Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по ОЭТ - файл 1.doc


Билеты по ОЭТ
скачать (657.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc658kb.04.12.2011 19:00скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Экзамен: Экономическая теория

Ауд. 313 10:00

Преподаватель: Тамара Ивановна Васильева
1. Основные этапы развития экономической науки и ее виднейшие представители.

I. Экономия. Имя дал Аристотель. В Греции господствовало натуральное хозяйство. Э. содержала сведения о том, как надо вести хозяйство. Экономия была антагонистом хрематистики - искусства делать деньги с помощью ростовщичества.

II. Политическая экономия

В 1615 году Антуан де Монкретьен написал "Трактат политической экономии. Советы королю и королеве, как управлять государством", в котором дал название политической экономии.

  • меркантилизм: от итальянского "торговец, купец". М. возник в Европе в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля. Основу богатства видели не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (золота и серебра). Источником такого накопления должен был стать доход, возникающий при торговом обмене. Такое богатство возрастает только при внешней торговле. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса государство должно проводить политику протекционизма.

  • классическая буржуазная политэкономия: она открыла реальный источник богатства общества - процесс производства, впервые стала исследовать хоз. деятельность как систему, охватывающую производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. К.б.п. не ограничилась описанием экономических явлений и перешла к выявлению их сущности и законов распределения. По их мнению, богатство нации создается в производстве, производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства.

  • физиократы - французская школа политэкономии. Основатель - Франсуа Кене. Сельское хозяйство является единственной отраслью производства, где естественным путем возникает тот дополнительный "чистый продукт", за счет которого увеличивается богатство страны.

  • английская школа политической экономии - родоначальники: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Петти впервые высказал мысль о труде как основном источнике богатства ("природа - мать, труд - отец богатства"). Адам Смит в своем основном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" признал основой экономики господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность. По Смиту, все экономические процессы направляются «невидимой рукой» (стихийным действием естественных законов). Английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех других отраслях материального производства. Они показали, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящий товары. Смит и Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики.

  • марксистская политэкономия Карл Маркс(1818-1883) в "Капитале" во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости. Попытался показать, что историческое развитие не завершается капитализмом и условия появления новой формации развиваются в недрах капитализма. Имя следующей формации - коммунистическая. Основные черты:

Низшая база - социализм: господство общенародной (государственной) собственности на решающие средства производства, планомерное развитие экономики, распределение по принципу "от каждого по способностям - каждому по труду", труд при социализме становится не первой жизненной потребностью, а первой жизненной необходимостью, происходит культурная революция, решение национального вопроса. Высшая фаза - коммунизм: абсолютное господство одной общенародной собственности, планомерное развитие усиливается, распределение по принципу "от каждого по способностям - каждому по потребностям", труд станет первой жизненной потребностью по двум причинам: а) люди будут понимать, что для получения по потребностям необходимо трудиться; б) труд настолько творческий, механизированный и интересный, что будет приносить только наслаждение.

Маркс считал, что социалистическая революция победит одновременно во всех развитых странах. Создал учение о двойственном характере труда и тем самым указал источник капиталистической прибыли; создал теорию прибавочной стоимости. Необходимо учитывать, что принцип "от каждого по способностям - каждому по труду" изначально предполагает неравенство, но равенство заложено в применении ко всем одинакового принципа.

Ленин (1870 - 1924): начал создавать теорию развития капитализма в России. 1893 - "Развитие капитализма в России": создал другую теорию социалистической революции (в связи с изменившимися условиями считал, что стал действовать закон неравномерности экономического и политического развития стран, следовательно, предпосылки социалистической революции не могут возникнуть во всех капиталистических странах одновременно). Скорее всего, революция сначала произойдет в одной отдельно взятой стране, причем возможно не самой развитой, а в той, где экономические, политические и социальные противоречия достигнут своего пика, а затем постепенно отдельные страны будут "отказываться" от капиталистического мира и будут присоединяться к этой стране. 1916 - "Соединенные штаты Европы": создал достаточно подробную теорию перехода от капитализма к социализму, ядром которого является НЭП, то есть использование товарно-денежных отношений. Сформулировал пять основных принципов империализма как высшей стадии капитализма.

III. Экономикс

термин введен Альфредом Маршаллом. 1890 - "Принципы экономикс". Экономикс - это наука об использовании людьми ограниченных или редких ресурсов (земля, капитал, труд, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена с целью потребления. Экономикс делит всю экономическую теорию на два раздела: микроэкономика (функционирование фирмы, корпорации, предприятия) и макроэкономика (законы функционирования национальной экономики в целом). Экономикс использует не причинно-следственный, а функциональный подход (т.е. фактически исследует горизонтальные связи между предметами)

  1. Неоклассическое направление

  • монетаризм: Милтон Фридмен. Решающим фактором в развитии экономики является денежная система и прежде всего - денежная масса (количество денег в обращении)

  • экономика предложения: если снизить налоги, экономика не будет уходить в тень, прекратится бегство капитала за границу, люди будут стремиться заработать как можно больше  увеличатся поступления в бюджет

  • теория общественного выбора: изучает способы и методы, которые используют люди для извлечения выгоды, работая на госучреждение

  • теория рациональных ожиданий: согласно этой теории, все хозяйствующие агенты очень быстро используют всю доступную информацию для решения своих денежных интересов и быстро приспосабливаются в рынку

  • институционализм: исследует кругооборот общественного продукта внутри и посредством социальных институтов

  1. кейнсианское направление (Джон Кейнс (1883-1946)). Современное развитие невозможно без вмешательства государства в экономику посредством государственных заказов, налоговой и финансовой политики, создания новых рабочих мест. Кейнс впервые поделил экономику на макро- и микро-. Его теория была применена на практике президентом Рузвельтом и легла в основу его «нового курса».

  • неокейнсианство

^ 2. Предмет, методология и специфика экономической науки.

I. Экономика возникла раньше, чем экономическая теория. Люди вели хозяйство. Сначала знания об экономике носили эмпирический характер, не представляя научную систему. В странах Древнего Востока, Др. Греции и Рима, средневековой Европе эти знания развивались в рамках философии, социологии и др. наук. Особая роль – у христианства, к-ое возникло в I в. н. э. В нем нашел свое выражение новый взгляд на хоз. деят-ть, справедл. цену, собств-ть, богатство, бедность.

Впервые термин «эк-ка» введен в научн. оборот Аристотелем. «Ойкос» - дом, хоз-во, «номос» - учение.

Предмет эк-ой теории (ПЭТ) как самост. науки стал складываться позже – в 16-17 вв., когда зародилась полит. эк-я. Термин этот введен с выходом в свет книги меркантилиста Монкретьена «Трактат политической экономии». От «политейя», т. е. гос. устройство. Хоз-во в гос-ве в целом. Наука, изучающая законы хозяйствования в рамках гос-ва.

В процессе формирования капитализма представление об эк. теории (полит. экономии) трансформировалось в учениях меркантилистов, физиократов, основоположников классич. полит. экономии (Петти, Смит, Риккардо), соц-ов-утопистов, марксистов, маржиналистов, представителей главн. направлений современн. эк-кой мысли. Ученые имеют различные понятия о ПЭТ. 7 основн. представителей:

^ 1. Сначала полит. эк-ия трактовалась как учение о богатстве. Главный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В дальнейшем так думали и др. ученые, e. g., основатель Кембриджск. школы эк. теории Маршалл. Недостаточность данного понятия о ПЭТ состоит в известной неисторичности самого понятия «б-во». Оно не выражает конкретн. эк. усл-я, свидетельствует (Чернышевский) о кол-ве, а не о кач-ве. При этом в сферу эк-кой деят-ти не включ-ся «нематериальн. произ-во» в форме духовн. деят-ти, услуг.

^ 2. Представители классич. школы (Рошер, Гильдебранд, Книс, Бюхнер): эк. теория – наука о «народном или общественном хоз-ве», должна преимущественно заниматься описанием истор-ких форм нар. и общ. хоз-ва. Богданов и Степанов считали, что такое определение не точно и не научно.

^ 3. Маркс и Энгельс считали, что в ПЭТ входят производственные (эк-кие) отношения людей, рассматриваемые в связи с развитием производительных сил и надстройки. Наука изучает эк. законы и категории произв-ва, распределения, обмена и потребления благ в различн. сменяющих др. друга соц.-эк-ких системах. Энгельс подчеркивал, что она исследует прежде всего особые законы каждой отдельн. ступени разв-я пр-ва и обмена. Данный подход не отвечает в должной мере потребностям изучения общих проблем эк. разв-я общества. Ведь человеческ. цив-я – это целостная система, развивающаяся на основе эк. законов, общих для всех ступеней и фаз общ. прогресса. Переход от одной соц.-эк. системе к другой есть единый историч. процесс поступательного разв-я общ-ва. Наши сторонники: Плеханов (выделил собственно пр. отн-я и производственно-экономические), Желязнов.

4. Представители австрийск. психологич. школы маржинализма (Менгер, Бём-Баверк, Визер, Джевонс). ПЭТ – отношение людей к вещам, субъективн. оценки их предельн. полезности, психологич. состояние и мотивация субъектов рынка.

5. Есть такое определение: ПЭТ – «набор ср-в и инстр-ов» для проведения антикризисных мер и стабилизации рыночн. эк-ки, обеспечения ее устойчивого эк. роста. Кейнс старший отмечал, что ЭТ м. б. одновременно положит-ной наукой, собранием нормативных положений, или их комбинаций, или искусством,. Мало отлич-ся от опр-я экономич. политики.

6. Совокупность знаний, которые позволяют дать обоснованный ответ на триединый вопрос «что», «как», «для кого» произв-ть продукты и в каком количестве, с пом-ю какой техники и технологии, как они распределяются м/у потребителями. Связано с «ограниченностью» ресурсов. Фишер, Дорнбуш, Шмалензи. Мальтус (1766-1834).

7. Сторонники технологич. концепций разв-я общ-ва рассматривают эк. отн-я и законы лишь как простое отражение НТР, кот-я способна в процессе «конвергенции» преодолеть старую эк-ку и создать новую. Гэлбрейт.

Структура эк-ки включает её функ-ние на разн. уровнях: микро-, мезо- (отраслей, подсистем), макро-, метаэкономики (мировой в целом).

Самуэльсон дал комплексное определение ПЭТ.
ЭТ есть наука:

  1. О видах деят-ти, связанных с обменом и денежн. сделками м/у людьми.

  2. Об использ-нии людьми редких/ограниченных производит-ных ресурсов (земля, труд, машины) для пр-ва различн. товаров (пшеница, пальто, говядина, концерты, дороги и яхты) и распределения их м/у членами общества в целях потребления.

  3. О повседневн. деловой жизнедеят-ти людей, извлечения ими ср-в и их использовании.

  4. О том, как челов-во справляется со своими задачами в области потребл-я и пр-ва.

  5. О богатстве.

  6. О том, какие из редких производ-ных ресурсов люди избирают для пр-ва различн. товаров и их будущего распред-я.

Являясь фундаментальн. наукой, ЭТ становится методологич. основой целого комплекса эк. наук (отраслевых, межотраслевых, функциональн., информац., аналитич.).

Еще Менгер писал, что ЭТ не охватывает все эк. проблемы.

Вывод: ЭТ – наука, изуч-ая эк. отн-я и законы в пр-ве, распределении, обмене и потреблении материальн. благ и услуг, хоз. деят-ть людей в целях все более полного удовлетворения их потребностей при огранич. ресурсах. Главной сферой деят-ти людей явл-ся общ-ое пр-во: произв-ые силы и отн-я, имеющие сложный состав (см. рис. 2 на стр. 13 в И&В). Производит-ные силы общ-ва – совокуп-ть ср. пр-ва и людей, к-ые их используют, обладая способностью к труду. Ср-ва пр-ва включают ср-ва (естественные условия труда и техники, и общие усл-я пр-ва) и предметы труда (ест. предметы труда и сырье, к-ое подвергнут обработке.

Производств. отн-я людей: 1) соц.-эк-кие, связанные с формами и отн-ями собственности; 2) организационно-эк-кие, выражающие общественные комбинации произв-го процесса. Результатом пр-ва явл-ся общ. продукт – ср-ва пр-ва или предметы потребл-я. Люди не могут перестать производить, как и потреблять. Непрерывное возобновление и повторение процесса пр-ва – воспроизводство (сейчас – расширенное, при нем происходит эк. рост, предполагающий качественное улучшение факторов пр-ва и труда). ЭТ изучает не только эк. строй пр-ва, но и его фазы: распределение, обмен, потребление. ЭТ изучает объективные законы. Они выражают сущность эк. явлений, их устойчивые причинно-следственные связи. Эк. законы имеют историч. характер.

  1. Всеобщие эк-кие законы (закон экономии времени, возрастания потребностей, разделения общ. труда, роста производит-ти труда);

  2. Общие эк. законы, действующие в нескольких соц-эк. системах ( з. стоимости, товарно-денежного обращения);

  3. Специфические эк. законы, д-ие в рамках одной соц.-эк. системы (з. распределения при рабстве, прибавочной стоимости при кап-зме).

Чтобы познать и эффективно использовать эк. законы, необходимо выработать научн. методологию ЭТ.
II. Два подхода к эк-ке: технико-экономический (изучение эффективн. использования природн. ресурсов) и социально-экономический (изуч. отн-я людей, диктуемые отн-ями собственностями). Научная методология – совокупность методов познания, применяемых в области хозяйства, явл-ий эк. жизни общ-ва. Метод научной абстракции (отвлечения) – отвлекаясь от второстепенн. сторон эк. явл-ий и процессов, ученые логически выделяют из них те, к-ые повторяются, выражают причинно-следств. связи, т. е. могут быть отнесены к объективн. эк. категориям и законам. Еще методы в сочетание с логическим: анализ и синтез (двуединый подход: расчленении в ходе анализа процессов на составные части и их синтез в единый эк. комплекс), индукция и дедукция (от частного к общему и наоборот), исторический и логический методы (дополняют друг друга), экономико-математическое моделирование (позволяет выявить количествен. определенность эк. процессов и явл-ий, их переход в новое кач-во; нельзя абсолютизировать эти модели, они вспомогательное средство; эк. эксперимент (искусственное воспроизв-е эк. явл-ий и процессов, чтобы делать предложения для практики (Рузвельт, Эрхард, Тейлор, Форд)) и т. д. Математические и статистические методы приобретают большое значение, т. к. эк-ким процессам и явлениям присущи и количественные хар-ки.
^ 3. Процесс производства и его факторы.
Короче: производство – соединение факторов производства. Два классификации: первая – земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность; вторая, марксистская классовая – личный и вещественный фактор.
В условиях современного общества ни один человек не может потреблять только то, что он сам производит. Каждый индивид выступает на рынке в двух ролях: как потребитель и как производитель. В одной роли каждый из нас выступает, когда в свободное от работы время идет в соседний магазин, чтобы приобрести необходимые для своей семьи продукты питания, одежду, обувь. С другой стороны, человек не смог бы произвести все эти покупки, если в свое рабочее время не производил бы какие-либо блага, необходимые для потребления других людей. Для наиболее полного удовлетворения своих потребностей люди вынуждены обмениваться тем, что они производят. Без постоянного производства благ не было бы потребления.

Процесс производства материальных благ и услуг предполагает совокупность некоторых факторов, которые непосредственно воздействуют на экономический рост Эти факторы предложения делятся на:

Землю– естественное средство производства, предоставляет для производства ресурсы и сферу действия

Труд– затрата человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал повышают эффективность, но заодно повышают и зарплату.

Капитал– производственные фонды. Играет решающую роль в повышении экономической эффективности производства. Капитал может выступать в денежной и вещественной форме. В денежной форме он является средствами, используя которые предприниматель закупает сырье, оборудование и другие необходимые компоненты производственного процесса. В вещественной форме капитал - это средства производства, которые принадлежат предпринимателю или фирме и могут быть использованы для организации производства благ.

Предпринимательскую деятельность– соответственно деятельность предпринимателей, которые на свой страх и риск и деньги занялись производством. Это особый вид человеческого капитала.
Есть марксистская классификация факторов производства:

Личный фактор – рабочая сила

Вещественный фактор – совокупность средств производства, связанная с особой техникой и организацией производства.

Эта классификация умаляет роль предпринимателей и земли, объединяя их в более абстрактные категории с трудом рабочих и техники. Для неё больше характерен классовый подход, тогда как для современной науки – общеисторический.
Помимо факторов, которые непосредственно воздействуют на экономический рост, есть те, которые влияют на него косвенно.

Спрос, предложение, цена

Распределение факторов производства

Вторичный, производственный спрос, т.е. когда фирма закупает факторы производства (рабочую силу, технику, ресурсы).

Таким образом, производство представляет собой процесс соединения таких факторов как капитал, труд, земля и предпринимательство с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям.
^ 4. Отношения собственности и их формы.
Социально-экономические отношения складываются на основе собственности. Собственность – это исторически обусловленная форма присвоения материальных благ и в первую очередь средств производства, это отношения между людьми по поводу присвоения вещественных элементов производства (средств производства и готового продукта). Собственность развивается в разных исторических условиях различно. Многогранная взаимосвязь производственных, экономических отношений собственности наиболее полно определяет социально – экономический характер собственности.

Экономические отношения собственности можно представить в виде развернутой формулы: собственник (субъект) - имущество - иные субъекты (несобственники или временные владельцы имущества).

Историческое развитие форм собственности на средства производства отражаются следующей схемой:

+кооперативно-колхозная (нет наемного труда)

+феодальная капиталистическая

+рабовладельческий строй

+коллективные (товарищества, кооперативы)

+государственная

Формы собственности

^ Частная собственность предполагает присвоение отдельными лицами (физическими или юридическими) вещественных факторов и результатов производства.

Частная трудовая собственность возникает при производстве своим трудом и может быть только у физических лиц. Обеспечивает воспроизводственный процесс.

^ Частная нетрудовая собственность означает использование наемного труда. Создает имущественное неравенство. Работники находятся в экономической зависимости от собственника.

Ведущая форма собственности в мире – корпоративная (вид частной). Ибо 2,7 млн корпораций составляют 18% от общего числа предприятий, но имеют при этом 87% от общего числа получаемых доходов.

Общественная собственность принадлежит обществу/государству/коллективу.

Общественная форма собственности характерна для первобытных и социалистических обществ.

Публичная собственность – собственность религиозных и прочих некоммерческих организаций (правозащитная организация владеет офисом, но это не частная собственность).

Личная собственность – собственность на предметы потребления, не приносящие дохода (собственность на зубную щетку etc).
Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:

  • присвоение факторов и результатов производства (такая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим). Присвоение невозможно без производства, поскольку любое производство материальных благ есть присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения своих потребностей. Противоположное отношение - отчуждение

  • если собственник средств производства дает другим предприимчивым людям возможность употреблять свое имущество в хозяйственных целях на определенных условиях, возникают отношения хозяйственного использования имущества. В таком случае предприниматель получает реальную возможность временно владеть и пользоваться объектом чужой собственности. Пример: аренда (договор о предоставлении имущества какого-либо человека во временное пользование другому лицу за определенную плату).

  • отношения экономической реализации собственности возникают, если приносит доход своему владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению труда и средств производства (например, арендная плата).


^ Юридический аспект собственности выражает имущественные отношения между людьми, обусловленные законом.

Право владения возникает при купле/наследовании/дарении/создании материального блага и должно быть закреплено документально.

^ Право пользования отражает форму хозяйственного использования собственности.

Право распоряжения – решения по поводу судьбы собственности.

Права владения и распоряжения принадлежат только собственнику, а право пользования можно передавать.

^ Экономический аспект собственности – реальное социально-классовое положение лиц, различающееся в зависимости от способа присвоения, условий и результатов труда.

Присвоение собственности одними лицами подразумевает автоматическое ее отчуждение от других лиц.

^ Форма хозяйственного использования совпадает с правом пользования. При передаче этого права допускается использование только по назначению без права перепрофилирования (то есть арендовав булочную (получив только право пользования), вы не можете переделать ее в казино).

^ Экономическая реализация – форма получения дохода от собственности.

Субъекты собственности:

- физическое лицо (я, ты, он, она)

- юридическое лицо (например, частная фирма. Или государство).

^ Объекты собственности:

- недвижимое имущество (земля, залежи полезных ископаемых, здания)

- движимое имущество (средства производства, предметы потребления, деньги).

^ 5. Роль государственной собственности в мировой экономике.
Да здравствуют примеры!

Гос.собственность – это одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти федерации и ее субъектов, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

Гос-ва стремятся к государственной собственности, потому что эта форма обеспечивает контроль, дает возможность регулировать. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Гос.собств. в РФ яввляется имущество, принадлежащее на праве собственности РФ(федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее субъектам федерации. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной и общественной собственности, являются собственностью гос-ва.
В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.

В Великобритании ей соответствует " имущество короны " К публичной собственности относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.

В Испании государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом .

Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:

  • дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,

  • реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;

  • ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.

В США государственная собственность возникла и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в государственном бюджете и их использования для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.

В собственности государства находится: земля, почтовая служба, ирригационные сооружения, дороги, порты, электростанции, научные и исследовательские центры. Стоимость государственных активов составляет в настоящее время более 30% национального богатства страны, федеральное правительство - крупнейший страховой агент.

Функции: способность осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического раз­вития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в ко­нечном счете на человека.

^ 6. Разгосударствление и приватизация. Опыт зарубежных стран и России.
Разгосударствление
– совокупность мер, устраняющих монопольное право государства на управление экономикой. Приватизация – одна из форм разгосударствления. Приватизация - это процесс передачи государственной собственности в частные руки. Обратный процесс называется национализацей или муниципализацей. Приватизирована может быть любая госсобственность, произойти это может на разных условиях – бесплатная передача собственности, выкуп на льготных условиях, аукцион и т.д.

Успешный опыт приватизации – в Великобритании. При Тэтчер в течение 10 лет приватизировали 12 крупных промышленных предприятий – то есть приватизировать надо обдуманно и без спешки.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в ^ Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:

1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий

2) введение чековой (или купонной) системы

3) низкая доходность приватизации

4) аукционная продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики.

^ Приватизация в России — это передача активов бывшего СССР в частное владение. Проходила с начала 1990-х годов (после распада СССР). В результате приватизации значительная часть имущества перешла в собственность отдельных людей (олигархов).

^ Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация. Ваучерная приватизация была противоречива, так как ее лозунги (создание эффективного собственника, повышение эффективности предприятий, создание социально ориентированной рыночной экономики) расходились с практикой. Участники приватизации не обладали равными правами. Так, работникам предприятий предоставлялись льготы при приобретении акций этих предприятий, граждане же, не занятые в производстве (медицинские работники, ученые, учителя) такими льготами не обладали. Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. Реальная стоимость ваучера оказалась равной цене двух бутылок водки. Такой порядок приватизации оказался выгоден так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Директора стали владельцами своих предприятий, так как они имели возможность скупить контрольные пакеты акций. Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала. Хотя предполагалось, что в результате ваучерной приватизации в России образуется средний класс, ее итогом стало значительное расслоение общества. Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые в последствии начали использоваться как деньги. Земли в последствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.

^ Залоговые аукционы проводились в 1995 г. с целью пополнения государственного бюджета. В результате этих аукционов государственная собственность была передана в руки олигархов по беспрецедентно низкой цене. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин. Инициативу поддержал Чубайс. Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох. На продажу были выставлены самые доходные компании. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Это произошло потому, что многие потенциальные покупатели к ним не были допущены. Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства. В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович).

В 1998 в России число частных предприятий составило 73,2%. Важнейшее место заняли акционерные общества и товарищества. Слабо развивается малый бизнес.
Шпора

Разгосуд. – совокупность мер, устраняющих монопольное право гос-ва на управление экономикой. Приват. – одна из форм разгосуд. Приват. - процесс передачи гос. собств-ти в частные руки. Обратный процесс - национализацей или муниципализацей. Приватизирована может быть любая госсоб-ть, произойти это может на разных условиях – бесплатная передача соб-ти, выкуп на льготных условиях, аукцион и т.д.//Успешный опыт приват.– в Великобритании. При Тэтчер в течение 10 лет приват. 12 крупных промышленных предприятий.Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России: исп-е в кач-ве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования гос. предприятий, введение чековой (или купонной) системы, низкая доходность приватизации, аукционная продажа малых объектов. Приват. в развитых странах: многообразие форм приват., индивид-ция и низкие темпы приват. процесса, исп. в качестве постоянного элемента гос. регул. экономики.//Приват. в Р. —передача активов бывшего СССР в частное владение. Ваучерная приват. в 1992—1994 гг. Всем давали ваучеры - Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. Реальная стоимость ваучера оказалась равной цене двух бутылок водки. Лозуги расходились с практикой. Участники приват. не обладали равными правами. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Выгодно директорам. Народ ваучеры продавал, они обесценивались. Расслоение общества. Залоговые аукционы в 1995 г: Прав-во планировало получить деньги, приват. часть гос. предприятий. Аукционы - залоговыe, т. к. компании отдавались в залог. Но выкуплены обратно они не были. Заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий, тк многие потенц.покупатели к ним не были допущены. В конкурсе участ. неск. фирм, принадлеж. одному челу. Часто покупались не за собств. деньги, а за взятые в кредит у гос-ва. В результате появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович).

^ 7. Общественное разделение труда как основа развития экономических отношений.
Разделение труда – качественное расчленение трудовой деятельности, которое ведет к обособлению и сосуществованию различных ее видов.

В современных условиях разделение труда принимает следующие виды:

  • Индивидуальная специализация – овладение определенной профессией

  • Разделение труда на предприятии – выделение в трудовом коллективе разных видов работ

  • Обособление созидательной деятельности в масштабах отрасли, вида производства - добыча нефти, автомобилестроение

  • Разделение национального производства на крупные роды (промышленность, с/х)

  • Территориальное разделение труда внутри страны – при специализации производства каких-то продуктов в разных экономических районах

  • Международное разделение труда – специализация отдельных видов стран на определенных видах изделий, которыми эти страны обмениваются.

Специализация и обособление отдельных видов трудовой деятельности служит важным средством повышения производительности труда.
Обществ. разделение труда шло так:

  1. выделение пастушеских племен

  2. отделение ремесла от земледелия

  3. выделение класса купцов

Сегодня общественное разделение труда – это специализация.
Разделение труда увеличивает выработку работников, потому что

  1. специализация работников умножает умелость, предполагает получение ими более совершенных знаний и навыков.

  2. обеспечивается экономия рабочего времени, т.к. сосредотачивая усилия на одной операции, человек перестает переходить от одного занятия к другому.

  3. специализация дает толчок к изобретению и применению машинной техники, что делает производство массовым и высокоэффективным.


Профессионал является тем более квалифицированным и авторитетным работником, чем более узким является поле его деятельности
НО! Узкая специализация ведет к одностороннему развитию профессионала. У него резко ограничивается научный и общественный кругозор.
От степени развития разделения труда в обществе в целом и, в частности, в производстве напрямую зависит состояние экономики, уровень производительности труда и благосостояния нации.
Специализация ведет к тому, что в промышленности увеличивается число самостоятельных отраслей, что означает обособление производства разнородных продуктов и сокращение количества наименований однородной продукции при увеличении масштабов ее изготовления на предприятиях определенной отрасли.

^ Для меня оказалось сложным запомнить это предложение целиком и не перепутать слова местами)
Превращение специализированных заводов в предприятия сборочного типа ведет к созданию широкой сети подетально и технологически специализированных предприятий => расширяются организационно-производственные связи(кооперирование) => непрерывное углубление разделения труда и увеличение масштабов экономического роста. Становится возможным безостановочно осуществлять научно-технический прогресс и повышать эффективность производства.

*Для общего развития, вдруг спросит:

Различаются 3 основных вида специализации производства:

  • Предметная #автомобильные заводы, обувные фабрики

  • Подетальная #заводы шарикоподшипников, строительных деталей

  • Технологическая #литейные, сборочные заводы в машиностроении


Я пользовалась в основном учебником Борисова и кое-что взяла из лекций. Удачи нам!
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (657.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации