Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Общество как субъект социальной жизни - файл 1.doc


Общество как субъект социальной жизни
скачать (117 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc117kb.08.12.2011 18:46скачать

содержание

1.doc

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина СОЦИОЛОГИЯ
Тема: «Общество как субъект социальной жизни»


Выполнила:

Проверил:
Омск - 2008

План

Введение 3

1. Общество как социальная система: социальные связи и взаимодействия 4

2. Типология социальных систем 6

3. Социальные группы и общности 8

3.1.Виды социальных общностей 9

3.2. Классификация социальных групп 10

4. Социальные институты. Признаки и функции социальных институтов 13

Заключение 20

Использованная литература 21



Введение


Тема представленной контрольной работы «Общество как субъект социальной жизни» видится мне как нельзя актуальной. Современный человек в сложном противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор.

Такое положение современного человека – это лишь одна из немногих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Итак, цель предлагаемой контрольной работы – изучить, проанализировать и оценить общество как объект социальной жизни.

На основании данной цели можно выделить следующие задачи:

  • рассмотреть общество как социальную систему: дать понятие обществу, изучить социальные связи и взаимодействия;

  • рассмотреть типологию социальных систем;

  • дать классификацию социальным группам и общностям;

  • изучить социальные институты, выявить их признаки и функции.

Таким образом, предметом данной контрольной работы является общество.
^

1. Общество как социальная система: социальные связи и взаимодействия


В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение, чем в быту. Чтобы выяснить суть понятия «общество», следует различать три разных понятия – «страна», «государство», «общество».

^ Страна – часть света или территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. [1, с. 59]

Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). [1, с. 59]

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. [1, с. 59]

В самой социологии имеются различные трактовки понятия «общество», но во всех этих определениях в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее емко и образно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды. Самодостаточность же, в свою очередь, означает стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.

Основная задача системного подхода в исследовании общества – объединение различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.

С точки зрения системного подхода социальная система – целостное образование, формируемое состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Под социальным действием (взаимодействием) в социологии понимается осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей, сориентированное и (или) воздействующее на их поведение и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других. Основными элементами социальной системы являются люди, социальные общности и институты, находящиеся в определенной (социальной) связи, взаимодействии и отношениях. [1, с. 60]

Существенными чертами любой системы, в том числе социальной, являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Основу социальных систем обычно составляют типы социальных связей (СС), под которыми мы понимаем социальное действие, выражающее зависимость людей и их групп. Социальные связи включают в себя следующие основные элементы: субъекты СС; предмет СС; содержание СС; механизм СС и его сознательное регулирование. С развитием общества социальные связи усложняются.

Основные формы социальных связей – социальный контакт, т. е. неглубокая, поверхностная связь единичного характера; социальное взаимодействие; социальное отношение. Социальные связи и взаимодействия составляют основу образования социальных групп, общностей, социальных институтов и социальных организаций, социальных ценностей и норм, социального контроля и др. В том случае, когда при классификации социальных систем за основу берутся социальные связи, выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи).

Рассмотрим понятия «социальные институты», «социальная группа» и «социальная общность» ниже.
^

2. Типология социальных систем


Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, составляют типологию. [2, с. 111]

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на открытые и закрытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делится на дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний – охота и собирательство. Первобытное существо, состояло из локальных родственных групп (трип). По времени оно было самым продолжительным – существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели – бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него – земледелие. Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первообразной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неологической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией.
^

3. Социальные группы и общности


Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого организма на отдельные структурные составляющие.

В современной науке нет однозначного понятия «социальная группа». Одни ученые трактуют социальную группу как часть более крупных социальных общностей, по мнению других, социальная группа есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.[1, с. 80]

Что же представляют собой социальная общность и социальная группа? Чем же они отличаются?

Трудности разделения понятий «социальная группа» и «социальная общность» объясняются тем, что, во-первых, возникнув из социальной реальности, они долгое время трактовались по-разному, а во-вторых, в процессе функционирования общества люди представляют собой огромное количество видов сообществ, рассматриваемых по огромному количеству оснований.

^ Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения. [1, с. 81]

Общность, основу которой составляют связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) с целью объединения, солидарности, согласования совместных условий, можно назвать социальной группой. [1, с. 82]

^

3.1.Виды социальных общностей


Различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. В строгом научном смысле такие общности нельзя назвать социальными группами. Они определяются обычно как квазигруппы или агрегации, социальные круги, в которых людьми осуществляются определенные, неглубокие социальные контакты, общение. Отличительными чертами квазигруппы являются: 1) достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий в них.

^ Основные виды квазигрупп – аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей на этой основе общность). Это сложное и неоднородное социальное образование, различающееся прежде всего тем, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Следовательно аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные групп в зависимости от отношения к той или иной информации.

Толпа – это собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто больше, чем простая агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно являются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.

В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на следующие виды: случайная толпа – наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа – заранее планирующееся и относительно структурированное собрание людей; экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом; действующая толпа – форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый характер. [3, с. 175]

Наиболее близкими к социальным группам являются квазигруппы, называемые социальными кругами. По определению Я. Щепаньского, таковыми следует называть «свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками.

В соответствии с классификацией Я. Щепаньского существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные – постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, основа­ний (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональ­ные — объединяющиеся для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку; дружеские — основанные на сов­местном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее меж­ду общей компанией и группой друзей); статусные — образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.

Таким образом, квазигруппы рассматриваются обычно как не­которые переходные образования на пути от хаотичных к устойчи­вым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социаль­ных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.

^

3.2. Классификация социальных групп


Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового образования. В социологической литературе существует множество класси­фикаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для про­ведения классификации социальных групп: этническая или расовая принадлежность; уровень культурного развития; типы структуры, существующей в группе; задачи и функции, выполняемые группой в более широких об­щностях; преобладающие типы контактов между членами группы; различные виды связей, существующих в группах; другие принципы.

К другим методам классификации относится, например, разде­ление групп на основе принадлежности к ним индивидов. Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он принадлежит, и определяет эти группы как свои («моя семья», «мой класс» и т.д.). Такие группы называются ингруппами — человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами («мы»). Другие группы, к которым не принадлежит инди­вид, будут для него аутгруппами («не мы», «другие»).

Близкой к ингруппе является референтная группа т.е. реальная или условная (воображаемая) социальная группа, си­стема ценностей и норм которой является для индивида эталоном.

Социальные группы различаются и по другим признакам, на­пример по характеру взаимоотношений между ее членами социаль­ные группы делятся на малые и большие, первичные и вторичные. Социальные труппы, для которых характерно наличие непо­средственно личных взаимодействий, контактов, естественно, мо­гут включать в себя небольшое число партнеров (от 2 до 15 — 20 человек). Поэтому они называются малыми группами (термин, предложенный Ч. Кули). Наличие прямого контакта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифи­цированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с обще­групповым «Мы». Это основной объект социологических исследо­ваний.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Отличительными признаками этих групп, по Кули, явля­ются непосредственный, межличностный контакт ее членов, кото­рый характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно в них индивиды по­лучают первичный опыт социального единства.

^ Вторичные группы образуются из людей, эмоциональные отно­шения между которыми имеют невысокий уровень. Их взаимодей­ствие подчинено лишь достижению определенных целей и социа­льных контактов. Сами социальные контакты в этих группах носят безличный, односторонний и утилитарный характер, индивидуаль­ность личности не имеет значения — больше ценится умение вы­полнять определенные функции. Основным типом вторичной со­циальной группы является большая социальная группа, сформиро­ванная для достижения определенных целей, т.е. организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.). Обычно это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных про­странствах, связи между которыми не могут носить характер непо­средственных контактов, поэтому особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие.

Следует иметь в виду, что малая группа может быть как пер­вичной, так и вторичной — в зависимости от того, какой тип взаи­моотношений существует между ее участниками. Что касается бо­льшой группы, то она может быть только вторичной.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению в
первую очередь малых групп, так как помимо удобства работы с
ними по причине их небольшого размера такие группы представ­ляют огромный интерес как элементарные частицы социальной
структуры, в которых зарождаются социальные процессы, просле­живаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ро­левых взаимоотношений.


^

4. Социальные институты. Признаки и функции социальных институтов


В своей повседневной деятельности люди понимают под институ­том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч­ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не­которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа­циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма­лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не­понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

^ Социальный инсти­тут - это организованная система связей и социальных норм, кото­рая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удов­летворяющие основным, потребностям общества. [3, с. 143]

В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определен­ных рамках.

Любой социальный институт возникает и функционирует, вы­полняя ту или иную социальную потребность. Если такая потреб­ность становится незначительной или совсем исчезает, то сущест­вование института оказывается бессмысленным, тормозящим обще­ственную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных свя­зей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро пре­кращается.

Несмотря на то, что институты и социальные группы — различ­ные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, бу­дучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит мно­го групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятель­ности, основанной на четко разработанной идеологии, системе пра­вил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполне­нием. Институциональная деятельность осуществляется людьми, ор­ганизованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социаль­ной группы или общества в целом. Институты, таким образом, под­держивают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый социальный институт имеет как специфические особен­ности, так и общие признаки с другими институтами.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 1. Они объединены в пять групп.

Рассмотрим подробнее, некоторые институциональные признаки.

^ Культурные символы. Все институты стремятся к приооретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Дави­да, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема «альма-матер».

Таким образом, культурным символом ин­ститута может быть любой материальный или нематериальный эле­мент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде ос­новные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
^ Таблица 1. Признаки главных институтов общества [3, с. 145]

Семья

Государство

Бизнес

Образование

Религия

1. Установки и образцы поведения

Привязанность

Лояльность

Ответственность

Уважение

Послушание

Лояльность

Субординация

Производительность

Экономичность

Производство

прибыли

Любовь к знаниям

Посещаемость

Почтительность

Лояльность

Поклонение

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо

Брачный ритуал

Флаг

Печать

Герб

Национальный гимн

Фабричная марка

Патентный знак

Школьная эмблема

Школьные песни

Крест

Иконы

Святыни

Гимн

3. Утилитарные культурные черты

Дом

Квартира

мебель

Общественные знания

Общественные работы

Бланки и формы

Магазин, фабрика

Оборудование

Бланки и формы

Классы

Библиотеки

Стадионы

Церковные здания

Церковный реквизит

Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты и допущения

Конституция

Законы

Контракты

Лицензии

Правила учащихся

Вера

Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая любовь

Совместимость

Индивидуализм

Государственное право

Демократия

национализм

Монополия

Свободная торговля

Право на труд

Академическая свобода

Прогрессивное образование

Равенство при обучении

Православие

Протестантизм

Баптизм


^ Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответ­ствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально за­крепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающе­го институциональную роль. Существуют и нормы поведения в от­дельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деяте­ля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработан­ный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобран­ных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

Во всех инсти­тутах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен не­обходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно оха­рактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокуп­ностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идео­логия определяет не только то, как люди должны относиться к то­му или иному действию, но и то, почему они должны действовать оп­ределенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включа­ет в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружаю­щую действительность в терминах, принятых членами данного ин­ститута. Если повторение присяги формально привязывает индиви­да к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему ра­циональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культур­ных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдываю­щих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. со­ответствовать основным идеологическим положениям данного инсти­тута. При этом критицизм институциональной идеологии рассматри­вается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Общество является сложным социальным образованием, и си­лы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В свя­зи с этим институты имеют явные функции, которые легко распо­знаются как часть признанных целей института, и латентные функ­ции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непри­знанными или, если они и признаны, считаются побочным продук­том. [3, с. 153]

^ Явные функции социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отно­шений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведе­ния, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социаль­ный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна про­текать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

^ 2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотноше­ний между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различ­ных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался инди­вид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его по­ведение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизирован­ное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и зна­ет, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование не­обходимо для совместной деятельности.

^ 3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процес­сы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов со­циальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институ­те сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличе­нием объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особен­ности социальных организаций.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элемен­тов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей инди­видов с целями других или целями группы. Интеграция — это одно из условий выжива­ния организаций, а также один из способов соотнесения целей его уча­стников.

^ 4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как рас­ширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяю­щий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ро­лям.

^ 5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в ин­ституте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодейст­виях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику — это формальные связи, осуще­ствляемые в системе институционализированных ролей.

Вывод: Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходи­мыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выпол­нением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвое­ны другими институтами.

^ Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые на­ходятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общест­ва.

Только с помощью изучения латент­ных функций институтов мы можем определить истинную картину со­циальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с не­понятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает ус­пешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функ­ций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворя­ет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, У которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, ко­торый прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием дос­товерной картины социальных связей и особенностей социальных объ­ектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.

Заключение


Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объектом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества.

Термин «общество» имеет самые разные трактовки, но в социологии он связан с такими терминами как «государство» и «страна». Общество воспринимается как целостная социальная система, существенными чертами которой являются целостность и взаимосвязанность всех элементов ее структуры.

Общества объединяются сходными признаками и образуют типологию. В литературе приводятся сааме разные типологии обществ. Современная социологи использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты и т. д.

^

Использованная литература


  1. Кондауров В. И., Страданченков А. С. Социология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 144 с. – (Серия «Высшее образование»);

  2. Кравченко А. И., Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проспект, 2001. – 3-е изд., перераб. и доп. – 508 с.;

  3. Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1997. – 344 с.



Скачать файл (117 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации