Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Учет как функция управления в строительстве - файл 1.doc


Контрольная работа - Учет как функция управления в строительстве
скачать (93 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc93kb.06.12.2011 13:29скачать

содержание

1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА
Специальность 08.01.09 Бухгалтерский учет, анализ и аудит


Контрольная работа

По дисциплине:

«Бухгалтерский учет и анализ в строительстве»

Екатеринбург

2010

Тема 1. Учет как функция управления в строительстве

1.1 Правовые основы, экономическая сущность и субъекты договора строительного подряда.


Правильно составленный договор строительного подряда является первой ступенью предпринимательского успеха подрядных организаций. В этой связи еще на стадии заключения следует учесть, что по объему охватываемых вопросов договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров. Это вызвано, в первую очередь, широтой охватываемых им вопросов, таких, как: поставка материалов; установка технологического оборудования;
условия и график сдачи и оплаты различных этапов работ;
устранение недостатков, обнаруженных после сдачи объекта и т.д.
Обязательным приложением договора строительного подряда является утвержденная проектно-сметная документация. Следовательно, действующее законодательство не допускает, даже по воли всех участников процесса капитального строительства, осуществления строительных работ без проектно-сметной документации. Проектно-сметная документация служит для определения количества различных ресурсов, необходимых для осуществления работ, предусмотренных договором строительного подряда. Выявленные таким образом данные, могут служить основанием для определения стоимостных показателей при формировании договорной цены на строительные работы.

Субъектный состав договора строительного подряда зависит от того, какие именно отношения имеют место в конкретном случае. Возможными вариантами могут быть:

а) в качестве заказчика фигурирует государство в лице его министерств или других органов;

б) заказчиком объекта строительства является другой хозяйствующий субъект;
в) строительные работы осуществляются для удовлетворения личных потребностей заказчика как физического лица.

Конкретные отношения по реализации отношений между участниками процесса капитального строительства регламентируются соответствующими юридическими нормами, например, отношения, возникающие, когда государство является заказчиком объекта строительства, регламентируются параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где определена специфика подобных отношений, в частности, там отмечено следующее: подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей российской федерации или субъекта российской федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. При этом следует заметить, что, в соответствии с нормами ГК РФ, муниципальные образования, а также государственные предприятия не наделены правом заключения контрактов со статусом государственного. Между тем, бухгалтерский и налоговый учет затрат, связанных с осуществлением строительных работ, финансируемых за счет бюджетов разных уровней или внебюджетных фондов, имеет свои особенности. Это замечание касается, в частности, вопроса применения отраслевых рекомендаций и указаний по определению себестоимости строительных работ.

Согласно п. 3 ст. 740 ГК РФ в тех случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются нормы договора бытового подряда.
ГК РФ не дает исчерпывающий перечень субъектов договора строительного подряда. В частности, это касается инвесторов, финансирующих процесс капитального строительства. определение, роль и место инвестора в процессе капитального строительства изложены в Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (закон N 39-ФЗ). В настоящее время имеет место неоднозначное толкование Гражданским кодексом РФ и законом N 39-ФЗ некоторых понятий, используемых в ходе осуществления капитального строительства. Это, в частности, касается субъектного состава договора строительного подряда, понятийного аппарата и терминологии. Данные противоречия нередко затрудняют практическое применение отдельных типов договоров строительного подряда.
Представляется, что субъектами инвестиционной деятельности при применении договора строительного подряда необходимо его положения формировать в соответствии с требованиями Федерального закона N 39-ФЗ.
Кроме того, существуют противоречия в понятийном аппарате нормативных документов Госстроя Российской Федерации и государственного комитета по статистике. Данное замечание, в частности, касается таких понятий как: "здания", "сооружения", "стройка", "строительные работы". Существующее положение, когда отсутствует четкая и однозначная трактовка понятий в различных действующих нормативно-правовых документах, нередко вызывает значительные трудности, связанные с юридическим толкованием и регулированием взаимоотношений участников капитального строительства.
При осуществлении сложных строительных работ субъектом договора строительного подряда может являться инженер или специализированная организация. Его место и роль регламентируются ст. 749 ГК РФ, где отмечено, что заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно, без согласия подрядчика, договор об оказании заказчику инженерных услуг с соответствующим инженером или инженерной организацией. следовательно, в подобном случае, в договоре строительного подряда должны быть определены функции инженера (инженерной организации), связанные с осуществлением им своих обязательств. Полномочия данного субъекта договора строительного подряда сводятся к осуществлению инженерного надзора и контроля за ходом строительных работ. Его указания и требования исходят от имени заказчика и обязательны для подрядной строительной организации. Смысл привлечения инженера (инженерной организации) заключается в том, что заказчик не обладает специальными знаниями, но желает получить объект надлежащего качества. Когда привлекается инженер (инженерная организация) заказчик идет на дополнительные затраты, связанные с оказанием инженерных услуг. В то же время, в соответствии с п. 4 ст. 749 ГК РФ, подрядчик, который ненадлежащим образом выполнил работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом. Следует отметить, что, в соответствии с п. 2 ст. 748, если заказчиком обнаружены недостатки, но он не сделал такого заявления подрядчику, то он теряет в дальнейшем право ссылаться на обнаруженные им недостатки.
К особенностям договора строительного подряда можно отнести наличие в нем положений об условиях сдачи и приемки выполненных строительных работ или объекта строительства, если речь идет о строительстве "под ключ". Это требование договора осуществляется только в письменной форме, путем подписания сторонами договора строительного подряда актов установленных форм. Кроме того, юридически значимыми для сторон являются сроки начала и окончания строительства. В частности, с точки зрения организации бухгалтерского и налогового учета эти факторы имеют важнейшее значение.
Важным аспектом правового регулирования взаимоотношений субъектов договора строительного подряда, обусловленным технической сложностью предмета договора и тем, что возможные дефекты могут быть скрыты при производстве работ, и их обнаружение при приемке может быть затруднено, является предельный срок обнаружения недостатков, то есть гарантия качества исполнения строительных работ. В соответствии со ст. 756 ГК РФ предельный срок обнаружения недостатков, допущенных подрядными организациями в ходе осуществления строительных работ, составляет пять лет.
Особенности, свойственные договору строительного подряда, обусловливают его функциональную направленность. В качестве основных функций договора строительного подряда можно выделить: фондосоздающую; инвестиционную; социальную; стабилизирующую. Строительство удовлетворяет потребности хозяйствующих субъектов в строительстве или обновлении их основных фондов. Этим объясняется резкое увеличение спроса на строительную продукцию в периоды роста экономики отдельно взятой страны.

В соответствии с законодательством Российской Федерации инвестиционную деятельность в рамках договора строительного подряда могут осуществлять как физические лица, так и хозяйствующие субъекты, в том числе иностранные. Это позволяет развивать экономику строительной отрасли на основе негосударственных инвестиций, а также предоставляет заказчику выбор в подборе инвесторов в вопросах, связанных с реализацией строительных программ.
Социальная функция договора строительного подряда заключается в увеличении рабочих мест, связанных с выполнением строительных заказов, что позволяет снизить уровень безработицы. Кроме того, жилищное строительство по договорам строительного подряда в значительной мере способствует решению жилищного вопроса граждан страны.

Нормативно-правовая основа договора строительного подряда включает в себя: федеральные законы, регулирующие данную деятельность; госты; подзаконные правовые акты; отраслевые указания, рекомендации, положения, приказы, инструкции; СНиПы и др. При этом основными документом, регулирующими договор строительного подряда на федеральном уровне, является ГК РФ.

Договор строительного подряда относится к наиболее сложным видам договоров с точки зрения широты охвата различных вопросов, возникающих при строительстве. В части регулирования договора строительного подряда ГК РФ содержит как обязательные, так и необязательные нормы, то есть нормы, используемые применительно к конкретным ситуациям, с помощью которых учитываются специфика и все особенности, предъявляемые заказчиком к конкретному объекту капитального строительства. Содержание отдельного договора строительного подряда может зависеть от: масштаба стройки; желаний сторон; состава субъектов договора и их юридической подготовки и т.д. из этого можно сделать вывод о том, что нет формы договора строительного подряда "на все случаи", и практически всегда существует необходимость формирования структуры договора исходя из конкретных обстоятельств.

При любом сочетании субъектов процесса капитального строительства заказчик является основным. Данное утверждение основано на том, что именно он:
инициирует строительство; определяет условия работы подрядных организаций;
отвечает за разработку проектно-сметной документации; предоставляет для строительства земельный участок; является потребителем законченного объекта строительства.
Правовое регулирование приемки и сдачи строительных работ регламентируется ст. 753 ГК РФ, где, в частности, отмечено, что заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке. если иное не предусмотрено договором, то работы по сдаче выполненных строительных работ осуществляются за счет заказчика объекта строительства. Кроме того, заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

Существенным элементом договора строительного подряда является порядок оплаты строительных работ, а также условия проведения взаимных расчетов, осуществляемые сторонами договора. Оплата работ по договору строительного подряда осуществляется на основе правовых норм статей 746 и 711 ГК РФ. В статье 746 отмечено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. Из этого следует, что субъекты договора строительного подряда могут применять те сроки, варианты, формы и порядок оплаты строительных работ, относительно которых они достигли согласия. Кроме того, согласно ст. 711, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненных строительных работ или отдельных их этапов, то заказчик обязан уплатить подрядчику договорную цену после окончательной сдачи результатов работ, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо, с согласия заказчика, досрочно. То есть, из текста ст. 711 ГК РФ невозможно определить, когда именно заказчик должен оплатить выполненные работы подрядчику. Формулировка: "после окончательной сдачи результатов работ:" не определяет конкретный срок. Из этого следует вывод о том, что лучше вопросы, связанные с условиями и сроками оплаты, проработать на стадии заключения договора строительного подряда. Кроме того, важно указать в договоре форму оплаты строительных работ, так как ГК РФ не устанавливает, каким именно образом заказчик должен погасить свою задолженность перед подрядной организацией. Другими словами, субъектами строительного подряда могут быть предусмотрены любая форма и порядок оплаты стоимости строительных работ, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Если договором строительного подряда прямо не запрещено выполнение отдельных работ или всего объема работ третьей стороной, то законодательство допускает выполнение своих обязательств субъектами договора таким образом. Другими словами, генподрядная организация может привлекать подрядные, а подрядная - субподрядную, субподрядная - субсубподрядную, и, по такому принципу, могут образоваться довольно сложные хозяйственные отношения участников процесса капитального строительства. В связи с этим, систему договорных отношений, связанных с осуществлением капитального строительства, необходимо рассматривать как сложную комбинацию договоров строительного подряда между рядом хозяйствующих субъектов.
Таким образом, особенности договора строительного подряда и юридическая незавершенность нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в ходе осуществления строительных работ, требуют значительных усилий, направленных на регламентацию взаимодействия участников процесса капитального строительства. Кроме того, особую актуальность при этом приобретают вопросы, связанные с организацией налогового, финансового, а также управленческого учета.

^ 1.2 Отраслевые особенности строительства и их влияние на учет

Технология строительного производства имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на организацию аналитического и синтетического учета.

В ходе строительства изготавливаемая продукция - возводимые объекты - остается на месте, а бригады рабочих и строительная техника переходят на новые объекты. Перемещение рабочей силы и строительной техники требует дополнительных расходов на перевозку, транспортировку, демонтаж и монтаж строительных машин и механизмов. Отдельные расходы (на демонтаж и монтаж строительных машин и механизмов и другие) собирают в учете с последующим распределением по соответствующим периодам и объектам учета.

В строительстве имеются большие остатки незавершенного производства, которые образуются вследствие продолжительности рабочего периода и одновременности ведения работ на многих объектах. При больших объемах незавершенного производства важное значение имеют точная его оценка и отражение в учете, а также распределение затрат между незавершенным производством и готовой строительной продукцией, так как от этого зависит правильность определения себестоимости строительно-монтажных работ.

Строительное производство все время находится под воздействием различных факторов, порой трудно учитываемых. К ним относятся: климатические условия, грунтовые воды, рельеф и геология площадки строительства и т. д. Изменения температуры воздуха, дожди, снегопады и т. п. затрудняют производство строительно-монтажных работ, нарушают их ритмичность и оказывают определенное влияние на организацию учета. При производстве строительно-монтажных работ в зимнее время возникают дополнительные затраты труда, материалов, а также тепловой и электрической энергий, которые необходимо отражать на счетах бухгалтерского учета.

На строительных площадках и объектах хранится большое количество материалов открытого хранения (кирпич, песок, гравий, щебень и другие). Их нахождение продолжительное время на открытом воздухе при воздействии метеорологических условий приводит к снижению потребительной стоимости. В течение месяца материалы открытого хранения расходуются без оформления документов. В целях правильного отражения в учете фактического расходования материалов ежемесячно по материалам открытого хранения проводится инвентаризация. Это требует дополнительных затрат рабочего времени на определение ежемесячного расхода материалов, списание естественной убыли.

В некоторых случаях строительство осуществляется в сложных условиях: на территории действующих предприятий, в недоступных для транспорта местах, вблизи линий электропередач. Каждый новый объект строительства имеет свои особенности. Его сооружение осуществляется в индивидуалДьных условиях с применением индивидуальной сметно-технической документации, с учетом определенного рельефа, грунта и др., поэтому в строительстве затруднено применение нормативного метода учета затрат. Так как строительство ведется одновременно на многих объектах и на обширной территории, сложно обеспечить централизацию учета, поэтому применяется позаказный метод учета затрат.

Строительное производство отличается также сложностью производственных связей. Возведение объекта требует большого числа людей различных строительных специальностей. На строительной площадке одновременно работают общестроительные, специализированные, пусконаладочные организации и другие. Технологический процесс производства осуществляется под руководством ведущей строительной организации (генерального подрядчика), которая заключает договора с заказчиками (застройщиками) на выполнение всех работ, а затем для выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ привлекает специализированные управления, которые выступают в роли субподрядчиков.

Участие в строительстве заказчика, генерального подрядчика и субподрядчиков ведет к формированию сложной системы их взаимоотношений, которая должна правильно отражаться в бухгалтерском учете. Генеральный подрядчик оказывает субподрядчикам различные услуги, связанные с выполнением работ и обслуживанием рабочих. Многие из таких услуг не поддаются учету. По этой причине затраты на подобные услуги возмещаются путем отчислений от стоимости выполненных работ. Размер отчислений устанавливается в договоре субподряда. Он должен отражаться в учете субподрядчиком и генподрядчиком, что ведет к дополнительным хозяйственным операциям в учете.

Строительные организации осуществляют возведение, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений, монтаж оборудования. Основные организационные формы строительных организаций: тресты, комбинаты, строительные управления (СУ), строительно-монтажные управления (СМУ), подвижные механизированные колонны (ПМК).

Системы управления процессом производства в строительстве обычно строятся исходя из пяти моделей:

  • система подрядных отношений;

  • система «под ключ»;

  • система типа «заказчик-подрядчик»;

  • система «профессионального управления строительством» с управляющим строительством;

  • система «профессионального управления строительством» с генеральным подрядчиком.

Учетно-аналитическая информация отчетности в строительстве находится в прямой зависимости от выбранной системы управления. До утверждения системы управления строительством важно знать целевые экономические задачи участников строительного производства. Систему управления строительством выбирает заказчик (например, исходя из имеющихся ресурсов) и решает задачи планирования, распределения функций управления строительством, прогноза качества работ, планирования предпринимательских рисков и, конечно, финансового прогноза о стоимости строительства объекта. Другие участники строительного процесса решают свои целевые экономические задачи. Например, целью инвестора является не только сооружение объекта и ввод его в эксплуатацию, но и экономическая мотивация: уменьшение капитальных вложений и наиболее короткие сроки окончания работ (что совпадает с целью заказчика). Экономической задачей подрядчика является максимум рентабельности работ, что может быть достигнуто регулированием расценок на строительно-монтажные работы с использованием двух известных способов: удорожанием строительства или снижением расходов.

^ ТЕМА 4. РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ЗАКАЗЧИКА

Задание № 4.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Градострой» объявило конкурс исполнения функции заказчика для реализации инвестиционного контракта по строительству бизнес центра в историческом центре города. Стоимость тендерной документации, содержащей основные требования по участию в конкурсе, составляет 59000р., в том числе НДС 9000 р. Количество реализованных комплектов тендерной продукции составил 5 штук. Кроме того, для участи в тендере участники обязаны перевести на счет компании организатора денежный задаток, подтверждающий серьезность их намерений по участию в конкурсе. Сумма задатка, определенная организатором тендера, составляет 100000 р.
Таблица 3 Журнал хозяйственных операций





Хозяйственные операции


Корреспонденция счетов


Сумма, р.

Дт

Кт

1.

2.
3.
4.

5.
6.
7.

Реализация документации

Начисление НДС с реализации тендерной документации

Учтены задатки, полученные от участников

Учет задатка на забалансовом счете

Зачет задатка, поученного от ЗАО «Инженер, победившего в конкурсе

Возврат задатка остальным участникам, проигравшим конкурс

Списание задатка с забалансового счета


62
90/3
51

008
62.2
62/2

-


90/1
68/2
62/2


62.1
51

008


295000-00
45000-00
500000-00

500000-00
100000-00
400000-00

500000-00


Литература:

1. Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочный инвестиций от 24 ноября 2008г. № 116н.

3. http://window.edu.ru


Скачать файл (93 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации