Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа Общие методические требования к процессу информационного поиска - файл 1.doc


Контрольная работа Общие методические требования к процессу информационного поиска
скачать (94.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc95kb.16.11.2011 11:27скачать


1.doc

Содержание

Введение


Когда человеку нужна информация, одним из первых встает вопрос, где и как её можно найти, и человек начинает свою навигационную деятельность в море информации. Часто он обращается в информационную службу.

Поисковое поведение имеет биологические корни, но в обществе навигационно-поисковые задачи - сложная часть человеческой деятельности, человеческой культуры.

Навигация, как движение по определенным алгоритмам в информационном пространстве (т. е. стратегия поиска), предшествует, по-моему мнению, таким процедурам поиска, как сравнение, отбор и идентификация с предметом поиска.

Печатные указатели, содержащие выходные данные книг и статей, веками служили важным инструментом распространения информации. Начиная с 1960-х годов, издатели стали переводить эти библиографические справочники в электронный формат, что на сегодняшний день облегчает работу по поиску необходимой информации, литературы.

Целью данной работы является рассмотрение и обобщение тактики и методики поиска литературы, создания личных картотек, а также определение понятия библиографических периодических изданий и их применения в ретроперспективном поиске.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть общие методические требования к процессу информационного поиска;

- раскрыть понятие и сущность библиографических пособий;

- определить виды библиографических пособий;

- рассмотреть возможности применения библиографических пособий в ретроспективном поиске литературы.

1. Общие методические требования к процессу информационного поиска


В первую очередь следует четко определить основные этапы информационного поиска и особенности каждого из них. В самом общем виде процесс информационного поиска можно разделить на следующие этапы: 1) формулирование задачи поиска; 2) разработка рабочей программы поиска; 3) реализация поиска и 4) оформление результатов поиска.

Формулирование задачи поиска обусловлено соответствующей задачей библиографирования или библиографического обслуживания. По существу - это краткое определение темы (содержания) библиографической работы. Формулирование задачи может быть выполнено: 1) в виде элементарной тематической рубрики; 2) в виде плана (тезисов, рубрикатора); 3) в виде аннотации1.

Формулирование задачи поиска позволяет определить область и особенности используемой литературы, облегчить составление программы поиска. Последняя должна максимально развернуть и конкретизировать поставленную задачу, определяя: объект, виды и методы, возможные направления (маршруты), необходимые ограничения поиска - тематические, хронологические, языковые, жанровые и т.п., возможные объективные и субъективные затруднения, степень полноты, форму представления результатов поиска.

В качестве примера составим рабочую программу поиска.

1. Объект поиска - а) определяем основные области общественной деятельности (науки), объектом и результатом изучения которых является выбранная тема: книговедение, информатика, библиотековедение, библиографоведение, педагогика и т.п.; б) определяем основные издающие организации, выпускающие литературу по данной теме.

2. Виды и методы поиска - библиографический поиск (поиск литературы вопроса), все возможные методы библиографической эвристики.

3. Возможные направления (маршруты) поиска - своего рода «рецепт», отражающий последовательность обращения к тому или иному объекту поиска: а) определяем основные библиографические пособия, в которых может быть отражена интересующая нас литература и которые выпускают указанные выше организации, сводные каталоги и тематические планы выпуска этих учреждений и т.п.; б) устанавливаем основные периодические и продолжающиеся издания указанных организаций, в которых могут быть опубликованы статьи и библиографические материалы по нашей теме; в) устанавливаем круг основных справочно-энциклопедических изданий, в которых могут быть интересующие нас материалы; г) наконец, путем изучения и отбора материалов составляем список литературы.

4. Необходимые ограничения поиска - только статьи и монографии на русском языке, выпущенные центральными издательствами нашей страны за последние 10 лет.

5. Форма представления результатов - аннотированный список литературы по заданной теме, причем аннотации преимущественно аналитического характера, с указанием наиболее примечательных фактов, разделов, фрагментов и страниц изученной и отобранной литературы вопроса, т.е. с максимальным приближением к последующей возможной стадии фактографического поиска по теме2.

В процессе реализации информационного поиска следует руководствоваться рядом общих методических рекомендаций. Так, характер поиска всецело определяется содержанием поставленной задачи. И в этом отношении важно различать, что сначала поиск как бы привязан к теме и к цели детальной, всесторонней разработки ее плана, когда особенно необходим широкий охват информационных источников, литературы. Следовательно, сначала в большей мере используется библиографический и документальный виды поиска. И лишь затем информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой библиографической задачи - библиографирования или библиографического обслуживания. На этом этапе преобладает уже фактографический поиск. В то же время, на протяжении всего процесса информационного поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: с одной стороны, от общих библиографических пособий к отдельным источникам и содержащимся в них фактам, а с другой - от отдельных фактов и источников к общим библиографическим пособиям.

В каждом конкретном случае важно четко определить исходную координатную точку поиска в системе информационного обеспечения (источниковедения). Например, предпочтительнее вести поиск в обратном хронологическом порядке, т. е. с новых пособий и источников, по необходимости последовательно углубляясь в историю. Или начинать с того, что уже известно, имеется под руками или легко доступно, т.е. с домашней библиотеки (картотеки), библиотеки по месту работы или жительства. И лишь затем - обращаться в другие библиотеки, информационные центры. Следует соблюдать также строгую последовательность в восхождении от исходных точек и материалов. С одной стороны, нужно идти от общего к частному и наоборот, а с другой - сочетать полноту и глубину поиска с выбором наиболее существенных, значимых информационных источников3.

Необходимо шире использовать в процессе информационного поиска те возможности, которые предоставляет действующая в нашей стране система информационного обслуживания и в первую очередь: межбиблиотечный абонемент, систему магазинов «Книга - почтой», подписные информационные издания, консультации, и возможность получить копив источника, квалифицированный ответ библиотек и органов информации на информационные запросы. Наиболее перспективной считается такая форма информационного обслуживания, как система избирательного распространения информации (ИРИ), осуществляемая с помощью ЭВМ.

При информационном поиске следует особо учитывать специфику различных типов и видов литературы и изданий. Это дает не только нужный ориентир в определении границ и объема поиска, но и позволяет выявить наиболее важные пособия и источники для первоначального изучения.

Система основных пособий и источников, необходимых для поиска литературы, может быть представлена в следующем виде4.

I. Издания библиографической информации второй степени: государственной библиографии второй степени; ретроспективные указатели второй степени, выпускаемые органами НТИ, издательствами.

II. Издания библиографии (первой степени): государственной библиографии; научно-вспомогательной библиографии; рекомендательной библиографии; сводные тематические, ретроспективные и другие виды изданий каталогов библиотек, издательств, книжного репертуара; издательско-книготорговой библиографии.

III. Издания реферативной информации: реферативные журналы и сборники; критико-библиографические периодические и продолжающиеся издания, отделы критики и библиографии в специальной и массовой периодике.

IV. Издания обзорной информации: органов НТИ и специализированных издательств, обзорные статьи в специальной периодике; обзоры рекомендательного характера, обзорные статьи в массовой периодике.

V. Справочные издания: биобиблиографические словари универсального характера; биобиблиографические словари отраслевого характера; биобиблиографические словари краеведческого характера; энциклопедии универсального характера; справочники различного характера.

VI. Периодические и продолжающиеся издания: универсального академического уровня; специального и ведомственного характера; массового и популярного характера.

VII. Тематические сборники: специальные (научно-технические); учебные сборники и книги для чтения; массовые (научно-популярные).

VIII. Монографические издания: научные монографии; учебники и учебные пособия для вузов; популярные монографии.

IX. Собрания сочинений, избранные собрания сочинений: научные (академические); массовые.

X. Книжные серии: научные; учебно-педагогические; популярные5.

Особое внимание нужно обратить на наличие по теме поиска реферативных, обзорных, справочно-энциклопедических изданий. Именно в этих изданиях концентрируется и обобщается содержание большого количества источников, отражается самая новая и ценная информация. Подчас только обращения к таким источникам достаточно, чтобы оперативно и качественно решить искомую задачу.

Каждый библиограф в процессе своей работы обязан определить для себя оптимальный круг поискового чтения, т.е. тот минимум информационно-библиографических, справочных, периодических и продолжающихся изданий, систематически обращаясь к которым, он может быть всегда в курсе интересующих его проблем и которые при необходимости он может привлечь для решения той или иной конкретной задачи информационного поиска. Кроме того, следует постоянно с учетом текущей и перспективной проблематики формировать и совершенствовать свой служебный или домашний фонд информационного обеспечения, т.е. иметь у себя под руками как необходимые пособия и источники, так и самостоятельно составленные различного рода картотеки, конспекты, досье и т.п., что особенно важно.

В любом случае, только при систематическом и целенаправленном изучении, знании и умении рационально применять действующую в нашей стране систему информационного обеспечения библиограф может быть твердо уверен в эффективности и качестве своей работы.


2. Библиографические периодические издания и их применение в ретроперспективном поиске

2.1. Понятие и значение библиографического пособия


Библиографическое пособие - это упорядоченное множество библиографических записей, выпущенное в виде отдельного документа. Количество этих записей может достигать десятков и даже сотен тысяч. В отличие от самостоятельной библиографической записи пособие составляется с конкретной целью информирования определенной группы читателей, по определенной теме6.

Главный признак, по которому различаются библиографические пособия - это их целевое назначение. По этому признаку различают пособия национальной библиографии, в том числе государственные библиографические указатели; специальные библиографические пособия – научно-вспомогательные, рекомендательные, профессионально-производственные; издательские и книготорговые библиографические пособия , информирующие о намеченной к выпуску или вышедшей из печати продукции издательств, об ассортименте имеющейся в продаже литературы.

Государственные библиографические указатели информируют о выпускаемых в стране документах на основе государственной регистрации в национальной библиотеке или специальном учреждении (в России – книжная палата). Государственные библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись авторефератов» и др. отражают всю выходящую в стране продукцию с максимальной полнотой. Поэтому их называют базовыми – они создают основу для подготовки других библиографических пособий.

Большое значение имеет не только информация о новинках, но и сведения о документах, изданных в прошлые годы (за определенный промежуток времени – несколько лет, десятилетий, а иногда и столетий). Кроме того, необходима информация также и об изданиях, намеченных к выпуску. Поэтому при подготовке библиографических пособий учитывается и хронологический признак, по которому различают текущие, ретроспективные и перспективные библиографические пособия. Типичный пример перспективного библиографического пособия – это перспективные планы издательств, в которых указывается, какая литература готовится к изданию в следующем квартале, году7.


2.2. Основные типы библиографических пособий


Библиографический указатель - это объемное библиографическое пособие со сложной структурой и научно-справочным аппаратом. Вариантами библиографических указателей являются, например, печатные каталоги, годовые планы издательств, издательские каталоги, библиографические бюллетени, «летописи» книжных палат.

Библиографический список - это библиографическое пособие небольшого объема с простой структурой. Оно содержит библиографические записи на материалы по узкой теме8.

Библиографический обзор - это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование. В библиографических обзорах библиографические записи дополняются необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Обязательными элементами библиографического обзора являются вводная (вступительная) часть, аналитическая часть и выводы (заключительная часть).


2.3. Виды библиографических пособий


Библиографические публикации - это несамостоятельные формы библиографических пособий. Являясь составной частью других изданий, они, как правило, отражают ту же тематику, что и издание, в котором они публикуются. К ним относятся прикнижные и пристатейные библиографические списки9.

Прикнижное библиографическое пособие - это пособие, помещенное в книге и, как правило, отражающее документы по данной тематике (использованные, цитируемые и/или рекомендуемые). Списки использованных источников приводятся в большинстве случаев в научных изданиях, давая ученым и специалистам представление о степени полноты исследования проблемы и оригинальности труда автора. Таким образом, книга сама становится источником дополнительной информации о литературе по рассматриваемым в ней вопросам10.

Пристатейное библиографическое пособие - это пособие, помещенное после статьи и отражающее документы по ее тематике (использованные, цитируемые и/или рекомендуемые). Списки использованных и цитируемых материалов обычно прилагаются к статьям в научных и научно-практических журналах, а также в периодических сборниках и продолжающихся изданиях.

Прикнижные и пристатейные библиографические списки - важные источники библиографической информации. Использование этих списков помогает расширить кругозор и сэкономить время при поиске новых источников информации. Хорошо составленное библиографическое пособие – это своеобразное зеркало жизни современного общества. Сравнивая, например, изменение числа публикаций по какой-либо теме из года в год, науковеды выносят суждение о тенденциях развития науки, о ее «горячих» и «затухающих» областях.

Библиографические пособия всех видов делятся на:

- текущие - периодические издания типа журналов и бюллетеней или продолжающихся сборников, предназначенные, прежде всего, для информирования о новой литературе;

- ретроспективные библиографические пособия представляют собой законченные издания в форме книги или брошюры, отражающие литературу за определенный прошедший период, обычно свыше года. Такие пособия очень удобны и полезны при ретроспективном поиске, но всегда в большей или меньшей степени требуют дополнения новой литературой;

- перспективные библиографические пособия информируют об изданиях, готовящихся к выпуску11.


2.4. Ретроспективная библиография


В отличие от источников текущей библиографии в ретроспективных пособиях синтезируются библиографические данные за более или менее длительный период времени. К основным типам ретроспективной библиографии относятся библиографические репертуары (указатели, БД), библиографические каталоги и сводные каталоги-репертуары.

Библиографический репертуар – пособие, максимально полно отражающее документы страны, выпущенные за определенный хронологический период, независимо от места хранения (например, “Русская периодическая печать : указ. содерж, 1728-1995. – СПб., 1998”).

Библиографический каталог – пособие, максимально полно отражающее фонды нескольких или одного национального фондохранилища документов (например, “Книги русского зарубежья в собрании Российской государственной библиотеки. Т. 1. – М., 1996”).

Сводный каталог-репертуар – пособие, максимально полно отражающее документы страны, содержащие сведения о наличии их в фондохранилищах (например, “Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий русского зарубежья в библиотеках Москвы: 1917-1996. – М., 1999”).

Ретроспективные источники общей библиографии, наряду с текущими научно–вспомогательными указателями, играют важную роль в справочно–библиографическом фонде библиотеки, обеспечивая возможность эффективного ретроспективного библиографического поиска. Библиотека ВолГУ располагает качественным фондом ретроспективных библиографических указателей по филологии, истории, экономике. К примеру, современную структуру ретроспективной исторической научно-вспомогательной библиографии можно представить следующими видами пособий12:

Указатели литературы по всемирной истории в целом и по отдельным периодам (например, “История средних веков : библиогр. указ. лит., изданной в СССР / под ред. К. Р. Симона и Э. А. Нерсесовой. – М., 1968”; “Новая история : указ. лит., изданной в СССР на рус. яз., 1917 - 1940. Ч. 2 : Второй период новой истории, 1871 - 1918. Вып. 1. - М., 1986”).

Указатели, охватывающие историю отдельных стран, регионов (например, “История СССР : указ. сов. лит. за 1917 - 1952 гг. [Т. 2] : История СССР в период капитализма (1861-1917). - М., 1958”; “Что читать о Волгоградской области : (рек. указ. лит.). - Волгоград, 1968”; “История Царицына в XVI-XIX вв. : материалы для библиогр. указ. / отв. ред. И. О. Тюменцев. - Волгоград, 1997”).

Тематические указатели по истории отдельных событий и личностей (например, “Движение декабристов : указ. лит., 1960 - 1976 / отв. ред. М. В. Нечкина ; [сост.: В. С. Барашкова [и др.]]. - М., 1983”).

Библиографические пособия по истории исторической науки, указатели исторических источников, указатели библиографических справочных пособий (например, “История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях : аннот. указ. кн. и публикаций в журналах. Т.1 : XV-XVIII века / науч. рук., ред. и введение П. А. Зайончковского ; [сост. Г. А. Главатских [и др.]]. - М., 1976”; “Советское общество в воспоминаниях и дневниках : аннот. библиогр. указ. книг, публ. в сборниках и журналах. Т. 2 : Государственная власть и управление. Государственный аппарат. Международные отношения. 1921-1941. / науч. ред. В. З. Дробижев ; [сост. Е. А. Акимова [и др.] ; ред. А. А. Либерман]. - М., 1990”; “Историография отечественной и всемирной истории : указ. работ, опубл. в СССР в 1991г. / [сост. Н. В. Вителис, Г. В. Трубицына ; ред. Л. М. Маслова]. - М., 1993”; “История России XIX - начала XX в. Русская эмиграция первой волны (1917-1940 гг.) : указ. справоч. и библиогр. пособий / [сост. В. В. Ведерников ; гл. ред. А. В. Шестакова ; ред. О. В. Изотова ; тех. ред. М. Н. Растегина ; худ. Н. Н. захарова]. - Волгоград, 2002”).

Текущие государственные (национальные) библиографические пособия и ретроспективные пособия национальной библиографии имеют большое историко-культурное и научное значение, являются базой для серьезных исследований в различных областях наук13.


Заключение


Выбор источников информации, стратегий ее поиска, методы оценки полезности найденной информации – все эти факторы являются характеристиками информационного поведения человека. Критериями информационной культуры человека можно считать его умение адекватно формулировать свою потребность в информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, адекватно отбирать и оценивать информацию.

Таким образом, центральная задача информационного поиска – удовлетворить информационную потребность. Информационная потребность формулируются как некоторый запрос, представляющий собой набор ключевых слов, характеризующий то, что ищет пользователь.

Информационный запрос в широком смысле - текст, выражающий информационную потребность. Информационный запрос в узком смысле – входное сообщение в автоматизированную систему, содержащее требование на выдачу информации.

Поиск информации в новой информационной среде мы рассматриваем больше как процесс решения поисковой задачи, стоящей перед пользователем, нежели как просто нахождение релевантной запросу информации.

На сегодняшний день с развитием информационных и компьютерных технологий процесс поиска литературы значительно усовершенствован и по полноте получаемой информации и по времени поиска.

Интернет, международная система передачи данных, в частности Всемирная Паутина, дающая доступ к мультимедийной информации, оказали огромное воздействие на поиск источников информации. С ростом числа пользователей базами данных в них все чаще стали включать полнотекстовые материалы.

Библиографический список


  1. Гречихин А.А. Общая библиография. / Гречихин А.А. – [Электронный ресурс]. - http://www.hi-edu.ru/e-books/CB/authors.htm

  2. Коршунов О. П., Лиховид Т. Ф., Новоженова Т. А. Библиографоведение. Основы теории и методологии. / Коршунов О. П., Лиховид Т. Ф. – М.: ФАИР, 2009. - 336 с.

  3. Моргенштерн И. Г. Общее библиографоведение: Учебник для вузов. / Моргенштерн И. Г. – М.: Профессия, 2006. - 208 с.

  4. Основы информационной культуры. // Электронное пособие Московского инженерно-физического института. – [Электронный ресурс]. - http://library.mephi.ru/icb/book.html

  5. Паршукова Г. Б. Методика поиска профессиональной информации. / Паршукова Г.Б. – М.: Профессия, 2006. - 224 с.

  6. Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2009. - 170 с.

  7. Симон К. Р. Библиография. Основные понятия и термины. / Симон К. Р. – М.: ЛКИ, 2010. - 160 с.

  8. Фокеев В. А. Библиография. Теоретико-методологические основания. / Фокеев В. А. – М.: Профессия, 2006. - 352 с.

1 Паршукова Г. Б. Методика поиска профессиональной информации. / Паршукова Г.Б. – М.: Профессия, 2006. – С. 198

2 Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2009. – С. 84

3 Сергеева Ю. С. Библиотечное дело и библиотековедение. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2009. – С. 87

4 Фокеев В. А. Библиография. Теоретико-методологические основания. / Фокеев В. А. – М.: Профессия, 2006. – С. 165

5 Фокеев В. А. Библиография. Теоретико-методологические основания. / Фокеев В. А. – М.: Профессия, 2006. – С. 166

6 Основы информационной культуры. // Электронное пособие Московского инженерно-физического института. – [Электронный ресурс]. - http://library.mephi.ru/icb/book.html

7 Гречихин А.А. Общая библиография. / Гречихин А.А. – [Электронный ресурс]. - http://www.hi-edu.ru/e-books/CB/authors.htm

8 Паршукова Г. Б. Методика поиска профессиональной информации. / Паршукова Г.Б. – М.: Профессия, 2006. – С. 201

9 Гречихин А.А. Общая библиография. / Гречихин А.А. – [Электронный ресурс]. - http://www.hi-edu.ru/e-books/CB/authors.htm

10 Фокеев В. А. Библиография. Теоретико-методологические основания. / Фокеев В. А. – М.: Профессия, 2006. – С. 196

11 Коршунов О. П., Лиховид Т. Ф., Новоженова Т. А. Библиографоведение. Основы теории и методологии. / Коршунов О. П., Лиховид Т. Ф. – М.: ФАИР, 2009. – С. 249

12 Коршунов О. П., Лиховид Т. Ф., Новоженова Т. А. Библиографоведение. Основы теории и методологии. / Коршунов О. П., Лиховид Т. Ф. – М.: ФАИР, 2009. – С. 253

13 Паршукова Г. Б. Методика поиска профессиональной информации. / Паршукова Г.Б. – М.: Профессия, 2006. – С. 206



Скачать файл (94.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации