Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Социально-педагогическая виктимология в контексте деятельности социального педагога - файл 1.doc


Контрольная работа - Социально-педагогическая виктимология в контексте деятельности социального педагога
скачать (163 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc163kb.06.12.2011 13:43скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: «Социально-педагогическая виктимология в контексте деятельности социального педагога»

План
1. Виктомилогическая политика в РБ. Междисциплинарный подход

в решении насилия над детьми. 3

2. Семья, как фактор виктимизации личности ребенка. 6

3. Методы социально-педагогической работы по организации

защитных мер, предотвращающих процесс виктимизации личности 11

4. Нормативно-правовые документы по охране несовершеннолетних, оказавшихся жертвами неблагополучных обстоятельств 15

Выводы 16

Список использованных источников 18

Приложение 19

^ 1. Виктомилогическая политика в РБ. Междисциплинарный подход в решении насилия над детьми.
Насилие в семье, как фактор социального неблагополучия общества, характерно всем нациям и народностям, проживающим в различных уголках нашего земного шара. Оно было присуще на всех этапах развития человечества. В государстве, где приоритеты отдаются сохранению и преумножению института семьи, где чтятся моральные и культурные ценности, возможно коренным образом повлиять на ситуацию, связанную с семейным неблагополучием. Как тут не вспомнить слова известного философа Конфуция: «Государство – это большая семья, а семья это маленькое государство».

В Республике Беларусь, в настоящее время сложилась проверенная практика применения правовых норм по фактам совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Однако самое главное предупредить преступление, а не разбираться после его совершения в причинах произошедшего.

На государственном уровне принимаются необходимые меры по совершенствованию деятельности, направленной на предупреждение насилия, в том числе в отношении женщин. Республика Беларусь является первой на постсоветском пространстве, где 10 ноября 2008 года принят Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Наиболее важно то обстоятельство, что в концепцию Закона впервые заложены основы профилактики конкретных видов правонарушений, и в том числе пьянства, насилия в семье. Реализация данного Закона позволит разрешить в определенной степени стоящие перед обществом задачи по укреплению правопорядка, защите прав и интересов граждан страны, повысить уровень профилактического влияния на криминогенные процессы в республике.

В настоящее время основным направлением профилактики насилия в семье является взаимодействие заинтересованных республиканских органов государственного управления, органов исполнительной и распорядительной власти, правоохранительных органов по формированию здорового образа жизни граждан, повышению моральных устоев семьи, возрождению исторических традиций, взаимоуважения и взаимопонимания между их членами, социальной поддержки малоимущих семей [1, с. 35].

В соответствии с требованиями Президента Республики Беларусь Министерство внутренних дел продолжает наращивать усилия по дальнейшему совершенствованию форм и методов охраны правопорядка, профилактики правонарушений.

Прежде всего, органы внутренних дел сконцентрировали внимание и усилия на борьбе с деяниями, связанными с бытовыми драками, избиениями, истязаниями, угрозами убийством. Тем самым решается задача выявления преступной агрессии на ранних этапах конфликтов, когда ситуация еще не дошла до совершения убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. Принимая во внимание латентность преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, особое внимание уделяется работе с каждым пострадавшим от указанных правонарушений. Разъясняется право жертвы насилия обратиться с заявлением по фактам причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, истязаний и угроз убийством с целью предупреждения в дальнейшем совершения тяжких и особо тяжких преступлений, таких как убийств и причинений тяжких телесных повреждений. В 2009 году по инициативе органов внутренних дел возбуждено1183 уголовных дел по статьям превентивной направленности (за умышленное причинение легких телесных повреждений, истязание и угрозу убийством). Несмотря на то, что в большинстве случаев судами по указанным составам преступлений выносятся приговоры не связанные с лишением свободы, вместе с тем семейный скандалист, прошедший по пути допросов, судебного заседания и вынесения приговора, как правило, в дальнейшем подобных противоправных действий не совершает.

По инициативе Министерства внутренних дел на территории республики с 15 января 2007 года каждый четверг проводится акция «Семья без насилия», которая была поддержана всеми губернаторами областей и г. Минска.

В рамках данной акции при дежурных частях органов внутренних дел республики работают группы из числа сотрудников милиции, работников органов здравоохранения, образования, труда и социальной защиты, культуры, представителей средств массовой информации, которые посещают неблагополучные семьи, выбывают на каждое сообщение о семейном скандале с целью принятия эффективных и своевременных мер по предупреждению насилия в семье и нормализации обстановки в данных семьях.

Многолетний опыт показывает, что пьянство является катализатором насилия. Поэтому основные усилия органов внутренних дел сконцентрированы на проведение воспитательно-профилактической работы с широкими слоями населения, направленной на формирование устойчивой позиции сознательного исполнения общепринятых норм морали, закона, пропаганду общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.

Апробирована и в настоящее время проводится в различных регионах Республики Беларусь акция «День трезвости». В рамках данной акции распоряжениями органов исполнительной власти запрещается реализация алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива на предприятиях торговли. Основной акцент сделан на проведение культурно-массовых мероприятий, выступление врачей-наркологов, сотрудников органов внутренних дел по вопросам, связанным с противодействием злоупотреблению алкогольными напитками.

С 1 июля 2008 года в МВД была организована телефонная «прямая линия», на которую каждый гражданин может анонимно либо неанонимно сообщить сведения о неблагополучных семьях, лицах злоупотребляющих спиртными напитками и ведущих антиобщественный образ жизни, несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, для принятия своевременных мер реагирования. Аналогичные телефонные «прямые линии» были созданы в управлениях внутренних дел областей и г. Минска. [1, с. 43].

Для стабилизации обстановки в сфере семейно-бытовых отношений и защиты несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях, принят Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

С принятием Декрета который вступил в силу с 1 января 2007 г., родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Основная его цель – защитить права и законные интересы детей, предотвратить насилие в семье, дать полноценно развиваться детям. В настоящее время на учетах в органах внутренних дел стоит более 12,7 тысяч обязанных лиц. У каждого «оступившегося» родителя, допускающего антиобщественное поведение, злоупотребляющего спиртными напитками, есть возможность переосмыслить совершенные им поступки и возвратить своего ребенка в биологическую семью. Именно на перевоспитание родителей, у которых в связи с противоправным поведением были взяты на государственное воспитание дети, сосредоточены усилия органов внутренних дел. Проделанная профилактическая работа позволила возвратить в семьи в 2008 году более 4,5 тысяч несовершеннолетних.

Органами внутренних дел совместно с органами образования, культуры, спорта и туризма и другими заинтересованными на постоянной основе проводятся информационные дни, творческие конкурсы, массовые спортивные мероприятия по пропаганде и освещению здорового образа жизни, профилактике правонарушений.

Органы внутренних дел республики делают все для того, чтобы наши граждане в любой точке страны чувствовали бы себя защищенными, могли спокойно жить и работать, не опасаясь за свою безопасность.

Общенациональное исследование ситуации с насилием в отношении детей в семье, проведенное при содействии ЮНИСЕФ, 2008 г. показало:

1. В ситуации ненасилия воспитывается чуть более половины детей, остальные, в той или иной степени, страдают от проявлений насилия и жестокого обращения со стороны родителей. Можно высказать предположение, что родители многих детей просто не обладают навыками ненасильственного взаимодействия с ребенком.

2. Наиболее распространенными формами насилия и ненадлежащего ухода в семье были громкий и агрессивный крик, обидные прозвища, грубая ругань, злые слова, угрожающие жесты, угрозы пальцем, кулаком, стыд и смущение, вызванные намеренно родными и близкими, лишение внимания, игнорирование, удары кулаком, рукой по попе, пощечины и подзатыльники, удары ремнем, скакалкой, палкой или другими предметами, таскание за волосы или уши, щипки, царапание, отсутствие заботы, поддержки и помощи, ощущение собственной ненужности. Это свидетельствует о том, что примерно каждый десятый родитель рассчитывает при воспитании ребенка не на свой авторитет, не на силу убеждения или внушения, а прибегает к угрозам, запугиванию и физическим наказаниям детей. Примерно каждый пятый ребенок испытывает дефицит потребностей в безопасности, эмоциональной близости, родительской опеке и заботе.

3. Сравнение семейного и школьного воспитания позволило определить традиционную модель взаимодействия взрослых и детей: если не помогают уговоры и убеждения, необходимо использовать психологическое или физическое насилие, чтобы дисциплинировать ребенка. Иными словами родителям и учителям часто не хватает выдержки, такта, настойчивости и психологической культуры для реализации ненасильственной модели поведения.

4. Анализ оценок распространенности насилия в семье и ближайшем социальном окружении показал, что девочки чаще, чем мальчики подвергались физическому и психологическому насилию и чаще сталкивались с ситуацией ненадлежащего ухода. Мальчики чаще, чем девочки сталкиваются с насилием в среде друзей и сверстников на улице. Это позволяет сделать вывод о том, что именно девочки являются «мишенью» агрессии в семье, в то время как мальчики – в среде друзей и сверстников на улице.

5. В семье дети школьного возраста в основном подвергались физическому и психологическому насилию со стороны отца и матери и в два раза реже со стороны брата, сестры и других взрослых проживающих с детьми.

6. Наиболее часто дети школьного возраста сталкивались с проявлениями агрессии и насилия в среде окружающих со стороны друзей/сверстников на улице и соседей. Это были предложения о совместном распитии алкогольных напитков, крики и ругательства, причинение друг другу физической боли, употребление алкогольных напитков и агрессивное поведение в состоянии опьянения.

7. Анализ оценок детей позволил установить наличие возрастной тенденции увеличения распространенности психологического насилия и пикообразного проявления физического насилия в семье. Пик физического насилия в семье приходится на возраст 12–14 лет. Родителям часто не хватает выдержки, такта, настойчивости и психологической культуры для реализации ненасильственной модели поведения. В связи с этим особое значение приобретает разработка программ обучения родителей с учетом гендерных аспектов и уделением особого внимания ненасильственным формам воспитания. Такие программы должны способствовать укреплению здоровых отношений между родителями и детьми, ориентировать родителей на конструктивные подходы к воспитанию детей, обеспечению дисциплины мерами, исключающими насилие или унижение.
^ 2. Семья, как фактор виктимизации личности ребенка.
Browne (1988) считал, что насилие в семье провоцируют ситуа­тивные (нарушенные семейные отношения, низкая самооценка, не­желательность ребенка) и структурные (безработица, социальная изоляция, финансовые трудности) стрессоры. Стабильные и безо­пасные семейные отношения снижают негативное влияние стрессо­ров и увеличивают частоту использования конструктивных, адекват­ных копинг-стратегий преодоления трудностей (Михайлова Н. Ф., 1998; Пападопулу М, 2001). Нестабильные отношения вместе с дру­гими стрессорами могут способствовать проявлению насилия. На­силие над ребенком встречается во всех социальных слоях общества, поскольку все семьи в той или иной степени подвергаются негатив­ному влиянию нестабильной экономической системы. Однако, по мнению Straus (1980), в семьях, живущих ниже границы бедности, это происходит в два раза чаще, чем в семьях с лучшим экономичес­ким положением [7, с. 54].

^ Социально-экономические факторы риска насилия в семье

1. Низкий доход и постоянная нехватка денег вызывают напря­женность, связанную с неудовлетворенностью основных потребно­стей членов семьи.

2. Безработица или временная работа, также низкий трудовой статус (особенно у отцов). Работающие матери меньше склонны к насилию.

Большая семья требует больших эмоциональных и материальных затрат.

  1. Молодые родители. Рождение первого ребенка, в сочетании с незрелостью личности родителей, низким уровнем образования и профессиональной подготовки ухудшает социально-экономические условия семьи.

  2. Неполная семья. Наличие только одного родителя-кормильца значительно ухудшает материальное положение. Доход неполной семьи в два раза меньше полной.

  3. Принадлежность к групповому меньшинству. Принадлежность к религиозной секте, проживание в узком кругу людей — деревне, маленьком городке, в сочетании с безработицей и низким уровнем образования приводят к социальной изоляции и ограничивают возможности поддержки и социального контроля.

  4. Плохие квартирные условия, перенаселенность жилой площади приводит к дополнительной напряженности, которая может спровоцировать насилие.

  5. Отсутствие социальной помощи как от государства, так и от общественных организаций оставляет семью наедине со своими проблемами. Хронические стрессовые ситуации вызывают у родителя фрустрацию и беспомощность, влияя на психологический климат семьи. Поскольку ребенок зависим от родителя, то для него высок риск стать козлом отпущения.

^ Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения

Факторы и условия, которые способствуют жестокому обраще­нию с детьми:

1. Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. В неполной семье больше предпосылок для переживания стресса, чем в обычной семье (более тяжелое материальное положение, дефицит свободного времени у родителя, неравноценное уделение внимания каждому ребенку и т. д.). Осложняющим фактором является неста­бильность семьи, когда мать часто меняет сожителей, что существен­но затрудняет формирование семейной системы. Во-первых, отно­шения между детьми и сожителем складываются по-разному и часто неопределенны; во-вторых, они отличаются непостоянством, что во многом обусловлено статусом нового члена семьи — «калиф на час».

  1. Отчим в семье или приемные родители. Риск сексуального насилия над девочкой увеличивается в семьях с отчимом.

  2. Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. Исследованиями подтверждается, что родители, применяющие насилие при разрешении конфликтов между собой, склонны использовать его с целью подчинения и по отношению к детям. Женщины, испытывающие насилие от мужа, достоверно чаще проявляя ют его к своим детям. В семьях с неравномерным распределением власти между родителями — при доминирующей гиперпротекции —применение насилия над детьми наиболее вероятно. Также семьи с размытыми, неопределенными семейными ролями и функциями, с двойственным типом воспитания, когда к детям применяются непоследовательные и противоречивые требования, имеют высокий риск применения насилия к ребенку. Семьи, в которых проявляют насилие к детям, отличают недостаточные и нарушенные эмоциональные связи и коммуникация между членами семьи, как следствие этого — несформированная и неэффективная психологическая поддержка, что соответствует низкому уровню семейной сплоченности (Михайлова Н. Ф., 1998, 2001).

  3. Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и пр.). Характер получаемой эмоциональной поддержки влияет на психологическое благополучие матери и в конечном итоге — на ее отношения с детьми.

Брошенная или неудовлетворенная от­ношениями с мужем женщина с высокой степенью вероятности не сможет проявить нежность и установить близость со своим ребенком.

Ревнивые отцы могут воспринимать ребенка как соперника, вследствие чего они склонны эмоционально отвергать его и вступать в борьбу за любовь и привязанность матери, вместо того чтобы поддерживать и помогать ребенку.

  1. Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности. Насилие для них — первичный и привычный способ разрешения социальных конфликтов. Родителей, страдавших в детстве от насилия, отличает низкая самооценка, социальная изолированность, переживание хронических повседневных стрессов, трудности при формировании близких отношений, особенно со своими детьми. Травматический опыт детства снижает их родительскую компетентность. Пережитая ими заброшенность, пренебрежение и отсутствие любви, иногда в сочетании с требованиями беспрекословного подчинения, сформировали недоверие к людям и собственному ребенку в частности. Очень часто они повторяют ту же модель поведения: суровые требования и наказания. Тем родителям, которым удалось вырваться из замкнутого круга и прервать наследование «семейного проклятья», все-таки удалось получить эмоциональную поддержку как от взрослого в детстве, так и в настоящий момент — со стороны партнера.

  2. Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. Если между родителем и ребенком не формируется привязанность, то растет риск насилия. Кроме того, в старшем возрасте у ребенка могут быть трудности в формировании самостоятельности и близких отношений, поскольку отсутствуют подходящие условия и образцы для приобретения основных навыков общения с людьми, усвоения действующих норм морали, развития умения решать проблемы, эмоциональные свя­зи. На ребен­ка в таких семьях реагируют скорее негативно, чем положительно, родители не заинтересованы в его всестороннем развитии, у них нет планов относительно его дальнейшего воспитания и обучения и т. д.

  3. Эмоциональная и физическая изоляция семьи. Изоляция прояв­ляется в отсутствии социальных контактов, формальной и нефор­мальной поддержки. Качество социальной поддержки для родите­лей является более важным, чем количество. У матерей, применя­ющих насилие, с большой долей вероятности нет никого, кому они могли бы довериться или к кому обратиться со своими проблемами. Очень часто они не имели хорошего контакта со своей матерью, что, в свою очередь, могло отразиться на формировании роли матери. У них не было возможности оставить ребенка на чье-то попечение, чтобы освободить время для себя. Ситуацию усугубляло и то, что отцы не принимали участия в воспитании детей. Эти родители часто не знали о возможностях оказания социальной помощи и практичес­ки были бессильны и беспомощны в поисках поддержки.

^ Факторы риска, обусловленные личностью родителя

1. Особенности личности родителя. Риск насилия возрастал, если родители обладали такими психологическими особенностя­ми, как ригидность, доминирование, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низ­кая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозри­тельность и проблемы самоидентификации.

  1. Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.

  2. Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты — наличие проблемы отрицается, чтобы не принимать помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д.

  3. Психическое здоровье родителя. Выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

  4. Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др. проблемы.

  5. Проблемы со здоровьем. К факторам, увеличивающим риск насилия относится патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину нерезистентной к стрессору.

  6. Эмоциональная уплощенность и умственная отсталость.

Родитель не всегда понимает состояние особенно больного ребенка, течение его болезни и последствия, поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.

  1. Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всегда испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность стресса, способность справляться с возникающими трудностями в воспитании (Михайлова Н. Ф., 1998). У родителей, страдающих нервно-психическими расстройствами, чаще возникает тревога и недоверие к себе как личности и как к родителю. Молодые родители, еще являясь незрелыми, не могут взять на себя ответственность, не обладают необходимыми знаниями о развитии и воспитании ребенка. У родителей, которые выказывают насилие, часто отсутствуют навыки, позволяющие им справиться с агрессивным поведением ребенка. Они не в состоянии подавить возникающую собственную агрессию и гнев по отношению к ребенку, как правило, не понимают его потребностей, не способны оценить его умения и способности, в результате чего предъявляют к нему требования, которые он не может удовлетворить. Боясь потерять контроль над ребенком, молодые родители часто используют авторитарный метод воспитания, а наказание рассматривают как способ коррекции поведения ребенка. Иногда это обусловлено незнанием других возможностей. Есть категория родителей, которые убеждены, что ребенок существует для удовлетворения их эмоциональных потребностей, что он должен быть послушным, чутким, ласковым, понятливым, не огорчать, любить и радовать их. Таким образом, ответственность за проблемы детства перекладывается на самого ребенка, роль взрослого в них отрицается.

Насилие в семье - огромная социальная и социально-психологическая проблема. К сожалению, это явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. Домашние тираны и деспоты - это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальность.

Безусловно, причины макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально-экономической сфере непосредственно влияют на семью и ее микроклимат. Падение жизненного уровня и качества жизни у многих семей приводят к стрессам, общественной изоляции, алкоголизму и наркомании, а также изначальной подверженности насилию, особенно в отношении детей. Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношении между супругами и в их отношении к детям.

Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей - прочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокость старших, вынуждены искать порочные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них - ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.

Таким образом, длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка играет ведущую роль в жизни личностных деформаций и последующих отклонений в поведении. Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома и бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему.
^ 3. Методы социально-педагогической работы по организации защитных мер, предотвращающих процесс виктимизации личности
В Беларуси в структуре центров социального обслуживания населения (всего их в республике 156) создано 140 отделений социальной адаптации и реабилитации. Они предназначены для оказания помощи людям, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации. Об этом сообщила сегодня заместитель начальника главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Татьяна Шеметовец на заседании круглого стола на тему "Предотвращение домашнего насилия в Беларуси: реалии и перспективы" [3, с. 48].

В мероприятии приняли участие представители Палаты представителей и Совета Республики, Министерства труда и социальной защиты, Национального совета по гендерной политике при Совете министров, ОО "Белорусский союз женщин", специалисты по социальной работе, юристы, психологи.

Татьяна Шеметовец отметила, что для пострадавших от психофизического насилия в отделениях социальной адаптации и реабилитации открывают кризисные комнаты (их в республике насчитывается уже 27). Сюда помещаются граждане по направлению органов по труду, занятости и соцзащите, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также обратившиеся по собственной инициативе.

"Следует признать, что потенциал кризисных комнат не используется в полной мере, зачастую их услуги не востребованы по причине того, что жертвы насилия не хотят, как говорится, выносить сор из избы и не обращаются за помощью к специалистам", - подчеркнула представитель Минтруда и соцзащиты.

В территориальных центрах соцобслуживания активизируется работа по предупреждению насилия в отношении женщин и детей в семье и оказанию им психологической, юридической и иных видов помощи. Проводятся групповые и индивидуальные консультации, психологические тренинги, направленные на разрешение семейных конфликтов. Расширяется спектр социальных услуг. Оформляются информационные стенды, на которых размещаются рекомендации попавшим в беду женщинам и детям, указываются номера телефонов госучреждений, общественных организаций, куда можно обратиться за помощью. Организована работа телефонов доверия и горячих линий (они работают в 144 центрах соцобслуживания населения).

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Все выявленные семьи делятся на семьи группы риска и семьи, где дети находятся в социально опасном положении.

К семьям первой категории относятся конфликтные семьи. Сложные взаимоотношения между супругами в таких семьях часто приводят к тому, что они много времени уделяют выяснению отношений друг с другом, а дети в это время остаются без должного внимания и заботы. Как семьи группы риска, специалистами также рассматриваются «внешне благополучные семьи», в которых, несмотря на внешние признаки благополучия, ребенок не чувствует себя комфортно, что негативного сказывается на его психическом здоровье.

Учет детей, проживающих в семьях группы риска, ведется учреждениями образования, которые посещают дети. Ситуация контролируется социально-психоло-педагогическими службами этих учреждений. Сотрудники данных служб регулярно посещают семьи на дому, осуществляют профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Целью проводимой деятельности является предотвращение жестокого обращения с детьми. Не менее раза в полугодие результаты деятельности с ребенком и его семьей анализируются, вносятся изменения в план работы, делаются выводы о целесообразности снятия семьи с учета в случае улучшения микроклимата в семье либо о переводе семьи в категорию учета №2.

По семьям второй категории составляется межведомственный план защиты прав ребенка. После проведения психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление проблем в конкретной неблагополучной семье, специалистами социально-психолого-педагогических служб учреждений образований составляется индивидуальный план помощи семье и детям, планы коррекционно-реабилитационной работы с привлечением педагога-психолога, медицинской сестры, а также специалистов социально-педагогических центров, работников инспекции по делам несовершеннолетних, учреждений культуры, социальной защиты и других учреждений. Если проводимая с семьей работа не дает результатов, то далее следует обращение в органы опеки и попечительства районного отдела образования или в комиссию по делам несовершеннолетних (далее КДН) с ходатайством о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

КДН при наличии оснований принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение в течение трех дней с момента поступления ходатайства. После вынесения решения об отобрании ребенка КДН согласно Декрету Президента Республики Беларусь №18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»:

в течение пяти рабочих дней информирует о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – управление по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа.

в шестимесячный срок принимает решение: о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, или об обращении в суд с иском о лишении родителей или единственного родителя родительских прав.

В заключение, следует отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?» [6, с. 61].

Основными направлениями социальной работы с неблагополучны­ми семьями являются поддержка родителей в воспитании детей, по­мощь в определении их физических, психологических и социальных нужд; социальное и терапевтическое содействие семьям в трудном положении; информирование, юридическая помощь и советы, содей­ствующие предотвращению всех форм эксплуатации (насилия, право­нарушений).

Проявления жестокости к детям в семье разнообразны: от эмоци­онального и морального давления до физической расправы. В целом по СНГ от произвола родителей ежегодно страдают около двух милли­онов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством [1, с. 41].

Выявлению и прогнозированию жестокого обращения с детьми и детской заброшенности способствуют привлечение специалистов для проведения консультаций, горячих линий, участие их в работе телефо­нов доверия, посещении школ, детских домов и клиник, оздоровитель­ных центров. Вторичная профилактика заключается в установлении "зас­лонов" против жесткого обращения с детьми и детской заброшенности.

При анализе случаев психического насилия над детьми специали­сты обращают особое внимание на наиболее типичные условия, в ко­торых для детей возникают стрессовые ситуации:

- напряженность в отношениях между родителями и старшими чле­нами семьи вследствие неравного брака, конфликты между приемны­ми родителями или сожителями;

- неполная семья с разведенным или одиноким родителем, имею­щим конфликты с ребенком, нежелательность ребенка, большие и малые интервалы между рождением детей, их большое количество;

- неумеренная родительская привязанность к детям, повышенные родительские ожидания;

- структурный стресс из-за недостатка жилплощади, безработ­ные, социальной изоляции.

В процессе работы с семьей группы риска, где обнаруживается осознание родителями угрозы своей власти, изменение ценностей и самооценки из-за того, что ребенок трудновоспитуем, неуправляем или часто болеет, имеет психофизические особенности развития, в поле зрения социальных работников и педагогов попадают:

- социальный статус родителей (возраст, образование, пол, соци­ально-экономическое и социально-этническое положение);

- наличие или отсутствие у родителей умений разрешать конфлик­ты и налаживать дисциплину;

- степень неприятия (отвергающего поведения) обоими родителя ми своего ребенка;

- опыт социализации (перенесение родителями в собственном детстве жестокого отношения, заброшенности, агрессивных действий со стороны взрослых);

- психопатический статус родителей; личностные черты, черты ха­рактера, слабый самоконтроль, психические расстройства, наркома­ния и алкоголизм.

По итогам встреч с семьей социальный работник принимает реше­ние о дальнейшей судьбе ребенка. Здесь возможны три варианта:

- создание временного "буфера", сохранение ребенка в семье, приостановление принятия решения о лишении родительских прав;

- временное выведение ребенка из семьи, переведение его на вре­мя в замещающую семью, приют, профилактический стационар и др.;

- постановка вопроса о лишении родительских прав и окончатель­ного выведения ребенка из семьи.
^ 4. Нормативно-правовые документы по охране несовершеннолетних, оказавшихся жертвами неблагополучных обстоятельств
В своих действиях КДН, органы опеки и попечительства, управления внутренних дел и другие государственные органы и организации, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

Декрет Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

Постановление Совета Министров РБ от 26.12.2006г. №1728 «Об утверждении положений и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета министров РБ по вопросам обеспечении государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»

Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. /Утверждена Постановлением Министерства образования РБ от 05.05.2007 года №30/

Приказ Министерства образования РБ от 16.05.2006г. №300 «О совершенствовании работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства»

Приказ Министерства образования РБ от 08.05.2007г. №270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите»

Приказ Министерства образования РБ от 14.12.1999г. №743 «Об утверждении Положения об органах охраны детства»

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 1999г. (с дополнениями и изменениями от октября 2004 г.)

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» 1993 г. (с дополнениями и изменениями от 2000г.) Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознании на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 2003 г. (газета «Образование и право» № 1 от 21.08.2003)

Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 2005 г.(газета «Звязда» от 27.12.2005 и «Народная газета» от 28.12.2005)

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004­-2010 г.г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2004/№ 5)

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.
Выводы

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.

Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое насилие.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Литература
1. Домашнее насилие: проблема и пути решения / С.Н.Бурова [и др.]; под. общ.ред. С.Н.Буровой. - Минск: Простыя лекi, 2008.- 47с.

2. Инструкция о порядке выявления и учета несовершенно­летних, нуждающихся в государственной защите // Зборнік нарматыўных дакументаў. - 2004. - № 22.

3. Пережогин, Л О. Социальная и психиатрическая помощь детям с риском безнадзорности и криминальной активно­сти / Л.О.Перегожин // Вопросы ювенальной юстиции.-2007. - № 4. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/otrok.ru/medbook. – Дата доступа: 26.08.2010.

4. Положение о социально-педагогической и психологиче­ской службе учреждений образования // Настаўніцкая газета.- ­2006. - 3 чэрв.

5. Положение о социально-педагогическом учреждении // Зборнік нарматыўных дакументаў.- 2004. -.№ 12.

6. Практическая психология образования / И.В.Дубровина [и др.]; под. ред. И.В.Дубровиной: учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.

7. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Н.К.Асанова [и др.]; под ред. Н.К.Асановой. -М.: Владос, 1997.- 512с.
Приложение

Семинар: «Проблема насилия в семье»
Цель: проанализировать причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье.

Оборудование: таблица «Формы насилия» (для работы в парах).

До проведения семинара по данной теме следует провести анкетирование среди учащихся и их родителей, проанализировать, обобщить результаты. Анкетирование может проводиться анонимно с целью обсуждения типичных ситуаций в детско-родительских отношениях или же использоваться в индивидуальной работе с родителями (Приложение – опросник для подростка, опросник для родителей).

^ Цель анкетирования: исследование детско-родительских отношений.

Анализ анкетирования.

Проведенное анкетирование позволяет ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей детско-родительских отношений в семьях:

 Является ли насилие типичной реакцией родителей на непослушание ребенка?

 Какие формы насильственных действий используются в семейном «воспитании»? И др.

^ Лекционный материал

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходит становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума, пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.

^ Задание родителям:

– Работая в парах, изучите таблицу «Формы жестокого обращения с детьми».
Жестокость и насилие в современном мире нарастают: до 40 % тяжких преступлений совершаются в семье; около 2 млн детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются насилию со стороны родителей (только зафиксированная часть); спасаясь от этого, более 50 тыс. детей убегают из дома; около 2 тыс. детей в год кончают жизнь самоубийством.

^ Задание родителям:

– В форме «мозгового штурма» ответьте на вопрос: что является причинами жесткого обращения с детьми?

Возможный вариант.

1.Особенности личности ребёнка: наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенные дети, несоответствие личности ребёнка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребёнка и т. д.

2. Особенности личности родителей: повышенный уровень тревожности, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, низкий уровень образования и самооценки, нежелание иметь ребёнка и вынужденное исполнение роли родителя, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний.

3. Особенности психологической атмосферы семьи: отсутствие умений в адекватном выражении эмоций и чувств.

^ Лекционный материал

Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанной на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, боязнью быть отвергнутым.

«Наказывать по-русски значит поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом за зло не поучает, а развращает», – писал Л. Толстой.

К сожалению уровень культуры межличностного общения в нашем обществе традиционно низок. Ребенок, как правило, выступает не как субъект, а как объект воздействия. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами, кроме требования безусловного послушания. Возложение на себя чисто формальных функций – внешней заботы – часто приводит к внешнему, поверхностному воздействию на ребенка : «Поешь», «Убери в комнате», «Не задерживайся», «Погладь брюки» и т. д. А чем живет ребенок? Что его интересует? О чем он мечтает? С кем дружит, какие качества ценит в людях? Какие фильмы, книги, музыка привлекают его, а что не интересует? Вне внимания родителей часто остается внутренний мир ребенка, его отношение к людям, окружающему миру, самому себе.

Нередко родители из лучших побуждений жестко контролируют и круг общения ребенка, и его свободное время, решают за него все возникающие проблемы как в школе, так и вне ее, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывая свой образ мыслей и такую схему действий, которая кажется им позитивной. Тотальный контроль вызывает естественный протест ребенка, особенно подростка, ведет к конфликтам, вплоть до ухода из дома и попыток самоубийства.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновению конфликтов, агрессии, насилия. Вам, родителям детей подросткового возраста, не стоит думать, что менять установки, методы воспитания поздно. Говорить своим детям ласковые слова, целовать и обнимать их, искренне, с интересом расспрашивать их о прошедшем дне никогда не поздно и никогда не рано.

^ Материалы к теме семинара

1. Опросники.

Опросник 1 (для ребёнка)

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

а) кричат на тебя;

б) пытаются убедить, уговорить;

в) обижаются и ждут твоей реакции;

г) не обращают на тебя внимания;

д) могут ударить;

е) пытаются объяснить, что ты не прав;

ж) другое___________________________________.
2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию по отношению к тебе?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое___________________________________.
3. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

а) стремление тебя воспитать;

б) «разрядка» их стрессовой ситуации (не зависящей от твоего поведения);

в) ссора родителей,

г) когда ты чего-то просишь;

д) когда огорчаешь родителей;

е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

ж) не можешь объяснить;

з) другое ___________________________________.
4. Как часто у родителей появляется желание похвалить тебя, обнять?

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________;

Или же, наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в комнате и т. п.:

а) часто;

б) редко;

в) никогда;

г) трудно сказать;

д) другое ___________________________________.
5. При тяжёлых провинностях какой вид наказания выбирает

мать:_______________________ отец: _______________________

6. Опиши ситуацию радости, праздника в доме: _______________
________________________________________________________

Спасибо!

Опросник 2 (для родителей)

1.Когда ребёнок вас не слушается, вы обычно:

а) кричите на него;

б) разговариваете, уговариваете;

в) не реагируете на его оправдания, молчите;

г) можете избить;

д) пытаетесь объяснить, что он не прав;

е) другое (что именно)______________________.

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своём ребёнке?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое (что именно)______________________.
3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребёнка:

а) стремление воспитать;

б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребёнка;

в) ссора с супругом (супругой);

г) когда он чего-то требует, просит;

д) когда огорчает;

е) желание убедить его в своей точке зрения;

ж) не могу объяснить;

з) другое (что именно)______________________.
4. Появлялось ли у вас желание избить ребёнка, выгнать его из дома, запереть в комнате (подчеркните)?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г) трудно сказать;

д) другое (что именно)______________________.
5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжёлых провинностях ребёнка? _____________________________________________________
6. Когда вы сами были ребёнком и не слушались родителей, они чаще:

а) кричали;

б) пытались убедить, уговорить;

в) молчали;

г) били;

д) пугали избиением;

е) другое ___________________________________.
7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме: _______________

_________________________________________________________

Спасибо!

^ 2. Лекционный материал.

Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости, существующий в современном обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к пику жестокости, который, по прогнозу социологов, должен был прийтись на 1994–1996 гг., что и произошло реально. Однако и в дальнейшем рост проявлений жестокости, по нашим данным, не приостановился. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45–49 % семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей.

К характеристикам детей, являющихся свидетелями жестокого обращения в семье, относятся:

 Чувства – никчемность (бессилие), чувство вины и ответственности за жестокое обращение; страх за себя, братьев и сестер; гнев (смущение) унижение; принятие жестокого обращения.

 Поведение – проигрывание ситуации (уединение), стремление угодить; беспокойство (неспособность сконцентрироваться; проявление жестокого обращения для самовыражения; плохая успеваемость (слабая школьная посещаемость).

 Физические показатели (испытали жестокое обращение (детьми пренебрегают); получение повреждений при вмешательстве в конфликт; энурез, нарушение сна; головные боли, боли в животе; отставание в развитии).

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется жестокое обращение. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.

^ Проявление страхов. Дети из семей, где практикуется жестокое обращение, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

^ Внешнее проявление поведения. Дом, в котором прибегают к жестокому обращению, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка жестокого обращения и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или агрессивным поступкам, неспособности выразить чувства вербально.

Наблюдая за практикой жестокого обращения в семье, дети приходят к выводу, что жестокое обращение есть способ, которым «взрослые» решают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об этих чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

^ Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить жестокое обращение и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят в голову мысли, о том , что они, дети, являются причиной разлада в семье. В результате того что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей.

^ Проявление стремления защищать мать. Многие дети из семей, где практикуется жестокое обращение, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смеряются с этим. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.

Разочарование. Жизнь в таких семьях очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях. Многие матери, которые не хотят настраивать против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок видит мать с синяками и со следами побоев, а ему говорят: «Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит», – и он приходит к выводу: быть любимым – значит испытывать физическую боль.

^ Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало времени на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникнуть чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к жестокому обращению, данный факт не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе, с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными.

^ Разочарованные чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, скучать по нему, желать вернуться домой, чтобы заботиться об отце, и т. д.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия. Внешний вид ребенка:

множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);

задержка физического развития (отставание в весе и росте);

признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь);

царапины и рубцы, особенно на лице, на спине, необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов;

укусы, ссадины, показывающие привычное воздействие какого-либо инструмента или руки;

ожоги; ссадины; травмы скелета, перелом бедер, челюсти, перелом или травма позвоночника;

травмы головы (отсутствие волос, кровоподтеки на кожи головы, гематомы на черепе в результате сильного удара, и т. д.);

внутренние травмы и результаты ударов по животу (кровоизлияние кишечника, разрыв брюшной вены, перитонит).

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия:

Состояние и физическое развитие ребенка: задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик; энурез; печальный вид.

Поведение ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющиеся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; неумение общаться; плохая успеваемость; низкая самооценка.

 Поведение взрослых: нежелание утешить ребенка; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; постоянно чрезмерно критичное отношение к нему; перекладывание на него ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви; пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенное психическое состояние поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: утомленный, сонный вид, опухшие веки; санитарно-гигееническая запущенность; низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании; задержка роста или общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития; частые вялотекущие и хронические инфекционные заболевания; многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи; повторные случайные травмы или отравления; постоянный голод и (или) жажда; кража пищи; стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; агрессивность и импульсивность; деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.

Национальный центр по проблеме жестокого обращения с ребенком выделяет для социальных работников следующие признаки насилия в семье:

1. Отказ от ребенка (дети, от которых отказались родители совсем или на продолжительное время).

2. Недостаток заботы (очень маленькие дети, оставленные без присмотра; дети, оставленные под присмотром других детей, которые слишком малы, чтобы защищать младших, дети, о которых мало заботятся в течение длительного времени или когда они занимаются опасной деятельностью).

3. Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены (дети одеты не по погоде, постоянно болеют воспалением легких, часто получают обморожения и солнечные ожоги, что связано с отсутствием подходящей одежды, сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившиеся в результате плохой гигиены, дети постоянно грязны).

4. Нехватка медицинской помощи или услуг дантиста (дети, чьи потребности в медицинской помощи или услугах дантиста не удовлетворены).

5. Недостаток соответствующего образования (дети, которые постоянно пропускают занятия в школе).

6. Недостаток необходимого питания (дети, которых мало кормят или кормят недоброкачественной пищей; дети, которые постоянно жалуются на голод или ищут еду в мусорных баках; дети с сильным отставанием в развитии).

7. Нехватка необходимого крова (структурно небезопасное жилье или открытая электрическая проводка; слишком сильное или слишком плохое отопление; антисоциальные жилищные условия).

8. При определении отсутствия заботы обратите внимание на проявление бедности, а не отсутствия заботы; культурные различные ценности и ожидания; различные методы воспитания детей.




Скачать файл (163 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации