Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Гендерные различия в восприятии подростками отношений с родителями - файл 1.doc


Курсовая работа - Гендерные различия в восприятии подростками отношений с родителями
скачать (731.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc732kb.06.12.2011 15:23скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2

Глава I. Особенности детско-родительских отношений

в подростковом возрасте…………………………………………………..4

    1. Характеристика подросткового возраста………………………………….4

    2. Проблема детско-родительских отношений в подростковом

возрасте……………………………………………………………………12

    1. Гендерные различия в восприятии подростками отношений

с родителями………………………………………………………………18

Глава II. Эмпирическое изучение гендерных различий в

восприятии подростками отношений с родителями……………………..24

2.1. Методы изучения гендерных различий в восприятии

подростками отношений с родителями……………………………………24

2.2. Анализ полученных данных…………………………………………………25

2.3. Психолого-педагогические рекомендации родителям по

эффективному общению с подростками…………………………………...33

Заключение………………………………………………………………………...38

Список литературы………………………………………………………………..40

Приложения………………………………………………………………………..43


Введение

Изменчивость современного социального пространства задает новые перспективы в реализации личности, одновременно требуя от нее высокой активности. Чтобы достичь поставленных перед собой социальных, профессиональных, творческих и других целей, чтобы быть успешным, а иногда просто для того, чтобы выжить, современный человек должен уметь быстро адаптироваться к условиям находящегося в постоянной динамике социального мира, обладать хорошо сформированной субъектной позицией и творческими способностями.

Большой интерес исследователей вызывают вопросы, связанные с отражением личностных особенностей подростков в реальном межличностном и социальном поведении.

Подростковый возраст - это переход от ребенка к взрослому во всех сферах жизнедеятельности. При этом переходе немаловажное значение имеет микросреда, микроотношения, которые складываются у подростка, в первую очередь - с родителями.

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности - аспекта самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.

В связи с выше сказанным целью нашей работы является изучение гендерных различий в восприятии подростками отношений с родителями.

Задачами работы выступили:

  1. дать характеристику подросткового возраста;

  2. раскрыть особенности взаимодействия подростков с родителями;

  3. изучить особенности гендерного восприятия подростками отношений с родителями.

  4. подобрать рекомендации для родителей по организации эффективного общения с подростком

Объект исследования - отношения подростков с родителями.

Предмет исследования - гендерные различия в восприятии подростков отношений с родителями.

Гипотеза исследования - процессы восприятия образа родителя у мальчиков - подростков и у девочек - подростков имеют определенные гендерные отличия – девочки – подростки отношения с родителями воспринимают как более благополучные, мальчики – подростки – как более конфликтные и напряженные.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования ее при преподавании курса возрастной психологии на факультетах «Психология и педагогика», при разработке теоретической части тренинговых и семинарских занятий для родителей и педагогов.

Практическую значимость работы мы видим в возможности использования ее материала для разработки семинарских занятий по теме «Подростковый возраст» в курсе возрастной психологии, при разработке тренинговых занятий с родителями по вопросам взаимоотношения с детьми, классных часов с аналогичной темой, а так же при разработке различных памяток и методического материала как для самих подростков, так и для их родителей.

Методы исследования, использовавшиеся в работе:

  1. Анализ психолого-педагогической литература;

  2. Методы психодиагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование);

  3. Методы математической обработки данных.

База исследования – МОУ СОШ № 50 Дзержинского района г.Волгограда.

Глава I. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте

    1. Характеристика подросткового возраста

Анализ подросткового возраста - одна из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии. Сроки подросткового возраста, психологическое содержание ведущей деятельности, перечень новообразований - все эти аспекты неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами. Единство мнений существует только в том, что это период наиболее интенсивного личностного развития.

Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо1.

Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14 - 15 лет.

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками (группированию), стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей2.

Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе.

Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок)3.

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности4.

Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»5.

«Чувство взрослости» обнаруживает себя по-разному. Задача взрослых -«изучить язык этого чувства, чтобы вовремя услышать его первый лепет и надлежащим образом ответить»; помочь подросткам в поиске культурных средств выражения «чувства взрослости», чтобы избежать малоприятных для взрослого сообщества форм.

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них6.

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

Главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть «значимым» реализуется в сообществе сверстников. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию.

Интимно-личное общение со сверстниками - это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.

В 14 - 15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие7:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости - настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости - к общественной деятельности и т.д.).

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования - стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Интеллектуально - эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.)8.

^ Психологические новообразования подросткового возраста

В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом.

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом9.

Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления - оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, система методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.

Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему10.

Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с каче­ством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепен­но на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом.

В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профес­сиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подро­стку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстни­ков. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Вместе со сверстниками он ездит в художественные и научно-просветительские музеи, ходит на лекции, в театры.

Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истин­ную радость и развивают его мыслительные способности11.

Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельно­сти в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Однако здесь есть одна особенность: в школе подросток не выбирает сам постигае­мые знания. В результате можно видеть, что некоторые подростки лег­ко, без принуждения, усваивают любые школьные знания; другие - лишь избранные предметы. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам.

Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отно­шения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способ­ности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внут­ренний дискомфорт и даже конфликт12.

Развитая речь, умение выражать мысль своими словами, творческое воображение со­действуют овладению учебным материалом. Сами подростки при этом особое значение придают развитию собственной речи - ведь речь во многом определяет успех в общении.

^ Интересы и ценностные ориентации. Л.С. Выготский выделял две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности.

^ Половая идентификация подростков. Типичная возрастная особенность -склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Я-концепция как новый уровень самосознания - центральное новообразование подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Я-концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Многие переживания, связанные с отношением к себе, к своей личности, у подростков отрицательные. В значительной мере это связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы извне, интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно, неопределенно и почти не изменяются с возрастом, а отрицательные - конкретны, разнообразны и постоянно дополняются новыми красками. Часто подростки дают себе негативную характеристику, приводя длинный список недостатков и указывая лишь одно какое-то свое качество, которое им нравится. Попытки самоанализа, сравнения себя с другими позволяют подростку построить гораздо более сложное представление о себе. Иногда эти переживания, обычно тщательно скрываемые даже от близких людей, прорываются наружу13.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что подростковый возраст относится к числу критических периодов развития, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений растущего человека. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка.

^ 1.2. Проблема детско-родительских отношений в подростковом возрасте

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, а также от установленных ими правил и порядков.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Детско-родительские отношения - двухполюсные, где на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка, определяется генезис и развитие общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно, роли обоих участников претерпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития.

Активность ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации их особенностей, достаточно велика уже на ранних возрастных стадиях и кардинально возрастает в подростковом возрасте.

Образ детско-родительских отношений на полюсе подростка и «глазами подростка» становится важнейшим условием их трансформации и развития14.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей. У тех подростков, родители которых имеют высокий уровень образованности, больше возможностей иметь высокую успеваемость по школьной программе. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей15.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д16.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание.

За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально17:

  1. Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком.

  2. Власть используется лишь в меру необходимости.

  3. В ребенке ценится как послушание, так и независимость.

  4. Родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым.

  5. Он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом обращение родителей с детьми является значительно более авторитарным и жестким, чем они это склонны признать.

Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став взрослыми, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых, характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.

Но если с маленькими детьми авторитарность еще «проходит», то теперь она неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по старым, давно забытым счетам.

Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: подросток самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты18.

Добиваясь расширения своих прав, подростки нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные.

Степень идентификации с родителями в подростковом возрасте меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для подростка важным эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У подростка есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц (общественно-политические деятели, герои кино и литературы). Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Это не только подрывает авторитет старших, но и является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентации.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Чтобы понять взаимоотношения подростков с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких «ипостасях»19:

  1. Как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

  2. Как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

  3. Как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

  4. Как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы то ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают за ним изо дни в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 15-летний мальчик.

Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба подростка на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Таким образом, подростковый возраст является сложным не только для самих детей. В трудной ситуации находятся и родители - они не понимают, как наладить контакт со своим ребенком, вступающим в кризисный период «бури и натиска». Это довольно-таки трудное время также еще и потому, что в этот момент происходят драматические изменения в поведении подростка и его мироощущении.

Противоречивость состоит в том, что родители зачастую неспособны заметить перемены, происходящие в их детях, а они, по сути, должны не просто обратить внимание на это, но еще и изменить свое поведение и отношение к ним. В результате получается, что в подростковый период имеет место огромное множество конфликтов, порождаемых именно различием восприятия своих «ролей» - подростка и родителя.


^ 1.3. Гендерные различия в восприятии подростков отношений с родителями

Подростковый период - это период, когда подросток начинает по-новому оцени­вать свои отношения с родителями. На оценку и восприятие подростком его отношений с родителями в значительной мере влияет гендерный фактор.

В психолого-педагогической литературе гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая - или конструируемая ими). Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли20.

Конструкция гендера есть одновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о самом себе.

Таким образом, гендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом.

В психолого-педагогической литературе указывается на существенные различия в восприятии подростками роли матери и отца в воспитательном процессе.

В восприятии подростков мать более активно включена в процесс воспитания. Ей принадлежит главенствующая роль в семье, в то время как отец более пассивен и по мере взросления подростков фактически «самоустраняется» из процесса воспитания. Это распределение ролей между матерью и отцом в реализации воспитательной функции семьи с подростками находит отражение в существенно более высокой степени директивности матери, по сравнению с отцом.

Существуют определенные различия между восприятием девочек - подростков и восприятием мальчиков - подростков воспитательной позиции матери и отца.

Отношения девочек - подростков с родителями, как с матерью, так и с отцом, складываются как более благополучные. Их отношения с матерями значимо чаще, чем у мальчиков – подростков, формируются как эмоционально-позитивные. Девочки - подростки воспринимают родительскую позицию матери как принимающую, полную любви, заинтересованности и внимания чаще, чем мальчики21.

Отношения мальчиков - подростков с отцами складываются достаточно сложно по сравнению с матерями. Отцы воспринимаются мальчиками - подростками как излишне директивные и склонные к авторитарно-командному стилю общения, враждебные, подозрительно-придирчивые, непоследовательные, не оказывающие реальной помощи и поддержки, отстраненные и не включенные в процесс воспитания.

Отношения мальчиков - подростков и отцов наиболее сенситивны к воздействию дисгармонического типа воспитания, в то время как отношения девочек с родителями развиваются по сценарию относительного благополучия. Восприятие мальчиками - подростками родительской позиции отца характеризуется более высокими показателями директивности, враждебности и непоследовательности, чем восприятие девочек - подростков родительской позиции отца.

Особенности восприятия родителей подростками - девочками и подростками - мальчиками могут зависеть от позиций самих родителей по отношению к своим детям - подросткам.

Так, отцы по-разному ведут себя с сыновьями и дочерьми (данные Маккоби, Сигала, Гуденаф и др.). Сына отец больше контролирует, более строг к нему, делает больше замечаний, больше обращает внимания на дисциплину. Его контакты с ним более грубые и «физические» (активные подвижные игры, например шуточная борьба). Отцы демонстрируют резко отрицательную реакцию на проявления фемининности у сыновей, в то же время, начиная с младенчества, они больше интересуются сыновьями и больше занимаются и играют с ними, когда те становятся старше. Совместных занятий с сыновьями больше, чем с дочерьми. Позднее отцы охотнее разговаривают с ними, чем с дочерьми, степень психологической близости с сыном возрастает по мере его взросления.

С дочерью, напротив, стиль обращения более нежный и рыцарский: не прямые требования, а в виде предложений (например, «может быть, ты сделаешь то-то...»). В общественных местах отец проявляет больше заботы и беспокойства о маленькой дочери (1-2 года), чем о сыне. Позднее взаимоотношения с дочерью напоминают, по терминологии Гуденафа, «легкий флирт»: отец говорит девочке комплименты по поводу ее красивой одежды, длинных волос и т. п., т. е. ведет себя с ней как с маленькой женщиной. Когда девочка становится старше, отец резко уменьшает степень психологической близости с ней.

Матери, в отличие от отцов, примерно одинаково ведут себя с сыновьями и дочерьми. По-видимому, роль матери проявляется в заботе о ребенке - слабом и беззащитном. Она обращается с ним, как играет в куклы - его надо качать и баюкать, кормить и утешать.

Девочки отмечают большую степень последовательности матерей и их постоянство в своих требованиях, нежели мальчики. Непоследовательность матерей в отношении сыновей, видимо, связана с их воспитательной неуверенностью в отношении мальчиков. При этом для отцов характерна большая требовательность к мальчикам и последовательность к девочкам.

Эмоциональная близость и доверительность матерей более выражена в отношениях с девочками, чем с мальчиками и желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек22.

По Немову Р.С., характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.23

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что девочки – подростки и мальчики – подростки воспринимают отношения с родителями в зависимости от гендерных различий – мальчики видят отношения и с матерью, и с отцом как очень директивные и конфликтные, девочки – подростки – как достаточно позитивные и эмоциональные.
Вывод по главе I
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по времени пери­од подросток проходит великий путь в своем развитии: через внут­ренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскры­вающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Возникновение чувства взрослости у подростка - одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи взрослым, уважительного тона обращения со стороны взрослых.

В подростковом возрасте решается ряд важных задач: автономизация личности подростка, достижение эмоциональной дифференцированности его личности в семье, процесс перестройки детско-родительских отношений на качественно новой основе как отношений взаимного уважения и равноправия.

Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве.

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Существуют гендерные отличия в восприятии подростками отношений с родителей. Девочки-подростки воспринимают позиции отца и матери более благополучно, чем мальчики – подростки.

На характер восприятия подростками отношений с родителями может также влиять особенности той воспитательной позиции, которую занимают матери и отцы по отношению к своему сыну – подростку и дочери – подростку.

Глава II. Эмпирическое изучение гендерных различий в восприятии подростками отношений с родителями

^ 2.1. Методы изучения гендерных различий в восприятии подростками отношений с родителями

Для изучения гендерных различий в восприятии подростками отношений с родителями использовались следующие методики:

- ADOR-Подростки о родителях;

- «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)24.

Опросник «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) включает в себя 19 шкал.

Подробное описание опросника «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (см. приложение 1).

Подросток отвечает на вопросы на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец» (см. приложение 2).

Испытуемым дается инструкцией: «Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

1 - если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;

2 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;

3 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;

4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто.

5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда

В вопросах № 109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.

Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».

В исследовании так же была использована методика ADOR-Подростки о родителях. Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте25.

Подробное описание методики см. приложение 3.

Испытуемому выдают регистрационный бланк (образец см. приложение 3) для заполнения отдельно на каждого из родителей.

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца (образец см. приложение 4). Затем, по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS - враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность).
^ 2.2. Анализ полученных данных

В данном иследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 14-15 лет. В иследуемой группе подростков было 10 девочек и 10 мальчиков.

Для изучения гендерных различий в восприятии подростками родителей были использованы ADOR-Подростки о родителях26 и «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)27.
^ Результаты проведения методики ДРОП среди испытуемых девочек-подростков (восприятие матери).

Шкалы

Принятие

Эмпатия

Эм. дистанция

Принятие решений

Конфликтность

Поощрение автономности

Требовательность

Мониторинг

Контроль

Авторитарность

Поощрение

Наказание

Непоследовательность род.

Неуверенность родителей

Удовлетворение

потребностей ребенка

Неадекватность образа ребенка

Враждебность к супругу

Доброжелательность к супругу

Сотрудничество

Удовлетворенность отнош.

Норма

5

5

3

3

2

4

3

2

2

3

3

2

3

3

3

2

4

4

4

5

Ниже нормы

3

2

3

5

3

3

4

3

2

2

4

4

5

3

3

3

2

4

2

3

Выше нормы

2

3

4

2

5

3

3

4

6

5

3

4

2

4

4

5

4

2

4

2


^ Результаты проведения методики ДРОП среди испытуемых девочек-подростков (восприятие отца)

Шкалы

Принятие

Эмпатия

Эм. дистанция

Принятие решений

Конфликтность

Поощрение автономности

Требовательность

Мониторинг

Контроль

Авторитарность

Поощрение

Наказание

Непоследовательность род.

Неуверенность родителей

Удовлетворение

потребностей ребенка

Неадекватность образа ребенка

Враждебность к супругу

Доброжелательность к супругу

Сотрудничество

Удовлетворенность отнош.

Норма

3

2

2

1

1

3

3

2

3

2

2

3

3

2

2

3

2

2

2

3

Ниже

5

4

6

3

5

3

5

5

6

5

5

3

2

3

2

4

3

5

5

5

Выше нормы

2

4

2

6

4

4

2

3

1

3

3

4

5

5

6

3

5

3

3

2


^ Результаты проведения методики ДРОП среди испытуемых мальчиков-подростков (восприятие матери).

Шкалы

Принятие

Эмпатия

Эм. дистанция

Принятие решений

Конфликтность

Поощрение автономности

Требовательность

Мониторинг

Контроль

Авторитарность

Поощрение

Наказание

Непоследовательность родителей

Неуверенность родителей

Удовлетворение

потребностей ребенка

Неадекватность образа ребенка

Враждебность к супругу

Доброжелательность к супругу

Сотрудничество

Удовлетворенность отношениями

Норма

3

2

2

2

2

3

3

2

3

3

3

2

1

2

2

3

3

2

2

3

Н.нормы

5

6

7

6

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

4

3

2

4

5

5

Выше нормы

2

2

1

2

6

5

5

6

5

5

3

6

7

6

4

4

5

4

3

2


^ Результаты проведения методики ДРОП среди испытуемых мальчиков-подростков (восприятие отца).

Шкалы

Принятие

Эмпатия

Эм. дистанция

Принятие решений

Конфликтность

Поощрение автономности

Требовательность

Мониторинг

Контроль

Авторитарность

Поощрение

Наказание

Непоследовательность род.

Неуверенность родителей

Удовлетворение

потребностей ребенка

Неадекватность образа реб.

Враждебность к супругу

Доброжелательность к суп.

Сотрудничество

Удовлетворенность отнош.

Норм

2

2

3

2

2

3

2

2

1

2

1

2

3

2

2

2

1

1

2

4

Н.нормы

5

6

6

7

2

3

4

5

3

2

7

2

2

5

6

3

5

4

3

5

В.нормы

3

2

1

1

6

4

4

3

6

6

2

6

5

3

2

5

4

5

5

1


Результаты проведения методики ADOR-Подростки о родителях среди испытуемых девочек-подростков (восприятие матери) представлены в виде диаграммы (рис.1).


Рис.1

При изучении результатов, полученных при проведении методики ADOR (девочки-матери) было выявлено следующее: по шкале «Позитивный интерес» нормальные показатели были у 60%, выше нормы 10%, ниже 30%; по шкале «Директивность» нормальные показатели были у 60%, выше нормы – 30%, ниже нормы – 10%; по шкале «Враждебность» норма у 40%, выше нормы у 20%, ниже – 40%; по шкале «Автономность» нормальные показатели были у 70%, выше нормы – 20%, ниже нормы – 10%; по шкале «Непоследовательность» показатели в пределах нормы были у 60%, выше нормы – 20%, ниже нормы у 20%.

Результаты проведения методики ADOR среди испытуемых девочек-подростков (восприятие отца) представлены в виде диаграммы (рис.2).

рис.2

При изучении результатов, полученных при проведении методики ADOR (девочки – отцы) было выявлено следующее: по шкале «Позитивный интерес» нормальные показатели были у 30%, выше нормы 20%, ниже 50%; по шкале «Директивность» нормальные показатели были у 60%, выше нормы – 20%, ниже нормы – 20%; по шкале «Враждебность» норма у 20%, выше нормы у 20%, ниже – 60%; по шкале «Автономность» нормальные показатели были у 20%, выше нормы – 60%, ниже нормы – 20%; по шкале «Непоследовательность» показатели в пределах нормы были у 70%, выше нормы – 20%, ниже нормы у 10%.

Результаты проведения методики ADOR среди испытуемых мальчиков-подростков (восприятие матери) представлены в виде диаграммы (рис.3).



Рис.3

При изучении результатов, полученных при проведении методики ADOR (мальчики – матери) было выявлено следующее: по шкале «Позитивный интерес» нормальные показатели были у 40%, выше нормы 10%, ниже 50%; по шкале «Директивность» нормальные показатели были у 20%, выше нормы – 70%, ниже нормы – 10%; по шкале «Враждебность» норма у 20%, выше нормы у 60%, ниже – 20%; по шкале «Автономность» нормальные показатели были у 20%, выше нормы – 70%, ниже нормы – 10%; по шкале «Непоследовательность» показатели в пределах нормы были у 80%, выше нормы – 10%, ниже нормы у 10%.

Результаты проведения методики ADOR-Подростки о родителях среди испытуемых мальчиков-подростков (восприятие отца) представлены в виде диаграммы (рис.4).



Рис.4

При изучении результатов, полученных при проведении методики ADOR (девочки – отцы) было выявлено следующее: по шкале «Позитивный интерес» нормальные показатели были у 70%, выше нормы 10%, ниже 20%; по шкале «Директивность» нормальные показатели были у 30%, выше нормы – 50%, ниже нормы – 20%; по шкале «Враждебность» норма у 20%, выше нормы у 60%, ниже – 20%; по шкале «Автономность» нормальные показатели были у 50%, выше нормы – 30%, ниже нормы – 20%; по шкале «Непоследовательность» показатели в пределах нормы были у 20%, выше нормы – 60%, ниже нормы у 20%.

При изучении особенностей восприятия девочками-подростками образа матери по полученным данным было выявлено, что девочки воспринимают позицию матери как более эмоциональную и принимающую, чем позицию отца. Девочки воспринимают отношения с матерями как позитивные. Матери в восприятии девочками - подростками поощеряют проявления автономности и передают ответственность своему подростку, очень часто совместно и равноправно выполняют какую-либо деятельность.

Матери в восприятии девочек не отличаются конфликтностью, требовательностью и директивностью, они часто осведомлены о делах и интересах своего ребенка, в меру контролируют, поощеряют и наказывают. Мать уверена в своем поведении и последовательна в воспитании, удовлетворяет потребности ребенка в пределах нормы.

Девочки – подростки воспринимают отношения матери с супругом как позитивные и доброжелательные, а так же в полной мере удовлетворены отношениями между родителями.

Позиция матери в восприятии девочек – подростков более авторитарна, чем позиция отца. Отцы в восприятии девочек – подростков практически не демонстрируют свою любовь и внимание к своему ребенку, имеют малую эмоциональную связь с подростком. Отцы часто давят на своего ребенка при принятии им решения, хотя в восприятии девочек – подростков отцы более конфликтны, чем матери. Отцы, так же как и матери, поощряют автономность девочки-подростка, но более требовательны в выполнении правил и обязанностей. Отцы часто не осведомлены о делах и интересах своих дочерей.

В восприятии девочек – подростков отцы мало поощряют, но чаще наказывают, последовательны в воспитании, удовлетворяют потребности своего ребенка в меру.

Отношения с супругой у отцов в восприятии девочек-подростков складываются в пределах нормы, как и общая удовлетворенность отношениями родителей.

При обработке полученных данных при исследовании восприятия мальчиками- подростками позиций матери и отца выяснилось следующее: позиция матери в восприятии мальчика-подростка выглядит не достаточно эмоциональной и уверенной в поведении. Мать конфликтна и требовательна, но активно поощряет автономность своего подростка. Она не последовательна в поощрениях и наказаниях, хотя в меру удовлетворяет потребности мальчика-подростка и проявляет к нему позитивный интерес.

В восприятии мальчика-подростка мать менее конфликтна и директивна, чем отец. Позиция отца в восприятии мальчика-подростка отличается высокой враждебностью, директивностью, авторитарностью. По мнению мальчиков-подростков, отцы редко интересуются делами своего сына, практически не проявляют позитивных эмоций и интереса в отношениях с сыновьями.

Если сравнить особенности восприятия девочек-подростков и мальчиков-подростков позиций отца и матери, то можно выявить следующее: восприятие отношений девочек с родителями выглядит более благополучным, чем восприятие отношений мальчиков-подростков с родителями. Они более эмоциональны и доброжелательны, мать в восприятии девочки-подростка занимают понимающую и принимающую позицию, а отец практически не проявляет жесткости и авторитарности. В восприятии мальчиков-подростков и отношения с материю, и отношения с отцом носят более сложный характер. Матери отличаются непоследовательностью и неуверенностью. Позиция отца в восприятии мальчика-подростка авторитарна, директивна, отличается давлением со стороны родителя, непререкаемостью.


^ 2.3. Психолого-педагогические рекомендации родителям по эффективному общению с подростками

Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей - подростков28.

Прежде всего необходимо иметь в виду, что для подростков наиболее характерно ярко выраженное стремление к самостоятельности и самоутверждению.

Ниже приведен подбор рекомендаций, которые должны помочь родителям при воспитании подростков и налаживании общения с ними:

Родителям необходимо узнайте о том, что нравится подростку. Возможно, это будет непросто, но способность соотносить склонности и антипатии ребенка является важной частью построения открытых и значимых отношений с ним29.

Родителям нужно не забывать что, чтобы быть хорошим родителем, также нужно быть хорошим другом.

2. Строгость – это не плохо. Многие подростки сопротивляются правилам и ограничениям. Они думают, что достаточно взрослые, что могут сами о себе позаботиться. Хотя это отчасти и так, подросткам все еще нужны ограничения. С новыми возможностями и желаниями они могут причинить себе значительный вред, если не будут сдерживать себя со всей ответственностью. Необходимо дать понять подростку, что у него или у нее будет больше свободы, но при этом на них будет возложено больше ответственности. Свобода без ответственности бессмысленна30.

3. Ежедневное общение является важным для поддержания открытости между родителем и подростком. Ребенок будет более расположен, доверять родителю, если тот будет общаться с ним ежедневно. Доверие к кому-либо заключается в практике. Оно может быть построено только на многозначительных отношениях, которые упрощаются хорошим общением. Необходимо научится понимать мир, в котором живет подросток, поставить себя на его место, и родитель сможет не только добиться его доверия, но и также сможет лучше понять их общее поведение. Также ежедневное общение покажет подростку, что родитель заботится о нем. Это очень важный фактор, так как подростки будут чувствовать себя более комфортно с родителями, которые активно вовлечены в их жизнь. При отсутствии вовлечения взрослого, подростки могут обратиться к ненадежным сверстникам за руководством или комфортом. Очень важно, чтобы родители подростков предоставляли им руководство и заботу, которая им требуется31.

4. В спорах с подростком необходимо хоть иногда уступать, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим подростка можно научить уступать, признавать ошибки и поражения.

5. Для того чтобы воздействовать на ребенка, родители должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым родитель обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.32

6. Снижение контроля. Контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирования способа действия.

7. Мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - и ребенка, и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

8. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

9. Родителям необходимо обсуждать вместе с ребенком важные семейные дела, не отстранять его от участия в них, подросток должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение33.

10. Родителям нужно научиться не ожидать, что подросток примет любой их совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять - настраиваясь заранее на покорность и послушание, родитель испытает сильный стресс, когда этого не произойдет.

11. Родителям необходимо усвоить, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя - это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

Общаясь с подростком, родители должны следить за тем, чтобы не давать непрошеных советов. Подросток недавно развил свою способность к абстрактному мышлению и формирует собственные мнения. Теперь он способен рассмотреть чужую точку зрения, но нужно, чтобы вначале кто-то выслушал и рассмотрел его мнения. Даже если подросток спрашивает родителя, что он думаете по тому или иному поводу, прежде чем ответить, спросите, что думает по этому поводу он сам. Подростку необходимо утвердить свою особую точку зрения. Даже если родитель не согласен с его взглядом на вещи, по меньшей мере оцените рассуждения своего сына или дочери. Можно сказать: «Я никогда не задумывался об этом», или «Тут я с тобой не согласен, но что-то в этом есть», или «В этом и состоит прелесть демократии: каждый может иметь собственное мнение». Даже если мать или отец не согласны с точкой зрения подростка, можно по меньшей мере дать высокую оценку его рассуждениям34.

У подростков чувство справедливости развито намного сильнее, чем у детей. Если родители ведут себя как диктаторы, подростки бунтуют. Выслушивая ребенка и вместе с ним решая, сколько свободы ему предоставить, родитель усиливает объединяющую их связь.

Родителям необходимо помнить: самое главное, чтобы подросток продолжал общаться с ними; поэтому не нужно отталкивать его непрошеными советами и чрезмерной критикой. Родители должны научиться чувствовать, когда ребенок действительно просит совета, а когда просто пытается выяснить, может ли он еще говорить с родителями на интересующие его темы. Сохранить общение с ребенком намного важнее, чем попытаться решить отдельную проблему. Чтобы сохранить влияние на подростка, необходимо сберечь в нем ощущение связи с родителями, а для этого нужно, чтобы подросток чувствовал, что его слышат35.

Родители должны привить своему подростку три главных качества: уважение, находчивость, ответственность. Мантия вождя достается тем, кто старается понять и выполнять правила (уважение), кто и в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути (находчивость) и кто умеет отвечать за последствия своих поступков (ответственность)36.

В заключении следует отметить, что пример родителей важнее всех сказанных выше слов и предлагаемых рекомендаций.

^ Вывод по главе II.

Для изучения гендерных различий в восприятии подростками отношений с родителями использовались следующие методики:

- ADOR-Подростки о родителях;

- «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)37.

В данном иследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 14-15 лет. В иследуемой группе подростков было 10 девочек и 10 мальчиков.

По результатам проведения данных методик нами были сделанны следующие выводы: девочки - подростки воспринимают отношения с родителями как более благополучные, чем мальчики-подростки. Девочки воспринимают отношения с матерью как доброжелательные, эмоциональные, а сам образ матери – понимающие, участливый и терпимый. Отношения с отцами в восприятии девочек также носит достаточно благополучный и положительный характер. Отцы, по-мнению девочек подростков, практически не проявляют жесткости и авторитарности. В восприятии мальчиков-подростков отношения с обоими родителями носят более конфликтный характер. Матери отличаются непоследовательностью и неуверенностью в отношениях с сыном, а позиция отца в восприятии мальчика-подростка авторитарна, директивна, отличается давлением со стороны родителя, непререкаемостью.

Для налаживания позитивных отношения с подростками мы представили набор рекомендаций для родителей, необходимых для нормальных взаимоотношений с детьми – подростками.

Заключение

Подростковый возраст - период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным для детей и их родителей и характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".

Сильнодействующими на адекватное развитие личности подростка являются положительные или конфликтные отношения с родителями и их восприятие самим подростком, причем все чаще в работах многих исследователей упоминается о том, что мальчики и девочки про разному воспринимают эти отношения в связи с гендерными различиями.

В связи с выше сказанным целью нашей работы являлась изучение гендерных различий в восприятии подростками отношений с родителями.

Задачами работы выступали:

  1. дать характеристику подросткового возраста;

  2. раскрыть особенности взаимодействия подростков с родителями;

  3. изучить особенности гендерного восприятия подростками отношений с родителями.

  4. подобрать рекомендации для родителей по организации эффективного общения с подростком

Объект исследования - отношения подростков с родителями.

Предмет исследования - гендерные различия в восприятии подростков отношений с родителями.

Гипотезой исследования было следующее предположение: процессы восприятия образа родителя у мальчиков - подростков и у девочек - подростков имеют определенные гендерные отличия – девочки – подростки отношения с родителями воспринимают как более благополучные, мальчики – подростки – как более конфликтные и напряженные.

В работе была представлена краткая характеристика подросткового возраста, раскрыта сущность проблемы детско-родительских отношений в подростковом возрасте и изучены гендерные особенности восприятия подростками отношений с родителями.

В ходе работы было проведено исследование гендерных различий в восприятии подростками отношений с родителями с помощью методик ADOR-Подростки о родителях38 и «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП)39.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующее заключение о гендерных различиях в восприятии отношений подростков с родителями. Отношения девочек с родителями, как с матерью, так и с отцом, складываются как более благополучные. Отношения девочек - подростков с матерями значимо чаще, чем у мальчиков - подростков, формируются как эмоционально-позитивные. Девушки воспринимают родительскую позицию матери как принимающую, полную любви, заинтересованности и внимания чаще, чем юноши. Отношения мальчиков с отцами складываются достаточно сложно по сравнению с матерями. Они наиболее сенситивны к воздействию дисгармонического типа воспитания. Отцы воспринимаются мальчиками как излишне директивные и склонные к авторитарно-командному стилю общения, враждебные, подозрительно-придирчивые, непоследовательные, не оказывающие реальной помощи и поддержки, отстраненные и не включенные в процесс воспитания.

Хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями - типичное явление для подростничества, однако сила, частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции родителей, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и родителя является создание общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия (лучше всего по инициативе родителей).

В данной работе мы подобрали рекомендации для родителей, следование которым даст возможность родителям наладить позитивные отношения с подростком, создать благоприятную атмосферу в семье.

Список литературы

  1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст]: монография / А. Адлер. - М.: Изд-во Айрис-пресс, 1998.

  2. Амиргазмаева О.А., Ахмадеева Н.М., Усова Ю.В. “Стресс: как его победить” Армада-Пресс, Москва, 2001

  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  4. Бендас Т.В. Гендерная психология. Питер 2006

  5. Биддалф С. Нестандартные родители, или Секрет счастливого ребенка / С. Биддалф; пер. с англ. - М. : РИПОЛ классик, 2004.

  6. Бурн Ш. Гендерная психология

  7. Гинот Х. Г. Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет / Х. Г. Гинот; пер. с англ. - М. : Центрполиграф, 2004. - 185 с.

  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издательства: АСТ, Астрель, 2007 г.

  9. Катаева – Венгер А.А Трудный возраст: подростки сегодня - М.,2002.

  10. Кон И.С. Психология ранней юности. 1990

  11. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2004. - 896 с.

  12. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми//Журнал Практического Психолога 1998 № 3

  13. Мурашова Е. В. Понять ребенка: психологические проблемы ваших детей / Е. В. Мурашова. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 416 с. - (Серия "Психология детства: Современный взгляд").

  14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  15. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. 2001

  16. Панзарин С. Ваш подросток от 11 до 14 лет. О том, что творится у него внутри и почему он такой снаружи. Издательства: У-Фактория, АСТ Москва, Харвест, 2008 г.

  17. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 8-27.

  18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,1994.

  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.2 ВЛАДОС 1999

  20. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1..

  21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005.

  22. Шуман С.Г. Как избежать конфликтов с детьми.: Из опыта работы психолого-педагогической службы. М.: Педагогика, 1989.

  23. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277.

  24. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.


^

Приложение 1.

ОПРОСНИК ДРОП


Опросник «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:

1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка:

- принятие (демонстрация родителем любви и внимания),

- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),

- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).

2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия:

- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий),

- принятие решений (особенности принятия решений в диаде)

- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте),

- поощрение автономности (передача ответственности подростку)

3. Блок контроля:

- требовательность (количество и качество декларируемых требований),

- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка),

- контроль (особенности системы контроля со стороны родителя),

- авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя),

- особенности оказания поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).

4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений:

- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя),

- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий)

5. Дополнительные шкалы:

- удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),

- неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка),

- отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка),

- общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем),

- шкала ценностных ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем).

Подросток отвечает на вопросы на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец».

Испытуемым дается инструкцией: «Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.

Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.

1 - если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;

2 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;

3 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;

4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто.

5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда

В вопросах № 109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.

Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».

Обработка результатов. Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. приложение 2), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.

В четырех шкалах схема подсчета немного отличается:

- Шкала № 5, «Принятие решений» (начинается с вопроса № 5): в первых трех вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов.

- Шкала № 6, «Конфликтность» (начинается с вопроса № 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитывается.

- Шкала № 12, «Особенности оказания поощрений и наказаний» (начинается с вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

- Шкала № 17, «Отношения с супругом» (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы № 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.

- В шкале «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.

Возрастные нормы: в приведенных ниже таблицах представлены возрастные нормы значений по шкалам для старших подростков (14-16 лет).

Шкала

Мать

Отец

1. Принятие

24-28

22-27

2. Эмпатия

21-25

19-24

3.Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции)

17-23

18-22

4. Сотрудничество

22-27

21-26

5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя)

18-22

16-21

6. Конфликтность

6-9

6-10

7. Поощрение автономности

21-26

21-26

8. Требовательность

18-22

17-22

9. Мониторинг

19-25

15-21

10. Контроль

16-23

12-19

11. Авторитарность

12-18

11-18

12. Оказание поощрений

9-13

9-12

13. Реализация наказаний

4-8

4-9

14. Непоследовательность родителя

13-19

13-19

15. Неуверенность родителя

12-17

11-19

16. Удовлетворение потребностей ребенка

21-27

19-23

17. Неадекватность образа ребенка

13-17

14-19

18. Враждебность по отношению к супругу

5-9

6-11

19. Доброжелательность к супругу

9-14

9-13

20 Удовлетворенность отношениями

20-27

18-26
  1   2   3



Скачать файл (731.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации