Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Готовые шпоры естествознание в начальной школе - файл 1.doc


Готовые шпоры естествознание в начальной школе
скачать (281 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc281kb.06.12.2011 12:11скачать

содержание

1.doc

  1   2

7. Роль наглядных м-дов в изуч. окр.мира. Наглядные м-ды обуч. (НМ) - это такие м-ды обуч., при кот. усвоение учеб. материала зависит от применения нагляд. пособий и технич. ср-в. НМ надо исп-ть при работе с детьми мл. шк. возр., из-за психологич. особ-й внимания мл. шк. Выделяют набл-е, иллюстр-ию и демонстр-ю. Благодаря набл-ю, возможно возбудить у уч-ся интерес к окр. жизни и научить анализ-ть прир. и соц. явления, научить их концентр-ть внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демон-ции внимание уч-ся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние хар-ки рассматриваемых предметов, явл-й, процессов. Ил-ция особенно хорошо исп-ся при объяснении N материала. Основы экологич. к-ры заклад-ся в раннем возрасте, когда реб. впервые попадает в мир знаний о прир. Дальнейшее отношение детей к прир. во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравств. отнош. к прир. объектам. Формир. у детей ответственного отнош. к прир. - сложный и длительный процесс. Эффект-ть экологич. обр. и восп. детей зависит от ур-ня развития познават. активности детей. Исп-е наглядно-дидактич. материала позволяет расширить, систематиз-ть знания детей о том, что нельзя наблюдать в природе, устан-ть причинно-следственные связи, абстрактно мыслить. Нагл. пособия можно исп-ть, чт. дать детям представления о росте и развитии животных. Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие усл. обеспеч-т нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи. Дети как бы наблюдают за ростом и разв-ем диких жив., что практически невозможно орг-ть в естеств-х усл. Исп-е наглядно-дидактич. пособий явл-ся важным ср-вом формир. у обучающихся разнообр. пред-й о прир., в частности о взаимосвязи жив-х и среды обитания, о роли чел. в их жизни. Они успешно доп-ют наблюдения за прир., существенно расширяют круг явлений, кот. доступны познанию детей.


^ 25. Голосеменные растения. ≈720 видов. Широко распр. в северн. полуш., где обр-ся большие массивы хвойных лесов. Предст-ны кустарн-ми и дерев. Листья у больш-ва видов игловидные (хвоя) или чешуевидн.; у некот-х они крупные (Н: у вельвичии удивительной длина 2—3 м), перисторассеченные, двулопастные и др., распол-ся поодиночке, по 2 или неск. в пучках. Вечнозел., с хорошо развитыми стеблем и корн. сист., обр-ой гл. и боковым корнями. Рассел-ся семенами, кот. формир-ся из семязачатков. Семязачатки голые, располож. на мегаспорофиллах или на семенных чешуях, собранных в жен. шишки. Послед-ная смена 2-х покол. — спорофита и гаметофита с господством спорофита. Голосем. вкл. 6 классов, 2 из кот. полностью исчезли, а ост. предст-ны ныне живущими раст. Кл. Гинкговые –листопадное дерево до 30 – 40 м. побеги гинкго несут необыч. веерообразн. листья, листовые пластинки, кот. рассечены, на 2 лопасти. Жилкование, хар-но только для гинкго, наз-ся дихотомическим-домин-щие жилки отсут-т, жилки разд-ся на 2. Кл. Саговниковые–растут преимущ-но в тропич. странах, образуя заросли низкорослых вечнозел. куст-ов. Выд.т 3 сем-ва: 1.Семенные папоротники – это связующее звено м/у папоротникооб-ми и голосем. раст., примитивные. 2. Саговники “Саговая пальма” –обитают в Тропиках Австр., Афр., Амер.. Продолж-ть жизни – до 1000 лет, высота – 20 м., На вершине стебля пучок листьев до 2 м., раздельнополые, декоративные. 3. Беннетиты – походили на папоротники с огромными листьями, имели обоеполые шишки – очень быстро вымерли. Класс Гнетовые – класс делится на 3 семейства: 1. Эфедровые – в больш-ве куст-ки, а некот. кустарнички, высотой до 40 см., листья мелкие нитевидные. Произрастают на скалах, пустынных, малоплодородных почвах в районах Азии, Европы и Амер. с тёплым и сухим климатом. Засухоустойчивы, морозостойки, но не долговечны, лишь изредка доживают до 10-15 лет. 2. Араукариевые – семена созрев-т в крупн. (до 35 см) шаровидных шишках. Долгожители, м. расти и плодоносить в теч. неск. сотен лет, макс. возраст 2000 лет. 3. Вельвичиевые – произрастает в каменистых пустынях Анголы и Ю-З Афр., где на протяж. неск. мес. не выпад. ни капли дождя. Ствол-пень 50 см, диаметр 1,2 м обр-т только 2 листа 3 м. длиной, кот. растут в теч. всей жизни, у старых листья расщепл-ся на верхушках. Кл. Хвойные – вечнозел., реже листопадные, обычно высокие деревья, иногда куст-ки. Это самая многочисл. гр. голосем. раст. Типичн. предст-ли — кедр, кипарис, пихта, можжевельник, листв-ца, ель, сосна, красное дерево, тис и каури.


^ 23. Отдел моховидные.

М.- обособл-я. гр. высших раст., разв-е кот. привело к эволюц-му тупику. В жизн. цикле гаплоидный гаметофит преоблад-т над спорофитом и осущ-т ф-и фотосин-за, обеспеч-я водой и мин. питанием. Это в осн-м многолетн. раст, широко распр. во влажн. местообит-х. Размеры от 1мм до неск-х см. Строение: предст. собой слоевище или имеют стебель и листья. Нет корней. Прикрепл-ся к грунту 1 или многоклеточ-ми ризоидами – выросты эпидермы. Размнож. 1. Полов. и беспол. покол-я не разделены, а предст. 1 раст-е. Гаметофит развив-ся из гаплоидн-й споры. У разн. видов мхов гаметофит м.б. 1-полым или 2-пол. Органы пол. размн-я обр-т подвижн-е сперматоз-ды и неподвиж. яйц-ки. Оплодотв-ся яйц-ка в присутствии капельно-жидкой влаги и осущ-ся внутри жен. полов. органа. Из сформир-ся зиготы медл-но (неск. мес. или лет) разв-ся диплоидный спорофит: коробочка, нах-ся на гаметофите и получ. от него пит-е. В коробочке путём мейоза обр. гаплоидные споры. 2. Вегет. размн. осущ-ся с помощью выводковых почек, выв-х ветвей и многокл-х выв-х телец. 3 класса: 1. печеночники - плоское слоевище, не диф-ное на листья и стебель (влажн. тропич. и субтропич. леса, где они часто обр-т сплошной напочвенный ковер, чехлом окутывают стволы деревьев). 2. антоцеротовые – хар-ны пластинчатые талломы большей частью розетковидной формы. По краям талломов возник-т меристематические кл- , кот- формируют лопасти, налегающие др. на др. и придающие таллому курчавость (умер. обл. обоих полушарий и тропики). 3. листостебельных - наличие листостеб-х побегов радиальной симметрии (распр-н повсеместно, но наиб. разв.я достиг. на увлаж-х местах, в лесах, тундре; на болотах).





^ 21. Царство растения.

Ботаника. Раст. явл-ся 1-м звеном в любой пищ. цепи. Служат источ. кислорода. Размеры и строение ≈ 2-3 мкм у 1-клеточ. водорослей до сложно устроенных покрытосем-х с высокодиф-ми тканями и органами (Н: эвкалипт до 150м.) Черты: 1. наличие твёрдой клеточ. оболочки – стенки, кот. сост. из целлюлозы, не пропуск. твёрд. част-цы и обуславл-т единств-й сп-б пит-я – всасывательный. Побеги и корни достиг-т высокой степени расчлен-ти. 2. Прикрепл-е к твёрд. субстрату- неподвиж-ть. 3. Расселение осущ. зачатками (споры, семена). 4. Автотрофы. Запасное питат. вещ-во- крахмал. 5. Закономерное черед-е покол-й при половом размнож., кот связ. со сменой гаплоидной и диплоидн. фаз разв-я. 6. Дел-ся на высш. и низш. У низш.- тело не расчленено на органы и ткани и наз-ся слоевищем. (красные водоросли – багрянки, настоящие водорос., лишай-ки). У высш. есть органы (корень, стебель, лист): отделы Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидн., Голосем. и Покрытосем. (Цветковые).


22. Водоросли.

В.- обширн. гр. растит. орг-ов, вкл-щая неск. отделов и ≈ 30 тыс. видов. Размеры завис. от ур-ня орг-ции. Тело м.б. предст-но 1 кл., колонией кл., или многокл. слоевищем. Вегетативн. органов нет. Распр-ны в морских и пресн. водах и во влажн. среде на суше. Автотрофы. Размнож-ся беспол. и полов. путём. Бесполое осущ-ся в 2-х формах: вегет-ое – дел-е слоевища на части без к-л преобр-й в кл. и спорообразов-е – в спец. органах или внутри вегет-х кл. возник-т неподвижн. споры или подвижн., снабж-ые жгутиками. Половое: формир-е специализир-х половых кл.- муж. и жен. гомет и их послед-щем слиянии с обр-ем зиготы. Различ-т: 1. планктонные и донные – осн. производ-ли органич. вещ-ва в водоёмах. 2. наземные – на твёрдых субстратах, где есть пост-ое или переодич. увлажн-е (кора деревьев, мхи, скалы, заборы, крыши и т.д.) 3. почвенные – встреч-ся на глубине до 1 см, на глуб 10 и более – в незначит-х кол-х. 4. горячих источников и снега и льда – высокая приспособ-ть к жизни в экстим-х усл.


^ 10. Пон-е о геогр. карте и плане местности. Геогр. карта – изобр-е на пл-ти большого уч-ка земной поверх., выполн. с помощью картографич. проекции, масштаба, усл-х знаков. План мест-ти – чертёж на пл-ти небольш. уч-ка земн. поверх., выполн. с помощью компаса, масштаба и опр-х усл. знаков. Различия: 1. на плане небольш. тер-рия, на карте – большая. 2. разные усл. обознач. 3. карты мелкомасштаб-е, план – крупномасшабн. 4. при построении плана не учит-ся шарообразн. форма земли, на карте – учит-ся. П.э. нужна картографич. проекция. 5. соориентир-ся на плане м. с помощью стрелки, на карте – паралл-ми и мередианами. 6. на картах с помощью линей гориз-й отраж. высота над уровнем океана, на плане – этого нет. Картографич. проек. – математич. сп-б переноса шарообр. поверх. земли на пл-ть. (азимут-я, циллиндрич., конич., косая перспективно-циллиндрич.) Масштаб – число, кот. показ-т во ск-ко раз уменьш. или увеличены наст. расстояния на чертеже, плане, карте. Виды: 1. Числ-ый – масштаб, в кот. числ-ль и знам-ль предст-ны в см. и есть значок деления (Н: 1:100 000 000). 2. Именованныйй (натур-й) – перевод см в км (в 1 см – 1000 км). 3. Линейный – выражен в виде линейки. 4. Поперечный – надстраив-ся над линейным и предст. собой. систему гориз-х и вертик-х линий.




^ 24. Высшие споровые растения.

Высш. раст – разв-е кот-х сопровожд-ся обр-ем зародыша, а тело расчлен-но на стебель, корень и лист. Хаар-ная черта- наличие проводящей сист., обеспе-щей обмен вещ-ми м/у полярными ч. орг-ма. Хв-видные. побеги сост. из члеников (междоузлий) и узлов с мутовчато располож. листьями. Листья - сильно измен-ые боковые веточки. Др. особ-ть: накопл-е кремнезема в стенках кл. всего раст-я и на поверх-ти кл. эпидермы, обр-щего прочн. слой с мелкими бугорками. Снаружи слой кремнезема покрыт кутикулой с восковым налётом. Кр-зём играет и механич. и защит. роль: хвощи практич-ки не поврежд-ся моллюсками. Подзем. стебель – корн-ще располаг-ся на разн. глуб. На корн-щах обр-ся клубни. Весной на корн-щах выраст-т побеги, на кот. распол-ся спороносные колоски. Они содержат спорангии, в кот. путём митоза формир-ся гаплоидн. споры. После раскрытия спорангия споры высып-ся и разнос. ветром. Из спор разв-ся гаметофиты в виде пластинок. На нижн. стороне возник-т бесцветн. ризоиды длиной до 1 см, с помощью кот. он прикрепл-ся к почве. Оплодотв-е осущ-ся в присут-и капельно-жидкой влаги на поверх-ти гаметофита. Сперм-ды подплыв. к жен. полов. органу, 1 из них проник-т в него и слив-ся с яйц-й. Обр-щаяся зигота прорастает в спорофит. Плауновидные. Имеют прямостоячие, полегающие, свисающие или стелющ. побеги. Длина прямостояч.- 1-1,5м, стелющ.- до 10м. У стелющ. от гл. стебля отходят боковые и придаточн. корни. Верхушечные побеги заканч-ся спороносными колосками. Колосок сост. из стержня, покрыт. мелкими и тонк. листоч-ми. У основания лист-ов развив-ся спорангии. Зрелые споры, прорастая, обр-т мелкие (1-5 мм) обоеполые гаметофиты. Муж. и жен. полов. органы созрев-т неодновр-но. Из зиготы разв-ся спорофит. Вегетат. размн.- почками, побегами. Папоротниковидн. Тело расчлен-но на корень, стебель и лист. Корни придаточные, т.е. первичн. корень отмирает и вместо него разв-ся корни из стебля. Стебли слабо развиты и масса листвы преоблад. над стеблем. Листья дифф-ны на черешок и пластинку. На нижн. поверх. листа разв-ся спорангии, в кот. обр-ся гаплоидн. споры. В благопр. усл. спора прорастает, и из нее формир-ся небольшая зеленая пластинка - заросток. Это гаметофит. Он чаще обоеполый, на нем формир-ся жен. и муж. пол. органы, где обр-ся яйц-ки и сперм-ды. Оплодотв-е осущ-ся в присут-и капельно-жидкой влаги. Из зиготы разв. зародыш, после его укоренения заросток отмирает. Зародыш разв-ся в спорофит.


^ 27. Цветковые растения (двудольные). 1. Зародыш несет 2 семядоли, кот. обычно прораст-т надземно. 2. Листья имеют сетчатое жилкование, черешок обычно ясно выражен. 3. В стебле хорошо различ-ся кора и сердевина. 4. Корень у больш-ва видов стержневой (у многих трав-ых мочков-й). 5. Цветки преимущ-но 5-членные. 6. Корешок зародыша чаще всего превращ. в гл. корень, способный к долголетнему существ-ю. 7. Листовая пластинка часто расчленена, края её выемчатые или зубчатые. Дел-ся на 7 подкл. Магнолииды – в основном, древесные формы. В листьях и стеблях часто имеются секреторные кл. Цветки обоеполые (магнолия, бадьян звёздчатый, зимоцвет ранний, авокадо, перец чёрный, кувшинка белая, лотос). Ранункулиды –травянист. раст., от наличие сосудов, отсутствие секреторных кл. (лютик едкий, адонис, барбарис, мак калифорнийский, саррацения пурпурная). Гамамелидиды – древесн., реже травянист. раст. Цветки редуцированные, обычно однополые; околоцветник развит слабо (платан западный, казуарина хвощелистная, дуб летний, бук восточный, каштан европейский, берёза пушистая, ольха чёрная, грецкий орех ). Кариофиллиды – травянист. раст., полукуст-ки, реже куст-ки. Цветки обоеполые без лепестков (саксаул чёрный, бегония дикая, верблюжье сено, шпинат огородный, гречиха посевная, ревень индюшачий ). Дилленииды – это деревья, куст-ки или травы. Цветки с двойным околоцветником (камелия японская, чай китайский, фиалка трёхцветная, папайя, тыква крупноплодная, арбуз дикорастущий, огурец, осина, тополь пирамидальный, ива полярная, верба ). Розиды – деревья, куст-ки или травы. Цветки обоеполые, с двойным околоцветником или безлепестные (крыжовник, горох посевной, фасоль обыкн-ая, арахис, клевер луговой, Иван-чай, клён остролистный, укроп пахучий, петрушка посевная). Астериды – отличается обоеполыми цветками со сросшимися лепестками. Деревья, куст-ки или травы (волчьи ягоды, бузина красная, томат обыкновенный, картофель чилийский, перец мексиканский, табак курительный, георгин, салат, ромашка аптечная).


^ 26. Цветковые растения (однодольные). Цветковые раст., (Покрытосеменные)— отдел высших раст., важнейшая особ-ю кот. явл-ся наличие специализир-го генеративного органа — цветка, берущего на себя ф-и полового размнож. и привлечения агентов опыления. У 1-дольных: 1. зародыш с 1 семядолей, кот. прорастает, как правило, подземно; 2. листья с ││ и дуговым жилкованием, не расчленены на черешок и пластинку; 3. корнев. сист.-мочковатая; цветки 3-членные; 4. в стебле нет ясно диф-ых коры и сердцевины. 5. представлены травами, иногда вторично древовидными формами (пальмы, бамбук). Классиф-я: 4 подкл. Алисматиды – водн. или болотн. травы. Сосуды отсут-т или только в корнях (водокрас обыкн-й, элодея канадская, телорез алоевидный). Лилииды – травы или древовидн. формы. У некот. видов сосуды только в корнях. Околоцветник развит хорошо (лилия леопардовая, лук репч., чеснок, алоэ древовидное, тюльпан, ландыш майский, чемерица чёрная). Коммелинииды – это травы, иногда с одревесневшим стеблем (бамбук). Семена с мучнистым эндоспермом (камыш озёрный, осока острая, пшеница твёрдая, рис посевной, овёс посевной, рожь культурная, кукуруза). Арециды – травы или древесн. формы. Цветки однополые. Околоцветник состоит из схожих м/у собой чашелистиков или редуцирован. Семена с обильным эндоспермом (финиковая пальма, ряска горбатая, ежеголовник прямой ).





^ 2. Экологич. обр. и восп. мл. шк. Цели, задачи, п-пы. Это непрерыв. процесс обуч., восп., разв. личности, направ-й на формир. сист. науч. и практич. З иУ, ценностных ориентаций, повед-я, д-ти, обеспеч-щих ответств. отнош. к окр. соц.-прир. среде и здоровью. многие уч.-практики счит. целью эк. обр. и восп. – стан-е эк. к-ры личности и общ-ва (Зверев, Захлебный, Симонова). В наст. t не сущ-т единого точного опр. пон-я эк. обр. и восп. Для нач. шк. целью эк. обр. и восп. явл-ся становл-е научн.-познават., эмоц.- нравств., практич.- деят. отнош. к окр. среде, здоровью на основе ед-ва чувств-го и рац-го позн-я прир-го и соц-го окруж-я чел. => цель эк. обр. и восп. в нач. шк. с т. зр. технологич. подхода – планируемый рез-т, кот. м.б. достигнут в рез-те реш. след. задач: 1) обуч-е: формир. З. об экосистемной орг-ции прир. в границах обитания чел.; системы интеллект-х и практич. У. по изуч-ю, оценке и улучш-ю состояния окр. среды своей местности и здоровья насел-я. 2) восп.: потреб-й, мотивов, побужд-й, направл-х на реализ-ю ЗОЖ и улучш-я сост-я окр. среды. 3) развитие: интеллект., эмоц. и волевой сферы. П-пы: 1. всеобщность и непрерыв-ть 2. интеграция вертик-я и гориз., формальн. и неформ. обр-я ч/з восп-ые и обр-ые стр-ры. 3. гибкость, вариат-ть, пробл-ть и приемств-ть. 4. ед-во общего, проф. и эк. обр. и восп. 5. связь с потреб-ми практики. 6. учёт нац-х интересов, к-х и регион-х особ-й (Курск- степи и чернозёмы). 7. гуманизация, ориент-я на разв. соц. активн. личности, эк. сознания, мышления и к-ры.


^ 11. Виды картографич. проекций.
К.п. – математич-й сп-б изобр-я поверх-ти зем. шара на пл-ти. Циллиндри-я: если глобус обернуть бумажн. цилиндром так, чт. он кас-ся линии экв-ра и спроектир-ть на внутр. поверх. градусн. сеть. Все паралл-ли = по длине, а на пл-ти их длина уменьш. к полюсам. Мередианы = м/у собой, имеют вид прямых ll линий, а на глобусе они сход-ся у полюсов. Конич.: если бумаж. конус надеть на глобус так, чт. его ось совпала с осью глобуса и спроект-ть грудусн. сеть. Мередианы б. иметь вид прямых линий, лучеобразно расх-ся из 1 центра, а паралл-ли- вид концентрич. дуг, имеющих общий центр в центре пересеч. меред-ов. В этой проекц-и созд-ся карты Р. для сред. шк., материков и отд. гос-в. Норм-я азимут-ая: если поместить пл-ть к полюсу и спроект-ть на неё градус. сетку, то паралл-ли б. изобр-ны концентрич-ми кругами вокруг точки полюса, а меред-ны – прямыми линиями, расход-ся от полюса. (карты Арктики и Антарктики). Косая перспективно- цилиндрич. (Соловьёв 1937): спец. для нач. шк. На ней северн. части страны растянуты с З на В, поэтому они удоб. для обозр-я северн. берегов Р. Недост-ки: увелич-е S страны на севере и некотор. сужение тер-рии на юге, что мешает измер-ю больших расстояний по карте. Наиб. точн. изобр-е зем. поверх. на глобусе. Но на практике чаще исп-т карты. Шаровая повер-ть глобуса на м.б. развернута на пл-ти без разрывов и складок. Поэтому для созд-я непрерыв. картографич. изобр. прибег-т к растяж. и сжатию её ч. Это приводит к наруш. геометрич. св-в картографир-ых объектов, т.е. к искаж. Чем мельче масштаб тем > искаж. Ис. длин- масштаб длин в разн. ч. карты неодинак. Ис. S- измен-е на карте масштаба S. Ис. углов- углы на карте м/у опр-ми направл-ми не соотв. им на местности. Ис. форм – формы геогр. объектов на карте не соотв. им в натуре.


^ 33. Пон-е БГЦ в экологии, его связь с прир. сообщ. Прир. сообщ-во – это гр. орг-ов, совместно обитающих на 1 тер-рии и взаимосвяз. между собой. БГЦ — сист., вкл-щая сооб-во живых орг-в и тесно связанную с ним совокуп-ть абиотических факторов среды в пределах опр. тер-рии, связ.е между собой круговоротом вещ-в и потоком энергии. Это устойч. саморегул-ся экологич. сист., в кот. органич. комп-ты (жив., раст.) неразрывно связаны с неорганич. (вода, почва). Н: озеро, сосновый лес, горная долина. Учение о БГЦ разраб. Владим. Сукачёвым в 1940 г. Раст. и жив. не м. сущ-ть др.без др. Они обр-т прир. сообщ-ва, в кот. кажд. отд-ый организм влияет на все ост-е и одновр-но испытывает на себе их влияние. Такое существ-е полезно всем и позволяет выжить каждому отдельному виду. Примерами сообщ-в м. служить моховая кочка, старый пень,луг ,болото,степь, пустыня, лес. Кажд. конкретное сообщ-во населяют свои обитатели. В сообщ-ве живые орг-мы связаны не только между собой, но и неживой прир. Живые сущ-ва, сост-щее сообщ-во, и окружающая их среда постоянно обмениваются вещ-вами и энергией. Благодаря этим процессам сообщ-во и окр. среда обр-т единую сложную сист., ее называют биогеоценозом (от греческих слов "биос"-жизнь, "гео"-земля,"ценоз"-сообщ-во), или экосистемой. БГЦ и экосист. — пон-я сходные, но не одинак. Кажд. БГЦ явл-ся экосистемой. Но не каж. экосистема соотв-ет биогеоценозу. Любой биогеоценоз выделяется только на суше. На море, в океане и вообще в водной среде биогеоценозы не выделяются. Пон-я «экосистема» и «биогеоценоз» тождественны только для таких прир. обр-й, как лес, луг, болото, поле. В состав БГЦ входят многочисл. виды живых орг-ов и усл. прир. среды. В природных биогеоценозах накапливается энергия и передается от одного организма к др. БГЦ вкл. неорганич., органич. соединения и живые орг-мы. Осн. ф-и БГЦ – аккумуляция (накопл-е, собирание эн.) и перераспр-е энергии и круговорот вещ-в.





^ 13. Классиф. горных пород.
Г.п. – прир. совокуп. минералов, более или менее пост. минералогич. сост., обр-щая самост. тело в зем. коре. Магматич. п. образ-сь непосред. из магмы в рез. ее охлажд. и застыв.. В завис. от усл. застывания различ. глубинные и излившиеся г.п. Глубинные возникли в рез. постеп. остывания магмы при высоком давлении внутри зем. коры. В этих усл. составляющие магмы кристаллизовались, благодаря чему образ-сь массивные плотные породы с полнокристаллической структурой. На небольших глубинах магма застыв. быстрее, поэтому усл. кристализ. менее благоприят. Излившиеся породы образ-сь в рез. вулканич. изверж. магмы, кот. быстро остывала на повер-ти при низкой t и давлении. Времени для образ-я кристаллов было недост-но, поэтому породы этой гр. имеют скрыто или мелкокристаллическую стр-ру и большую пористость: порфиры, базальты, вулканические туфы, пеплы и пемзы. Осадочные г.п. наз. вторичными, т.к. образ-сь в рез. разруш-я изверженных пород или из продуктов жизнедеят-и растений и животных организмов. 1 из сп-в формирования этих г. п. – химич. осадки, образ-ся в проц. высыхания озер и заливов. В рез. в осадок выпад-т различ. соединения, кот. со временем превращ. в травертин, доломит. Общая особ-ть этих пород – пористость, трещиноватость, растворяемость в воде. К обломочным осадочным п. относ. сцементированные отложения (песчаники, брекчии, конгломераты) и рыхлые (пески, глины, гравий и щебень). Сцементированные отложения образ-сь из рыхлых. Н: песчаник – из кварцевого песка с известковым цементом, брекчия – из сцементированного щебня, а конгломерат – из гальки. Еще известны породы органического происхождения – известняки и мел. Они обр-ся в рез. жизнедеят-и животных организмов и раст. Метаморфические п. образ-сь путем превращ. изверженных и осадочных г.п. в N вид камня под воздействием высокой t, давления и химич. проц. Различ. массивные (зернистые), к кот. относ. мрамор и кварциты, и сланцеватые – гнейсы и сланцы.


^ 30. Царство грибы. Микология. Г. явл-ся царством, входящем в надцар. эокариоты. Ядро, метохондрии, ап. Голльджи (продуцир-т мембраны), эндоплазматич. сеть (синтезир-т углеводы, жиры). Дел-е кл. осущ-ся путём митоза. Формы орг-ции: 1-кл., многоядерн., многокл. Размнож-е гл. обр. полов. путём. Особ-ти: 1. гетеротрофы (пит-ся готовой органикой), а именно- осмотрофы – просачив-е раств-ра ч/з полупрониц. мембраны. 2. Нет органов пищев-я, поглощ-т пищу кажд. кл. Для этого они выд-т на субстрат пищев-ые ферменты, кот. ращипл. их. 3. Вегет-е тело – грибница (мицелий): сост. из нетевидн-х обр-й – гиф: последоват-й ряд кл., кот. отд-ся от субстрата только кл. оболочкой. Часто гифы объед-ся в тяжи- пучки гиф ll др.др. 4. Грибн. кл. покрыта кл. обол., кот. сост. из особого полимера – мицетин. В грибн. кл. есть вакуоль, в кот. отклад-ся запас. пит. вещ. в форме жира или гликогена. Так же отклад-ся конечн. прод-ты синтеза и сохр-ся на протяж. всей жизни. 5. а) вегетат. размн. – осущ-ся кусочками мицелия. б) бесполое – спорами, кот. обр-ся из 1-й материн. кл., т.к. в беспол. размн. участ-т 1 родит. особь. Эти кл. дел-ся путём митоза =>все потомки родит. особи генетич-ки одинак. с родит. особью, т.е. происх-т клониров-е. Его цель- быст. увелич. числ-ти вида. в) половое – полов. кл. гометами: несут гаплоидн. (одинак. )набор хр-м. Участ-т 2 родит. особи. Споры, возникш. полов. путём способ-т генетич. разнообр-ю попул-и. 2 подцар: Низшие г. – микроскопич. размеры. Мицелий предст-н в зачточн. состоянии и слабо развит. Он не разделён на отд. кл. и предст. собой одну огромн. разветвл. на гифы кл. с большим кол-вом ядер. Размнож. гл. обр. беспол. путём. Н: род фитофтора- активн. паразиты раст-й, род мукор – 4 вида г., гл. обр.-сапрофиты (пит-ся мертв. органикой). Высшие г. Тело-многокл. обр-е с хорошо разв. мицелием с боков. перегород-ми. Искл: г-дрожжи это 1-кл. орг-мы. Размн-ся гл. обр. полов. путём: на вегетат. теле формир-ся плодовое тело. Перед этим: 1. 2 разнопол. гифы нах-ся близко др. от др. и нач. расти навстречу др.др. 2. от кажд. гифы по 1 кл. слив-ся в 1, обр-я дикарион с 2-мя несливш-ся ядрами 3. дикарион нач. дел-ся путём митоза=>обр-т вторичн. мицелий. 4. на вторичн. миц., когда он достиг-т полов. зрел., обр-ся плодовые тела. 5. в плодов. теле слив-ся 2 ядра и обр-ся 1 ядро с 2-ным набором хр-м, т.е. зигота. Она нач. дел-ся путём мейоза и обр-т 4 гаплоидн. споры. Затем у разн. гр. высш..г. происх. след.: А) аскомицеты- происх. дел. митозом, обр-ся 8 спор, кот. нах-ся внутри органа споронош-я, кот. наз-ся аск. Б) базидиомицеты – споры полов. размн. обр-ся на органе полов. споронош-я – базидии.

^ 32. Понятие «бактерия».

Б.- обшир. гр.1-кл. микроорг-ов, хар-хся отсутствием окруженного оболочкой кл-го ядра. Осн. формы: шарообр. (кокки), палочковидн. (бацилы), спиралевидн. (сперилла), и в виде запятой (вибрионы). Микология. Размер микроскопич., иногда м. видеть невооруж. глазом, когда их большое кол-во (Н: на поверх-ти аквар-ма плёнка). Примитивн. строение: 1 ДНК не связ. с белками, располаг-ся в центре кл. Это место обособл-но и не окруж-но никакой мембраной. Кл. обол. сост. из особого полимера – мореин (мурановая к-та). Отсут-т др. орг-ды в кл., за искл. рибосом – осущ-т синтез белка. У нек-х пр-т на поверх-ти есть щетинки (жгутики), с помощью кот. они передвиг. Или с помощью слизи. Размнож. простое дел-е кл. на двое. Отсут-т митоз и мейоз. V дел-я ≈ кажд. 20-30 мин. Большая гр. пр-т обр-т споры (цисты). Пр-ты дел-ся на 2 гр.: автотрофы- источн. углерода явл-ся угл. газ. гетеротр. – источ. углерода явл-ся органич. соед-я, синтезир-ые др. орг-ми, а именно автотрофами. Гетер-фы дел. на 2 гр: фототрофы – исп-т солнеч. эн. хемотрофы- исп-т эн., кот. выд-ся в проц. окисл-я или восстан-я некот-х неорганич. соед-й: азота, серы, фосфора, железа и т.д. Пр-ты дел. на 2 гр. аэробы –обит-т в кислородн. среде, и аноэробы –в бескислородн. среде и осущ-т процессы гниения и брож-я. 3 царства: 1. архебактерии явл-ся самыми древ. орг-ми. Многие арх-и явл-ся хемотрофами. К ним относ-ся метанообр-щие бакт., кот. обит-т в безкислородн. среде. 2. эобактерии (пурпурн. и зелён. бакт., кот. осущ-т бактериальный фотосинтез без выдел-я О2, т.е. эти бакт. поглощ. СО2 и Н2О и с помощью солнеч. эн. самост-но синтез-т углеводы). К эобакт. относ. азотфиксирующие бакт. – единств. орг. на земле, способ-е извлекать из окр. среды неорганич-й азот для синтеза белка. 3. цианобактерии – пр-ты, у кот. мех-м фотосинтеза аналогичен мех-му фотосинтеза высш. раст. => цианобакт. счит-ся предками высш. раст. По хар-ру взаимосвязи с др. орг-ми пр-ты дел-ся на а) свободноживущие (в почве, воде, воздухе). б) симбиотич-е (на поверх-ти др. орг-ов: грибах, раст., чел., жив-х или внутри орг-ма).

31. Лишайники. Л.- симбиотич-е орг-мы, тело (слоевище) кот-х сост. из 2-х комп-ов: автотроф-го (синезел., зелёные, желтозелен. и бурые водоросли) и гетеротроф-го (гриба). Начало обр-ю Л. дают предст-ли различ. кл. грибов. Вегетат. тело целиком сост. из перепл-я грибных гиф, м/у кот. располаг-ся водоросли. У больш-ва Л. плотные сплетения грибных нитей обр-т верх-й и нижн. корковые слои. Под верх. корковым слоем располаг-ся слой водорослей, где осущ-ся фотосин-з и накапл-ся органич. вещ-ва. Ниже нах-ся седц-на, сост-щая из рыхло распол-х гиф и воздуш-х полостей. Ф-я сердц-ны- провед-е воздуха к кл. водорослей. Грибы, входящие в состав Л., полностью нах-ся в воздуш. среде и имеют след. особ-ти: стенки кл. гриба перфорированы и кл. соед-ся цитоплазматич-ми мостиками. Оболочки гиф утолщены, обеспеч-я механич. устойч-ть слоевища. У многих Л. гифы могут ослизняться. Л. присущи биологич. св-ва, кот. нет у гриба и водоросли, взятых отд-но. Л. могут обитать там, где не способны самост-но жить ни грибы, ни водор. В завис-ти от строения слоевища выд-т: 1. накипные- слоевище имеет вид корочки, плотно сросш-ся с субст., толщиной от 1-5 мм. (на коре деревьев и куст-в, на поверх. почвы). 2. листоватые – округл. форма, часто с изрезанными краями или расчлен-ми на мелкие лопасти. Диаметр этих Л. 10-20 см. Они прекрепл-ся к субстр. пучками грибных гиф. 3. кустистые: слоевище – прямостоячий или повисающий кустик. Некот. имеют высоту неск. мм, др.- 30-50 см. Размнож-ся спорами, кот-е обр-т гриб, либо вегет.- отламыв-ем кусочков слоевищ. Попадая в благоприят. усл. споры обр-т первичн. мицелий. Дальнейш. разв. этого мицелия и формиров-е слоевища завис. от того, встретят ли его гифы водоросль, соотв-щую данному виду Л. Если на субстр., где растёт первичн. мицелий, таких водор. нет, первичн. мицелий погибает, а если есть, то они оплетают её и тогда нач-ся формир-е слоевища.


^ 37. Теоретич. м-ды познания прир.

Теоретич. м-ды вкл-т: 1. м-д формализ-ции – теор. м-д, в основе кот. лежит построение абстр-но-матем. моделей, раскрыв-е сущность изуч-го процесса действ-ти. Исп-ся спец. символика, кот. позвол. отвлечься лт изуч. реальных объектов, от содерж-я опис-щих их теоретич. полож-й и оперир-ть вместо этого накопл-м мн-вом знаков. В рез-те созд-ся формальн. знак-я сист. в виде опр-го искусств. яз. Это обеспеч-т краткость, чёткость и однознач-ть записи науч. инф-ции. (в кажд. науке есть свой яз.). 2. м-д абстрагир.- познават. процесс, в ходе кот. одновр-но происх. мысленное выдел-е и формир. 1 или неск. существ-х сторон, св-в и признаков изуч-го объекта, а с др. стор.- мысленное отвлеч-е менее существ. сторон, св-в или призн-в. Резм абстр-ния явл-ся абстр-ция: а) а. отождествл-я – пон-я, кот. получ-ся в рез-те отожд-я некот. мн-ва предметов и объед-е их в 1 гр. б) изолирующая а. – пон-я, кот. получ-ся в рез. выдел. некот-х св-в, неразрывно связ-х с предметами матер-го мира в самост-й сущности. Н: фотос-з раст. Любая А. не имеет нагляд-ти. 3. мысленный эксп. – происх-т оперир-е идеализир. об. путём мысленного подбора к-л. полож-й, ситуаций, позвол-щие обнар-ть к-л важн. особ-ти исслед-го об. Происх-т абстраг-е от действия нежелат. фак. и провед-е его в идеализ-м чистом виде. 4. Аксиоматич. м-д – построение теорий на основе аксиом – исходное полож., приним-ое без док-в. Она имеет опытное происх-е. 5. Гипотетико-дедукт. м-д.- созд-е сист. гипотез, связ. м/у собой на основе общих полож-й, т.е. на основе дедукции. Система гипотез направ. на объясн-е эмперич. факторов. 6. М-д моделир.- изуч. оригинала, в основе кот. залож. взаимооднознач. соотв-е опр-й ч. св-в оригинала и модели. 7. Системн. м-д- любой об. м.б. рассм-н как сист., т.е. совокуп-ть взаимосвяз. эл-ов, орг-ых в целостность. Для обознач. целост-ти б. введ. пон-е система. Рез-м теор. исслед. явл-ся сист. гипотез, теория, модель или доказат-ая ч. закона. Теор. зн-я хар-ся как революц-ые, скачкообр-ые, т.е. кажд. теория – качеств-ое преобр-е сист. зн-й. N теория чаще всего не отриц. старую полностью, а огранич. сферу её применимости.


^ 5. Анализ шк-х программ.

УМК «Шк. Р». Плешаков «Мир вокруг нас». Личн.-развив. хар-р. Цель – восп. гуман., творч., соц. активного чел., уваж-го и бережно относящ. к среде своего обитания, к прир. и к-ному достоянию чел-ва. Цели и зад: 1. Ознакомл. с эл-ной целостной науч. картиной мира. 2. Познак. с планетой Земля и солнеч. сист. Отчего происх. смена дня и ночи, смена времен года. 3. Знать прир. зоны и их хар-ку. 4. Привив. любовь к окр. миру, беречь богатства прир. в повседнев. жизни. Содерж-ся в учебн. сист. зад-й, гл. обр. игрового хар-ра, обеспечивает высокую активность уч-ся во t раб. на ур. Уч-ся ведут набл-я явл-й прир. и обществ. жизни, проводятся беседы, эксп-ты, дидактич. игры. П-пы: сезонности – изуч. сезон. изм. в прир., краеведч.п-п (4 кл. раздел «Прир. нашего края») и экологич. п-п – раскр-е взаимосв. и взаимозавис. всех явл-й прир. Есть практич., творч. работы, экскурсии. Д. знать и уметь: Назв-я океанов и материков;полож. Р., своего края на карте; прир., эколог. пробл. в этих зонах;Опр-ть стороны гориз., нах-ть географич. об.; объясн. взаимосв. в прир. и м/у прир. и чел. и т.д. УМК «Шк. 2100» Вахрушев «Чел. и прир.». Цели и зад: 1. ознакомл. уч-ся с окр. средой, восп. бережн. отн. к окр. их предметам, сущ-вам. 2. накопл-е, обогащ., систематиз. предст-й о предметах и явл-х прир. 3. обогащ. соц-нравств. опыта. 4. формир. навыков прав. повед. (в семье, шк., на улице и т.д.). П-пы: сезонности; краеведч. матер. практич. отсут-т; экологич., авторский п-п: п-п «Айсберга»: надводн.ч.-теоретич. матер., а подводн. ч.- неожид. ответ детей, дет. интерпрет. П-п «Рюмки»: верх- свед. об окр. мире, середина- сведение зн-й к законам, низ- исп-е теор. зн-й для реш. практич. зад. М-ды и формы обуч.: информац. тех., игровые тех., презентация проектов и творч. работ, групп. раб., тестиров-е, экскурсии. Уч-ся д. уметь см. выше и опр-ть послед-ть осн. историч. соб., соотнос. год с веком, узнавать наиб. распр. лекарств. раст. своего края, оценивать возд-е чел. на прир., ориент-ся на мест-ти с помощью компаса. УМК «Гарм.» Поглазова «Окр. мир». Курс - интегративный, объед. зн-я о прир., чел. и общ-ве, об истории Р. Цели и зад: 1. последов-ое формир. целостн. картины окр. мира; 2. формир. пропедевтич.й базы для дальнейш. успеш. изуч. в основной шк. естественнонауч. курсов; 3. ознакомл. с взаимосв. чел. и прир., чел. и общ-ва; 4. восп. любви к прир. и своему Отеч., уваж. к прошлому своих предков + см. выше. П-пы: сезонности, краеведч., экологич., общеземлеведч.- изуч-е всех тем ч/з соотнес-е с георафич. оболоч. Земли. М-ды и формы: дид. игры, ур. в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах гор. или поселка и др.; ур. исслед-я и эксперимент-й проверки к-л гипотез; ур.-путеш., ур.-заседания экологич. совета, уроки-конфер. УМК «Шк. 21 века» Виноградова «Окр. мир». Отличит. особ-ть – интегрир-й и культурологич. хар-р, что позволяет учит. особ-ти восприятия окр. мира младшими шк-ми, разв. их общую к-ру, эрудицию, творч. способ-ти. Цели и зад:  1. восп. гуман., эмоц.-положит., береж., отн. к миру прир. и окр. миру в целом. 2. восп. береж. отн. к своему здоровью, восп. санитарно-гигиенич. к-ры. + см. выше. П-пы: педоцентрич. (реб. в центре вним.); и культурологич; экологич., п-п сезонности.





^ 6. Хаар-ка шк-х учебников.

ПНШ «Наш мир» (Федотова, Трафимова): 1.Сочет-е инд. раб. в малых гр. и кол-ной раб. 2. Продум-я сист. зад-й разного ур-ня трудности позволяет при освоении кажд. темы и проблемы обеспечить усл., при кот. обуч. идёт впереди разв-я, то есть в ЗБР кажд. уч-ка на основе учёта ур-ня его акт-го разв. 3. Интернет-адреса в учеб-х комплекта приведены в расчёте  на создание усл. исп-я компьютера в шк. и на перспективное разв-е шк. 4. Разнообр-е зад-й позволяет уч-лю исп-ть разные м-ды обуч. : объяс.-ил.; частич.-поиск.; исслед-й; практ. м-ды (упр., практич. раб., экскурсии, моделирование объектов); беседа; раб. с книгой (учебником); наглядные м-ды. 5. Достаточ. кол-во иллюстр., облегч-щих воспр-е, поним-е и запом-е учеб. матер., удобно располож-х и увязанных с текстом; 6. Вкл-ют зад-я, стимулирующие разв-е самост-ти, творч. подхода к поиску ср-в и м-в реш-я поставленных проблем; 7. Продуманное методич. оформл-е (рубрикация, оглавление, предметно-именной указатель, сноски и ссылки); 8. Хорошее внеш. оформл-е (удобный формат, красивый переплет, кач-ая бумага, прочная брошюровка), четкие шрифты. Плешаков «Шк. Р.»: 1. построен на п-пе науч-ти и доступ-ти. Учеб-к учит детей раб-ть с картами, словарями, энцикл., проводить опыты и исслед-я, делать выводы. 2.Есть доп. матер. для тех детей, кот. хотят знать больше по к-л теме. 3. Широкий круг вопросов: от лич. гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чел. и прир. рассм-ся как единое целое. 4. На стр. звучит призыв: «Прир. в опасности!», «Сохраним удивит. мир раст. и жив.!» и.т.д. Зад-я для самост. раб.: «Подумай», «Проверь себя», «Запиши в словарик» учит контр-ть свои знания. 5. Рубр. «Для самых любознат-х» знакомит детей с великими учеными. Рубр. «На след. ур. мы поговорим о том…» - намечается план след. ур. 6. Обозначен материал повыш. трудности и доп. материал. Поглазова «Гарм.»: 1. Сист. зад-й продумана и составлена с учетом разных ур-ней усвоения знаний. + см. всё, что выше и ниже. Вахрушев «Мир и чел.» «Шк. 2100…»: 1. Содерж-е для уч-ся интересное и одновр-но сложн. для воспр-я (пон-я: атом, молекула, виды энергии и т.д.). 2. Инд. и групп. формы раб. 3. Красоч., содержат-ый, интересный. Развив. мышление, речь, самост-ть, навыки самоконтроля и самооценки. + оформл-е +рубрики + творч. зад-я + иллюстр. + раб. с картой. Виноградова «Шк. 21в.»: 1. Уровневая диф-ция обуч., выделен материал, подлежащий обязат. изуч., также имеется более трудный - для диффер-й раб. в кл. и самост. раб. дома. 2. Историч-е предст-я дают возмож-ть осознать, как изм-сь чел., его трудовая д-ть, быт, к-ра, отнош. к миру. 3. Фотогр-и, репродукц. картин рус. худ-ов и рисунки. + рубрики. 4. Творч-е самост. зад-я дети вып-т в тетрадях к учеб. Разв-ся умение нах-ть матер. в др. источ. : энцикл., справочн., интернете и т.д. 4. Есть или нет работа с картой.+ оформление.


^ 8. Практич. м-ды обуч. естеств-ю.

Практич. м-ды обуч. основаны на практич. д-ти уч-ся. Этими м-ми формир-т практич. У и Н. Выд-ют: 1. упр-я – многократн. вып-е умств. или практич. действия с целью овладения им или повышения его кач-ва. Упр. примен-ся на различ. этапах учеб. процесса. 2. лаб. раб. - изучение уч-ся к-л явл-й с помощью спец. оборуд. Это м. б. длит-е набл. уч-ся за отд-ми явл., Н: над ростом раст.и разв. жив., над погодой, ветром, облачностью и т.п. 3. практич. раб. - проводятся после изуч. крупных разделов, тем и носят обобщающий хар-р. Они м. провод-ся не только в кл., но и за пределами шк. (измер-я на местности, раб. на пришк.участке). Набл-еэто непосредст-е, целенаправл. восприя­тие предметов и явл-й окр. мира всеми органами чувств. Набл. предметы и явл-я можно в самой прир. или в по­мещении..Дети набл-т как самост-но, так и под рук. уч-ля. Треб-я: конкрет-ть и систематич-ть. Н. — важнейш. источ. зн-й об окр. мире. Они дают материал, основу, на кот. строятся мыслит. операции. Важным усл. успешности ведения набл-й явл-ся разумный отбор объектов. Прежде всего, для пост-х набл-й следует отобрать объекты вблизи шк. Сам процесс набл. нач-ся с того, что уч-ль предла­гает детям осмотреть объект в целом, чт. у реб. сложилось о нем целостное предст-е. Затем следует орг-ть рассмот­рение предмета по частям. Необходимо ограничить вним-е, со­средоточив его лишь на некот. частях, иногда всего на одной. При таком подходе к на­бл-м уч-к привыкает концен-ть вним. только на том, что ему нужно для реш. данной задачи. Успеху ведения набл. способствует созд. у реб. эмоц-го настроя. Испытанным приемом продуктивных набл-й явл-ся их фиксир-е. С-бы фиксирования разнообр. Это, преж­де всего, зарисовки и раскрашивание контурных рисунков. Делать это можно по памяти или с натуры. Набл-я за погодой фикс-ся с помощью условных зна­ков, кот. даны в рабоч. тетрадях с учетом объема этих набл- в кажд. кл. Для набл. м. выбрать дни с резкими измен-ми в ха-ре погоды. Эти набл-я фиксируются в спец. таблицах. Для этого исп-ся услов. знаки..В 3 и 4 кл. набл-я за погодой в рабочих тетр. м. фиксировать лишь в дни экскурсий.


12. Минералы. М-лы- прир. химич. соед-е (химич. эл-т), возник-щий в рез. опр-х физико-химич. проц., протек-щих в земн. коре или на её поверх-ти. По внутр. строению: 1. аморфные – беспорядоч. распол-е частиц. (это все жидкие и газообр. и некот. тв. мин-лы: опал, янтарь). 2. кристаллич. – ч-цы расп-ся в строго опр-м пор., обр-я кристалич. реш. По физич. св-ва м-лов: 1. тв-сть – способ-ть противостоять внеш. механич. возд-ю (примен-ся шкала Мооса: 10 эталонных м-лов в порядке увелич. их тв-ти. Мин-л царап-т острым концом этал-го). 2. плот-ть – масса единичного объёма вещ-ва (г/м3). Выд-ют: лёгкие (до 2,5 графит, сера); средние (2,5-4 кварц); тяж. (>4 руды металлов: железа, свинца, ртути). 3. цвет – завис. от. осн. химич. состава, примесей, усл. образ-я. 4. цвет черты – способ-ть давать окраш-ю черту на белой форфор-й пластинке с шерохов-й поверх-ю. 5. блеск – интенс-ть света, отраж-го от поверх-ти м-ла. Выд-т: металлич. блеск (золото, платина, медь и т.д.) и неметалл. блеск (больш-во м-лов). 6. спайность – способ-ть раскалыв-ся по опр-ым направл-ям с обр-ем ровных, глад. поверх-тей. 7. прозрач-ть – способ-ть пропуск. свет. Выд-т: прозрач. (горн. хрусталь, топаз), полупрозрач. (изумруд, холцедон), просвечивающие (полевые шпаты), непрозрач. (пирит, магнетит). По химич. составу: 1. самородн-е эл-ты – сост-т из 1 химич. эл-та (золото, платина, графит, алмаз, сера) 2. сульфиды – металлич. блеск, большая плот-ть, невыс. тв-ть (галенит, сфалерит, пирит, халькопирит). 3. галоидные соед-я – обычно мягкие, светлые, часто прозрач. (галит – камен. соль, сильвин). 4. карбонаты – соли угольной к-ты. Небольш. тв-ть, средн. плот-ть, светл. окраска, неметалич. блеск. (кальцит, доломит). 5. сульфаты – соли серной к-ты. Небольш. плот-ть и тв-ть, светлая окраска, наметаллич. блеск. (гипс, ангидрит). 6. фосфаты (апатит – голубой, зелён., розов., бурый и др. цвета). 7. оксиды и гидроксиды - соед-я различ. химич. эл-ов с кислородом. (кварц, халцедон, магнетит, гематит). 8. силикаты – сост-т 75% массы земн. коры. Больш-во из них- природообр-щие м-лы. (слюды, мусковит, биотит, тальк, полевые шпаты). 9. органич-е соед-я – их происх-е связ. с накопл-ем на повер-ти Земли остатков раст-й и жив-х и с послед-щим их измен-ем, чаще всего в усл. недост-ка кислорода. (янтарь, озокерит и др.)




^ 34. Осн. классиф. прир. сообществ.

Прир. сообщ-во – это гр. орг-ов, совместно обитающих на 1 тер-рии и взаимосвяз. между собой. Они бывают антропог. - преобр-е хоз. д-ю на столько что изменена связь его прир-х комп-ов. (с/х, техногенный, городской); и естеств. – сформир-ые в рез-те процессов эволюции видов и изменения климата и почв. И прир. и антропог. различ-ся по источнику энергии, кот. обеспеч-т их жизнед-ть. Автотрофные —на энергетическом самообеспечении. Они разд-ся на фототрофные — потребл. солн. энергию и хемотрофные — исп-е хим. энергию окисления аммиака, соединений серы, железа и т.д. Гетеротрофные —пол-т энергию, уже накопл-ю ранее организмами др. экосистем, или созданными чел. энергетическими устройствами. Так же выд-т: 1. Наземные: располож. на суше (напр., дубрава, луг, степь). ВОДН. - в структуре и функционировании кот. среди абиотических факторов ведущая роль принадлежит воде, служащей средой обитания орг-ов (Мировой океан, реки, озера, пруды, болота и др.): лентические (озёра и пруды – стоячие воды), лотические (родники, ручьи, реки – текучие воды), заболоч. участки с колебл-ся уровнем по сезонам и годам.


^ 28. Основные жизн. формы раст-й.

Согласно И.Г. Серебрякову, жизн. ф.  – формы приспособл-ти видов к жизни в той или иной среде, исторически возникшие под длит. влиянием экологич. факторов. Серебряков разделил на 4 отдела: древесные, полудревесные, наземные травянистые и водные растения. 1. Древесные: а) деревья: -многолетние раст. с 1 одревесневшим стволом, сохраняющимся на протяж. всей жизни раст. Распр-ны от экватор-го до умеренно-холодных поясов. Среди них можно выделить формы “наземных кронообразующих”, где имеются деревья: с прямостоячими стволами, “кустовидные” и “одноствольные с низкими стволами”. Их ствол всегда растет прямо вверх. Среди наземных кронообразующих деревьев имеются жизн. ф. с лежачими стволами – стланцы. Они форм-ся в районах, мало благопр. для жизни древесных растений, – там, где длинная зима, прохладное лето, где часто дуют холодные ветры. б) кустарники многолет. деревянист. раст. высотой 0,8м, не имеющие во взрослом состоянии гл. ствола, а неск-ко или много, часто сущ-щих бок о бок и смен-щих др. др.; продолжит-сть жизни 10—20 лет. Жизн. ф. куст-ка сформир-ась в процессе эволюции под возд. усл. среды с зимними дождями, с сухим и жарким летом и т.д. в) кустарнички – низкий рост стеблей. Гл. стебель, имеющийся лишь в начале жизни, сущ-ет недолго (3–7 лет). На смену ему разв-ся укореняющиеся боковые подземные одревесневающие стебли. Они, как правило, развиваются из спящих почек. Формир. данной жизн. ф. в историческом разв. происходило под влиянием усл. умеренно-холодных, холодных зон и высокогорных областей. 2. Полудревесные растения: полукустарники и полукустарнички - особенно хар-ые для пустынных и полупустынных обл. (разные виды полыней, солянок), формир-ся по п-пу куст-ка, но имеют меньшую продолж-ть жизни скелетных осей (5-8 лет) и к тому же ежегодно (во взрослом состоянии) теряют после цветения всю верхнюю часть своих годичных цветоносных побегов. Остающаяся деревянистая многолетняя система “пеньков” несет на себе почки возобновления, располагающиеся над землей.3. наземные травянистые: а) плодоносящие много раз в своей жизни (травянистые поликарпики) и б) плодоносящие лишь однажды (травянистые монокарпики). 4. водныемноголет. раст., необх. усл.е жизни кот. — пребывание в пресной (большей частью), солёной или солоноватой воде.


^ 29. Культурные растения.

КР – раст., выращ-ые чел. с опр. целью (для получ. продуктов питания, кормов для с.-х. жив., лекарств-го и др. сырья. КР не имеют естеств-го ареала (выращ-ся независ. от места происх-я) и не способны к естеств-му распр-ю. Выращ-ем и развед-м КР заним-ся растениеводство – 1 из осн. отраслей с/х. Исп-я различ. м-ды селекции, учёные создают сорта и гибриды с.-х. к-р, обладающие такими ценными св-вами, как высокая урож-ть, холодостойк-ть, засухоустойч-ть и др. Осн. центры происх. КР по Н.И. Вавилову: 1. Китайский (в-азиатский): соя, просо, гречиха, ячмень, некот-е луки, баклажан, слива, хурма, яблони, опийный мак, чай. 2. Индийский (ю-азиатский): рис, баклажан, огурец, сахарн. тростник, зерновые бобовые, цитр-ые, манго, банан. 3. Среднеазиат-й: пшеница, зерновые бобовые, конопля, абрикос, персик. 4. Переднеазиат-й (з-азиат.): пшеница, ячмень, рожь, виноград, алыча, айва, черешня, инжир, мендаль, грец. орех, дыня, гранат. 5. Средиземномор-й: маслина, больш-во овощных (капуста, петрушка, репа, лук, чеснок, морковь, свекла и др.). 6. Абиссинский: ячмень, кофейное дерево, твердые пшеницы. 7. Центральноамерик-й: кукуруза, фасоль, тыква, перец, какао, батат, авокадо. 8. Ю-америк-й: картофель, табак, арахис, ананас, подсолнечник. Кол-во видов выращ-мых растений перевалило за 25 тысяч. Классиф.: 1. Зерновые и хлебные злаки (рис, кукуруза, пшеница). 2. Бобовые (фасоль, соя). 3. Крахмалоносные (бататы, картофель). 4. Сахароносные (сахарная свекла). 5. Масличные (подсолнух). 6. Волокнистые. 7. Бахчевые (арбузы). 8. Овощные (томаты, укроп). 9. Плодовые растения (ананасы, кокосы). 10. Стимулирующие и наркотические (чай, кофе, мак).

  1   2



Скачать файл (281 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации