Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа. Понятие конфликта - файл 1.doc


Контрольная работа. Понятие конфликта
скачать (122.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc123kb.06.12.2011 13:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...





Содержание

Введение 2

1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации 3

1.1.Место конфликта в социальном институте общества 7

2. Составляющие компоненты конфликта 10

3.Анализ межличностного конфликта: структура, динамика, варианты разрешения 16

Заключение 20

Список литературы 21

Введение


Конфликт играет решающую роль в жизни отдельного человека, семьи, общества, государства. Каждый человек в своей жизни сталкивается с огромным количеством конфликтов, от эффективного разрешения которых зачастую зависит его собственная жизнь, благополучие его семьи. Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что конфликты очень прочно укрепились в современной жизни. Конфликты XX века оставили неизгладимый след в истории человечества, – они унесли миллионы человеческих жизней.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, включая государственный, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.

Темой нашей работы является «Структура конфликта». В данной работе мы поставили цель дать описание структуры конфликта, исходя из его понятия и места в социальном обществе и на основе теоретического обобщения сделать подробный анализ межличностного конфликта, основанного на личном опыте. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:

– проанализировать теоретическую литературу по конфликтологии и сделать выводы на основе различных подходов к определению конфликта;

– рассмотреть понятия конфликта и конфликтной ситуации;

– описать место конфликта в социальном институте общества;

– проанализировать структуру конфликта;

– описать и проанализировать структуру и динамику межличностного конфликта из жизни и дать возможные варианты разрешения конфликта.

Теоретической базой данной работы являются исследования таких авторов как: Анцупов А.Я., Шипилов А. И., Емельянов С.М., Шевчук Д.А., Васильев Н.Н., Гришина, Зайцев А.К. и др.

^

1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации


Конфликт – это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально- этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам [2, с.56].

В теоретической литературе нет единого определения понятия «конфликт». Авторы при определении данного понятия исходят из различных положений. Рассмотрим основные из определений конфликта, существующих в современной отечественной и западной конфликтологии.

На Западе широко распространено определение американского исследователя Л.Козера, в основе которого лежит социологическая характеристика конфликта:

Л.Козер под конфликтом понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника [10, с.154].

Отечественные исследователи большое внимание уделяют именно социологической стороне конфликта:

Попова Т.Е. под конфликтом понимает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [9, с.15].

Л.Г. Здравомыслов рассматривает конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [6, с.69].

Емельянов С.М. рассматривает конфликт как такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.) [4, с.10].

Однако большинство определений не включают в себя понятие внутриличностного конфликта, на котором заостряет внимание Г.И. Козырев:

Г.И. Козырев говорит о том, что конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

По мнению Г.И. Козырева в основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство [7, с.6].

Таким образом, конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики.

Наряду с понятием конфликт часто используется понятие «конф­ликтная ситуация».

Согласно определению А.Ю. Анцупова, А.И. Шипилова, конфликтная ситуация – частное понятие по отношению к кон­фликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный мо­мент времени [1, с.231].

Понятие конфликтной ситуации дается в психологической литературе. Согласно психологической теории «если человек определя­ет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом, ибо в своих дальней­ших действиях в данной ситуации он основывается на том определении, на том зна­чении, которое он придал ситуации, соответственно развивая конфликтное взаимо­действие, оценивая действия партнера, выбирая стратегии поведения» [3, с.315].

Используя существующие в психологии методологические представления для понимания психологической природы конфликта, можно сформулировать положение, что объективно существующие противоречия не однозначно детерминируют конфликтное взаимодействие участников ситуации, но, напротив, они сами «конструируют» конфликт, приписы­вая ситуации соответствующее значение. Отсюда — возникновение конфликтной ситуации не является простым следствием возникающих противоречий, но пред­ставляет собой следующий процесс:

конфликтная ситуация: внешняя ситуация —► определение ситуации —►конфликтная ситуация.

Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуа­цию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две точки перехода: какие факторы обусловливают восприятие актуальной ситуации как конфликтной и как после определения ситуации как конфликтной осуществляется переход к кон­фликтному взаимодействию.

В качестве главного признака, на основании которого человек определяет ситу­ацию как конфликтную, обычно рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. Конфликт – это не просто свойство ситуации, но скорее выводы, делаемые на ее основе; при этом если ситуация опре­деляется как конфликтная, будут выбираться доказательства, поддерживающие эту схему [3, с.316].

Итак, в современной конфликтологии нет единой точки зрения на проблему конфликта. Неоспоримым фактом является то, что конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизни и их изучением занимаются исследователи по всему миру. Большинство ученых подчеркивают социальную значимость конфликта, определяя его как противоборство на основе различия в целях, мотивах, ценностях. Нельзя также забывать и о внутриличностном конфликте, основу которого составляет личность субъекта как устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений.

    1. ^

      Место конфликта в социальном институте общества


Конфликт, по мнению Г.И. Козырева, является социальным феноменом общественной жизни. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем [7, с.63].

Любой конфликт – это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи. Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт — это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно.

Конфликт – это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. Для наличия конфликта недостаточно простого взаимодействия сторон. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Конфликт носит временный характер. Рано или поздно он заканчивается, тогда как поедание одних видов животных другими, естественный отбор в природе животных, их способ существования и поведения, основанный на инстинктах. Существует также точка зрения, признающая зооконфликты. Так, например, позиция А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова. Для ее обоснования они включают в понятие социального взаимодействия и «взаимодействие между животными» [1, с.107].

Согласно одной из западных точек зрения, на которую опирается Зайцев А.К., конфликт присущ всем уровням жизни и структурам социальных систем и не может рассматриваться как девиантное поведение, патология или слабость поведения. Конфликт не есть необходимость, ненормальность или дисфункция; он является фактом жизни. Конфликт есть неизбежная часть повседневной жизни – внутренний, межличностный, межгрупповой и международный конфликт. Мир состоит в созидательном общении с конфликтом. Мир есть рабочий процесс разрешения конфликтов таким образом, что обе стороны побеждают, исходом конфликта и его разрешения является увеличивающаяся гармония. Разрешение является мирным, если участники желают более полной кооперации и способны ее осуществлять [8, с.38].

Одним из направлений западной конфликтологии, подчеркивающей позитивную роль конфликта в обществе является диалектико-созидательный подход, сторонниками которого являлись

Сторонники диалектико-созидательного подхода в изучении и разрешении конфликтов, не отрицая определенных негативных сторон, выделяют позитивную роль конфликта в жизни общества и его основных ячеек. В том числе отмечается, что: конфликты высвобождают созидательное напряжение и усиливают способность организации к изменениям. Более того, конфликты являются тем «парником», в котором взрастают социальные изменения. Рассмотрим основные положительные характеристики конфликта в социальном обществе:

– конфликт повышает энергичность и усиливает мотивацию членов организации к разрешению проблем;

– он выступает формой проверки силы организации;

– конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая трудовые взаимоотношения, увеличивая убежденность работников в возможности поддержания взаимоотношений под давлением стресса.

– конфликт позволяет передавать обязательства и ценности каждого члена так, что и другие могут принимать их во внимание и вообще сохранять рабочие взаимоотношения чистыми от раздражений и возмущений, проявлять позитивные чувства наиболее полно;

– конфликты способны укрепить взаимоотношения, повысить сплоченность организации за счет уменьшения повседневных раздражений коллег по работе. Конфликты ускоряют групповое объединение; конфликты способствуют производству новых созидательных идей. Конфликты стимулируют творчество, создавая возможность обозрения проблем и ситуаций самыми различными способами и путями. Группы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции, конфликты помогают членам организации понять кто они есть как люди: что заставляет их быть сердитыми, что пугает их, что важно для них и как они пытаются управиться с конфликтом – все это высвечивается во время конфликта с другими. Уверенность в том, за что они желают сражаться, как они действуют в конфликте, может научить их многому о себе [5, с.40].

Подводя итоги можно сказать о том, что конфликт относится к критическим жизненным ситуациям, которые пред­ставляют собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоя­тельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующую своего разрешения. Конфликт в то же время – явление социальное, отражающее противоборство двух сторон, т.е. действия, направленные друг против друга. Конфликт как социальный феномен общественной жизни существовал, существует и будет продолжать существовать. Главное для человечества использовать положительные стороны конфликтов для разрешения критических ситуаций.


^

2. Составляющие компоненты конфликта


Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако, как и в вопросе с определением понятия конфликта, не существует единой точки зрения на проблему структурирования конфликта.

С психологической точки зрения выделяют следующие компоненты конфликта:

1) стороны (участники) конфликта;

2) условия конфликта;

3) предмет конфликта;

4) действия участников конфликта;

5) исход (результат) конфликта.

Гришина называет эти элементы конфликта структурными характеристиками конфликта [3, с.310].

Рассмотрим структуру конфликта, предложенную авторами А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которая кажется нам наиболее эффективной.

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов в структуре конфликта выделяют объективные и психологические составляющие конфликта. Они определяют структуру конфликта как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс [Анцупов, с.230]. Данная структура конфликта применима и к конфликтной ситуации. Рассмотрим основные составляющие компоненты конфликта согласно данной точке зрения.

К объективным составляющим конфликта относятся: участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, микро- и макросреда.

^ Участники конфликта – люди, которые могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семей­ном конфликте), как официальные лица (конфликт по верти­кали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать раз­личные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

^ Основные участники конфликта – стороны, противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участ­ников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В та­ком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству.

^ Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязатель­ствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут вхо­дить руководители или подчиненные оппонентов. В межгруп­повых и межгосударственных конфликтах – это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.

^ Другие участники – это субъекты, кото­рые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстре­катель – это лицо, организация или государство, подталки­вающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт и его развитие, предусмат­ривающее. Организатор – лицо или группа, планирующее кон­фликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспе­чения и охраны участников, и др.

^ Предмет конфликта – это объективно су­ществующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разре­шения которого стороны вступают в противоборство.

^ Объект конфликта определить не всегда просто. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользова­нию которой стремятся оба оппонента.

Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересе­чении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

^ Микро-и макросреда – это условия, в которых находятся и действуют участники конфликта. Соци­альная среда как комплекс условий понимается достаточно ши­роко. В нее включаются не только ближайшее окружение лич­ности, но и социальные группы, представителем которых явля­ется данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды [1, с.233].

К психологическим составляющим конфликта относятся мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтной ситуации,

^ Мотивы в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппо­нента, совокупность внешних и внутренних условий, вызы­вающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, кото­рая отличается от первичных мотивов. Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого ре­зультата, на достижение которого направлены действия чело­века. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый по­лезный (с точки зрения личности или общественной, группо­вой значимости) результат. В конфликте можно выделить стра­тегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оп­понента — овладение объектом конфликта.

^ Конфликтное поведение - состоит из противоположно на­правленных действий участников конфликта. Этими действия­ми реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.

Стратегии в конфликте реа­лизуются через различные тактики. Тактика – это совокупность приемов воздей­ствия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стра­тегий. Так, угроза или давление, рассматриваемые как дест­руктивные действия, могут быть использованы в случае не­готовности или неспособности одной из сторон уступать да­лее определенных пределов. Выделяют следующие типы тактик в конфликте: тактика захвата и удержания объекта конфликта, тактика физического насилия (ущерба), тактика психологического насилия (ущерба), тактика давления, тактика демонстративных действий, санкционирование, тактика коалиций, тактика фиксации своей позиции, тактика дружелюбия, тактика сделок.

^ Информационные модели конфликтной ситуации – по-другому этот субъективный компонент конфликтной ситуации называют восприятием оппонентами конфликта. Он является исключи­тельно важным для понимания возникновения и развития кон­фликта [1, с.234].

Итак, в данной главе мы рассмотрели структуру конфликта. На наш взгляд, описание составляющих компонентов конфликта, предложенное А.Ю. Анцуповым и А.И. Шипиловым, является наиболее оптимальным.

Какую бы точку зрения на проблему структурирования и выделения основных элементов конфликта мы не выделили, основными компонентами останутся участники конфликта, его предмет и объект. Выделение составляющих компонентов помогает лучше разобраться в причинах конфликта, найти наиболее подходящие варианты разрешения.

Таким образом, в теоретической части нашей работы мы рассмотрели основные точки зрения на проблему конфликта и его место в современном обществе. Конфликт – явление социальное, это определенный вид взаимоотношений людей. Конфликтология как наука является сравнительно молодой наукой, это обусловливает отсутствие единого мнения на природу конфликта, его определение и место в обществе. Однако все исследователи сходятся на том, что изучать конфликты необходимо. От этого зависит будущее нашей планеты, ведь горький опыт предыдущих столетий показывает нам, какие последствия несут за собой конфликты на различных уровнях.

В зависимости от разновидности конфликта различают и различные пути их решения. Структура конфликта, не зависимо о каком конфликте идет речь – о внутриличностном, межличностном, межгосударственном, – всегда будет содержать в себе участников, предмет, объект, социальную среду, а также различные психологические составляющие конфликта.

  1. ^

    Анализ межличностного конфликта: структура, динамика, варианты разрешения


Прежде чем, проанализировать межличностный конфликт, дадим его определение.

Межличностный конфликт – столкновение личностей в процессе их взаимоотношения. Здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д. В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость – взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства. [7, с.30].

Для анализа межличностного конфликта мы использовали теорию структурных компонентов А.Ю. Анципова, А.И. Шипилова, теорию динамики конфликта, предложенную этими же авторами, варианты разрешения конфликта рассмотрены по Г.И. Козыреву.

Описание конфликтной ситуации: для анализа возьмем семейный конфликт, возникший между дочерью и матерью, произошедший с моей знакомой несколько лет назад, причиной которому послужило отсутствие взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Девушка 16 лет сообщает матери о своей влюбленности в молодого человека старше ее на 4 года. Мать устраивает скандал. Дочь убегает из дома. Через 3 месяца девушка сообщает о том, что беременна. Мать отказывается от воспитания внука, настаивая на аборте. После нескольких недель непрерывных конфликтов дочь покончила жизнь самоубийством.

Итак, разберем структуру конфликта:

Участники конфликта ­– дочь, мать (основные участники); парень девушки (группа поддержки).

Предмет конфликта: беременность несовершеннолетней дочери

Объект конфликта: желание матери контролировать жизнь дочери.

Микросреда: интеллигентная семья, мать – учитель начальных классов, мать-одиночка; родила дочь в 18 лет; муж бросил ее одну с ребенком в возрасте 5 лет; воспитывала дочь одна.

Итак, мать, не желая зла своей единственной дочери, хотела уберечь ее от тех ошибок, которые совершила когда-то сама. Понимая, что дочь еще совсем молода, она, не взирая на чувства дочери к молодому человеку, желает подчинить ее своей воле, заставить жить по своим правилам. В основе этого конфликта лежит не ежеминутное отсутствие взаимопонимания. Гиперопека матери в детстве привела к тому, что мать не заметила, что дочь повзрослела, у нее появились другие интересы. Отсутствие общения на дружеском уровне привело к тому, что дочь и мать стали далеки друг другу.

Психологическими составляющими данного конфликта являются:

Мотивы в конфликте – потребности в любви, безопасности, защите, понимании.

Конфликтное поведение – стратегия поведения матери: тактика давления, тактика фиксации своей позиции; стратегия поведения дочери – тактика психологического насилия.

Информационные модели конфликтного поведения ­– искажение конфликтной ситуации в целом, так как уменьшается перспектива восприятия ситуации, т.е. предпочте­ние отдается принципу «здесь и теперь». Последствия не просчитываются; восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу «черное — белое»; господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.

Форма протекания конфликта – соперничество.

Исход данного конфликта – эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние.

Динамика конфликта:

Латентный период (предконфликтная ситуация) включает возник­новение объективной проблемной ситуации; осознание объек­тивной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; по­пытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Латентный период заключается в данном конфликте в нарастающем противостоянии матери и дочери, отсутствии взаимопонимания со стороны обеих, отсутствии нормального общения.

Открытый период часто называют конфликтным взаимо­действием или собственно конфликтом. Он включает: инци­дент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодейст­вие; завершение конфликта.

Данный период в нашем случае представлен открытым соперничеством матери и дочери, нежеланием идти на компромисс, нарастающее внутреннее напряжение в семье, сопровождающееся постоянными ссорами уходом из дома.

Завершение конфликта заключается в переходе от кон­фликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

В данном случае конфликт между матерью и дочерью перерос в глубокий внутриличностный конфликт, закончившийся суицидом.

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализа­цию их отношений. В данном случае этого периода нет.

Вариантом разрешения конфликтной ситуации в данном случае должен был стать совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, который предполагает соблюдение ряда условий:

  • отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;

  • сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

  • действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

  • создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

  • говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

  • соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

  • создавать климат взаимного доверия и сотрудничества [Козырев, с.36].

Итак, мы рассмотрели основные компоненты данного конфликта, его динамику и варианты решения. Однозначно можно сказать, что для решения данного конфликта необходимо было прийти к компромиссу, используя такие методы как: метод выхода чувств и метод положительного отношения к личности.

Необходимо также отметить, что важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе. Меняется также конфликтная установка.

Заключение


Данная работа, посвященная проблеме структурирования конфликта, выделения его основных компонентов, раскрывает понятие конфликта как социального феномена.

В теоретической части данной работы мы дали определения понятия «конфликт» различных авторов, и пришли к выводу, что конфликтом является один из способов взаимодействия людей, в основе которого лежит противоборство целей, мотивов, ценностных установок. Эпизодическим проявлением конфликта является конфликтная ситуация. Конфликт и конфликтная ситуация имеют одинаковую структуру и состоят из объективных и психологических компонентов. Конфликт является неотъемлемой частью человеческой жизни и может проявляться на различных уровнях: внутриличностном, межличностном, межгосударственном и т.д. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, противоречий и согласий. Не зря еще древние мыслители рассматривали конфликт как социальное явление, не имеющее ни негативной, ни позитивной оценки. Руководитель любого уровня, от домохозяйки до генерала, должен понимать позитивное значение конфликта для сплочения коллектива, будь то семья, организация, нация.

Анализ межличностного конфликта в аналитической части данной работы был произведен на основе теоретических положений, описанный в теоретической части. Описанный конфликт принадлежит к числу семейных, часто встречающихся в современной жизни. Нежелание идти на компромисс, понимать и принимать ближнего таким, какой он есть приводит зачастую к печальным последствиям. Суицид, к сожалению, становится способом ухода от конфликта. В таком случае требуется психологическая помощь специалиста всем участникам конфликта. Мы надеемся, что теоретические положения конфликтологии помогут людям находить иные варианты разрешения конфликтов.

^

Список литературы


  1. Анцупов А.Ю., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008. – 551 с.

  2. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб. : Речь, 2007.– 360 с.

  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2007. – 620 с.

  4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб. : Питер, 2009. – 310 с.

  5. Зайцев А. К. Социальный конфликт. Изд. 2-е. – М.: Academia, 2001.– 464 с.

  6. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта : Учеб. пособие. – М.: Альт, 2006. – 251с.

  7. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 176с.

  8. Мажников В.И. Конфликтология: Методические рекомендации по спец- курсу. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. – 40 с.

  9. Попова Т.Е., Бобрешова И.П., Чувашова Т.А. Конфликтология: Методические указания по изучению дисциплины. Краткий конспект лекций. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. – 51с.

  10. Шевчук Д.А. Конфликты: форсировать или избегать? – М.: АСТ, 2008. – 674с.



Скачать файл (122.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации