Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Предмет биологии и экологии. Классификация биологических наук и методы исследований - файл 1.doc


Реферат - Предмет биологии и экологии. Классификация биологических наук и методы исследований
скачать (50.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc51kb.06.12.2011 14:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ.
Лекция 1.

ТЕМА. Предмет биологии и экологии. Классификация биологических наук

и методы исследований.

План.


  1. Предмет биологии, ее задачи и объекты.

  2. Предмет экологии, ее задачи и объекты.

  3. Классификация биологических наук.

  4. основные методы исследований в биологических науках.



  1. Предмет биологии, ее задачи и объекты.


Биология (от греч. bios – жизнь, logos – наука) – наука о жизни, об общих закономерностях сущуствования и развития живых существ. Предметом ее изучения являются живые организмы, их строение, функции, развитие, взаимоотношение со средой и происхождение. Она относится к естественным наукам, предметом изучения которых является живая природа.

Термин «биология» предложен в 1797 г. немецким ученым Теодором Рузом.

Биология возникла и развивалась в связи с желанием человека познать окружающий его мир, развитием общественного производства, медицины, практическими потребностями людей.

Этапы развития биологии.

В XIV в. до н. э. появляются сведения о строении животных и растений, пытаются систематизировать организмы, возникают законы по их изучению.

Аристотель – основоположник зоодогии в IV в. до н. э. разделил окружающий мир на мир земли, воды; мир растений, животных, человека и классифицировал животных на четвероногих, летающих и рыб.

Теофраст в III в. до н. э., основоположник ботаники, собрал сведения о строении и размножении растений, о различиях между однодольными и двудольными растениями.

Аристотель, Теофраст – афинская школа.

I в. н. э. Гай Плиний старший создал энциклопедию, в которой содержались сведения о животных и растениях.

II в. н. э. Клавдий Голен дал анатомическое описание человека и обезьяны и развил анатомию и физиологию.

В средние века господства религии новых знаний не получали.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) разрушается диктатура церкви, происходит крушение феодального общества и начинает быстро развиваться естествознание, в том числе биология.

XV в. Леонардо да Винчи сделал большие открытия в ботанике, зоологии, анатомии человека.

XVI – XVII вв. с изобретением микроскопа стремительно развивается ботаника, К. Линней классифицировал животных и ввел таксономические единицы (класс – отряд – род – вид).

XVIII в. немецкий ученый Г. Лейбниц разработал учение о «лестнице существ».

XIX в. Ч. Дарвин в книге «Происхождение видов» формулирует теорию эволюции, Г. Мендель – открыл законы наследственности.

XX в. Возникает молекулярная биология и молекулярная генетика.

В наше время создана методология генетической инженерии, которая позволяет проникнуть в глубь биологических процессов для дальнейшей характеристики и создания научной картины мира.

Основная задача биологии, как науки, состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, исходя из научных законов, не забавыя при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающиеся от свойств частей, его составляющих.

Объектами биологии являются все живые организмы, процессы и явления в них проходящие.
^ 2. Предмет экологии, ее задачи и объекты.

Экология – наука, изучающая закономерности формирования, существования и функционирования биологических систем всех уровней – от организмов до биосферы – и их взаимодействие с внешними условиями и окружающей средой обитания.


Предмет экологии – устройство и структураприроды, законы существования и развития ее, реакция на взаимодействиечеловека, пути сохранения природных систем обществом.

Задачи экологии, как науки:

  1. Исследование закономерностей организации жизни.

  2. Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов.

  3. Прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека.

  4. Управление процессами, протекающими в биосфере.

  5. Сохранение среды обитания человека.

  6. Регуляция численности популяций.

  7. Разработка системных мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами.

  8. Экологическая индикация при определении свойств тех или иных компонентов и элементов ландшафта.

  9. Восстановление нарушенных природных систем.

  10. Переход от промысла к хозяйству.

  11. Сохранение эталонных участко биосферы.

Объекты экологии – физические, химические и биологические параметры функционирования природных систем; экология человека, животных, растений, микроорганизмов; экология особи, популяции.
^ 3. Классификация биологических наук.
Биология – комплексная наука о живом, возникшая в результате дифференциации и интеграции разных биологических наук, специализирующихся на изучении структурно-функциональных особенностей определенного организма (рис. 1).

Дисциплины





Структурно-функциональные особенности

Вирусология


(вирусы)



Анатомия


(микроскопическое строение)

Бактериология


(бактерии)

Биология

Гистология


(строение тканей)

Микология


(грибы)

Физиология


(функции организма)

Ботаника


(растения)




Биохимия и молекулярная биология

(клеточные функции)

Зоология


(животные)




Рис1. Классификация биологических наук.
В процессе дифференциации зоология разделилась на зоологию позвоночных, беспозвоночных, паразитологию (паразиты), протозоология (простейшие), гельминтология (черви), энтомологию (насекомые), малокологию (моллюски), ихтеологию (рыбы), герпетологию (земноводные и рептилии), орнитологию (птицы), териология, систематика, анатомия, физиология, цитология, гистология, эмбриология.

В ботанике в самостоятельные науки выделились дендрология (наука о деревьях и кустарниках), птеридология (наука о папоротниках), альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах), биогеоботаника (наука о распространении растений), систематика, анатомия, физиология, гистология, цитология, эмбриология.

Биологические науки генетика и экология стали комплексными науками.

Генетика разделилась на общую, молекулярную, на генетику растений, животных, микроорганизмов, генетика пола, генетика поведения, популяционная генетика и эволюционная генетика.

В результате интеграции наук возникли биохимия, биофизика, радиобиология, цитогенетика, космическая биология, физико-химическая биология и другие.



  1. Основные методы исследования биологических наук.


Основными методами исследования в биологических науках являются:

    • Описательный;

    • Сравнительный;

    • Исторический;

    • Экспериментальный.

Описательный метод основан на наблюдении организмов. Он заключается в сборе фактического материала и его описании. Например, с помощью современных приборов устанавливаются особенности строения, затем они описываются.

Сравнительный метод заключается в сравнении изучаемых организмов, их структур и функций между собой с целью выявления сходств и различий. С помощью этого метода были заложены основы систематики растений и животных (К. Линней), сформирована клеточная теория (М. Шлейден, Т. Швани) и учение об основных типах развития (К.Бэр), обоснована теория эволюции.

Исторический метод (Ч.Дарвин) поставил на научные основы исследования закономерностей появления и развития организмов, становление структуры и функций организмов во времени и пространстве. Исторический метод превратил биологию из описательной науки в объясняющую. Этот метод стал всеобщим подходом к изучению явлений жизни.

Экспериментальный метод заключается в активном изучении того или иного явления путем эксперимента. Этот метод исследован Г. Менделем при изучении наследственности и изменчивости организмов, Л. Пастером для изучения брожения и вакцинации. Высшей формой эксперимента является моделирование – заражение животных поточенными микроорганизнами.
Литература:

  1. Пехов А. П. Биология с основами экологии. – Спб.: «Лань», 2000. – 672 с.

  2. Грин Н., Статут У., Тейлор Т. Биология. – М.: Мир, 1996. – 368 с.



Скачать файл (50.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации