Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по валеологии - файл 1.docx


Контрольная работа по валеологии
скачать (93.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx94kb.08.12.2011 18:10скачать

содержание

1.docx

  1   2
Вступление………………………………………………………………………...3

Раздел 1.Отечественные проекты………………………………………………..4

Раздел 1.1.Социальная реклама………………………………………………....13

Раздел 2. Факторы, которые являются предпосылками успеха при внедрении проектов по формированию здорового образа жизни………………………...14

Раздел 2.1. Образование о здоровье…………………………………………….14

Раздел 2.2. Информированность о здоровье…………………………………...17

Раздел 2.3. Развитие сознания и активности лиц и общин……………………18

Раздел 2.4. Развитие и достижение перемен в организационном обеспечении деятельности по проблемам здоровья………………………………………….21

Раздел 2.5. Формирование общественной политики здоровья……………….24

Раздел 2.6. Предоставление возможности по формированию здорового образа жизни отдельным лицам, социальным группам, общинам. Межотраслевое сотрудничество. …………………………………………………………………25

Раздел 2.7. Само и взаимопомощь……………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………..31



Вступление.

Актуальность. Многовековой исторический опыт и личные судьбы миллионов людей привели к однозначному осознанию и признанию того, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни. Только хорошее здоровье обеспечивает нормальное внутриутробное и последующее развитие потомства, успешную учебу, профессиональное становление, плодотворную многолетнюю трудовую деятельность, устойчивый брак и семью, реализацию полезных творческих, спортивных и других увлечений, продолжительную жизнь и достойную старостьПозитивний досвід діяльності з формування здорового способу життя.

В Украине с прошлых десятилетий остался большой собственный опыт пропаганды здорового образа жизни, который и сейчас используют многочисленные учреждения и организации. Но этому опыту присущи некоторые свойства, которые в определенной степени ограничивают его сегодняшнюю эффективность. Это отсутствие целостной теории формирования здорового образа жизни, системности и взаимосвязи усилий различных структур и организаций, несколько устаревшие методы, рассчитанные на другую общественно-экономическую ситуацию. Некоторые характеристики существующей практики отечественных государственных и общественных организаций в направлении улучшения здоровья населения дают основание считать, что весьма своевременным является широкое обнародование современных мировых разработок в этой сфере. Научно обоснованная теория и практика формирования здорового образа жизни предусматривают чрезвычайно важную роль служащих разных рангов в процессе планирования, разработки внедрения и координации усилий при развитии различных проектов, связанных со здоровьем населения.
Эта роль требует новых знаний в диапазоне от общепринятых в мире подходов к пониманию феномена общественного и индивидуального здоровья, понимания предпосылок хорошего здоровья, идеологии, принципов и закономерностей формирования здорового образа жизни.
Історично склалося так, що протягом останньої чверті XX століття вагомими внесками у розробку теорії ФЗСЖ стали дослідження вчених канадського і північноамериканського регіонів.Найбільш популярними останнім часом є проекти, спрямовані на позитивний вплив на усі сфери здоров`я, що втілюються на засадах партнерства з різноманітними муніципальними, суспільними, приватними, релігійними структураНаиболее популярными в последнее время есть проекты, направленные на положительное влияние на все сферы здоровья, которые воплощаются на принципах партнерства с различными муниципальными, общественными, частными, религиозными структурами. Анотовані у цьому розділі закордонні проекти висвітлюють досвід Канади, США, інших країн дальнього та ближнього зарубіжжя. Щодо вітчизняних проектів, виходячи з важливості вже набутого досвіду для нашої країни, вони висвітлюються більш детально, ніж закордонні. В данной контрольной работе рассматривается положительный опыт деятельности по формированию здорового образа жизни в школах, внешкольных учреждениях, в центре социальных служб для молодежи , а также факторы которые являются предпосылками успеха при внедрении проектов в Украине .

Изложение проектов здорового образа жизни имеют целью помочь инициаторам формирования здорового образа жизни (медицинским, социальным педагогам, педагогическим работникам) определиться в разнообразии возможных инициатив, дополнить собственные проекты материалам другого опыта.



8.1. ВітчизнРаздел 1. Отечественные проекты.


Входження України у новий період становлення всіх сфер соціального розвитку, відновлення державности, відродження багатого культурно-історичного досвіду та традицій національного виховання висувають проблему гармонійного фізичного і духовного розвитку молодого покоління, соціалізації його як особистостейВхождение Украины в новый период становления всех сфер социального развития, восстановление государственности, возрождение богатого культурно-исторического опыта и традиций национального воспитания выдвигают проблему гармоничного физического и духовного развития молодого поколения, социализации его как личностей. Такий стиль життєдіяльності спрямований перш за все на підтримку та збереження здоров`я фактично здорових людей. Такой стиль жизнедеятельности направлен прежде всего на поддержку и сохранение здоровья фактически здоровых людей. Звичайно, саме у молодому віці повина прищеплюватись та виховуватись мотивація до такого способу життя, його доцільність та необхідність. Конечно, именно в молодом возрасте и должна прививаться и воспитываться мотивация к такому образу жизни, его целесообразность и необходимость.

Як правило, вітчизняні проекти по ФЗСЖ ініціюються державними установами, переважно спеціалізованими (освітянськими, молодіжними, медичними, соціальними тощо) і тими з різноманітних громадських організацій, які дістали підтримку міжнародних організацій, фондів тощо. Розглянемо деякі існуючі проекти (зокрема по м.Києву) за різними напрямами, що сприяють формуванню здорового способу життя дітей та молоді, які впроваджуються . Как правило, отечественные проекты по формированию здорового способа жизни инициируются государственными учреждениями, преимущественно специализированными (образовательными, молодежными, медицинскими, социальными и др.) и теми общественными организациями, получившими поддержку международных организаций, фондов и т.д. Рассмотрим некоторые существующие проекты (в том числе по г. Киеву) по различным направлениям, способствующие формированию здорового образа жизни детей и молодежи, которые внедряются.

Навички , закладені у дитинстві , запам`ятовуються у півсвідомості на все життя. Навыки, заложенные в детстве, запоминаются в подсознании на всю жизнь. Щодо шкільного віку, то тут є два напрями діяльності по формуванню здорового способу життя молодого покоління: це діяльність школи у цьому напрямі, різних позашкільних навчально-виховних закладів, громадських дитячих та молодіжних організацій. Что касается школьного возраста, то здесь есть два направления деятельности по формированию здорового образа жизни молодого поколения: это деятельность школы в этом направлении, различных внешкольных учебно-воспитательных учреждений, общественных детских и молодежных организаций.

^ I 1.Робота у школах. Чотири роки в Україні діє програма валеологічної освітиРабота в школах. Тринадцать лет в Украине действует программа валеологического образования. Це дуже незначний термін, який не дозволяє зробити грунтовні висновки про якість одержаної освіти та результати. Это очень незначительный срок, который не позволяет сделать обоснованные выводы о качестве полученного образования и результаты. Валеологія як шкільний предмет сприймається досить неоднозначно. Валеология как школьный предмет воспринимается довольно неоднозначно. Останнім часом з`являються критичні статті у пресі стосовно викладання валеології у школі. В последнее время появляются критические статьи в прессе относительно преподавания валеологии в школе. Але ніхто не сумнівається в тому, що валеологічні знання дуже потрібні. Но никто не сомневается в том, что Валеологические знания очень нужны. Адже валеологія це не просто шкільний предмет, а своєрідна філософія здорового способу життя, це той предмет , який має дати не тільки знання про власний організм, а й сформувати навички життя у напрямі зміцнення та збереження здоров`я. Ведь валеология это не просто школьный предмет, а своеобразная философия здорового образа жизни, это тот предмет, который должен дать не только знания о собственном организм, но и сформировать навыки жизни в направлении укрепления и сохранения здоровья. Виникла ще одна проблема: мало підготувати викладача з цього напряму, треба, щоб валеологія стала філософією його особистого життя. Возникла еще одна проблема: мало подготовить преподавателя по этому направлению, нужно, чтобы валеология стала философией его личной жизни[4;23c].

Цікавий досвід ФЗСЖ набувають деякі навчальні заклади недержавної форми власності. Интересен опыт формирования здорового образа жизни приобретают некоторые учебные заведения негосударственной формы собственности. Так, Фінансовий ліцей м.Києва прагне надати ліцеїстам комфорт і безпеку, поєднати в єдину систему зусилля щодо освіти, виховання і здоров`я, викорінити з життя учнів "звичайні" хвороби підліткового середовища - паління, наркотизацію, вживання алкоголю, насильство, крадіжки, лайки, брехню, пропуски занять тощо. Так, Финансовый лицей г.Киева стремится предоставить лицеистам комфорт и безопасность, соединить в единую систему усилия в отношении 

образования, воспитания и здоровья, искоренить из жизни учеников "обычные" болезни подростковой среды - курение, наркотизация, употребление алкоголя, насилие, кражи, ругань, ложь, пропуски занятий и т.п. У штаті, окрім медичного працівника , працює психолог, діє "Кодекс честі ліцеїста" із своїм особливим етикетом, підтримується діалог і консультації з батьками, запроваджено діагностику стану здоров`я учнів і заходи щодо оздоровлення. В штате, кроме медицинского работника, работает психолог, действует "Кодекс чести лицеиста" со своим особым этикетом, поддерживается диалог и консультации с родителями, внедрена диагностика состояния здоровья учащихся и меры по оздоровлению. Організовані можливість гарячих страв на сніданок і обід, щоденні додаткові заняття (факультативи, спецкурси, творчі майстерні, спортивні секції тощо) тривають до 18-ої години. Организованна возможность употребления горячих блюд на завтрак и обед, ежедневные дополнительные занятия (факультативы, спецкурсы, творческие мастерские, спортивные секции и т.д.) продолжаются до 18-и часов.

Взагалі, можна сказати, що в школах як державних, так і недержавних проводиться певна робота з дітьми по формуванню у них навичокВообще, можно сказать, что в школах как государственных, так и негосударственных проводится определенная работа с детьми по формированию у них навыков здорового образа жизни. Зрозуміло, багато що залежить від дирекції та викладачів шкіл, їхнього розуміння важливості такої роботи та фінансових можливостей. Разумеется, многое зависит от дирекции и преподавателей школ, их понимания важности такой работы и финансовых возможностей.

2.^ IПозашкільні заклади. У нинішній складній соціально-економічній ситуації позашкільні заклади є своєрідними осередками для молодих люВнешкольные учреждения. В нынешней сложной социально-экономической ситуации внешкольные учреждения являются своеобразными ячейками для молодых людей. Напрями їхньої діяльності різноманітні: технічний, туристський, спортивний, художньо-естетичний тощо. Направления их деятельности разнообразны: технические, туристические, спортивные, художественно-эстетические и т.п. Якщо розглянути відомчу підпорядкованість позашкільних закладів, то це три відомчі структури – Міністерство освіти, Державний комітет комунального господарства, Державний комітет молодіжної політики, спорту і туризму України. Если рассмотреть ведомственную подчиненность внешкольных учреждений, то это три ведомственные структуры - Министерство образования, Государственный комитет коммунального хозяйства, Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма Украины. У м.Києві у кожному районі є клуби за місцем проживання, центри, палаци дітей та юнацтва тощо. В г. Киеве в каждом районе есть клубы по месту жительства, центры, дворцы детей и юношества и так далее. Основною ознакою позашкільних закладів є, в основному, можливість безкоштовної участі дітей, підлітків та молоді в їхній роботі. Основным признаком внешкольных учреждений являются, в основном, возможность бесплатного участия детей, подростков и молодежи в их работе. На жаль , останнім часом зростає тенденція до скорочення закладів такого типу. К сожалению, в последнее время растет тенденция к сокращению заведений такого типа[14;29c].

Для прикладу розглянемо, напрями роботи Центрального палацу дітей та юнацтва м.Києва: Для примера рассмотрим, направления работы Центрального дворца детей и юношества г. Киева:

1) відділ гуманітарних програм – Центр молодіжної дипломатії "UNITIS", Інформаційно-творче агентство "ЮН-ПРЕС", бізнес-центр, центр організації дозвілля; 1) отдел гуманитарных программ - Центр молодежной дипломатии "UNITIS", Информационно-творческое агентство "ЮН-ПРЕСС", бизнес-центр, центр организации досуга;

2) відділ художньої творчості – хореографічні колективи, оркестри, театр дитячої та юнацької творчості "Мрія", студія художнього слова, циркова студія; 2) отдел художественного творчества - хореографические коллективы, оркестры, театр детского и юношеского творчества "Мечта", студия художественного слова, цирковая студия;

3) відділ народної освіти – студія образотворчої майстерності, майстерні народних ремесел, гуртки естетики побуту; 3) отдел народного образования - студия изобразительного мастерства, мастерские народных ремесел, кружки эстетики быта;



4) відділ науково-технічної творчості – центр моделювання, школа дизайну, астро-фізико-математичний центр, центр радіоелектроніки та радіозв`язку; 4) отдел научно-технического творчества - центр моделирования, школа дизайна, астро-физико-математический центр, центр радиоэлектроники и радиосвязи;

5) відділ біології – клуб "Природа", лабораторії експерементальної біології, хімії та фізіології людини, медичної біології та екології людини, університет юного біохіміка; 5) отдел биологии - клуб "Природа", лаборатории экспериментальной биологии, химии и физиологии человека, медицинской биологии и экологии человека, университет юного биохимика;

6) відділ туризму та краєзнавства – гуртки та клуби історико-краєзнавчого та спортивно-оздоровчого напрямів. 6) отдел туризма и краеведения - кружки и клубы историко-краеведческого и спортивно-оздоровительного направлений.

Діти та молодь мають можливість займатися у різних секціях юнацько-спортивної школи, малої авіаційної академії. Дети и молодежь имеют возможность заниматься в различных секциях юношеско-спортивной школы, малой авиационной академии. У межах роботи психолого-педагогічної служби працюють університет юного психолога, телефон "Довіри". В рамках работы психолого-педагогической службы работают университет юного психолога, телефон "Доверия". При Палаці працюють мала академія наук, молодіжний мистецький центр тощо. При Дворце работают малая академия наук, молодежный художественный центр и так далее[5;3c].

Київський Палац дітей та юнацтва 1998 р . ку ініціював проект "Діти України - Анти-ВІЛ/СНІД", його мета - формування ЗСЖ, збереження репродуктивного здоров`я, запобігання ВІЛ-інфікуванню, наркоманії, захворюванням, що передаються статтєвим шляхом (ЗПСШ) , серед дітей та юнацтва. Проект інтегрує зусилля 50 середніх та 8 позашкільних закладів освіти, деяких закладів охорони здоров`я та неурядових державних організацій (НДО ) . Киевский Дворец детей и юношества 1998 инициировал проект "Дети Украины - Анти-ВИЛ/СНИД", его цель – формирование здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья, предотвращения ВИЧ-инфицирования, наркомании, заболеваний, передающихся половой путем, среди детей и юношества. Проект интегрирует усилия 50 средних и 8 внешкольных учреждений образования, некоторых учреждений здравоохранения и неправительственных государственных организаций. Ініціюється увага і активність учнів, батьків, вчителів, працівників державних організацій та членів НДО стосовно профілактики вищенаведеного негативу, освіти і пропаганди ЗСЖ. За перший рік діяльності у проекті взяли участь понад 10 тис. підлітків та 300 освітян. За первый год деятельности в проекте приняли участие более 10 тыс. подростков и 300 педагогов. Основний механізм проекту - триетапне залучення підлітків до профілактики серед однолітків. Основной механизм проекта - трехэтапное привлечение подростков к профилактике среди сверстников. На першому етапі добирається максимальна кількість підлітків з метою зміни їхніх мотивацій, стереотипів, залучення до активних дій по збереженню власного здоров`я і здоров`я найближчого оточення. На первом этапе подбирается максимальное количество подростков с целью изменения их мотиваций, стереотипов, привлечение к активным действиям по сохранению собственного здоровья и здоровья ближайшего окружения. Методи: художні виставки, літературні вечори, радіо-, телемости, телеконференції в Інтернеті, інформаційні дискотеки, надання інформаційних друкованих матеріалів, перегляд і обговорення відеоматеріалів, театралізовані вистави тощо. Методы: художественные выставки, литературные вечера, радио-, телемосты, телеконференции в Интернете, информационные дискотеки, предоставление информационных печатных материалов, просмотр и обсуждение видеоматериалов, театрализованные представления и так далее. Підлітки вибирають той вид інформування, який їм особисто найприйнятніший. Подростки выбирают тот вид информирования, который им лично наиболее приемлемый. За підсумками першого етапу відокремлюються підлітки, котрі сприйняли проблему як особисту, мають бажання і відчувають мотивацію до активних дій в напрямі позитивного впливу на реальну ситуацію . Вони отримують статус волонтерів. По итогам первого этапа отделяются подростки, которые восприняли проблему как личную, хотят и чувствуют мотивацию к активным действиям в направлении позитивного влияния на реальную ситуацию, они получают статус волонтеров. На другому етапі з числа волонтерів виокремлюють здатних до лідерства, шляхом залучення до планування і організації акцій першого етапу. На втором этапе из числа волонтеров выделяют способных к лидерству, путем привлечения к планированию и организации акций первого этапа. Лідери навчаються в "Підлітковій школі волонтерів-інструкторів пропагандистів ЗСЖ", що створена при Палаці , і у разі успішного закінчення школи отримують звання "Інструктор-волонтер". Лидеры учатся в "подростковой школе волонтеров-инструкторов пропагандистов здорового образа жизни", созданная при Дворце, и в случае успешного окончания школы получают звание «Инструктор-волонтер». Зміст навчання складають курси "Психологія особистості та спілкування", "Профілактична медицина", Соціальна медицина", волонтерська практика з різним контингентом (ВІЛ-інфікованими, наркоманами, хворими, інвалідами, "дітьми вулиці" тощо), самостійне виконання завдань з профілактики (лекції, бесіди, конкурси, інші профілактичні акції, маркетингові дослідження з однолітками). Содержание обучения составляют курсы "Психология личности и общения", "Профилактическая медицина", 

«Социальная медицина», волонтерская практика с разным контингентом (ВИЧ-инфицированными, наркоманами, больными, инвалидами, «детьми улицы»), самостоятельное выполнение задач по профилактике (лекции, беседы, конкурсы, другие профилактические акции, маркетинговые исследования со сверстниками). На третьому етапі інструктори-волонтери залучаються до самостійного створення волонтерської мережі за місцем навчання і проживання , добирають і навчають нових волонтерів, залучають їх до роботи. На третьем этапе инструкторы-добровольцы привлекаются к самостоятельному созданию волонтерской сети по месту учебы и проживания, подбирают и обучают новых волонтеров, привлекают их к работе. Найбільш активні підлітки отримують звання "волонтер-координатор". Наиболее активные подростки получают звание "волонтер-координатор". У межах проекту "Діти України - Анти-ВІЛ/СНІД" волонтери-інструктори розробляють та реалізують профілактичні заходи у м. Києві, ініціюють роботу в регіонах України, опановують закордонним досвідом, співпрацюють з державними і недержавними організаціями України і світу. В рамках проекта "Дети Украины - Анти-ВИЛ/СНИД" волонтеры-инструкторы разрабатывают и реализуют профилактические мероприятия в Киеве, инициируют работу в регионах Украины, овладевают зарубежным опытом, сотрудничают с государственными и негосударственными организациями Украины и мира. Для здійснення цієї роботи у межах проекту створено інформаційно-ресурсний і культурологічний центри, науково-дослідницьку службу, штаб волонтерського руху. Виробляється друкована продукція - газета "Міст", інформаційні матеріали для вчителів і батьків з питань підліткової сексуальності, проблем ВІЛ-інфекції. Для осуществления этой работы в рамках проекта создан информационно-ресурсный и культурологический центры, научно-исследовательскую службу, штаб волонтерского движения. Вырабатывается печатная продукция - газета "Мост", информационные материалы для учителей и родителей по вопросам подростковой сексуальности, проблемам ВИЧ-инфекции[8;24c].

Дуже цікавою і корисною є діяльність Дитячого оздоровчо-екологічного центру Мінського р-ну м.Києва. Очень интересной и полезной является деятельность Детского оздоровительно-экологического центра Минского района города Киева. Основний напрям роботи – навчання дітей здоровому способу життя. Основное направление работы - обучение детей здоровому образу жизни. Понад три тисячі підлітків та молоді займаються у гуртках, секціях, студіях, об`єднаннях Центру. Свыше трех тысяч подростков и молодежи занимаются в кружках, секциях, студиях, объединениях Центра. Робота, що проводить педагогічний колектив Центру по збереженню і зміцненню здоров`я вихованців передбачає: Работа, которую проводит педагогический коллектив Центра по сохранению и укреплению здоровья воспитанников предусматривает:

фізичне удосконалення шляхом формування валеологічних знань, умінь та навичок, організація спортивної та еколого-туристичної роботи, використання народних та сучасних методів збереження та зміцнення здоров`я; физическое совершенствование путем формирования валеологических знаний, умений и навыков, организация спортивной и эколого-туристической работы, использование народных и современных методов сохранения и укрепления здоровья;

психологічний скринінг та корекція психічного стану дітей, адаптація їх до навколишнього середовища; психологический скрининг и коррекция психического состояния детей, адаптация их к окружающей среде;

виховання духовно здорової людини мистецькими засобами, засобами художньої та технічної творчості; воспитание духовно здорового человека художественными средствами, средствами художественного и технического творчества;

забезпечення дружніх стосунків та створення позитивного мікроклімату як основи соціального здоров`я вихованців. обеспечения дружественных отношений и создания положительного микроклимата как основы социального здоровья воспитанников.

Розроблені спеціальні валеологічні програми для всіх вікових груп. Разработаны специальные Валеологические программы для всех возрастных групп. Вони адаптуються для кожного гуртка, секції, творчого колективу. Они адаптируются для каждого кружка, секции, творческого коллектива. Вербальна інформація доповнюється великою кількістю навчально-дидактичного матеріалу, який роблять самі діти. Вербальная информация дополняется большим количеством учебно-дидактического материала, который делают сами дети. Іншою формою поширення валеологічних знань є систематичний випуск бюлетенів, з якими можуть ознайомитись не тільки вихованці, а й їхні батьки. Другой формой распространения валеологических знаний является систематический выпуск бюллетеней, с которыми могут ознакомиться не только воспитанники, но и их родители. Заняття з основ валеології допомагають дітям краще пізнати свій організм, активізувати захисні сили. Занятия по основам валеологии помогают 

детям лучше узнать свой организм, активизировать защитные силы. А головне - вселяють дітям думку, що їхнє здоров`я залежить від них самих, формують у них бажання здобути знання, а також уміння та навички зберегти і зміцнити своє здоров`я. А главное - внушают детям мнение, что их здоровье зависит от них самих, формируют у них желание получить знания, а также умение и навыки сохранить и укрепить свое здоровье. У Центрі працює понад 80 великих і малих творчих колективів. В Центре работает более 80 больших и малых творческих коллективов. Кожен з них має певні здобутки з формування ЗСЖ. Каждый из них имеет определенные достижения по формированию здорового образа жизни. Поглиблений фізичний розвиток отримують у туристичному клубі та гуртку спортивного орієнтування. Углубленное физическое развитие получают в туристическом клубе и кружке спортивного ориентирования. Виховання дітей засобами мистецтва у Центрі проводиться у 2-х напрямах: пропаганда екології, валеології та мистецтва безпосередньо через споглядання зразків дитячої творчості та спеціальну освіту, наприклад різні виставки; формування ЗСЖ через власну творчість, участь у роботі гуртків мистецького спрямування, вечори відпочинку, що проводяться два рази на місяць. Воспитание детей посредством искусства в Центре проводится в 2-х направлениях: пропаганда экологии, валеологии и искусства непосредственно через созерцание образцов детского творчества и специальное образование, например различные выставки; формирования здорового образа жизни через собственное творчество, участие в работе кружков художественного направления, вечера отдыха, проводятся два раза в месяц. Спеціально розроблені для кожного гуртка програми ставили головним завданням закласти бажання бути здоровим. Специально разработаны для каждого кружка программы ставили главной задачей заложить желание быть здоровым. Наприклад, програма гуртка "Оздоровча хореографія" , крім вправ, передбачає ознайомлення з нескладними вправами за системою "хатха-йога", які можна виконувати у будь-якому місці. Например, программа кружка "Оздоровительная хореография", кроме упражнений, предусматривает ознакомление с несложными упражнениями по системе "хатха-йога", которые можно выполнять в любом месте. Гурток "Інтелектуальна ігротека" пропонує цікаві, захоплюючі, веселі ігри, які розвивають увагу, пам`ять, образне мислення, уяву, творчі здібності, таким чином сприяють розвитку її психічного та фізичного здоров`я. Кружок "Интеллектуальная игротека" предлагает интересные, захватывающие, веселые игры, развивающие внимание, память, образное мышление, воображение, творческие способности, таким образом способствуют развитию его психического и физического здоровья. Робота гуртка "Твоя мова" грунтується на тому, що повноцінний розумовий та фізичний розвиток дитини передбачає вміння чітко і правильно висловлювати свою думку. Работа кружка "Твоя речь " основывается на том, что полноценное умственное и физическое развитие ребенка предполагает умение четко и правильно выражать свое мнение. З цією метою діють комплекси спеціальних вправ, які допомагають добитися чіткої, звучної, правильної мови. Заняття з постановки дихання, дикції, розвитку голосових можливостей проводяться в комплексі з вправами на правильну поставу, розвиток уваги, уяви, пам`яті. С этой целью действуют комплексы специальных упражнений, которые помогают добиться четкой, звучащей, правильной речи. Занятия по постановке дыхания, дикции, развитию голосовых возможностей проводятся в комплексе с упражнениями на правильную осанку, развитие внимания, воображения, памяти[9;40c].

III. 3.Робота з уразливими групами дітей та молоді. Для дітей інвалідів у київському клубі "Журавлик", який працює при Дитячому оздоровчо-екологічному центрі, здійснюються заходи з реабілітації та адаптації до умов життя. Работа с уязвимыми группами детей и молодежи, для детей инвалидов в киевском клубе "Журавушка", который работает при Детском оздоровительно-экологическом центре, осуществляются мероприятия по реабилитации и адаптации к условиям жизни. У цьому клубі діти навчаються науці виживання, мають можливість повірити у себе. В этом клубе дети учатся науке выживания существует возможность поверить в себя. У Центрі працює також і психолог, співпрацюють із батьками, організований батьківський лекторій з питань формування здорового способу життя. В Центре работает также и психолог, сотрудничают с родителями, организован родительский лекторий по вопросам формирования здорового образа жизни. Проводяться безкоштовні консультації лікаря і психолога. Проводятся бесплатные консультации врача и психолога.

Мета Центру соціальної роботи з дітьми, що мають функціональні обмеження (створений Українським інститутом соціальних досліджень і працює у Жовтневому районі м.Києва) , – забезпечення інтеграції дітей-інвалідів, дітей з вадами фізичного та розумового розвитку у соціумі шляхом надання комплексної соціально-педагогічної, психологічної та правової допомоги за місцем проживання дітям, молоді і батькам. Цель Центра социальной работы с детьми, которые имеют функциональные ограничения (создан Украинским институтом социальных исследований и работает в Октябрьском районе г.Киева), - обеспечение интеграции детей-инвалидов, детей с недостатками физического и умственного развития в социуме путем предоставления комплексного социально-педагогической, психологической и правовой помощи по месту жительства детям, молодежи 

и родителям. Центр спирається на прогресивні форми і методи соціальної роботи, що активізують внутрішні збережені сили особистості, сприяють її духовному зростанню, формуванню навичок співіснування у соціумі, розвитку самостійності у різних сферах життя людини. Центр опирается на прогрессивные формы и методы социальной работы, активизирующие внутренние силы личности, способствуют его духовному росту, формированию навыков сосуществования в социуме, развитию самостоятельности в различных сферах жизни человека.

Девіз Центру - “З Вами - для Вас”. Девиз Центра - "С Вами - для Вас". Діти і молодь з обмеженими фізичними та розумовими можливостями, їхні батьки є не просто клієнтами, тобто пасивними споживачами послуг, а й активними учасниками і партнерами всієї роботи. Дети и молодежь с ограниченными физическими и умственными возможностями, их родители являются не просто клиентами, то есть пассивными потребителями услуг, но и активными участниками и партнерами всей работы. Вони мають право виявляти ініціативу у проведенні різних заходів, брати участь в опитуванні щодо ефективності роботи спеціалістів, обговорювати важливі питання, що стосуються загального змісту соціально-педагогічної роботи. Они имеют право проявлять инициативу в проведении различных мероприятий, участвовать в опросе по эффективности работы специалистов, обсуждать важные вопросы, касающиеся общего содержания социально-педагогической работы.

Головними принципами роботи Центру є повага до особистості, співчуття, конфіденційність, довіра, створення рівних можливостей, професійна компетентність і взаємодопомога. Главными принципами работы Центра является уважение к личности, сочувствие, конфиденциальность, доверие, создание равных возможностей, профессиональная компетентность и взаимопомощь. Завдання Центру:

Задачи Центра: · створення позитивного іміджу інвалідів создание позитивного имиджа инвалидов в обществе; и· видання інформаційного бюлетздание информационного бюллетеня "Преодолей себя"; р· реалізація корекційно-розвиваючої роботи з дітьми з особливеализация коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми потребностями; р· розвиток у дітей і молоді з обмеженими фізичними та розумовими можливостями творчих умінь і навичок у різних видах творчої діяльноазвитие у детей и молодежи с ограниченными физическими и умственными возможностями творческих умений и навыков в различных видах творческой деятельности; ф· формування у дітей і молоді з обмеженими фізичними та розумовими можливостями досвіду стосунків у соціумі, навичок адаптації до соціального середовищормирование у детей и молодежи с ограниченными физическими и умственными возможностями опыта отношений в социуме, навыков адаптации к социальной среде; с· створення оптимальних умов для спілкування, організації відпочинку і дозвіллоздание оптимальных условий для общения, организации отдыха и досуга; п· психологічна підтримка батьків, які виховують дітей-інвалідів і дітей з вадами фізичного та розумового рсихологическая поддержка родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с недостатками физического и умственного развития;· організація системи само- та взаємодопомоги батьків, які виховують дітей з особливими потребами; организация системы само и взаимопомощи родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями; · надання правових знань батькам, які виховують дітей-інвалідіпредоставление правовых знаний родителям, воспитывающим детей-инвалидов [10;124c].В Центре дети и родители могут принять участие в работе по нескольким направлениям. Группа временного пребывания детей создана с целью организации для детей коррекционных занятий, игровой деятельности, занятий художественным творчеством; эмоционального и физического разгрузки родителей, организации их отдыха и досуга. Занятия с детьми проводятся по индивидуальной программ. В группе могут содержаться одновременно не более 7 детей в возрасте от 6 до 15 лет. Группа работает три раза в неделю по 4 часа. На занятиях кружка компьютерной грамотности дети овладевают элементарными навыками пользователя WORD с использованием компьютерных развивающих программ. Работает также консультационный пункт по психологическим и правовым вопросам. Профессиональный психолог дает консультации по вопросам особенностей взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями; помогает формированию продуктивного отношения к 

неблагоприятным жизненным ситуациям и выработке социально приемлемой стратегии жизни, что согласуется с личностными качествами и удовлетворяет человека. Профессиональный юрист оказывает квалифицированную консультацию по вопросам защиты прав ребенка, молодого человека, родителей, в частности льгот на получение образования, трудоустройство, жилье, а также создания и деятельности общественных организаций инвалидов.

В клубе родителей "Семья" родители, дети, родственники встречаются вместе для того, чтобы пообщаться, поделиться своими переживаниями, опытом, достижениями, получить поддержку и уверенность, доброжелательное и чуткое отношение людей, которые тебя могут понять. Структура клуба гибкая и подвижная. Смысл его работы в большой степени зависит от пожеланий, предложений и инициативе его членов. В основе программы - просветительский курс для родителей, совместные мероприятия с детьми, в частности дни именинника, день улицы, отмечание праздников. Все услуги в Центре предоставляются бесплатно.


  4.Общественные детские и молодежные организации. Программа "Острова" - одна из приоритетных программ клуба "Компас", который зарегистрирован как общественное детско-молодежное объединение. Программа лагеря многоплановая. Она имеет экологическое, социальное, политическое нагрузки. Подростки получают экологическое воспитание и основы экологического воспитания. В клубе считают что, трудные дети - это не обязательно такие, с которыми трудно, прежде всего, это те, кому трудно.
 Есть еще одна категория трудных детей - дети из семей обеспеченных, которые не всегда адекватно воспринимают окружающих. В этом лагере неплохо происходит их адаптация, в то же время у детей воспитываются лидерские навыки. Теоретическая подготовка лидеров проходит во время зимних семинаров-практикумов. Это также часть проекта "Остров", независимо от времени года. Руководители и участники этого проекта считают свой лагерь первой ступени обучения будущих управленцев высшего звена, которые станут руководителями крупных организаций, политическими лидерами, а также что, молодежь, прошедшая школу самоуправления, готова к демократическим формам управления и методично умеет этот процесс организовать. При создании лагеря и самой организации был использован опыт трех школ: опыт советского самодеятельного туризма, опыт скаутского движения, опыт проведения летних экологических лагерей. За основу была взята датская модель лагерей, которые проводились Христианской организацией скаутского типа. "Компас" уделяет большое внимание разработке новых программ и методик[6;18c].
"Мама-86" - неправительственная женская экологическая организация, созданная 1990, концентрирует усилия на защите прав женщин, восстановлении окружающей среды и охране здоровья, привлекая к 

поддержке некоторые международные организации (WEDO - женская организация США за экологию и развитие , TACIS - программа по развитию демократии, Charity Know-How - благотворительный фонд, UNED UK - Комитет ООН Великобритании по экологии и развития, NOVIB - голландский агентство, другие европейские организации, проекты, программы). Организация смогла осуществить исследование "Здоровье женщин Украины в период общественных трансформаций", результаты которого в форме содержательной докладе изложены для информации украинской и международной общественности. "Мама-86" инициировала национальный проект по качеству питьевой воды, и после двух лет работы обнародовала его результаты и перспективы в соответствующих печатных материалах. К работе лагеря-семинара были привлечены депутаты, ученые, специалисты, эксперты из ведущих научно-исследовательских институтов Украины, состоялся обмен опытом практической работы женщин-лидеров из неправительственных организаций[7;14c].

5. Центры социальных служб для молодежи. Один из основных направлений работы Социальной службы для молодежи Киевской городской государственной администрации - уличная профилактическая работа с целью пропаганды здорового образа жизни среди подростков и молодежи, а также профилактика негативных явлений в молодежной среде. В этом направлении Социальная служба для молодежи сотрудничает со многими отечественными и зарубежными организациями. Это детский фонд при Представительстве ООН в Украине - UNISEF, Украинская ассоциация планирования семьи и т.д[7;16c]. Кроме того Социальная служба для молодежи принимает непосредственное участие в реализации совместного украинско-канадского проекта "Молодежь - за здоровье!". Внедрять эту идею в жизнь помогают члены детских общественных организаций города, а также волонтеры Социальной службы для молодежи. Значительное внимание уделяется методике "общения на равных", ведь та информация, которая попадает к молодому человеку от сверстника, является понятной и содержательной для него.
Мероприятия Социальной службы для молодежи по пропаганде здорового образа жизни таковы:
• проведение сбора-отряда детских общественных организаций, волонтерских отрядов "Молодежь - за здоровый образ жизни";
• проведение тематических волонтерских изменений летних палаточных лагерей "Истоки";
• в рамках работы тренингового центра проведения лекций и тренингов для детей и подростков на тему пропаганды здорового образа жизни;
• в рамках работы украинско-канадского проекта "Молодежь - за здоровье" разработаны и напечатаны информационные материалы профилактической направленности;
• ведется работа уличных социальных педагогов, работа с кризисными категориями молодежи;


•работа "Общественной приемной";
• тематические профилактические дискотеки для молодежи.
Сбор-поход детских общественных организаций города и волонтерских отрядов "Молодежь - за здоровый образ жизни" - одна из традиционных ежегодных мероприятий Союза детских и юношеских организаций г. Киева при содействии Социальной службы для молодежи. В сборе принимают участие детские и юношеские общественные организации, школьные объединения, клубы, творческие коллективы, волонтерские отряды, представители школ-интернатов города Киева и разных областей Украины. Во время сбора-похода реализуется много проектов социальной направленности, например:
• привлечение детей и молодежи к профилактической работе по предотвращению употребления наркотических веществ ("Скажи наркотикам - нет"), алкоголя, курения ("Брось сигарету");
• привлечение детей и молодежи к мероприятиям, направленных на сохранение репродуктивного здоровья ("В твоих руках будущее"), профилактики болезней, передающихся половым путем, и ВИЧ-инфекции ("Будь осторожен");
• уменьшение вреда среди лиц, употребляющих наркотики инъекционных путем "Жизнь без наркотиков и СПИДа";
• организация работы ресурсного центра по вопросам пропаганды здорового образа жизни. Занятия проходят в форме игровых тренингов, лекций, индивидуальных консультаций. Для содержательного и интересного отдыха Социальная служба для молодежи летом организует тематические смены летних палаточных лагерей [15;134c].При них работает тренинговый центр. Специалисты читают лекции, проводят тренинги для подростков и молодежи, пытаясь не только дать информацию о здоровом образе жизни в вообще, но и узнать мнения самих участников, внедряют новые инновационные формы работы. В разработке материалов профилактической направленности участвует и инициативная группа молодежи. Их задача- разработка, макетирование и издание информационных материалов, съемки профилактических видеороликов. При участии социальных педагогов социальной службы для молодежи реализуются такие программы профилактической направленности:
• проведение уличных игротека;
• проведение тематических дискотек;
• проведение выездных заседаний молодежного клуба-кафе;
• работа с кризисными категориями молодежи: детьми, которые лишены родительской опеки, детьми-инвалидами, наркозависимыми лицами.
Главного управления здравоохранения госадминистрации г.Киева - ведущее медицинское учреждение, занимается формированием здорового образа жизни киевлян, - отделил работу для молодежи в особое направление: обучение профессиональной аудитории (семинары, "университете здоровья" для медицинских , социальных работников, педагогов и т.д., которые 

непосредственно работают в молодежной среде), обучение молодежи основам здорового образа жизни(лекции, тренинги), информационная деятельность (разработка памяток, буклетов, плакатов и т.п.), осуществление молодежных оздоровительных акций. Содержание деятельности определяется на основании исследований уровня знаний молодежи по различным аспектам здорового образа жизни с помощью анкетирования по проблемам СПИДа, наркомании, злоупотребление алкоголем, курение. Третий год проводится семинар повышения квалификации школьных врачей и педиатров, посвященный формированию ЗОЖ и профилактике детских заболеваний. Действуют недельные курсы по подготовке инструкторов-методистов по профилактике табакокурения. После изучения современных методов профилактики курения и отказа от него слушатели получают соответствующий сертификат. Ежеквартально, в течение 3-х часов предоставляются телефонные консультации по проблемам, здорового образа жизни, о чем заранее сообщается по радио и в прессе, несколько раз в год действуют прямые эфиры на тему здорового образа жизни - "Майдан" и "Континент", создано телепередачу "Жизнь без табака" (УТ-1).
На базе районных центров здоровья проводится лечебно-оздоровительная работа с теми школьниками и больными детьми (их около 35% общего количества), у которых еще нет проявлений болезней, но относятся к группе риска. Выявить этот контингент без введения ценных глубинных обследований позволяет диагностика уровня физического здоровья школьников, которая осуществляется лечебно-оздоровительной компьютерной программой "Школьник".
Раздел 1.1. Социальная реклама.

Отдельно нужно сказать о социальной рекламе. По Закону Украины "О рекламе" социальная рекламная информация - это информация по вопосам здорового образа жизни, здравоохранения, охраны природы, сохранения энергоресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения. Что касается формирования здорового образа жизни большинства населения, то в этом случае проще привести примеры антирекламы - рекламные биг-борды с призывами потреблять ту или иную марку сигарет, телемагазины, такие, как "Elit Italia", "ИДЕЕА-студио", где рекламируются спортивные и оздоровительные средства, стоимость которых недоступна рядовым гражданам[13;36c]. Однако в последнее время в городах Украины можно увидеть биг-борды и с антитабачной, антиалкогольной социальной рекламой, которую проводят рекламные агентства по заказу различных государственных и негосударственных учреждений, такие, как "Курить не интересно", "Куда ты плывешь".
Следовательно, конкретные мероприятия по пропаганде относительно здорового образа жизни в Украине производятся. В работе такого направления задействованы примерно десять министерств и ведомств. 

Деятельность общественных детских и молодежных организаций большей или меньшей степени также направлено на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи. Эти меры можно подразделить по следующим направлениям: информационные, практические и социально-экономические. Однако действуют они как отдельные элементы, не имея между собой практически никаких связей. Возможно, эти причины и являются тем рычагом, который не стимулирует молодежь быть ближе к основам здорового образа жизни.

Перспектива внедрения здорового образа жизни среди населения Украины заключается в слиянии разрозненных элементов имеющегося опыта в общегосударственную модель формирования здорового образа жизни, а пропаганда принципов здорового образа жизни - проводиться целенаправленно и систематически по различным направлениям жизнедеятельности молодого человека. Можно также сказать, что молодой человек, наверное, больше других, почти каждую минуту своей жизни стоит на перекрестке выбора своего жизненного пути. Задача государства - создать условия для позитивного сознательного выбора основ именно здорового образа жизни каждому человеку, каждому своему гражданину. Анализ имеющегося опыта позволяет выделить из многообразия средств и методов работы, которые используют отечественные проекты по формированию здорового образа жизни, некоторые обобщенные факторы, присущие большинству удачных инициатив[12;7c].

  1   2



Скачать файл (93.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации