Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дипломный проект - Современные тенденции развития Японии в условиях мирового экономического кризиса - файл 1.doc


Дипломный проект - Современные тенденции развития Японии в условиях мирового экономического кризиса
скачать (963.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc964kb.06.12.2011 15:30скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Этапы развития экономики Японии в 20 веке

5

Глава 2. Экономика Японии в преддверии экономического кризиса. Экономический кризис 2008 года……………………………………………


12

2.1. Анализ состояния промышленности в Японии в 2008 кризисном году………………………………………………………………...


27

^ Глава 3. Особенности современного социально-экономического развития

54

Глава 4. Природная катастрофа в Японии 2011 года. Кризисные последствия для экономики страны………………………………………….


75

Глава 5. Использование ВКР в школьном курсе географии………………..

80

Заключение…………………………………………………………………….

90

Список использованных источников………………………………………...

93

Приложение 1………………………………………………………………….

96

Приложение 2………………………………………………………………….

97

Приложение 3………………………………………………………………….

99



Введение

Япония – страна, которая в течение 40 лет, с 1950 по 1990 год, была самым ярким примером блестящего экономического успеха. Она стала первой страной за пределами европейской цивилизации, которую без колебаний признали высокоразвитой; более того, в экономической и технологической сфере она была одним из очевидных мировых лидеров. Стремительный рост японской экономики оставался стабильным и казалось, что в скором времени внутренний рынок этой страны будет уже не вторым в мире после американского, а первым. Ведь по сравнению с американцами японцы гораздо больше думали о будущем и охотнее отказывались от текущего потребления ради серьезных выигрышей завтра. К тому же, в Японии были довольно низкие налоги, не слишком расточительные социальные программы и твердая валюта.

Актуальность темы выражена в том, что Япония является одним из лидеров мировой экономики, которая смогла своевременно провести структурную перестройку хозяйства и не допустить перенакопления капитала. Но в последнее время и, особенно в условиях экономического и техногенного кризисов, Япония резко снизила темпы прироста ВВП, что повлекло к возникновению напряжения в социальной сфере. По данным аналитиков Япония в 2012 году сможет стать первой страной в мире, государственный долг которой превысит 1 квадриллион.

Целью дипломной работы является проследить современные тенденции развития Японии в условиях мирового экономического кризиса.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу экономического и социального содержания по протекающим процессам в Японии.

  2. Выявить наиболее острые проблемы, характерные для Японии.

  3. На основе литературы проанализировать способы для выхода из экономико-социального кризиса страны.

  4. Разработать конспект урока позволяющего использовать материалы выпускной квалификационной работы в школе.

В качестве объекта исследования в дипломной работе выбрано государство Япония.

Предмет – социально-экономическая политика в стране.

Периодом исследования деятельности страны является период с 1950 по 2011 год.

Для написания дипломной работы использовались следующие методы анализа: монографический, расчетно-конструктивный, абстракно-логический, логический и экономико-статистический.

Структура: ВКР содержит вступление, 5 глав, заключение, список литературы из 26 источников и приложение.

^ Глава 1.Этапы развития экономики в Японии в 20 веке

  1. Период 45-60-х годов. Условия и факторы развития

Быстрый экономический рост Японии после окончания Второй мировой войны, получивший название японского экономического чуда, привлек к ней внимание всего мира. Стремление объяснить глубинные причины этого феномена породило огромное количество книг и статей, опубликованных как в самой Японии, так и в других странах.

Испытав горечь поражения, состояние полного краха и прострации после атомных бомбардировок и будучи, в общем, страной невысокого уровня экономического развития, Япония должна была коренным образом изменить национальное и экономическое мышление, выбрать для себя принципиально новую стратегию развития. Основой этой стратегии явилось не продолжение прошлого, не воссоздание довоенной структуры хозяйства, а принципиальный отход от прошлого, создание новой структуры и новой техники, новых стимулов к труду, демократизация общества, развитие рыночных отношений и предпринимательства. Со временем на пути развития Японии встал и более конкретный ориентир – Соединенные Штаты Америки. США же с их упоением победой и превосходством не ставили перед собой подобных задач. Тогда никто и не помышлял, что Япония вообще способна решать столь сложные вопросы.

Как и в Германии, программа восстановления хозяйства Японии была разработана по инициативе оккупационной администрации, лично ее командующего – генерала Д. Макартура. Была приглашена группа американских предпринимателей и менеджеров во главе с управляющим Детройтским банком Д. Доджем, которые и разработали соответствующую программу.

Реформированию в 1946-1952 гг. (в годы оккупации) подверглись все стороны общественно-экономической жизни страны, включая общественный строй, хозяйственный уклад и государственное устройство. Начался активный процесс демилитаризации и демократизации Японии, перехода от тотальной командной экономики с упором на административно-контрольные функции к либеральной рыночной. Значительное развитие получили предпринимательские и рыночные структуры.

Главной из демократических реформ стал роспуск в 1947-1948 гг. дзайбацу, или холдингов, державших в своих руках акции закрытых вертикальных концернов в военно-промышленном комплексе (ВПК) страны. Были разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании, их акции пущены в свободную продажу. Повсеместно протекал процесс формирования независимых фирм. Антимонопольным законодательством 1947 г. запрещались картельные соглашения, различные виды рыночной дискриминации и создание жестких монопольных структур. Свобода торговых сделок и доступа к источникам кредитования получила правовую защиту. Все это заложило основы для создания здоровой рыночной, конкурентной экономики.

Важной стартовой реформой вслед за демилитаризацией и антимонопольной реформой была земельная реформа, проводившаяся в 1947-1950 гг. Она состояла в выкупе государством помещичьих земель с последующей их продажей крестьянам, ранее бывшим арендаторами этих земель. Размеры участков ограничивались площадью до 1 га. К 1950 г. японские крестьяне получили 80% всей арендной земли, что позволило сформировать слой свободных мелких фермеров и ликвидировать слой феодалов. Япония получила солидный крестьянский сектор с частной собственностью на землю. В результате стали развиваться товарно-денежные отношения между городом и деревней (русское слово "смычка" часто употреблялось в Японии в те годы), росла емкость внутреннего рынка, начался широкий процесс накопления капитала для последующей индустриализации.

В 1950 г. была проведена радикальная бюджетная реформа, направленная на достижение строгой сбалансированности и бездефицитного госбюджета. Убыточным предприятиям отказывалось в предоставлении субсидий, прекращались компенсационные выплаты военным заводам за конверсию, был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены), предприятиям и банкам разрешалось проводить операции за рубежом. Все это остановило инфляцию, позволило отменить контроль над ценами и, в конечном счете, полностью утвердить в стране рыночные отношения.

В процессе перестройки японской экономики были довольно активно использованы рычаги государственного регулирования в интересах формирования рыночной экономики. Были приняты чрезвычайные меры по регулированию денежной массы, на ранней ступени реформ даже были введены временные карточки для распределения 34 видов промышленного сырья и 52 видов потребительских товаров, включая продовольственные. Государство вводило селективные налоговые и кредитные льготы, осуществляло выборочный контроль над составом конкурентов в отдельных отраслях.

Более того, в Японии широко стало применяться государственное планирование, которое носило не командный, а сугубо рыночный, индикативный характер. С 1955 г. на непрерывной основе было составлено 12 планов, в соответствии с которыми постоянно намечались конкретные отраслевые приоритеты в развитии японской экономики. Если в 50-х годах упор делался на развитие базовых отраслей (черная металлургия, химическая промышленность, энергетика, судостроение, торговый флот), то в начале 60-х – на развитие автомобильной и нефтеперерабатывающей промышленности. В конце 60-х годов на первое место выдвигается электроника, особенно производство домашней электронной техники, снискавшей огромную популярность во всем мире.[2]

  1. ^ Период 70-80-х годов. Направления развития

В экономике Японии осуществлены серьезные структурные изменения, в результате которых к концу 70-х гг. Япония превратилась по экономической мощи во вторую после США державу мира.

В 70-е годы начался новый этап в развитии японской экономики. Резкий рост цен на сырье и энергетические ресурсы на мировых рынках создал новую ситуацию для ресурсоемких отраслей, а начавшийся с середины 60-х годов рост реальной заработной платы начал подрывать конкурентоспособность трудоемких отраслей. До 70-х годов Япония была практически единственной среди промышленно развитых государств, страной с дешевой рабочей силой. Действие прежних факторов, способствующих высоким темпам экономического роста, выявило структурное отставание японской промышленности, и национальное хозяйство вынуждено было переходить к энерго- и материалосберегающим технологиям, к опережающему росту наукоемких отраслей. Поворот к новому типу воспроизводства был также связан с повышением роли услуг. Доля обрабатывающей промышленности в структуре валового внутреннего продукта повышалась до начала 70-х годов (36,8% ВВП в 1970 г.), после чего она стала понижаться.

В рамках обрабатывающей промышленности произошли серьезные сдвиги. Возросла доля машиностроения с 30,7% в 1960 г. до 45% в 1990 г. и 56,5% в 1993 г., прежде всего за счет электротехнических производств. Доля текстильной, деревообрабатывающей промышленности значительно сократилась.

В течение всего времени происходило сокращение доли сельскохозяйственного производства (1960 г. – 12,9%, 1995 г. – 2,1%). При значительных сдвигах сельское хозяйство осталось трудоемким с относительно низкой производительностью труда и более высокими издержками в сравнении с другими развитыми странами. Оно сохраняет земледельческое направление (выращивание риса) с преобладанием мелкотоварных крестьянских хозяйств.

Переход к новому типу производства сопровождался развитием самостоятельных научно-исследовательских работ. Значительно возросли усилия государства и компаний не только в прикладных, но и в фундаментальных исследованиях в таких областях, как использование атомной энергии, освоение космического пространства, разработка информационных систем. Возросли расходы Японии в электронной промышленности, точном приборостроении, достигая соответственно 6 и 5% от объема продаж этих отраслей. В результате произошедших сдвигов в производительных силах Япония превратилась в одного из крупнейших в мире производителей роботов (свыше 50% мирового производства), полупроводников (свыше 40%), легковых автомобилей, судов, станков, резины, стали, холодильников, стиральных машин. Сохраняя ведущие позиции в производстве традиционных товаров, она уступает только США в развитии наукоемких производств.

Обеспечение быстрых темпов экономического роста требовало высокого уровня накопления. Оно почти полностью обеспечивалось внутренними сбережениями, каждый компонент которых был крупным по международным стандартам. В связи с этим реальные учетные ставки были ниже, чем в других странах, что создавало условия для роста инвестиций. Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы, дойдя до огромной величины для промышленно развитых стран в 39% в первой половине 70-х годов (1985 г. – 28,5%, 1995 г.- 28,7%). Основные капиталовложения направлялись в активные элементы основного капитала. Их норма в 1,5- 2 раза превосходила соответствующий уровень других ведущих индустриальных стран, составляя 16-19,4% ВВП.

  1. ^ Период 90-х годов. Кризис экономики

Мировой циклический кризис сильно задел Японию в начале и середине 90-х гг. В конце 90-х гг. Япония находилась в режиме сильнейшего спада, т. е. в отличие от США в Японии обозначилась неблагоприятная экономическая ситуация со всеми признаками затяжной рецессии.

По мнению западных экономистов после ряда десятилетий интенсивного развития Японии, ее экономическая модель сильно пошатнулась еще в 1992-1993 гг. За один только 1992 г. промышленное производство сократилось более чем на 8%. Более сильный спад был лишь в середине 70-х гг., что было связано резким повышением мировых цен на нефть. А Япония больше, чем любая промышленная страна, зависит от импорта нефти и энергопродуктов. Правительство Японии было вынуждено в августе 1992 г. принять самую крупную программу чрезвычайных экономических мер в истории страны.

Депрессивное состояние экономики Японии не оказывает существенного воздействия на мировую конъюнктуру, поскольку страна остается все еще достаточно закрытой: только 10% ее внутреннего спроса покрывается импортом против 20% в США. Несмотря на депрессию, повышение курса иены стимулировало значительное – на 8,3% в 1994 г. и на 10,8% в 1995 г. – увеличение реального импорта. Серьезный удар по экспорту нанесло укрепление иены по отношению к доллару в 2000 г. (102,6 иен за 1 долл. против 120,9 в 1999 г.). Из-за этого стоимость экспорта (в ценах) сократилась за год на 6,1%, в том числе в США на 10%. [9]

Реализация программы превращения Японии в «мировую державу» по набору жизненных стандартов имеет достаточно позитивные шансы. Одним из внушительных результатов послевоенного периода является удельный вес официально считающихся бедными. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает около 15% от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1% отметки. Число бездомных в Токио составляет 3-4 тыс. человек против 50 тыс. в Нью-Йорке. Большие усилия прилагает Япония для поддержки жертв нищеты за рубежами страны. Это осуществляется в рамках программы «Официальной помощи развитию». Здесь имеется в виду помощь официальным учреждениям со стороны страны-фонда (Япония); основная цель – обеспечение экономического прогресса и рост благосостояния населения (стран-реципиентов). Помощь осуществляется в форме поставок товаров.

Перспективы развития Японии достаточно оптимистические, если еще иметь в виду стремление японцев усилить свои экономические и политические позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [5]

^ Глава 2.Экономика Японии в преддверии экономического кризиса. Экономический кризис 2008

Первая декада XXI в. оказалась весьма необычным периодом в развитии японской экономики, которая прошла за этот непродолжительный отрезок времени, по меньшей мере, через три этапа, существенно различающихся между собой как по показателям экономической динамики, так и по характеру экономического роста.

До конца 2002 г. экономика Японии продолжала пребывать в депрессии, в которую вошла еще в начале 90-х годов прошлого столетия после того как лопнул огромный «мыльный пузырь», сформировавшийся на национальном рынке ценных бумаг и недвижимости во второй половине 80-х годов. После кратковременного улучшения ситуации в конце 1990-х годов вначале 2000-х произошел очередной спад конъюнктуры, в эпицентре которого оказалась промышленность (в 2000 г. промышленное производство упало на 8,4%, в 2001 г. – еще на 1,5%).[18]

И хотя основные компоненты конечного спроса вплоть до конца 2002 г. продолжали демонстрировать отрицательную динамику, на уровне ВВП уже с первого квартала 2002 г. начал фиксироваться подъем конъюнктуры. На этот раз он действительно означал окончательное преодоление депрессии, а по длительности периода позитивной экономической динамики (более шести лет – вплоть до первого квартала 2008 г.) стал самым продолжительным в послевоенной экономической истории Японии. Общее представление о характере экономического развития Японии в период 2002 – начала 2008 г. дают материалы табл.1.

Помимо позитивной динамики ВВП, промышленного производства и основных компонентов конечного спроса (прежде всего, частных инвестиций в оборудование и потребительских расходов населения), о подъеме конъюнктуры свидетельствует и улучшение ситуации на рынке труда. Число безработных, в 2002 г. составлявшее 359 тыс. человек, к концу 2007 г. сократилось до 254 тыс., а уровень безработицы снизился соответственно с 5,4% до 3,8%. Коэффициент эффективного спроса на труд, показывающий соотношение между количеством вакансий и числом лиц, ищущих работу, напротив, заметно вырос: с 0,54 в 2002 г. до 1,07 к лету 2007 г.

Таблица 1

^ Динамика экономического развития Японии в 2002 - 1 кв. 2008 г., %

^ Основные показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1-й кв

ВВП

0,3

1,4

2,7

1,9

2,4

2,1

0,8

Промышленное производство

-1,2

3,1

4,8

1,3

4,5

2,8

-0,7

Оптовые цены

-2,0

-0,8

1,3

1,7

2,2

1,8

1,0

Розничные цены

-0,9

-0,3

-

-0,3

0,3

-

1,0

Конечный потребительский спрос

1,1

0,4

1,6

1,3

2,0

1,5

0,4

Частные инвестиции в жилищное строительство

-4,0

-1,0

1,9

-1,5

0,9

-9,5

-

Частные инвестиции в оборудование

-5,2

4,4

5,6

9,2

4,3

2,2

0,1

Инвестиции в общественные работы

-4,8

-10,8

-9,0

-10,1

-8,1

-2,5

-

Экспорт

7,5

9,2

13,9

7,0

9,7

8,6

3,2

Импорт

0,9

3,9

8,1

5,8

4,2

1,8

0,9


В прошлом остались и такие мучительные проблемы периода депрессии, как дефляция и «плохие долги» банковской системы. Из дефляционной спирали, в которую экономика вошла в конце 1990-х годов и которая способствовала затягиванию депрессии, стране удалось вырваться в середине текущего десятилетия. Как показывают данные табл. 1, с 2004 г. начался рост оптовых цен, а с 2006 г. начали повышаться и розничные цены. Что же касается проблемы «плохих долгов» японских банков, то благодаря усилиям самих банков и целому комплексу мер, принятых правительством, ее также удалось практически урегулировать. Размеры «плохих долгов» у крупных банков, достигавшие в марте 2002 г. 8,5% их портфеля, к марту 2007 г. снизились до 1,5%.[15]

Отличительной чертой развития японской экономики в период подъема стало резкое повышение роли внешнего фактора в поддержании экономического роста, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

^ Структура экономического роста Японии в 20022007 гг.

(по компонентам конечного спроса), %

Компоненты конечного спроса

Вклад в среднегодовые темпы роста

Вклад в рост ВВП

ВВП

2,2

100

Экспорт

1,3

59

Чистый экспорт

0,7

31

Частные инвестиции в оборудование

0,8

37

Частный потребительский спрос

0,7

35

Инвестиции в общественные работы

-0,4

-20


Как видно из данных таблицы, подъем 2002–2007 гг. в значительной степени опирался на внешний спрос, т.е. на расширение экспорта.[4] Японские компании смогли весьма успешно воспользоваться благоприятной конъюнктурой, сложившейся в эти годы в мировой экономике. Так, если среднегодовые темпы роста мировой экономики в период 2002–2007 гг. составили 4,5%, то японский экспорт прирастал в среднем на 9,2% в год (в реальном исчислении). При этом его доля в ВВП страны неуклонно повышалась и в 2007 г. достигла своего исторического максимума – 15,5% (в 2002 г. она составляла 10,1%), а в абсолютном выражении объем японского экс порта за эти годы увеличился с 49,5 трлн. иен до 79,7 трлн. йен.

Как и прежде, в период подъема 2002– 2008 гг. основным фактором быстрого расширения японского экспорта стала его высокая конкурентоспособность, обеспечиваемая безупречным качеством японской продукции, высоким уровнем ее наукоемкости и технической сложности. Благодаря высокой конкурентоспособности своей продукции японским компаниям удалось не только удержать позиции на рынках развитых стран, но и существенно расширить поставки в страны с быстрорастущими экономиками, в результате чего географическая структура японского экспорта претерпела заметные изменения. Наиболее значимые сдвиги произошли на следующих направлениях. Во-первых, резко уменьшилась зависимость от американского рынка (с 28,5% в 2002 г. до 17,6% в 2007 г.); во-вторых, заметно возросла роль Азии (с 43,1% до 48,1% соответственно), в том числе Китая (с 9,6% до 15,3%); в-третьих, существенно возросло значение прочих стран и регионов, прежде всего ряда стран Латинской Америки, России, Австралии и Новой Зеландии (с 13,7% до 19,5%).[17]

В период 2002–2007 гг., несмотря на достаточно высокие темпы расширения импорта, торговый баланс Японии продолжал сводиться с огромным положительным сальдо, размеры которого в среднем составляли порядка 10 трлн. иен в год. Но при этом внешняя торговля перестала быть основным источником поступления средств по текущим статьям, а сама структура платежного баланса претерпела важные изменения, общее представление о которых дают материалы табл. 3.

Данные табл. 3 свидетельствуют, прежде всего, о значительном возрастании притока средств в Японию: за 2002–2007 гг. по текущим статьям платежного баланса в страну поступила огромная сумма – 111 трлн. 622 млрд. иен (более 1 трлн. долл.), что говорит о существенном расширении масштабов участия Японии в мировых хозяйственных связях. Кроме того, в 2005 г. впервые за весь послевоенный период положительное сальдо по статье «доходы от инвестиций» превысило сальдо торгового баланса, и в последующие годы разрыв между ними продолжал увеличиваться.

Таблица 3

^ Платежный баланс Японии (текущие статьи), млрд. иен




2002

2003

2004

2005

2006

2007

Платежный баланс

14139,7

15766,8

18618,4

18259,1

19848,8

25001,2

Торговля товарами и услугами

6469

8555,

10196,1

7693

7346

10077,5

Торговля товарами

11550,3

11976,8

13902,2

10334,8

9464,3

12379,1

Экспорт

49479,7

51934,2

58295,1

62631

71630,9

79723,9

Импорт

37929,4

39957,4

44392,9

52297,1

62166,5

67344,8

Торговля услугами

-5081,3

-3421,5

-3706,1

-2641,8

-2118,3

-2301,6

Доходы от инвестиций

8266,6

8281,4

9273,4

11381,7

13745,7

16273

Текущие переводы

-595,9

-880,9

-851,1

-815,7

-1242

-1349,3


Этот значительный структурный сдвиг отражает еще одну важную особенность подъема конъюнктуры 2002–2007 гг., а именно весьма значительное нарастание масштабов зарубежных инвестиций и зарубежного предпринимательства японских компаний.

За период 2002–2007 гг. в форме прямых инвестиций Япония вывезла за рубеж более 30 трлн. иен (около 300 млрд. долл.), а в форме портфельных инвестиций – более 94 трлн. иен (порядка 900 млрд. долл.).

Объем накопленных прямых зарубежных инвестиций японских компаний к концу 2007 г. достиг 61 трлн. 858 млрд. иен (порядка 600 млрд. долл.), увеличившись по сравнению с 2002 г. почти на 70%. Около 60% этих средств было вложено в экономику высокоразвитых государств (в том числе 33,6% – в экономику США и 26,6% – в западноевропейские страны), почти 1/4 приходится на долю Азии (главным образом на государства Восточной Азии) и 10% – на долю стран Центральной и Южной Америки. [16]

При этом во всех регионах большая часть средств (в Америке и Европе – до 60%, в Восточной Азии – до 80%) была вложена в промышленное производство, и к началу 2008 г. на зарубежные филиалы (число которых достигло почти 14 тыс.) приходилось уже порядка 18% от общего объема производства японских промышленных компаний.

Таким образом, за время подъема 2002– 2008 гг. положение японской экономики значительно улучшилось. Затяжная депрессия 1990-х годов была окончательно преодолена, включая и такие наиболее сложные ее проблемы, как «плохие долги» банков и дефляция. За эти годы значительно упрочилось финансовое положение японских компаний и банков. Банки, наученные горьким опытом 90-х годов, избегали рискованных операций в стране и за рубежом, сосредоточив основное внимание на улучшении структуры своих балансов (к этому их обязывали и жесткие правила, введенные правительством). [8] Компании, сделав ставку на высокие технологии, смогли не только нарастить масштабы экспорта и расширить его географию, но и оживить внутренний спрос благодаря выпуску разного рода новинок (прежде всего, продукции цифровой электроники). При этом их финансовое благополучие наряду с доходами от экспорта и продаж на внутреннем рынке обеспечивали и возраставшие из года в год поступления с зарубежных филиалов (доля которых в общих доходах японских компаний возросла к концу периода подъема до 30%).

К началу 2008 г. дела в японской экономике обстояли весьма благополучно, и ничто не предвещало начавшихся вскоре драматических изменений ситуации. И даже летом 2008 г., когда мировой финансовый кризис уже набирал обороты, все еще казалось, что Япония сможет относительно благополучно пережить потрясения, охватившие мировую экономику, и, прежде всего, наиболее развитые страны. Основанием для таких предположений служили следующие обстоятельства.

Во-первых, относительно меньшая по сравнению с другими развитыми странами степень вовлеченности Японии в процессы глобализации (особенно в сфере движения прямых и портфельных инвестиций).

Во-вторых, значительное повышение в последние годы в японском экспорте, импорте и зарубежных прямых инвестициях доли государств Восточной Азии (Китая, НИЭ Азии, АСЕАН), относительно меньше задетых мировым кризисом, и снижение доли развитых стран (в первую очередь, США).

В-третьих, достаточно благополучное финансово-экономическое положение японских компаний и банков к началу кризиса как следствие их осторожного поведения в период экономического подъема и ужесточения надзора государства за финансовой сферой.

В-четвертых, значительное укрепление финансово-экономической мощи страны за время подъема, улучшение качественных характеристик японской экономики в результате проведения структурных реформ.

И, наконец, в-пятых, наличие у государства «свежего» опыта по урегулированию проблемы неплатежей в банковской системе и преодолению дефляционного кризиса.[6]

Однако, события, как известно, стали развиваться по совсем другому сценарию, и среди развитых государств Япония оказалась едва ли не в самом тяжелом положении.

Мировой кризис «добрался» до Японии во втором квартале 2008 г., когда в экономической динамике произошел перелом, ознаменовавший окончание периода подъема конъюнктуры. При этом глубина потрясений, через которые японская экономика прошла в 2008–2009 гг., в немалой степени была предопределена характером экономического развития страны в период подъема, а именно резко возросшей зависимостью от внешних рынков.

Собственно финансовый кризис затронул Японию в меньшей степени, чем другие развитые страны. И хотя японский рынок ценных бумаг практически сразу же отреагировал на падение котировок на зарубежных фондовых рынках, здесь не было ничего подобного тем громким банкротствам, которые происходили летом-осенью 2008 г. в США и некоторых европейских странах.

Однако, ситуация стала быстро ухудшаться, когда в результате финансового кризиса началась рецессия в реальном секторе мировой экономики. Об этом наглядно свидетельствуют данные табл. 4.

Таблица 4

Основные показатели

2008 год

2009 год

ВВП

-1,0

-0,5

-3,6

-3,8

1,3

0

1,3

Промышленное производство

-0,8

-1,3

-11,3

-22,1

8,3

7,4

4,5

Конечный потребительский спрос

-2

-0,5

-0,3

1

-0,2

0,3

0,9

Объем заказов на машины и оборудование

в том числе в промышленности

0,6


2,7

-10,4


-10,9

-15,1


-22,4

-9,9


-31,1

-4,9


10,8

-0,9


-8,7

0,5


178

Экспорт

-3,3

1,7

-14,6

-28,9

12,2

11,1

8,9

Импорт

-3,2

2,9

0,7

-17,9

-1,6

8,1

2,2

Инвестиции в общественные работы

-8,3

11,3

-1,4

3,7

5,4

3,6

-6,7


Как показывают данные таблицы, ВВП Японии снижался на протяжении четырех кварталов – с начала второго квартала 2008 г. по конец первого квартала 2009 г., причем особенно заметным было его падение в четвертом квартале 2008 г. и первом квартале 2009 г. (на 3,6% и 3,8% соответственно). При этом главным фактором столь глубокого падения стало резкое сокращение экспорта, объем которого за полгода (четвертый квартал 2008 г. – первый квартал 2009 г.) уменьшился почти на 40%. Наряду с падением спроса на японскую продукцию на мировых рынках – не только со стороны развитых стран, охваченных рецессией, но и стран с быстрорастущей экономикой (включая Китай), пострадавших из-за резкого сужения экспортных возможностей – угнетающее воздействие на японский экспорт оказало значительное повышение курса иены по отношению к доллару.[20]

Рост курса иены предопределили следующие обстоятельства. Во-первых, с началом кризиса разного рода предпринимательские структуры (банки, компании, инвестиционные фонды и т.д.), а также японские домохозяйки (которых стали называть «трейдеры в кимоно»), активно занимавшиеся на валютном рынке операциямиcarrytrade(смысл которых состоит в получении дохода за счет продажи низкодоходной валюты и покупки высокодоходной), закрыли свои позиции и конвертировали деньги в иены. Во-вторых, ввиду достаточно стабильного положения японской финансовой системы (по сравнению с финансовыми системами других развитых стран) с началом кризиса начался «уход» в иену мировых спекулятивных капиталов. Два этих мощных потока привели к значительному возрастанию спроса на японскую валюту и спровоцировали повышение ее курса, что усугубило и без того тяжелое положение японских экспортеров.[21]

Резкое снижение экспорта сначала нанесло удар по экспорториентированным и смежным с ними отраслям и производствам японской промышленности (на них приходится около 30% промышленного производства), а затем через каналы производственных связей начало оказывать воздействие и на другие отрасли. В результате в промышленности произошел спад производства, по глубине превзошедший как спад середины 1970-х годов, спровоцированный энергетическим кризисом 1973–1974 гг., так и спад начала 1990-х годов, наступивший в результате краха экономики «мыльного пузыря». Так, если в период кризиса середины 70-х годов объем промышленного производства упал на 20% по отношению к предкризисному уровню, а в период кризиса начала 90-х годов – на 10%, то с начала 2008 г. по май 2009 г. («дно» кризиса) общий объем промышленного производства сократился на 34%. Значительная часть производственных мощностей простаивала: в целом по промышленности степень загрузки оборудования к концу первого квартала 2009 г. снизилась почти на 40% по сравнению с началом 2008 г.

Не менее тяжелым оказалось и положение зарубежной филиальной сети японских промышленных компаний. При этом, как и следовало ожидать, в наименьшей степени оказались задеты японские филиалы, расположенные в Восточной Азии, а в наибольшей – американские и западноевропейские филиалы.[7]

С началом рецессии еще больше обострилась и такая структурная проблема японской экономики, как вялый потребительский спрос. Он был не слишком активен и в период подъема – среднегодовые темпы прироста потребительских расходов составляли порядка 1,5%. Поэтому неудивительно, что с самого начала рецессии темпы прироста потребительских расходов ушли в область отрицательных значений.

Помимо депрессивных настроений, усиливавшихся в японском обществе по мере углубления рецессии, угнетающее воздействие на склонность населения к потреблению оказали и меры, предпринятые компаниями в сфере управления трудом, в частности резкое расширение использования различных форм временного найма. По разным оценкам, сейчас в Японии доля лиц, работающих на условиях временной или неполной занятости, составляет от 33 до 39% общей численности рабочей силы (в 1990-е годы она не превышала 20%). Если учесть, что доходы лиц этой категории в среднем в два раза ниже доходов постоянных работников (примерно 3 млн. иен и 6 млн. иен в год соответственно), то становится очевидно, что такие изменения в структуре рабочей силы не могли не повлиять отрицательно на потребительскую активность населения.

Хотя японские компании обычно с большой осторожностью используют такую меру, как увольнение персонала, острота кризиса вынудила их провести масштабные сокращения, в результате чего к осени 2009 г. уровень безработицы достиг невиданного для Японии показателя – 5,5%, а коэффициент эффективного спроса на труд, до кризиса превышавший 1,0, к лету–осени 2009 г. опустился до 0,42-0,45.

Углубление рецессии в начале 2009 г. породило еще одну проблему: с января началось снижение оптовых цен, а с февраля начали понижаться и розничные цены. В результате над экономикой страны нависла угроза дефляции, тем более реальная, что страна лишь совсем недавно смогла вырваться из дефляционной спирали, в которую вошла в конце 90-х годов, и позитивные тенденции еще не успели набрать силу.

Разумеется, японское правительство не осталось безучастным к судьбе национальной экономики в столь сложное для нее время.

Понятно, что выполнение антикризисных программ не могло не привести к огромному перенапряжению государственных финансов – к концу 2009 фин. г. государственный долг Японии составил более 800 трлн. иен (около 160% относительно размеров ВВП).[23]

Благодаря антикризисным программам, но главным образом – в связи с улучшением мировой конъюнктуры, со второго квартала 2009 г. в экономике страны началось оживление, и основные компоненты конечного спроса (экспорт, личный потребительский спрос, а в последнее время – и частные инвестиции в оборудование) стали демонстрировать позитивную динамику, продолжающуюся и сейчас. И хотя в целом за 2009 фин.г. (апрель 2009 г. – март 2010 г.) темпы роста ВВП составили – 2,6%, по оценкам экспертов, худшее осталось позади.

Главным показателем перемен в экономической ситуации стали расширение экспорта и рост промышленного производства.

Так, экспорт начал стабильно возрастать со второго квартала 2009 г. и к лету 2010 г. уже превысил максимальный предкризисный уровень. Особенно быстро расширялись поставки в страны Восточной Азии, прежде всего Китай. При этом с апреля 2009 г. начался рост экспорта автомобилей (главной статьи японского экспорта), в том числе благодаря мерам, поощряющим покупателей менять старые автомобили на новые (они были введены в Китае, Южной Корее, Малайзии, Франции, Германии, Великобритании, США).[24]

Что же касается промышленного производства, то по данным министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП), после непрерывного снижения на протяжении восьми месяцев (с июня 2008 г. по март 2009 г.) с апреля 2009 г. началось постепенное (хотя и неравномерное) восстановление его объема, и в марте 2010 г. он уже более чем на 40% превысил показатель годичной давности.

Со стороны внутреннего спроса перелом негативных тенденций поддержали инвестиции в общественные работы, а главное – расширение личного потребительского спроса (см. табл. 4). При этом очевидно, что на рост последнего показателя повлияли принятые правительством меры по стимулированию потребления. Так, еще в марте 2009 г. началась выдача гражданам страны единовременных дотаций в размере 12 тыс. иен (несовершеннолетним детям и лицам старше 75 лет – в размере 20 тыс. иен). С 15 мая 2009 г. была введена в действие так называемая «система эко-баллов»(EcopointSystem),в соответствии с которой при покупке холодильников, кондиционеров, телевизоров и другой бытовой техники с повышенной энергоэкономичностью часть цены товара возвращается покупателю в виде эко-баллов. Кроме того, с 1 апреля 2009 г. по конец марта 2011 г. будет действовать система налоговых скидок для покупателей автомобилей, «дружественных окружающей среде». При этом полностью отменяется налог на покупку автомобиля и налог на мощность двигателя (взимаемый при покупке автомобиля и при прохождении техосмотра) в отношении электромобилей, автомобилей, работающих на биотопливе, и машин с гибридным двигателем. В отношении обычных автомобилей предусмотрено сокращение ставок налогов, дифференцированное в зависимости от степени их экономичности. В дополнение к этому с 10 апреля 2009 г. покупателям автомобилей, «дружественных окружающей среде», стали предоставляться субсидии.

Таким образом, после года рецессии, по глубине побившей все послевоенные рекорды, со второго квартала 2009 г. японская экономика демонстрирует признаки оживления, хотя пока и весьма хрупкие. И главной задачей правительства Хатояма Юкио, пришедшего к власти в результате победы демократической партии на выборах в нижнюю палату парламента в конце августа 2009 г., стало закрепление этих хрупких тенденций.

Первым официальным документом нового правительства стала опубликованная в декабре 2009 г. «Программа экстренных экономических мер для обеспечения роста и безопасности в будущем». И по духу, и по букве она мало чем отличается от программ, принимавшихся правительством либерал-демократов. В частности, она предусматривает облегчение доступа предприятий к системе государственного гарантирования кредитов частных банков, расширение круга компаний, которые смогут воспользоваться льготными кредитами Японской финансовой корпорации, смягчение условий кредитования для мелких и средних предприятий, а также увеличение объема кредитов, предоставляемых по линии Японского банка международного сотрудничества компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Для стимулирования потребительского спроса населения, помимо совершенствования системы эко-баллов, побуждающей потребителей приобретать энергоэкономичную технику и оборудование, и продления срока действия мер, поощряющих покупателей автомобилей, «дружественных окружающей среде», предусмотрено значительное расширение объема кредитов, предоставляемых на цели жилищного строительства, а также резкое снижение ставок по кредитам на приобретение домов высшей категории.

Общая стоимость пакета «Экстренных экономических мер» – 24,4 трлн. иен, в том числе 4,5 трлн. иен выделяется на решение экологических проблем, 8,2 трлн. иен – на стимулирование жилищного строительства, 10,4 трлн. иен – на различные схемы финансовой поддержки бизнеса.

В то же время уже в этой программе, а в еще большей степени – в бюджете 2010 фин. г. заметна существенная переориентация нового правительства на стимулирование спроса, в первую очередь потребительского спроса населения, что связано с необходимостью выполнения многочисленных обещаний, данных демократической партией в ходе предвыборной кампании.

В частности, программа «Экстренных экономических мер» предусматривала увеличение объема средств, направляемых на поддержку безработных, выплату пособий людям, живущим за чертой бедности (в Японии к ним относятся лица, чей годовой доход составляет менее 12,5 тыс. долл.), на развитие сети дошкольных учреждений, выплату детских пособий (в размере 13 тыс. иен всем семьям вплоть до окончания детьми первой ступени средней школы), на реализацию комплекса мер, направленных на улучшение ситуации на рынке труда и т.д. А в бюджете 2010 фин. г. эти меры были дополнены такими новшествами, как обеспечение бесплатного обучения в школах высшей ступени, поддержка определенного уровня доходов крестьянских хозяйств, отмена временно введенной ставки налога на бензин, снижение платы за пользование скоростными автодорогами и т.д.

Не отрицая полезности намеченных правительством социальных мер, отметим, что их реализация сопряжена с дальнейшим ухудшением ситуации в сфере государственных финансов. В частности, как заявило Министерство финансов Японии, в 2010 фин. г. планируется выпустить государственных облигаций на сумму порядка 44 трлн. иен.

Другим следствием крена политики правительства демократов в сторону социальных проблем может стать подавление и без того пока весьма вялых стимулов к расширению бизнеса в японском предпринимательстве, поскольку очевидно, что реализация определенной части социальных мер будет возложена на бизнес, что может еще больше обострить проблему высоких издержек производства в ряде отраслей и секторов японской экономики.

Аналогичным может оказаться воздействие на бизнес и экологических инициатив нового правительства. Речь идет об обязательстве снизить к 2020 г. на 25% (по отношению к уровню 1990 г.) выбросы парниковых газов (об этом Ю. Хатояма заявил на Саммите по проблемам изменения климата, прошедшем 22 сентября 2009 г. в Нью-Йорке), а также о предложении ужесточить стандарты на энергопотребление путем внесения соответствующих поправок в Закон об энергосбережении.

Стоит отметить, что помимо серьезных внутренних проблем (таких как огромные размеры государственного долга, высокий курс иены, значительные масштабы безработицы, быстрое старение населения, кризисное состояние пенсионной системы и т.д.) на характер и динамику экономического роста страны будет влиять и состояние мировой конъюнктуры, ближайшее будущее которой представляется весьма неопределенным.

  1   2   3   4



Скачать файл (963.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации