Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Безработица в Республике Молдова - файл 1.doc


Реферат - Безработица в Республике Молдова
скачать (106.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc107kb.08.12.2011 18:58скачать

содержание

1.doc


Тараклийский Государственный Университет им. «Гр. Цамблака»

Кафедра «Педагогика»

Реферат

по социологии

на тему:

«Безработица

в

Республике Молдова»


Подготовила

Студентка

1 курса

УСП

Некит Елена

Проверил:

Разградский П.Д.

Содержание.
Введение.
Трудовые ресурсы и их классификация.

Причины и виды безработицы.

Положение рынка труда в Молдове за последние годы.

^ Внедрение молодежи на рынок труда.

Государственная поддержка безработных.
Вывод.

Введение.

Согласно толковому словарю «безработица» - это социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. 

Безработица является неотъемлемой частью рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

  1. Структурные сдвиги в экономике, т.е. внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

  2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

  3. Политика правительства в области оплаты труда.

  4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

  5. Изменения в демографической структуре населения.

Если же говорить конкретно о нынешнем положении в мире то рост численности безработных является результатом всемирного экономического кризиса, который отразился во всех странах мира, усугубив и без того тяжелую ситуацию на рынке труда особенно для таких государств как наша республика.

  1. Трудовые ресурсы и их классификация.

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и духовных сил, которыми обладает живой организм, и использует в производстве. Трудовые ресурсы любой страны включают в себя качественные и количественные характеристики. Так, количественный состав зависит от численности и темпов роста населения страны, от состояния здоровья, миграционной подвижности и т.д.;включает в себя следующие трудовые ресурсы участвующие в производстве:

  • Основные, представленные населением трудоспособного возраста ( в Молдове это мужчины 16-62, женщины 16-57).

  • Дополнительные, представленные лицами нетрудоспособного возраста (учащиеся, пенсионеры).

В любом современном обществе трудоспособное население состоит из 2 групп: экономически активного и неактивного населения. Экономически активное – это люди занятые общественно полезной деятельностью во всех сферах трудовой деятельности и включает в себя 3 категории граждан: занятые, безработные и частично занятые. Причем последняя категория делится еще на 2 части:

  • Частично занятые по собственному желанию (т.е. студенты, домохозяйки, пенсионеры);

  • Занятые неполные рабочий день или неполную рабочую неделю по независящим от них причинам.

К экономически неактивному населению относят трудоспособных граждан, занятых учебой, домашним хозяйством и воспитанием детей, а также просто бездельников, нежелающих работать.

Качественный состав трудовых ресурсов определяется общеобразовательной, специальной и научной подготовкой, квалификацией работников, их возрастным составом, опытом работы, творчеством, отношением к труду и т.д.

Важное значения для характеристики трудовых ресурсов имеют демографические факторы, на основе которых государство разрабатывает и приводит в жизнь политику в обасти роста народонаселения, намечает перспективы изменения соотношения численности сельского и городского населения; осуществляет программы, обеспечивающие экологическое благополучие, финансирование образования, подготовки кадров, медицинское обслуживание населения и т.д.


  1. Причины и виды безработицы.

Я привела характеристику трудовых ресурсов поскольку именно исходя из количества занятого в трудовой сфере населения проводится характеристика безработица в мире и в отдельных странах. Далее рассмотрим основные виды безработицы и их причины.

Безработица является типичным для рыночной формы производственной деятельности. Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели: уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда; продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии.

Различают следующие виды безработицы:

  1. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Этот тип включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течении недели рассчитывают приступить к работе на новом месте.

  2. Структурная безработица. Со временем в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
    Разница между структурной и фрикционной безработице весьма неопределенная. Существенное развитие стоит в том, что у фрикционных безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки.

  3. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безрабоитци или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

  4. Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица соответственно растет. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

  5. Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать.

  6. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – наоборот, уменьшается. К таким отраслями прежде всего относятся сельское хозяйство и строительство.

  7. Скрытая безработица. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятие не увольняет работников, а переводит на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако в сущности они таковыми и являются.

Конечно безработица считается отрицательным явлением, однако полная занятость это нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. Понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-х годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.

Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из саамы ранних объяснений дано в труде английского экономиста Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в развитых странах с низкой рождаемостью.

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге "Теория безработицы" (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал ( действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.

Среди основных причин безработицы сегодня выделяют следующие:

  1. Технологический прогресс. Обвинение новых технологий в развитии безработицы началось еще в Англии в 18 веке с промышленной революции, когда появились первые общественные крупы рабочих под названием «луддиты». Эти разрушители машин пытались остановить внедрение трудосберегающих технологий, мотивируя это появлением безработицы. В какой то мере они оказались правы, поскольку автоматизация производства приводит к невостребованости человеческих трудовых ресурсов. однако с другой стороны, если рабочая сила становится лишней в одном секторе, то она может быть использована в производстве новых услуг и товаров, главное создать соответствующие условия для переквалификации рабочих.

  2. Рост численности населения, особенно в развивающихся странах. Так называемое «избыточное население», является «лишним» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства.

  3. Особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике(циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: подение производства - безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.

  4. В некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.



  1. Положение рынка труда в Молдове за последние годы.

Если брать конкретно причины безработицы в Молдове, то основной причиной конечно же будет переход к рыночной экономике. Этот процесс сопровождался различными реформами и изменениями, которые ввергли республику в глубокий экономический кризис. Дело в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала ( в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было в 2-3 раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. К тому же необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. В основе такой ситуации лежало то, что экономические ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и безработицы. К тому же избыток рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в уборке улиц и т.д. Короче говоря долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий и сегодня мирятся с наличием избыточного персонала, чего не скажешь о частных собственников, которые стремятся иметь оптимальное число работников, т.е. как можно меньше. Таким образом факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но только в скрытой форме. К тому же в связи с распадом Советского Союза большое количество предприятий Молдовы остались без сырьевой поддержки со стороны России, а по советским стандартам эти предприятия довольно таки энергоемкие. Сразу же переоборудовать все подобные предприятия не было возможным, поэтому большинство из них попросту закрылись, другие же работают в лучшем случае в пол силы. Соответственно количество рабочих мест значительно сократилось и тысячи людей остались без работы и средств к существованию. Эти причины наряду с причинами из предыдущей главы формируют экономическое положение нашего государства и положение на рынке труда.

Национальное бюро статистики ежегодно анализирует положение рынка труда Республики Молдова.

Так по данным Национального бюро статистики уровень безработицы в 2007 году составил 5,1% , а в цифрах это около 66, 7 тысяч человек. Безработица в большей мере коснулась мужчин – 62,3%. Нужно отметить несоответствие между уровнем безработицы между мужчинами – 6,3% и женщинами – 3,9%. Экономически активное население составило 1,3 млн. человек, что составляет 36,7% от общей численности населения, из которых 32,8% заняты в сельском хозяйстве, 12,7% в промышленности, 6,1% в строительстве и 48,5% в сфере услуг.

В 2008 уровень безработицы составил 4,0% ,около 51,7тысяч человек. Из них 30,0тыс (58%) мужчин и 21,8 тыс.(42,2%) женщин. Численность занятого населения составила около 1,4 млн. человек. Распределение по половому признаку свидетельствует, что численность женщин и мужчин было практически одинаково.

В 2009 году положение на рынке труда значительно ухудшилось. Во II квартале 2009 года количество безработных в Молдове составило 82,8 тыс. , увеличившись по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года на 40, 3 тыс. Уровень безработицы составил 6,1%. Безработица в большей мере коснулась мужчин – 60,9% и граждан, проживающих в городах -58,9% . Отмечается существенная разница между уровнем безработицы среди мужчин – 7,3% и женщин – 4,9%; в городах соответствующий показатель достиг 8%, в то время как в сельской местности – 4,6%. В это же период экономически активное население составило 1,358 млн. человек, или на 41,1 тыс. меньше, чем в апреле-июле 2008 года. Активное население составило 43,1% от общего населения страны. В сельском хозяйстве занято 412,5 тыс. человек(32,3% занятого населения Молдовы), в промышленности – 12%, в строительстве – 5,7%, в секторе услуг – 49,9%.

В 2009 году, да и сегодня положение усугубилось в связи с мировым экономическим кризисом 2008 года. Его влияние на реальную экономику Республики Молдова значительно более глубокое, чем предполагалось ранее. Во первых, любой финансовый кризис глобального, а не только регионального характера, ведет к замедлению темпов экономического развития многих стран. У нас огромное число людей работало и работает за границей и в случае обострения ситуации именно они лишаются работы. Конечно же это вынуждает многих молдавских мигрантов вернуться домой. Однако в республике не хватает рабочих мест, чтобы предложить их им. Причин тому несколько: работа у нас оплачивается не так как за рубежом, да и потребности во многих специальностях, востребованных в других странах, у нас просто нет. Поэтому число безработных постоянно увеличивается и по действующей системе пенсионного обеспечения им всем приходится платить пособия. Дополнительные расходы покрываются за счет предприятий и работающих граждан и, чтобы как-то выжить эти предприятия идут на сокращение кадров. Таким образом количество безработных опять увеличивается. Получается некий замкнутый круг.

Также многим мелким и средним предприятиям приходится закрываться, а более крупные стремятся максимально оптимизировать производство и сократить расходы, чтобы пережить кризис и тут опять решение – сокращение кадров. Анализ последствий экономического кризиса в Молдове показал, что в Молдове сегодня трудоустроено только 42% граждан, а в 2010 году армия безработных продолжит расти.



  1. Внедрение молодежи на рынок труда.

Особое внимание по моему мнению стоит уделить безработице среди молодежи. Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).

Все больше молодых граждан Республики Молдова лишаются работы. Чаще всего страдают от этого молодые люди из сельской местности, которые не имею высшего образования и в наибольшей степени предрасположены к миграции. Этому свидетельствует исследование «Безработица среди молодежи и бедность в Республике Молдова: нынешняя ситуация и возможные ответы» , подготовленное Программой развития ООН в Молдове. Согласно исследованию, в первом квартале 2009 года безработица среди молодежи достигла 16% по сравнению с 14% в 2007 году. Самый высокий уровень безработицы в сельской местности (17% ), в то время как в городах соответствующий показатель составляет 15%. Безработица выше среди молодых людей от 15 до 24 лет, которые закончили лицей или среднюю школу. Данный анализ содержит рекомендацию о целесообразности проведения национальной политики, основанной на подготовке молодежи в соответствии с их способностями.

«Молодежь по-прежнему сталкивается с проблемой отсутствия опыта и недоверия со стороны потенциальных работодателей, в то же время они должны конкурировать на рынке труда с более опытными мигрантами, которые возвращаются в страну в момент роста безработицы», - констатирует менеджер программы по снижению бедности в рамках ПРООН в Молдове.

Другая проблема заключается в том, что многие молодые люди не регистрируются в качестве безработных в Агентстве занятости населения. Большинство из них не знает о преимуществах регистрации, их отталкивают низкие зарплаты, которые они могли бы получать, либо они надеются на эмиграцию.

Также наряду с этим немаловажной причиной безработицы среди молодежи является то, что молодые люди оканчивают ВУЗы, не зная потребностей рынка. В результате после окончания обучения они не могут внедриться на рынок труда и вынуждены либо переквалифицироваться, либо выезжают за границу в поисках работы.

Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.

Таким образом необходимо проводить более активную политику, направленную на трудоустройство молодежи, создание отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, поддерживать молодежное предпринимательство, стимулировать их желание работать в родной стране, чтобы у них не возникало мысли уезжать за границу.


  1. Государственная поддержка безработных.

Социальная защита лиц, находящихся в поисках работы, является важной частью социально-экономической политики государства.

Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году была создана Государственная служба занятости населения, которая сегодня называется Национальное Агентство Занятости населения. Основными функциями данного органа является:

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда. 

  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

  3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам. 

  4. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

  5. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи. В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы.

  6. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии. 

  7. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий. 

Также законодательство Республики Молдова предусматривает обязанность безработных самостоятельно предпринимать меры для ускорения своего трудоустройства согласно части 4 статьи 4 Закона РМ № 878 от 21.01.1992 «О занятости трудоспособного населения». Мировая практика стремится к тому, чтобы сделать самих безработных главными участниками процесса занятости. Для этого необходимо предусмотреть для них соответствующие законодательные стимулы. Хочется отметить, что некоторые мероприятия в этой сфере уже были проведены. В частности, 5.08.1999 г. было принято Постановление Правительства Республики Молдова № 750 “О Государственной программе поддержки малого бизнеса на 1999 – 2000 годы”.

Программа была разработана в соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Молдова на 1999-2002 годы с учетом новой социально-экономической ситуации в стране: утверждения частной собственности, формирования сектора малого бизнеса, создания ряда институтов инфраструктуры рынка, принятие основных правовых актов, регулирующих развитие предпринимательства. Ввиду того, что программа не была выполнена в полной мере, Постановлением Правительства о ходе выполнения Государственной программы поддержки малого бизнеса на 1999-2000 годы № 208 от 20.03.2001 ее действие было продлено на 2001 год.

Основной целью программы было обозначено создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для развития мелких и малых предприятий, в том числе индивидуальных; повышение конкурентоспособности продукции, значительное увеличение числа новых перспективных предприятий и создание новых рабочих мест, формирование среднего класса, повышение уровня жизни населения и стимулирования деловой инициативы граждан Республики Молдова, создание надлежащих условий для развития частного сектора.

В программе предусмотрена разработка и совершенствование нормативных актов для определения необходимой государственной помощи предприятиям малого бизнеса любого вида собственности (в том числе индивидуальных), а также роли государства в содействии развитию малого бизнеса.

С целью увеличения количества рабочих мест и повышения уровня занятости 23.02.2001 было принято Постановление Правительства Республики Молдова № 152 “О финансовой поддержке безработных для организации предпринимательской деятельности”, которым было утверждено Положение “О порядке и условиях финансовой поддержки безработных для организации предпринимательской деятельности”.

В данном случае в поддержке индивидуальных предпринимателей участвует другой государственный орган, а именно – Государственная служба занятости. На условиях данного Положения финансово поддерживаются формы предпринимательской деятельности, предусмотренные в Законе Республики Молдова № 845-XII от 03.01.1992“О предпринимательстве и предприятиях”. Финансовая поддержка предоставляется только безработным, которые пользуются пособиями по безработице, и осуществляется в виде ссуд. Преимуществом пользуются те лица, которые из-за ситуации на рынке труда не имеют реальных возможностей получить подходящую работу. Приоритетными считаются бизнес-планы безработных, стремящихся осуществлять наиболее социально значимые для данной территории виды деятельности, включая производство товаров широкого потребления, развитие фермерских хозяйств, переработку сельскохозяйственной продукции и оказание услуг сельскому населению. Особенно Положение направлено на вовлечение в индивидуальное предпринимательство молодежи, женщин, инвалидов и лиц предпенсионного возраста.

Кроме того Закон о занятости населения и социальной защиты лиц находящихся в поиске работы №102 от 13.03.2003г регламентирует меры по реализации стратегии и политики поддержания высокого уровня занятости населения к требованиям рынка труда, по социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, предотвращению безработицы и борьбе с ее социальными последствиями. Для реализации мер и достижения целей, предусмотренных данным законом, утверждаются национальные стратегии и программы в области занятости населения и социальной защиты безработных.

Вывод.

Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в Молдове связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев:

    • регистрация безработных в службе занятости;

    • не занятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ);

    • отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Главными стратегическими целями регулирования занятости в Молдове должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Список литературы:

Курс экономической теории.  Под ред. Сидоровича А.В.

Статистический ежегодник Республики Молдова за 2008г.

Трудовой кодекс РМ

Закон №102-XV от 13.03.2003 о занятости населения и социальной защиты лиц находящихся в поиске работы.

Закона РМ № 878 от 21.01.1992 «О занятости трудоспособного населения».

Постановление Правительства Республики Молдова № 152 “О финансовой поддержке безработных для организации предпринимательской деятельности”

Информационные статьи Республики Молдова.


Скачать файл (106.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации