Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по истории России - файл 1.doc


Билеты по истории России
скачать (1014 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1014kb.06.12.2011 13:20скачать


1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Билеты по истории.

1. Славяне в древности.

Славяне, как считает большинст­во историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археоло­гическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тыся­челетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под име­нем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н.э.).

В эпоху Великого переселения народов (III — VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили террито­рию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяй­ство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разруше­нии дунайской границы Византии.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славя­нами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их.

Основным занятием восточных славян было зем­леделие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнару­жившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.).

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья под­рубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковата и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами соби­рали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зерно­терками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Сла­вяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабоче­го скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничест­во (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяй­ства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Об­щинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность тер­ритории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела опреде­ленной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу меж­ду семьями.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинни­ками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась ста­рая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутрен­них ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рын­ка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и оборо­ны от внешних врагов.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или де­тинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естест­венная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треуголь­ника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под зашитой крепо­стных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремес­ленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной спе­циальности, - слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Напри­мер, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании вос­ходит к концу V — VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укреп­ления.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни реша­лись на народных собраниях - вечевых сходах.

Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сот­ни''). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организа­цией была дружина. По археологическим данным и византийским ис­точникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI — VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княже­ские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвра­щались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

2. Расселение, соседи, верования.

Восточные славяне за­нимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными фин­но-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассими­ляции (смешивания) народов. В VI— IX вв. славяне объединялись в общ­ности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-полити­ческий характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количе­ства родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике)

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных расколок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летопис­ным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К за­паду от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной рассели­лись дреговичи (от слова "дрягва" - болото), которые по Западной Дви­не соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как счи­тают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тивер­цы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жи­ли кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть за­падных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племен­ных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "русь". Историки полагают, что так звали одно из племен, жив­шее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина "русь". Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские лет­то-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с вос­точными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, каре­лы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На вос­токе от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их сосе­дями были башкиры. Южнорусские степи в VIII - IX вв. занимали мадья­ры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселе­ния в район озера Балатон сменили в IX в. печенега. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господ­ствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Ду­найская Болгария и Византийская империя.

Древние славяне были язычниками. На ран­ней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сло­жился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял раз­нообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель ско­товодства; Мокошь - оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различ­ных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что гово­рит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного един­ства.

3. Создание государства Киевская Русь. Нормандский элемент.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединении был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI — VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейши­не Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занима­ла территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Ме­стоположение Артании разными исследователями определяется неоди­наково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение "Русь", включавшее в себя и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использова­нием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетель­ства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Ви­зантию, приносили дружинникам и князьям значительную военную до­бычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского обще­ства. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала склады­ваться государственность.

Русский летописец начала XII в., пытаясь объ­яснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скан­динавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племе­нем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в за­висимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами". Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил ос­нованием для появления так называемой норманской теории возникно­вения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.- Ф. Миллером и Г.- З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как прави­ло, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь за­метного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям -верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном про­исхождении той или иной династии типична для древности и средневе­ковья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосак­сов и создании Английского государства, об основании Рима братья­ми Ромулом и Ремом и т.п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского госу­дарства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции госу­дарственности сложились задолго до призвания варягов. Государствен­ные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоя­тельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следова­тельно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколь­ко о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматри­вать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рю­рика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призва­нии варягов является плодом тенденциозного сочинительства, поздней­шей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходивши­ми либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встре­чается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полу­тора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

4. Принятие христианства на Руси. Причины, особенности и значение.

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).
5. Формирование феодальных отношений на Руси.

Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений.

Формирование фео­дальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладе­ния, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины X в. характер социально-экономических отноше­ний определяли даннические отношения. Метод — сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде нака­зания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Социально-экономические отношения обусловили и социаль­ную структуру древнерусского общества. О характере этой структу­ры можем судить на основе изучения свода законов того времени — “Русской Правды”, первая часть которой была составлена по инициа­тиве Ярослава Мудрого (1019—1054). Согласно “Русской Правде” в Киевской Руси существовало две группы населения: “люди служилы и неслужилы”, “сели княжи люди” и просто люди. Первые лично слу­жили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре — верхушка зна­ти, а среди простого люда — смерды, закупы и рядовичи.

Основной массой населения Древнерусского государства яв­лялись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убий­ство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусво­бодное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя.

Много статей “Русской Правды” посвящено рабам, извест­ным под названием “челядь” или “холопы”. Большинство истори­ков склоняются к тому, что “челядь” — термин более раннего пери­ода, который употребляется наравне с новым названием “холоп”. Холопы были полностью бесправны — ударивший свободного чело­века холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свиде­тельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь цер­ковному покаянию.

Кроме холопов, “Русская Правда” называет закупов, рядо­вичей и изгоев. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не сов­сем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же — это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на во­лю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным на­казаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин).

Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей. В отличие от классического здесь землевладение развивалось в виде вотчин (свободно отчуждаемой и наследуемой собственности), а не условного держания. Не была развита система вассалитета-сюзеренитета. Ог­ромную роль играл государственный сектор в экономике страны. Наличествовало значительное число свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с мно­гоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

6. Монголо-татарское нашествие на Русь. Система Ордынского государства.

В начале XIII в. в Цен­тральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии» эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами.

Монголы имели хорошо организованное вой­ско, сохранявшее родовые связи. Как и другие народы, проходящие стадию становления государства, мон­голы отличалось силой и монолитностью. Отсюда заинтересованность в расширении пастбищ и в организации грабительских походов на сосед­ние земледельческие народы, которые находились на значительно более высоком уровне развития, хотя и переживали период раздробленности. Это значительно облегчало осуществление завоевательных планов мон­голо-татар.

До нападения на Русь монголы уже захватили огромные территории в Средней Азии, на Кавказе.

31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских кня­зей накануне нашествия Батыя. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились. Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей на Русь вернулась только десятая часть войска.

Возвращаясь в степи, монголы пред­приняли неудачную попытку захватить Волжскую Болгарию. Разведка боем показала, что вести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый (1227-1255), получивший от своего деда в наследство все территории на западе, "куда ступит нога монгольского коня". Его главным военным советником стал Субедей, хорошо знавший театр будущих военных действий.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. В 1236 г. монголы ов­ладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые народы Степи. Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосре­доточились на реке Воронеж, нацелившись на русские земли. На Руси знали о нависшей грозной опасности, но княжеские распри помешали объединить силы для отпора сильному и коварному врагу. Отсутствова­ло единое командование. Укрепления городов возводились для обороны от соседних русских княжеств, а не от степных кочевников. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам не уступали мон­гольским нойонам и нукерам. Но основную массу русского войска со­ставляло ополчение - городские и сельские ратники, уступавшие мон­голам в вооружении и боевых навыках. Отсюда оборонительная такти­ка, рассчитанная на истощение сил противника.

В 1237 г. Рязань первой из русских земель подвер­глась удару захватчиков. Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи. Монголы осадили Рязань и направили послов, кото­рые потребовали покорности и одну десятую часть "во всем". Последо­вал мужественный ответ рязанцев: "Если нас всех не будет, то все ваше будет". На шестой день осады город был взят, княжеская семья и ос­тавшиеся в живых жители перебиты.

В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимнро-Суздальскую землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на границе Рязан­ской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло владимир­ское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной Руси.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир. Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск закры­лись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.

После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всево­лодович еще до подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить (правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

Монгольские орды двинулись на северо-запад Руси. Всюду они встречали упорное сопротивление русских. Две недели, например, обо­ронялся далекий пригород Новгорода - Торжок. Северо-Западная Русь была спасена от разгрома, хотя и платила дань.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи, чтобы восстановить потери и дать отдых устав­шим войскам. Отход носил характер "облавы". Разделившись на от­дельные отряды, захватчики "прочесывали" русские города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены. Наибольшее сопро­тивление монголам оказал в период "облавы" Козельск, державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".

Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью - Черниговское княжество. Осенью сле­дующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили Киев. В следующем 1241 г. нападению подверглось Галиц­ко-Волынское княжество.

После разгрома Руси монгольские орды двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балкан­ские страны. Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако в конце 1242 г. их постиг ряд неудач в Чехии и Венгрии. Из далекого Каракорума пришло известие о смерти великого хана Угедея - сына Чингисхана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. Батый повернул свои войска обратно на восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской государственности от монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов нашей страны, принявших на себя пер­вый удар захватчиков. В ожесточенных боях на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой, развернувшейся в тылу их войск.

В середине XIII в. одни из внуков Чингисхана Хубулай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальная часть Монгольской державы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме. Один из сыновей Чингисха­на - Чагатай (Джагатай) получил земли большей части Средней Азии, а внук Чингисхана Зулагу владел территорией Ирана, частью Передней и Средней Азии и Закавказья. Этот улус, выделенный в 1265 г., по имени династии называют государством Хулагуидов. Еще один внук Чингисха­на от его старшего сына Джучи - Батый основал государство Золотая Орда.

Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, распо­ложенных в степи, бившие земли Волжской Болгарии и кочевых наро­дов, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в переводе на русский язык обозначает дворец). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего вре­мени. В начале XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342).

Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с за­хватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государ­ственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной ад­министрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Сред­ней Азии, Прикаспия, Причерноморья.

В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович (1238-1246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощеч­ку ("пайдзу"), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместни­ков-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следив­ших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неми­нуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было ор­ганизовано 14 подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вас­сальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще не­достаточно. Так, например, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на вос­становление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения - "запись в число". В города посылались бесермены (мусульманские купцы), ко­торым на откуп отдавался сбор дани. Размер дани ("выхода") был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сна­чала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась "запросами" - единовременными по­борами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар.

Перепись населения в 50-60-х годах XIII в. отмечена многочислен­ными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII в. был передан в руки русских князей.

Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и куль­турному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправ­лялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и не­когда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на се­вер, южные благодатные почвы получили название "Дикое поле". Мас­совому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упро­стились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономиче­ское развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздроблен­ность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Бы­ли нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии "юг - север" (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Визан­тией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направ­ленность на "запад - восток". Замедлились темпы культурного развития русских земель.

7. Борьба Руси с шведско-немецкой агрессией. Александр Невский.

Побережье от Вислы до восточ­ного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финно-угорскими (эсты, карелы и др.) пле­менами. В конце XII - начале XIII вв. у народов Прибалтики заверша­ется процесс разложения первобытно-общинного строя и складывания раннеклассового общества и государственности. Наиболее интенсивно эти процессы протекали у литовских племен. Русские земли (новго­родские и полоцкие) оказывали значительное влияние на своих запад­ных соседей, у которых еще не было развитой собственной государст­венности и церковных институтов (народы Прибалтики были язычни­ками).

Наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства "Drang nach Osten" (натиск на Восток). В XII в. оно начало захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Бал­тийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибал­тийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Се­веро-Западную Русь было санкционировано римским папой и герман­ским императором Фридрихом П. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы.

Для завоевания земель эстов и латышей из раз­битых в Малой Азии отрядов крестоносцев был создан в 1202 г. рыцар­ский Орден меченосцев. Рыцари носили одежду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианиза­ции: "Кто не желает креститься, тот должен умереть". Еще в 1201 г. рыцари высадились в устье реки Западная Двина (Даугава) и основали на месте латышского поселения город Ригу в качестве опорного пункта для подчинения земель Прибалтики. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Прибалтики, основав на месте эстонского поселения город Ревель (Таллинн).

В 1224 г. крестоносцы взяли Юрьев (Тарту). Для завоевания земель Литвы (пруссов) и южнорусских земель в 1226 г. прибыли рыцари Тев­тонского ордена, основанного в 1198 г. в Сирии во время крестовых походов. Рыцари - члены ордена носили белые плащи с черным кре­стом на левом плече. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а еще через два года - от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить свои силы. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонами, образовав отделение Тевтонского ордена - Ливонский орден, названный так по наименованию террито­рии, заселенной племенем ливов, которую захватили крестоносцы.

Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завое­вателями.

В июле 1240 г. тяжелым положением Руси попытались воспользо­ваться шведские феодалы. Шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижора, ры­царская конница высадилась на берег. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославич, которому было в то время 20 лет, со, своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. "Нас немно­го, - обратился он к своим воинам, - но не в силе Бог, а в правде". Скрыто подойдя к лагерю шведов, Александр со своими дружинниками ударил по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли.

Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийско­му побережью. (Петр I, подчеркивая право России на Балтийское побе­режье, в новой столице на месте битвы основал Александро-Невский монастырь.)

Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили город Из­борск. Вскоре из-за предательства посадника Твердилы и части бояр был взят Псков (1241). Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог своим соседям. А борьба между боярством и князем в самом Новгороде завершилась изгнанием Александра Невского из города. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от стен Новгорода. По требованию веча Александр Невский возвратился в город.

Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил Псков, Изборск и другие захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр Невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Летописец писал о нем: "Побеждая везде, а не победим николи же". Александр разместил вой­ска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возмож­ность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы ма­невра. Учитывая построение рыцарей "свиньей" (в виде трапеции с ост­рым клином впереди, который составляла тяжеловооруженная конница), Александр Невский расположил свои полки в виде треугольника, ост­рием, упиравшимся в берег. Перед сражением часть русских воинов была снабжена специальными крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получив­шая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр рус­ской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую "свинью". Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их нов­городцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и про­валивался под тяжеловооруженными воинами. Русские преследовали противника, "секли, несяся за ним, как по воздуху", - записал летопи­сец. По данным Новгородской летописи, в битве погибло "немец 400, и 50 взято в плен" (немецкие хроники оценивают число погибших в 25 рыцарей). Плененные рыцари с позором были проведены по улицам Господина Великого Новгорода.

Значение этой победы состоит в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост ос­вободительной борьбы в Прибалтике. Однако, опираясь на помощь рим­ско-католической церкви, рыцари в конце XIII в. захватили значитель­ную часть Прибалтийских земель.

Александр Невский, с 1252 по 1263 г. стал великим князем Владимирским. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

Став великим князем, Невский неоднократно вынужден был силой оружия устанавливать порядок в своих владениях, подавлять народные волнения, направленные, в первую очередь, против власти Орды. В 1263 г., на обратном пути из Орды он скончался.

Политические итоги его правления неоднозначны. С одной стороны, он сумел остановить шведско-немецкую агрессию и сохранить северо-западные русские земли. С другой – он ничего не сделал для борьбы с монголо-татарами. Фактически он содействовал окончательному установлению ордынского ига.

8. Дмитрий Донской и политика Москвы при его потомках.

Дмитрий (1359-1389) получил престол девяти­летним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский влади­мирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) - единственной каменной крепости на территории севе­ро-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.

Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период "великой замятни" (50-60-е гг. XIV в.) - ослабле­ния центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы "прощупывали" друг друга. В 1377 г. на р. Пьяна (около Нижнего Новгорода) московская рать была сокрушена ордынцами. Однако закре­пить успех татары не смогли. В 1378 г. войско мурзы Бегича было раз­бито Дмитрием на р. Вожа (Рязанская земля). Эти сражения были пре­людией к Куликовской битве.

В 1380 г. темник Мамай, при­шедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войска на Русь. Княжеские дружины и ополчения из боль­шинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись на­встречу татарам, пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени ре­шение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей. В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядва в Дон. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк рус­ских и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что одержал победу. Однако последовал не­ожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохта­мыш. Борьба между Москвой и Ордой еще не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указав­шего броды через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой внезапно напал на Москву. Еще до похода татар Дмитрий выехал из столицы на север, чтобы собрать новое ополчение. Население города организовало оборо­ну Москвы, восстав против бояр, в панике устремившихся из столицы. Москвичи сумели отбить два штурма врага, впервые применив в бою так называемые тюфяки (кованые железные пушки русского производства).

Понимая, что штурмом город не взять и опасаясь подхода Дмитрия Донского с войском, Тохтамыш заявил москвичам, что пришел воевать не против них, а против князя Дмитрия, и обещал не грабить город. Обманом ворвавшись в Москву, Тохтамыш подверг ее жестокому раз­грому. Москва вновь была обязана платить дань хану.

Несмотря на поражение в 1382 г., русский народ после Куликовской битвы уверовал в скорое освобожде­ние от татар. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое круп­ное поражение. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра - организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благо­даря Куликовской победе был уменьшен размер дани. В Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди осталь­ных русских земель. Разгром ордынцев в Куликовском сражении значи­тельно ослабил их мощь. На Куликово поле шли жители из разных рус­ских земель и городов - вернулись же они с битвы как русский народ.

Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Влади­мирское своему сыну Василию (1389-1425) по завещанию как "отчину" московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

После смерти Василия в стране началась феодальная война. Она закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Московского княжества вошли Муром (1343), Нижний Новгород (1393) и ряд земель на окраи­нах Руси.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533).

Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. В тоже время отмечено, что он не раз прибе­гал к коварству и интригам. Иван III - одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул "Государя всея Руси". При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль. При нем было окончательно свергнуто ненавистное золотоор­дынское иго. При нем в 1497 г. был создан первый Судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского импе­ратора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин "Россия".

Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объедине­ние северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ива­на III. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как ее бояре принесли присягу Ивану III, подошедшему к городу с большим войском. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысло­вом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северс­кие) перешли от Литвы к Московскому князю.

Иван III принял решительные меры к подчинению Новгорода. В походе 1471 г. участвовали войска всех под­властных Москве земель, что придало ему общерусский характер. Нов­городцев обвиняли в том, что они "отпали от православия к латинству". Решающее сражение произошло на реке Шелонь. Новгородцы были разбиты. Окончательно Новгород был присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г. Из города был увезен в Москву вечевой колокол. Противников Москвы переселили в центр страны. Но Иван III, учитывая силу Новгорода, оставил за ним ряд при­вилегий: право вести сношения с Швецией, обещал не привлекать нов­городцев к несению службы на южных границах. Городом теперь управ­ляли московские наместники.

Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.

26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же чис­лом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвое­ванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Ново­девичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской бого­матери — защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в со­став России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией. Раздробленность постепенно сменялась цен­трализацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул "Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимир­ского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель".

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя ("обояривание князей"). Эти княжества теперь назывались уез­дами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также "боярами-кормленщиками", так как за управление уездами полу­чали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и слу­жебного положения предков, их заслуг перед Московским великим кня­зем.

Начал складываться централизованный аппарат управления.

9. Освобождение Руси от татаро-монгольского ига.

В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угра. Во главе ордын­ских войск стоял Ахмед-хан, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмед-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно.

Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес со­крушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

Свержение татаро-монгольского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного разви­тия. Сильно возрос международный авторитет Московского княжества, как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала су­ществовать как независимое государство Восточной Европы, но уже в новом качестве. Именно с этого времени объединение русского государ­ства вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского госу­дарства, хотя термин “Россия”, “Российское государство” формально в политический лексикон входит во времена правления Ивана IV.
10. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Факти­чески государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского - выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глин­ских. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые высту­пления в ряде русских городов.

Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь проведения структурных реформ.

Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название Избранная рада. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Во­ротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещен­ского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Из­бранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув со­вершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия цар­ского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук москов­ского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царст­во, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем.

В период, когда складывалось централизованное государство, а так­же во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательно­го и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе иг­рала Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль ста­рой боярской аристократии.

Возник новый орган власти - Земский собор. Земские соборы соби­рались нерегулярно и занимались решением важнейших государствен­ных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В пе­риод междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Су­дебник (утвержден в 1550 г.) и наметил программу реформ.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственно­го управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда говорили) боярам. Так появи­лись первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государствен­ного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артил­лерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал). Ино­странными делами управлял Посольский приказ, финансами - приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ, холопами - Холопий приказ. Были приказы, ведав­шие определенными территориями, например, приказ Сибирского двор­ца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца - присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1014 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации