Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Религиоведение - файл 1.doc


Лекции - Религиоведение
скачать (123 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc123kb.08.12.2011 17:12скачать

содержание

1.doc

Религиоведение
Религиоведение как наука

10% населения России исповедуют ислам

На 3 месте – буддизм

На 4 месте – иудаизм

- Аврамические религии

- хармические (?)
Религия (от лат «религарэ» – связывать, соединять) – связь человека с теми силами, которые невозможно непосредственно видеть глазами, осязать и.т.п.

Религия – это связь человеческого социального мира с миром сверхфизическим, сверхъестественным.
Религия противоположна атеизму.

Возможен ли атеизм? Нет. В основе атеизма лежит вера. Тем более невозможен научный атеизм.
Является ли тождественными религиоведение и богословие? – НЕТ. Это разные дисциплины. Религиоведение носит принципиально светский характер.
Неверующий человек – агностик. Атеист – это верующий в неверие….(?)
Вместо «богословие» будем употреблять «теология».

Философия и религиоведение – не одно и то же. Философия работает с понятиями. Религиоведение носит описательный характер. Оно связано с естествознанием, а так же с историей…
Государство и правоведение. Связаны с религиоведением самым прямым образом.
История политических учений.
Искусствоведение. Нужно разделять сакральное искусство от религиозного.
Психология
- Сравнительно-исторический метод

- Лингвистический метод
Парадигма – это то, что стоит за проявлениями, не являясь ни одним из них, но определяет всю динамику этих явлений. Впервые это понятие встречается в Платона.

Парадигмальный анализ может быть применен практически ко всем явлениям мира – истории, философии, политике, религии…
3 основные парадигмы

- премодерна – характерны традиционные формы нравственного устройства (теократия, сакральная монархия) – роль религии абсолютна

- модерна – прежде всего отрицание религии

- постмодерна – хронологически началась немного раньше на Западе – возникает потому, что с концом общества модерна не наступил конец света.
Речь не идет об исторической хронологии.



08.09.2009

СУЩЕЕ – это такая же возможность бытия, как само бытие возможность не-бытия.

Мартин Хайдеггер «Введение в метафизику» - прочитать!!!

Соотношение небытия, бытия и сущего проявлено в изначальной традиции
Традицию следует отделить от традиционализма. Традиционализм – это направление философской мысли, которая вычленяет пре-маргиальную традицию и пытается с ее помощью объяснить мировые пути и социальные явления в том числе.
Взаимоотношения традиции, традиционализма и религии – Рене Гинон. Всякая религия имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Соединение внутреннего и внешнего проявляется в религиозном культе. Следствием культа является культура. Культ – сердцевина всякой культуры.
Павел Флоренский – «Философия культа» - прочитать!!!
Переход от внешнего к внутреннему в культе осуществляется через инициацию, которая является разрывом уровня бытия. Инициация – своего рода смерть.

В ряде религий и культов существует и обратная сторона, находящая выражение в жертве, как уничтожение смерти через смерть. Это убиение жертвы в последствии превращением ее в другое живое… Есть еще сакральная оргия. Это не разврат. Юлис Эол – «Метафизика пола».
Манифестационизм (проявление) – мир как проявление всего во всем. Есть частный его случай – представление о создании богом мира из самого себя. Соответственно – человек – часть божественного. Религии – ведизм, адвайта-ведантизм, религии естественного откровения (языческие), зороастризм и современный индуизм. Отчасти ипримыкают даосизм и буддизм. Единство субъекта и объекта.
Креационизм (творение) – представление о творении Богом из НИЧТО. Иудаизм, христианство и ислам – креационистские религии. Основной принцип – принцип договора. Объект и субъект разделены. Креационизм аппелирует к линейному историческому времени. Время начинается в точке творения и движется либо к концу мира либо бесконечно продолжается. Именно с креационизмом онтологически связано понятие прогресса.
В христианстве есть несколько фактов, не разделяющие креационизм. Пример: Троица – пресущественна.
Дугин – «Метафизика благой вести» - читать!!!
22.09.09. прошлую лекцию пропустила
Религия древних Ариев.

Существует 2 абсолютно противоположных по метафизическим установкам религиозных текста – Веды и Ветхий завет.
Культовой основой религии Ариев был календарный годовой круг. Время для них было циклично и годовой круг и являлся проявлением бога или самим Богом.

Религиозные тексты и памятники возникают тогда, кгда происходит исход Ариев из их исторической прародины.

Веды – 5 тысячелетие до нашей эры. Обозначают знания. Известно 4 основные веды: ригведа (веда иннов), яджурведа, сама веда (веда песнопений), атхарваведа (веда заклинаний).

Бхадавад-гита – «песнь бога». Основные понятия ведизма: брахман, Атман, пуруша. Атман – проявление брахмана, строго бытие. Пуруша – строго сущее, изначальный архетип как бога, так и человека, а также города (града на горе). Пуруша – это первожертва и первожрец. Вся метафизика жертвы основана на ригведе. Мир возникает в результате жертвоприношения первого человека. Первая жертва приносится через расчленение. Вся религия возникает из жертвоприношения. Это то, на чем стоит мир. Жертвоприношение пуруши создает первоначальный социум. Расчленение пуруши как первочеловека порождает Варны. Варны – прото- и архетипы социальных сословий. Основных варн 4: брахманы (жрецы, цвет-белый), кшатрии (цари и воины, цвет Варны – красный), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы, цвет – желтый или синий), шудры (рабы, цвет – черный, инициацию не проходят). Первые три Варны – АРИИ (благородные). Все они дважды рожденные.

У каждой Варны своя собственная этика , а также право. Основой этики брахманов является ахимса (недеяние), семейно-сексуальные отношения – либо воздержание, либо вступление в брак для продолжения рода. Кшатрии – абсолютно противоположная этика, убивает врагов (это и есть его жертвоприношение). Вайшьи – не убивает, либо торговля, либо возделывание земли, этика – поведение добропорядочного человека, семья, брак. Шудры – пока еще люди, семейно-сексуальная этика свободная, но только в пределах своего сословия. И последнее – не люди, либо преступники, либо результат смешения Варн.
Ману – проявленная форма пуруши. Это правитель и хранитель полупроявленнй нашей монмонтары (эпохи). ……..????
…….
Зороастризм. Впервые происходит разделение добра и зла. Исключительно кшатрийская религия. Есть результат борьбы кшатриев за освоение пространства.
29.09.09

^ АВРААМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

Только авраамические религии – суть религии в полном смысле этого слова. Именно они подвергались наиболее серьезной критике со стороны представителей атеистического мировоззрения и именно они в конечном счете и торжествуют в эпоху модерна и отчасти постмодерна. Под авраамическими религиями мы подразумеваем 3 основных религии. Из них 2 (христианство и ислам) считаются мировыми религиями и одна (иудаизм)– формально мировой религией не считается, так как скорее это этническая религия одного народа. Роль иудаизма, хотя это и не мировая религия, в истории чрезвычайно важна.
Согласно Библии, впервые откровение единого Бога было дано основателю иудейского народа – Аврааму. Это откровение было очень простым: Авраам узнает о том, что существует единый запредельный Бог, который сотворяет небо и землю и он не имеет никакого отношения к сотворенному им миру, в отличие от всех Богов и божеств других религий. Идея радикального и непримиримого отличия Бога от мира и человека, сотворенного им – основа всех авраамических религий. Здесь мы впервые встречаемся с драмой человека. Здесь он ТОЛЬКО человек. А во всех манифестационистских религиях является человеком +.
Из авраамических религий, когда в них отсекается Бог, рождается то, что называется гуманизмом. Религия ветхого завета – это не совсем то, что есть современный иудаизм.
Ветхий Завет – 5книжие Моисеево + книги пророков + книги царя Соломона + псалтырь (книга хвалений) царя Давыда. Ветхий завет начинается с книги бытия. Но бытие здесь очень специфично. Всякая мысль о чем-то, кроме сотворенного им мира и человека – есть величайшая мерзость. Откровение Аврааму заключается в том, что Бога невозможно описать.

Постулируется, что Бог есть сущий. Для иудея вопрос религии есть вопрос веры. Впервые этот вопрос встречается в Ветхом Завете.

Toghu-wa-whoghu ?????
Идея существования первоматерии с точки зрения Ветхого Завета есть мерзость, такая же как созидание иолов, творение образов. В ем существует только сущее и только человек. Сама по себе книга бытия не дает определения Toghu-wa-whoghu, но лишь указывает на него. Но во второй книге говорится, что Бог сотворяет мир из ничто.
Сущий повелевает человеку идти за ним и делать все, что бы он не повелел. Отсюда идея безусловной веры. Идея избрания одного народа – основа ветхозаветной религии. В эту идею закладывается основа для глубочайшей антиномии: ночная сфера жизни нечиста. Но если прародительский грех должен быть искуплен, то женщина должна стремиться родить мессию. Эта сфера должна быть способом продолжения рода. Эта область регламентируется наиболее жестким образом.
Социально-политическое измерение ветхозаветной религии.

Оно подробно описано в Книге Судей, а затем в книгах Царств. Здесь появляется очень важная категория власти отношений, которая называется «Завет» (brith). Это слово переводится как «договор» с древнееврейского. Первоначальный договор: все отношения между богом и человеком строятся на началах договора. Основа – обрезание крайней плоти. Возмещение за это – власть над миром. Это и есть первый договор.

Второй завет дается уже Моисею. Он проще. Обрезание крайней плоти сохраняется, но при этом выдвигаются еще некоторые нравственные требования – 10 заповедей. Соблюдение заповедей ведет к историческим последствиям – тема власти над миром. На горе Синай бог впервые называет себя сущим. Изначально идея монархии здесь оценивается негативно. Это компромисс между Ветхим Заветом и манифестационистскими религиями. Впервые это описывается в книге Судей. Когда пророка Самуила просят о царе – первый царь Саул. Его правление неудачно. Царь противопоставляется Богу. Изначально республиканский дух Ветхого Завета исчезает. Для ислама, как и для иудаизма главным называется община верных.

В 3-4 веках после разрушения Иерусалима происходит инфильтрация в иудейскую доктрину манифестационных течений. Точно такая же инфильтрация – идея мессии как царя, который должен принести иудейскому народу власть. Ветхому завету в большей степени соответствует протестантизм.
Ветхий Завет по сути завершил свое существование. С точки зрения Христианства, Ветхий завет исполняется на явлении Христа. После него мессии нет и быть не может с одной стороны. С другой стороны, радикальное отчуждение между богом и человеком снимается.
Идея прародительского греха. Он приводит к отчуждению человека о Бога. Креационизм носит в христианстве дисциплинарный характер. Поскольку человек отпал от Бога, то его происхождение нельзя описывать в иных категориях, кроме категорий «творец-творение». Но в отличие от иудаизма и ислама, христианство не ограничивается описанием только лишь человека как падшего, хотя сохраняет и ужесточает целый ряд требований, содержащихся в 10ти заповедях. Жертва отрицается, потому что в жертву был принесен сам Христос. Христианство формально отвергает ту трактовку бытия, небытия и сущего, какая характерна для другой традиции. Но через акт воскресения вся эта проблематика воссоздается.
Христос как слово является Богом ветхого завета. Ветхий завет в христианской традиции не воспринимается как книга истории и все мессианские чаянья древних евреев просто в нем отрицаются. Но сохраняется креационизм и все моральные императивы, выключая ночную сторону жизни и отрицание жертвы.
Принимаются 3 способа толкования Ветхого Завета:

- нравственное толкование (сохраняются моральные предписания)

- символическое толкование (образы ветхого завета толкуются как указание на жизнь Христа)

- анагодическое толкование
05.10.09

Сама по себе история в христианстве понимается в авраамическом ключе, то есть как некая линия, которая начинается и должна завершиться. Христианство исторично. Есть одна очень важная черта внутри христианства. Центральным и завершающим историю событием является сама по себе жизнь Иисуса Христа, которая сама по себе находится и в истории, и вне истории. Поэтому, подчеркивается его безсеменное зачатие, его рождество от девы и его воскрешение. Католики трактуют безсеменное зачатие как изначальную свободу от греха. Православие смотрит на это иначе: рассматривает его потому, что царь мира приходит не от мира сего.
Рождество от девы понимается христианством (в отличие о выделения в католичестве физического девства) в ключе того, что Христос – не от мира сего. «Из отца без матери и из матери без отца». Безсеменное зачатие, рождество от девы, вся его земная жизнь, его страдание, распятие и воскресение из мертвых – все это является тем, что завершает линейную историю, открытую ветхим заветом. Одновременно это мистерия низвергает мистерии языческие. Распятие – это другая жертва, идущая от Бога к человеку. Эта жертва восстанавливает первоначальное райское видение первого Адама до и вне его грехопадения. В то же время это земная жизнь Иисуса Христа вводит мистериальное в авраамический дискурс.
Богослужебное время церкви. Через служение церкви происходит обо′жение человека. «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». Это не ведизм и не авраамизм. Это, по сути, третий путь. Здесь надо различать понятие спасения и понятие обо′жения.
В толкованиях ряда отцов церкви есть ссылка на загадочное место в книге бытия, где упоминается одна важная деталь. Прежде чем Авраам получает свое откровение, он встречается с Мелхиседеком (одновременно царь и священник). Царь Саалимский, священник бога вышнего (имя бога отлично от того, которое употребляют евреи – Эль Эллион). И жертва, которую приносит Мелхиседек приносится по дивом хлеба и вина. Затем Авраам благословляется у него. «Меньшее благословляется у большего».
Вся ветхозаветная линия является производной от линии, более высокой. Христианская традиция выступает как вторжение первоначального знания в историческую ткань.
Внутри сущего взаимоотношения отражают нечто еще более запредельное. Гипертеос –Эль Эллион, которому служит Менхиседек.
Церковь и исторический Израиль – две разные вещи!!! Католики делят церковь учащую и церковь учимую. Главой церкви является сам Христос. Для единства церкви необходима церковная иерархия. Она является отражением иерархии небесной.
^ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ С ИМПЕРИЕЙ.
В целом раннее христианство опиралось на общину. Раннее христианство формировалось в постоянной борьбе с гностицизмом. Он развивался параллельно становлению христианства. Гностицизм – часть эллинистической культуры. Гностицизм – это креационизм с отрицательным знаком. Если креационизм воспринимает мир как благое начало (поскольку он сотворен благим богом), то гностики принимали творца как негативное начало, отпавшее от настоящего бога. Они противопоставляли сверхбожественное начало Богу-творцу. Бог-творец у гностиков злой. Они отождествляли его с сатаной. А благой бог – это Люцифер. (ВОТ БРЕД!!!)

Этика гностиков заключается в том, что есть два пути – правой и левой руки. Поскольку мир есть зло как таковое, то он должен быть уничтожен и преодолен. Есть два пути его преодоления – абсолютная аскеза (вплоть до самоумерщвления) или совершить все грехи и преступления, которые есть.
Гностицизм следует отличать от герметизма (алхимии). Герметизм –

То изотерическая доктрина, которая используют библейские образы. В отличие от гностицизма герметизм воспринимает творение как хорошее.
Еще в рамках единой ортодоксии складываются два направления, стиля, метода христианского мышления. Основателем западной теологии является Блаженный Августин. Он настаивал на строго библейском строго креационистском подходе к истории, несмотря на то, что Христос уже пришел. Он настаивал на линейном времени. Он строго стоял на позиции ветхого завета. Это основатель христианской демократии. Град земной – воплощение греха, церковь – воплощение святости. Уникальность человеческого творения. Он ни во что ставит природу. Только человек. Разрабатывает антропологические вопросы, которые становятся основной христианского персонализма. Сугубо западное истолкование христианства.
Ориген – множественность миров. Разнонаправленность времени. Бог конечно творец, но он сотворил бесконечное множество миров и бесконечное множество времен. Библия – история ангелов благих и падших. При конце мира спастись могут не только люди, но и падшие ангелы во главе со своим лидером. Конец мира – приведение лидера падших ангелов к ногам Христа. Это конец всех тварных миров –> апокатастасис (учение всеобщего спасения).

Его взгляды легли в основу христианской методологии (Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Мисский).

- буквальное (историческое) толкование

- нравственное толкование

- символическое (анагодическое) толкование
Через обрезание буквы писания мы читаем вечное евангелие.
ЛИТЕРАТУРА:

- «Творение», Августин Блаженный

- Библия, новый завет

- «Апокалистические евангелия»

- Афанасик «Античный гностицизм»

- Василий Великий «Толкование на шестоднев»

- Григорий Богослов, Григорий Мисский
13.20.09

^ КОНСТАНТИНОВА ЭРА

Обращение в христианство Римской империи.

Христианство никогда не носило печать антисистемы. Христианское мученичество также не ее (антисистемы) проявление.

Многие жития рассказывали систему мученичества: девицу выдавали замуж ---> она хотела оставаться девой --->муж приходил в ярость и жаловался другу, у которого такая же проблема ---> они жаловались императору ---> императрица должна была переубедить девиц ---> но получилось наоборот ---> императрица объявила о своем решении ---> император пришел в ярость ---> «КАЗНИТЬ ВСЕХ ХРИСТИАН»
Но, христиан становилось все больше. 311 год – Миланский (?) Египет. Христианство уравнивалось. «Убийство на войне не является убийством».
Во 2м послании Апостола Павла фессалоникийцам есть «учение об удерживающем». Должен прийти антихрист. НО! Есть император и пока он существует, антихрист явиться не может. Так что, в любом случае, римская власть – это хорошо.
Христианство восстанавливае пропорции монархической власти ---> авраамизм. Христианизация империи – шаг от Авраама к Менхиседепу. Переход к манифестационизму в вопросах власти. Император проибретает большое отношение к церкви. Он имеет все полномочия епископа, но не имеет права совершать таинства.

Миссия императора: созывает вселенский собор (только он). Утверждает решение собора. Но он задает епископам вопросы и решающего голоса не имеет. Сам император НЕ богословствует.
Ересь – разномыслие (по Апостолу Павлу). Она нужна. Вселенские соборы собирались для опровержения ереси. Она не является моральной проблемой, но очень опасна (если символ произнести на богослужении – то это ересь).
7 вселенских соборов выработали зрелое православие (ответами на вопросы еретиков).
Брачные отношения – в раннем христианстве только для продолжения рода.
Принципы раннего христианства.

1 – отказ от «жизни пола»

2 – раздача имущества, святая бедность

3 – предание самого себя на мученичество.
С приходом христианизации это несколько меняется. Епископат идет на компромисс.

2 категории христиан в Константиновскую эпоху.

- иночествующие

- миряне – сакральное значение брака – значение мужа и жены как соединение Христа и церкви. Империя приводит к реабилитации брака, но одновременно она приводит и к возникновению монашества.
Таинства церкви, утвержденные на Вселенских соборах.

1 – Крещение – христианская инициация

2 – Миропомазание - над мирянином совершается после крещения. 2 раз – только при помазании на царство

3 – Брак

4 – Покаяние – «второе» крещение

5 – Евхаристия – то, ради чего совершается церковная служба (настоящее жертвоприношение)

6 – Священство – «поставить попа». Человеку дается возможность совершать евхаристию.

7 – Соборование – совершается над смертельно больным через семикратное прочтение Евангелия. Человеку прощаются все грехи, о которых он не успел сказать на исповеди.
27.10.09




ДО 9 ВЕКА символ веры оставался неизменным.


03.11.09.

^ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ.

Церковь у ранних христиан существовала как община и в значительно степени противостояла империи.

Православие мыслить церковь как тело христово. Поскольку тело невесты мыслится в брачной символике, то речь идет о единой плоти.
Главой православной церкви является Христос и поэтому православная церковь не имеет главы в отличие от католичества. В мистическом плане церковь есть единство всех православных христиан, ушедших, живущих на земле и еще не родившихся, но существующих в замысле божьем.

Церковь так или иначе разделена. Не на град небесный и земной, но это все же разделение. Церковь небесная и церковь земная (воинствующая). Брань церкви осуществляется через молитву. Духовное и телесное не различается, то есть борьба с духами злобными может осуществляться и земной бранью. Церковь не отрицает земного воинствования и благословляет борьбу православных воинов за веру, царя и отечество. Военная брань для церкви воинствующей подобна с борьбой с нечистой силы, которая появилась в результате падения первого ангела. Имеет целью спасение людей от погибели, в которую вовлекают ее демоны. Спасение – это только первая стадия спасения церкви воинствующей.
Учение о божественных энергиях, которое было сформулировано святым Георгием Паланым. В отличие от мира, который тварен и который сотворен из ничто, тем не менее мир пронизывают божественные энергии, которые являются не тварными. Состояния обожения достигают святые, но четкого разделения между святыми и несвятыми нет. Святым может стать каждый.

Церковь торжествующая – это церковь на небесах, церковь возглавляется Христом. Включает в себя божью матерь, силы бесплотные и власть – 9 ангельских чинов, которые являются тварными (созданными богом).
Что отделяет ангелов от людей? Любой ангел могущественнее человека. Они – небесные умы, небесный огонь. Природа ангелов – огненная. Ангел не обладает свободой воли, в отличие от человека. Он может только исполнять волю божью или наоборот ей противиться. Поэтому ангел не может творить, а человек может.
Некрещеный человек может быть спасен Христом. Но некрещеный человек не может состоять в церкви. Трехчинная иерархия: епископ, священник и дьякон. Безпоповские старообрядцы, не имеющие своей церковной иерархии, а также протестанты находятся вне церкви.
10.11.09.

Русское православие.

История русского православия – от апостола Андрея, который первый по преданию посетил скифские земли. Именно от него ведется история христианства на Руси.
Владимир принял решение о крещение после того, как его послы побывали в Царьграде на богослужении. Убедил целостный образ богослужения, непосредственное целостное восприятие, что соответствовало и не противоречило. Этим отличалось не только от католицизма, но и от греческого православия.

…………………….

Дальше это повторяется в 15 веке, когда византийская империя отпадает от вселенского православия. В 1439 г под натиском турок византийские императоры начинают переговоры с римским папы о воссоединении церквей и созыве 8 вселенского собора. В ответ на это римский папа дает обещание обеспечить константинополю защиту от османской империи в ответ на унию: признать папу главой церкви.

Но папа не выполнил обещания. Это было наказание.
……………………………..
17.11.09.

Русское православие 15,16 и первой половины 17 века абсолютно адекватно православию 7ми вселенских соборов и полностью совпадает с ними.

100главый собор. Полностью соответствовал всем первым семи соборам. Церковь получила свое устроение. Вторым решающим моментом было окончательное установление власти православного государя. Его власть не ограничена юридически, но ограничена канонами церкви. Православный царь сообразуется с канонами церкви.

Все великие князья русские были православными царями. Главное – произнесение символы веры и причащение царя.
В переписке с Андреем Гурцким Иоанн Грозный выдвигает следующее: правление московского царя должно иметь сотелеологический характер. В древнем гнозисе существовал путь правой и путь левой руки. Эта точка зрения нашла отражение в их переписке. Гурцкий обвиняет Грозного в казни аристократии.

Государева милость и государева гроза – проистекают из одного сакрального центра. Государева гроза имеет спасительную функцию. Если человек казнен безвинно – то он обретает блаженство. Если он совершил грех, то через муки он спасается.
Царь – это икона. Пред ним кладутся три земных поклона, как и перед иконой. Это – не раболепие.
^ Пентархия патриархов: константинопольский, …, александрийский, иерусалимский, римский (патриарх запада, его место в церкви такое же, как и у остальных). Далее римский папа перестал быть патриархом. По утверждению восточных патриархов московский патриарх утверждается на место пятого (папы). Русская церковь обрела полноту.

Далее в 1613 году на Руси утверждается новая династия.

^ Предпосылки раскола в церкви.

Первые 5 российских патриархов. С седины 17 века начинается тяжелое время.

Раньше считалось, что служба служится для человека. Теперь служба стала служиться для человека (увеличились часы службы). Люди не понимали богослужения – поэтому нужно было читать им проповеди. Менялось церковное пение. Пение было единогласным и в унисон по клюкам.
^ Предпосылки раскола на государственном уровне. Царь начинает понимать идею (?) как государственную: он начинает думать об освобождении Константинополя от турок. Идея плохая, потому что она антимусульманская. Раньше вражды между мусульманами и православными не было. Эта идея навязывалась западом. Провокационная идея. Романовы дали здесь слабину и это отразилось на судьбе всей династии. Для того, чтобы освободить Царь-град, Алексей Михайлович задумал церковную реформу (переделать все на греческий манер).

Началась реформа и для ее проведения во главе церкви по царевой воле был поставлен новгородский епископ Никон (участник боголюбческого кружка).

^ Основные положения Никоновой реформы:

- замена двуперстного крестного знамени на троеперстное.

- хождение посолонь (против солнца)

- замена двугубой аллилуйи на трегубую
Решающим образом было изменено:

- «…и воплотившися от духа свята и от Марии девы вочеловечнося» НА «…и воплотившися от духа свята и от Марии Девы и вочеловечнося»

- «.. и в духа святаго и господа животворящео…» НА «…и в духа святаго господа животворящего иже от отца исходящего…»


24.11.09.

Сразу же после раскола в истории не только русской церкви, но и русского государства произошло важнейшее событие в сугубо негативном плане – большой московский собор 1666-1667 гг.
После того, как никоновская реформа была уже проведена, происходит разрыв между самим Никоном и царем Алексеем Михайловичем, который был предопределен не расколом, а позицией дораскольного кружка боголюбцев, которому принадлежал Никон. Кружок боголюбцев настаивал на политическом управлении церкви. Патриарх Никон с самого начала стоял на этих позициях. Никон организовал в Москве очень большое представление с прославлением митрополита Филиппа. (Но неизвестно, кто именно его убил и по чьему приказу). Это было публичным унижением царской власти. Алексея Михайловича вынудили прилюдно каяться за царей, к которым он не принадлежал по роду. В результате Никон реально добился такой ситуации, при которой церковная власть была поставлена выше власти государственной.
На великой епитимье (поминается царь (как великий государь) и царское семейство, патриарх (как великий господин) и митрополит). Вместо этого Никон повелел поминать себя как «великого государя» вперед царя. По возвращении царь был очень недоволен и началась длительная перепалка.
Когда Алексей Михайлович стал возражать против этого (теория Солнца и Луны) + боярская озлобленность на Никона (Никон настаивал на соблюдении постов, церковного устава, топил скоморохов, контролировал личную интимную жизнь).
Затем Никон во время одной из служб снял одежды и уехал в построенный им монастырь «Новый Иерусалим» и стал там ждать конца света.
Далее царь задумал собрать собор и судить Никона. Он пригласил патриархов и Никона. Но некоторые отказались, а некоторые были безместными. Итого присутствовало 3 патриарха.
Прения о вере. Царь пригласил греческих книжников, которые представили ему материалы о еретичестве старорусских обрядов. Оба книжника несколько раз меняли веру. В результате собор осудил старорусский обряд и проклял всех, его придерживающихся. Под клятву вольно или невольно попали все предыдущие русские святые. Лишь стоглавый собор были признан делом рук невежд.
Преследование старообрядцев началось НЕ при Никоне, а в 1667(6)???
С этого места становится все плохо. Начинается абсолютизация царской власти – она нанесла себе сама удар, после которого уже не смогла оправиться.
В церкви все произошло еще хуже. С одной стороны, законное преемство сохранилось только в никониане (греки) (???), потому что епископ Павел Коломенский не стал рукополагать епископов. Он надеялся, что царь вернется к древнему чину. Поэтому, проявляя смирение епископ рассчитывал на то, что все станет нормально. Но он был удушен. У старообрядце не было правильных положений, а у никониан произошло изменение в символе веры и т.п. В результате – наиболее сознательно относившаяся к православию часть русского народа оказалась вне социума (старообрядцы?). В то время как наиболее конформистски настроенная часть осталась при законном преемстве в законной церкви (никониане).
К началу 18 века старообрядчество разделилось на две части.

Поповцы - готовы были в том или ином виде принять священство от господствующей церкви или от кого-то еще. В течение 17 века принимали беглых попов – те священники, которые по каким-либо причинам не хотели служить по никоновскому чину или беглые по другим вопросам(разгильдяи). Но у них не было епископов – они были вынуждены принимать (??). У них возник вопрос: батюшка был крещен погружательно , а тот, кто его крестил – обливательно. Значит, батюшка – порченный, т.е. не может служить.

Безпоповцы. Отрицают само существование церкви. У них другая эклизеология (??) и, следовательно, другая эсхатология (??). Считают, что антихрист уже пришел. Он родился от блудницы – никоновской церкви. Антихрист – духовный и пребывает во всем.

Что остается? Крещение, покаяние. Нет брака, потому что некому венчать. В 18 веке возникло разделение уже среди безпоповцев.

Начались споры о материи брака. Для старопоморцев– раз нет брака, значит будем вести девственную жизнь, так даже лучше. Безбрачники. Если хотели вступить в брак – вступали, причислялись к чину немолящихся. Женщина, с которой жил, называлася хозяйкой. Потом лет в 60-70 пара расходилась, приносила покаяние в блуде и причислялась обратно к чину молящихся.

Новопоморцы. Таинство брака – не венчание, а то, что происходит в самом браке. Можно вступать в брак, но сначала получают благословение родителей, потом читают…(??) и ..(??) разрешает им вступить в брак. Далее они вместе живут и вместе молятся.

Еще два безпоповских согласа (кроме брачников и безбрачников) – бегуны и спасовцы. Бегуны появились в 18 веке – для них антихрист во всем, и поэтому они переходят с места на место, не берут в руки денег, живут только физическим трудом. За царя не молились только бегуны. Но брак они признавали. Спасовцы (или нетовщина) – ничего нет, но брачники. Церковь на небо ушла при Никоне. Человек спастись своими силам не может. Тот образ жизни, который он ведет, не имеет значения. Спасаемся только милостью спаса. Принимают к себе всех. Не перекрещивают никого, достаточно прочитать покаянный псалом. Допускают крещение, венчание и отпевание (и иногда причастие) в любой церкви. Исповеди старались избегать, потому что исповедовались старикам.
^ Единоверие стихийное – соблюдение древнеправославного чина внутри православной (?) церкви. Единоверие православное возникает после того, как были поданы просьбы о разрешении служить по старому обряду и чтобы священный синод дал им епископа. Император Павел: «Быть по сему». Синод возражал против поставления епископов (и Павел согласился). Староверцы были признаны членами православной церкви. НО: 1 часто старообрядцев загоняли в единоверие, что ударило по его репутации; 2 отсутствие единоверческого епископа; 3 клятвы не были сняты. Эти три обстоятельства тормозили развитие единоверия на протяжении 19 века.

Современное единоверие – часть русской православной церкви, которая придерживается дониконовского чина со всеми последствиями. Епископа нет, но клятвы сняты. Природа единоверия 19 века и современного совершенно разная. Единоверие 19 века было направлено на то, чтобы сделать старообрядцев членами церкви. Современное единоверие – возрождение древней традиции в рамках русской православной церкви.


Скачать файл (123 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации