Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вопросы и ответы - Теория и практика местного самоуправления - файл 1.doc


Вопросы и ответы - Теория и практика местного самоуправления
скачать (299 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc299kb.06.12.2011 14:44скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4

  1. Понятие и характерные черты местного самоуправления.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывание отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Впервые слова "местное самоуправление" в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР".

Современное легальное определение местного самоуправления дается в ст.2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» (далее по тексту – Закон). Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Еще одно определение, можно почерпнуть из текста Хартии о местном самоуправлении п.1 ст.3, которой, закрепляет, что под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:

1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;

2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством;

3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;

4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;

5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность.

  1. Понятия: «местное сообщество», «самоуправление» «местное самоуправление», «местное управление».

Понятие «местное самоуправление» как раз и является деятельностью, но особого рода. Оно производно от понятия “управление” и входит составной частью в понятие “отношения” как компонента социальной системы, т.е. муниципальное образование - как система - это целое, а местное самоуправление является частью целого одним из компонентов этого целого, а именно отношений, возникающих в муниципальном образовании. Вот почему нельзя смешивать понятия “муниципальные образования” с понятием “местное самоуправление”. Они совершенно разные по своему содержанию.

Понятие "местное самоуправление" в странах современного мира обычно охватывает два вида органов:

1. местный представительный орган (совет, ассамблея, собрание и т.п.), избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы. Этот орган, как правило, принимает решения по наиболее важным местным вопросам.

2. местный исполнительный орган (мэр, бургомистр, глава администрации и т.д.), либо избираемый, либо назначаемый. Этот орган выполняет решения представительного органа и осуществляет оперативное управление, кроме того, на местный исполнительный орган могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции .

В отечественной научной литературе понятие «государственное управление на местном уровне» нередко заменяется понятием «местное (муниципальное) управление». При таком подходе местное управление противопоставляется местному самоуправлению и определяется как управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органы.

В отличие от местного управления, под местным самоуправлением в этом случае подразумевается деятельность самого населения местной территориальной единицы, т.е. территориального коллектива и его выборных органов по решению вопросов местного значения.

Не менее распространена в среде отечественных ученых и другая точка зрения на данную проблему. В соответствии с ней муниципальное управление ассоциируется, прежде всего, с деятельностью исполнительно-распорядительных органов самих муниципальных образований, т.е. фактически рассматривается в качестве составного элемента системы местного самоуправления.

В зарубежной литературе муниципальное управление представляется в основном более объемным понятием, включающим в себя как государственную администрацию на местах, так и непосредственно местные представительные и исполнительные органы, т.е. органы местного самоуправления.

Схожую с этим позицию занимают и некоторые российские исследователи. В частности, в работе московских авторов «Основы современного муниципального управления» отмечается, что категория «муниципальное управление» по своим масштабам шире местного самоуправления и включает в себя:

а) государственное управление на местном уровне, т.е. федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие на местах ряд функций государственной политики в области финансов, налогообложения, землеустройства, занятости населения и др.;

б) местное самоуправление как форму народовластия;

в) муниципальный менеджмент как систему действий по налаживанию партнерских отношений между органами местного самоуправления, населением и частным капиталом в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития муниципального образования.

На основании данного подхода можно утверждать, что в государственном устройстве любой страны присутствует тот или иной вид местного управления с определенной степенью самоуправления. Степень же самоуправления в деятельности местных органов власти во многом определяется ролью в местном управлении назначаемых сверху представителей центральных структур.

  1. Модели местного самоуправления. Сравнительная характеристика англосаксонской и континентальной моделей.

Существуют различные модели местного самоуправления, которые оказывают влияние на развитие муниципального законодательства в различных странах мира. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти и т.п.

^ Англосаксонская муниципальная система

Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой.

Основными характерными чертами англосаксонской муниципальной системы являются:

1) Органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом. В случае нарушения этого правила, акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом;

2) Органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти. Однако правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления осуществляют свои задачи. Если органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий, то контроль правительства ограничивается согласованием вопросов с соответствующими министерствами. Правительство оказывает влияние на осуществление программ местных общин, используя финансовые рычаги: субвенции, дотации и др.;

3) Основная единица местного самоуправления - приход;

4) В компетенцию органов местного самоуправления входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.

^ Континентальная модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

Ее черты:

-сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;

-ограниченная автономия местного самоуправления; наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.

Ярким примером является Франция, где предусмотрено местное самоуправление на уровне коммун, более крупные кантоны и округа являются местными уровнями государственной власти, элементы самоуправления вновь появляются на уровне департамента, чтобы полностью смениться государственной властью на уровне региона. Основным звеном местного самоуправления являются коммуны, каждая коммуна имеет свой представительный орган - совет и мэра, избираемого из числа депутатов совета. Мэр и депутаты муниципального совета, работающие на постоянной основе, образуют муниципалитет. В то же время мэр является государственным служащим. Деятельность мэра осуществляется под контролем муниципального совета и под административным контролем комиссара республики. Последний также наблюдает за законностью принимаемых коммуной решений и в случае необходимости обращается в суд за их отменой (т.е. в отношении муниципального совета принцип административного контроля уже не действует).

В Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах действуют смешанные модели, вобравшие в себя разные черты англосаксонской и континентальной.

«Сравнивая англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления, следует иметь в виду, что в демократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носят принципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем»

  1. Принципы местного самоуправления. Понятие и классификация функций местного самоуправления.

Местное самоуправление обладает определенными признаками, среди которых можно отметить следующие:

-наличие у муниципального образования собственности и автономного бюджета;

-существование и реальное функционирование местных представительных органов;

-отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;

-соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;

-реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;

-выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления;

-свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;

-гарантия социальной защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.

Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения. Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функ-циями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправле-ния (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельно-сти) позволяет выделить следующие основные функции (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации» составляют, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации.):

1. обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131);

Устав муниципального образования закрепляет формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь едет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

2. управление муниципальной собственностью (ст. 132);

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

3. обеспечение развития соответствующей территории;

Социально-экономическое развитие и самостоятельность местного самоуправления возможны лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1).

При этом Закон устанавливает, что муниципальным образова-ниям должна обеспечиваться экономическая и финансовая само-стоятельность в соответствии с разграничением предметов веде-ния между муниципальными образованиями (ст. 6).

4. охрана общественного порядка (ст.132);

Общественный порядок - основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.

Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объеди-нений. Важное значение для упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местного жизни.

Все это предполагает создание на подведомственной территории условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственную реализацию гражданами конституционных прав и свобод. Достижение данной цели требует разнообразных мер. Непосредственное отношение к ним имеет правомочие муниципальных органов в пределах, установленных законом, принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность (ст. 6 КоАП). Такие акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 19) вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

5. защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133);

Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправ-ления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту Таким образом, защита прав местного самоуправления -- это важная сторона государственной деятельности

6. обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;

К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

7. распоряжения муниципальной собственностью.

  1. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

Формы осуществления населением местного самоуправления закреплены в ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Условно их можно подразделить на 2 группы. Это те формы, которые связаны с непосредственным осуществлением населением местного самоуправления и те формы, которые предполагают только участие населения в осуществлении местного самоуправления.

1. По характеру правового результата.

формы непосредственной демократии воздействуют на конечный результат в императивном порядке. Результатом же участия населения в осуществлении местного самоуправления является «выработка промежуточного правового результата в консультативном порядке»

2. По субъектному составу.

Участие населения в осуществлении местного самоуправления в отличие от непосредственного осуществления местного самоуправления не предполагают «персонифицированной фиксации участников, прямого волеизъявления граждан, наличие кворума, специального контроля за соблюдением установленного регламента проведения мероприятий и других обязательных условий и атрибутов».

Исходя из этого, к формам непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления относят: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Иные формы осуществления местного самоуправления - правотворческая инициатива, публичные слушания, конференции и собрания граждан - относят только к формам участия.

Наряду с другими формами осуществления населением местного самоуправления, муниципальные выборы и местный референдум являются основополагающими формами. В Конституции РФ выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа Конституция Российской Федерации.

Признаки местного референдума:

1. является формой непосредственного осуществления населением вопросов местного самоуправления;

2. проводится исключительно по вопросам местного значения;

3. осуществляется в границах соответствующего муниципального образования;

4. правом на участие в местном референдуме обладают граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

5. осуществляется посредством голосования непосредственно за или против вопроса, выносимого на референдум.

Признаки муниципальных выборов:

1. является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления;

2. проводятся в целях формирования выборных органов местного самоуправления, избрания выборных должностных лиц местного самоуправления;

3. правом на участие в муниципальных выборах обладают жители муниципального образования;

4. проводятся на территории соответствующего муниципального образования.

^ Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращений полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица по воле избирателей.

  1. Институт представительных органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия и формы работы.

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4. установление местных налогов и сборов;

5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

К полномочиям представительных органов местного самоуправления необходимо отнести и сформулированное Л.А.Беликовым право издания обязательных постановлений.

Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения, постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.

Представительные: собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал (Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание, окружной сельский комитет (Саратовская область).

  1. Институт исполнительных органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия и формы работы.
  1   2   3   4



Скачать файл (299 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации