Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Воспитание и развитие личности - файл 1.doc


Воспитание и развитие личности
скачать (109 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc109kb.06.12.2011 13:34скачать

содержание

1.doc

ТЕМА: Воспитание и развитие личности
1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных практических и личностных качеств.

3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей.
1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

Термин «обучение» можно рассматривать в широком смысле этого слова. Согласно Смирнову С.Д. («Педагогика и психология высшего образования», гл. 5), обучение, научение – это «изменение поведения живого существа или только создание субъективных возможностей такого изменения, которое может обеспечить лучшую адаптацию к среде (условиям жизни) либо ее преобразование в угоду себе, своим потребностям». При этом автор обращает внимание на то, что об обучении говорят только в том случае, «если указанные изменения являются результатом опыта, а не вызваны наследственными факторами или биологическим созреванием». Обучение может выступать в качестве побочного результата другой деятельности и быть стихийным, либо иметь специальной целью приобретение знаний, умений и т.д.

Иные авторы изначально трактуют термин «обучение» как целенаправленный способ получения образования, способ организации образовательного процесса, в основе которого заложена система: преподавание и учение (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, «Педагогика. Учебник для ВУЗов»).

Преподавание — это деятельность учителя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся, оценке учебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение — это деятельность ученика по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков; самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.

К. Роджерс подчеркивает, что процесс преподавания представляет гораздо меньшую ценность и меньший интерес, чем процесс учения, важность которого трудно переоценить. При этом ценным и осмысленным он считает только учение, основанное на самодеятельности, саморегуляции и самопознании. Стремление к учению К. Роджерс рассматривает как естественную потребность личности. Более того, он полагает, что эта потребность могла бы сохранять свою актуальность на протяжении всей жизни человека, не будь она подавлена условиями его существования. Но люди готовы учиться только тому, что является для них значимым. Поэтому решающим в процессе учения является тот опыт, который делает возможным восприятие и внутреннее принятие индивидом новой для него информации, новых людей.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. Результаты учения выражаются в появлении и развитии классических и инструментальных условных рефлексов; знаний; навыков; моторных, перцептивных, умственных действий, в появлении установок; ценностей; убеждений, которые будут определять отношение человека к действительности; в развитии определенных свойств личности; общих и специальных способностей и др.

Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй профессией каждого человека, справедливо отмечая, что от умения осуществлять ее во многом зависит его продвижение в основном избранном деле. В связи с этим важно так строить учебную деятельность, чтобы в процессе ее учащиеся могли овладеть не только уже имеющимся социальным опытом, но и самой деятельностью. Для этого, прежде всего, надо знать структуру учебной деятельности.

Основным психологическим компонентом учебной деятельности является мотивация учения. Учебная мотивация определяется следующими факторами:

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4) субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.

Существует формула для подсчета силы мотива (по Дж. Аткинсону):

М = П • В • 3,

где М – сила мотива; П – мотив достижения успеха как личностное свойство; В – субъективная вероятность достижения поставленной цели; 3 – личностная значимость достижения цели.

Систематически низкие оценки и моральные осуждения неуспевающего ученика формируют у него установку на невозможность справиться со сколько-нибудь трудной задачей, что приводит к повторяющемуся неуспеху, даже при наличии знаний и умений, необходимых для решения учебной или жизненной задачи, т.к. она воспринимается учеником как не решаемая вообще или недоступная по трудности лично для него (синдром выученной беспомощности).

Учебная задача, как элемент структуры учебной деятельности, состоит из основных взаимосвязанных структурных элементов: учебной цели и учебных действий. Последние включают в себя как учебные действия в узком смысле слова, так и действия по контролю за производимыми действиями и их оценке. В сформированной учебной деятельности все эти элементы находятся в определенных взаимоотношениях (по Эльконину Д.Б.).

Учебная задача выступает в качестве определенного учебного задания, имеющего четкую цель. Но для того, чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия. В состав учебного действия входят учебные операции, которые соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач.

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.

Контроль предполагает три звена: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.

П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать. Вторая стадия – полный самоконтроль. На этой стадии учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала. Третья стадия характеризуется как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам. На четвертой стадии видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.

В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения. Однако в каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие принципы:

• наглядности;

• системности;

• активности и самостоятельности обучающихся и ограничение их зависимости от педагога;

• взаимосвязи теории и практики;

• эффективности отношения между целями и результатами обучения;

• доступности;

• народности;

• цикличности процесса обучения.


^ 2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных практических и личностных качеств.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное).

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

По своей направленности, различают следующие виды (стороны) воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое, половое, экологическое, военно-патриотическое, интернациональное, гражданское, экономическое и др.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт. Приемами управления он считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие "процесс воспитания", но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. П.П. Блонский и А.П. Пинкевич характеризовали воспитание как воздействие одного человека на другого и еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В.А. Сухомлинский писал: "Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает". Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении ученика. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Прежде всего, следует отметить, что понятие "воспитание" употребляется в самых различных значениях. Человек испытывает повседневное влияние среды и бытового окружения, однако эти факторы чаще всего носят стихийный и непреднамеренный характер. Воспитание же в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что целенаправленное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные.

В пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово "воздействие" опускается как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом "понуждение" и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности. Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Воспитание – это двусторонний процесс, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Педагогический подход, который трактует воспитание как проектирование и направленное формирование личности в соответствии с так или иначе понятыми общественными, национальными, классовыми, конфессиональными и другими интересами, называется технократическим. В противоположность данному подходу, гуманистическая педагогика определяет воспитание как создание оптимальных (наиболее благоприятных) условий для саморазвития личности, реализации заложенных в ней сущностных сил, максимально возможной самоактуализации человека. При этом педагогический процесс также направлен на организацию и стимулирование разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать "характер"» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2). В современной педагогике (и еще более явно в психологии) начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом (будь то христианские заповеди или моральный кодекс строителя коммунизма), а как к созданию условий для саморазвития личности.

Гуманистическая психология запрещает любые прямые воздействия на личность, какие бы цели (воспитательные или терапевтические) они ни преследовали. Мы не имеем также права заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на других ответственность за тот выбор, за те решения, которые ему приходится принимать. Уникальность и неповторимость каждой личности составляют богатство всего общества, и всякое искусственное ограничение свободного проявления и развития личности подрывает ее творческие потенции, препятствует ее «самоактуализации». Сам способ существования личности есть постоянный выход за пределы самой себя, стремление к росту и развитию, направление которого воспитатель не может предугадать заранее, и он не имеет права принимать сколько-нибудь ответственные решения за воспитуемого, какими бы само собой разумеющимися эти решения ни казались ему. Самый главный прием воспитания – это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса. Однако это не означает, что воспитатель должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник.

Главная задача воспитателя – раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может, скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует избегать только слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения, в противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на воспитателя. Еще одно принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества. Как утверждают многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот ни другой. В этом случае феномен партнерства и сотрудничества выражен максимально.

Другая важнейшая задача воспитания – помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Для этого преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и методиками психодиагностики, а также вооружить учеников приемами самопознания. Важнейшее значение имеет знание психологических и психофизиологических особенностей учеников, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером основной деятельности. При этом педагог не должен относиться к воспитуемому как к социально незрелой личности, тем самым ограничивая возможности его развития, а наоборот усиливать их своей верой, внутренней поддержкой.

С.Д. Смирнов выделяет в качестве основополагающих следующие принципы воспитания:

• принцип природосообразности (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег) – подход к человеку как части природы, сообразно его возрастным, половым и индивидуальным особенностям;

• принцип кулътуросообразности (И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев и др.);

• принцип гуманистичности (центрации на личности);

• принцип единства обучения и воспитания.


^ 3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей.

Центральной проблемой в настоящее время является раскрытие категории социализации, рассмотрение проблемы перехода от биологического существования к жизни в качестве социализированной личности. В первой половине XX века психологи Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение". На этой основе разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой стороны – активное воспроизводство системы социальных связей.

Социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:

• интернализации социальных норм;

• усвоения социальных функций;

• вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

Довольно сложным является соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Если понимать термин «воспитание» как воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, то это, по сути, и есть социализация. Если же определять воспитание как управление процессом развития личности, то можно рассматривать его в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим.

Воспитание и социализация отличаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), формирования личности (воспитание), формирования индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание, являются факторами развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация - самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Выделение ряда факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации. К ним относятся: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). К социально-психологическим механизмам можно отнести импринтинг (запечатление; происходит преимущественно в младенческом возрасте), экзистенциальный нажим (овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами), подражание (один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта), рефлексия (внутренний диалог).

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился индивид, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. В современных западных обществах социальное положение при рождении не наследуется. Тем не менее, район проживания и принадлежность семьи к определенному классу довольно жестко определяют характер социализации индивида. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Обстоятельства социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для ребенка. Например, часть детей становится жертвами насилия или сексуальных посягательств со стороны родителей, старших детей или посторонних взрослых, а опыт такого рода оказывает тяжелое воздействие на всю последующую жизнь.

Другими важными агентами социализации являются группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста, и школа. В современной ситуации, когда большое число женщин работает, а их дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников являются еще более значимыми, чем раньше. Теории Мида и Пиаже одинаково подчеркивают важность отношений сверстников. Пиаже делает особый акцент на том, что отношения между сверстниками как правило более “демократичны”, чем между ребенком и родителями. Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице.

Средства массовой информации также оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления.

Агентов социализации, помимо уже упомянутых, существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

В социологии выделяются два уровня социализации:

• уровень первичной социализации;

• уровень вторичной социализации.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла. В каждой фазе существуют переходные периоды, через которые нужно пройти, и кризисы, которые нужно преодолеть. Сюда относится также и смерть как окончание существования личности. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих (например, пребывание в карцерных организациях, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований). Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение таких критических ситуаций дает возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях.

Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует определить как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Усвоение нового опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.

Социальная адаптация (интегрированность с обществом) и социальная автономизация (дифференциация человека и общества) – это две группы задач, которые решает человек в процессе социализации. Успешная социализация предполагает определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).

Социализация — не противоположность индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает способность к самоотождествлению, к самостоятельному мышлению и действию, свою собственную индивидуальность, что чаще всего происходит сложным и противоречивым образом.

Г.М. Андреевой выделены три основные сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение и самосознание; подчеркнуто, что в процессе социализации происходит не только освоение и воспроизводство социального опыта, но и преобразование, продвижение его на новую ступень. Как и в западной социологии, выделяются два основных, но качественно различных периода. Первый — это «первичная социализация» от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй этап — период «вторичной социализации», или ресоциализации, под которыми понимается своеобразная перестройка (не столь, правда, существенная) личности уже в период ее социальной зрелости. По И.С. Кону, социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности (Кон И.С., 1989). Исследователи выделяют две фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация (интернализация). Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, среде его жизнедеятельности. Интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Особенность изучения социализации связана и с двойственностью объекта исследования «личность — общество». Одно из компромиссных решений заключается в избежании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов. Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обусловливает социально-типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и т. д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества.

Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Общество обустраивает процесс передачи социального опыта новым поколениям в институциональных формах. Чем шире пласт социальности с ее типическими и нетипическими свойствами осваивается индивидом, тем богаче его личность и ярче его индивидуальность. Мера социально-типического и нетипического обусловлена сходством и различиями социальных норм, культурных ценностей, способов поведения и социализационных практик на уровне различных общностей и групп. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга.

Специфика социализации связана с социальным возрастом. Так, для молодежи она обусловлена этапом ее социализации, включающим завершение первичной и начало вторичной социализации. Особенностью первичной социализации является преимущественно первичное освоение индивидом окружающего мира через «понимание другого» (в веберовской трактовке). Индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со значимыми для него другими людьми, будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых других; родителям, семье принадлежит главенствующая роль как агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах.

Вторичная социализация имеет принципиальное отличие, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение, а также общество да и сам индивид в его же представлениях оказываются другими с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает присвоение молодым человеком социальной субъектности в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми другими, ориентацией на обобщенного другого (в понимании Дж.Г. Мида), но и отождествлением себя с обществом.

Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного другого — решающая фаза социализации. Сложность, кризисность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе. Определенные возможности в социологическом изучении социализации содержатся в применении к этой проблематике тезаурусного подхода. Этот подход развивает В.А. Луков. Суть тезаурусного подхода состоит в выдвижении в качестве существенного для социализации обстоятельства, каковым признается формирование ориентационных комплексов по модели «свои-чужие». Такие комплексы конструируются в индивидуальном сознании под воздействием обстоятельств жизнедеятельности, основных социальных практик, во взаимодействии со «значимыми другими». В молодежной среде могут сосуществовать несколько тезаурусов, что обеспечивает мобильную смену установок и защиту «своего мира».


Скачать файл (109 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации