Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Правовое регулирование международных конфликтов - файл 1.doc


Курсовая работа - Правовое регулирование международных конфликтов
скачать (173.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc174kb.08.12.2011 17:12скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3

1 Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций………………………………………………….5

1.1 Понятие международного конфликта в международном праве…..5

1.2 Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в международном праве…………………………………………………….8

1.3 Понятие и виды международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов……………………13

2 Организационно-правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций………………17

2.1 Внутриорганизационные проблемы международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов.17

2.2 Организация взаимодействия международных организаций по вопросам урегулирования международных конфликтов…………………19

3 Правовые проблемы применения мирных средств урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций……………22

3.1 Международно-правовое регулирование мирных средств урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций…………………………………………………………………………22

3.2 Имплементация решений международных организаций, принимаемых в целях урегулирования международных конфликтов…………..25

Заключение……………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………….30

Введение
На протяжении многих веков развития человеческих и межгосударственных отношений войны и конфликты были основным средством разрешения противоречий. Победивший силой доказывал «правоту» своих территориальных, политических и иных притязаний. И если ранее мало кого интересовали истинные причины войн и конфликтов, так как единственным средством установления «временного мира», была война, то со временем ситуация в мире стала меняться.

Стремление государств и созданных ими международных организаций к поддержанию мира и безопасности сводится на нет ввиду несовпадения взглядов отдельных государств с интересами мирового сообщества и отсутствия готовности привести эти интересы к общему знаменателю. Усложнение международно-правовых отношений, в т.ч. их субъектного состава, приводит к необходимости усовершенствования старых и разработки новых механизмов разрешения международных споров и конфликтов. Конфликты на территории бывшей Югославии, Руанде, Нагорном Карабахе, длящийся арабо-израильский конфликт,- это лишь малый перечень конфликтов, где неразрешенные противоречия с участием субъектов международного права привели к вооруженным столкновениям и многочисленным человеческим жертвам. Вызовы современного мира накладывают на государства и международные организации особую ответственность, в связи с чем мировое сообщество выработало способы и механизмы мирного разрешения споров и конфликтов. Хотя человечеству не удалось предотвратить и разрешить все конфликты, усилия государств и международных организаций помогли урегулировать многие из них. Задачей дальнейшего развития деятельности международных организаций и международного сотрудничества в их рамках является аккумулирование усилий по повышению эффективности сотрудничества субъектов международного права на международно-правовом уровне, в том числе посредством использования международных организаций в урегулировании международных конфликтов.

Объектом работы являются международные конфликты.

Предметом исследования являются международно-правовые отношения, возникающие в процессе мирного урегулировании международных конфликтов в рамках международных организаций.

Цель исследования - дать комплексный анализ правовых проблем мирного урегулирования международных конфликтов.

Основные задачи исследования состоят в следующем:

Основными источниками исследования стали труды видных ученых в области международного права, а именно: Черноудовой, М. С., Борожина Ф.М., Коряки Н.М., Боженко В.А., В.Л.Авакова, Н.К.Арбатовой и других.

Частично эта тема затрагивается в работах российских и зарубежных ученых: Н.В.Александрова «Пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов в современном мире», М.В.Андреева «Современные международно-правовые аспекты реформирования Совета Безопасности ООН», СВ. Шатуновского-Бюрно «Повышение эффективности ООН, международно-правовые аспекты.

М.М. Лебедева в монографии «Политическое урегулирование конфликтов» называет современные конфликты одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи трудно разрешимыми, они имеют тенденцию к разрастанию, вовлечению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только для участников, но и для всего мирового сообщества.
^ 1 Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций
1.1 Понятие международного конфликта в международном праве

Понятие конфликта употребляется в различных отраслях наук, в каждой из которых оно имеет свое определение. В международном праве понятие «международный конфликт» не получило юридического закрепления, поэтому употребляется неоднозначно.

Для обозначения международных трений и разногласий, понятие «конфликт» (фр. - «conflit») использовалось активно, но постепенно было вытеснено английским «dispute» (рус. —«спор», фр. - «differend»). Начиная с принятия в 1945 г. Устава ООН, в международном праве для обозначения международных трений и противоречий употребляются понятия «международный спор» и «ситуация». Понятие «международный конфликт» стало применяться в сочетании «международный вооруженный конфликт»1.

Международный конфликт как проблема практической политики, получил наибольшее развитие с началом "холодной войны". Его методологической основой является общая теория конфликта. Предметом общей теории конфликта является изучение с точки зрения политологии причин возникновения, условий протекания и разрешения конфликта. Наиболее распространенным определением этого понятия в западной науке можно считать следующую формулировку, данную американцем Я.Козером: "Социальный конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация нанесение ущерба или уничтожение соперника".

Раздел общей теории конфликта, рассматривающий внешнеполитические конфликты (в том числе внутренние конфликты в зарубежных странах), оформился в послевоенный период в США и Великобритании как "теория международных отношений". Господствующая научная школа в ней (школа "политического реализма") ставит конфликт в центр международных отношений. Согласно ее постулатам, конфликт является результатом столкновения государств, которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели. как для обеспечения безопасности так и экспансии. Войны и вооруженные конфликты происходят из-за неизбежных противоречий между несовместимыми устремлениями различных государств. Отсюда э отношениях между государствами чередуются постоянно состояния мира и войны, а единственный путь к обеспечению неустойчивого, относительного мира состоит в поддержании паритета сил.

Основным признаком ситуации является наличие противоречия сторон (столкновения интересов, несовместимости целей и интересов), международного спора - наличие претензии одной стороны спора, отвергнутых другой.

Признаком большинства конфликтов также является наличие противоречия, но с дополнительным признаком его предельного обострения. Обострение ситуации проявляется в конфликтном поведении субъектов противоречия и иных заинтересованных сторон (участников конфликта). Понятия «международный спор» и «ситуация» не являются видами конфликта, превращение их в конфликт зависит от степени интенсификации противоречий и конфликтности в поведении сторон. Более того, не каждый возникающий конфликт имеет в своей основе спор и противоречие. Конфликтологами выделяются в числе других конфликты, не всегда имеющие в своей основе четко установленного противоречия2:

• «случайный или условный конфликт» - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств;

• «неверно приписанный конфликт» - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт;

• «скрытый конфликт» - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

• «ложный конфликт» - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

Не все международные конфликты сопровождаются применением вооруженной силы. Обострение противоречия, конфликтное поведение сторон могут проявляться в устных высказываниях, угрозах, предъявлении ультиматумов, одностороннем введении санкций, проведении демонстративных военных учений и др. Такого рода конфликты относятся, по мнению автора, к категории международных невооруженных конфликтов (см. схему 1).

Схема 1. - Понятие международного конфликта в международном праве3

Международный вооруженный конфликт


Международный невооруженный конфликт






Активное противодействие сторон, столкновение, предельное обострение противоречия



Скрытый конфликт

Ситуация

Международный спор

(Претензии отвергаются)


Противоречие не определено

Противоречие определено







Таким образом, употребление понятия « международный конфликт» в международном праве должно следовать следующему определению: международный конфликт - это ситуация предельного обострения противоречий в области международных отношений и международного права, проявляющихся в поведении его участников - субъектов международного права в форме активного противодействия или столкновения (вооруженного или невооруженного); если в основе международного конфликта не лежит противоречие, он проявляется только в конфликтном поведении сторон.
^ 1.2 Понятие мирного урегулирования международных конфликтов в международном праве

Понятие мирного урегулирования международных конфликтов не определено в международном праве. Устав ООН использует понятие «мирное разрешение международных споров»4.

Урегулирование конфликта является одной из форм завершения международного конфликта наряду с его разрешением, случайным завершением и затуханием (см. схему 2). От урегулирования конфликта необходимо отличать его разрешение. Термин «разрешение международного конфликта» понимается в двух значениях: в широком значении он означает устранение или минимизацию проблем, разделяющих стороны и достижение согласия между участниками и включает в себя урегулирование конфликта. Разрешение конфликта в узком смысле понимается как устранение противоречия самими участниками конфликта, в то время как урегулирование конфликта происходит с участием третьей не участвующей в конфликте стороны.

Под мирным урегулированием международного конфликта понимается деятельность не являющихся сторонами конфликта третьих лиц, в том числе субъектов международного права и их представителей, направленная на прекращение противодействия между сторонами международного конфликта и разрешение противоречия, которое привело к предельному обострению ситуации, если оно имело место.

Схема 2. - Формы завершения международных конфликтов5


Формы завершения международного конфликта


Разрешение (в широком значении)


Без участия сторон

С участием конфликтующих сторон

С участием третьей стороны

Случайное

Затухание

Разрешение

Устранение

Урегулирование

- мирными средствами

- с применением силы

Возможная трансформация в другой конфликт


Мирное урегулирование международного конфликта проводится, как правило, в два этапа:

I этап - урегулирования конфликтного противодействия участников международного конфликта, который включает, прежде всего, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами, подготовку условий для разрешения противоречия между сторонами, если таковое имеет место (определение истинных сторон спора и объекта противоречия) и др.,

II этап - разрешения противоречия сторон международного конфликта с применением средств, разработанных международной практикой для разрешения международных споров.

Указанное деление является условным, так как первый этап плавно может перетечь в другой, некоторые средства как первого, так и второго этапов могут использоваться на каждом из них. Иногда для разрешения конфликта достаточно применения только средств первого этапа.

Мирное урегулирование международного конфликта существенно отличается от превентивных мер и постконфликтного мирного строительства по целям, времени и применяемым средствам, а миротворчество и поддержание мира включаются в понятие мирного урегулирования международных конфликтов.

Деятельность по закреплению мира («миростроительство») ориентирована на теоретическое направление разрешения конфликтов. Ее цель — добиться окончательного разрешения противоречий мирным путем, для чего необходимо, как считают представители данного подхода, «наведение мостов» между людьми. Основная роль в его реализации принадлежит организации межгосударственного сотрудничества (создание и развитие совместных проектов экономического, социального, культурного развития), а также неофициальным, общественным организациям, исследователям, работающим в рамках направления по разрешению конфликтов и занимающимся практикой организации неофициальных контактов.

Деятельность по закреплению мира реализуется и после подписания договоренностей, т.е. она охватывает также постконфликтную стадию. Кроме контактов и реализации совместных проектов здесь большое значение имеет просветительская работа, направленная на формирование установок ненасильственного разрешения конфликта, с использованием средств массовой информации.

Проблема, с которой сталкиваются представители рассматриваемого направления, заключается в том, что далеко не всегда удается устранить причину конфликта. В большинстве конфликтных ситуаций окончательное или полное разрешение выступает скорее как идеальная цель на будущее. Часто процесс разрешения конфликта занимает многие годы (например, конфликты в Северной Ирландии, на Ближнем Востоке и во многих других местах планеты).

Обобщенное представление о практических подходах к урегулированию конфликтов дает табл. 16.

В большинстве конфликтов, особенно наиболее серьезных и продолжительных, редко прибегают к использованию лишь какого-то одного подхода, чаще применяют три, а то и все четыре. Воздействуя на разные структуры и механизмы, разные подходы позволяют комплексно и гибко влиять на конфликт с целью его мирного разрешения. Так, вряд ли возможна успешная деятельность по закреплению мира, если стороны вовлечены в вооруженное противостояние. Фактор насилия здесь будет играть крайне отрицательную роль. Миротворческая деятельность тоже будет малоэффективной, если выработанные решения не будут поддержаны на уровне массового сознания. Например, в свое время Я. Арафат подвергся резкой критике со стороны своих приверженцев за «продажность американцам». Во многом по этой причине он отверг тогда план совместного участия Организации освобождения Палестины (ООП) с иорданскими представителями на переговорах по урегулированию ближневосточной проблемы. Все это означает, что должна вестись параллельная работа по закреплению мира. В свою очередь отсутствие официальных соглашений мешает встречам между представителями конфликтующих сторон, и наоборот, их наличие облегчает подобные встречи. Так, в 1975 г. подписание Хельсинских соглашений в рамках СБСЕ облегчило контакты между гражданами СССР и стран Запада.

Урегулирование (улаживание) может выступать как первая ступень на пути к окончательному разрешению противоречий. Однако для того, чтобы урегулирование было эффективным, параллельно должна идти работа на уровне враждующих общин, затрагивающая различные их слои и направленная на изменение их ценностей и установок по отношению к конфликту, а также на предупреждение военных действий там, где они еще не начались.
Таблица 1. - Практические подходы к урегулированию конфликтов

Практические направления
Компоненты различий

Деятельность по предотвращению конфликтов


Деятельность по установлению мира

Миротворческая деятельность

Деятельность по закреплению мира («миростроительство»)

Основная теоретическая база

Предупреждение конфликтов, разрешение конфликтов

Улаживание конфликтов

Улаживание конфликтов, разрешение конфликтов

Разрешение конфликтов

Направленность

На предупреждение открытых конфликтов

На прекращение насилия

На поиск взаимоприемлемого решения

На разрешение противоречии (их «снятие»)

Основные формы

Установление мер доверия, просвещение,использование средств массовой информации

Санкции, военные операции

Посредничество, переговоры

Межгосударственное сотрудничество, специально организованные обсуждения

Кто главным образом осуществляет

Международные организации, государства, общественные организации

Международные организации ,отдельные страны

Официальные представители международных организации, политические деятели и дипломаты отдельных стран

Государства, общественные организации, неофициальные лица

Группы, на которые в основном ориентированы

На политических лидеров, на широкие слои населения

На политических лидеров, на вооруженные формирования, отчасти на широкие слои населения

На политических лидеров

На широкие слои населения

В какой фазе развития конфликта или его урегулирования наиболее интенсивно используется

В латентной фазе развития конфликта, в начальной фазе открытого конфликта

В стабилизационной фазе урегулирования конфликта, но, возможно, и в последующих, включая

В коммуникационной и переговорной фазах урегулирования конфликта

На переговорной и постпереговорной (выполнения соглашении) фазах урегулирования







фазу выполнения соглашений







Таблица 1. Окончание

Практические направления
Компоненты различий

Деятельность по предотвращению конфликтов


Деятельность по установлению мира

Миротворческая деятельность

Деятельность по закреплению мира («миростроительство»)

Характер воздействия на участников

Взаимодействие на государственном уровне, образование, убеждение

Принуждение

Убеждение, помощь в поиске решения, создание условий для нахождения решений

Создание условий для нахождения решения самими участниками

Вероятные типы соглашений

Соглашение по урегулированию, соглашение по разрешению

Соглашение о перемирии

Соглашение по урегулированию, соглашение по разрешению

Соглашение по разрешению

Вероятные типы решений

Серединное, принципиально новое

Серединное асимметричное

Серединное, принципиально новое

Принципиально новое



Занимаясь практической работой по урегулированию конфликтов, необходимо иметь в виду, что их специфика, предполагает в большей или меньшей степени ориентацию на конкретный поход. Так, длительные этнические конфликты, имеющие глубокие исторические корни скорее требуют технологий, разрабатываемых в рамках «миростроительства». Большое значение здесь имеет и работа по предупреждению вооруженных столкновений.
^ 1.3 Понятие и виды международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов

На всем протяжении человеческой истории практика обеспечения безопасности одних государств и народов в ущерб интересам и безопасности других порождала непрерывную цепь опустошительных войн и вооруженных конфликтов. Однако на фоне войн и кровопролития развивался и процесс поиска путей мирного развития цивилизации.

Особое значение в решении проблемы войны и мира имела состоявшаяся в 1899 году первая Гаагская конференция мира. Ее особенность заключается в том, что это был форум, который изначально мыслился инициатору его проведения — правительству России — как международная конференция по ограничению гонки вооружений. В первом пункте программы конференции, предложенной русским правительством, предусматривалось «заключение международного соглашения на подлежащий установлению срок, устанавливающего неувеличение существующих размеров состава мирного времени сухопутных и морских сил». На этот же срок предполагалось заморозить и существующий уровень военных бюджетов. В русском проекте далее предлагалось изучить возможность в будущем уже не замораживания, а сокращения численности вооруженных сил и размеров военного бюджета. Как известно, Гаагская конференция 1899 года не достигла своей изначальной цели. Вместе с тем она явилась по существу первой попыткой решения вопроса о разоружении на базе многосторонней дипломатии. Впервые вопрос о разоружении увязывался с проблемой обеспечения мира7.

В период между двумя мировыми войнами разрабатывались различные проекты обеспечения безопасности путем как запрещения войны, так и ограничения гонки вооружений.

Появление ядерного оружия, а с ним угрозы уничтожения самой жизни на Земле потребовало критического переосмысления всего комплекса вопросов войны и мира. Идея всеобъемлющей международной безопасности явилась своего рода ответом на это требование.

Становилось все более очевидным, что человечество стоит перед новым измерением безопасности. В современных условиях под национальной безопасностью уже недостаточно понимать лишь физическую и морально-политическую способность государства защитить себя от внешних источников угрозы своему существованию, поскольку обеспечение национальной безопасности оказалось в диалектической взаимосвязи с международной безопасностью, с поддержанием и упрочением всеобщего мира. Объективный научный анализ характера и особенностей современных средств и методов ведения военных действий свидетельствует о невозможности обеспечить национальную безопасность только военно-техническими средствами, созданием мощной обороны.

Важным вкладом в формирование новой концепции безопасности явились концепция глобального развития, выдвинутая Римским клубом, а также предложения комиссий Пальме, Брандта, Брундтланд и других, в том числе отечественных, политиков и юристов.

Идеи о создании международных организаций, направленных на обеспечение международной безопасности, регулярно возникали на протяжении последних шести-семи веков. Первым реальным воплощением такой идеи стала Лига Наций, которая, к сожалению, не смогла решить поставленные перед ней задачи и предотвратить Вторую мировую войну. Ее сменила в 1945 г. Организация Объединенных Наций и региональные организации, на которые были возложены цели поддержания международного мира и безопасности (для региональных организаций в соответствующем регионе).

Устав ООН, возложив на членов мирового сообщества обязанность обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, закрепил так называемый принцип централизованного использования вооруженных сил. Лишь в качестве исключения из него предусмотрено право государств на индивидуальную и коллективную самооборону. Однако в политической действительности послевоенного периода как раз исключение из уставного принципа и стало правилом, а сам принцип — исключением. Именно право на коллективную самооборону послужило основанием для создания противостоявших друг другу военно-политических союзов НАТО и Организации Варшавского Договора (ОВД)8.

В юридическом плане новая концепция безопасности предполагает развитие такой системы международного правопорядка, которая была бы основана на признании взаимозависимости современного мира и служила нормативным выражением приоритета общечеловеческих ценностей и интересов над интересами узконациональными и узкоклассовыми, гарантировала бы свободу выбора народами путей своего социально-экономического и политического развития, обеспечивала бы в конечном счете примат права в политике.

Мирное урегулирование международных конфликтов осуществляется, в основном, в рамках международных межправительственных организаций общей компетенции. Понятие международных организаций, участвующих в урегулировании международных конфликтов, сегодня толкуется широко. К ним относят не только универсальную организацию ООН и региональные организации, одной из основной функций которых является поддержание международного мира и безопасности (ОБСЕ, ЛАГ, АЕ и др.), но и все иные, фактически участвующие в урегулировании международных конфликтов (Евросоюз, НАТО и др.) при соблюдении условия, что их деятельность совместима и целями и принципами ООН.

Международные организации специальной компетенции (МАГАТЭ, ВТО, МОТ, ИКАО и др.) оказывают помощь международным организациям общей компетенции в разрешении международных конфликтов, если предмет конфликта относится к компетенции данной международной организации. На практике международные организации специальной компетенции редко самостоятельно разрешают международные конфликты, так как в сферах их деятельности противоречия и споры редко достигают конфликтной стадии.

2 Организационно-правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций
^ 2.1 Внутриорганизационные проблемы международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов

Недостатки системы формирования органов международных организаций и разграничения их компетенции ввиду ограниченности рамок исследования можно рассмотреть на примере ООН. Механизм урегулирования международных споров и конфликтов, предусмотренный Уставом ООН, создавался в качестве сбалансированной системы мирных (политических, юридических) и принудительных (силовых) средств их разрешения. В применении политических средств, к которым относятся переговоры, обследования, посредничество, «добрые услуги», примирение, рекомендации органов ООН, обращение к региональным органам и соглашениям и др., задействованы Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Секретариат во главе с Генеральным секретарем ООН. В реализации юридических средств в ООН, а именно разрешении конфликтов судебными и арбитражными органами, активно участвует специально созданный для этого орган - Международный Суд ООН. Принудительный способ, включающий меры, связанные с применением вооруженных сил либо без применения таковых, реализуется только при участии Совета Безопасности ООН. Сбалансированное применение мирных и принудительных средств должно было обеспечивать эффективное функционирование системы поддержания международного мира и безопасности, предусмотренной Уставом ООН, чего, однако, не удалось добиться в полной мере9.

Основными проблемами применения политических средств в рамках ООН являются низкий политический авторитет Совета Безопасности ООН, имеющий в своей основе несоответствие его состава и порядка принятия решений в нем современной международной политической расстановке сил, а также отсутствие реальной политической власти у Генеральной Ассамблеи ООН. Проблемой применения юридических средств урегулирования международных споров и конфликтов в рамках ООН является ограничение юрисдикции Международного Суда ООН рассмотрением лишь межгосударственных споров государств при их согласии.

Другие механизмы ООН, которые были созданы, чтобы заменить неработающие элементы системы: введение института миротворческих операций, подмена функций Совета Безопасности ООН действиями Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция «Uniting for Peace» 1950 г.), усиление функций Генерального Секретаря ООН принесли лишь частичный успех, в том числе по причине отсутствия четкой организационно-правовой основы.

Основными критериями реформирования ООН в сфере формирования ее органов и распределения компетенции должны быть следующие:

1. Совет Безопасности ООН должен быть реформирован с учетом требований о приведении его состава и порядка принятия решений в соответствие с современной международной политической расстановкой сил.

2. Необходимо расширить компетенцию Генеральной Ассамблеи ООН, особенно в части осуществления функций Совета Безопасности ООН в случае его бездействия.

3. Необходимо использовать все существующие возможности Устава ООН, в том числе возможность создания вооруженных сил ООН, и тем самым пресечь использование вооруженных сил другими государствами для защиты, по их мнению, «международных интересов».

4. Необходимо расширить компетенцию Международного Суда ООН, в том числе путем установления его обязательной юрисдикции для государств-членов ООН и предоставления ему возможности разрешения споров с участием других субъектов международного права и органов ООН.

5. Необходимо создать четкую международно-правовую основу для проведения миротворческих операций.

Другой насущной проблемой деятельности международных организаций, ограничивающих их успехи в области урегулирования международных конфликтов, является проблема их ненадлежащего финансирования. Основным способом финансирования международных организаций, в особенности участвующих в урегулировании международных конфликтов, является их финансирование за счет регулярных взносов государств-членов. Недостатки данного способа финансирования (использование рычага финансирования государствами-членами для решения своих политических проблем) неоднократно приводили международные организации к кризисам. В длящемся финансовом кризисе находится в настоящее время ООН, периодически они возникают в региональных организациях (ОБСЕ, АС). Путями решения финансовой проблемы является установление более жестких, по сравнению с существующими, норм ответственности за невыполнение государствами своих обязательств и (или) введение дополнительных альтернативных источников финансирования международных организаций10.
^ 2.2 Организация взаимодействия международных организаций по вопросам урегулирования международных конфликтов

Основной проблемой в области разграничения компетенции международных организаций по вопросам мирного урегулирования международных конфликтов являлось до недавнего времени отсутствие однозначного понимания пределов компетенции ООН и региональных организаций в сфере мирного урегулирования международных споров и конфликтов, в том числе из-за отсутствия четкого определения понятий «региональные органы и соглашения» и «местные споры». В соответствии с современным толкованием, признаваемым и поддерживаемым ООН, все региональные международные организации, созданные специально для поддержания международного мира и безопасности, или занимающиеся этой деятельностью наряду с выполнением других функций, на что прямо указано в их учредительных документах или вытекает из целей и задач организации, обладают компетенцией в рамках главы VIII Устава ООН, т.е. могут участвовать в мирном урегулировании международных споров Если спор между государствами не угрожает поддержанию международного мира и безопасности внутри или вне пределов этого района, он рассматривается на региональном уровне. Главные органы ООН воздерживаются от каких-либо действий, могущих негативно повлиять на процесс разрешения спора в рамках региональной организации. Если Совет Безопасности подтверждает, что спор угрожает поддержанию международного мира и безопасности, то региональная международная организация и участвующие в споре государства не могут  противиться рассмотрению этого вопроса в рамках ООН.

С появлением первых миротворческих операций в международном праве появился новый неурегулированный вопрос: как распределяется компетенция ООН и региональных организаций по вопросам их проведения. Миротворческие операции инициируются и развертываются региональными организациями для урегулирования региональных конфликтов без санкции на это Совета Безопасности ООН в случае наличия на это согласия сторон и отсутствия в действиях региональных миротворцев силовых мер. Оружие в данном случае может применяться исключительно для самообороны. Миротворческие операции по установлению мира (peace enforcement) с возможным применением силы без согласия сторон конфликта, в необходимых случаях, могут проводиться региональными организациями по поручению или с санкции Совета Безопасности ООН отдельно или совместно с миротворческими силами ООН в рамках взаимодействия ООН с соответствующей региональной организацией11.

В современных международных отношениях, как и в науке международного права, спор о разграничении компетенции международных организаций, участвующих в урегулировании международных конфликтов, постепенно теряет свою актуальность. Причиной этого является расширительное толкование понятия «региональные органы и соглашения» главы VIII Устава ООН, ослабление политического противостояния в мире, а также стремление международных организаций к более эффективному достижению поставленных перед ними целей. В связи с этим на первый план выходит вопрос выработки процедур взаимодействия ООН и региональных организаций, а также региональных организаций между собой.

Основными формами взаимодействия ООН и региональных организаций сегодня являются консультации, дипломатическая поддержка, оперативная поддержка, совместное развертывание, совместные операции. Взаимодействие региональных организаций осуществляется путем проведения консультативных совещаний, создания координационных групп периодически, без установления для этого какой-либо организационно-правовой основы. В настоящее время ведется активная работа над заключением соглашений между ООН и региональными организациями для создания прочной правовой основы взаимодействия между ними. Заключение такого рода соглашений между региональными организациями может существенно повысить эффективность их работы в сфере мирного урегулирования международных конфликтов.

3 Правовые проблемы применения мирных средств урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций
^ 3.1 Международно-правовое регулирование мирных средств урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций

Государства при применении мирных средств урегулирования международных конфликтов стремятся к максимальной эффективности их применения. Эффективность применения таких средств, с юридической точки зрения, обеспечивается наличием такого уровня правового регулирования каждого из средств, используемых международными организациями, в том числе по инициативе спорящих сторон, который можно признать достаточным для их быстрого и результативного применения.

Современная система международного права характеризуется низким уровнем правового регулирования вопросов применения мирных средств на этапе устранения конфликтного противодействия. Особые проблемы вызывает отсутствие правовых норм, устанавливающих порядок сбора данных международными организациями, доведения до их сведения информации о международных конфликтах и порядка реагирования на такие сведения, определения правового статуса и защиты временных миссий и посланников (докладчиков) организации, проведения миротворческих операций. В рамках ООН и других международных организаций, участвующих в мирном урегулировании международных конфликтов, необходимо провести всеобъемлющее исследование возможных способов устранения или ослабления конфликтного противодействия на предмет поиска путей повышения их эффективности, в том числе путем создания четкой правовой основы их применения12.

Для повышения эффективности международных организаций на этапе устранения конфликтного противодействия сторон необходимо13:

• расширить список лиц, имеющих право оповещать международные организации, участвующие в урегулировании международных конфликтов; международным региональным организациям необходимо определить список лиц, имеющих право обращать внимание соответствующих органов организации на международные конфликты, а также определить процедуру реагирования на такие обращения;

• предусмотреть право региональных организаций доводить до сведения органов ООН информацию о международных конфликтах и процедуру реагирования на такие сообщения, а также в целях предотвращения дублирования функций установить механизм их взаимодействия по сбору информации и применению мирных средств урегулирования региональных конфликтов;

• четко определить виды и статус временных миссий и представителей международных организаций, а также на уровне международной конвенции закрепить обязанности принимающих их государств;

• установить правовую основу проведения миротворческих операций как на универсальном, так и на региональном уровне; определить четкие пределы применения оружия при проведении операции. Оптимальным способом решения данной проблемы является, по нашему мнению, принятие всеобъемлющей конвенции на уровне ООН, в том числе устанавливающей общее понимание основы доктрины проведения миротворческих операций, правил проведения различных типов миротворческих операций, а также установления единообразной терминологии миротворчества, на основе которой региональные организации могут устанавливать собственное правовое регулирование.

На стадии разрешения конкретного противоречия (международного спора) ООН и региональные организации активно используют мирные средства:

«Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств»14.

Этим международные организации интенсифицируют процесс применения уже существующих мирных средств, а также в целях повышения эффективности урегулирования международных споров международные организации создали собственные механизмы. Практика участия международных организаций в мирном урегулировании международных споров показывает недостаточность существующей правовой регламентации средств мирного урегулирования споров («добрые услуги», посредничество, следственные и согласительные комиссии). Специальные механизмы, созданные в рамках международных организаций для разрешения международных споров, применяются государствами крайне редко (например, система мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ). Общим решением указанных проблем будет создание конвенции универсального характера о мирных средствах разрешения международных споров, устанавливающей обязательные механизмы их применения. Такая конвенция может стать примером для создания правовой основы специальных механизмов урегулирования международных споров в рамках международных региональных организаций.
^ 3.2 Имплементация решений международных организаций, принимаемых в целях урегулирования международных конфликтов

Имплементация международного права - фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Имплементация осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.

Национальный механизм имплементации норм международного права каждого конкретного государства обладает присущими только ему чертами, зависящими от особенностей внутренней правовой системы. Однако ряд признаков, прежде всего характеризующих его структуру, являются общими для любого государства.

Структура национального механизма имплементации включает в себя следующие элементы15:

  • закрепленные в национальном правопорядке правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на внутригосударственном уровне;

  • система государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств;

  • национальная правоприменительная практика;

  • организационные средства, применяемые на внутригосударственном уровне для обеспечения имплементации международного гуманитарного права.

Достижение социально значимых целей норм международного гуманитарного права возможно только если используются правовые средства, которые призваны обеспечить решение этой задачи. К правовым средствам обеспечения имплементации на внутригосударственном уровне международных обязательств следует отнести национальную систему нормативного обеспечения имплементации международного права и способы восприятия национальным законодательством положений международного права, в том числе и гуманитарного.

Проблема имплементации решений международных организаций кроется в их юридической силе. Большинство решений международных организаций носят рекомендательный характер, особенно в сфере мирного урегулирования конфликтов. Решения органов ООН не относятся к нормам права, и представляют собой правоприменительные акты. Декларации Генеральной Ассамблеи ООН имеют рекомендательный характер, они носят обязательный характер, только если объединяют в себе общепризнанные принципы и нормы международного права. По общему правилу обязательный характер носят лишь решения Международного Суда ООН, но только по отношению к спорящим сторонам, а также резолюции Совета Безопасности ООН, если Уставом ООН для этих решений не установлен рекомендательный характер. Резолюции Совета Безопасности ООН в сфере мирного урегулирования международных споров носят рекомендательный характер. Лишь резолюции, принимаемые на стадии урегулирования конфликтного противодействия сторон в рамках главы VII, носят обязательный характер, что, однако, не создает препятствий для государств в их неисполнении16.

Исполнение решений международных организаций является одной из форм их реализации и требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Решения рекомендательного характера исполняются государствами добровольно по политическим мотивам или из-за возможных неблагоприятных последствий для государств, не разрешающих свои споры мирными средствами. Поэтому решение проблемы исполнения рекомендательных решений является проблемой политического характера, а не юридического.

Таким образом, для исполнения обязательных решений международных организаций создаются специальные механизмы, а также устанавливаются нормы ответственности за их неисполнение, эффективность которых необходимо признать недостаточной. Одним из основных механизмов исполнения решений международных организаций может стать введение или активное использование имеющегося, если оно предусмотрено учредительным документом, права международных организации (ее органов) отстаивать свои интересы в (международных) судах, в том числе с применением материальной ответственности к неисполняющим свои обязательства субъектам международного права.


Заключение
В работе были рассмотрены проблемы правового урегулирования международных конфликтов.

Как отмечено в работе на сегодняшний день наиболее актуально на региональном уровне.

Для обеспечения международного контроля в целях укрепления доверия и взаимопонимания под эгидой ООН можно было бы создать механизм широкого международного контроля за выполнением соглашений по снижению напряженности, ограничению вооружений и контроля за военной обстановкой в конфликтных районах. Механизм действовал бы с использованием различных форм и методов контроля для сбора информации и принятия оперативных мер со стороны ООН.

Для повышения эффективности международных организаций на этапе устранения конфликтного противодействия сторон необходимо:

• расширить список лиц, имеющих право оповещать международные организации, участвующие в урегулировании международных конфликтов;

• предусмотреть право региональных организаций доводить до сведения органов ООН информацию о международных конфликтах и процедуру реагирования на такие сообщения;

• четко определить виды и статус временных миссий и представителей международных организаций;

• установить правовую основу проведения миротворческих операций как на универсальном, так и на региональном уровне.

На современном этапе основную опасность представляют внутренние конфликты для международного мира. По всей видимости, вообще вся мировая политика будет характеризоваться в большей мере внутренними потрясениями, гражданскими войнами и социальными катаклизмами в отдельных странах, нежели войнами между ними. Пока что этот тезис подтверждается. Сохранение и даже укрепление стабильности на уровне международных отношений может в этих условиях оказаться опасной иллюзией, скрывающей дестабилизацию на других уровнях. Многие межгосударственные конфликты последнего времени де-факто являются конфликтами внутренними или, по крайней мере, непосредственно генерируются последними.

Применительно к проблеме урегулирования конфликтов в СНГ, имеются дополнительные трудности, связанные с тем, что, не обладая ни легитимностью, ни авторитетом международной организации, Россия вынуждена оперировать методами, ставящими под сомнения правомочность действий даже такой организации, как ООН, а отсутствие четких юридических норм не позволяет ей в такой ситуации должным образом аргументировать защиту своей позиции как в Совете Безопасности, так и при решении этих вопросов в рамках СНГ.

Список литературы


  1. Александров Н.В. Пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов в современном мире. – М., 2004. – 340 с.

  2. Андреев М.В. Современные международно-правовые аспекты реформирования Совета Безопасности ООН. – СПб, 2003. – 190 с.

  3. Боженко В.А. Роль ООН в деле предотвращения конфликтов и поддержание международной безопасности // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24 октября 2000 г.. - М.; Изд-во РУДН, 2001. - с.138-142.

  4. Борисов Г.В. Имплементация международного права // Электронный журнал «Российское право в Интернете». - МГЮА. - Выпуск №4. – 2005 // http://rli.consultant.ru/magazme/2005/04/int_law/artl/

  5. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск. 2003. – 360 с.

  6. Ежегодные Доклады Генерального секретаря ООН о работе Организации. 1997-2004 годы // http://www,tm.org/russian/basic/sg/reports.htm

  7. Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории: Материалы ассоциации изучения США / Проблемы американистики Вып. 11 Отв. редактор. А.С.Маныкин. - М.: МАКС Пресс, 2001. – 411 с.

  8. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.

  9. Международные конфликты современности /В.Л.Аваков, Н.К.Арбатова, В.Я.Гантман и др. - М. ,2003. - С.250.

  10. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право: Новые тенденции в международно-правовом регулировании / Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - М.: Дело, 1998. – 310 с.

  11. Понятие конфликта в международном праве // Московский журнал международного права. - 2005. - № 2. – С.18.

  12. Понятие и способы мирного урегулирования международных конфликтов // Реализация права: проблемы теории и практики: сборник научных трудов / отв. редактор д-р юрид. наук А.Ф.Малый. - Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2005. – 400 с.

  13. Правовое регулирование международных конфликтов // Московский журнал международного права. - 2005. - № 5. - С. 77 - 92.

  14. Проблемы финансирования международных организаций, участвующих в урегулировании международных конфликтов, и пути их решения // Российское право в Интернете. - Электронный журнал. - МГЮА. - Выпуск №4. - 2005. – С.31-34.

  15. Реализация права: проблемы теории и практики. Сборник научных трудов / Отв. редактор д-р юрид. Наук А.Ф.Малый. - Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2005. – 260 с..

  16. Черноудова, М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций. -М.,2006. -370 с.

  17. Шатуновский-Бюрно С.В. Повышение эффективности ООН, международно-правовые аспекты. – СПб, 2004. – 450 с.

1 Понятие конфликта в международном праве // Московский журнал международного права. - 2005. - № 2. – С.18.


2 Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск. 2003. – С.89.


3 Черноудова, М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций. -М.,2006. –С.61


4 Устав ООН, гл. VI (ст.33-38) // http://un.by/ru/documents/ustav/

5  Черноудова, М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций. -М.,2006. –С.101


6 Понятие и способы мирного урегулирования международных конфликтов // Реализация права: проблемы теории и практики: сборник научных трудов / отв. редактор д-р юрид. наук А.Ф.Малый. - Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2005. – С.90


7 Теория международного права: В 2-х томах. Старые и новые теоретические проблемы. Т. 2 / Черниченко С.В.. - М.; НИМП, 1999. С. 148.

8 Ежегодные Доклады Генерального секретаря ООН о работе Организации. 1997-2004 годы // http://www,tm.org/russian/basic/sg/reports.htm


9 Андреев М.В. Современные международно-правовые аспекты реформирования Совета Безопасности ООН. – СПб, 2003. – С.71.


10 Проблемы финансирования международных организаций, участвующих в урегулировании международных конфликтов, и пути их решения // Российское право в Интернете. - Электронный журнал. - МГЮА. - Выпуск №4. - 2005. – С.31.


11 Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории: Материалы ассоциации изучения США / Проблемы американистики Вып. 11 Отв. редактор. А.С.Маныкин. - М.: МАКС Пресс, 2001. – С.115


  1. 12 Черноудова, М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций. -М.,2006. – С.95




13 Боженко В.А. Роль ООН в деле предотвращения конфликтов и поддержание международной безопасности // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24 октября 2000 г.. - М.; Изд-во РУДН, 2001. - с.138.


14 Устав ООН, гл. VI (ст.33) // http://un.by/ru/documents/ustav/

15 Борисов Г.В. Имплементация международного права // Электронный журнал «Российское право в Интернете». - МГЮА. - Выпуск №4. – 2005 // http://rli.consultant.ru/magazme/2005/04/int_law/artl/


16 Боженко В.А. Роль ООН в деле предотвращения конфликтов и поддержание международной безопасности // ООН и международный правопорядок в глобализирующемся мире: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24 октября 2000 г.. - М.; Изд-во РУДН, 2001. - с. 142.







Скачать файл (173.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации