Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Организация и содержание методической работы в ДУ - файл 1.doc


Контрольная работа - Организация и содержание методической работы в ДУ
скачать (130.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.06.12.2011 13:43скачать

содержание

1.doc

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А.КУЛЕШОВА»
Контрольная работа

по ОДВ

студентки ФПиПД ОЗО

IV курса, группы «Е»

Пашкевич Виктории Вячеславовны

г. Могилев, 2009

Тема: «Организация и содержание методической работы в ДУ»
СОДЕРАЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3


  1. Организация методической работы в ДУ …………………………………. 4

  2. Содержание методической работы в ДУ …………………………………… 5

3. Формы организации методической работы с педагогическим

Коллективом …………………………………………………………………… 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 15

ЛИТЕРАТУРА……………………….………………………………………. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 18
ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения и в работе дошкольных образовательных учреждений. Детский сад сегодня стремится к развитию, ищет новые возможности, создающие необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивает условия для творческой, профессиональной работы педагогов.

Гуманизация дошкольного образования, обращение к личностно - ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий потребовали перевода педагогов на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, поэтому появились определенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, следовательно появилась необходимость постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.

Обеспечение качества каждодневного педагогического труда коллектива и его результативности зависит от умения организовать методическую работу, управлять ею, разбираться в большом объеме литературы, выбирать из большого количества различных технологий самые эффективные для реальных условий реального дошкольного учреждения.

Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные и творческие процессы. Задача методической службы дошкольного учреждения состоит в том, чтобы увидеть и помочь развиться инициативам, найти механизм их реализации, оказать помощь каждому педагогу адресно, своевременно, конкретно.

Основной целью методической работы в учреждении является повышении профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации современных программ, технологий. В соответствии с этим в детском саду идет сложный процесс обновления содержания, форм, методов, структуры методической работы.

Методическая работа в дошкольном учреждении дает возможность педагогическому коллективу не только участвовать в реализации готовых программ, но и принимать активное участие в апробации инноваций и создавать свои собственные программы. Она стимулирует развитие творческого потенциала педагогов, помогает найти педагога - новатора.

Методическая работа в дошкольном учреждении - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т.д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса - содействовать его обновлению.


  1. ^ Организация методической работы в ДУ


Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении определяется в соответствии с целями и задачами развития системы образования. Опираясь на взгляды исследователей, ученых, на публикации современников, создается своя система методической работы, при этом, необходимо руководствоваться государственными документами о дошкольном образовательном учреждении; учитывать качественный состав педагогического коллектива; результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, их затруднения; качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов работы детского сада.

Обновление методической работы рассматривается с таких позиций:

- изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого, изжившего себя на основе системного осмысления практики;

- творческая переработка старого опыта;

- совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций.

Ключевыми направлениями методической работы выступают:

  • научно - методическое обеспечение процессов внедрения обновленного содержания образования;

  • оказание методической помощи при решении профессиональных проблем;

  • развитие и саморазвитие профессионального мастерства.

Основным принципом совершенствования методической работы в детском саду является индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания, поэтому методическая работа должна быть, логически обосновыванная, формы соответствать содержанию, а содержание вытекать из проблем, решаемых в детском саду.

Организовывать методическую работу необходимо с учетом жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма педагогов, так же учитывать особенности мотивации воспитателей, т.е. отношение к своему профессиональному росту.

Для оказания реальной методической помощи воспитателям методическая работа проводиться с целью выявления затруднений педагогов и проектирует действия по определению первоначальных мер создания режима развития, изменяя подход к самоанализу деятельности педагога.

Проблемно-ориентированный анализ методической работы позволяет выявить как проблемы отдельных педагогов, так и образовательного учреждения в целом.

Входная диагностика позволяет скорректировать выбор форм работы с учетом потребностей и интересов воспитателей, что в итоге позволяет провести самодиагностику уровня профессиональной компетентности педагогов.

Планирование методической деятельности учреждения помогает решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей.

На первый план организации методической работы выступают формы, связанные с совершенствованием самостоятельной деятельности педагога. Каждый воспитатель выбирает методическую тему, составляет программу саморазвития на несколько лет.

Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт педагога, используют активные методы, учитывающие индивидуальные различия участников и их стиль познания. Для этого надо проводить различные консультации, различные варианты деловых игр, проектирование собственного педагогического развития.

Распространение инновационного опыта должно проходить через мастер - классы, педагогические игротеки, методические выставки, творческие лаборатории, творческие отчеты, творческие гостиные, открытые мероприятия, фестивали, конкурсы, самопрезентации.

Работа учреждения в режиме инновационной деятельности позволит выявить высокий исследовательский, креативный потенциал сотрудников; освоить и реализовать в учреждении технологии диалогового, информационного обучения, технологию проблемного обучения, которая несет исследовательский характер познания.

Внедрение в практику работы метода проектов, как одной из инновационных технологий, позволяет сказать о высоком уровне квалификации и профессиональном мастерстве педагогов детского сада. Содержание проектной детско-взрослой деятельности обогатит воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализовываются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности. Организация различных форм учебно-воспитательной работы повысит не только компетентность воспитателей, но их интерес к проектной деятельности, что побудит найти новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, которые помогут воспитательно-образовательный процесс сделать более целенаправленным и продуктивным.

Педагоги дошкольного учреждения должны участвовать в городских, районных мероприятиях, т.к. эти мероприятия поддерживают исследовательский интерес.

Работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности, способствует повышению качества образования, выбору перспективных форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализирует их потребность в профессиональном росте и саморазвитии.
^ 2. Содержание методической работы в ДОУ
Методическая работа направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной.

В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Систему методической работы можно разделить на три плоскости:

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является заместитель заведующей по основной деятельности.

Вместе с заведующей ДУ он осуществляет руководство дошкольным учреждением.

Заместитель заведующей участвует в:

  • подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

  • создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

  • формулировке социального заказа своему ДУ, выработке философии, определении цели ДУ;

  • стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДУ;

  • создании имиджа ДУ среди населения;

  • выборе (разработке) образовательных программ для детей;

  • организации образовательной, воспитательной работы с детьми;

  • организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

  • развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

  • развитии сотрудничества с другими ДУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

  • предложения в план работы ДОУ;

  • повышение квалификации воспитателей;

  • помощь воспитателям в самообразовании;

  • аттестацию воспитателей;

  • составление сетки занятий по возрастным группам;

  • методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

  • обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

  • ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

  • развитие преемственности ДОУ и школы;

  • совершенствование работы с родителями;

  • комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

  • постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

  • готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

  • проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

  • организует работу творческих групп;

  • своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;

  • ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

  • комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;

  • организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

  • проводит совместные мероприятия со школой;

  • готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;

  • своевременно оформляет педагогическую документацию;

  • формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

  • систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

  • по графику посещает занятия в группах;

  • следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Заместитель заведующей организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов.

Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию.

Осуществляет взаимосвязь в работе ДУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность заместителя складывается из нескольких компонентов, в том числе:

  • наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;

  • наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;

  • готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

  • стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

  • освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

  • наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.


^ 3. Формы организации методической работы

с педагогическим коллективом
Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

  • групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

  • индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

Формы методической работы с педагогическими кадрами могут быть систематическими и эпизодическими, групповы­ми и индивидуальными. Все они проводятся с учетом катего­рии педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга.

Эффективной технологией, которая может быть использована в методической работе, является технология групповой творческой деятельности, построенная на взаимодействии пе­дагогов в малых группах. Приводим ее краткое описание.

1.Постановка общей цели, для достижения которой уча­стники разбиваются на группы (от 3 до 7-9 человек). Каждая группа предлагает свой вариант, проект достижения цели. На данном этапе происходит объединение педагогов на основе общей цели деятельности и создаются условия для ее мотива­ции у каждого участника.

2. В ходе обсуждения всех проектов выбирается методи­ческий совет из представителей каждой группы. Этот орган коллективного управления призван распределить обязаннос­ти между всеми участниками. Педагоги учатся понимать друг друга, договариваться.

3. Методический совет осуществляет подготовку и прове­дение намеченного проекта через распределение поручений между группами, а также контроль их действий с целью ока­зания необходимой помощи. Каждая группа вносит свой вклад и реализацию общего проекта. Причем от успеха одной группы зависит деятельность других. Поэтому работа групп стро­ится не на соперничестве, а на сотрудничестве. Участники приобретают опыт групповой деятельности, учатся понимать друг друга, оказывать взаимопомощь, получают различные практические умения и навыки, развивают свои способности.

4. Обсуждение удач и недостатков проведенного мероприя­тия. Каждая группа анализирует свои действия, высказывает предложения на будущее. Данный этап способствует форми­рованию у педагогов умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объек­тивной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не затрагиваются личные качества участников [3, с. 6].

Мозговой штурм (брейнстроминг) как метод по рождению идей активно используется в работе с педагогическим коллек­тивом (на этапе выработки решения по сложным образова­тельным задачам, например, в рамках деятельности психоло­го-педагогического консилиума). Путем обсуждения необхо­димо найти решение какой-либо проблемы и группа должна высказать максимальное количество идей.

Групповая дискуссия. Дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины, причем все участники - каждый по-своему -участвуют в организации этого обмена.

На первых порах вовлечения группы в дискуссию усилия заместителя заведующего по основной деятельности сосредо­точены на формировании дискуссионных процедур. В даль­нейшем в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов.

Дискуссия всегда решает задачи двух уровней: задачи кон­кретно-содержательного плана и задачи организации и взаи­модействия в группе. В основе дискуссии лежит совместно распределенная деятельность.

В методической деятельности получили распространение следующие формы дискуссии:

«Круглый стол» - беседа, в которой на равных участвует большая группа (обычно около пятнадцати человек). Обмен мнениями происходит как между ними, так и с аудиторией (остальной частью группы).

«Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») предполагает выделение экспертной группы в составе 4-6 уча­стников с заранее назначенным председателем. Вначале об­суждается намеченная проблема всеми экспертами, а затем они излагают свои позиции присутствующим. При этом каж­дый участник выступает с коротким сообщением.

«Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого группа участников вступает в обмен мнениями с аудиторией.

«Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники высту­пают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после мига отвечают на вопросы аудитории.

«Дебаты». Явно формализованное обсуждение, построен­ное! па основе заранее фиксированных выступлений участни­ком - представителей двух противостоящих, соперничающих групп. Вариантом дебатов являются так называемые британс­кие дебаты. Участники «дебатов» обсуждают вопросы, как в британском парламенте: обсуждение начинается с выступле­ния представителей сторон, после чего трибуна предоставля­ется для вопросов и комментариев участникам поочередно от кпждой стороны.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судеб­ное разбирательство (слушание дела).

«Техника аквариума» - особый вариант организации груп­пового взаимодействия, применяется при работе с материа­лом, содержание которого связано с противоречивыми подхо­дами, конфликтами, разногласиями.

Заместитель заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности не должен допускать какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников груп­пы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы.

Деловые игры - более сложный вид активных методов обу­чения, с успехом применяющийся в деятельности дошкольно­го учреждения.

Под деловой игрой рекомендуется понимать моделирова­ние в условной обстановке объектов реального процесса. Она имитирует выработку и принятие решения на основе анализа объективной информации о состоянии дел конкретного до­школьного учреждения.

Каждый участник деловой игры должен иметь свою роль. При выполнении функциональных обязанностей, обусловлен­ных этой ролью, рекомендуется не выходить за рамки правил, установленных в деловой игре. Разыгрывание ролей происхо­дит в конфликтной ситуации, сопровождающейся возникнове­нием реакции у каждого участника игры и требующей от него мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психо­физических способностей. Таким образом, каждая роль в дело­вой игре приобретает определенную личностную окраску [3, 15].

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направ­лениями деятельности дошкольного учреждения:

1. Вопросы, связанные с анализом и совершенствованием сос­тояния воспитательно-образовательной работы в детском саду.

2. Организационно-педагогические мероприятия: обсуждение вопросов материально-технического и санитарно-гигиенического обеспечения детского сада.

В состав педагогического совета входят: старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, врач, обслуживающий дошкольное учреждение, старшая медицинская сестра, секретарь партийной организации, председатель профсоюзного комитета, председатель родительского комитета. На заседание педагогичес­кого совета могут быть приглашены представители общественных организаций, учителя школ, родители воспитанников дошколь­ного учреждения.

Заседания педагогического совета, если они проходят актив­но, творчески, способствуют повышению идейно-политического и профессионального уровня воспитателей, развивают педагоги­ческое мышление, интерес к методической работе.

Подобные отчеты воспитателей способствуют повышению их ответственности за качество воспитательно-образовательной ра­боты в группах. А когда отчитывается воспитатель - мастер своего дела, то это приносит большую пользу всем педагогам, принимающим участие в данном совещании.

Продуктивность работы педагогического совета во многом зависит от умения руководителей вести совещание. Краткое всту­пительное слово заведующего детским садом или старшего воспи­тателя направляет внимание коллектива на важность, актуаль­ность обсуждаемой проблемы. Во время совещания необходимо направлять высказывания воспитателей, чтобы глубже понять сущность, вскрыть причины явления [2, с. 13-17].

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ. Различают несколько типов семинаров.

^ Семинар-педагогический анализ. Эта форма семинара направлена на развитие творческого мышления педагога, его аналитических и синтетических способностей. С методической стороны это означает осмысление достижений науки и результатов педагогической деятельности. Данная форма семинара предполагает анализ педагогической ситуации, явления, процесса. На занятии рассматриваются результаты воспитания; осуществляется разработка системы наиболее целесообразных педагогических воздействий; планируется воспитание на основе его эффективности.

Семинар-диспут - это живой, горячий спор, вызванный желанием присутствующих глубоко и обстоятельно разобраться обсуждаемых вопросах. Преимущество диспута перед другими формами семинара состоит в том, что он помогает его участникам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, позволяет аргументировать свою позицию, отстаивать свои убеждения. Последнее способствует становлению творческой личности воспитателя.

Диспуты развивают самостоятельность суждений, мнений педагогов, обогащают их духовно. Для руководителя диспуты являются важным средством изучения уровня профессиональ­ной компетентности педагогов дошкольного учреждения. Для подготовки диспута целесообразно избрать инициативную группу в составе трех-пяти человек.

Нельзя навязывать педагогам тему диспута. Они сами должны определить ее, однако примерный перечень тем им можно рекомендовать.

^ Семинар-защита педагогической концепции - это форма совершенствования методологического знания во взаимосвя­зи с профессионально-практической подготовкой педагога. Цель такого занятия - раскрыть потенциальные возможности педагогов дошкольного учреждения, научить их руководство­ваться в своей профессиональной деятельности методологи­ческими установками, научно-теоретическими положениями в решении практических задач.

Данная общая цель включает в себя и ряд других: форми­рование умения сопоставлять старые и новые концепции, оце­нивать существующие в отечественной и зарубежной науке трактовки явлений, анализировать концепции в процессе их развития, преемственности, устанавливать принципы, кото­рым они подчиняются, и на этой основе формирование спо­собности к вдумчивому рассмотрению всех аспектов образования дошкольников при решении конкретной педагогической задачи.

^ Теоретический семинар - особая форма занятий, которая, как правило, посвящена детальному изучению отдельной темы. Отличительной особенностью этого семинара является ак­тивное участие в нем самих педагогов в обсуждении вынесен­ных на рассмотрение проблем, вопросов. Руководитель заня­тия, давая участникам возможность свободно высказываться, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая цель семинара требует, чтобы педагоги были хорошо подго­товлены к нему. В противном случае семинар не будет действенным и может превратиться в скучный обмен вопросами и ответами между руководителем и воспитателями.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждают заранее подготовленные вопросы. Участники за­благовременно знакомятся с планом занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь воз­можность подготовиться к семинару. Далее приводятся темы занятий, а также литература, рекомендуемая для подготовки семинарского занятия.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения неболь­ших сообщений (докладов). Но это не означает, что к семина­ру должны готовиться только те участники, которые делают сообщение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, стре­миться к истине - а это и есть главное назначение семинара, готовиться к нему должны все.

Семинар-диалог - это разговор двух и более людей, сво­бодный обмен мнениями, зачастую дополняющими характе­ристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участ­ник разговора высказывает свою точку зрения.

Это форма обучения педагогике сотрудничества. В педаго­гической практике важное место занимает процесс организо­ванного общения педагога с детьми и взрослыми.

Культура общения на уровне взаимодействия непрерывно связана с культурой речи, базируется на ней. Вот почему пе­дагогу так важно и нужно вести диалог как первоначальную и наиболее распространенную в профессиональной деятельно­сти форму общения на достаточно высоком уровне, где, с од­ной стороны, выступает педагог, а с другой - коллега, ребе­нок или родитель воспитанника, представитель его семьи.

Цель семинарского занятия такого типа - обеспечить про­явление гуманистических установок на ребенка, на выбор адек­ватных педагогических воздействий и одновременно научить находить общие позиции с детьми, родителями, педагогами, точки соприкосновения интересов, учить умению выслуши­вать другого, понять духовный мир собеседника.

Темами семинарского занятия являются сложные, проблем­ные вопросы теории и методики воспитания и развития лич­ности ребенка [3, с. 49].

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

Передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

Литературная или педагогическая газета

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы. Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Самообразование

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог — это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

  • участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

  • получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

  • работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта.

Консультирование.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует подготовки и профессиональной компетентности.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, руководитель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности [1, с. 97].

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

В заключительном слове кратко анализируются выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствование работы дошкольного учреждения связано с обновлением ее содержания, форм и методов, повышением уровня профессионального мастерства педагогов, которое выражается в ин­дивидуальном творческом стиле их деятельности. В процессе этого обновления методическая работа совершенствуется за счет сокраще­ния ее малоэффективных форм (лекций, консультаций); изменяют­ся технологии проведения разных видов семинарских занятий.

Известно, что профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность:

  • занимать позицию активного субъекта деятельности, в которой реализуются его творческие силы и способности;

  • включаться в качестве свободного, равноправного и ответствен­ного участника в систему межличностных отношений;

  • сочетать свой индивидуальный практический опыт с широким социальным и профессиональным опытом;

  • ощущать постоянную социальную заботу и справедливость в оцен­ке качества своего труда.

Поэтому организация работы с педагогами дошкольных учреждений и их практическая реализация в конкрет­ных технологиях обучения особенно важны.

Методическая деятельность превращается в пустую фор­мальность, если она не вооружает педагога необходимыми ему научными знаниями. В организации этой работы сле­дует исходить из конкретного анализа деятельности педа­гогического коллектива, учитывая его достижения и зат­руднения.

Вместе с тем, очень важно определить реальные показа­тели конечного результата методической работы, сформу­лировать критерии ее оценки. Количество их может быть разным и зависит от конкретного дошкольного учрежде­ния.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Васильева А.И. и др. Воспитатель-методист детского сада.- Мн., 1975.

  2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дош. учреждений.- 3-е изд., дораб.- М., 1990.

  3. Котко А. Н. Технологии методической деятельности в дошколь­ном учреждении: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образованияко. - Мн., 2007.





Скачать файл (130.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации