Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по культурологии обработанные - файл Моя критика - Билеты по культурологии в рабочих тетрадях1.doc


Билеты по культурологии обработанные
скачать (18.6 kb.)

Доступные файлы (1):

Моя критика - Билеты по культурологии в рабочих тетрадях1.doc81kb.27.12.2009 16:42скачать


Моя критика - Билеты по культурологии в рабочих тетрадях1.doc

1. Чем была вызвана промышленная революция на рубеже XVIII-XIX столетий в Западной Европе?

XIX столетие занимает особое место в истории развития европейской цивилизации. На рубеже XVIII–XIX вв. человек создал паровую машину, приведшую ко второй революции в области производительных сил. Паровая машина сыграла большую роль в переходе к машинному производству и привела к промышленной революции. Она будет первым и до конца XIX в. единственным универсальным двигателем, применявшимся в промышленности и на транспорте (в 1803 г. впервые применена в Англии на паровозе, в 1807 г. – на пароходе, построенном в Северной Америке).
2. Какую роль сыграли буржуазно-демократические революции первой половины XIX в. в формировании социальной структуры романо-германской цивилизации?

В первой половине XIX в. Европу потрясли буржуазно-демократические революции (во Франции, Германии, Австро-Венгрии и Италии), в результате которых возникли:

-объединенное итальянское государство – Итальянское королевство (1861);

-Германская империя (1871), ядром которой стала Пруссия;

-самостоятельные славянские государства на Балканах (Болгария, Сербия, Черногория).

В XIX столетии в странах романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии – пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный профессиональный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.
3. Какие радикальные изменения произошли в западноевропейской духовной культуре?

В XIX в. продолжала терять свое влияние религия. Развитие науки и научно-технический прогресс углубили процесс секуляризации. Несмотря на снижение влияния религии на систему воспитания и образования, где ведущие позиции занимали научные дисциплины, она в силу традиций сохраняла большое количество приверженцев.
4. Возникновение новых стилей, школ и направлений в культуре романо-германской цивилизации. Какие новые художественные стили и течения в Западной Европе появились в XIX столетии?
1. Классицизм (17 в. – нач. 19в.)

2. Ампир (первые два десятилетии 19 в.) завершил развитие классицизма

3. Сентиментализм (вторая половина 18 – нач. 19 в.)

4. Романтизм(конец 18 –первая половина 19 в.)

5. Реализм

6. Натурализм(последняя треть 19 в.)

7. Импрессионизм (последняя треть 19 – начало 20 в.)

8. Постимпрессионизм (конец 19 в.)
5. Сформулируйте новые тенденции в развитии культуры романо-германской цивилизации?

В XIX столетии в странах романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии – пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный профессиональный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.

Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры – науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживания дали толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических, которые материально стимулировались, а их использование позволяло получать сверхприбыль. Это не исключало поощрения гуманитарных исследований, особенно если они были направлены на сохранение de facto существующих общественных отношений и систем.

Если фундаментальные науки были заняты открытием законов, управляющих поведением и взаимодействием основополагающих структур природы, общества и мышления, то прикладные – использованием результатов первых для решения практических проблем. Ведущие теоретические, фундаментальные знания явились основой для их практического применения. Сложилась цепочка: фундаментальное исследование – практическое осмысление фундаментальных наук – использование полученных знаний в производстве.
6. Истоки возникновения романтизма как художественного стиля и мироощущения. Обоснуйте этот тезис.

Романтизм – идейное и художественное движение в европейской культуре, охватившее все виды искусства и науку, расцвет которых приходится на конец XVIII – начало XIX в. Романтизм был порожден совокупностью социально-исторических и внутрихудожественных причин. Важнейшей из них было воздействие нового исторического опыта, который принесла с собой Великая французская революция. Романтики рассматривали искусство как сферу раскрепощения многообразных способностей личности, ее свободной и непринужденной самореализации. Идеи романтизма нашли продолжение в последующих художественных и эстетических течениях.
7. Романтизм в искусстве (музыка, балет).

На редкость широко романтическое направление было представлено в музыке. Немало композиторов-романтиков стало гордостью мировой культуры. Многие из них были не только композиторами, но и дирижерами, пианистами, музыкальными критиками. Р. Шуман, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Ф. Лист, Ф. Шопен и др. работали во многих жанрах и являются авторами опер, вокальных циклов, рапсодий, сонат, скерцо, этюдов.

Яркое выражение романтизм получил в театре, в том числе в опере и балете, в концертных программах. На европейской сцене шли оперы Вагнера, с концертами успешно выступали Лист и Шопен. Стиль романтического балета, сформировавшийся на рубеже второй трети XIX в., распространился по всей Европе, включая Россию. В спектаклях ведущее положение заняла балерина с новой техникой танца и новым костюмом. Первой их ввела итальянская артистка балета Мария Тальони (танец на пуантах, затяжной прыжок, скульптурность поз, легкость танца, воздушный костюм), выступавшая в Лондоне, Париже, Петербурге, Вене.
8. Почему романтизм уступил свое ведущее место реализму, приобретшему критическую направленность?

Реализм XIX в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его называли "критическим".

Если романтизм был еще пронизан остаточными иллюзиями возможного будущего, то критический реализм покончил с ними. Как считают некоторые ученые, "критический реализм – это трезвое искусство «утраченных иллюзий»"
9. Главные представители реализма в литературе, музыкальном и изобразительном искусстве.

Представители европейского "критического реализма" в различных видах искусства: О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер (писатели), О. Домье, Г. Курбе, Дж. Констебл (художники), Дж. Верди, Р. Леонковалло, Ж. Бизе, Дж. Пуччини (композиторы).

Произведениям Гомера и Данте, Рафаэля и Рембрандта, Шекспира и Мольера, а также других признанных мастеров мировой культуры присуща глубокая жизненность и истинность воспроизведения окружающего мира.
10. Что такое натурализм и какие сферы культуры он захватил?

Натурализм, сложившийся в последней трети XIX в., стремился к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Его объектом был человеческий характер. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критически разоблачительные тенденции, натурализм способствовал прогрессу общественной мысли и художественного видения. Огромную роль в формировании этого течения сыграли успехи естественных наук, прежде всего физиологии, противопоставившей эксперимент ненаучным методам познания.

Творчество ведущих писателей-натуралистов, особенно Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Г. Гауптмана, оказало непосредственное влияние на многих художников последней трети XIX – начала ХХ в. – Э. Мане, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека во Франции, К. Менье – в Бельгии, М. Либермана, Х. Бартельса – в Германии, В. Велу – в Италии и др. С распадом натуралистической школы Э. Золя течение утрачивает теоретическую четкость и сохраняется как общее название различных, но единых по происхождению литературных явлений.
11. Рождение культуры модернизма. Общая характеристика.

В истории культуры ХХ в. видное место занимает модернизм – обобщающее наименование ряда художественных течений этого столетия. В начале ХХ в. течениям модернизма – фовизму, кубизму, футуризму, абстрактному искусству – свойственны авангардистские тенденции. Тревога, охватившая общество, неудовлетворенность существующей социальной действительностью нашли выражение в ряде течений модернизма первой половины ХХ в. С одной стороны, в них проявилась антибуржуазная, бунтарская направленность, с другой – антидемократическая идейно-художественная сущность, которые приводили их к острому кризису. Поэтому часть сторонников модернизма вновь обращалась к отражению реальной действительности, как, например П. Пикассо или А. Дерен. В творчестве Пикассо постоянно пересекались и противоборствовали гуманистическое, жизнеутверждающее начало и отвлеченное формотворчество. Дерен с 20-х гг. вообще обратился к строгому классическому рисунку и увлекся наследием Караваджо и Ж.О.Д. Энгра.

К середине 20-х гг. ряд течений модернизма, принципиально отказавшихся от изображения действительности и ушедших в мир отвлеченных, формально-пластических фактурных и колористических исканий (в первую очередь абстрактное искусство и сюрреализм), стали официально признанным искусством и обрели «рыночную стоимость».
12. Импрессионизм и постимпрессионизм как попытка преодоления эмпиризма художественного мышления.

Зародился в 1860-х гг. во Франции. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли во французскую живопись непосредственность восприятия жизни. В 1870–1880-х гг. импрессионизм сформировался во французском пейзаже (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей др.). Художники-импрессионисты выработали систему работы на открытом воздухе, что позволило создавать ощущение сверкающего солнечного света, передавать богатство красок природы. Кроме живописцев интерес к импрессионизму проявили скульпторы – О. Роден (Франция), М. Россо (Италия), П. Трубецкой (Россия); композиторы – К. Дебюсси, отчасти М. Равель (Франция). Как реакция на импрессионизм в конце XIX в. возник постимпрессионизм, для которого характерны были поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, интерес к философским и символическим аспектам. Представители постимпрессионизма: П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз- Лотрек
13. Какую опасность представляла для западной цивилизация тенденция дегуманизации культуры?

В западной цивилизации проявилась опасная тенденция – дегуманизация культуры, венцом которой стала колониальная система, а раздел мира на сферы влияния привел человечество к двум мировым войнам в ХХ столетии.
14. Стиль "модерн" и возникновение авангарда.

С начала ХХ в. на передний план вышел модернизм, продолжением которого стал авангардизм. Переходным течением между ними выступил стиль «модерн».

Возникшее на грани XIX и XX вв. в европейском и американском искусстве стилевое направление «модерн» стремилось преодолеть эклектизм в буржуазной культуре. Социальная природа нового направления коренилась в конфликте между личностью и обществом. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека (от архитектуры жилища до костюма), ведущая роль отводилась архитектуре как основе синтеза искусств. Это нашло отражение в строительстве. Архитекторы, например, отказались от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера сооружений. Путем стилизации «модерн» органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей в образах архитектуры прошлого. В этом стиле работали архитекторы – А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф.О. Шехтель в России, Ч.Р. Макинтош в Шотландии и др.

В результате взаимопроникновения станковых и декоративно-прикладных форм искусства произведения живописи и скульптуры, включаясь в общий ансамбль стиля «модерн», теряли свой самостоятельный характер. В живописи преобладающее значение получили панно, в скульптуре – рельефы. Так, черты этого стиля были характерны для русского художника М.А. Врубеля, хотя его творчество ближе к символизму. Как многие талантливые художники, он в своем творчестве выходил за рамки как «модерна», так и символизма, ибо его восприятие сложной картины мира не могло уложиться в стилевые особенности этих течений.
15. Рождение индустриальной цивилизации.

XIX столетие оставило миру течения и стили в литературе и искусстве, которые оказали огромное воздействие на развитие культуры XX в. В XIX в. романо-германская цивилизация приобретает новую характерную особенность – индустриальную. В ее основе уже лежал научно-технический прогресс, который способствовал, с одной стороны, становлению буржуазных свобод, с другой – существенно потеснил духовную культуру.

17. Экономика и культура в ХХ столетии: тенденции развития. Массовая культура и вероятные последствия ее развития.

Массовая культура – разновидность культуры общества XX в. (синонимы на Западе: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура и т.д.). В отличие от элитарной культуры, ориентированной главным образом на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура сознательно создает и ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи). По преимуществу коммерческая и утилитарно-развлекательная направленность массовой культуры предполагает использование ее как средства воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип, для охранительных целей – идеализации существующих институтов и порядков, пропаганды западного образа жизни.
18. Постмодернизм как этап развития западной культуры второй половины ХХ века.

Постмодернизм – этап развития западной культуры второй половины XX в., т.е. культуры постиндустриального, информационного общества. В 70-е гг. триумфально входит в моду (кн. Лиотара "Состояние – постмодернизм"). Постмодернизм – тип духовной художественной культуры, включающий в систему модернизма и авангарда элементы предшествующих типов культуры (барокко, классицизм, рококо). Постмодернизм делает акцент на "внутреннем опыте" индивида, который мистически трактуется в его "религиозном обновлении" как якобы основном условии формирования у человека "подлинных потребностей", "новой чувственности" и создания таким путем "свободного" общества. При этом размывается грань между эстетическим и неэстетическим, прекрасным и безобразным, искусством и неискусством, интеллектуальным и профессиональным. Через центральную фигуру постмодернизма "япи" (молодой горожанин-профессионал) создается идеал преуспевающего человека быстрого финансового успеха, подчиненного моде, а не высоким принципам.

В искусстве постмодернизма делается попытка связать элементы элитарной и массовой культуры в новый тип культуры конца второго тысячелетия.
1. Укажите основные черты романтического искусства:

4. Восстановление идеалов прошлого

Тест.
5. Кем написана опера "Летучий голландец"?

4. Р. Вагнер
6. Назовите известного писателя Англии, создавшего жанр

исторического романа:

1. Д. Байрон
7. Укажите отличительные черты импрессионизма:

5. Стремление схватить мимолетное впечатление

от мимолетного состояния мира
11. Течение, представители которого через искусство пытались объяснить настоящее и будущее, называлось:

2. Футуризм
12. Выделите черты восточных культур в молодежной

культуре Запада:

1. "Боевые искусства" 4. Реализм
13. Примета американской национальной театральной культуры:

2. Опера
14. Что такое Римский клуб?

2. Это – итальянская организация, занимающаяся исследованиями проблем прошлого, настоящего и будущего.
15. Главный приз мировой кинематографии:

3. "Оскар"
16. Кто является отцом теории относительности?

2. А. Эйнштейн


Вторая часть

1. Русская общественная мысль XIX в. о путях развития России. Проблема "Восток - Запад", "Запад - Россия".

Русская самостоятельная мысль билась над вопросом о пути развития России: кто она – Восток или Запад? Русские мыслители пытались разрешить задачу XIX в. – должна Россия быть Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петровских реформ или вернуться к допетровской Московской Руси? Местом возникновения «умственного движения» суждено было стать в начале 30 х гг. Москве, где вдали от центра правительственной и законодательной деятельности, в древней столице России сосредоточились литературные силы, получила развитие научная и литературная деятельность.

2. Проявление первых симптомов самостоятельной русской мысли.

Одним из первых симптомов проявления самостоятельной русской мысли была публикация «Философического письма» П.Я. Чаадаева. Царское правительство объявило автора сумасшедшим. В ответ мыслитель пишет «Апологию сумасшедшего», где заявляет о характерной для русского сознания идее русского мессианства. Если в первом «Философическом письме» Чаадаев судит прошлое России, то в другой работе выражает надежду на будущее. Русский народ, по его убеждению, в силу своих потенциальных возможностей и огромных нерастраченных сил призван сказать свое слово миру, исполнить великую миссию.

Идеи П.Я. Чаадаева произвели сильное впечатление на мыслящую Россию. Таких рассуждений ждали – десятилетнее молчание после разгрома тайных обществ привело к интеллектуальной опустошенности, которую никто не мог преодолеть, потому что откровенно излагать мысли было опасно. По словам А.И. Герцена, высшее общество пало и стало грязнее, раболепнее с воцарения Николая.
6. Реформы М.М. Сперанского. Каковыми могли быть последствия для России, если бы их удалось бы осуществить?

Немалый вклад в реформирование России внес М.М. Сперанский. Вместе с императором он начал работу над общим планом государственных преобразований. Сперанский заплатил в своем плане щедрую дань политическим идеям XVIII в. о воле народа как истинном источнике власти.

Однако план М.М. Сперанского на практике оказался несбыточной политической утопией. Осуществление даже некоторых элементов вызвало неудовольствие в придворном обществе и чиновных кругах. Тем не менее, кое-что удалось сделать: были открыты четыре новых университета, духовные академии, 15 кадетских корпусов, предполагалось преобразовать Сенат. Но «молодой царь не обладал ни смелостью, ни энергией Петра Великого. Он не навязывал свои взгляды и волю, часто удовлетворяясь полумерами, когда наталкивался на яростное сопротивление защищавшего свои привилегии дворянства. Средоточием оппозиции стал салон матери Александра, завсегдатаи которого называли «якобинцами» молодых друзей царя… Царь был непостоянен в своих привязанностях, вкусах, мнениях и образе действий. Он прекращал уже начатое осуществление проектов, отбирал левой рукой то, что делал правой».

Таким образом, преобразования затронули в основном две отрасли высшего управления – законодательную и исполнительную.
7. Что привело к созданию тайных обществ в России?

Некоторые историки считают, что «по привычкам, усвоенным еще в масонстве XVIII в., это недовольство, укоренившееся в высших, образованных кругах русского общества, повело к образованию тайных обществ, а тайные общества привели к катастрофе 14 декабря 1825 г

Что же действительно привело к созданию тайных обществ в России и какие цели они преследовали? Отношение к жизни в стране, к реформированию России, к тайным организациям и к событиям на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. было неоднозначным у консервативно, либерально и радикально настроенных слоев русского общества. Одна его часть осудила восстание декабристов, другая сочувственно отнеслась к их выходу на Сенатскую площадь.

Создание тайных обществ явилось следствием тех объективных условий, которые сложились в России после завершения Отечественной войны 1812 г. и возвращения из заграничного похода русской армии. Они не появились бы, если:

во-первых, не произошли бы события, которые оказали воздействие на развитие как мировой истории (идеи Просвещения, Великая французская революция), так и России (реформирование России, начатое Петром I, влияние идей Просвещения, Великой французской революции);

во-вторых, не были бы прерваны реформы М.М. Сперанского или хотя бы отменено крепостное право;

в-третьих, повышался бы уровень развития и расширялся круг интересов дворянского сословия, которое играло ведущую роль в жизни России, а в стране было покончено с деспотизмом в его российской форме. Передовые русские офицеры видели, что первый русский дворянин, «император Александр, в Европе покровитель и почти корифей либералов, в России был не только жестоким, но что хуже того – бессмысленным деспотом. Разводы, парады и военные смотры были почти его единственные занятия; заботился же только о военных поселениях и устройстве больших дорог по всей России, причем не жалея ни денег, ни пота, ни крови своих подданных»;

в-четвертых, передовые русские офицеры увидели бы, что стоящие во главе России лица имеют намерения покончить с многочисленными негативными явлениями, а не делают все возможное, чтобы помешать осуществлению многоцелевых реформ. Декабрист М.С. Лунин после восстания писал, что «народы, опередившие нас на поприще гражданственности, начали самодержавием и кончили тем, что заменили оное формами конституционными, более соответствующими развитию их сил и успехам познаний».

9. Оказало ли какое-либо влияние ли восстание декабристов на общественную жизнь российского общества?

Восстание декабристов оказало огромное воздействие на российское общество. Жестокая расправа с его участниками одних обрадовала, других заставила замолчать, третьих заговорить иносказательно, четвертых оставила равнодушными. А.И. Герцен вспоминал о восприятии московским дворянским обществом событий на Сенатской площади и суде: «Рассказы о возмущении, о суде, ужас в Москве сильно поразили меня; мне открывался новый мир, который становился больше и больше средоточием всего нравственного существования моего; не знаю, как это сделалось, но, мало понимая или очень смутно, в чем дело, я чувствовал, что я не с той стороны, с которой картечь и победы, тюрьмы и цепи. Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души» [9].

До последних дней своего правления Николай I не мог забыть о восстании декабристов, что определило, по словам В.О. Ключевского, особенности его царствования. Историк полагал, что 14 декабря показало «случайному царю», то есть Николаю I, и придворной знати их общего врага – дворянскую, европейски образованную и пропитавшуюся в походах освободительным влиянием Запада гвардейскую офицерскую молодежь. Отсюда две тенденции нового царствования. Первая – «обезвредить гвардию политически» и сделать ее вместе со всей армией машиной для подавления внутренних массовых движений. Другая – изгнать вольный дух из общественных слоев, подверженных западным влияниям. Двойной страх – перед вольностью духа и народом – объединил династию и придворную знать в молчаливый заговор против мыслящей России и народа
10. Триада "Православие. Самодержавие. Народность" - программа режима Николая I.

В царствование Николая I в законодательной и административной деятельности происходит поворот к старине, как попытка уйти от новых европейских революционных идей. Либеральным воззрениям «александровской» эпохи была противопоставлена новая программа, в основу которой легла триада – «Православие. Самодержавие. Народность».

Если время от Петра I до Александра I можно назвать периодом европеизма, то формула «Православие. Самодержавие. Народность» вызвала потребность осмыслить события и определить сущность исторического существования и развития. В это время началась работа русской мысли и русского сознания, родилось чувство национальности, чувство государственной и народной самостоятельности. Разные внешние и случайные обстоятельства способствовали тому, что это первое в России самостоятельное умственное движение возникло в Москве.
11. Конец 50 - начало 60-х гг. XIX в. - начало эпохи пробуждения интеллектуальной мысли России.

Конец 50-х – начало 60-х гг. стал эпохой умственного пробуждения России. Мыслящая Россия к этому времени научилась читать между строк. Поэтому все, что публиковалось в периодической печати и в книгах, становилось предметом споров, рассуждений и размышлений. Идеи западничества получают дальнейшее развитие.
14. В чем проявился расцвет художественной культуры?

Большими достижениями отмечено развитие изобразительного искусства, в первую очередь живописи, в которой причудливо переплетались такие направления, как романтизм, классицизм и реализм. В 1870 г. в России возникло уникальное и, пожалуй, единственное в мире Товарищество художников-передвижников, объединившее многих лучших мастеров кисти страны.
15. Романтизм и реализм в русской литературе XIX в.

Романтизм в России проявился в разной степени в творчестве многих мастеров живописи и графики (О.А. Кипренского, отчасти В.А. Тропинина, Ф.Ф. Щедрина). Черты романтизма затронули творчество ряда художников (К.П. Брюллова, А.А. Иванова, П.А. Федотова, С.Ф.Щедрина). При этом он сочетался в их творчестве с другими стилями – классицизмом и реализмом.
18. Музыкальная культура России. "Могучая кучка".

Музыкальная культура восприняла русские народные мотивы. Мировой славой и признанием русская музыка XIX в. обязана М.И. Глинке, членам «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, критик В.И. Стасов), П.Я. Чайковскому, которые не только использовали русскую тему в своих произведениях, но вывели ее на мировую арену.
20. В.С. Соловьев о "трех силах ", определивших судьбы мировой истории.

В канун русско-турецкой войны 1877–1878 гг. В.С. Соловьев прочитал в Москве публичную лекцию «Три силы», которые определяют судьбы мировой истории (мусульманский Восток, Западная цивилизация и Славянский мир). Как полагал Соловьев, мусульманский Восток все сферы человеческой жизни привел в состояние обезличенности, слитности и лишил самостоятельности – это мир бесчеловечного Бога. Западная цивилизация, по его мнению, довела до предела свободную игру частных интересов – это мир индивидуализма и эгоизма, мир безбожного человека. Все надежды Соловьев связывал с третьей силой – Славянским миром и с Россией, которые свободны от недостатков мусульманского Востока и Западной цивилизации и призваны преодолеть ограниченность и вредность первых двух. Именно она должна «дать человеческому развитию его безусловное содержание», представлять собой откровение «высшего божественного мира».

Если первые две силы, по мнению В.С. Соловьева, «совершили круг своего проявления и привели народы, им подвластные, к духовной смерти и разложению», то третья сила – единственный носитель будущего развития человечества. Но эта высшая сила, «которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России, от которого только получают значение и ее ближайшие задачи, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова»
21. В.С. Соловьев о богоизбранном предназначении России и русского народа.

Проблема богоизбранной роли России и русского народа найдет развитие во многих работах В.С. Соловьева. Он неоднократно будет к ней возвращаться, сравнивая предназначение богоизбранного «русского народа» с богоизбранным «еврейским народом», общим у которых является создание праведного общества, а различие в том, что это общество, по еврейским понятиям, воплотится «в народе израильском», а по христианским – «к нему одинаково призваны все народы


Скачать файл (18.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации