Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Правовые проблемы земельных реформ в современных условиях - файл 1.docx


Лекции - Правовые проблемы земельных реформ в современных условиях
скачать (31.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx32kb.04.12.2011 18:23скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ТЕМА 1. Предпосылки и правовая концепция реформы 1861 года

После Крымской войны (1853-1856) России показала свое экономическое и политическое бессилие перед другими державами, причина тому внутренне положение дел. Увеличивались крестьянские волнения, активные выступления в печати против крепостничества заставило торопиться с реформой.

Александр 2 замысел реформы изложил так: «Мы желали, давая личную свободу крестьянам и признавая землю собственностью помещиков, не сделать из крестьян людей бездомных и поэтому вредных, как для помещика, так и для государства».

В целом по стране крестьяне получили земли, чем до сих пор имели (землей наделялись только лица мужского пола). Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Земля делилась на: черноземная, нечерноземная и степная. Для каждой категории земли устанавливались свои нормы земельных наделов. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли, они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало чем отличались от прежних его повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышали действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму (в основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы), предоставив крестьянам, таким образом, кредит (были созданы Крестьянский и Дворянский банки). Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6 % на ссуду (равнявшийся дореформенным годовым доходам (оброку) помещика). В основу выкупной операции лег прежний феодальный критерий.

Для того чтобы обеспечить реальность и своевременность выплат были образованы полицейские и фискальные аппараты. Кроме этого, для выколачивания выкупных платежей из крестьян был использован старинный институт – сельская община с ее круговой порукой (об этом поговорим чуть позже).

На практике очень многие помещики добровольно пошли на выкуп. В нечерноземных областях вовсе порывали с земледелием, используя полученный выкуп для промышленных инвестиций. Так же помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или он собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможен был перенос 

крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Общинное землепользование в России - это не коллектив, который имеет одинаковые участки земли, совместно на них работает и поровну делит получаемую прибыль. В истории России русская община – это коллектив, состоящий из самостоятельных, независимых друг от друга крестьянских дворов, каждый из которых самостоятельно обрабатывает свой земельный участок и распоряжается полученным продуктом. Платит за землю и юридически владеет общей площадью земли весь коллектив крестьян. Поэтому, говоря об общинной форме землевладения и землепользования, нужно иметь в виду, что это только форма владения земли, но никак не совместное общее владение производства.

Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти из общины, найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход решал семейные разделы земли.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году (через 20 лет) таких крестьян осталось примерно 15%. Тогда правительством был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение 2 лет. В это срок следовало заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883 году (через 2 года) категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

После выкупа у крестьянина прекращались все обязательные отношения с помещиком, который утрачивал право вотчинного надзора за ними, крестьяне переходили в состояние собственника. Но все-таки и после выкупа земельных наделов крестьяне относились к сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

^ Положительные моменты данной реформы:

Сначала крестьяне временнообязанные, после выкупа становились крестьянами-собственниками, и помещик не имел права вотчинного надзора за крестьянином.

В переходный период от крестьянина временнообязанного до крестьянина-собственника - крестьяне освободились от личной зависимости, отменили натуральные налоги, снизились нормы барщины (30-40 дней в год) и денежный оброк тоже снизился.

^ Основные неблагоприятные последствия реформы:

Наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными.

Платежи (по сравнению со старым оброком) возросли.

Община фактически потеряла права на пользование лесам, лугами и водоемами.

Крестьяне оставались обособленным сословием.



Итог

Основной задачей реформы было сохранение существующего аграрного строя и обеспечение исправного поступления налогов от крестьянства. «Крестьяне-собственники» оказались в кабальной зависимости от общины, на которую государством возлагалась ответственность за выплату налогов и выкупных платежей с помощью механизма «круговой поруки». Был установлен непосредственный государственный контроль над общинно, и появлялась возможность практически неограниченно повышать в дальнейшем взыскиваемые с крестьян налоговые платежи. Отмена крепостного права привела сельское хозяйство России не к свободному предпринимательству, а к общинной форме зависимости крестьян. Однако, это плохо отразилось на состоянии сельскохозяйственной экономики России. Она с трудом удовлетворяла свои потребности в продовольствии, сами крестьяне страдали от голода. В целом реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.

^ ТЕМА 2. Предпосылки и правовая концепция реформы 1906 года.

В последующие десятилетия царское правительство не пыталось развить и улучшить отношение к производству и сбыту к сельскохозяйственной продукции и поднять уровень благосостояния населения, следственно не было никаких изменений в сфере земельного законодательства. Необходимо было исправить недоработки отмены крепостного права. В этих условиях единственным решением могло быть только новое наделение крестьян землей.

В августе 1906 года правительство (во главе тогда был П.А. Столыпин) издало Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования», подготавливающий аграрную реформу. Такое «наделение» землей поставило землепользователей в тяжелую зависимость. Крестьянин был вынужден вновь обрабатывать помещичью землю уже в качестве арендатора или наемного рабочего. Между помещиком и крестьянином вновь установились зависимые отношения.

Также принимаются Указы «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и «Об облегчении задачи с Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян», таким образом, к выкупные платежи были уменьшены вдвое, с января 1907 года их уплата прекращалась вовсе. Крестьянский поземельный банк устанавливал более льготные условия для получения ссуд малоземельными крестьянами.

Следующим «положительным» для крестьян был Столыпинский Указ, принятый 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования», который провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время. За домохозяином оставались все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. 

Общинные угодья оставались в пользу выделившихся крестьян. Заявление о выделе через старосту доводилось до сельского общества, которое простым большинством голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведение выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации.

Царское правительство принимало меры к сохранению крупного частного землевладения. Оно установило особый режим для земель, которыми владели наиболее знатные и богатые помещики. Законодательство ограничивало передачу в другие руки или дробление этих земель Правительство в принудительном порядке заставляет отчуждаться от земли малоземельных в пользу многоземельных. Этот вопрос стал наиболее остро. Это привело к разрушению общины и образованию кулаков. Столыпин считал, что сельская община тормозит развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ от 09.11.1906 г., подготовленный Столыпиным. Это было главным минусом данной реформы - Столыпин не понимал, что насильственно общину ломать нельзя, это разрушит многовековой уклад жизни и приведет к резкому расслоению общества. Если разрушить общину, не предоставив ей серьезной альтернативы, результатом будет революция.

Также важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел ослабить земельную нуду в Центральной России, Прибалтике. Было организовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило его результаты.

Положительные моменты Столыпиской реформы:

  1. Разверстание земельных угодий и выделы крестьян способствовали пробуждению хозяйственной инициативы у наиболее энергичной их части.

  2. Окончательная ликвидация сословно-правовых ограничений.

  3. Установление индивидуальной системы землепользования при введении института личной собственности способствовали привлечение крестьян к более рациональным формам хозяйствования и новым (кооперативным) формам организации производства.

ИТОГ:

Крестьяне, вернувшиеся с русско-японской войны 1904-1905 гг., не успев поднять хозяйство, получили требование продать участки, которые в конце концов были вынуждены продать и отправиться в неизвестность. Большая часть из них осела в городах, пополнив ряды пролетариев. Эта масса обездоленного, выброшенного из традиционной сельской среды, прошедшего закалку русско-японской и первой мировой войн и оказался тем 

горючим материалом, который взорвался в 1917 году, уничтожив государство.

^ ТЕМА 3. Земельные правоотношения в досоветский период (1917-1919 года).

Обнищание и разорение, вызванное 1-ой Мировой войной, активизировало революционные выступления крестьян против помещиков и кулаков. С начала войны (лето) по февраль 1914 года в России произошло примерно 5 000 забастовок. В связи с ростом массового движения крестьян, которые требовали решение аграрного вопроса, а во многих случаях самочинно захватывали помещичьи земли, а в апреле 1917 года Временное правительство сделало попытку утихомирить крестьян путем создания в стране разветвленной системы земельных комитетов. Их главная задача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по земельному вопросу, который предполагалось предложить на рассмотрение Учредительного собрания. Создав видимость заботы о крестьянах, буржуазия и помещики надеялись их успокоить, отвлечь от самочинных действий.

В компетенции Главного земельного комитета относились: обобществление данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. Функции губернских и уездных комитетов - подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы; ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением; разрешение споров о владении. Однако в отношении низового, самого массового звена – волостных земельных комитетов – буржуазия и помещики просчитались. Они оказались в большинстве крестьянскими. Большевики поддерживали эти комитеты, которые возглавляли борьбу крестьян за землю.

В сентябре 1917 года были также созданы земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах.

В феврале 1919 года ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) издал ^ Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов. Создавались совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие.

Другим важнейшим законом стал Декрет о земле, с включенным в него Крестьянским наказом, который объявлял землю всенародным достоянием и соответственно упраздняли частную собственность на нее. Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Фактически это означало национализацию земли.

Положительные моменты национализации:



Национализация земли открывала широкие перспективы хозяйственных преобразований. Она облегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла ее обороноспособность.

Негативные моменты:

Со временем в психологии пользователей земли сложилось отношение к ней как вещи ничейной, с которой поэтому можно обращаться безжалостно, и бесхозяйственно. Следственно, в дальнейшем это приводит к большим потерям земельных угодий. Большевики думали, что крестьяне, отобрав землю у помещиков, не будут ее делить, используя помещичий инвентарь и иные способы производства, создадут некие предприятия, подобные тем, какие будут и в городах, когда рабочие заберут заводы и фабрики у капиталистов. Однако уже через непродолжительное время стало ясно, что такая перспектива не устраивает крестьян. Они веками мечтали о своем клочке земли и увеличить его за счет раздела помещичьих имений, не поддержали бы Советскую власть, если бы она не пошла им навстречу. Поэтому большевики в ленинском декрете о земле по существу воспроизвели эсеровскую программу, учитывая, что она обеспечивала поддержку революции многомиллионными массами крестьянства.

В то время в правительстве были партии: ^ Кадеты (Партия народной свободы), Эсеры, Большевики, Меньшевики (социал-демократы). Каждые предлагали свои программные положения по аграрному вопросу.

Итог:

Но, тем не менее, после предоставления достаточного земельного участка в 1918 году и невмешательства государства хозяйственную деятельность начался подъем производства.

^ ТЕМА 4. Земельный кодекс РСФСР 1922 года.

Крестьяне, получив во владение землю, не могли пользоваться результатами своего труда. В 1921 году военный коммунизм был отменен как неудавшееся направление построения социализма. Наступил период НЭПа. Важнейшим документом при переходе от военного коммунизма к НЭПу стал Земельный кодекс 1921 года.

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 года и введен в действие с декабря того же года. Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 года, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

С принятием Земельного кодекса действие всех предшествующих ему законов отменяется. Кодекс «навсегда отменил право частной собственности на землю», недра, леса, воды в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения составляют единый государственный земельный фон, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся непосредственном распоряжении Наркомзема. Покупка, продажа, дарение, завещание, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным 

наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. При этом допускалась только трудовая аренда: «никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства».

Земельный кодекс: 1. О праве на землю трудового пользования

2. О трудовой аренде

3. О праве на пользование землей для ведения сельского хозяйства; имеют все граждане РСФСР, желающие обрабатывать ее своим трудом.

Земельный кодекс регламентировал порядок организации и работы органов управления земельным обществом, правовое положение крестьянского двора.

Смысл Земельного кодекса:

  1. Государственная земля предоставлялась в бессрочное трудовое землепользование основным землепользователям – обществу и дворам.

  2. Землепользователи сами распределяли землю, кооперировали труд и реализовывали продукцию (они самостоятельны в ведении хозяйства, но только после уплаты налога с земли государству).

Принципы Земельного кодекса:

Земельный кодекс закреплял положения, устанавливающие рыночные отношения и отношения обмена, отмену бесплатного землепользования, но самое главное, они были ориентированы на свободное и самостоятельно хозяйствующее единоличное рудовое хозяйство, на развитие его инициативы и образование единой системы сельского хозяйства и рынка путем кооперации.

ИТОГ:

Земельный кодекс существенно изменил земельную политику, привел ее в соответствие с новыми задачами хозяйственного строительства в деревне.

^ ТЕМА 5. Земельный передел 20 – 30 годов. Коллективизация. Раскулачивание.

В апреле 1929 г. на 16 партийной конференции принято решение о повышении темпов коллективизации и уже в июне 1929 г. началась массовая коллективизация. Центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) получил дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные активисты и работники ГПУ.

К осени 1929 г. заготовительная кампания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены и специальной комиссией Наркомзема разработала график коллективизации, согласно которому к концу 1933 года коллективизация должна была существовать по всей стране.

Запрещалось принимать в колхоз кулаков. В состав кулачества включались три категории крестьян:

  1. 

  2. «кулаки», занимающиеся «контрреволюционной деятельностью»;

  3. «кулаки», не оказывающие активного сопротивления власти;

  4. «кулачество», признанное лояльным по отношению к власти.

Представители 1 и 2-ой категории подвергались аресту и выселке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. «Кулаки» 3-ей категории переселялись (в пределах областей, где они проживали) на необработанные земли.

Основные нормативно-правовые акты того времени

  1. Март 1931 года 6 Съезд Советов Союза ССр принял постановления «О совхозном строительстве», «О колхозном строительстве».

  2. 5 января 1930 года «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», закрепило политику ликвидации кулаков как класса.

  3. 1 февраля 1930 года «О мерах по укреплению социального переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Отменило аренду земли и применение наемного труда в единоличных хозяйствах.

  4. 3 сентября 1932 год постановление ЦИКа «О создании устойчивого землепользования колхозов», где указывалось, что за каждым колхозом закрепляются земли, находящиеся в его трудовом пользовании, в существующих границах и о запрещении переделов.

ИТОГ:

Государству стало необходимым кардинальным образом изменить ситуацию во всем сельском хозяйстве. Для этого необходимо было изменить статус и каждого крестьянского двора. В планах властей было сделать сельское хозяйство государственной организацией, а самостоятельного крестьянина – государственным работником. Такая попытка была предпринята

1919 год – но военная сила власти слаба (крестьяне сократили площади посевных полей и восстали).

НЭП – крестьянин получил землю и самостоятельность, а государство стола укреплять политическую и военную мощь. Когда государство набрало необходимую мощь

к 1927 году началась коллективизация.

Коллективизация не могла быть не насильственной, т.к. независимого крестьянина предстояло сделать по сути дела, крепостным. Поэтому закрепленные акты периода 1926-1937 гг. носят властный, административный характер и содержат нормы уголовного права (за покушение на общественную собственность человек объявлялся 1. «врагом народа»; 2. расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не менее 10 лет с 

конфискацией всего имущества; 3. на преступников не действовала амнистия)

Государству коллективизация выгодна:

- колхозы производят сельхозпродукцию на государственной земле

- продукцию сдают государству согласно намеченному плану.

Колхозникам невыгодна:

- получают мизерную зарплату за отработанные трудодни продуктами.

На Украине и в Поволжье голод.=> из свободного земледельца он стал колхозником - государственным служащим, но не оставалось выбора либо стать колхозником (государственным служащим), либо получить уголовное наказание, кроме этого началось массовое раскулачивание.

^ ТЕМА 6. Земельная реформа 90-х годов 20 века.

Земельная реформа, начатая в России в 1990 году, имела следующие цели:

  • Осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения, землепользования;

  • Обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель;

  • Создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования;

  • Создание механического механизма регулирование земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;

  • Прекращение процесса деградации земли и других, связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

Наконец-то, государство отказалось от монопольной собственности на земли, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок. Многие нормативные акты противоречили друг другу.

В конце 1990 года Верховный Совет РСФСР принял законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; «О земельной реформе». Этими законами было установлено, что член колхоза (работник совхоза) мог свободно выйти из его состава и создать свое крестьянское хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации предприятия, кроме того, также закон определил права собственников земельных долей. Так в России была провозглашена частная собственность на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства (это земли фермеров, садоводов, под ЛПХ, ИЖС). Но был введен мораторий на куплю-продажу земли от 5 до 10 лет. Другим категориям граждан и юридических лиц право частной собственности на землю предоставлено не было.

В конце 1991 года, как и во многих государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата, цена земли в случае ее купли-продажи.



В период с 1992 по 1993 года было принято более 50 основных нормативных документов для реализации земельной реформы.

Важным шагом в правовом регулировании земельных отношений являлся Указ Президента РФ от 27.10.1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», который впервые отнес землю к объектам недвижимости. Указом были отменены большинство ограничений на отчуждение земли, расширен перечень сделок с земельными долями.

Принятие новой Конституции РФ 12.12.1993 г. расширило главный спорный вопрос в сфере земельных правоотношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю.

Затем наиболее значимым документом явилось Постановление Правительства РФ ОТ 03.11.1994 г. «О порядке определения нормативной цены земли», установившее нормативную цену земли, равную 200-кратной ставке земельного налога на единицу площади земельного участка.
С января 1995 года была введена ч.1 Гражданского кодекса РФ, который определил, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

1997 год ознаменовался важным для развития земельных отношений в РФ событием: принятием в июле ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (вступил в силу в феврале 1998 г.). Этот закон определил основные принципы и порядок регистрации прав на недвижимость и формирования единой системы регистрации, исключив из этой системы органы Госкомзема России.


Скачать файл (31.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации