Реферат - Предмет биологии и экологии. Классификация биологических наук и методы исследований
скачать (50.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 51kb. | 06.12.2011 14:47 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Презентация - История и методология биологии и экологии. Введение в предмет [ реферат ]
- по методике преподавания биологии [ лекция ]
- Шпаргалки - Биология с основами экологии [ шпаргалка ]
- Экологии человека [ документ ]
- Коллекция лабораторных работ по биологии [ лабораторная работа ]
- Экология- общая наука об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим все условия существования, они частично органической, частично не органической п [ документ ]
- Неинструментальные иммунодиагностические системы на основе углеродных наночастиц [ документ ]
- Hine Robert. The Facts on File Dictionary of Biology [ документ ]
- Методы психологических исследований [ реферат ]
- Физические методы в биологии. Транскрипция. Кэпирование. Полиаденилирование. Сплайсинг [ реферат ]
- Предмет антропологии, и её место в системе наук [ реферат ]
- Ответы на вопросы к экзамену по медицинской экологии [ шпаргалка ]
1.doc
БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ.Лекция 1.
ТЕМА. Предмет биологии и экологии. Классификация биологических наук
и методы исследований.
План.
Предмет биологии, ее задачи и объекты.
Предмет экологии, ее задачи и объекты.
Классификация биологических наук.
основные методы исследований в биологических науках.
Предмет биологии, ее задачи и объекты.
Биология (от греч. bios – жизнь, logos – наука) – наука о жизни, об общих закономерностях сущуствования и развития живых существ. Предметом ее изучения являются живые организмы, их строение, функции, развитие, взаимоотношение со средой и происхождение. Она относится к естественным наукам, предметом изучения которых является живая природа.
Термин «биология» предложен в 1797 г. немецким ученым Теодором Рузом.
Биология возникла и развивалась в связи с желанием человека познать окружающий его мир, развитием общественного производства, медицины, практическими потребностями людей.
Этапы развития биологии.
В XIV в. до н. э. появляются сведения о строении животных и растений, пытаются систематизировать организмы, возникают законы по их изучению.
Аристотель – основоположник зоодогии в IV в. до н. э. разделил окружающий мир на мир земли, воды; мир растений, животных, человека и классифицировал животных на четвероногих, летающих и рыб.
Теофраст в III в. до н. э., основоположник ботаники, собрал сведения о строении и размножении растений, о различиях между однодольными и двудольными растениями.
Аристотель, Теофраст – афинская школа.
I в. н. э. Гай Плиний старший создал энциклопедию, в которой содержались сведения о животных и растениях.
II в. н. э. Клавдий Голен дал анатомическое описание человека и обезьяны и развил анатомию и физиологию.
В средние века господства религии новых знаний не получали.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) разрушается диктатура церкви, происходит крушение феодального общества и начинает быстро развиваться естествознание, в том числе биология.
XV в. Леонардо да Винчи сделал большие открытия в ботанике, зоологии, анатомии человека.
XVI – XVII вв. с изобретением микроскопа стремительно развивается ботаника, К. Линней классифицировал животных и ввел таксономические единицы (класс – отряд – род – вид).
XVIII в. немецкий ученый Г. Лейбниц разработал учение о «лестнице существ».
XIX в. Ч. Дарвин в книге «Происхождение видов» формулирует теорию эволюции, Г. Мендель – открыл законы наследственности.
XX в. Возникает молекулярная биология и молекулярная генетика.
В наше время создана методология генетической инженерии, которая позволяет проникнуть в глубь биологических процессов для дальнейшей характеристики и создания научной картины мира.
Основная задача биологии, как науки, состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, исходя из научных законов, не забавыя при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающиеся от свойств частей, его составляющих.
Объектами биологии являются все живые организмы, процессы и явления в них проходящие.
^
Экология – наука, изучающая закономерности формирования, существования и функционирования биологических систем всех уровней – от организмов до биосферы – и их взаимодействие с внешними условиями и окружающей средой обитания.
Предмет экологии – устройство и структураприроды, законы существования и развития ее, реакция на взаимодействиечеловека, пути сохранения природных систем обществом.
Задачи экологии, как науки:
Исследование закономерностей организации жизни.
Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов.
Прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека.
Управление процессами, протекающими в биосфере.
Сохранение среды обитания человека.
Регуляция численности популяций.
Разработка системных мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами.
Экологическая индикация при определении свойств тех или иных компонентов и элементов ландшафта.
Восстановление нарушенных природных систем.
Переход от промысла к хозяйству.
Сохранение эталонных участко биосферы.
Объекты экологии – физические, химические и биологические параметры функционирования природных систем; экология человека, животных, растений, микроорганизмов; экология особи, популяции.
^
Биология – комплексная наука о живом, возникшая в результате дифференциации и интеграции разных биологических наук, специализирующихся на изучении структурно-функциональных особенностей определенного организма (рис. 1).
Дисциплины | | Структурно-функциональные особенности |
Вирусология( ![]() | ![]() | Анатомия(микроскопическое строение) |
Бактериология( ![]() ![]() ![]() ![]() | Б | Гистология(строение тканей) |
Микология(грибы) | Физиология(функции организма) | |
Ботаника(растения) | | Биохимия и молекулярная биология (клеточные функции) |
Зоология(животные) | |
Рис1. Классификация биологических наук.
В процессе дифференциации зоология разделилась на зоологию позвоночных, беспозвоночных, паразитологию (паразиты), протозоология (простейшие), гельминтология (черви), энтомологию (насекомые), малокологию (моллюски), ихтеологию (рыбы), герпетологию (земноводные и рептилии), орнитологию (птицы), териология, систематика, анатомия, физиология, цитология, гистология, эмбриология.
В ботанике в самостоятельные науки выделились дендрология (наука о деревьях и кустарниках), птеридология (наука о папоротниках), альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах), биогеоботаника (наука о распространении растений), систематика, анатомия, физиология, гистология, цитология, эмбриология.
Биологические науки генетика и экология стали комплексными науками.
Генетика разделилась на общую, молекулярную, на генетику растений, животных, микроорганизмов, генетика пола, генетика поведения, популяционная генетика и эволюционная генетика.
В результате интеграции наук возникли биохимия, биофизика, радиобиология, цитогенетика, космическая биология, физико-химическая биология и другие.
Основные методы исследования биологических наук.
Основными методами исследования в биологических науках являются:
Описательный;
Сравнительный;
Исторический;
Экспериментальный.
Описательный метод основан на наблюдении организмов. Он заключается в сборе фактического материала и его описании. Например, с помощью современных приборов устанавливаются особенности строения, затем они описываются.
Сравнительный метод заключается в сравнении изучаемых организмов, их структур и функций между собой с целью выявления сходств и различий. С помощью этого метода были заложены основы систематики растений и животных (К. Линней), сформирована клеточная теория (М. Шлейден, Т. Швани) и учение об основных типах развития (К.Бэр), обоснована теория эволюции.
Исторический метод (Ч.Дарвин) поставил на научные основы исследования закономерностей появления и развития организмов, становление структуры и функций организмов во времени и пространстве. Исторический метод превратил биологию из описательной науки в объясняющую. Этот метод стал всеобщим подходом к изучению явлений жизни.
Экспериментальный метод заключается в активном изучении того или иного явления путем эксперимента. Этот метод исследован Г. Менделем при изучении наследственности и изменчивости организмов, Л. Пастером для изучения брожения и вакцинации. Высшей формой эксперимента является моделирование – заражение животных поточенными микроорганизнами.
Литература:
Пехов А. П. Биология с основами экологии. – Спб.: «Лань», 2000. – 672 с.
Грин Н., Статут У., Тейлор Т. Биология. – М.: Мир, 1996. – 368 с.
Скачать файл (50.5 kb.)