Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Влияние культуры на поведение - файл 1.docx


Реферат - Влияние культуры на поведение
скачать (60.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx61kb.08.12.2011 17:44скачать

содержание

1.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Рязанский государственный университет

им. С.А.Есенина

Контрольная работа

по дисциплине «Социология и психология управления»

на тему:

«Влияние культуры на поведение»

Выполнила студентка

ОЗО 2-го курса факультета Социологии

и управления

специальность Управление персоналом

Сорокина Екатерина Александровна

Проверил: Бессмертная Н.В.

г. Рязань

2009 г.

План

Введение……………………………………………………………………….3

Определение понятия Культура……………………………………………...4

Взаимосвязь Культуры и Поведения………………………………………..8

Определение понятия Поведения. Социальное поведение…………………………………………………………………….10

Регуляция поведения через нормы культуры……………………………...13

Заключение…………………………………………………………………..18

Список использованной литературы……………………………………….21



Введение

Человеческое поведение — это продукт миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и многими другими факторами. Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном» поведении человека, напрямую обозначая связь между нашими поступками и той культурной составляющей, которая является неотъемлемой частью как любого индивида, так и социума. Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Что же такое Культура, из чего она состоит, как может влиять на поведение человека? Поиском ответа на эти вопросы и посвящена эта работа. Прежде всего мы попытаемся дать определение понятию Культура, чтобы понять что это за феномен и как он влияет на жизнь человека в обществе. Немаловажным является наша попытка найти взаимосвязь культуры и поведения в самоих дефинициях понятия культура. Для этого в работе приводятся определения Культуры, данные известными зарубежными социопсихологами. Проанализировав приведенные определения мы приходим к такому понятию как социальное поведение человека, которое уже напрямую взаимосвязано с культурой и ее формами ее проявления в обществе. Таким образом, находим прямое взаимоотношение Культуры и Поведения.

^ 2. Определение понятия Культура

Прежде чем говорить о влиянии Культуры на Поведение, нам необходимо понять и уяснить, что есть Культура. Это понятие знакомо нам с детства, и, казалось бы, в нем нет ничего сложного. В повседневной жизни «культурой» называется развитое, сложное состояние человека, в отличие от неразвитого и простого. Самое слово cultura первоначально означало «возделывание почвы», «земледелие», но уже в латинском языке оно приобрело добавочные значения: «воспитание», «образование» и «почитание», «поклонение». Во всех этих значениях оно противопоставляется простому, «естественному» состоянию, описываемому словом natura (природа). В то же самое время определение слова «культура» очень неоднозначно: под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи. Их понимание зависит от уровня образования, интеллектуальных запросов рассуждающих, от целей, задач и контекста разговора. Для сравнения возьмем определения слова «культура» из общепризнанных и широко распространенных источников. 

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991

КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и ду

ховных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Физическая к. (физкультура). К. речи. II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).  



Философский энциклопедический словарь. М., 1997 

КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первона

чально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее при

годной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле куль

тура — уход, улучшение, облагоражива

ние телесно-душевно-духовных склонно

стей и способностей человека; соответст

венно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура -- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив). См. также Культуры морфология. Культуры психология» Культуры социология. Культуры философия.

Таким образом, становится совершенно очевидно, что понятие Культуры удивительно многогранно, оно проникает во все сферы человеческого бытия и определяет его. Если попробовать охарактеризовать культуру исходя из сфер человеческого существования, то получается следующая картина:

1) культура как цивилизация



2) культура как мировоззрение

3) культура как нормы поведения
^ 1) Культура как цивилизация

Современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. Это понятие включало отличия между разными группами людей в самой Европе, и с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
  1. ^

    Культура как мировоззрение


Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди изучают её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.

Согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации, которая может меняться от одного места к другому, позволяя антропологам изучать различия, выражающиеся в конкретных формах мифов и ритуалов, инструментах, формах жилищ и принципах устройства деревень.



За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.
  1. ^

    Культура как нормы поведения


Это распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

  1. Жизненные ценности.

  2. Нормы поведения.

  3. Артефакты (материальные произведения).

  • Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

  • ^ Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

  • Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.




^ 3.Взаимосвязь культуры и поведения

В рамках темы данной работы нас будет интересовать понятие Культуры интерпретированное через нормы поведения.

^ Культура является базой цивилизации, она напрямую определяет поведение как индивидуума, так и жизнь общества в целом.  Но определить взаимодействие и взаимовлияние культуры и поведения не так просто, как кажется на первый взгляд. Зарубежные социологи и культурологи по-разному интерпретируют взаимосвязь и взаимопроникновение этих понятий. Приведем здесь основные точки зрения на структуру взаимоотношений понятий «культура-поведение». В книге Альберт К. Кафанья Формальный анализ определений «культура» (A.C. Cafagna. A formal Analysis of Definitions of culture // G.E. Dole, R. L. Carneiro (eds.). Essays in the Science of Culture. In Honor Leslie A. White. N.Y.< 1960. P. 111-132.) мы находим несколько групп определений:

^ 1) Определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения.

Определения, отталкивающиеся от понятия научаемого поведения (learned behavior), использовались многими психологами, социологами и антропологами.

Рут Бенедикт говорит: «... культура есть социологический термин, обозначающий научаемое поведение...».

Джулиан Стюард предполагает: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально...».

Согласно Эллисону Дэвису: «... культура... может быть определена как все поведение, вырабатываемое индивидом в процессе приспособления к группе...».



Для Клайда Клакхона: «Культура включает в себя все передаваемое социальное научение».

^ Определения, отталкивающиеся от понятия общего для членов общества (или стандартизированного) поведения

Многие определения явно, или неявно, делают основной упор на «поведение, общее для членов общества».

Джеффри Горер говорит: «... культура, в антропологическом смысле слова, [есть]... общие для членов общества паттерны (стереотипы) научаемого поведения...».

Другое аналогичное определение приводится Кимбеллом Янгом: «Культура состоит из общих и более или менее стандартизированных идей, установок и привычек...».

Еще одно такое определение мы находим у Кларка Уисслера: «... культура есть... совокупность стандартизированных представлений и процедур, которых придерживается племя».

Во всех этих определениях мы сталкиваемся с понятием Поведение, остановимся на нем подробнее.




Определения понятия поведения. Социальное поведение

Прежде всего поведение — это форма связи, взаимодействия организма с окружающими условиями. Источником поведения являются потребности. Специфика поведения человека определяется тем, что своеобразна сама среда его жизнедеятельности. Это социальная среда. И человек в этом взаимодействии выступает как личность, представляющая собой явление социальное. Специфически человеческими признаками поведения выступают его общественная обусловленность, сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер. Своеобразие поведения личности заключается в том, что это социальное поведение. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.

Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности (мира), осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.

Многообразие форм социальных связей и отношений личности обусловливает виды социального поведения. Классификация этих видов осуществляется по разным основаниям. Самым широким основанием классификации видов социального поведения является определение сфер бытия, в которых оно проявляется. Среди них — природа, общество, человек.

В соответствии с социальной структурой общества существуют следующие виды социального поведения:

  • классовое,

  • поведение социальных слоев и страт;

  • этническое поведение,

  • социально-профессиональное,

  • 

  • полоролевое,

  • гендерное,

  • семейное,

  • репродуктивное и др.

По субъекту социального поведения различаются:

  • общественное поведение,

  • массовое,

  • классовое,

  • групповое,

  • коллективное,

  • кооперативное,

  • корпоративное,

  • профессиональное, 

  • этническое,

  • семейное,

  • индивидуальное

  • и личное поведение.

В качестве основания деления видов поведения могут быть избраны разные признаки. Не претендуя на строгую научность, на точность и полноту выделения этих признаков, назовем лишь некоторые из дифференцирующих признаков и в качестве примеров укажем только некоторые виды поведения, в которых в наибольшей степени проявляются эти признаки. Так, по параметру активности—пассивности личности существуют следующие виды социального поведения:

  • пассивное,

  • приспособительное,

  • конформное,

  • адаптационное,

  • стереотипное,

  • стандартное,

  • 

  • активное,

  • агрессивное,

  • потребительское,

  • производственное,

  • созидающее,

  • инновационное,

  • просоциальное,

  • прокреативное, 

  • поведение по оказанию помощи другим людям,

  • поведение по возложению ответственности (поведение атрибуции).

По способу выражения выделяются следующие виды:

  • вербальное,

  • невербальное,

  • демонстрационное, 

  • ролевое,

  • коммуникативное,

  • реальное,

  • ожидаемое поведение,

  • ориентировочное,

  • инстинктивное,

  • разумное,

  • тактичное, 

  • контактное.

По времени осуществления видами поведения являются:

  • импульсивное,

  • вариабельное,

  • длительно осуществляемое.




Регуляции поведения через нормы Культуры

Нормативный уровень культуры обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы. В общем виде этот уровень представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей:

институциональным

неинституциональным.

К институциональному относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными.

К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.

Понятие "социальная норма" включает в себя три основных признака:

1)      набор правил поведения в данной ситуации;

2)  эталонный образец поведения, предписываемый индивиду или
группе применительно к данной ситуации;

3)  экспектации - основу механизма действия норм образуют, т.е.
ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения
человека.

Сферы действия неинституциональных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум областям:

1)     обычаям и привычкам, включая такую важную их разновидность,
как мода;

2)  общественным нравам или, «общественной морали».



Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды. Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние в современном мире не ограничивается стилем одежды, прически, домашнего убранства, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни - искусство, литературу, техническое производство и т.д.

Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и по характеру воздействия на личность. Различают нормы универсальные, применимые ко всем членам общества без ограничения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп.

Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственно связанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовою, законодательную базу.

К специальным нормам относятся нормы поведения определенных социальных и профессиональных групп (молодежи, врачей, учителей и т.д.).

Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе в значительной мере определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать определенное поведение.

Каждая личность включена в сложную систему общественных отношений. Все виды отношений: производственные, нравственные, правовые, политические, религиозные, идеологические определяют реальные, объективные, должные и зависимые отношения людей и групп в обществе. Для осуществления этих отношении существуют многообразные виды регуляторов.

Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся:

  • общественное производство,

  • 

  • общественные отношения (широкий социальный контекст жизнедеятельности личности),

  • социальные движения,

  • общественное мнение,

  • социальные потребности,

  • общественные интересы,

  • общественные настроения,

  • общественное сознание,

  • социальная напряженность,

  • социально-экономическая ситуация.

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст.

В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия.

В сфере политики — власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений — право, закон.

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия. Например, правовые нормы вырабатываются, формулируются, 

утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаются специальным законодательным путем, поддерживаются государством. Они всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.

Кроме писаных и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведения. Это — групповые нормы, регулирующие поведение отдельных групп и личностей. На основании этого, например, противоправное, преступное поведение относится к разряду нормативного поведения, т.е. регулируемого определенными нормами.

Этические нормы - нормы морали и нравственности - складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека к другому человеку и самому себе как подлинно человеческому существу — личности. Моральные нормы — это, как правило, неписаные нормы поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое и личное.

Близкими по своему психологическому содержанию, способу происхождения и механизму воздействия к этическим нормам являются нормы религиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая их как установления и правила поведения (заповеди разных религий). Эти нормы различаются по степени их нормативности (жесткости): действия религиозных норм фиксируются в церковных 

канонах, священных писаниях и заповедях, в неписаных правилах отношения к божественным, духовным ценностям. Иногда религиозные нормы имеют узколокальный ареал распространения (нормы поведения отдельных религиозных сект и их представителей). Иногда норма действует в пределах одной местности («в каждом приходе свой устав»).

Наряду с социальными нормами макрогрупп, нормами политическими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп — как организованных, реальных, формализованных в той или иной структуре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии и целей.

Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной регуляции поведения представлен в организации как основной форме социального объединения людей. В ней существует определенная система зависимых и должных отношений. Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, в деятельности организации как целостного социального образования.



Заключение

Итак, мы приходим к выводу, что культура выполняет в обществе те функции, которые инстинкты выполняют в животном мире. Она дает каждому индивиду примерную программу его жизни, определяя при этом набор вариантов. Что есть Культура? В философской, социологической, искусствоведческой и управленческой литературе имеется большое количество ее определений. Большинство из них различаются лишь формулировками, акцентами. Но есть и существенные различия. На одном полюсе - распространенное в философии понимание культуры как всего того, что не является природным, а на другом - культура как объект административного регулирования со стороны министерства культуры: библиотеки, дома культуры, музеи, театры.

Можно сказать, что Культура - это совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, закрепленных в нормах и ценностях, средствах коммуникации, часто передаваемых от поколения к поколению. Она проявляется в существовании относительно устойчивых форм, моделей поведения. Действие культуры носит принудительный характер, что обеспечивается с помощью санкций, поощряющих соблюдение норм и карающих их нарушение. Санкции делятся на позитивные («пряник» соблюдающему культурные нормы) и негативные («кнут» их нарушающему).

^ Сложная структура культуры определяет поведение людей при помощи системы следующих компонентов:

Ценность - это результат оценивания агентом (субъектом) сравнительных качеств нескольких объектов с точки зрения своих или принимаемых как свои общественных интересов. Ценности располагаются на шкале, с помощью которой люди оценивают, сравнивают действия, вещи, других людей и себя. С помощью шкалы ценностей человек структурирует окружающий его мир, раскладывая предметы и явления по критерию их 

ценности, то есть полезности. В результате происходит конструирование социальной реальности с помощью этой ментальной структуры - шкалы ценностей 

2. Нормы - это правила, образцы поведения, навязываемого культурой. Нормы многослойны. Идеалы - это нормы, которые восхищают, манят, но не достижимы. Идеалы задают направление действий, но не предполагают, что люди должны достигать целей. Образцы - это рекомендуемые модели поведения, которые труднодостижимы, но при должном старании, характере и способностях реальны.

Существуют минимально допустимые модели поведения, не вызывающие ни одобрения, ни осуждения, а также модели недопустимого поведения, описывающие такие действия, которые рассматриваются данной культурой как преступные, аморальные и т.д.

Нормы проявляются в разных формах:

(а) Право - это нормы поведения, закрепляемые законом. Закон - это норма, гарантируемая государством и потому имеющая прямо принудительный характер: одни выполняют эти нормы добровольно, других принуждают с помощью физической силы.

(б) Мораль - это свод норм поведения, регулирующих наиболее важные принципы поведения людей. Нарушение моральных норм называют аморальным поведением, нарушителей - аморальными людьми. Главными санкциями против нарушителей являются общее осуждение, изоляция.

(в) Обычаи - это нормы повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению. Главным признаком обычая является его преемственность. Обычай основывается на аргументе: “Так делали всегда, так поступали наши предки”. Ф.Хайек писал, что “обычай и традиции находятся между инстинктом и разумом - в логическом, хронологическом и временном смысле” (Хайек 1992: 44).

(г) Религия - это совокупность норм, якобы предписанных Богом или богами. Аргументом в пользу религиозных норм обычно являются ссылки на 

священные книги (Коран, Библию и т.д.). За нарушение религиозных норм предполагается два рода негативных санкций: наказание на том свете (например, попадание в ад) или отлучение от церкви, порицание со стороны священнослужителей или единоверцев.

(д) Мода - отличается своим непостоянством; источником ее является референтная (эталонная) группа.

3. Язык - это средство общения с помощью символов, понимаемых всеми принадлежащими к данной культуре людьми. Язык культуры не ограничивается обычным языком, опирающимся на звуки, он включает язык жестов, специальных сигналов, в качестве языка могут выступать и различные элементы потребления (например, стиль одежды). Элементами языка выступают знаки, символы, правила их соединения. Язык действует в пределах только данной культуры или субкультуры, вне ее он не поддается или плохо поддается пониманию. 

4. Санкции - это реакция носителей данной культуры на степень соблюдения культурных норм. Санкции бывают позитивными (орден, премия, звание, народное признание, популярность, восхищение, одобрение и т.д.) и негативными (смертная казнь, лишение свободы, штраф, изоляция от окружающих, насмешки и т.д.).

Таким образом, мы делаем заключение, что Культура непосредственно определяет Поведение индивидуума, задает его жизненную программу, является детерминантой каждого поступка.



Список использованной литературы
1. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры.
Ред.: С.Я.Левит Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997, cерия "Культурология ХХ век" 

2. Ю. Асоян, А. Малафеев. Историография концепта «cultura» (Античность — Ренессанс — Новое время) // Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины XIX — начала XX веков. М. 2000

3. С. Зенкин. Культурный релятивизм: К истории идеи // Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2001.

4.Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурологи: Конспект лекций. М..; МИЭМП, 2005.-104 стр.
^

5. Культура и поведение: Фет А.И., Инстинкт и социальное поведение, второе издание.-Новосибирск, Издательский дом СОВА, 2008.


Кармин А. С.

6. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство «Лань»,

2003. — 928 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
^

7. Социальная психология: Под ред. А.Л.Журавлева Издательство ПЕР СЭ, 2002.-351 стр.







Скачать файл (60.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации