосознания личности, индивидуализм, а также усиление влияния антикатолических религиозно-философских учений и ересей вызвали мощное развитие реформистских воззрений.

В северном Возрождении в первую очередь выделяется Эразм Роттердамский, который своим мировоззрением оказал огромное влияние на многих людей и на многие события своего времени, в том числе на реформационное движение.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое и народное. Главными лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер и Ж. Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе. Это привело к победе различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии. Однако католицизм сохранился в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.
^

Эразм Роттердамский (1469-1536)


Эразм Роттердамский (Дезидерий-Эразм из Роттердама) был монахом, позднее доктором теологии. Он также был одним из наиболее плодовитых писателей эпохи Возрождения, занимался издательской деятельностью, переводил античных философов. Среди произведений самого Эразма Роттердамского наиболее известна «Похвала Глупости». В этой и других работах он позволил себе издеваться над глупцами всех мастей, в том числе и над богословами - священнослужителями, кардиналами и даже папами.

В своих философско-богословских произведениях Эразм как истинный христианин защищал идеалы католической Церкви. В то же время он был беспощадным критиком схоластики в идеологии, коррумпированности католической церкви, язвительно бичевал множество ее пороков - распущенность нравов, беззаконие, злоупотребления и догматизм. Особенно резко Роттердамский осуждал продажу индульгенций.

Схоластике Эразм противопоставил свою гуманистическую нравственность, именуемую «философией Христа». «Философия Христа» призывала к возрождению идей и идеалов первоначального христианства, давно забытых католической церковью ради обрядового формализма, и была сформулирована в первом значительном произведении Эразма - в «Руководстве христианского воина».

Как подлинный гуманист, Эразм не принимал церковного тезиса о радикальной испорченности человеческой природы первородным грехом. По его мнению, нормальный человек, подражая Христу, способен поднимать себя до идей, зафиксированных в Священном писании. «Дух Христов» для него был настолько широк, что включал в себя и языческую античную мудрость. Он видел в христианстве прежде всего требования человеческой нравственности, поэтому человеческое начало в Христе для него было важнее, чем божественное.

Как просветитель Эразм считал, что все люди созданы Богом равными, и благородство их зависит не от их происхождения, а от их воспитания, нравственности, образования. Поэтому главное для Эразма состоит в воспитании и образовании человека. Невоспитанного и необразованного человека он ставит даже ниже животного.

Таким образом, Эразм Роттердамский пытался привести христианскую этику в соответствие с принципами ренессансного гуманизма. Влияние Эразма из Роттердама на многих мыслителей XVI-XVII веков было огромным, особенно на тех религиозных деятелей, которые пытались освободить христианство от обрядности и множества догматов. Но здесь гуманизм Эразма вступил в противоречие уже не только со средневековой традицией, но и с реформационным движением Лютера и Кальвина. В своей работе «О свободе воли» Эразм вступил в полемику с Лютером по данному вопросу, где выступил против фатализма Лютера.
^

Мартин Лютер (1483–1546)


Мартин Лютер был монахом. Страх Божьего гнева и чтение мистиков укрепляют в нем убеждение в том, что спасение может быть достигнуто единственным путем - верой в Иисуса Христа. Значит, никакие добрые дела не нужны - достаточно лишь веры.

Известный церковный догмат об индульгенциях (о сокровищнице благих дел) гласил, что разные люди достигают в жизни разных результатов. Одни делают мало добра и попадают в ад, а святые делают благих дел так много, что их остается в избытке и для других. Этот избыток хранится в так называемой сокровищнице благих дел, и любой человек своими делами на пользу Церкви может к ней приобщиться. Таким благим делом считались и деньги. Если человек давал деньги Церкви, ему выдавали индульгенцию – «подтверждение», и считалось, что он получил часть благодати от какого-нибудь святого.

В октябре 1517 года Мартин Лютер выставляет у дверей дворцовой церкви в Вюртенберге знаменитые 95 тезисов об индульгенциях, с которых и ведет свое начало эпоха Реформации. Это положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера в этих тезисах сводились к следующему. Общение между Богом и верующими должно идти напрямую, без такого посредника, как Церковь. Церковь должна стать демократичной, а обряды - упрощенными и понятными людям. Необходимо уменьшение влияния Папы Римского и католического духовенства на политику других государств. Нужно восстановить авторитет государственных институтов и светской власти. Пора освободить культуру и образование от засилья католических догм. Дело служения Богу - это не только профессия духовенства, но и функция всей жизни верующих христиан. Необходимо запретить продажу индульгенций.

В результате крестьяне начали громить католические храмы. Выпускается папская булла об отречении Лютера от Церкви. Так началась Реформация с крестьянскими войнами и другими насильственными действиями.

Эразм Роттердамский вступил в открытую полемику с Лютером. Одна из главных проблем их спора - проблема свободы воли. Лютер утверждал, что воля человека подобна вьючному животному, от него не зависит, какой всадник его оседлает - Бог или сатана. Человек не имеет свободной воли, все его действия предопределены свыше. Эту концепцию опроверг Эразм, написав свое произведение «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли». В ответ Лютер написал другой труд «О рабстве воли». Если Эразм Роттердамский защищал наличие у человека свободы воли, то мнение Лютера гласило, что всем в мире движет необходимость, и у человека нет никакой свободы.

Лютеранство, окончательно сложившееся после смерти его основателя (примерно к концу 1580 года), полностью лишало реформированную церковь политической роли, подчиняя ее государственному руководству. Догматика лютеранства была значительно упрощена по сравнению с католической, как и ритуал богослужения (например, устранены иконы).

^ Жан Кальвин (1509 - 1564)

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был швейцарец Жан Кальвин. Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину, ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Смыслом жизни на Земле для человека является профессия - это не только способ зарабатывать на жизнь, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу - это путь к спасению. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только развил идеи Лютера в собственном учении, но и воплотил протестантизм на практике: он возглавил реформационное движение в Женеве, добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы. Кальвин провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, развлечения, яркая одежда, ношение украшений. Был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританства, добросовестного отношения к работе.

Результатом деятельности Кальвина стала универсализация Реформации, превращение ее из германского в международное явление. Из Женевы кальвинизм распространился в Нидерланды, во Францию (так появились гугеноты), Шотландию, Англию и другие европейские страны. Кальвинизм еще более упростил христианский культ даже по сравнению с лютеранством. Кроме того, если лютеранство ставило свою церковь в сильную зависимость от государства, то кальвинизм не только сохранял по отношению к государству независимость, но и подчинил кальвинистской Церкви светскую власть, благодаря чему Кальвина называли «Женевским папой».

^ Томас Мюнцер (1490 -1525)

Народное направление Реформации возглавил немецкий священник Томас Мюнцер. Первоначально он примкнул к Лютеру, однако вскоре после начала Реформации разошелся с ним и выдвинул собственные идеи, смысл которых в следующем. Необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом для высокой цели - достижения всеобщей справедливости, «царства божьего» на земле. Главная причина всех зол - неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность, поэтому все должно стать общим - прежде всего имущество. Власть и собственность должны принадлежать простому народу - ремесленникам и пахарям. Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, это угодно Богу.

В 1524 - 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Но война была проиграна, а сам Мюнцер был убит.

б) политическая философия

Политическое направление в ренессансной философии изучало проблемы управления государством, поведение правителей, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Главный представитель этого направления - флорентийский политический деятель, философ и писатель Никколо Макиавелли.
^

Никколо Макиавелли (1469–1527)


Никколо Макиавелли изучал латынь, философию, интересовался политикой. Он был секретарем правительства Флорентийской республики, после ее падения был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам, отправлен в ссылку. Там он и написал основные свои произведения, среди которых выделяются «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

В этих работах Макиавелли, в сущности, полностью освободился от всех религиозных иллюзий средневековья, чего нельзя сказать о множестве других гуманистов. Свое отношение к Богу он сформулировал следующим образом: Бог - не таков, каким его представляют себе христиане, а некоторая фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами. Бог создал эти законы и более в них не вмешивается. Государства возникают и исчезают по этим законам, и человек добьется успеха, если будет их познавать.

Общество и государство возникают из стремления людей к самосохранению. Эгоизм человеческой природы требует учреждения государственной организации, способной поставить ему какие-то пределы, свести его поведение к норме. Государство есть дело человека, и бог никакого участия в его установлении не принимает. Мораль возникает на более поздней стадии и представляет собой то, что полезно для каждого члена общества и для общества в целом. Для соблюдения морали создаются законы, для охраны людей создаются армия и власть, а для духовного единства общества создается религия. Христианство есть религия несовершенная, оно слишком надеется на загробное воздаяние и не ценит действительность. По мнению Макиавелли, греческое язычество - это именно та религия, которая могла бы действительно объединить общество. Но у нас господствует христианская религия, поэтому мир наш несовершенен и власть в нем принадлежит не достойным людям, а мерзавцам.

Таким образом, по Макиавелли, политика есть порождение не морали и не религии, а наоборот - мораль и религия есть порождение политики. Поэтому политическая цель есть высшая цель, для достижения которой годятся все методы. Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против политической цели. Критерием оценки могут быть только польза и политический успех, т.е. есть успех общества. Именно от Макиавелли идет знаменитая формула: «Цель оправдывает средства».

Смысл и дух произведения «Государь» заключаются в том, что хороший государь должен служить на благо обществу. Высшая цель - благо общества, а не отдельного гражданина, даже если этим гражданином является монарх. В государственной жизни допустимо и насилие, если этого требует общественный интерес. Мудрый правитель государства обязан быть добрым, но при надобности не бояться и зла. Правитель должен показывать себя щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку иначе он будет свергнут, а казна - промотана. Однако руководитель ни в коем случае не должен посягать на имущество и личную жизнь людей. Он должен сочетать в своей личности и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Такого рода политическое вероломство давно получило наименование макиавеллизма.

Макиавелли является виднейшим представителем прогрессивного итальянского гуманизма, показал аморальность современных ему господствовавших классов и стал основоположником реалистической политики как самостоятельной науки.

в) этическая философия

Особняком стоят в философии эпохи Возрождения воззрения более позднего мыслителя - великого французского гуманиста Мишеля Монтеня, развивавшего идеи скептического критицизма и социальной этики.

^ Мишель Монтень (1533 - 1592гг)

Мишель Монтень знаменит своим произведением «Опыты», которое составило эпоху в истории литературы и философии.

Подлинная философия, по мысли Монтеня, должна быть свободной, не принимающей на веру никакие догмы и положения. Схоластика не отражает истину, так как основана на традициях, а не на прочном философском фундаменте, который проверен и доказан. Философия должна говорить о человеке, о его конкретных нуждах, о его радостях и горестях. Именно такой она была в античном мире.

Среди античных философов Монтеню наиболее близки скептики. Скептический критицизм Монтеня выразился в работе «Апология Раймунда Себундского» (в поддержку испанского богослова, заявившего о невозможности рационального доказательства существования Бога, за что на него ополчилась католическая церковь). Эта работа - талантливый пересказ книг античного философа-скептика Секста Эмпирика. «Апология» сводилась к тезису, что человеческий разум ничего не может доказать, в том числе и существование Бога. Но скептицизм для Монтеня - не цель, а начало истинного философствования. Для того чтобы человек познал истину, необходимо сомнение во всем. Нужно очистить человека от различных предрассудков, в том числе философских и религиозных. Чем больше человек познает, тем больше он убеждается в недостаточности своих познаний. А процесс познания, по Монтеню, бесконечен.

Монтень опровергает не только схоластиков, он спорит и с философией антропоцентризма, утверждающей, что мир существует для человека. Монтень подчеркивает, что человек есть лишь часть природы, поэтому он может обрести свободу, лишь живя и действуя по ее законам. Здесь явно повторяется тезис античных философов-стоиков, что свобода есть действие в согласии с неумолимым законом природы.

Мишель Монтень возражает и против антропоморфного понимания Бога. Нельзя говорить о Боге как о человеке, наделяя его разумом, волей, любовью и т.д. Бог настолько выше всего, что для него все равны - и человек, и лист на дереве, и управляет он всем одинаково. В каждой религии, по мысли Монтеня, есть часть истинной религии, и христианство не должно претендовать на звание религии истинной. Поэтому нравственность нужно строить не на религиозных, а на природных основаниях. Душа не бессмертна и умирает вместе с телом. Монтень, как задолго до него Пьетро Помпонацци, повторяет тезис о том, что отсутствие надежды на загробную жизнь не устраняет, а вносит истинную нравственность. Цель жизни только в жизни.

г) философия социалистов-утопистов

В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Некоторые мыслители для решения этих проблем разработали проекты идеального государства без социальных противоречий, где торжествует социальная справедливость. Данные философы вошли в историю под названием социалистов-утопистов.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма XV - XVII веков внесли английский политический деятель Томас Мор и итальянский философ Томмазо Кампанелла. Они создали фантастические схемы построения идеального общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, а также на тотальном регулировании жизни людей со стороны государственной власти.

^ Томас Мор (1478-1535)

Томас Мор был разносторонним писателем и политиком, ближайшим сотрудником короля Генриха VIII, лордом-канцлером Англии. Однако, когда Генрих VIII решил встать на путь церковной реформы, чтобы завладеть богатствами католической церкви в Англии, Мор оказался в опале. Отказавшись присягнуть королю как новому главе церкви, он был обвинен в государственной измене и казнен. Вместе со смертью Мора рухнула и утопическая мечта гуманистов о наступлении «золотого века».

Попыткой ответа гуманистической философской мысли на социальные противоречия явился идеал бесклассового общественного устройства, описанный в знаменитой книге Томаса Мора «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...», которая сразу приобрело большую популярность в гуманистических кругах. В ней рассказывается об идеальном вымышленном государстве Утопия (название переводится как «место, которого нет»).

Частную собственность автор считал причиной всех народных бедствий, поэтому идеальное общество Мора основано лишь на общественной собственности. Значительной личной собственности нет ни у кого. Труд в Утопии является всеобщей обязанностью, жители ее работают по 6 часов в день, а цель жизни видят в удовольствии. Здесь нет денег, золото используется лишь для внешних сношений. Среди утопийцев нет бедных, потому что все принадлежит всем. Идеи равенства в собственности и в потреблении важны для Мора как активного сторонника «христианского гуманизма», взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства. В основе аргументации английского гуманиста первостепенную роль играют идеи платоновского «Государства». Как и Платон, Мор считает, что справедливость - главная опора государства. Человек представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом. Все эти идеи делают Мора первым представителем утопического коммунизма, ибо отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают общество социально однородным.

Первичной ячейкой общества в Утопии является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» - фактически трудовой коллектив. Мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности. Утопийцы принципиально миролюбивы и считают войну истинно зверским делом.

В Утопии есть рабы, в которых обычно превращаются тяжкие преступники и военнопленные. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства.

Чтением и изучением наук здесь занимается небольшая категория наиболее одаренных людей. Из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники. Подлинная религия трактуется в «Утопии» в духе универсальной религии флорентийских платоников. Однако в Утопии существует полная веротерпимость, и каждый волен верить по-своему. Главные ревнители религии в Утопии - выборные священники (в том числе и женщины). Их основная особенность - исключительное благочестие и безупречная моральность.

То же самое касается и руководителя государства. По мнению Томаса Мора, процветание государственных дел возможно лишь в условиях, когда высший носитель власти будет глубоко образованным философом и морально безупречным человеком. Таким образом, мыслитель-идеалист Мор возлагал надежды на «просвещенного государя», направляемого разумными советниками.

«Утопия» оказала огромное воздействие на различных философов и литераторов эпохи Возрождения, а после появления этой книги все несбыточные проекты стали называться утопией.

^ Томмазо Кампанелла (1568-1639)

Попытку натурфилософского подхода к действительности после Джордано Бруно предпринял Томмазо Кампанелла. Кроме того, он включил в свою программу и необходимость всеобщего социально-политического преобразования на основе принципов утопического коммунизма. Его личная жизнь полна трагизма. За участие в заговоре он подвергался пыткам, чудом избежал смертной казни, провел в тюрьмах 27 лет, где и написал свои сочинения, среди которых знаменитое произведение «Город Солнца».

Вера в могущество науки привела Кампанеллу к выводу, что путем строгой регламентации жизни и быта граждан можно решить все проблемы социальной справедливости. Таким образом, он пропагандирует казарменно-монастырский коммунизм.

Кампанелла в своей утопии создал фантастический Город Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости. В этом городе отсутствует частная собственность, все граждане участвуют в производительном труде. Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами. Труд соляриев совмещается с одновременным обучением. Жизнь людей упорядочена до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну, солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают. Женщины принадлежат всем мужчинам, моногамного брака не существует. Ребенка с самого рождения забирают от родителей и воспитывают в специальных школах, где обучают наукам и приучают к правилам коллективной жизни в Городе Солнца.

Во главе общины в Городе Солнца стоит пожизненный, но избираемый верховный правитель-первосвященник - Метафизик (владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями), при нем три соправителя - Мощь, Мудрость и Любовь (первые два руководят соответственно военным делом и науками, а третий - питанием, деторождением и воспитанием детей).

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, имели много сторонников среди желающих изменить мир и в дальнейших периодах истории.

Заключение

Ф.Энгельс назвал философов эпохи Возрождения титанами мысли, а саму эпоху определил как величайший прогрессивный переворот в истории. Главное достижение этой эпохи состоит в развитии богатейшей культуры гуманизма и в исключительно тесном и многостороннем взаимодействии с ней философских идей и учений.

Иерархическому представлению о космосе средневековой схоластики в гуманистической философии противостоит представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал. Природа начинает мыслиться как одушевленное целое, а материя как нечто, внутри себя несущее форму, движение и жизнь. Гуманизм поставил человека в центр внимания как существо, подобное богу, в результате его собственных творческих способностей. Понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека, играет огромную роль в гуманистическом антропоцентризме.

Признается бесконечность Вселенной, природа и человек понимаются как активные сущности. Задача философии в этом плане - не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства. Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства, поэтому центр внимания философии переносился с проблем метафизики на иные, земные интересы.

Неоценимой заслугой философов Возрождения является их поиск, открытие и популяризация забытого античного наследия. Платоновско - неоплатонический этап философии эпохи Возрождения повернул мыслителей - гуманистов к развитию и переосмыслению античных и средневековых философских воззрений.

Другое важнейшее значение морально-этических поисков гуманистов состоял в подчеркивании органической необходимости общества для гармоничного развития человеческой личности. Этические поиски гуманистов - понимание необходимости взаимовыручки, человечности, подчеркивание блага общества как высшей цели человеческих стремлений - отражали во многом республиканские идеалы общества. Это направление философской мысли и этических поисков гуманистов некоторые историки этого периода называют «гражданственным гуманизмом».

Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, она дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой изменение метафизических оснований уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.
Список использованной литературы


1. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения - М., 1980.

2. Советский Энциклопедический словарь. Под ред Прохорова А.М.- М. Советская энциклопедия, 1990.

3. Соколов В.В. «Европейская философия XV-XVII веков» Уч.п.- M. «Высшая школа», 1984.

4. Философия: учебник под ред Зотова А.Ф., Миронова В.В, Разина А.В.- М. Фонд «Мир», 2005, М. Академический проект, 2005.


Скачать файл (208 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации