Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

История Банкротства - файл 1.doc


История Банкротства
скачать (72.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc73kb.08.12.2011 18:05скачать

содержание

1.doc





Содержание:



Введение 1

Стадии развития явления банкротства 2

Банкротство в зарубежных странах 4

Исторический опыт банкротства в России 7

Выводы 10

Список литературы 11


Введение


Банкротство в жизни общества возникло с момента зарождения товарообмена в первых столетиях новой эры.

Считается, что слово «банкрот» имеет происхождение из сред­невековой Италии (bankarupta — перевернутая скамья). Есть авто­ры, приписывающие ему немецкое звучание — «bankrot», другие — английское: либо «bank broken», либо «bench broken». Не­смотря на такое многообразие словесных идентификаций, смысло­вая сущность этого явления везде одна — крах, прекращение дея­тельности, конец существования в прежней форме. Такая смысло­вая определенность категории «банкрот» вполне устраивает прак­тический менеджмент, так как упрощает кодирование и передачу релевантной (относящейся к делу) информации.

^

Стадии развития явления банкротства



Мировая история банкротства включает достаточно длинные периоды различных оценок неуплаты долгов и разных форм воздействия в отношении должников. Обычно выделяют четыре срав­нительно обособленных периода отношений к должникам :

1) «жесткий» - он простирается от зарождения экономической цивилизации и до XX в. и характеризуется крайними мерами наказания должников. Период жестокого обращения к должникам в римском и английском праве. За невозвращение дога предусматривалась смертная казнь. До II века нашей эры неуплата долга считалась незаконной, без различения должников на обычных и несостоятельных. Эта мера до сих пор применяется в странах Азии и Ближнего Востока.;

2) «осмотрительный» - его наступление связывают с появлени­ем в середине XVI в. законодательства о несостоятельности, в ко­тором последнее трактуется как явление, сопутствующее коммер­ческой деятельности. Первоначальные правовые акты содержали жесткие нормы уголовного характера. Однако даже самые суровые меры применяемые к несостоятельным должникам не могли предотвратить банкротств. Более того должник, под страхом наказания, продолжал свою деятельность. Со временем количество норм гражданско- правового характера увеличилось, законодательство стало более цивилизованным;

3) «справедливый» (вторая половина XVIII — начало XX в., его особенность — в стремлении к справедливому распределению иму­щества должника между кредиторами, в предоставлении освобож­денному от долгов банкроту возможностей возобновления пред­принимательской деятельности);

4) «гуманный» (это современный период оценок несостоятель­ности и форм и методов работы с банкротами).

Основное содержание современного («гуманного») подхода к должникам заключается в глубоко дифференцированном анализе состояния дел в кризисных организациях, поиске путей и средств сохранения их жизнедеятельности. Этот подход имеет целью защи­ту следующих субъектов отношений:

кредиторов — от недобросовестного должника;

кредиторов — от недобросовестных кредиторов;

должника — от недобросовестных кредиторов;

стремящегося к развитию должника — от формально-бюрокра­тических действий должностных лиц.

5) В надвигающуюся эпоху глобализации наступит следующая стадия развития явления банкротства - «консолидационная».

Для законодательства США и Японии характерна его направ­ленность на восстановление функций обанкротившихся фирм, поддержка их усилий по реабилитации путем урегулирования инте­ресов кредиторов. В целом институты банкротства в США, Японии и Франции можно квалифицировать как радикально поддерживаю­щие должников, что не скажешь о британском и современном рос­сийском законодательстве.
^

Банкротство в зарубежных странах



В США первым официальным документом о банкротстве счи­тается решение Конституционного Конвента в 1787 г. о наделе­нии Конгресса полномочиями по разрешению споров между кре­диторами и должниками. По своей сути это был отказ от жесткой английской системы в отношении должников, которая допускала даже смертную казнь. В 1898 г. в США был принят Закон о несо­стоятельности, в который вносились значительные изменения в 1938 и 1970 гг., а с 1979 г. действует новый закон. Последний предусматривает целый ряд процессуальных возможностей урегули­рования споров между кредиторами и должниками. Его лейтмоти­вом является не ликвидация фирмы, а предоставление возможно­стей оказавшемуся в кризисной ситуации менеджменту реабили­тироваться, исправить ошибки, наверстать упущенное и воспол­нить недоплаченное.

^ В Германии первым нормативным документом по регулирова­нию отношений между кредиторами и должниками считается Кон­курсный Устав, принятый в 1877 г. на основе прусского закона. Он состоял из трех книг: «Материальное конкурсное производство», «Конкурсное производство» и «Уголовные постановления». В 1898 г. Конкурсный Устав подвергся изменениям. В 1976 г. с при­нятием Закона о борьбе с экономическими преступлениями третья книга («Уголовные постановления») была отменена. В 1978 г. были существенно изменены две книги свода норм о банкротстве. С 1 января 1999 г. (в объединенной Германии) вступило в действие новое законодательство о несостоятельности (Insolvenzordnung — порядок урегулирования несостоятельности). Действующее германское законодательство ограничивает должника 21 днем на восстановление платежеспособности, за пределами ко­торых он обязан подать в суд заявление о банкротстве. В против­ном случае он подвергается уголовному преследованию. В случае открытия судом дела о банкротстве назначается конкурсный управ­ляющий, который и осуществляет мероприятия по расчетам. По истечении полутора месяцев со дня открытия дела о банкротстве кредиторы обязаны решить: либо продавать имущество, либо про­водить санацию (восстановление рентабельного бизнеса). При этом предпочтение отдастся сохранению целостности хозяйствующего субъекта (фирмы) или хотя бы способных к самостоятельному функционированию без изменения качества его производственных фрагментов (предприятий). Санация может проводиться или без смены собственника (путем дополнительных инвестиций в бизнес), или со сменой собственника (продажа бизнеса).

В общем современное германское законодательство о банкротстве представляет собой четкую, одновременно жесткую, систему регулирования отношений между предпринимателями (должника­ми) и кредиторами, явно сориентированную на оптимизацию про­изводства.

^ В Великобритании в 1914 г. был принят Закон о банкротстве, в 1986 г. его заменил Закон о несостоятельности и банкротстве. В соответствии с действующим законом при установлении неплате­жеспособности должника в отношении него могут быть применены следующие процедуры:

1) добровольное урегулирование долгов (куратор, назначенный судом, формирует и контролирует реализацию мирового соглаше­ния);

2) администрирование доходов (осуществление внешнего управления фирмой);

3) ликвидация (продажа имущества и возвращение долгов кре­диторам).

Особенностью английского законодательства о банкротстве яв­ляется его направленность на возвращение долгов кредиторам. Тем не менее, следует заметить, что в последнее время в английском об­ществе усиливаются мнения о переориентации законодательства о банкротстве в направлении либерализации отношения к предпри­нимателям-должникам и расширении их возможностей для реаби­литации бизнеса.

^ Во Франции историю кодифицированного законодательства о несостоятельности обычно связывают с Наполеоном, когда в 1807 г. были определены меры уголовной ответственности к долж­никам. Существенные коррективы в законодательство о банкротст­ве вносились в 1838, 1898, 1935, 1955, 1967 гг. Принятый в 1985 г. закон «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке», а также закон «О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предпри­ятий» в своей содержательной части направлены в основном на за­щиту фирм с целью сохранения рабочих мест. При этом акцент здесь сделан на то, чтобы предупреждать, а не лечить фирмы. Зако­ны предусматривают довольно длительный период (6 месяцев) внешнего наблюдения за кризисной фирмой, когда оценивается ситуация и выбирается вариант решения (реорганизация или лик­видация). При этом наиболее предпочтительной процедурой вари­анта банкротства считается сдача фирмы (предприятия) в аренду тем, кто может ее оживить, вдохнуть новое производственное каче­ство. Другим предпочтительным вариантом судьбы обанкротив­шейся фирмы считается ее продажа как производственного форми­рования для продолжения использования в этом ее качестве. При определении судьбы банкрота достаточно весомым является мнение представителя ее трудового коллектива.

В Японии после второй мировой войны был введен механизм жесткого государственного управления многими предприятиями ключевых отраслей с фондовым распределением ресурсов. В 1947 г. начали действовать законы о ликвидации избыточной концентра­ции экономической мощи, о реорганизации фирм и др. В после­дующие годы происходили процессы, с одной стороны, поэтапной отмены государственного регулирования цен, с другой — разработки мер государственной профилактики кризисов в бизнесе, преду­преждения банкротств и санации нежизнеспособных фирм. При этом основным направлением государственного влияния на кризисные процессы становилось стремление к сохранению рабочих мест, производственной ориентации и вида деятельности фирм. Такой подход к банкротству представляет собой одно из проявлений японской специфики в менеджменте на макро- и микроуровне (межфирменное и межклассовое сотрудничество, пожизненный найм, кэйрэцу и др.). В целом же для современного японского за­конодательства характерна явно выраженная поддержка предбанкротных и обанкротившихся фирм в деле их восстановления и на этой основе урегулирование интересов кредиторов, акционеров и других субъектов кризисного процесса.

Характеризуя общемировые тенденции в области кризисности и банкротства, можно отметить, что они имеют стремление к гума­низации по отношению к производственным фирмам, что, однако, не сопровождается попустительством к их безответственности и пренебрежением интересов кредиторов (тех, кто преодолел в себе «предпочтение ликвидности» и пустился в рисковое дело содейст­вия бизнесу, благодаря чему появляются рабочие места и прираста­ет общественное благо). Постепенно вырабатывается единообраз­ный интернациональный подход к регулированию процессов бан­кротства по линии дифференциации исхода кризисности и расши­рения возможностей выбора процедуры преодоления банкротства.

Следует заметить, что одним из субъектов указанного тенденционального явления выступает довольно обширная практика ре­гулирования банкротств и преодоления кризисности производст­венных фирм в России.


^

Исторический опыт банкротства в России



В древнем российском законодательстве встречаются нормы ре­гулирования банкротства, что свидетельствует о весьма высоком уровне законодательства того периода в области экономических взаимодействий. Причем уже в тот период вводилось разграниче­ние несчастной (неосторожной) и злонамеренной (безответствен­ной) несостоятельности предпринимателей, купцов.

Высоким насыщением по формированию в России конкурсно­го права отмечен период XVIII — XIX вв. Его основные документы: «Банкротский устав» (1740); «Устав о банкротах» (1800); «Устав о торговой несостоятельности» (1832); «Устав Судопроизводства Тор­гового» (1905).

Наиболее яркими и полными нормативными актами по вопро­сам банкротства считаются «Устав о банкротах» и «Устав Судопро­изводства Торгового».

В Уставе 1800 г., состоявшем из двух частей (торговая, купече­ская несостоятельность; несостоятельность дворянства), несостоя­тельность различалась на три вида: от несчастья; от небрежности и от своих пороков; от подлога.

Устав предусматривал возможность освобождения должника от бремени неудовлетворенных требований в случае несчастья, содер­жал правила об отсрочке платежей, допускал заключение мировой сделки, назначение куратора (конкурсного управляющего), условия признания недействительности сделок, составление активной (кон­курсной) массы и др.

В Уставе 1905 г. случаи несостоятельности разделялись на три категории:

  1. несчастная несостоятельность, «когда должник приведен в неплатежеспособность не собственною виною, но стечением обстоятельств, коих род и свойство определены в законе» (навод­нение, пожар, неприятельское вторжение, нечаянный упадок кре­диторов);

  2. неосторожная несостоятельность, «когда неплатежеспособ­ность последует от вины должника, но без умысла и подлога» (не­ведение торговых книг, неудачный выбор управляющих, неопыт­ность, пожар при недоказанных убытках от него и т.п.);

  3. подложная несостоятельность, «когда неоплатность соедине­на с умыслом или подлогом» (это считалось уголовным преступле­нием).

Общим случаем считалась неосторожная несостоятельность; остальные две требовали специальных доказательств.

В советский период острота банкротств несостоятельности спа­ла, тем не менее, например, в положение о выборах в Учредитель­ное собрание было записано: «Права участия в выборах лишаются: ...3) несостоятельные должники, признанные на основании всту­пивших в законную силу судебных определений банкротами злона­меренными, — до истечения трех лет по таковом признании».

С переходом к НЭПу (1921) активизировались процессы за­конодательства по вопросам несостоятельности. В принятый в 1923 г. Гражданский Процессуальный кодекс в последующем (1927) были введены главы XXXVII — XXXIX, предназначавшие­ся для регулирования вопросов несостоятельности. В этом нормативном документе достаточно подробно описаны конкурсное производство, условия признания недействительными сделок, предусмотрен механизм реабилитации предприятий и др. Однако в дальнейшем, по мере усиления административно-распреде­лительных принципов функционирования социалистической эко­номики, роль института несостоятельности (и тем более — банкротства) как регулятора отношений хозяйствующих субъектов утратилась. Тем не менее происшедшее в конце 80-х годов XX в. резкое расширение кооперативного движения, возникновение и развитие частного предпринимательства оживили проблематику регулирования отношений хозяйствующих субъектов с использо­ванием механизмов несостоятельности. Рыночные реформы 1991—1992 гг. обострили этот вопрос. В результате этого в 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который ознаменовал собой качест­венный поворот в указанной проблеме.

В ходе практической апробации закона 1992 г. сформирова­лась потребность в его переработке. Результатом этого явилось принятие в 1998 г. нового закона с таким же наименованием, ко­торый характеризуется более сильной прокредиторской ориента­цией. В июле 2002 г. Государственной думой принята новая ре­дакция ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», что свидетель­ствует о неустоявшихся отношениях в этой сфере. Все это озна­чает ужесточение требований к промышленным фирмам и дру­гим коммерческим организациям за соблюдение финансовой дисциплины и расчетов с клиентами и кредиторами, побуждает их к углубленному анализу воспроизводственных процессов на мега-, макро- и микроуровне, тщательному прогнозированию и профилактике острых кризисных ситуаций, четкому и осторож­ному антикризисному менеджменту, постоянному вниманию к меняющемуся законодательству.

Выводы



1. Несостоятельность хозяйственной организации в официаль­ном порядке рассматривается, как ее неспособность рассчитаться с кредиторами разного рода и характеризует собой определенное ее экономическое состояние (наличие потенции). Банкротство — это факт прекращения существования организации в прежнем виде (качественное изменение состояния).

2. Законодательство о несостоятельности, банкротстве хозяйст­венных организаций имеет глубинные исторические корни. Его особенность заключается в том, что оно существовало и развива­лось в различных формах во всех странах и носило примерно сход­ные черты.

3. Считается, что наиболее системные формы законодательст­во о несостоятельности, банкротстве получило в XVII — XIX столе­тиях, хотя известны регламентирующие документы в этой области и на более ранних этапах развития экономической цивилизации (Римское право, Английское право, Русская Правда и др.).

4 Основной тенденцией в мировом развитии законодательства о несостоятельности, банкротстве выступает его постепенная гума­низация по отношению к должникам и расширение степеней сво­боды предпринимательским организациям (производственным фирмам) для реабилитации и на этой основе — возвращения дол­гов кредиторам.
^

Список литературы




  1. Экономическая теория. Николаева Л.А., Черная И.П. М.,2000г.

  2. Изряднова О. Реальный сектор экономики: основные тенденции. М. 2001

  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2000

  4. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997.

  5. Экономическое наследие Н.Д.Кондратьева и современность. - СПб., 1994.

  6. Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. М., 1997.

  7. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория. СПБ.,2002

  8. Попов Р.А. Антикризисное управление. М.: Высш. Шк.,2004.



Скачать файл (72.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации