Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Ценностные ориентации в древнеегипетской мифологии - файл 1.doc


Реферат - Ценностные ориентации в древнеегипетской мифологии
скачать (77 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc77kb.06.12.2011 12:36скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Реферат


по курсу «Культурология»

Тема: «Ценностные ориентации

в древнеегипетской мифологии»


План

Введение

  1. Религиозные представления древних египтян

  2. Культ фараона

  3. Изобразительное искусство, литература, наука

Заключение

Словарь

Литература
Ввведение

Одна из древнейших мировых культуркультура Древнего Египта — относится к доосевым культурам Древнего Востока и насчитывает почти пять тысячелетий [3, с. 189].

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые — египтологи — считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев: настойчивость, стремление к оригинальности, инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта — родственники негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV в. до н.э. В долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования. Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость [9, с. 41].

Наиболее важными ценностными ориентациями в древнеегипетской культуре были, несомненно, религия Древнего Египта с ее идеей загробного преображения и вечности жизни, а также культ фараона, его обожествление, который требовал беспрекословной покорности правителю, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Согласно этим ориентациям, складывалось особое мировоззрение египтян, этими ценностями были пронизаны все сферы деятельности, изобразительное искусство, литература, письменность, музыка, наука, повседневная жизнь народа.

Необходимо отметить, что египетские иероглифы были разгаданы только в начале XIX века, в 1822 г. гениальным французским филологом Франсуа Шампольоном [7, с. 4], и только после этого ученые смогли прочитать древние письмена и по-настоящему осмыслить религиозные представления древних египтян, культурные особенности могущественной цивилизации.

^ 1. Религиозные представления древних египтян.

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта [3, с. 190]. Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели раные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта — бог Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, как «Солнце в зените» - Ра, как «Солнце перед закатом» - Атум. Исследователи полагают, что счет богов шел на сотни и тысячи [9, с.42].

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах — бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею о сотворении мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка — своим словом. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека, особенно он почитался в Мемфисе. Жрецы других городов возникновение мира видел иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов — бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб — бог Земли и Нут — богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскресающей природы. Осирис был воплощением добра («добрый бог»). Исида — богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания, олицетворяла супружескую верность и материнство. Сын Исиды и Осириса — бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола [9, с.42]. Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу, Осирис был некогда царем Египта. Он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, воскресил Осириса. Но воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка ^ Маат, богине неба, любви и веселья Хаткор, богу луны и письменности Тоту.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые растения, животные, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам-скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия [9, с. 43].

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать матерей». Это Высшее Существо — творец Вселенной — едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя их Бога. Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру [9, с. 44].

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти. Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно важную роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, военной и экономической [9, с. 44].

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах — тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущности. Ведущую роль играла Ка — душа человека, являющаяся его бессмертным двойником [3, с. 88]. Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого будут созданы необходимые условия [9, с. 45].

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Дл того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: душе удобнее вернуться в свое прежнее тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать.

Предполагалось, что если этот путь успешно пройден, то египтянин попал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершими. Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит. Если решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса. Это царство не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; люди не освобождались от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось избежать опасности и он умирал, то эта вторичная смерть была уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека. Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

  1. ^ Культ фараона

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта. Фараон стоял во главе государства. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» - (ном) совпадало с понятием государства [9, с. 41].

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц пред фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона поцеловать его сандалию [9, с. 42].

Литература отождествляет фараона с Гором — правит он землей так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором — победителем бога Сета. Фараон как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), обладает властью над целым космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и прежде всего в величайшем шедевре среди них — пирамиде Хефрена. Властный невозмутимый, с глазами, устремленными в далекий горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат хаоса [4, с. 53].

Благополучие страны обусловлено наличием фараона. В фараоне «воплощались здоровье и зрелость народа». Благодаря фараону Египет находился в том счастливом положении, что в любом аспекте, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регулярность и порядок. Такова теологическая теория власти фараона, однако на практике шла напряженная борьба, обусловленная классовыми и социальными противоречиями древнеегипетского общества.

Не случайно в произведении «Наука для фараона Мерикара», свидетельствующем о высоком уровне культуры политического мышления гераклиополитанской династии, фараон выступает прежде всего как человек. Фараон дает советы другому фараону, своему сыну, причем пользуется рефлексией, знанием вещей и словом, основными факторами в политике. Примечательно, что фараоны дают советы своим преемникам в управлении страной [4, с. 54].

Царственный автор в своей «Науке» приводит ряд примечательных мыслей, например: «богатый народ не восстает», «не гневайся — хорошо самообладание» и т.д. Много внимания уделяется методам борьбы против заговорщиков и мятежников.

Теологическое обоснование власти фараона возникает в силу осознания правящей элитой социальных изменений во времени, что резко подчеркивается в ходе революций и социальных потрясений и желания противостоять им наиболее эффективным способом.

В одном из памятников литературы, описывающем страшные последствия революции, положившие конец Древнему Царству, читаем: «Действительно, законы были выброшены из архивов. Топчутся по ним на публичных площадях».

Возникает проблема сохранения и упрочения существующего общественного порядка, преемственности в управлении Древним Египтом. Концепция власти фараона — это не просто набор рецептов сохранения власти и реализация методов социального управления, а обоснование, хотя и теолого-политическое, власти, объяснение сложившегося порядка вещей в обществе и предсказание того, что произойдет при нарушении данного социума [4, с. 54].

Опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, фараон выступал «связующим единством» в море земледельческих общин, регулируя общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль при этом начала играть письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство [3, с. 190].

И все же особое значение персона фараона имела для всего универсума, включая природу и загробный мир. Яркое представление об этом дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож). Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной.

Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны населения. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов, всякий человек обладал вечной жизненной силой. Но тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. Пирамиды свидетельствовали о сильном неравенстве людей в египетском обществе.

Фараон, вступив на престол, сразу же начинал строить свою пирамиду. Но если он умирал, а пирамида к моменту его смерти оставалась недостроенной, то ее, как правило, не достраивали. Следующий фараон начинал строительство своей собственной пирамиды. Но если строительство заканчивалось до смерти фараона, то это служило гарантией его перемещения на небо, и, тем самым, вхождения в вечность [2, с. 87].

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Эта пирамида вместе с другими пирамидами в Гизе — Хефрена и Михерина — названа одним из семи чудес света [9, с. 45].

Сооружение этих гигантских усыпальниц — яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни, Бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны [3, с.190].
^ 3. Изобразительное искусство,

литература, наука.

Изобразительное искусство Древнего Египта, литература, музыка, даже медицина также развивались под воздействием основных ценностных ориентаций – религии и культом фараона.

^ Изобразительное и монументальное искусство Египта несло на себе печать египетской культуры в целом.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Обелиски нередко покрывались иероглифами.

Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самой большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине II Iтысячелетия до н.э. - он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 метров.

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского изобразительного искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. Искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. Является скульптурный портрет жены АменхотепаIV —Нефертити [9, с. 48].

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, выполняя роль двойников умерших, служат вместилищем их душ.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями [9, с. 49].

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон остается незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта было присуще сугубо плоскостное изображение фигур.

Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Литература Древнего Египта представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания [9, с. 50] .

Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы - «Беседа разочарованного со своей душой».

Примером повествовательной литературы I тыс. до н.э. является «Отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи.

Возникновение египетской письменности относят к XXX веку до н.э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрецы, писцы и вельможи – о распространении грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н.э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое (народное) [9, с. 50].

^ Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведениями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Музыке приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеждением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной [9, с. 51].

Математика развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать вместимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария и шара, рассчитать объем пирамиды.

Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Примерно во II тыс. до н.э. были изобретены древнейшие в человеческой истории часы – водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

Значительных успехов достигла медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Достижением древнеегипетской медицины можно считать учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины – сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих, правда, наряду с вполне рациональными рецептами множество причудливых, колдовских.

Ко II тыс. до н.э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географические карты – на одной из них дан подробный план золотых рудников в Восточной пустыне.

Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, происшедших в годы их царствования [9, с. 52] .

Заключение

Таким образом, наиболее важными ценностными ориентациями в древнеегипетской культуре были религия и культ фараона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем с «жестко закрепленными датами». В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина; имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу [4, c. 64]. Впоследствии они много раз перепевались и повторялись в художественном творчестве почти всех народов и прежде всего в «Песне песней». Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Анакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Горация, Овидия, будут восприняты трубадурами и миннезингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения.

Большое влияние на древние народы имела религия египтян: известен культ египетских богов у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд элементов египетской религии и сделало их своими органическими элементами [4, с. 64]. Многие древнеегипетские религиозные представления восприняты христианством лишь в слегка измененном виде: например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, о мучениях и пытках и т.п.

Существенно и то, что греки усвоили и использовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней культурой Египта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру. Вполне закономерно, что Александрия стала важнейшим центром эллинистического мира: здесь была создана и функционировала самая большая в древности библиотека; здесь подвизался знаменитый философ Филон Александрийский и многие другие ученые и мыслители; здесь же развернули свою деятельность деятели и теоретики раннего христианства, такие, как гностики Валентин и Василид, Клемент Александрийский и Ориген, другие мыслители. Здесь же сталкивались и сплетались разнообразные направления и течения человеческой мысли и человеческих эмоций. И культурное наследие Древнего Египта не могло не сыграть здесь своей исторической роли [4, с. 65].

Словарь.

1. Архетип — прообраз, первоначало, образец [с. 51].

2. Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте [с. 55].

3. Культура — (от лат. - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира [с. 203].

4. Этноцентризм — понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах [с. 583].

^ 5. Элитарная культура — (от лат. élite — отборное, выбранное, лучшее) — субкультура привилегированных групп общества, характеризующееся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью [с. 554].

Литература

  1. Древний Египет. Сказания, притчи / пер. с древнеегипет. И. С. Кацнельсон, Ф. Л. Мендельсон; предисл. И. С. Кацнельсон. - М.: Совпадение, 2000. - 171 с. - ISBN 5-85302-201-6.

  2. Пигалев, А. И. Культурология: учеб. пособ. / А. И. Пигалев. - Волгоград: Изд-во Волгоград. Ун-та, 1999. - 420 с. - ISBN 5-85534-081-3.

  3. Культурология: учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. Г. В. Драча. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 576 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-03407-0.

  4. Поликарпов, В. С. Лекции по культурологии / В. С. Поликарпов. - М.: Гардарика: Экспертное бюро, 1997. - 344 с. - ISBN 5-7357-0139-8.

  5. Культурология XX век. Словарь. - Спб: Университетская книга, 1997. - 640 с. - (Культурология. XX век). - ISBN 5-7914-0022-5.

  6. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: сборник / А. Дж. Тойнби; под ред. В. И. Уколовой, Д. Э. Харитоновича; пер. с англ. Е. Д. Жаркова; вступ. ст. В. И. Уколовой. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 640 с. - ISBN 5-8112-0063-3.

  7. Рак, И. В. Легенды и мифы Древнего Египта / И. В. Рак. - Спб: Нева:Университетская книга, 1997. - 179 с.: ил. - ISBN 5-87516-068-3.

  8. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; сост.: М. И. Левина, П. П. Гайденко; пер. с нем. М. И. Левиной; вступ. ст. П. П. Гайденко: коммент. В. Н. Катасонова. - 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527 с. - (Мыслители XX века). - ISBN 5-250-02454-8.

  9. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / под ред. А. Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 600 с.: ил. - ISBN 5-85178-043-6.



Скачать файл (77 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации