Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Рецензия на спектакль театра Сатирикон. Синее Чудовище - файл 1.docx


Курсовая работа - Рецензия на спектакль театра Сатирикон. Синее Чудовище
скачать (38.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx39kb.08.12.2011 18:38скачать

содержание

1.docx

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4

1.Теоретическая часть…………………………………………………………….5

1.1. Разновидность театров……………………………………………………..5-6

1.2. История театра «Сатирикон»…………………………………………….6-14

1.3. Театр «Сатирикон» новые идеи………………………………………..14-15

2. Практическая часть. Рецензия на спектакль «Синее Чудовище» театра «Сатирикон»………………………………………………………………………15-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы это введение новых приемов в театр. Например, как театр «Сатирикон» сделал постановку «Синее Чудовище»-цирк в двух частях.

Цель данной работы заключается в том, чтобы определить место новаторства в театре. Что дают эти новшества театру? Нужны ли они вообще? И что делать с обычным, старым театром? Убрать его, или оставить все как есть? Все эти вопросы отвечают на задачи курсовой работы.

Для начала надо определиться какие разновидности театра бывают, чтобы определять что является новым приемом,а что нет. А затем на примере «Сатирикона» можно рассмотреть одно из новшеств театра. Для этого нужно изучить историю самого «Сатирикона». И выяснить влияние новых приемов, идей и странных сочетаний для театра.

21 век-это век новых технологий, новых идей. Вот и театр «Сатирикон» решил попробовать что-то новое, необычное для театра. Константин Райкин сделал цирк из постановки «Синее Чудовище». Он использовал все, для того чтобы это было не похоже на обычный театр. На сцене — манеж, на потолке — крепежи для трапеций, обручей и лестниц, внутри манежа — какой-то гроб на колесиках. Так и ждешь появления не артистов, а клоунов. И они появляются.

На барьере, который двигается, стоит мотор. В какой-то момент сцена заполняется водой, а потом она уходит. Технические новинки цепляют глаз: электрогондолы с моторчиком, диалоги на трапециях или просто на руках в тяжелой позе. Здесь будут и маски итальянской комедии дель-арте (комедия масок), и клоунада, и жонглеры, и эквилибристы. Театр соединяется с цирком ровно в той пропорции, чтобы зритель не успевал ни опомниться от удивлений, ни привыкнуть к зрелищу. В конце концов, смесь все-таки оказывается взрывоопасной — и возгорается. Но это, к счастью, случается только в финале, где происходит настоящий фейерверк.



В этом спектакле отсутствует глубина, нет пространства для размышления. Похоже на то, что режиссер просто хотел развлечь публику. Хотел, чтобы зрители не утруждались поиском смысла, а просто забыли о проблемах и посмеялись, причем неважно над чем. Хотя юмор вызывает большое сомнение – много вульгарного и грубого. Но именно такие шутки больше всего веселят публику. Даже любовь, зло, все было насмешно. А может этот цирк был устроен для того, что высмеять эту культуру, чтобы никогда больше не поддаваться ее влиянию.

Структура курсовой работы:

1.Введение

2.Основная часть:

-Теоретическая часть. Разновидность театров. История театра «Сатирикон». Новые приемы в театре «Сатирикон». Влияние новых идей на театр.

-Практическая часть. Рецензия на спектакль «Синее Чудовище» театра «Сатирикон».

3. Заключение

4. Список литературы



1.Теоритическая часть

1.1.Разновидность театров

Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными «номерами». Подобные действа отличались синкретизмом (от греч. «синкретисмос» - «соединение»), т.е. такой степенью слитности составных частей (музыки и слова в первую очередь), что зритель не мог вычленить их в своем сознании и оценить каждую форму отдельно. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом – намеренным соединением разных форм.

По видам действий актёра во время представления различают следующие виды театров:

-театр абсурда

-балет

-детский

-драматический

-театр зверей

-театр инвалидов

-крепостной театр

-кукольный

-мюзикл

-театр одного актёра

-оперный

-оперетта

-пантомима

-театр пародии

-театр песни

-театр поэзии

-сатиры



-театр танца

-театр теней

-уличный театр

-театр эстрады
2.2 История театра «Сатирикон»

1939 год.  Ленинградский театр эстрады и миниатюр открывает свой первый сезон. Одним из его организаторов был Аркадий Райкин.

1941-1945 годы. Участие в концертах по обслуживанию фронтов. Театр проехал тысячи километров от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана. Артисты выступали на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, на палубах боевых кораблей.

На вопрос журналиста  армейской газеты: «Какие ваши творческие планы?» Аркадий Райкин отвечает: «Бить фашистов до полной победы. Только своим оружием, оружием сатирического слова».
Был такой странный период нашего пребывания на фронте, когда мы все время опаздывали к своей смерти. Нас всегда очень ждали в частях армии и флота. Было составлено четкое расписание наших переездов и спектаклей. Однажды нас в пути задержала пурга, а дом, приготовленный нам для ночлега, начисто снесло вражеской бомбой, в другой раз мы опоздали к выступлению на передовой, где днем снаряд попал в эстраду, где в это время мы должны были играть спектакль.

^ Аркадий Райкин. Воспоминания. Рассказ Р. Ромы

 1945 год, май.  Гастроли в Латвии. День Победы встретили в Риге.

 1946-1957 годы.  Многомесячные гастроли по стране.
Театр был в постоянных разъездах… Примерно на два месяца  ежегодно приезжали в Москву, несколько дольше работали в Ленинграде, по месяцу гастролировали  в разных городах…



Аркадий Райкин. Воспоминания.
С конца 50-х годов начались регулярные гастроли  Райкина на Западе.

1957 год – Польша, 1958 – Болгария и Чехословакия, затем Венгрия, ГДР, Румыния, Югославия и снова Польша, Венгрия….
В наших зарубежных поездках мы всегда стремились играть на языке той страны,где проходили гастроли… Перевод текста мы заказывали иностранцам, для которых этот язык был родным. Наши переводчики должны были понимать юмор, уметь передать остроумный текст. С нами занимались преподаватели, всовершенстве владеющие этим языком… Чтобы подготовиться к такому выступлению, нужно время – полгода, год. Трудно, но надо.

^ Аркадий Райкин
Однажды мне пришлось слышать, как Аркадий Райкин читал один и тот же монолог на русском, чешском, сербском, румынском, словацком, венгерском, немецком и английском языках, читал так легко и увлеченно, словно знал все эти языки с детства…

^ Татьяна Тэсс

Заявок и интересных предложений театру от зарубежных импресарио было более чем достаточно, но в подавляющем большинстве случаев выбор падал на представителей танцевального или вокального жанра. Просто тут действовал весьма распространенный принцип: «Нечего сор из избы выносить».

1964 год.   Поездка в Англию и выступление по английскому телевидению.

 В 1970 году партийным руководителем Ленинграда становится Григорий Романов.
Хозяин города на Неве люто ненавидел Райкина и его театр.  Он давил его неимоверно, он просто его уничтожал.

^ Роман Карцев



В Ленинграде существовал негласный список, запрещенных к показу на телевидении артистов, — рассказывает тележурналист Галина Мшанская. — Туда входили и Аркадий Райкин, и Сергей Юрский. Им не давали эфир ни на радио, ни на телевидении. Поэтому они были вынуждены уехать из Ленинграда.

Романов Григорий Васильевич терпеть не может наш театр, он нас душит и не отпускает.

^ Аркадий Райкин
1981 год.  В театр приходит Константин Райкин и группа молодежи.  Он довольно быстро уговаривает Аркадия Райкина переехать в Москву.
Из воспоминаний Константина Райкина:

"Папа сказал Брежневу, что хочет переехать с театром в Москву, и за пятнадцать минут этот вопрос был решен. Беспрецедентный случай. Было так.

^ Райкин: Леонид Ильич, прежде нужно договориться с несколькими людьми…

Брежнев: Пожалуйста, давай я прямо сейчас им и позвоню.

И первым позвонил Демичеву, тот был министром культуры:

Слушай, тут у меня Райкин, он хочет в Москву переезжать. Я – за.  Как ты? Тогда я так и пишу: Демичев – за.

^ Райкин: Надо, наверное, и Гришина предупредить, раз мы переезжаем в Москву.

Брежнев звонит Гришину и произносит буквально то же:

Вот у меня сейчас Райкин, он хочет в Москву переезжать. Я Демичеву звонил, мы, я и Демичев – за. Ты как? Понял. Я пишу: Гришин – за. Все в порядке!

^ Райкин:  Леонид Ильич, есть же еще один человек – Романов…

Брежнев тут же звонит по вертушке в Ленинград:



Это Брежнев говорит. У меня тут Райкин, он в Москву с театром хочет переезжать. Я – за, Гришин с Демичевым – за. Как ты? Понял. Я так и пишу: Романов – за".
1982 год.  Театр переезжает в Москву и становится Государственным театром миниатюр под руководством Аркадия Райкина.

1983 год.  Принято постановление о передачи здания кинотеатра «Таджикистан» театру Райкина. Началась реконструкция, переоборудование кинотеатра под театр. Как анекдот можно вспомнить, что по требованию населения района уже в 1984 году началось строительство кинотеатра «Гавана», которое было закончено в 1986 году, раньше, чем открылся театр Райкина, реконструкция которого растянулась на целых четыре года. 
1984 год. В театре появляется спектакль «Лица». Очень похожа стремительная смена лиц на творческий прием Аркадия Райкина. Прием хоть и тот, да не тот. Райкин младший пошел по стезе, а не по стопам Райкина старшего.
Быть зрителем в своем родном театре куда труднее, чем выступать со сцены. Я волнуюсь вдвойне: и как руководитель театра, и как отец. Рад, что мой сын, принимая трудное фамильное наследство, идет своим непроторенным путем. Он ищет новую тропу, а это всегда интересно.

^ Аркадий Райкин
У нас один театр – театр сатиры. И задача тоже одна – разобраться в зле сегодняшнего дня, уничтожить его смехом. Только отец со своими актерами  делает это  в плане социально-экономическом,  а я с моими товарищами – в плане человеческих отношений.                                                            Константин Райкин


Нам нужно менять весь свой репертуар: до недавней поры актуальный, он теперь стал, так сказать, вчерашним днем…

^ Аркадий Райкин
Актеры Райкина каждодневно доказывают,  что театр даже не с вешалки начинается. Ибо ни вешалки, ни кола, ни двора  своего у них сейчас нет, а театр все-таки есть.

^ Валерий Кичин 
1987 год.  Государственный театр миниатюр  получает новое название. На афише появляется  Государственный театр «Сатирикон».
Почему "Сатирикон"? Это связано с историей театра Аркадия Райкина. Мир сатиры и юмора. Кроме того, был такой журнал в начале прошлого века, где печатались русские писатели Зощенко, Теффи и другие. "Сатирикон" был у Петрония, где рассказывалось в комическом и сатирическом ключе о жизни римского общества. Был «Сатирикон» у Феллини. Нас привлекла туманность этого названия. Никто толком не знает, что это такое, но у меня есть ощущение этого слова. Корень ясен – сатира, но необязательно его придерживаться.  

^ Константин Райкин
1987 год, 4 июня.  В реконструированном здании  бывшего кинотеатра играется первый спектакль, премьера «Мир дому твоему».
Мы празднуем новоселье на марше: репетируем один  спектакль, приступаем  к работе еще над двумя.

^ Константин Райкин 


1987 год, декабрь.  Ушел из жизни Аркадий Райкин. Закончилась целая глава не только в истории его театра, но и в истории сценического искусства.

Эстафету принимает Константин Райкин. Став руководителем театра, К. Райкин ищет для него новое лицо, постепенно формируя полноценный драматический репертуар.

1988 год.  На сцене театра появляются «Служанки» Ж. Жене в постановке Романа Виктюка. Успех был ошеломляющим. Резко изменив привычный курс театра, Райкин одерживает громкую победу.

1990-1992 годы.  Эти годы можно назвать переходным периодом  от миниатюры к драматургическому репертуару, периодом  «коротких штанишек» театра. Драматургия бралась уже первоклассная, а спектакли представляли собой по жанру драматическое шоу. Публика приучалась к новому театру, и постановки режиссера А. Горбаня («Голый король» Шварца, «Мнимый больной» Мольера, «Хозяйка гостиницы» Гольдони) сыграли определенную роль в этом процессе.

^ 1991 год.  Государственному театру «Сатирикон» присваивается имя Аркадия Райкина.

1992 год.  Театр переименовывается в Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.

1994 год.  Премьера «Великолепного рогоносца» Ф. Кроммелинка в постановке Петра Фоменко принесла:  

- Государственную премию России  Константину Райкину,

- премию “Золотая маска” СТД РФ  Петру Фоменко,

- приз “Хрустальная Турандот” Ассоциации деятелей культуры “Музы свободы” Наталии Вдовиной  и Константину Райкину.

1995 год.  Валерий Фокин ставит «Превращение»  по Ф. Кафке (совместно с Центром им.Вс. Мейерхольда). Этот спектакль приносит первую премию «Золотая маска» Константину Райкину и получает «Хрустальную Турандот» как лучший спектакль сезона.



1996 год.  Театр осуществляет грандиозный проект постановки “Трехгрошовой оперы” Б. Брехта (режиссер В. Машков), посвятив ее 85-летию со дня рождения Аркадия Райкина.

1998 год.  Выдающийся грузинский режиссер Роберт Стуруа ставит в театре шекспировского  «Гамлета» с Константином Райкиным в заглавной роли.   

2000 год.  Премьера моноспектакля Константина Райкина «Контрабас» по пьесе П. Зюскинда (режиссер Е. Невежина).Эта актерская работа приносит Константину Райкину вторую «Золотую маску».   

2001 год.  На сцене театра появляется драматическое шоу «Шантеклер»  по пьесе Э. Ростана. Режиссер Константин Райкин.

2002 год.  Новая встреча театра с Робертом Стуруа. Он ставит малоизвестную пьесу Гольдони «Синьор Тодеро брюзга», переименованную театром в «Синьор Тодеро хозяин».

В заглавной роли – Константин Райкин.

В этом же году театр приглашает питерского режиссера Юрия Бутусова, который ставит  «Макбетта»

Э. Ионеско. 

2003 год.  Театр  впервые обращается к русской классике. Константин Райкин ставит пьесу 

А.Н. Островского «Доходное место».

2004 год.  Спектакль «Страна любви» по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» в постановке  Константина Райкина становится визитной карточкой нового поколения артистов  театра, пришедших в труппу всем курсом после окончания Школы-Студии МХАТ (курс Константина Райкина).

Константин Райкин играет заглавную роль в спектакле «Ричард III» У. Шекспира в постановке Юрия Бутусова и получает третью «Золотую Маску». 

2005 год.  Театр выпускает спектакль по пьесе А. Нотомб «Косметика врага» (режиссер Роман Козак), где играют два художественных руководителя двух театров: Константин Райкин и Роман Козак.

^ Сезон 2006-2007 годов:



- Юрий Бутусов ставит «Короля Лира» с Константином Райкиным (четвертая «Золотая Маска»);

- Марина Брусникина – «Случай» Гольдони и «Бальзаминова» по трилогии А. Островского;

- Константин Райкин на Большой сцене выпускает спектакль «Азбука артиста» (класс-концерт, в котором   вместе с молодыми артистами театра участвует сам), а на Малой – два спектакля по пьесам ирландского драматурга М. Макдонаха – «Королева красоты» и «Сиротливый Запад». 

2008 год.  На сцене  театра рождается настоящая сказка для взрослых. Константин Райкин ставит в жанре цирка «Синее чудовище» К.Гоцци.

На Малой сцене режиссеры А. Покровская и С. Шенталинский ставят спектакль по пьесе А.Островского «Не все коту масленица» со студентами Школы-студии МХАТ (курс Константина Райкина). В роли Ахова – Константин Райкин.  

2009 год.  После вынужденного перерыва на сцену  возвращается спектакль «Доходное место» А.Н. Островского с новыми исполнителями многих ролей.

В этом же году театр открывает новый сезон спектаклем по пьесе французского драматурга Ж.Сиблейраса «Тополя и ветер». Режиссер Константин Райкин. 
^ Константин Райкин: «О художественных принципах нашего театра можно сказать следующее. С одной стороны – это основанная на высокой драматургии, прежде всего на классике, мощная энергетическая атака на зрительный зал. Независимо от жанра очень напористое, мускулистое, атакующее, но не агрессивно, действо на сцене. С другой – большая любовь к зрителю. Не может быть равнодушия к зрителю или неприятия по отношению к нему. Все, что происходит на сцене изначально делается для зрительного зала и с любовью к нему. Это для нас принципиальная позиция, и её «Сатирикон» наследует от театра Аркадия Райкина. Мы работаем для того, чтобы нас поняли, чтобы  возвысить,  очистить и просветлить наших зрителей. Поэтому мы те

атр большой положительной энергии, при этом театр поэтический, всегда стремящийся  оторваться от быта, освободиться от него. По методологии мы стоим на позициях Станиславского и не отказываемся от психологического театра, понимая, что театр невозможен без разработанной психологической гаммы человеческих отношений и переживаний, без «жизни человеческого духа» на сцене.  Отсюда и существующий у нас принцип приглашения разных режиссеров, обязательно близких нам по духу, по своему ощущению и театра, и жизни». 
2.3.Театр «Сатирикон» и новые идеи

Великая вещь — театральная геометрия. Одно дело привычные углы — прямоугольники зеркала сцены, игровой площадки и кулис. И совсем другое — круг. Неудивительно, что в поисках "приемов новых, сочетаний странных" режиссеры меняют геометрию. Кажется, она одна уже способна изменить природу зрительских эмоций. Труппы так называемого нового цирка в последнюю пару десятилетий взяли за правило разыгрывать свои представления в обычных итальянских сценах-коробках. Театрам сам бог велел переместиться в цирк. Зрителя на "Синем чудовище" встречает "откусивший" центральные места от первых рядов кресел цирковой круг и развешанные над ним лесенки, обручи, лонжи и прочие атрибуты чудного искусства.

Для театра «Сатирикон» идея сделать из театра цирк была впервые. И, на мой взгляд, идея была удачной. Константина Райкина заставило так поступить неотменимая необходимость чем-то удивлять, пленять, соблазнять и заманивать публику.

Молодые выпускники МХАТа очень гармонируют с такой идей, как цирк. В спектакле присутствуют «шутки ниже пояса», думаю это является тоже одной из новых идей театра. Именно в этом «цирке» с помощью техники, игры актеров (такой, какой еще никто не показывал) показана жизнь, такая, какая она есть.



Любовь к театру, такой какой он есть, испытывают большинство не все люди. А с помощью новых идей, приемов и различных сочетаний театр становится доступным всем. Этот спектакль смотрится очень легко, не надо задумываться и искать какой-то глубокий смысл, его можно просто посмотреть и испытать эмоции.

Но, к сожалению, новшества интересны по большей части молодежи. Люди старшего возраста предпочитают классику. Может быть, потому что привыкли к такому театру, какой он был всегда, или просто хотят видеть спектакли с каким либо смыслом. А спектакль «Синее Чудовище» не имел глубокого смысла, т.к. был основан именно на новых приемах, цель которых была развлечь зрителя. Но, на мой взгляд, именно новшество привлекает еще больше людей в театр, а тем более молодежь. Поэтому «театры разные нужны, театры разные важны».
2.Практическая часть

Рецензия на спектакль «Синее Чудовище» театра «Сатирикон».

Жанр "Синего чудовища" Карло Гоцци по-научному называется фьябой, а попросту — волшебной сказкой. Как положено, есть в этой пленительной итальянской лжи и намек, и добрым молодцам урок.

Этот спектакль про любовь, колдовство и превращения. Это путешествие в мир чудес. В основе заложен острый сюжет, трогательные клоуны, ужасные монстры и романтическая старая Венеция.

В некоей стране поселилось заколдованное Синее чудовище. Чтобы освободиться, ему необходима влюбленная пара. Она находится, когда в столицу возвращается сын правителя Таэр с молодой женой, грузинской принцессой Дардане. Чудовище разлучает влюбленных. Дардане отправляет в мужском костюме в город и устраивается в охрану при китайском дворе; скрывая свой пол, переносит домогательства блудливой царицы и побеждает зловонного змея, пожирающего девственниц, а Таэр превращается в Синее чудовище, которому под страхом смерти запрещено открывать, кому бы то ни было свое 

имя. Умрет он и в том случае, если его в новом обличии не полюбит Дардане. Чудовище, вернув себе прежний облик, исчезает.

Главное в этом спектакле, что девушка должна полюбить урода, в которого превратился ее жених, угадать в страшиле доброе сердце и тем самым разрушить чары. Проще говоря, это итальянский «Аленький цветочек». Но для такого сюжета нужна спецупаковка, и цирк в качестве таковой вполне оправдан.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спектакль «Синее чудовище» прекрасный образец современного театрального искусства. Любое искусство никогда не стоит на месте - появляются новые выразительные формы, новый язык, новые интерпретации - будь то живопись, музыка или театр. И производить это новое - непросто. Гораздо безопаснее идти проторенным путем, использовать готовые схемы и приемы. В «Сатириконе» не боятся экспериментировать.

Люди, как и много веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображенный силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог – и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника – декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство сцены «заговорить». И все вместе заключено в строгие рамки режиссерского замысла, что придает разнородным элементам завершенность и цельность.

Зритель сознательно (а порой и бессознательно, будто против воли) оценивает игру актеров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное – он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни.

Поэтому очень трудно судить о месте «новшества» в театре. Кому то это по душе, а кому то нет. Но современные театры нужны однозначно. Время идет и все развивается, а мимо такого искусства, как театр это не пройдет.




Список литературы:

1.Энциклопедия для детей. Аванта «плюс». Искусство том 7. Часть третья. «Музыка. Театр. Кино». М., 2000

2.Сиариков Л. «Театральная жизнь Москвы». М., 1996

3.Гасснер Дж. «Форма и идея в современном театре». М., 1963

4.Арто А. «Театр и его двойник». М.: Мартис, 1993

5. Эпштейн М. «Игра в жизни и искусстве.Советская драматургия». М., 1982

6. "Российская газета" - Центральный выпуск №4750 от 15 сентября 2008 г. Алена Карась

7. http://www.timeout.ru/theatre/event/125415/

8. http://www.smotr.ru/2008/2008_scon_gozzi.htm

9. http://www.satirikon.ru/index.php?id=96





Скачать файл (38.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации