Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Гунькова Т.И. Методические указания по выполнению практических работ по географии - файл методические указания практические работы география.doc


Гунькова Т.И. Методические указания по выполнению практических работ по географии
скачать (39.1 kb.)

Доступные файлы (2):

методические указания практические работы география.doc257kb.07.12.2009 20:16скачать
практические работы география титульний лист.doc21kb.07.12.2009 20:23скачать

содержание
Загрузка...

методические указания практические работы география.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

  1. Практические работы выполняются в отдельной тетради (в клеточку).

  2. Таблицы, графики, схемы чертят простым карандашом с помощью линейки.

  3. Контурные карты заполняют карандашом или гелевой ручкой печатными буквами.

  4. Если надпись не умещается на карте, делают сноску в условные обозначения.

  5. Страны и регионы на контурной карте закрашивают и штрихуют цветными карандашами.

  6. Все знаки и символы, нанесенные на контурную карту, расшифровывают в графе «Условные обозначения».

  7. Работы выполняются аккуратно, разборчивым почерком.

  8. Практическая работа выполняется в аудитории за отведенное учебным планом время. Если студент не уложился в урочное время, возможно выполнение работ дома, но оценка будет снижена на балл.

Критерии оценки.

«5» - правильно, грамотно выполненные задания и ответ на контрольные

вопросы.

«4» - правильно и грамотно выполненные задания.

«3» - выполнено не менее 60 % задания.

«2» - выполнено менее 60% задания.

^ РАБОЧЕЕ МЕСТО СТУДЕНТА.

При выполнении практических работ на парте у студента должны быть:

  1. учебник;

  2. атлас;

  3. тетрадь для практических работ;

  4. статистические данные (справочники);

  5. дополнительная литература;

  6. контурные карты;

  7. линейка;

  8. карандаши простые и цветные;

  9. ластик;




  1. ручка шариковая (гелевая);

  2. циркуль, транспортир.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

по учебной дисциплине «География»

для студентов 1 курса всех специальностей

Политическое устройство мира.

Студент должен:

  1. уметь пользоваться политической картой мира для получения необходимой информации;

  2. знать типы стран современного мира и различные критерии классификации стран.


Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.
Предварительная подготовка: повторить тему №1 в учебнике Максаковского

и опорный конспект.
Порядок выполнения:
1). Заполнить таблицу:

Страна

Столица

I. Страны «большой восьмерки»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.






II. Страны СНГ

1.

2.

3.




4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.
11.
12.




III. Развивающиеся страны

1.

2.

3.

4.

5.




2. Обозначить на контурной карте страны, упоминаемые в таблице

(задание №1).
3. Выпишите в тетрадь:

а) 7 самых больших по площади территории стран;

б) 10 стран с наибольшей численностью населения;

в) 3 полуостровные страны;

г) 3 островные страны;

д) 3 страны-архипелаги;

е) 3 внутриконтинентальные страны.

4. Заполните схему и приведите примеры (по 2 - 3).

Монархия



Административно-территориальное устройство

Контрольные вопросы.

1. Дайте определения понятиям:

  • суверенное государство;

  • республика;

  • монархия;

  • унитарное государство;

  • федеративное государство.




  1. Приведите примеры новых индустриальных стран.

  2. Назовите известные вам военно-политические союзы.

Литература.

  1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2000 (тема 1 § 1-3).

  2. В.П. Максаковский Новое в мире: цифры и факты. - М.: Дрофа, 2004

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

по учебной дисциплине «География»

для студентов 1 курса всех специальностей.

География мировых природных ресурсов.

Студент должен: знать размещение основных природных ресурсов по планете и уметь оценивать ресурсообеспеченность стран с помощью карт и статистических данных.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, статистические данные. Предварительная подготовка: рекомендуется повторить тему №2 в учебнике Максаковского и опорные конспекты по данной теме.

Порядок выполнения:

1). Заполнить таблицу:

№ п/п


Природные ресурсы


Запасы

Добыча



Ресурсообеспеченность

Общегеоло-гические

Разведанные

Обще геоло­гическая

Разведан­ные

1.

Уголь

20 трлн. т

5 трлн.т

5 млрд. т/год







2.

Нефть

175 млрд т

137 млрд т

3,5 млрд т







3.

Природный газ




147 трлн м3

2,2 трлн м3









1). Нанести на контурную карту:

а) рудные пояса Земли, т. е. районы размещения месторождений железной,
медной, алюминиевой, оловянной, свинцово-цинковой и марганцевой руд;

б) нанести на контурную карту крупные нефтегазоносные районы и
угольные бассейны.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое ресурсообеспеченность?

  2. Какие виды ресурсов вам известны?

  3. Приведите примеры рекреационных ресурсов.

  4. Почему на Земле уже сейчас наблюдается дефицит топливных полезных ископаемых?

  5. Докажите, что ресурсы Мирового океана являются исчерпаемыми.

Литература.

1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира, - М.: Просвещение, 2000 (тема 2 § 1-3.)


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

по учебной дисциплине «География» для студентов 1 курса всех специальностей

Энергетика мира. w

Студент должен:

  1. уметь комплексно использовать карту, учебник, справочный материал с целью отбора необходимой информации;

  2. фиксировать на контурной карте страны с высоким уровнем развития энергетики;

  3. уметь строить различные виды диаграмм.

Оборудование: учебник, атлас, цветные карандаши, линейка, циркуль,

транспортир.

^ Предварительная подготовка: рекомендуется повторить учебный материал по обозначенной теме (учебник Максаковского, тема 5, § 1 (п. 2,3,4,5), опорный конспект).

Порядок выполнения:

1). Отметить на контурной карте 5 стран, которые являются крупнейшими производителями электроэнергии. Привести примеры и объяснить причины ускоренного развития энергетики.
2). Начертить и заполнить таблицу 1.

Таблица 1.

Страна

Производство

электроэнергии, млрд.

кВт/ч

В том числе, %





ГЭС-ТЭС

АЭС

Россия










США










Япония










Франция












2) Начертить и заполнить таблицу 2:

Таблица 2.

№ п/п

Страны, обеспечивающие себя топливом

Страны,

ориентированные

на привозное топливо














































3). Построить круговую диаграмму, отражающую добычу нефти в первой десятке стран. Вычислить их процентное соотношение.
Данные по нефтедобывающим странам приведены в таблице 3:

Таблица 3.

№i п/п

Страна

млн. тонн

%

градусы на диаграмме

1.

Саудовская Аравия

410

19,85%

71,5°

2.

США

335







3.

Россия

290







4.

Иран

185







5.

Китай

155







6.

Норвегия

155







7.

Венесуэла

150







8.

Мексика

. . 140







9.

Великобритания

130







10.

ОАЭ

115







ИТОГО:

сумма -

100%

360°


^ Порядок построения круговой диаграммы:
а) вычислить общую сумму добычи нефти в 10 странах и принять ее за 100% (или
360 круга).

б) вычислить, сколько градусов на диаграмме занимает каждая из 10 стран:
1 способ - с помощью пропорции.
Так, для Саудовской Аравии она будет такой:

сумма - 360° 410 - х°


Таким же образом вычислить х для остальных стран, подставляя нужные значения.
2 способ - процентный.
19,85% = 0,1985 доля круга, т.е. 0,1985x360° =71,5°
Эту же операцию повторить и для остальных государств.
в) полученные данные занести в последний столбец таблицы 3.
г) начертить круг и провести радиус, от которого по часовой стрелке откладывать
полученные в пункте б) значения, начиная с наибольшего:.



д) Закрасить сектора диаграммы разными цветами и пронумеровать согласно таблице 3.


  1. Построить столбчатую диаграмму, отражающую производство электроэнергии на АЭС в десятке стран-лидеров.


При построении использовать масштаб: в 1 см - 100 млрд. кВт*ч.
Страны-лидеры атомной энергетики.

№ п/п

Страна

Млрд.кВт *ч

1.

США

730

2

Франция

375

3.

Япония

310

4.

Германия

170

5.

Россия

135

6.

Республика Корея

100

7.

Великобритания

95

8.

Украина

76

9.

Канада

70

10.

Швеция

65

Порядок построения столбчатой диаграммы.

А) Построить ось координат и на горизонтальной оси отложить 10 отрезков по 1

см, а на вертикальной оси отложить данные, учитывая масштаб.

Б) Отложить на вертикальной оси данные по первой стране (США) и нарисовать столбец.

В) Также отобразить данные по другим странам.

5. Сделайте вывод о значении энергетики в мировом хозяйстве.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое ТЭК?

  2. Назовите основные виды энергоресурсов.

  3. Перечислите традиционные и нетрадиционные виды электростанций.

  4. Какие из традиционных электростанций являются наиболее экологически чистыми на Ваш взгляд?

  5. Почему в экономически развитых странах все больше внимания уделяете;: нетрадиционным источникам энергии?

Литература.

  1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира, - М.: Просвещение, 2000 (тема 5, §1).

  2. В.П. Максаковский Новое в мире: цифры и факты. - М.: Дрофа, 2004.

  3. В.И. Бутов Экономическая и социальная география зарубежного мира и РФ. Ростов н/Д: Издательский центр «Map T», 2003.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

по учебной дисциплине «География» для студентов 1 курса всех специальностей.

Черная и цветная металлургия мира. Студент должен:

1) уметь использовать карты, учебник, справочные материалы с целью отбора

необходимой информации для комплексного анализа металлургии как отрасли

промышленности.

Оборудование: учебник, атлас.

Предварительная подготовка: тема №5, параграф №1, пункт 7 учебника

Максаковского и опорный конспект.

Порядок выполнения:

1). Дать развернутую характеристику мировой черной металлургии на основе текста учебника, рис. 28-29, а также карт атласа.

План характеристики:

  1. Значение отрасли в мировом хозяйстве.

  2. Подотрасли.

  3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. Главные страны - производители

  4. Главные факторы, обуславливающие размещение отрасли именно в этих районах и странах.

  5. Экологические проблемы отрасли.

  6. Главные страны - экспортеры и импортеры продукции.

  7. Перспективы развития и размещения отрасли.


2). Заполнить таблицу:

Страна

Добыча бокситов

Экспорт бокситов и глиноземов

Импорт бокситов и глиноземов

Выплавка алюминия

Канада













Россия













США













Суринам













Норвегия













Отметки в таблице сделать с помощью знаков «+» и «-» .

Сделать вывод о размещении алюминиевой промышленности.

Контрольные вопросы.

  1. Назовите факторы размещения черной и цветной металлургии.

  2. Какие изменения в размещении черной металлургии наметились в последнее время?

  3. Почему все металлы делят на «черные», «цветные» и «благородные»?

Литература.

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, - М.: Просвещение, 2000, тема 5 §1 (п.7).

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

по учебной дисциплине «География»

для студентов 1 курса всех специальностей

Мировая промышленность. Студент должен:

1) уметь определять главные страны-экспортеры различных товаров и объяснять причины такой специализации.

Оборудование: учебник, атлас, статистические данные.

Предварительная подготовка: повторить тему № 5 в учебнике, опорные

конспекты.
Порядок выполнения:
1). Заполнить таблицу (по 4-5 примеров).

№ п\п

Экспортный товар

Главные страны-экспортеры

1.

Нефть




2.

Природный газ




3.

Уголь




4.

Железная руда




5.

Бокситы (алюминий)




6.

Медь




7.

Машины и оборудование




8.

Пшеницы




9.

Рис




10.

Тростниковый сахар




11.

Хлопок




12.

Натуральный каучук




13.

Шерсть




14.

Чай




15.

Кофе




16.

Бананы




17.

Табак




^ 2). Расположите нефтедобывающие страны по величине добычи (по убывающей): Великобритания, Китай, Россия, США, Саудовская Аравия.
3). Расположите страны-производители электроэнергии по возрастаю­щей: Россия, Япония, США, Китай, Канада.
4). Заполните пропуски в предложениях:
а) В 80-х г.г. мировая энергетика вступила в _____________ этап своего развития.

б) В мире сложилось главных региона машиностроительной

промышленности.

в) Зерновые культуры занимают всей обрабатываемой площади,

среди них особо выделяются .

г) Яркими примерами стран-обладательниц «дешевых флагов» могут служить

Контрольные вопросы.

  1. Можно ли утверждать, что крупный порт - это показатель состояния экономики страны? Почему?

  2. Почему именно Атлантический океан стал «великим путем мировой торговли»?

  3. Что такое свободная экономическая зона?

  4. Назовите несколько мировых портов.

  5. Какие виды транспорта вам известны?


Литература.

1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира, - М.: Просвещение, 2000, тема 5.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

по учебной дисциплине «География»

для студентов 1 курса всех специальностей

Составление экономико-географической характеристики страны.

Студент должен уметь давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации.

Оборудование: учебник, атлас.
Предварительная подготовка: рекомендуется повторить учебный материал (учебник Максаковского, темы 1-5, опорные конспекты).

Данная практическая работа выполняется по вариантам. 1 вариант дает характеристику одной из стран Европы, 2 вариант - азиатской страны, 3 вариант -южноамериканской страны.
План характеристики

  1. Название страны, форма правления и административно-территориального устройства.

  2. Экономико-географическое положение страны (материк, уровень развития характеризуемого государства и его соседей). Влияние ЭГП на развитие страны.

  3. Особенности населения. Демографическая политика.

  4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

  5. Общая характеристика хозяйства, темпы хозяйственного развития.

  6. География основных промышленных комплексов и отраслей.

  7. Специализация с/х производства.

  8. Развитие транспортного комплекса.

  9. Социально-экономическое развитие районов внутри страны и причины их различия.

10. Внешние экономические связи.

Контрольные вопросы.

  1. Почему одни районы выбранной вами страны развиты лучше, а другие хуже?

  2. Назовите виды географического положения стран.

  3. Что такое специализация?

  4. Какие экономические союзы вам известны?

  5. Что такое международное географическое разделение труда?

Литература.

  1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира, -М.: Просвещение, 2000

  2. В.П. Максаковский Новое в мире: цифры и факты. - М.: Дрофа, 2004

  3. В.И. Бутов Экономическая и социальная география зарубежного мира и РФ. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003

  4. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. - Мн. : Харвест, 2004 (Краткий справочник)

Критерии оценки.

«5» - правильно и грамотно выполненное задание и ответ на контрольные вопросы.

«4» - правильно и грамотно выполненное задание.

«3» - дана правильная характеристика 6-9 пунктов плана

«2» - правильно охарактеризовано 5 и менее пунктов плана.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

по учебной дисциплине «География» для студентов 1 курса всех специальностей.

Население мира.

Студент должен: уметь характеризовать население различных стран и сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран и регионов мира, используя различные источники информации.
Оборудование: учебник, атлас.
Предварительная подготовка: рекомендуется повторить учебный материал по

теме 3 в учебнике Максаковского, опорный конспект.
Порядок выполнения:
1). Выписать 10 стран с наибольшей численностью населения и вычислить их долю в общей численности населения Земли.
Население Земли - 6,3 млрд. человек.

Доля 10-ки стран = ^ Общая численность населения 10 стран

6,3 млрд человек

2). Заполнить таблицу (по 3 - 5 примера)

Плотность населения (чел./км")

Примеры стран

1. свыше 200

2. от 100 до 200

3. от 50 до 100

4. менее 10




3). Заштриховать на контурной карте районы с наибольшей плотностью населения.

4). Дать развернутую характеристику населения одной из стран:

1 вариант - США

  1. вариант-Германия

  2. вариант-Япония

  3. вариант - Китай


План характеристики населения.

1. Численность населения и районы с наибольшей численностью.

2. Естественный и механический прирост населения.

  1. Возрастной и половой состав населения.

  2. Занятость населения, доля городского и сельского населения.

  3. Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Контрольные вопросы.

  1. Почему некоторые Европейские страны испытывают недостаток трудовых ресурсов?

  2. Что такое демография?

  3. Назовите известные вам мировые религии.

  4. Дайте определение экономически активного населения.

  5. Охарактеризуйте I тип воспроизводства населения.

  6. Охарактеризуйте II тип воспроизводства населения.

  7. Какие виды миграции населения вам известны?

Литература.

1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира, - М.: Просвещение, 2000, тема 3.

2. В.П. Максаковский Новое в мире: цифры и факты. - М.: Дрофа, 2004

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8

по учебной дисциплине «География» для студентов 1 курса специальности 0601.

НТР и мировое хозяйство.

Студент должен: уметь определять отрасли международной специализации отдельных стран, используя различные источники информации.
Оборудование: учебник, атлас.
Предварительная подготовка: рекомендуется повторить учебный материал по обозначенной теме. (Учебник Максаковского, тема 4, опорные конспекты).

Порядок выполнения:
1. Заполнить таблицу: выбрать из предложенного ряда отрасль международной специализации для каждой из стран.

Страна

Отрасль международной специализации

1. Аргентина




2. Гвинея




З.Куба




4. Ливия




5. Малайзия



6. США




7. Узбекистан




8. Финляндия




9. Чили




10. Япония




^ Отрасли международной специализации:

Добыча нефти, бокситов, меди, олова;

Производство автомобилей, самолетов, бумаги, зерновых культур, сахара, хлопка.
2). Подобрать примеры развивающихся стран, где столица является крупнейшим городом и одновременно морским портом, и заполнить таблицу:

Страна

Столица

1.




2.




3.




4.




3). Нанести на контурную карту страны ОПЕК: Саудовскую Аравию, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар, Индонезию, Алжир, Ливию, Нигерию, Венесуэлу.

^ 4). Приведите примеры (3-4) районов нового освоения.
5). Приведите примеры стран (4-5), где в последние годы наблюдается бурное экономическое развитие.

Контрольные вопросы.

1) Что такое:

  • НТР?

  • мировое хозяйство?

  • международное географическое разделение труда?




  1. Какие факторы размещения производств вам известны?

  2. Чем отличаются известные вам пути развития производства?

Литература.

1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира, - М.: Просвещение, 2000, тема 4.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9

по учебной дисциплине «География»

для студентов 1 курса специальности 0601.

Глобальные проблемы человечества. Студент должен:

  1. обобщить знания по этой теме;

  2. научиться составлять конспективно-справочную таблицу;

  3. уметь составлять графический конспект.


Оборудование: учебник, атлас.
Предварительная подготовка: необходимо ознакомиться с темой №11 учебника и дополнительной литературой по данной теме.
Порядок выполнения:

1. Заполнить таблицу: «Глобальные проблемы человечества».

№ п/п

Проблема

Суть проблемы

Пути решения

Прогноз на будущее

1.













2.













3.













4.













5.













6.













7.













8.













2). Отобразить глобальные проблемы в виде графической схемы.

Задание творческое, поэтому схема может быть произвольной.
Контрольные вопросы.

  1. Как по-вашему, можно ли говорить о продолжении демографического взрыва в XXI веке?

  2. Назовите отрасли хозяйства, принимающие участие в решении продовольственной проблемы.

  3. Почему решение глобальных проблем зависит от каждого человека, в том числе и вас лично?

  4. Какие проблемы называют глобальными?

Литература.

  1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира, - М.: Просвещение, 2000, тема 11.

  2. Земля и человечество: Глобальные проблемы // Серия «Страны и народы» - М., Мысль, 1985. - Введение. - часть 4.

  3. Один мир для всех. Контуры глобального сознания. - М.: Прогресс, 1990.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10

по учебной дисциплине «География»

для студентов 1 курса экономического отделения

Сравнительная характеристика стран Африки и Австралии. Студент должен:

  1. уметь пользоваться политической картой мира и экономическими картами регионов для получения необходимой информации;

  2. Уметь давать экономическую характеристику различных стран мира.

Оборудование: учебник, атлас, тетрадь, линейка, карандаш

Предварительная подготовка: повторить темы №ти №/в учебнике Максаковского и опорный конспект

Порядок выполнения :

  1. вариант даёт сравнительную характеристику Египта и Австралии

  2. вариант даёт сравнительную характеристику Судана и Австралии

  3. вариант даёт сравнительную характеристику ЮАР и Австралии

1) Заполнить таблицу:

^ Признак, по которому идёт сравнение

Страна (согласно варианту)

Австралия

Площадь территории







Форма

административно-территориального устройства







Форма правления







Численность

населения







Плотность населения







Национальный состав







Уровень урбанизации, крупнейшие города







Религия







Экономико-географическое положение







Экономическое развитие




1 1

Природные ресурсы







Отрасли промышленности







Сельское хозяйство







Развитие транспорта







Вовлечённость в мировую торговлю, экспортные товары








^ 2) Сделать вывод о степени развития обеих стран, обосновать его.

Контрольные вопросы

  1. Какие факторы больше всего повлияли на развитие Австралии и характеризуемого Вами государства?

  2. Почему развитие африканского государства существенно отстаёт от Австралии?

  3. Какие виды транспорта встречаются в Австралии и каково главное отличие транспортной сети двух стран?

Литература

  1. В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2000 (темы №7 и №8).

  2. В.П. Максаковский Новое в мире: цифры и факты.- М.: Дрофа, 2004



Скачать файл (39.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации