Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей - файл 1.doc


Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей
скачать (3793 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3793kb.06.12.2011 13:57скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Алмазова Е. С.

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей

под общ. ред. Г. В. Чиркиной

М.: Айрис-пресс, 2005

В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. Книга адресована логопедам-практикам а также студентам дефектологических факультетов.
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

От автора 6

1 Классификация нарушений голоса у детей и подростков 9

Клинико-педагогический подход к нарушениям голоса 9

Функциональные нарушения голоса 13

Органические нарушения голоса 25

2 Особенности психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани 52

3 Методика восстановления и развития голоса у детей 69

Общие проблемы восстановления голоса у детей 69

Содержание курса логопедических занятий
по восстановлению голоса 87

Подготовительный этап логопедических занятий 87

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий 111

Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования) 178

Особенности логопедической работы при дисфонии 180

Особенности логопедической работы по устранению ринофонии 182

Результаты логопедической работы по восстановлению голоса 190

Приложение 194

Предисловие


Елена Самсоновна Алмазова родилась 2 августа 1935 г. В 1953-1958 гг. была студенткой логопедического отделения дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). В 1960-1964 гг. обучалась в заочной аспирантуре при кафедре психопатологии и логопедии под руководством профессора С.С. Ляпидевского. Научные интересы Е.С. Алмазовой сложились в период работы в логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 (г. Москва), где она начала заниматься восстановлением голоса у детей с органическими заболеваниями гортани. В отделении, которое являлось базой клиники детского возраста ГНИИ уха, горла и носа, проводились серьезные исследования нарушений голоса, апробировались новейшие лечебно-педагогические методики.

Первые научно-методические разработки были начаты Е.С. Алмазовой еще в 1958 г., их результаты были опубликованы в I и II выпусках «Очерков по патологии речи и голоса» под редакцией С.С. Ляпидевского (1960-1963), в Ученых записках, журналы «Вопросы дефектологии» МГПИ им. В.И. Ленина (1964) под ред. X.С. Замского, С.С. Ляпидевского и др.

После окончания аспирантуры и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Е.С. Алмазова, не прерывая связи с клиникой, начала работать на дефектологическом факультете. Елена Самсоновна с блеском читала лекции, вела практические занятия, семинары на отделениях логопедии и олигофренопедагогики. Все виды вузовской работы Е.С. Алмазова — сначала ассистент, затем доцент — выполняла на высоком научно-теоретическом и организационно-методическом уровне. Она разработала ряд учебных курсов, написала программы, подготовила лекционный курс по проблеме нарушений голоса на английском языке, получала приглашения читать лекции в разных странах.

Вклад Е.С. Алмазовой в подготовку кадров дефектологов значителен. Ее многочисленные ученики — ныне выдающиеся специалисты в разных областях логопедии, с неизменным уважением вспоминают своего учителя, ее эрудицию, глубокое знание специальной литературы по логопедии и смежным дисциплинам, ее содержательные и эмоциональные лекции, выступления на научных конференциях. Известные специалисты-дефектологи О.С. Орлова, Е.Д. Худенко, которым довелось слышать лекции Е.С. Алмазовой, всегда стараются передать своим слушателям не только содержание разработанной ею методики, но и свойственную ей способность вызвать у логопеда неподдельный интерес к своей профессии. Увлеченный наукой человек — Елена Самсоновна приобщала к исследовательской работе и студентов, руководила интересными курсовыми и дипломными работами, вела научный кружок, готовила доклады студентов на межвузовские студенческие научные конференции.

Круг научных интересов Елены Самсоновны в России был широк, но основной ее поиск был направлен на изучение и восстановление детского голоса. Работая в этом аспекте, она вместе с Б.М. Гриншпуном, В.И. Селиверстовым, В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской под руководством С.С. Ляпидевского способствовала становлению научной школы кафедры психопатологии и логопедии (позднее логопедии), развивала психолого-педагогические основы логопедии в ее связи с другими дисциплинами, в первую очередь с психолингвистикой. Величайший авторитет в логопедии, Е.С. Алмазова параллельно с вузовской работой продолжала научные изыскания, консультировала детей, взрослых, обращавшихся к ней с разными проблемами, оказывала методическую помощь логопедам и фониатрам.

Проблема нарушений голоса и их коррекции долгие годы была, да и сейчас остается, одной из сложнейших, это направление было представлено в науке и практике недостаточно. Е.С. Алмазова представила подробный анализ клинических и психолого-педагогических особенностей детей с такими нарушениями, разработала методику восстановления голоса, которая получила широкое распространение и показала высокую ее эффективность.

Е.С. Алмазова подчеркивала необходимость медико-психолого-педагогического подхода к изучению и лечению таких больных, детально анализировала все аспекты комплексного воздействия (лечебного, психотерапевтического, педагогического и воспитательного). Выделяя в структуре дефекта первично пострадавшее звено и вторичные проявления нарушения, Е.С. Алмазова четко определяла основную направленность системы ортофонического воздействия, при этом подчеркивая, что эта работа строго индивидуализированная, что наилучший терапевтический эффект достигается комплексной терапией — хирургическим, медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием, логопедическими занятиями и лечебной физкультурой. Е.С. Алмазова неизменно утверждала, что восстановление голоса возможно даже при очень тяжелых, казалось бы, необратимых деформациях гортани и голосовых складок.

Можно с уверенностью утверждать, что издание книги по сложной проблематике восстановления и развития детского голоса будет встречено с интересом не только логопедами-практиками, но и преподавателями дефектологических факультетов, специалистами в области фониатрии и фонопедии.

Доктор пед. наук, профессор Г.В. Чиркина

Кандидат пед. наук, профессор С.Н. Шаховская
^

От автора


На дефектологическом факультете Московского государственного педагогического университета читается курс «Нарушения голоса у детей и подростков» и проводится практикум по постановке голоса и выразительности речи.

Содержание курса лекций и практикума, как это следует из их названий, определяется задачами, которые встают перед логопедами в связи с тем, что значительная часть детей и подростков имеет те или иные нарушения голоса. Эти нарушения могут быть обусловлены самыми различными факторами: перенапряжением голоса, закономерным последствием хирургического вмешательства по поводу различных заболеваний голосообразующего аппарата и т.д.

Нарушения голоса органического и функционального характера оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Известна, например, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний.

Диапазон встречающихся нарушений — от полной потери голоса (афония) до незначительных его изменений. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства.

В этой связи возникает настоятельная необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей и подростков расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе осуществляемой группой специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.

Целесообразность публикации данного пособия обусловлена тем, что в имеющейся литературе по преимуществу излагаются приемы восстановления голоса у взрослых. Там же, где речь идет о восстановлении голоса у детей, содержится описание лишь отдельных методических приемов, не представляющих сколько-нибудь законченной системы. Усвоение содержания пособия поможет студентам овладеть системой восстановления голоса у детей и творчески использовать ее в своей дальнейшей работе.

Основная задача автора пособия состоит в изложении метода восстановления голоса у детей и подростков в процессе логопедической работы. В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восстановления голоса у подростков и взрослых при функциональных его нарушениях (Н.Ф. Лебедева, М.И. Фомичев, Ф.А. Ивановская, А.Т. Рябченко), некоторые приемы вокальной методики (Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, Л.Б. Дмитриев), материалы исследований иностранных фониатров и логотерапевтов (Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М. Бери, Д. Эйзенсон, В. Рипер).

Под наблюдением автора находились дети с афонией и дисфонией, возникшими на почве тяжелых органических заболеваний гортани — папилломатоза и рубцового стеноза. Большинство этих детей потеряли голос в результате хирургического вмешательства на гортани.

В ходе восстановительного обучения разработан и апробирован комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

В данном пособии освещается сущность этого метода, приемы восстановления голоса и особенности дифференцированной логопедической работы в зависимости от возраста ребенка, степени и характера расстройства голоса. Эффективность излагаемого в книге комплексного ортофонического метода была проверена в ходе многолетней работы по восстановлению голоса у детей и подростков.

Учебное пособие состоит из трех глав и списка рекомендуемой литературы.

В главе «Классификация нарушений голоса у детей и подростков» подробно описываются причины органических и функциональных нарушений голоса, освещаются медицинский, логопедический и психологический аспекты рассматриваемой классификации, приводятся выписки из истории болезни, которые дают конкретное представление о характере того или иного заболевания и особенностях его логопедического обследования. Особое внимание уделяется характеристике афонии и дисфонии органического характера и дисфонии при дизартрии и ринолалии.

В главе «Особенности психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани» описывается влияние на формирование личности ребенка и на развитие его речевой и голосовой функции тяжелых и длительных заболеваний гортани — папилломатоза и рубцового стеноза.

В главе «Методика восстановления и развития голоса у детей» излагается сущность комплексного ортофонического метода, подробно описываются приемы и методы коррекционной работы, используемые на разных этапах логопедических занятий.

Приводимые выписки из историй болезни дают возможность судить об эффективности разработанной автором методики, применявшейся при восстановлении голоса.

Настоящее пособие предназначается студентам-дефектологам, логопедам дошкольных и школьных логопедических учреждений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (3793 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации