Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Опека и попечительство в современном российском обществе - файл 1.doc


Опека и попечительство в современном российском обществе
скачать (572 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc572kb.08.12.2011 17:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский Государственный Социальный Университет в г. Ставрополе



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Тема: Опека и попечительство в современном российском обществе


Содержание
Введение …………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. Семья и детство как объект социальной работы



    1. Современная российская семья как объект социальной работы…………

    2. Демографическая ситуация и политика в современной России……….

    3. Современные направления реализации задачи защиты детства ………

    4. Существующие формы определения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дальнейшее воспитание…………………..


ГЛАВА 2. Анализ социально-психологических особенностей и социально-педагогических характеристик детей сирот и опекаемых
2.1. Социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………………

2.2. Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста………………………………………………………………………….

2.3. Социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………

2.4. Социальный портрет современного беспризорника……………………
ГЛАВА 3. Технологии работы с детьми-сиротами, опекаемыми и безнадзорными

3.1. Опека и попечительство как общие технологии социальной работы………………………………………………………………………..

3.2. Профилактика безнадзорности детей …………………………………

3.3. Социально-педагогические технологии в процессе социальной защиты, социализации и реадаптации безнадзорных детей и детей-сирот ……….

3.4. Практический опыт работы МОУ «Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 4»…………………….



Заключение……………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………..

Введение
Семья является важнейшим общественным институтом, играющим решающую роль, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. К сожалению не всегда и не каждая семья выполняет все необходимые функции и с должным качеством.

Можно с полной убежденностью утверждать, что оставленные без внимания дети составят угрозу общества, вливаясь впоследстие в теневую экономику, криминальный мир, составят группы социального риска.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях непрекращающихся изменений нашего общества возникает ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди родителей и детей, миграционные процессы и т.п., наблюдаются случаи безнадзорности детей. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.

Все выше изложенное и определило выбор данной темы.

Объект исследования: опека и попечительство как основные формы определения ребенка на дальнейшее воспитание.

Предмет исследования: социальный статус детей, оставшихся без родителей.

Цель исследования: изучить нормативно – правовую базу по опеке (попечительству), социально-психологические особенности, социально-педагогические характеристики детей оставшихся без родителей.

Задачи:

1. Провести анализ научной литературы по выбранной теме.

2. Изучить социально – психологические особенности детей-сирот и опекаемых разного возраста.

3. Рассмотреть существующие технологии работы с детьми-сиротами, опекаемыми и безнадзорными.

Методологической основой исследования являются принципы, разработанные в отечественной науке: принцип связи с конкретными условиями жизнедеятельности людей, принцип учета возрастных и личностных особенностей, принцип системного подхода.

Теоретической базой исследования являются основные теории:

Социоцентристские теории развития личности (К.Маркса, Э.Дюркгейма, Г.Спенсера, Т.Парсонса), где рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом; антропоцентристской теории (Ф.Гиддингса, Ж.Пиаже, Г.Тарда, Э.Эриксона, Ю.Хабермаса, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и др.) рассматривающих психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.

При решении поставленных задач, применялись методы: анализа и синтеза данной проблемы.

Этапы работы:

На первом этапе (2007г.) – была сформулирована тема, цель, объект, предмет, задачи, проводилась работа с научной, учебной и правовой литературой.

На втором этапе (2007-2008гг.) – осуществлялся анализ социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены социальный портрет современного беспризорника, общие технологии социальной работы.

^ Теоретическая значимость: в данной работе проведен расширенный анализ изучаемой проблемы, который можно в дальнейшем использовать в практической деятельности с данной социальной группой.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный глубокий теоретический анализ данной проблемы позволил нам составить рекомендации которые представлены в заключении.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
^ ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Современная российская семья как объект социальной работы
Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий "семья" и "брак". Часто первое более широкое понятие сводят ко второму. Но семья - это не только супружеские связи, нескольких поколений, но и горизонтальные отношения, (отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками). В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. И потому «войти в семью» - означает принять и усвоить ее суб­культуру. [3]

Много написано о «нуклеарной семье», знаменующей сов­ременный тип семьи. Само название происходит от слова «нуклон», что на латинском означает «ядро». Нуклеарная семья - семья с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах.

Меняется само представление о семье, сегодня семья- это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике - создание многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такая семья создает собственную субкультуру, но они представляются более открытыми для интегрирования разных культур. Культура мультинуклеарной семьи носит интерна­циональный характер. Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе.

К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного - культурного наследия. Знаменитую гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик души о распавшейся семье. [3]

Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно - непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабили­зирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распа­да.

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, харак­теризуются как семьи социального риска.[29]

Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 2003 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, соста­вляла 18%, то в 2006 году она превысила 25%. В 2007 году этот негативный показатель приблизился к 30%. Значит, ежегодно каждый третий - четвертый новорожденный становится ребенком из неполной семьи. [

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей попрошайничают и нищенствуют. Причем за этими детьми стоит кто-либо из взрослых, имеющих то или иное отношение к криминальному миру.[4]

Давно стала тривиальной фраза: «семья - ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль и место семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте - семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей. Проблемы влекут за собой снижение педагогического авторитета родителей, дефицит времени для воспитания детей, снижения качества общения родителей и детей и т.п.

Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с кризисом. Главный и основной государствен­ный организатор этой работы - Федеральное Министерство труда и социального развития и его региональные структуры. [3]

Социальная работа с семьей включает следующие основные направления:

1. Для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы;

2. Государственной инспекцией труда контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности;

3. Выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, кроме того, этим детям выделяются путевки для летнего оздоровления;

4. Особое внимание уделяется детям-инвалидам, для них создаются детские дома-интернаты, оснащенные современным специальном оборудованием;

5. Нуждающимся гражданам оказывают финансовую и натуральную помощь в виде бесплатного или льготного горячего питания, предоставления бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топли­вом и др.;

6. Оказание психологической помощи конфликтным семьям.

Современная семья испытывает глубочайший кризис во всех странах мира. Это далеко не пер­вый кризис. В России ХХ -XXI века он уже второй. Первый пришелся на 20-30 годы - это был кризис традицион­ной семьи, обусловленный модернизацией общества, но в большей степени спровоцированный политикой коммунистического государства. Кризис сопровождался пересмотром ролей супругов, обязательств родителей и детей, братьев и сестер и т.п.

Основными причинами нынешнего кризиса оказались обве­тшалость и беспомощность пришедшего в полную негодность господствующего строя и декларируемых им нравственных ориентиров, резкий переход к новым системам общественных и личных отношений. И все же новый кризис, как и все предыдущие, не ведет к отмиранию института семьи. Не случайно все социологические опросы свидетельствуют о том, что семья признается высшей человеческой ценностью. Как писал еще Платон: «Каждый из нас - это половина человека», поэтому семья есть обретение целостности.[29]

В теоретическом плане слабо разработана проблема сущности семьи. Отказавшись от ходульных построений типа: «социалистический образ жизни»; «семья социалисти­ческого общества» и т.п., наука о семье освободилась от псевдонаучных построений. Но необходим следующий шаг - объяснение новых реалий в судьбе семьи, что пока остав­ляет желать лучшего. Сущность любого объекта не есть раз и навсегда застывшая данность, она находится в постоянном развитии. Это же относит­ся и к сущности семьи; несмотря на то, что семья - одно из наиболее стабильных явлений, она модифицируется и са­ма по себе, и под влиянием процессов, происходящих во всех других социальных институтах. Семейные часы, отсчи­тывая домашнее время и время всей планеты. Следовательно, теоретические положения о сущности семьи должны подвергаться постоянному обновлению в контексте изучения многообразия социальных проблем.

Поскольку семья как система социального функционирования человека меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся сис­тема власти и подчинения в семейной жизни, роли и функцио­нальная зависимость супругов, положение детей, многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.[23]

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние тридцать лет определили печальную закономер­ность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее сос­тоятельные. В 2001 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 2002 г. - 1,6 млн., в 2003г. - всего 1,4 млн. Если прирост населения в России будет оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150 человек. Вместе с тем необходимо отметить, что последние пять лет наблюдается некоторое увеличение рождаемости, что принято связывать со стабилизацией экономической, политической и социальной сферы жизни страны.[27]

Самостоятельно регулируя семейные отношения, семьи несут огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. И, если на Западе этот процесс происходил постепенно, эволюционно, то в России его революционный характер привел к тому, что с 2000 по 2002 гг. количество людей, состоящих в браке, уменьшилось - на 1,8. И этот процесс интенсивно набирает скорость. По данным опроса молодежи (5 тысяч студентов), они предпочитают встречаться или находится в так называемом гражданском браке. Наряду с традиционными функциями, связанными с рож­дением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быст­ро меняющихся условиях современной жизни. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физи­ческую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных. Обеспечивает условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и даёт возможность делить с другими трудности и радости жизни.

Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографи­ческой политики явно вытесняются на второй план. Нынеш­нее состояние социальной защиты семей с детьми показыва­ет отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. [27]

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:

- ростом числа малодетных семей;

- приростом числа молодых семей вследствие снижения воз­раста вступления в брак;

- тенденцией к отделению молодых семей от родительских;

- увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов;

- рождения детей одинокими матерями.

Сегодня преобладающий тип семьи - это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (61 % семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей – это молодые семьи, еще не имевшие детей и старые, где взрослые дети живут отдельно; с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12 % супружеских пар живут с одним из родителей суп­ругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало - всего 3,4 %, что подтверждает интен­сивность нуклеаризации семей.

Значительную долю составляют неполные семьи - 13%, в подав­ляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведен­ных женщин и вдовцов. В большинстве случаев в этих семьях один, реже - два ребенка.

Данная типология семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.

Для целей государственной семейной политики типы се­мей выделяются по иному основанию - объективному риску социальной уязвимости, а значит нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих сроч­ной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (более 800 тыс. семей).

Еще одна категория семей, получающих поддержку государства - это семьи с детьми - инвалидами.

Следует назвать также семьи с родителями - инвалидами. Нуж­даются в поддержке и семьи, взявшие детей под опеку и попечительство. Их более 200 тыс. Следующая категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их чис­ленность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн. Как правило, в трудных материальных условиях находят­ся семьи с малолетними детьми в возрасте до 3-х лет (6 млн. семей). В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. В большинстве случаев они являются иждивенцами родителей.

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынуж­денных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России их более 200 тыс.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. По данным МВД России, на учете в органах милиции находятся свыше 620 тыс. подростков- правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, в 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5% подростков из неблагопо­лучных семей живут в семьях, где уже есть судимые. Спасаясь от жестокого обращения и насилия, около 50 тыс. подростков ежегодно уходят из дома, 2 тыс. кончают жизнь самоубийством.

Мониторинговое исследование социально-экономического потенциала семей в 2004г. показало, что общество практи­чески перешагнуло допустимый рубеж имущественной дифференциа­ции дециальный разрыв- показатель социальной стабильности составил 27 при крайне допустимом значении 10. Экономический подъем 2000-2001г. Не привел к принципиальным изменениям. При некотором снижении показателя, он, тем не менее, не опустился ниже 10. В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально-уязвимые семьи многодетные, неполные, семьи инвалидов и т.д., но и семьи, считавшиеся прежде благополучными. Основной, наиболее распространенный и типичный вид семьи – семья с обоими родителями и одним ребенком. По переписи населения, среди всех семей с детьми до 18 лет однодетных было более 50%. [27]

Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества: на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% нищих, а на другом - 10%, выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой 3 -5% очень богатых людей. В состоянии постоянного дефицита государственного бюджета и невозможности социаль­ной и географической мобильности; миграции, в том числе и за пределы государства, в России сегодня находится около 3 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, как легальных, так и нелегальных. Ухудшение состояния здоровья населения, в том числе и семьи в целом, сопряжено с демографической ситуацией, проявляю­щейся в естественной убыли населения, в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполне­ния многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизации демографического и социально- экономического положения в России.

  1   2   3   4



Скачать файл (572 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации