Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Агаев В.Т., Понуждаев Э.А., Романченко В.С., Хамалинский И.В. Консультационный курс для подготовки к итоговому гос. экзамену по специальности Менеджмент организации - файл 1.doc


Агаев В.Т., Понуждаев Э.А., Романченко В.С., Хамалинский И.В. Консультационный курс для подготовки к итоговому гос. экзамену по специальности Менеджмент организации
скачать (3582.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3583kb.06.12.2011 11:55скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Международный институт экономики и права





INTERNATIONAL INSTITUTE OF ECONOMICS AND LAW

Кафедра менеджмента и маркетинга


КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ КУРС
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

Москва, 2008

Консультационный курс подготовлен авторским коллективом в составе:
Агаев В.Т., кандидат исторических наук;
Понуждаев Э.А., доктор философских наук, доцент (руководитель коллектива);
^ Романченко В.С., кандидат технических наук, доцент;
Хамалинский И.В., кандидат технических наук, доцент

Консультационный курс для подготовки к итоговому государственному экзамену по специальности «Менеджмент организации» // Авторы-составители: Агаев В.Т., Понуждаев Э.А., Романченко В.С., Хамалинский И.В. – М.: МИЭП, 2008. – 201 с.






№1. Менеджмент в системе современного научного знания.
Принципы и функции менеджмента. Менеджмент в России 6

№2. История развития менеджмента: этапы и научные школы 10

№3. Организация как система: общая модель и основные характеристики 12

№4. Жизненный цикл организации (предприятия): понятие и особенности 13

№5. Внешняя и внутренняя среда организации (предприятия):
характеристика, основные элементы. Роль внешней среды
в деятельности российского предприятия 19

№6. Организационная (корпоративная) культура в системе менеджмента 22

№7. Планирование деятельности организации (предприятия): цели,
виды, задачи, процедуры. «Дерево целей» и принципы его построения 24

№8. Стратегическое планирование: его необходимость и сущность 27

№9. Стратегический анализ деловой среды
и выбор стратегии организации 30

№10. Законы организации: общая характеристика 34

№11. Принципы организации: общая характеристика 35

№12. Организационная структура управления предприятием.
Типы организационных структур 36

№13. Современные тенденции в развитии
организационно-управленческих структур 42

№14. Управление и его эффективность.
Методы измерения и оценки эффективности 45

№15. Управленческое решение: проблемы, сущность, классификация 48

№16. Процедуры и модели разработки и принятия
управленческих решений 54

№17. Потребности, мотивы и стимулы, их роль и значение
в повышении эффективности менеджмента 68

№18. Содержательные теории мотивации и их практическое значение 70

№19. Процессуальные теории мотивации и их практическое значение 71

№20. Современные системы стимулирования персонала 71

№21. Стратегический менеджмент: сущность, специфика, проблемы 73

№22. Инновационный менеджмент: сущность, специфика, проблемы 77

№23. Социальный менеджмент: сущность, специфика, проблемы 79

№24. Особенности обучения и воспитания персонала организации 86

№25. Информационное обеспечение управления.
Информация как основа эффективного бизнеса 94

№26. Бизнес-план как форма реализации деловой стратегии организации: структура и основное содержание 96

№27. Управление человеческими ресурсами:
сущность, специфика, задачи 97

№28. Управление персоналом: привлечение и отбор 100

№29. Управление персоналом: адаптация, анализ и оценка 106

№30. Управление персоналом: перемещение и увольнение 114

№31. Формы и методы управления персоналом:
анализ российского и зарубежного опыта 115

№32. Ресурсы и эффективность деятельности менеджера 123

№33. Основные стили управления
и типы современных руководителей в России и за рубежом 126

№34-36. Экономические (финансово-экономические) /
Административные (организационно-распорядительные) /
Социально-психологические методы управления:
общая характеристика и применение 129

№37. Кадровая политика и кадровое планирование в организации 142

№38. Контроль в менеджменте: сущность, виды, процедуры и процесс 146

№39. Контроллинг: концепция, цели и задачи.
Эффективность контроллинга на предприятии 149

№40. Коммуникация и её структура.
Основные факторы, влияющие на коммуникативный процесс 151

№41. Основные типы и виды коммуникаций.
Пути улучшения системы коммуникаций 153

№42. Организационные конфликты: сущность, причины, структура 159

№43. Основные способы и процедуры разрешения конфликтных ситуаций 159

№44. Власть и влияние. Правовые аспекты
реализации властных полномочий 169

№45. Делегирование полномочий: сущность, функции, процедуры 172

№46. Сущность и основные концепции лидерства.
Специфика реализации лидерских качеств менеджера 173

№47. Персональный менеджмент (самоменеджмент):
сущность, особенности, проблемы 181

№48. Социальная ответственность и этика в работе менеджера 196

№49. Риск-менеджмент. Работа менеджера по оценке влияния
рисков на функционирование организации (предприятия) 202

№50. Управление рисками. Разновидности рисков.
Актуальные проблемы антикризисного управления 202

№51. Эффективность организации (предприятия):
общая характеристика и методы оценки 208

№52. Управление внешнеэкономической деятельностью
организации (предприятия) 212




Главная цель консультационного курса – оказание помощи студентам при подготовке к междисциплинарному итоговому государственному экзамену по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

В нем даны краткие ответы и комментарии по наиболее актуальным проблемам теории и практики менеджмента. Курс охватывает содержание ряда учебных дисциплин: «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Социальный менеджмент», «Организация управления предприятием», «Управление персоналом», «Антикризисное управление», «Теория организации», «Управленческие решения», «Организационное поведение», «Деловое общение». Наряду с основной литературой, включенной в программу междисциплинарного итогового экзамена, он является важным источником информации и одновременно средством для самопроверки уровня специальных знаний и готовности студента к экзамену.

^

1. Менеджмент в системе современного научного знания.
Принципы и функции менеджмента. Менеджмент в России



Менеджмент – это теория и практика, наука и искусство управления. Как стройная система знаний и обособленная профессия менеджмент существует чуть более столетия. Он формировался с рубежа XIX-XX веков и прошел в своем развитии несколько этапов.

Современный менеджмент является междисциплинарной наукой, что обусловлено характером и спецификой управленческих задач. Менеджер – это специалист, обладающий глубокими и системными научными знаниями в различных областях.

В рамках общевузовских программ подготовки управленческих кадров1 фундаментальной основой менеджмента выступает цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), в числе которых: отечественная история, философия, культурология, социология, политология, педагогика и психология, правоведение, русский язык и культура речи, иностранные языки. Наряду с этими и другими учебными дисциплинами фундаментальными основами менеджмента также являются общие математические (ОМ) и естественнонаучные дисциплины (ЕН) – математика, информатика, концепции современного естествознания.

Прочный фундамент – это базис, на котором можно и должно возвести превосходное здание. Роль такого прочного сооружения выполняют общепрофессиональные и специальные дисциплины (ОПД, СД), а также дисциплины специализации (ДС). В первую группу дисциплин включены, например, основы менеджмента, экономическая теория (микро- и макроэкономика), маркетинг, теория организации, мировая экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, статистика, организационное поведение. Во вторую группу – стратегический, финансовый, инновационный менеджмент, управление персоналом, управление качеством, исследование систем управления, информационные технологии управления, логистика, антикризисное управление и другие. Что касается дисциплин специализации, то их перечень весьма разнообразен и зависит от сферы деятельности будущего специалиста – производство, финансы, торговля, реклама, консалтинг, ресторанный бизнес, индустрия развлечений, туризм и т.д.

А теперь к двум обозначенным теоретическим компонентам, т.е. к фундаментальным и специальным основам менеджмента, необходимо приплюсовать третий элемент – практическую деятельность менеджера, направленную на конкретное решение стратегических, тактических и оперативных задач

В результате мы получим универсальную формулу и рисунок 1, который подытожит наши рассуждения:

^ МЕНЕДЖМЕНТ = ФО +СО + ПД


Рис. 1. Взаимосвязь теоретических (фундаментальных, специальных)
и прикладных основ современного менеджмента
Вторую часть вопроса, связанную с анализом основных принципов и функций управления, целесообразно раскрыть на примере концепции и школы административного управления.

Наиболее известным представителем школы административного управления стал французский инженер Анри Файоль (1841 – 1925), возглавлявший группу горнодобывающих предприятий и изложивший собственную концепцию менеджмента в книге «Общее и промышленное управление» (1916). Он сформулировал 14 принципов управления, в числе которых: а) принципы структуры (разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, скалярная цепь2); б) принципы процесса (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, единство команд, подчинение главному интересу); в) принципы конечного результата (порядок, стабильность, инициатива, корпоративный дух)3.

Файоль выделил пять функциональных слагаемых управления: предвидеть (прогнозировать и планировать), организовывать, распоряжаться, согласовывать (координировать), контролировать4. Он был первым, кто в отличие от последователей тейлоризма отказался от взгляда на управление как прерогативу высшего руководства. По его мнению, административные функции существуют на любом уровне иерархии, не исключая рабочих. Он акцентировал внимание на роли и значении формальной структуры, которая превращает организацию в отлаженный механизм, но при этом указывал на необходимость решения частных вопросов без участия администрации путем формирования горизонтальных связей и прямого взаимодействия подчиненных B – E, C – F, D – G (рис. 2).


Рис. 2. «Мостики» А. Файоля
Ответ на третью часть вопроса целесообразно построить, исходя из анализа исторического пути, пройденного Россией в XX веке: «старый» капитализм – социализм – «новый» капитализм (рыночные отношения).

Подготовка и переподготовка управленческих кадров (в т.ч. «красных директоров») активно велась в советские годы и была составной частью народно-хозяйственного комплекса и его отдельных отраслей. Однако 75 лет социалистического переустройства, начатого по инициативе В.И. Ленина и партии большевиков в 1917году, не привели к желаемым результатам. Распад СССР и переход государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, к рынку стал закономерным результатом недальновидной политики КПСС и неэффективного управления, а также стремлением региональных элит к автономизации.

Поскольку менеджеры как наемные управляющие и менеджмент как теория и практика управления рыночной экономикой являются атрибутами капитализма, постольку до начала рыночных преобразований у нас не существовало как менеджмента, так и менеджеров. Широкомасштабная подготовка специалистов данного профиля развернулась в вузах России и СНГ с середины 1990-х годов. А это значит, что мы находимся лишь в начале трудного и долгого пути, стоим перед необходимостью построения и одновременной коррекции системы подготовки менеджеров, уточнения ее количественных и качественных параметров, а также трудоустройства дипломированных специалистов не только у себя на родине, но и обеспечения их конвертации на международном уровне (например, в соответствии с Болонской конвенцией).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Скачать файл (3582.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации