Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Сущность и задачи стратегического менеджмента - файл 1.doc


Лекции - Сущность и задачи стратегического менеджмента
скачать (558 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc558kb.08.12.2011 18:21скачать

содержание

1.doc

1. Сущность и задачи стратегического менеджмента


Четыре этапа становления стратегического менеджмента



  1. Бюджетирование и контроль

  2. Долгосрочное планирование

  3. Стратегическое планирование



4. Стратегический менеджмент






Пять аспектов понятия МЕНЕДЖМЕНТ — это

«СТРАТЕГИЯ» самостоятельный вид профессиональной

деятельности, направленной на

  1. Стратегия как план достижение организацией, действующей

в рыночных условиях, определенных

  1. Стратегия как позиция целей путем рационального

использования ресурсов.

  1. Стратегия как ловкий прием




  1. Стратегия как перспектива




  1. Стратегия как паттерн


^ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ как процесс






^ 2. Основные определения стратегического менеджмента


Три подхода к определению стратегического менеджмента




Цели и средства Деятельностный подход

Анализ окружения




«^ Стратегическое управление — это такое управление

организацией, которое опирается на человеческий

потенциал как на основу организации, ориентирует

производственную деятельность на запросы потребителей,

осуществляет гибкое регулирование и своевременные

изменения в организации, отвечающие вызову со стороны

окружения и позволяющие добиваться конкурентных

преимуществ, что в результате позволяет организации

выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».

(О.С. Виханский)


Основные отличия стратегического и оперативного менеджмента

^ Стратегический менеджмент

Оперативный менеджмент

мягкие проблемы

жесткие проблемы

планирование на 3-5 лет

планирование на недели, месяцы

высший управленческий персонал

средний и линейный управленческий персонал

ориентация на корпоративные цели

ориентация на локальные цели

риски от неправильных решений высокие

риски от неправильных решений низкие


^ 3. Методологические основания и школы стратегического

менеджмента

Обобщенная модель стратегического менеджмента

Школы стратегического менеджмента



№ п/п

Название школы

^ Процесс формирования стратегии

1

Школа дизайна

Осмысление

2

Школа планирования

Формальный процесс

3

Школа позиционирования

Аналитический процесс

4

Школа предпринимательства

Предвидение

5

Когнитивная школа

Ментальный процесс

6

Школа обучения

Развивающийся процесс

7

Школа власти

Процесс ведения переговоров

8

Школа организационной культуры

Коллективный процесс

9

Школа внешней среды

Реактивный процесс

10

Школа конфигурации

Процесс трансформации


^ 4. Разработка стратегических целей организации



Общие формулировки финансовых и стратегических целей организации


^ Финансовые цели организации

Стратегические цели организации

Рост доходов

Увеличение доли рынка

Рост прибыли

Сокращение периода от разработки до выведения на рынок нового товара

Увеличение дивидендов

Превосходство над конкурентами по качеству товаров

Повышение рентабельности

Превосходство над конкурентами по издержкам

Увеличение собственного капитала

Лидерство по имиджу

Увеличение активов

Лидерство по технологиям




Цели организации


Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные



Четыре организационных уровня и четыре вида стратегий


Критерии оценки разработанных вариантов стратегии организации


Вопросы по разделу


  1. Попробуйте сформулировать свое определение стратегического менеджмента.

  2. По каким параметрам можно сравнить стратегический и оперативный менеджмент?

  3. Дайте определение миссии организации.

  4. Приведите примеры стратегических целей.

  5. Назовите стратегические уровни организации.





Задания


  1. На примере конкретной компании постройте дерево стратегических целей.

  2. Разработайте миссию для конкретной компании. (чиста канкретной)

  3. Разработайте видение для конкретной компании.






^ 5. Общий анализ факторов внешней среды


6. Проблема неопределенности внешней среды



Сложность


Сложная Сложная

нестабильная стабильная




Простая Простая

нестабильная стабильная

Стабильность

Два типа стратегий для снижения неопределенности внешней среды





Вопросы по разделу


  1. ^

    Дайте определение понятию «неопределенность внешней среды».

  2. На какие части можно разбить анализ неопределенности внешней среды?

  3. Охарактеризуйте каждый из четырех вариантов рассмотрения неопределенности внешней среды.

  4. Какие стратегии можно отнести к «внутренним» стратегиям?

  5. ^

    Какие стратегии можно отнести к «внешним» стратегиям?





Задания


  1. Определите в какой среде работают следующие организации и лица:

- авто-заправочная станция (АЗС)

- парикмахерская

- магазин сотовых телефонов

- гончар в средние века

- негосударственный ВУЗ
  1. ^

    Проведите PEST-анализ конкретной компании.










^ 7. Отраслевой анализ



Основные экономические характеристики отрасли





Примеры стратегического значения экономических характеристик

отрасли



Характеристики

^ Стратегическое значение

Размер рынка

Маленькие рынки менее привлекательны для компаний, чем большие

Темп роста рынка

Быстрорастущие рынки привлекают новых конкурентов, замедление темпов роста рынка усиливает конкуренцию и приводит к вытеснению слабых компаний

Степень вертикальной интеграции

Увеличивает требования к стартовому капиталу, влияет на характер конкуренции и уровень издержек производства у сильно и слабо интегрированных компаний

Быстрое изменение технологии

Повышает риск вхождения в отрасль, т.к. оборудование и механизмы часто устаревают до того, как полностью амортизируются

Быстрое совершенствование продукции

Сокращает жизненный цикл товара (услуги), увеличивает риск ввиду опасности быстрого выведения на рынок новых моделей товара конкурентами

Степень дифференциации продукции

Чем ниже дифференциация, тем сильнее давление покупателей, поскольку им легче перейти от одного производителя к другому

Возможность экономии на масштабе

Увеличивает объем производства и долю рынка, необходимые для обеспечения конкурентоспособного уровня издержек на единицу продукции

Степень загрузки производственных мощностей

Излишек производственных мощностей в отрасли приводит к падению цен и доходов компании. Недостаток мощностей — к росту обоих показателей

Входные барьеры

Высокие входные барьеры уменьшают вероятность появления в отрасли новых конкурентов

Прибыльность отрасли

Высокоприбыльные отрасли привлекают на рынок новые компании, низкоприбыльные стимулируют уход компаний в другие отрасли











Общая привлекательность отрасли обусловлена:







Вопросы по разделу


  1. Перечислите ключевые факторы, анализ которых необходим в первую очередь

для определения конкурентной ситуации в отрасли?

  1. Какие экономические характеристики отрасли рассматриваются в рамках отраслевого анализа?

  2. Выделите для отрасли, в которой Вы работаете (или работали) движущие силы конкуренции.

  3. Как определить ключевые факторы успеха для компании, работающей в конкретной отрасли?

От чего это зависит?

  1. Какие факторы учитываются при определении общей привлекательности отрасли?





Задание


  1. Определите ключевые фактору успеха для отрасли, в которой работает конкретная компания.





^ 8. Конкурентный анализ


5 сил Портера





Конкуренция







Схема карты стратегических групп




Критерий 1

НЕВЕРНО!


Критерий 2



^ Вопросы по разделу



  1. В каком случае конкуренция между компаниями – действующими участниками отрасли будет

максимальной?

  1. При каких условиях вероятность появления новых конкурентов увеличивается?

  2. Назовите пример, когда конкурентное давление со стороны товаров-заменителей (поставщиков,

потребителей) оказывает серьезное влияние на уровень конкуренции в отрасли.

  1. Дайте определение «стратегической группе».

  2. В какой ситуации спрогнозировать поведение конкурента не представляется возможным?



Задания


  1. Оцените влияние пяти сил Портера на конкретную компанию.

  2. Составьте карту стратегических групп для отрасли, в которой работает конкретная компания.







9. Анализ стратегического потенциала организации



Ресурсы и организация корпорации

Рынки и сбыт

Финансирование

Производство, операции и тех. аспекты

Персонал


Стратегическая значимость ключевых элементов организации


Этапы стратегического анализа издержек


  1. Построение внутрифирменных цепочек ценности организации и

фирм-конкурентов.



  1. Построение отраслевых цепочек ценности.



  1. Сравнение издержек фирм-конкурентов по основным видам деятельности.

  2. Разработка мер по повышению конкурентоспособности организации.



Вопросы по разделу
^

  1. Каковы основные цели анализа внутренней среды организации?

  2. Перечислите компоненты анализа внутренней среды организации.

  3. Перечислите ключевые элементы организации.

  4. Назовите этапы процесса оценки преимуществ и недостатков организации.


  5. Для чего необходимо построение цепочки ценности организации?
^


Задание
1. Постройте цепочку ценности для конкретной организации.


10. Анализ соответствия стратегии




Для анализа эффективности существующей стратегии могут быть использованы

следующие показатели:


  • рост объема продаж организации по сравнению с ростом объема продаж в среднем

по отрасли, увеличение (уменьшение) доли рынка по сравнению с конкурентами;


  • изменение прибыли и других экономических показателей организации и их сравнение

с аналогичными показателями конкурентов;


  • изменение финансового состояния организации и ее кредитного рейтинга;




  • динамика курса акций организации и соотношение рыночной и номинальной

стоимости акций в оценке акционеров;


  • репутация и имидж организации у потребителей;




  • лидерство организации в технологиях, инновациях, электронной коммерции,

качестве продукции, скорости исполнения заказов, уровне цен, быстроте выведения

на рынок новых товаров и других параметрах, на основе которых потребители выбирают

торговую марку.

Таблица с перечислением сильных и слабых сторон компании, потенциальных

внешних возможностей и угроз


^ Ранг важности

Потенциальные сильные стороны компании

Ранг важности

^ Потенциальные слабые стороны компании

1

Известный лидер рынка в отрасли

1

Отсутствие четкой стратегии

2

Высокая квалификация производственного и управленческого персонала

2

Невысокая рентабельность производства

3

Получение экономии от больших объемов и масштабов производства

3

Невысокий уровень маркетинга

4

Наличие краткосрочной стратегии развития предприятия

4

Отсутствие достаточного финансирования

^ Ранг важности

Потенциальные внешние возможности компании

Ранг важности

^ Потенциальные внешние угрозы компании

1

Наличие неудовлетворенного спроса в том или ином сегменте рынка

1

Экономический и финансовый кризис в стране

2

Государственная поддержка отрасли (предприятия)

2

Появление новых конкурентов

3

Наличие на рынке труда квалифицированного персонала

3

Возрастание влияния поставщиков на цену и качество материалов и комплектующих изделий



Схема матрицы SWOT-анализа


 

^ Потенциальные внешние возможности

Потенциальные внешние угрозы

Сильные стороны

государственная поддержка возможность 2 возможность 3

кризис угроза 2 угроза 3

лидер рынка



Что делать?

 

 

 Что делать?

 

сильная сторона 2

сильная сторона 3

^ Слабые стороны

 

 

отсутствие стратегии

 

 Что делать?

 

 

 Что делать?

 

слабая сторона 2

слабая сторона 3


Определение конкурентной силы компании «1»


^ Ключевые факторы успеха

Вес

Компания «1»

Компании-конкуренты

«2»

«3»

«4»

«5»

Качество и характеристики товара

0,1

8 / 0,8

5 / 0,5

10 / 1

1 / 0,1

6 / 0,6

Имидж

0,1

8 / 0,8

7 / 0,7

10 / 1

1 / 0,1

6 / 0,6

Производственные возможности

0,1

2 / 0,2

10 / 1

4 / 0,4

5 / 0,5

1 / 0,1

Использование технологий

0,05

10 / 0,5

1 / 0,05

7 / 0,35

3 / 0,15

8 / 0,4

Дилерская сеть и возможности распространения

0,05

9 / 0,45

4 / 0,2

10 / 0,5

5 / 0,25

1 / 0,05

Инновационные возможности

0,05

9 / 0,45

4 / 0,2

10 / 0,5

5 / 0,25

1 / 0,05

Финансовое положение

0,1

5 / 0,5

10 / 1

7 / 0,7

3 / 0,3

1 / 0,1

Издержки по сравнению с конкурентами

0,3

5 / 1,5

10 / 3

3 / 0,9

1 / 0,3

4 / 1,2

Обслуживание клиентов

0,15

5 / 0,75

7 / 1,05

10 / 1,5

1 / 0,15

4 / 0,6

Сумма весов

1,0

---

---

---

---

---

Общая взвешенная сумма

---

5,95

7,7

6,85

2,1

3,7

Шкала оценок:
1 — очень плохо, 10 — очень хорошо
^ Пример расчета:
Вес фактора «имидж» = 0,1
«Имидж» компании «1» оценивается на 8 баллов, следовательно => 0,1 x 8 = 0,8
В столбец «Компания 1» записываем «8 / 0,8»
Далее в столбце «Компания 1» суммируются все коэффициенты по каждому фактору:

0,8 + 0,8 + 0,2 +… + 0,75. В результате получаем общую взвешенную сумму 5.95.
Аналогичную процедуру выполняем по конкурентам.
Затем сравниваем взвешенные суммы.





^ 11. Анализ групп влияния



Типичные интересы основных групп влияния





Вопросы по разделу


  1. Какие факторы следует учитывать при составлении SWOT-анализа?

  2. Какие выводы позволяет сделать проведение SWOT-анализа?

  3. В чем суть метода «оценки конкурентной силы организации»?

  4. Дайте определение понятию «стейкхолдеры».

  5. Какова роль групп влияния в стратегическом процессе?



Задания


  1. Проведите SWOT-анализ для конкретной организации с использованием матрицы

SWOT-анализа.

  1. Определите конкурентную силу конкретной компании с использованием

весовых коэффициентов.

  1. Проведите анализ групп влияния в конкретной компании.



12. Стратегии конкуренции



^ Стратегия конкуренции — это план достижения превосходства над конкурентами. Стратегия конкуренции содержит набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепление позиции организации на рынке.


Выделяют пять базовых стратегий конкуренции
Степень

фокусирования


^ Сфокусированная (нишевая)
стратегия на базе
низких издержек


Сфокусированная
стратегия
дифференциации

Стратегия
оптимальных
издержек


Стратегия
лидерства
по издержкам


Стратегия
широкой
дифференциации


Степень

дифференциации

Два способа достижения лидерства по издержкам



Четыре способа дифференциации

По товару


По услугам


По персоналу


По имиджу




Вопросы по разделу


  1. Перечислите стратегии конкуренции.

  2. Какими способами можно достичь лидерства по издержкам?

  3. Назовите недостатки стратегии лидерства по издержкам.

  4. Какими способами можно достичь дифференциации?

  5. В чем суть стратегии оптимальных издержек?



Задания


  1. Организация занимается предоставлением услуг в сфере продажи парфюмерии и косметики

такого же качества, как основной конкурент, но по более низкой цене. Опишите стратегию,

которую использует организация. Каковы условия успешности данной стратегии?

  1. Опишите ситуацию, в которой компания использует стратегию широкой дифференциации.

  2. Опишите ситуацию, в которой компания использует стратегию фокусирования на издержках.



13. Стратегии внешнего роста


Интеграция

По направлению

Вперед


Информация, доступная до и после приобретения

До

После

Структура организации и каналы связи

Ожидания, ценности и культура организации

Информация по основному персоналу, особенно по заработной плате

Качество основного управленческого персонала

Состав советов директоров и информация по основным директорам

Система вознаграждений организации

Детальная информация по продукту

Типы принятия решений, действующие в организации

Подробная информация об активах

Политика организации и любые скрытые конфликты

Финансовые показатели предшествующих периодов

Характер индивидуальных задач

Образ корпорации

Уровни приоритета и отношений


Вопросы по разделу


        1. Назовите разновидности стратегий внешнего роста.

        2. Перечислите виды диверсификации?

        3. Какие разновидности стратегии вертикальной интеграции Вы знаете?

        4. В чем наиболее существенные преимущества стратегий внешнего роста?

        5. Что представляет собой стратегия аутсорсинга?


Задания



  1. Компания, занимающаяся продажей своей продукции через сеть Интернет,

решила увеличить объём продаж своего товарного ряда путем открытия собственной

торговой сети. Какую стратегию будет применять компания? При каких условиях

стратегия будет успешна?

  1. Крупная национальная компания «А», занимающаяся производством автомобилей,

имеет отрицательную динамику роста продаж во втором полугодии. Рекламные акции

и скидки, которые предоставляла компания, положительных результатов не принесли.

В этой связи компания «А» снизила количество производимых автомобилей, конвейеры

встали. На данном сегменте рынка существует более мощный конкурент – компания «В»,

которой требуется открыть производство в данном регионе, чтобы увеличить количество

продаж. Какую стратегию необходимо использовать компании «А» в данном случае?

  1. Организация предоставляет фотоуслуги. Численность штатных сотрудников 15 человек.

По всем показателям деятельности (таким, как выручка, стоимость основных средств,

среднесписочной численности работников) организация относится к малым и имеет право

перейти на упрощённую систему налогообложения. Главный бухгалтер требует повышения

заработной платы до 30000 рублей. Какую стратегию использует компания? К какой группе

относится данная стратегия? Назовите другие стратегии этой группы.

  1. Опишите ситуацию, в которой компания использует стратегию конгломератной диверсификации.





^ 14. Стратегии наступления и обороны


Вопросы по разделу


  1. Назовите периоды формирования и утраты конкурентного преимущества.

  2. Перечислите и прокомментируйте наступательные стратегии.

  3. В каких случаях уместно их применение?

  4. Назовите четыре типа организаций, являющихся оптимальными объектами для атаки.

  5. Перечислите и прокомментируйте оборонительные стратегии.

Задания


  1. Всемирная известная компания X заявила о желании создать подразделение, которое

будет производить продукт S. Через 2 недели в интервью глава компании Y (являющейся

лидером рынка продукта S) заявил, что подразделение, отвечающее за разработку

и производство продукта S из-за мирового финансового кризиса в четвертом квартале 2008 года принесло прибыль на 40% ниже, чем за аналогичный период 2007 года. Какую стратегию использовала компания Y?

  1. Компания, предоставляющая услуги сотовой связи, осуществила покрытие населенного

пункта, в котором до этого не работал ни один сотовый оператор. Какую стратегию

использовала компания?

  1. Опишите ситуацию, при которой компания использует стратегию упреждающих ударов.




Скачать файл (558 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации