Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Образовательные технологии в социально-культурной деятельности - файл Образовательные технологии.doc


Загрузка...
Лекции - Образовательные технологии в социально-культурной деятельности
скачать (46.3 kb.)

Доступные файлы (2):

Образовательные технологии.doc218kb.07.11.2010 18:45скачать
Образ.тех.Билеты.doc27kb.07.11.2010 18:45скачать

Образовательные технологии.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 1. Приоритеты педагогических воззрений древних славян.

Приоритеты педагогических воззрений древних славян.

Изучение жизни и дел, нравов и обычаев своих предков в давние времена дает возможность и право каждому человеку гордиться своими далекими предками, уверенно смотреть на грядущие судьбы нашей страны. Это не только важно, но и совершенно необходимо для формирования взглядов, понимания истории, дальнейшего развития российского государства, духовного обогащения народа.

История России показывает нам от каких людей мы происходили. Какие великие труды были положены ими на создание нашей Родины.

Большой вклад в развитие истории российского государства внесли ученые историки: Карамзин, Соловьев, Забелин, Платонов, Лихачев.

Наши предки несколько тысячелетий до н.э. жили в верховьях Амударьи и Сырдарьи назывались они Арии. Главным занятие было хлебопашество. Они так же занимались скотоводством, были охотниками. Умели считать до 10, но больше ста единиц не могли считать. Брак был известен. Основой считалось единобожество, но в действительности они могли иметь несколько богов. Вся семья входила в состав известного рода, члены которого всегда держались один другого.

Славяне – «словами», т.е. говорящими они стали называть себя сами, обозначая этим именем все племена, говорящие на понятном друг другу языке. Немыми или немцами называли все те народы, которые не знали их языка.

Название «славяне» долгое время потреблялось только среди славян. Обитатели других стран наших предков называли по разному, но дошло до нас одно называние: «скифы» /(от греков). Скифы жили родами и племенами, которые управлялись вождями. Племена постоянно враждовали, тем самым, ослабляя друг друга. Правосудие заключено в думах, а не законах, воровство было редким и считалось важнее всяких преступлений.

К IX в. Н.э. населяли: полян, древляне, драговичи, полочане, кривичи, уличи и т.п. На русской земле существовало много городских поселений, малых и больших городов. Главными древними городами были: Смоленск, Новгород, Чернигов, Киев и т.д.

К концу 9 века освободившись от хазар, пошли к варягам и пленили Русь. На Руси в догосударственный период стал общинный уклад. Педагогические воззрения др. славян базировались на таких приоритетах: 1. Подготовка к жизни в общине. 2. Передача навыков урока труда. 3. Обучение военному делу. У древних славян главным богом считался Перун, Велес, Купала. Кроме этого верили в домашних богов: домовых, леших и т.п. 4. Почитать предков, повиновение старшим.

Уважение к матери – первая заповедь детства. Одну из главных ролей играли колыбельные.

Пословицы: «дом вести, не лапти плести», «Где любовь да совет, там и горя нет»

Важным событием было появление славянской грамоты. А так же принятие христианства.

Владимир Мономах ( 1053-1125) Он получи образование от отца. Мономах – образец семейного воспитания. «Не забывайте о бедных и по силе как можете кормите их», «Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев», «Больного посетите, покойного проводите».

Оказывала и церковь влияние на все сферы деятельности. Почиталось обучение детей грамоте, умственное развитие. Разгром крупнейших русских княжеств в 1237 – 1239 гг. приостановило развитие русской системы воспитания. Царила гнетущая атмосфера, которая оказала отрицательное влияние нравственного чувства народа. Господствовали жестокость, невежество, люди изводились до холопного состояния.

Старинные сказки, летописи, былины, песни передают то время, в котором была Россия.

^ Билет 2. Просветительно-педагогические функции обычаев, традиций, видов народного творчества древних славян.

В XV – XVIII вв. интенсивно развиваются феодальные отношения в России. Период царствования Ивана Грозного, эпоха Смутного времени характеризуется постоянным угнетением всех слоев населения, что оказывало негативное воздействие на развитие просвещения, духовной жизни общества. Неграмотность была присуща большей части населения. Распространялись суеверия, происходило «огрубение» семейных нравов. Содержание досуга, досуговой деятельности ограничивалось низким социальным статусом женщины, ее положением затворницы.

Идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материальная база просвещения, и как следствие появление печати, открывается первая типография. Иван Федоров печатает первую азбуку. Появляются другие азбуки, буквари. Все это сыграло важную роль в распространении грамотности в русском государстве, просвещение не только бояр и духовенства, но и простых людей.

В исторических хрониках того времени впервые упоминается о досуге. Это понятие характеризует семейно-бытовой уклад.

Власть и церковь к досугу относились неоднозначно: 1) активно поощрялся праздничный досуг.2)запрещалось выступление скоморохов, бесовские игры, хождение с медведями.

В этот период расширяются функции семьи. Внимание к семейному воспитанию проявляются в народном творчестве, в сочинениях просветителей, в различных домостроях.

Домострой в XVI в. – это образец житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни. Он являлся тем документом, в котором содержались основные признаки патриархальной культуры. Главным было поучение страху Божию, а так же учили всем добродетелям и работе.

В это время определились две тенденции проведения досуговых занятий различными слоями населения

1) Традиционное (крестьянство тяготело к традиционному)

2) Европейские новшества.

Расширились благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма. Церковная деятельность в области развития народного просвещения развернута. Развивается благотворение, забота о бесприютных детях-сиротах. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. Общесословность была характерной чертой древнерусских монастырей и школы. Церковь по прежнему регламентировала всю роль общества.

В 1687г.- состоялось открытие славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения на Руси. Заметные преобразования происходят в 17-18 вв. в области просвещения. Приобретает новый характер содержание быта и досуга новых сословий. Возникают предпосылки для внешкольного образования. Реформируется первая славянская азбука, создается новый гражданский алфавит.

^ Билет 3. Реформы Петра I в области просвещения, досуга, социального призрения.

В 18 веке появляются предпосылки создания системы народного просвещения.

Исторический опыт России 17-18 вв. история русской школы свидетельствует о том, что они выступали в качестве заказчиков, заинтересованных в воспитании грамотных и богобоязливых прихожан.

Деятельность Петра в области просвещения являет собой главную задачу учебным заведениям: подготовка слуг для царя и Отечества. Это относилось, начиная от школьной математики и навигационных наук (1761), Академия наук с гимназией и университетом (1712).

В 18 в. Екатерина II попыталась реализовать идеал в обучении, воспитать «новую породу людей из числа своих подданных». Примером ее порывов стал институт благородных девиц (Смольный). Большое значение имела деятельность М.В, Ломоносова. Он способствовал созданию МГУ (1755).

Т.о. анализ просвещении школ России показывает о наличии противоречий в обществе. Прогрессивные педагоги мечтали о воспитании хороших людей, а гос.шк. ориентировались на подготовку хороших специалистов.

В эпоху Петра широко культивировались европейские формы досуга, ансамбли, балы, маскарады. Открывается Московское благородное двор. Собрание. Возникают дворянские клубы, салоны. Сословная принадлежность отразилась на проведении досуга людей. Различные досуговые формы развлечения использует дворянской, но по прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Широка панорама развлечений мещан (театры, библиотеки, музеи). Реформы коснулись и социального призрение: 1) Благотворительные учреждения. 2) созд. Новые административные государственные органы. 3) для регулирования соц. Прав. 4) Наблюдается рост образованности высшего сословия. 5) Уменьшение числа грамотно низкого сословия.

Екатерина II проложила курс на развитие социальной помощи населения. Во второй половине 18 в. Культурно просветительская деятельность русской интеллиг.коснулась и других сторон жизни: 1) Клубные общности, организации клубного типа и клубы. 2) Формирование основных направлений их деятельности.

То. Политика 18 в.России способствовала: 1) сохранение сословных привелегий высших слоев общества. 2) Развитие просвещения, форм досуга.3) распространение благотворительной деятельности.

^ Билет 4. Социально-культурная значимость благотворительной деятельности, форм призрения в России 19-20 вв.

Культурно-просветительская мысль 18в во многом обогащала идеи первой половины 19в.

В это время происходит преобладание сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании. Было положено начало женскому образованию.

Развитие культурно-просветительской деятельности связано в дворянским периодом освободительного движения. Здесь большую роль оказали социокультурные, просветительские идеи и деятельность декабристов. Возрастает роль литературы в воспитательной и культпросвет работе. Литераторы: Тургенев, Гоголь, Л.Толстой и др. активно отстаивали общечеловеческие, общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях.

Новые особенности приобретают в 1й половине 19 в. Общественно-просветительное движение Развивается благотворительная деятельность, система меценатства: 1. Рождается новая форма призрения. 2. Возникает «закрытое»(деятельность в госпиталях, богодельнях и др.) и «открытое» (вне заведений: пенсия, пособия) призрение. 3. Учреждаются первые благотворительные общества.

Большой вклад в призрение внесла Мария Федоровна, жена Павла I. По ее инициативе в 1803 г. Были учреждены в Москве «Вдовьи дома».

Понятие «Благотворительность» - проявление сострадания к ближнему, оказание помощи неимущему.

Граф Воронцов на свои средства построил церковь Святителя Николая в Звонницах. Во второй половине 19 в.появилось понятие «общественное призрение». Оно происходит от слова призреть, т.е. обратить взор с вниманием, сочувствием. Цель призрения: разумное и организованное в отличие от благотворительности, обеспечение нуждающихся в необходимом, предупреждение нищеты

Рассматривая историю благотворительности следует сказать о распространении в 18-19 вв милосердия (готовность помочь кому-либо, или простить из сострадания и человеколюбия), филантропии (человеколюбие) и меценатства (меценат – богатый покровитель наук и искусства). В России прославились своей меценатской деятельностью: Морозов, Третьяков и др. Активными сторонниками благотворительности были братья Шереметьевы. Граф Шереметьев основал Странноприимный дом (ныне больница Склифосовского). Канцлер Румянцев-Задунайский на свои средства снаряжал ученые экспедиции, корабли дл кругосветного плавания. Граф Строганов основал в Петербурге сад, открытый для публики, где устраивались вечера, концерты и т.п.

Реформы 60х гг. повлияли на экономическое и социокультурное развитие общества. Перестраивается система просвещения. Расширяется сеть воскресных школ (гл.роль играло земства). Распространение грамотности оказало влияние на развитие городов. Появились народные дома, которые получили широкое распространение в 90е гг. 19в. И в 1914г действовало уже около 200 народных домов.

Билет 5. Основные направления деятельности народных домов в России 19 начала 20 веков.

  1. отсутствие принуждения. 2. Свобода выбора. 3. Общедоступность. 4. Поучительность. 5. Общепонятность.

При народных домах существуют общедоступные библиотеки. Параллельно с народными домами развивались народные театры в 2х формах: 1) профессиональные театры для народа (с низкой входной платой и доступным репертуаром) 2)самодеятельные театры (любительские).

В начале 20 в. Насчитывалось около 170 народных домов. Их развитию помогали известные деятели русской культуры: Соблинов, Станиславский, Толстой. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. В это время плодотворную общественную деятельность вели «передвижных художественных выставок». Так же композиторы деятели «могучей кучки».

Развивается музейное дело. Музеи активно развернули свою культурно-просвет. Деятельность. Появляется радио, кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов. Их цель: педагогическая, воспитание детей и родителей. Общедоступные клубные учреждения возникли во 2й половине 19 в. И развивались как общественные просветительские учреждения. Многие из них выполняли функции общественного клуба, объединения клубного типа с определенной направленностью своей деятельности: комитет грамотности; общество содействия народного образования, общество распространения технических знаний и т.п. Все эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей. Привлекались бесплатно к их деятельности ученые и педагоги. Общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России. Ориентировали они свою работу со взрослыми посетителями, выполняя внешкольно-образовательную функцию. Этому способствовали идеи выдвинутые учеными педагогами: Шацким и т.п.

Широкую известность получила просветительская деятельность Лесгафта в область ЗОЖ, занятия физкультурой детей и взрослых. Деятельность киноиздательского товарищества Сытина. Получил широкую известность дом Поленова, как центр организации методологической помощи фабричным, деревенским, и школьным театрам. В начале 20в расширяется рекреативная, развивающая функция искусства, досуга, спорта. Общество распространения технических знаний. В его уставе, утвержденном 4 июня 1869 г., сказано, что целью Общества является – "содействовать усовершенствованию и распространению в России технических знаний вообще; преимущественно же усвоению усовершенствованных технических приемов в тех отраслях отечественной промышленности и ремесел, которые имеют более обширное практическое применение". Для достижения этих целей общество может: "а) учреждать технические школы и мастерские; б) устраивать библиотеки, выставки и музеи по части промышленности и ремесел; в) издавать книги по разным отраслям технических знаний

^ Билет 6. Развитие просветительской работы в советской России.

Революционные события России начала 20 века изменили социальную направленность культурно-просветительской деятельности и досуговой деятельности.

Февральская революция 1917 г. Потребовала от новой власти выработки социокультурной политики, основанной на демократических началах. Временное правительство приняло ряд нововведений: 1) женщинам предоставились политические права; 2) Демократическое начало получили отражение во всех сферах жизни населения России. 3) Поддерживались народные инициативы в сфере социокультурной жизни.

Увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи.

Были предприняты попытки реорганизации управления социальной сферы, внешкольного образования. С Октябрьской революции в стране создается система политико-просветительной работы. Идеология новой власти реализуется в области просвещения, внешкольного образования, в СКД. Декреты государства и документы партийных съездов, совещаний, содержали массу указаний и директив: 1) по внешкольному образованию; 2) ликбезу;3) организации деятельности политпросветов и их реализации на местах.

Сфере культуры и просвещения, было, положено начало досрочн. эре установления идеологического диктата.

Возникшая в конце 19в. Методология образования должного развития не получила. Исследования внешкольного образования, замененное в 30х гг. внешкольным воспитание велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел разрыв теории от практики, что отрицательно сказалось на реорганизации воспитательных учреждений.

Деятельность наркомпросса, профсоюзов, пролеткульта и др. общественных организаций, соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга. Рассмотрению идеологических запретов способствовала и гражданская война. Централизованное управление охватила весь процесс идеологической работы. В 19-20 гг. при партийных органах создавались агитпроб отделы. А в 1920г, главпросвет. Как центр всей политико-просветительской и воспитательной работы в стране формируется система партийного руководства этой работы через наркомы и т.п. Одновременно наблюдается огосударствование профсоюзных, кооперативных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.

По всей стране культивируются массовые формы воспитания и перевоспитания: 1) митинги,2)Политико-агитационные программы, 3) массовые гуляния, 4) социальные соревнования, 5) субботники, воскресники.

В эту систему идеологического воспитания органично вписывается в деятельность: агитпароходов и т.п. В связи с осложнением экономических систем в культуре сокращается финансирование образования и культуры, заметно уменьшается количество школ, клубов и др.культпросвет заведений. В областях культуры и образования не хватает специалистов.

Для внешкольной работы: сотрудники подбирались по принципу партийности и классовой принадлежности. Тяжелым было материальное положение учителей. В сентябре 1922г.была выслана из России в Германию большая группа известных русских ученых, писателей. Культура, наука, досуг, вся Социокультурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем. Много всего закрывают. Новая власть рационализирует культурные ценности под школы и избы-читальни передаются церковно-приходские школы и барские поместья.

Политические результаты: 1. развивается сеть политико-просвеительских учреждений, активизируется работа в национальных регионах. 2. Расширяется сеть женских клубов в среднеазиатских республиках. 3. Семья и семейная политика характеризуется широким диапазоном крайности: от разрушения семьи до установления жестких семейных правил.

В течение 20-30гг понятие «политпросвет работа» переходит в другое содержание «культпросвет работа»

Появляются адекватные термины: «культурно-массовая работа» и «культурно-воспитательная работа». Ведутся исследования в области внешкольной работы. Исследования Блондского, Богданова, и т.д. Культпросвет работа рассматривается как разновидность педагогического труда. Большинство исследователе того времени считали, что культпросвет деятельность – это педагогическая деятельность организованная, свободная деятельность наседелния с целью воспитания всесторонне развитой личности. Коммунистическое восприятие провозглашалось главной функцией. Эта функция конкретизировалась в виде: 1) просветительской (просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов). 2) коммуникативной (клуб-центр общение,, встреча с интересными людьми). 3) преобразовательная (клубные объединения, кружки технического творчества. 4) Ценностно-ориентировочная (объединяет любителей кино, театра и т.п.) 5) функция отдыха (придавала демократический характер клубной деятельности, где осуществлялась индивидуализация личности, социализация личности). В 20 гг. происходит развитие демократ. форм руководства политико-просвет. сверы.

Это положительно сказалось на клубной работа. Появились кружки: общественные, производственные, военные, рабкоровские.

Большой популярностью пользовались выступления синеблузников, инсценированные суды и т.д.

В конце 20-30х гг активизировалась борьба с пьянством, за ликвидацию безграмотности, хулиганством, беспризорностью, пропаганда ЗОХ и т.п. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Распространены олимпиады, смотры художественной деятельности. В это же время активизхируется борьба с религией, разрушаются церкви, памятники, идет борьба с революционными вредителями.

Предвоенные годы характеризуются творческим оживлением: возрастает роль печати, радио, кино, литературы и искусства. Появляются творческие союзы, зарождается государственное телевидение, появляются новые научные исследования.

В годы ВОВ культпросвет учреждения проводили свою работу в соответствии с требованиям военного времени. Использовали деятельность фронтовых армейских домов красной армии. Так же деятельность передвижных, культпросвет учреждений Деятельность фронтовых бригад, самодеятельность артистов. Церковь активизировала свою патриотическую благотворительную деятельность.

В период войны в тылу работа с молодежью исходила из задач военного времени. Основные направления: 1)агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа. 2) Проведение широкой справочной работы. 3) Учение культпросвет учреждений в подготовке рабочих массовых профессий. 4) помощь в развитии социальных соревнований. 5) организация отдыха си досуга. 6) Организация художественной самодеятельности как средство духовной поддержки.

^ Билет 7. Культурно-просветительная работа в 50 – 80 х гг. в СССР.

В послевоенные годы растет сеть учреждений культуры и образования. Культпросвет работа перестраивается в соответствии с задачами мирного времени.

Совершенствуется система высшего и среднего-спец. культпросвет образования. В то же время проводится репрессивная политика по отношению к религии. В 70-80гг многие учреждения культуры оказываются оторванными от запросов интересов в сфере досуга. В областях создаются научно-методические центры творчества культпросвет работы, ориентация ее на социально-досуговую деятельность. Встал вопрос о кадрах в социокультурной сфере. Обусловленность перехода от культпросвет работы к социально-досуговой деятельности определили решением таких проблем как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на создания досуговой деятельности, переосмысление принципов и функций культпросвет работы, внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изученных запросов и потребностей, различных групп населения в сфере свободного времени.

^ Билет 8. Особенности социокультурных процессов в современных условиях.

Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурну ситуацию России.

Социальную помощь приобретают конкретные организационные формы, возрастает вес международных, федеральных и местных фондов, программ.

Закон о культура в ноябре 1992г. Предал сфере культуры норматино-правовое обеспечение. Повлиял на социокультурную жизнь общества. На рубеже 20-21 вв возрасла роль и значение в социокультурной жизни общества.

^ Билет 9. Досуг, досуговая деятельность: понятия, сущность, содержание.

Досуг – это часть нерабочего времени.

СКД – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей и технологий в объективном взаимодействии личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

СКД состоит из культурно-значимых действий социальных субъектов, (индивид, группа, слои общества и общество в целом) осуществляемых для поддержания связи с внешним миром, реализации своей жизнедеятельности и самореализации.

СКД охватывает широкий круг различных форм человеческой активности, начиная с духовно-религиозных, познавательных, моральных феноменов и кончая способами реализации физических потребностей, политической активностью.

СКД свойственны т виды активности, которые характерны для области социально-массовых, групповых и личностных отношений, в семейно-бытовой досуговой сферах, а так же в области социально-массовых, групповых и личных отношений преимущественно в семейно-бытовой, досуговой сферах, а так же в области познавательной активности человека, его включения в художественно-эстетическую деятельность и т.п.

СКД осуществляется в индивидуальных и массовых формах. Сохраняя приемственность СКД аккумулирует в себе опыт и традиции культуры.

Общим интегрирующим для этих областей общественной практики существует понятие СКС. Структура СКС определяется различными видами СКД.

Понятие СКД входит в структуру социальной сферы.

Является составной частью непроизводственной сферы, социальная сфера представляет собой общественную деятельность, направленную на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей.

Социальная сфера определяется как: 1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию. 2) деятельность по социальной защите и реабилитации отдельных нуждающихся в такой поддержке слоев населения.

Понятие СКД входит в структуру соц. сферы и структуру СКС.

К СКС относятся:

1) культура. 2) досуг, 3) образование,4)искусство, 5) физкультура и спорт, 6) Здравоохранение и социокультурная реабилитация 7) природоохранная деятельность, 8) СМИ, 9) туризм, 10) Гостиничный и ресторанный бизнес, 11) общественное питание.

^ Билет 10. Виды, формы досуговой деятельности и их функции.

В научной литературе 60-70 гг. понятие досуг трактовалось как отдых, свободное время, рекреация, нерабочая деятельность.

В настоящее время досуг становится сферой СКД, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В современной теории и практике термин: досуг употребляется в 3 значениях: 1) синоним свободного времени. 2) синоним нерабочей деятельности.3) синоним состояния человека на данный момент.

В современной СК теории и практике досуговая деятельность рассматривается как часть образа жизни человека.

Конечный результат не имеет для человека принципиального значения. Важным стимулом является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. Деятельность на досуге представляет собой деятельность, которая обуславливает ее сущность и специфику. Специфическими особенностями досуговой деятельности явл.: 1) Действенный мотив (потребность в процессе деятельности). 2) Разнообразие по своему предмету. 3) Цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития. 4) Досуговая деятельность носит: социально полезный характер, социально-нейтральный характер, социально-отрицательный характера. Т.о. досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психологического баланса.

^ Билет 11. Досуг как сфера образования, воспитания личности.

Досуг воспринимается как: 1) Сфера образования и воспитания личностной и социальной культуры, формирования личностных и гражданских качеств. 2) Условие расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями. 3) Возможность знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием культуры каждого народа.

Основу составляет многофункциональное использование культурного комплекса, как средства рекреации и отдыха людей.

Культурный комплекс представляет собой совокупность объектов материальной и духовной культуры.

В культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы составляют единство с окружающим его ландшафтом.

Свои особенности имеет традиционная сельская досуговая культура и СКД городских жителей. На селе культура досуга формировалась под влиянием труда, зависящего от природных ритмов и смены времен года.

Перерывы в труде были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь с христианской культурой.

В городе, городской досуг мало связан с природными ритмами, в большей степени зависит от организации производства транспорта, быта.

Сегодня, когда СМИ и др. городские ценности проникли в село, различия досуговых потребностей у жителей села и города исчезают.

Методом реализации образовательных технологий СКС выступают: музеи, заповедники, театры, монастырские комплексы, библиотеки и т.п.

Сферы досуга разделяются на несколько групп: самообразование, культура и общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых. Поиск разнообразия относится к важной характеристике досуга. Досуг необходимо соотносить с особенностями образа жизни ориентациями различных социальных групп.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм являются: 1) Материальная обеспеченность. 2) Культурные различия. 3) Исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп. 4) Местные условия. 5) состояние здоровья. 6) Семейное положение.

Для досуга как СК категории характерно динамическое развитие пр-в (процессов), охватывающие различные слои населения, культурное пространство.

К этим процессам относится: 1) Непрерывная дифференциация в сфере свободного времени по интересам. 2) Рост досуговой квалификации. 3) Инновационный подход к организации досуга и досуговой деятельности, внедрение современных педагогических и образовательных технологий.

Сегодня актуальной проблемой является наполнение досуга образовательным содержанием. Необходимо привлекать широкое общественное внимание к СКД как к эффективному средству получения дополнительных знаний во внешкольное время. Активно участвовать в выборе тех или иных форм образования в сфере досуговой деятельности. Однако социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуга, помимо своих узко-рекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном преобразовании страны, творческой самореализации личности.

^ Билет 12. Роль и место художественной культуры и искусства в СКД.

Искусство – один из важнейших способов эстетического освоения мира. Оно несет функцию удовлетворения эстетических потребностей людей, путем создания, восприятия произведения доставляющих человеку радость, наслаждение, способного духовно обогатить его, пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение, и осуществляется идейно-воспитательное воздействие на людей. Источником создания произведений служит деятельность человека или группы людей. Искусство не является самоцелью, а средством приобщения к прекрасному.

СКД в различных видах искусства выступает как художественно-творческая деятельность, как художественное творчество. Художественная культура, берущая свое начало в искусстве древних цивилизаций прошла многоступенчатый путь. Он сопровождался накоплением наследия во всех областях СКД, утверждением ценности человеческой личности. Это служило основой исторической преемственности и духовной близости античной и современной культуры. СК функция искусства в различные периоды развития общества отличались большим разнообразием.

Большим СК смыслом наполнялось и словестно-музыкальное искусство. Благодатной почвой для развития, формирования словесных видов деятельности служили сказки, легенды и мифы.

В словесном творчестве складывался свой сюжетный язык, который способствовал воспитанию, формированию мировоззрения людей.

С древних времен своим утилитарным назначением отличалась архитектура. Этот вид СКД связан с жизненными ценностями и практическими нуждами. Прочность, суровость, простота, монументальность и т.д. строительства характеризуют вклад поколений зодчих, в мировое социокультурное наследие.

^ Билет 13. Характеристика видов народных промыслов, ремёсел их реализация в СКС.

Результаты СКД находят отражение в произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства: мозаика, посуда, мебель. Обработка фарфора и т.д.

Гжельский фарфор, палех (Ивановская область), Финифть (роспись по эмали, Ростов), хохлома (Нижегородская область), дымковская игрушка ( Кировская область) и т.д.

^ Билет 14. Самодеятельное художественное творчество как сфера художественной культуры, область любительского искусства.

На каждом этапе истории общества, изменялись организационные формы деятельности, менялось е духовное содержание, менялось творческое видение окраски мира и человека в этом мире. В искусстве как сфере общественной СКД постоянно менялись виды, жанры художественного творчества.

Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство, а России относится к числу наиболее значимых сфер СК практики и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. В настоящее время приоритетным направлением в СК политике в области искусства и художественной культуры явл.: 1) Проведение мероприятии, обеспечение прав доступа граждан к различным видам искусств. 2) Расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства (гастроли). 3) Рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия творчества.

Государство заботится о развитии сценического искусства, которое является национальным достоянием российской культуры.

Важное место отводится созданию условий для выявления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширении сфер их востребованности.

Особое внимание уделяется созданию различных жанров для детей. Важное значение имеет развитие циркового искусства.

Самобытную сферу художественной культуры область любительского искусства представляет самодеятельное художественное творчество.

Творчество – процесс СКД, связанный с созданием нового оригинального результата. Одним из массовых видов культурно-творческой деятельности людей в условиях свободного времени является прикладное творчество.

Самодеятельное художественное творчество предполагает непрофессиональную, коллективную или индивидуальную деятельность в различных областях искусства.

Прикладным творчеством является фольклор и различные виды народных промыслов и ремесел.

Приоритетное направление в культуно-творческой деятельности – это работа по сохранению и поддержанию художественных и бытовых ремесел.

^ Билет 15. Народное творчество, фольклор и их духовно-нравственный образовательный потенциал.

Исторический опыт России в других стран свидетельствует о богатых СК и этнокультурных истоках духовного наследия каждого народа.

Народная художественная культура связана с возникновением и развитием таких традиционных СК институтов как: семья, школа, и т.п.

Само понятие «СКД» ассоциируется с понятием народного искусства, фольклора, народных промыслов и ремесел,

Разрыв в образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей и подростков, приобщении к художественной культуре общества. Отсутствие связи образовательного с СК принципов препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную художественную культуру – не только в качестве зрителей, слушателей, но и в качестве активных участников процесса художественного творчества. Поэтому важно возрождать культуру России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения. Осуществить эту задачу могут современные модификации различных институтов современного отечественного фольклора (функционирование русского фольклора, издательство журналов, газет, организация проведения фестивалей).

Главная цель народной системы художественной социализации ребенка: помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности. Народные традиции сегодня призваны развивать: семья, школы, учреждения ДОД. При этом создавать систему, обогащающую ребенка.

Здесь важно не просто сохранение культурного наследия, но и его умелое педагогически осмысленное включение в культурно-творческие, образовательные процессы в детской, семейной школьной и др. социальных средах. Свое широкое распространение сегодня получают проекты, направленные на разработку и организацию программ используемых различных жанров фольклора, народного творчества в различных учебных заведениях.

Данная проектная концепция развития образовательных институтов отечественного фольклора выступает одной из альтернативных форм художественно-эстетического развития подрастающего поколения.

Ведущая идея таких институтов является художественно-культурная социализация детей разных возрастов средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел.

Учебный процесс в школе предполагает приобщение учащихся к самобытному народному творчеству, фольклору.

Важность приобретает интеграция видов народно-художественного творчества в учебном процессе. Это позволит создать систему художественного воспитания детей.

Внеклассная работа позволяет детям иметь возможность познакомится с фольклором. Здесь важно сотворчество детей, педагогов и родителей.

Детское творчество, в том числе и художественное, становится более ориентированным на личность ребенка. Его индивидуальные особенности и интересы.

Т.о. в сфере искусства художественной культуры СКД следует рассматривать профессиональное и непрофессиональное занятие, социально-направленную на сохранение, создание духовных культурных ценностей.

^ Билет 16. Физкультура и спорт как сфера СКД.

Физическая культура и спорт – исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное СК явление. Физическая культура является составной частью культуры общества и личности, особым видом СКД, которая интегрировалась в 3 начала: физическое психическое, духовное.

В России теория и практика физ. воспитания развивалась вместе со становлением общества. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы физической подготовки (Суворов, Ушаков, Кутузов). Авторы концептуальных теорий физического воспитания – Лесговт, Пирогов, Сеченов. Исследователи роли места физ. воспсит. в пед. системах: Новиков, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский.

В современном пед. опыте сложился ряд интересных авторских систем, занявших прочное место в СКД семьи, школы и т.д. Для практики физ. воспитания и ЗОЖ важную роль сыграли: 1) концепции раннего начала физического развития и начала закаливания, 2) обеспечение сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения 3)Единство физического и умственного развития, 4) приоритеты физкультуры как предмета и сферы жизнедеятельности.

Составными частями физкультуры как области, в которой реализуется СКД является: физич. воспитание и спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Физическое воспитание представляет собой процесс, направленный на формирование навыков и психических качеств, укрепление здоровья, и физическое развитие.

^ Билет 17. Задачи физического воспитания, просвещения детей и подростков в современных условиях.

Физ. воспитание решает следующие задачи: 1) развитие способностей детей и подростков. 2) Оптимизация их состояния здоровья 3) Формирование у детей двигательных умений и навыков.

Прикладной характер в этой деятельности носит: физическая подготовка к труду, военной службе, физическая рекреация, использование традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем.

К занятиям физкультурой относится: утренняя гимнастика, бег, легкая атлетика, лыжи, коньки, игры, аэробика, плавание, бокс, тяжелая атлетика и ЛФК, туризм и т.п.

Материальной и технической базой для физ-ра служат стадионы, бассейны, спортплощадки и т.п.

^ Билет 18. Социализация личности в условиях физкультурно-оздоровительной работы.

Из множества факторов определяющих массовость физического движения как вида СКД относятся объективные (уровень развития материальной базы, подготовка профессиональных кадров) и субъективные (формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физкультуры т спорта, формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность, воспитание у населения потребностей в спорте).

Национальная программа здоровья призвана решать проблемы укрепления здоровья человека. Необходимо привлечь внимание человека к своему здоровью, заботу о нем, мотивировать занятия физрой.

^ Билет 19. Влияние семьи, школы, культурно-досуговых учреждений, в формировании ЗОЖ детей и подростков.

Улучшить свое здоровье – является сильным побудителем занятиями физ-рой всех групп населения и особенно горожан. Это необходимо учитывать в процессе организации семейных клубов, групп здоровья по месту жительства, в школах и учреждениях культуры. К сожалению забота о здоровье и физ-ра еще не стали приоритетным направлением в СКД. В настоящее время особенностью бучения детей и подростков физ-ры и спортом является социализация личности каждого ребенка.

Это требует новых проектов и программ, которые направлены на развитие мышления, формирование физических качеств, умений и навыков. Развить их физически и духовно. Здесь важно использовать комплекс современных СКТ.

Составной частью физ-ры и видом СКД является спорт. Спорт относится к числу массовых ск движений, социальной системе тренировочных занятий и участие в соревнованиях.

Современный спорт включает в себя 2 сферы: сферу общедоступного спорта, высшего спортивного мастерства. Виды спорта являются эффективным средством профилактики алкоголя и табакокурения и т.п. В современных условиях популярность приобретают экстремальные виды спорта. Школа, семья, культурно-досуг.учреждения обладают своими возможностями фирмир. Культурного досуга детей и подростков.

^ Билет 20. Музей как вид СКД.

По мере становления в обществе целостной системы СКД, музеи органически вошли в нее в качестве фактора формирования знания, повышения уровня культуры, интеллекта, кругозора. Музей как вид СКД сегодня становится важным социальным институтом, неотъемлемой частью современной культуры человека. Сущность музея – быть посредником между обществом и культурой. Между культурой прошлого и настоящего, а не социальным заказом времени.

Музейные учреждения свою деятельность основывают на: собирании, изучении, хранении, демонстрации предметов. Основными функциями музеев являются: 1)документирование. 2) Научно-исследовательская деятельность. 3) Реконструкционная, реставрационная деятельность. 4) культурно-образовательная. 5) Рекреативная. 6) Идеологическая (использование экспонатов в идеологических целях). 7) Нравственно-воспитательная (наглядное восприятие музейных ценностей побуждает в человеке историческую память, воспитывает нравственные и патриотические качества).

Музеи, являясь СК учреждениями классифицируются по: 1)типу, 2)форме собственности, 3) профилю.

Выделяются типы музеев: Научно-просветительские (самые популярные. Их СК задачи связаны с научно-исследовательской деятельностью и передачей знаний общественности), научно-исследовательские (большое внимание к задачам той области знаний, с которой связан музей), учебные (выполняют образовательную функцию).

По форме собственности выделяются: государственные, муниципальные, частные.

Профильная классификация: архитектурно-ансамблевые, естественно-научные(биологические, геологические), исторические, художественные. Музеи науки и техники и отраслей народного хозяйства (автотранспорта, горного дела), мемориальные музеи(заповедники).

^ Билет 21. Меценатство, его влияние на развитие музейного дела в России.

В России музей как СК институт появился на 2 столетия позже, чем в Европе, в силу духовной закрытости допетровской Руси. Петр I открыл дорогу новым знаниям, закупив много книг по анатомии, математике, географии и т.д.. Одним из лучших считался кабинет Я.В.Брюса. В его петербуржском доме разместилось уникальное по характеру собрание: монет, минералов, рукописей.

Крупным коллекционером был Князь Голицын. Его усадьба славилась коллекциями картин и т.п.

Традиции коллекционирования продолжал граф Шереметьев.

В 1714 году по приказу Петра была основана кунсткамера, которая считается первым официальным музеем. А в 1724, она была передана в ведение Академии наук.

Характерной особенностью формирования музейной коллекции как централизованной московской Руси, затем Российской империи было преобладание интересов государства над частными интересами граждан, что не могло не отразиться и на организации музеев и музейного дела. Возможность свободного доступа к национальному достоянию сыграло решающую роль в том, что музей ста составной частью общественного сознаниям начал восприниматься как публичный институт, неотъемлемая часть СК пространства.

Императорский Эрмитаж был создан во второй половине 118в. 1764г и стал одним из крупнейших музеев мира.

Меценатство в России оказало большое влияние на развитие музейного дела С конца 18 в. В России распространяется меценатство – покровительство богатых людей искусству, науке, всему тому, что входит в понятие культура.

Музейное дело в России было организованно купцами-промышленниками.

Характерной особенностью русской торгово-промышленной среды была поддержка культурных начинаний. Благодаря поддержке меценатов возникли: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Собрания русского фольклора Морозова.

Со второй половины 19в. Крупные российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством (Третьяков, Мамонтов), т.о. российские предприниматели материально подготовили расцвет культуры в конце 18 нач.20 вв.

^ Билет 22. Образовательная деятельность музеев в современных условиях.

19в. Стал временем развития музеев, ориентированных на решении образовательных задач. Создание общедоступных экспозиций, понятных всем слоям населения. В 1917г в результате революции в музейном деле произошли коренные изменения. Роль музеев стала предметом острых дискуссий. Музеи начали рассматриваться как хранилище национальной культуры, которые необходимо беречь и сделать доступными народным массам. В годы ВОВ музейному делу был нанесен непоправимый урон. Процесс их восстановления продолжался 10 лет. Период с 1956-1991 характеризовался интересом к раннему советскому прошлому, созданию различных филиалов в разных региона России.

В настоящее время музейное дело в России получило новый импульс в развитии. Сейчас действуют около 2000 музеев в разных регионах страны. Возрождается меценатство. Появляются частные музеи. Восстанавливаются храмы. Музейное дело освобождается от диктата идеологии, переходит на новые рыночные основы организации, технологии, формы и методы СКД.

Культурно-образовательная деятельность музеев – вид музейной коммуникации, предметом которого являются ценности культуры. Ознакомление происходит при помощи специалиста экскурсовода.

^ Билет 23. Музейные экскурсии и их особенности, характеристика.

Музейные экскурсии различаются: 1) по месту проведения, 2)объектам показа, 3)характеру тематики, 4) целенаправленности, 5) составу экскурсантов.

По характеру тематики выделяются экскурсии: обзорные (вводные для посетителей впервые пришедши в музей), на темы проф. дисциплины (детально раскрывается одна тема или проблема).

По целенаправленности: 1) культурно-образовательные, 2) учебные, 3) методические (для профессионалов в области музейного дела).

По составу экскурсантов: для взрослых, для детей, для туристов, для местных жителей, для смешанных групп.

Ведущие музеи мира: Британский музей в Лондоне, Эрмитаж, Музей Прадо в Мадриде, Музей ИЗО им. Пушкина, Исторический музей и т.п.

^ Билет 24. Роль и место туризма в СКД.

Туризм – это форма умственного и физического воспитания; форма организации отдыха и досуга; отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства.

Вопросы туризма нашли свое отражение в законах: об основаниях туристской деятельности в РФ. О туризме и туристской индустрии в РФ.

Туризм определяется как «временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, познавательных и религиозных.

СК особенность туризма заключается в: а) сохранении культурного наследия и трансляция исторических ценностей, б) освоение эффективных практик использования свободного времени, в) поддержка здоровья людей. Туризм содействует повышению образовательного уровня и культурного потенциала страны, региона, города или конкретного мета. В социально-политической сфере туризм помогает стабилизировать межэтнические и международные отношения, возникновению взаимного интереса, толерантности и уважения между людьми различных наций.

^ Билет 25. Цели туризма, его функции.


В теории туризма признаются следующие цели: оздоровительная, познавательная, спортивная (подготовка к участию в соревнованиях), религиозная, гостевая и ностальгическая (посещение родственников).

Функции: восстановительная(освобождение от чувства усталости, путем смены обстановки), развивающая возможности для развития личности, творческой деятельности), развлекательная, социальная (рост уровня жизни население, рациональное использование свободного времени, ЗОЖ), интеграционная (развитие международных связей), коммуникативная.

^ 26. Значение туризма для человека и общества.

Значение: Политическое: взаимное сближение, обмен мнениями и взглядами между жителями разных стран, установление связи между народами, путей укрепления мира, познание страны, ее жителей и культуры.

Воспитательное: состоит в повышении сознательности участников экскурсий, которые посещают различные районы страны, наблюдают за проявлениями общественной жизни, знакомятся с людьми, достижениями в экономике и культуре.

Культурное: обогащение личной культуры.

Общественное: выражается в росте солидарности, товарищества и взаимной доброжелательности участников туристской поездки, правильному отношению к природе, местному населению.

Биологическое: благоприятные климатические условия, восстановление физического и морального состояния. И результат этого улучшение здоровья.

Социальное: рациональное использование своего свободного времени, создание рабочих места, воздействие на культуру местных жителей., экологическая безопасность туризма.

Гуманитарное: формирование всесторонне развитой личности.

Туризм расширяет кругозор человека, повышает интеллект, совмещает отдых с познанием окружающего мира, изучением жизни и обычаев.

Т.о. выделяют 4 ипостаси гуманитарного значения туризма: совмещение отдыха с познанием, мирная направленность, интеллектуальное содержание, воспитание подрастающего поколения.

^ 27. Значение туристского просвещения, обучения в работе специалиста СКД.

В России общество туристов своей целью ставит организацию путешествия за рубеж. В каждом регионе действуют общественные организации, уделяющие большое внимание развитию различных видов туризма. Они призваны удовлетворять социально-культурные интересы, духовные потребности населения.

К факторам совершения туристской деятельности относятся: увеличение туристских ресурсов. 2) Активная интеграция технологий в СКД. 3) Широкое использование оздоровительного потенциала туризма. 4) грамотно-выработанная стратегия регионального туризма. 5) Туристическое просвещение, обучение специалистов СКД.

^ Билет 28. Экскурсия, ее сущность, характеристика, основные признаки.

Экскурсионная деятельность важная составляющая СКД. В настоящее время экскурсионная деятельность выполняет социально значимую роль, имеет свою историю, профессиональные кадры, отличается разнообразием видов форм, тематикой.

Экскурсия – (лат. - поездка) – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательностей, в учебных или культпросвет целях, под руководством экскурсовода.

Показ и рассказ определяет особенность экскурсии. В первичности показа составляет специфика экскурсионного метода. Поэтому сущностью экскурсии является органическое и неразрывное единство в ней показа с рассказом. Основными признаками экскурсии являются: протяженность по времени, наличие экскурсионной группы, наличие экскурсовода, осмотр экскурсионных объектов, определенная тема, наличие цели и задач, разработка маршрута.

Главными признаками являются: показ и рассказ, при первичной роли рассказ.

Классификация экскурсий представляет собой распределение признаков на группы, подгруппы виды и выделение в каждой из них основных черт, определенных характеристик ведения той или иной экскурсии.

Экскурсии подразделяются по след признакам: содержание (обзорные, тематические (исторические, производственные, искусствоведческие)), состав участников (взрослые, дети, местные, иногородние и иностранцы), место проведения (городские, загородные, производственные, музейные), по способу передвижения (пешеходные, транспортные, комбинированные), по форме проведения (обычные, учебные, прогулки, концерты).

^ Билет 29. Экскурсия как педагогический процесс.

Важное место в экскурсионной деятельности занимает педагогика – наука о закономерностях воспитания, образования, и обучения детей и взрослых. Экскурсия дает человеку новое знание об интересующих его аспектах, т.е. он является частью процесса образования. Сам изучаемый материал нравственно и эстетически влияет на сознание экскурсантов

Т.о. экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах: научность, идейность, убедительность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость.

Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают.

Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса.

В экскурсиях воспитательный аспект сочетается с образовательным. Грамотно, правильно подобранный экскурсионный материал развивает: 1) познавательные способности участников экскурсии, 2) воспитывает у них высокие моральные качества, 3) воспитывает уважение к другим народам.

Каждая тематическая экскурсия имеет свои задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животным. Искусствоведческие, направлены на эстетическое воспитание, Производственные – формируют любовь и уважение к труду.

Многие экскурсии воспитывают уважение к обычаям и традициям других народов. Важной частью пед. процесса является осмысление экскурсионной информации. В сознании экскурсантов происходит осмысление экскурсионной информации, различные осмыслительные операции: сравнение с ранее увиденным, сопоставление данного объекта с другим., выделение главного и второстепенно, общение и вывод. Другая задача экскурсии как пед. процесса вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Овладеть умением видеть объект.

^ Билет 30. Образовательный, воспитательный аспект экскурсий.

Экскурсии представляют собой вид активной деятельности человека, познающего мир. Каждая экскурсия представляет собой процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями: тематичность, наглядность и др.

В ходе экскурсионного процесса решаются задачи: помочь экскурсантам увидеть объекты и на их основе раскрыть тему., услышать об этих объектах, узнать информацию, выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, событиям, фактам.

Экскурсия – это сумма взаимосвязанных действий: передвижение по маршруту, движение относительно объектов, наблюдение памятников. Советы экскурсовода делают эти действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

Деятельность же самых экскурсантов выражается в таких формах: наблюдение, изучение, исследование объектов.

Являясь формой прямого общения экскурсия дает возможность миллионам людей получить большой объем информации, формирует способы мыслительной деятельности, общность чувств, настроение достигает взаимопонимание, усваивается информация. Коммуникативный компонент – важная часть мастерства экскурсовода. В дидактической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах: как форма воспитания и обучения; как форма работы с массовой аудиторией; как форма организации досуга; как одна из ступеней познания научных знаний, как форма СКД и т.п.

^ 31. СКР (реабилитация): сущность, понятие, содержание.

СКР относится к наиболее актуальным психолого-педагогическим сферам СКД. Объектом СКР явл. социально-ослабленные группы населения: инвалиды, одинокие пенсионеры, лица пожилого возраста, воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи. В широком смысле СКР представляет собой систему юридических, медицинских, экономических, психологических и др. СК направленных на преодоление социальной недостаточности человека, создание условий для интеграции человека в социум.

Цель СКР – социальная интеграция, достижение личностно оптимального уровня жизнедеятельности, реализация его свойств в социокультурном пространстве.

СКР инвалидов и др. категорий населения – это система и процесс восстановления способностей человека к самостоятельной жизни.

СКР лиц с ограниченными возможностями – это комплекс мероприятий, целью которых является удовлетворение культурно-досуговых потребностей этих групп населения, расширении рамок их участия в социальной жизни, интеграция в окружающую среду.

В узком смысле СКР подразумевает адресную, личную помощь человеку. СКР означает восстановление, возмещение утраченных людьми способностей самоутверждения и самореализации в досуге и творчестве.

В процессе СКР люди реализуют свои профессиональные знания, умения, навыки. Совокупность различных СКР методов, технологий используемых учреждениями социальной защиты, культуры, образования. искусства, досуга.

^ 32. Деятельность государственных и негосударственных (общественных, коммерческих, частных) организаций в СК поддержке и реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Для людей с ограниченными возможностями и социальной недостаточностью действуют учреждения и организации где осуществляется СКР (службы защиты и обеспечения, общественные фонды, советы ветеранов, клубы и дома культуры, библиотеки.

Т.о. система защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями предусматривает совместную деятельность в области мед, псих-й, соц СКР.

Содержание СКР включает в себя ряд компонентов, способных помочь людям с ограниченными возможностями: 1) досуговая творческая направленность. Она связана с организацией досуга для удовлетворения творческой, духовной и физических потребностей. Обеспечение их книгами, журналами, занятие физ-рой и спортом, посещение театров, музеев, выставок. Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей человека: слуховых, зрительных, двигательных.

^ 33. Библиотерапия в образовательном процессе (О.п.) СКР.

Важное место в реабилитационном процессе принадлежит библиотерапии. В федеральном законе РФ о библиотечном деле, устанавливается, что слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов, в специальных государственных библиотеках и др. общедоступных библиотеках.

Пользователи библиотек, которые не могут самостоятельно посещать библиотеку, имеют право получать документы из фондов общих фондов через заочные формы обслуживания.

В России накоплен опыт реализации специальных программ по библиотечному обслуживанию лиц с ограниченными возможностями. В библиотечную практику внедряются современные компьютерные технологии, позволяющие быстрый доступ инвалидам к базам данных.

Специальные библиотеки входят в систему реабилитации социальной защиты инвалидов. Они устанавливают контакты со службами для инвалидов, используют технические возможности библиотерапии: 1) организация досуговой деятельности, общения инвалидов, 2) оснащение библиотек современными техническими средствами, новыми технологиями, адаптированными к нуждам читателей с ограниченными возможностями. К культурному развитию этой категории читателей, их библиотечному обслуживанию активно подключаются обычные библиотеки. Осуществляя реабилитационную функцию библиотеки уделяют внимание вопросам помощи инвалидам, расширению кругозора. СКД библиотек для лиц с ограниченными возможностями призвана обеспечить их свободный доступ к информации, социальной реабилитации и интеграции.

^ Билет 34. Образовательное, воспитательное воздействие экскурсий, музеев, спорта на людей с ограниченными возможностями.

Важным фактором работы людей, нуждающихся в социальной помощи и защите являются рекреационные зоны досуга и творчества, клубы, парки и т.п.

СКД инвалидов и лиц пожилого возраста в учреждениях клубного типа многообразно. В каждом центре принимаются свои программы действия. Преобладающим направлением является: адресная помощь и поддержание людей с ограниченными возможностями через творческое общение. Вовлечение их в праздники, конкурсы и т.п. А так же другие виды досуга. Приобщение к худ. и бытовым ремеслам. К числу самобытных форм позволяющих увидеть разные СКТ, относятся фестивали.

Появляется новые формы СКР детей и взрослых инвалидов к средствам искусства.

В Москве был создан первый профессиональный театр мимики и жеста. Одним из направлений СКР людей явл. их досуг в парках культуры и отдыха.

В организации досуга используют игры. Посещение экскурсий и т.п. оказывает оздоровительное, образовательное, воспитательное воздействие на людей данной категории.

^ Билет 35. Технология СКД: понятие, сущность, характеристика.

В педагогике и психологии употребляются такие понятия: пед. тех., Образоват.тех., СКТ, Тех.обучения, тех.воспитания и т.п.

Технология (Даль) – совокупность приемов, применимых в каком либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных средств воспитания и обучения, позволяющие успешно реализовать поставленные цели.

Существуют технологии и связанные с ними методические разработки, применяемые в сфере образования, культуры и промышленного производства.

Технология применительно к СКД – это средства, формы, методы СКД, которые используются в учебном, творческом, воспитательном процессе. С их помощью достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Технология является механизмом реализации теории в практику социально-педагогической СКД.

Технологии, применяемые в сфере досуга делятся на 3 вида: 1) общине. Ориентируют на процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (процесс внедрения хозяйственных механизмов в практику учреждений культуры и досуга) 2) Функциональные. Совокупность методов, средств для реализации определенного содержания сфер культуры и досуга (Технология информационно-познавательной и просветительской деятельности). 3) Дифференциальные. Методики, направленные на работу с отдельными категориями населения, и различными группами.

Сегодня развитие досуговой, СКД невозможно без разработки и внедрения технологий, технологического подхода, техники организации СК процессов.

Опыт технологического решения природных задач, накопленный российской педагогикой представляет благодатную почву для совершения современный СКТ. Ушинский, Макаренко, извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технические закономерности.

К СКТ относятся: 1) культуротворческие, культуроохранные 2) рекреативные 3) образовательные 4) Социально-защитные и реабилитационные 5) Управленческие 6) исследовательские. 7) проектные 8) альтернативные 9)коммуникации и общественных связей 10) информационно-просветительские и рекламные 11)этнокультурные.

СКТ определяется как средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры.

СКТ основаны на взаимодействии репродуктивных(в технологии воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы и подходы) и творческих элементов. Репродуктивный творческий элемент указывает на то, что автор открыл для себя то, что не является новым.

Производство культурного продукта, конкретных услуг в сфере образования, досуга.

Культурное – фиксирует содержательные границы данного вида технологий. Означает так же культурную наполненность методов, в помощью кот. чел-к реализует свой культурный потенциал.

Социальное – предусматривает формы взаимодействия индивидов между собой с окружающей их средой.

Деятельность современных СК институтов являются базой для создания и вопроизводства прогрессивных социальных, педагогических, досуговых и др.технологий. Формируются они в зависимости от ряда факторов: 1)наличие состава существующих центров просвещения, культуры и искусства 2) От характера общественных и досуговых инициатив населения. 3) От условий их практической реализации. 4) Технология формир.от социально-демографич.,этнических, экономических ситуаций.

^ Билет 36. Функции СКТ, их характеристика.

социализирующая, творческая ,коммуникативная , рекреативная

Прикладные функ : образовательная идеолгическая жизнеобоспечивающая досуговая

^ Билет 37. Методы СКТ их использование в СК институтах.

Общая технология охватывает: типичные условия и способы СКД, разработку и использование средств, форм, методов.

К методам относятся: экономеические, педагогические, организационные,правовый, пихологичские, социально-психологические. В процессе СКД используетсямного методов при помощи которых осваивается досуговая среда. Технологии обладают своими особенностями.

^ Билет 38. Методика общих СКТ, ее особенности.

Методика (технология) СКД в целом как совокупность общих функциональных и социально-диференцированных методик обогащается за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры и просвещения, быта, досуга народов мира.

В основе развития методики лежит творческий поиск, выход на нестандартные решения.

К основнымпонятиям методики относятся средства, методы, формы. К средствам относятся: слово. К наглядным: различные виды ис-ва, к техническим : звукозапись.

Методы – это способы, действия направленные на достижение целей СКД. Это путь познания и преобразования мира и человека. Совокупность приемов и организация жизни, деятельности. Это то, с помощью чего воспитатель достигает поставленные педагогические задачи. Это так же способ целенаправленного воздействия на объект.

В СК институтах используются следующие методы: 1) Просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов, отработка умений и навыков). 2) Воспитательный (пример, убеждение, поощрение). 3) Методы организации творческой деятельности (выдвижение творческих задач, творческое содружество). 4) Методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие).

Часть воспитательных и образовательных технологий используемых в СК институт. Основываются на методе убеждения. По своей сути этот метод социально педагогический. В социально-педагогических методах существует субъективно-объективная связь.

^ Билет 39. Нормативные и институциональные технологии, их характеристика.

СКТ бывают:

Нормативные. СКТ представляющиесовокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности гр.нас-я. Характерны для образа жизни и досуга отдельных социальных общностей.

Институциональные. Источником их является крупнейшие социальные институты: искусство, наука, спорт и т.п.

По содержанию близки друг к другу в решении общих задач. Каждая из технологий опирается на собственный концептуальный подход.

Технологии должны соответствовать практическому подходу. Ценность люой технологии функционирующих в сфере СКД опред.наличием 2 начал: социального и индивидуального.

^ Билет 40. Типология досуговых программ и форм СКТ, их задачи и реализация.

В СКТ сложилась типология досуговых программ и форм. Выделяются программы: 1) Имеющие педагогическую, воспитательную направленность. 2) Связанные с использованием опред. Культурной среды (исторические памятники). 3) Информационные, развлекательные, развивающие, для однородных и смешанных аудиторий. 4) Выходного дня для населения 5) Заказные для коллектива. 6) Групповые, индивидуальные, обучающие различного профиля, реализуемые на принципах самоокупаемости.

Досуговая программа или форма рассматривается как крупное самостоятельное, законченное, СК действие, обусловленное социальным заказом, который отражает социальную действительность и одновременно оказывает влияние на нее. Программы и формы решают педагогические задачи, используют способы организации действия людей. Программы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приёмов, которые способствуют эффективному решению социокультурных целей.

Выбор тематики и СК программ определяется: 1) государственным, социальным заказом. 2) потребностями различных категорий населения. 3) практическими задачами организации досуга и творчества. 4) задачами развития и саморазвития людей.

Содержание разработанных проектов и программ черпается из обширной практики, действительности, актуальных проблем в СКС. Практика свидетельствует, что любая технология обладает средствами, которые активизируют деятельность аудитории. Есть технологии, где эти средства составляют главную идею и основание для оценки эффективности результатов. К таким технологиям относятся педагогические и игровые технологии.

^ Билет 41. Педагогическая сущность игры как разновидности технологий СКД.

Из всех видов СКД игра представляется наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, ее участники могут так же свободно из нее выйти. Рекреация по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную СКД, которая обладает рядом качеств: социально-эстетических , морально-этических. Как рекреативная технология – игра обладает педагогическими , организационно методическими преимуществами. Она: сокращает время на приобретение тех или иных умений и навыков, способствует имитации различных видов СД, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями, знакомит со многими жанрами искусства, литературы, видами спорта.

К методам организации детского досуга относится: методы игры и игрового тренинга; методы театрализации.

Игровые технологии делятся на ряд поведенческих типов: а) распространен в игровых технологиях метод состязательности (состязание, победа, самоутверждение) б) своеобразную по содержанию игровую технологию представляет игра – сказка, строится древний и современный фольклор. В) развлекательно-игровые технологии типа: игра-маскарад. Игры увлекают детей и взрослых.

Игры выполняют следующие функции: оздоровительную, развивающую, образовательную, рекреативную, коммуникативную, воспитательную.

В игре происходит воспитание человека. Активное использование народных, национальных и др. культурно-досуговых мероприятий. Игры являются составными частями народных гуляний, праздников, важным средством всестороннего развития детей и взрослых.

Пед. осн. СКТ предусматривают деятельность технолога. Использование им технологий направленных на повышение уровня знаний и интеллекта, кругозора, определяет эффективность СКД. Современный организатор СКС – это специалист, деятельность которого направлена на контакт с семьей, и др. социальными институтами. А так же направлена на реализацию проектов и программ.

^ Билет 42. Современный статус специалиста, технолога СКД.

Социальный статус технолога СКД определяется его профессиональной компетенцией, высокой квалификацией в стимулировании и организации индивидуальной, семейной, досуговой деятельности.

В соответствии с содержанием и направлением специалит-технолог СКД выполняет ряд специальных ролей: 1) Менеджмент, предпринимательство, продюссерство в сфере организации досуга детей, взрослых, семей. 2) Ведущий модератор в сфере общения людей. 3) Роль импресарио, в коммерческих отношениях. 4) Инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей вы сфере досуга.

Лидерство в малой группе в формальной или неформальной группе. Выполнение функций педагога – корректора поведения детей, молодежи и взрослых. К функциям специалиста СКД относятся1) педагогическая (участие в создании социально-экономических условия развития и рекреации в различных формах досуговой деятельности жителей социума. В этом случае специалист призван решать проблемы досугового менеджмента и маркетинга. Он должен быть общительным, способным к прогнозированию. иметь педагогически способности и т.п. 2) Юридическая (участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конституционных свобод личности, условиях досуга). 3) Финансовая (ориентация документов, регламентирующих финансовую деятельность учреждений досуга. 4) Разработка и реализация СК досуговых программ, проектов. Развитие инициативы, самодеятельности населения.

Для технолога важна толерантность, воспитанность, образованность, стиль педагогической деятельности – демократический.

Назначение технолога СКС помогать людям поверить в себя, помочь найти человеку место в жизни и т.п.

Задачи технолога: организация досуга, оказание квалифицированной социально-педагогической помощи.

Наряду с профессиональным мышлением умением теор. рассматривать социальную среду ему необходимо профессиональное технологическое мышление, мышление, связанное со способностью организовать СКД на уровне отдельно взятой личности, группы, свободно ориентироваться в многообразии современных технологий.

Освоение, усвоение, обогащение СК подхода и процесса, составляет одно из главных содержаний деятельности специалиста СКД.

^ Билет 43. Роль и место образования в СКД.

Образование есть синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности). Воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, взросление и самореализация. Основной путь получения образования – обучение в системе различных учебных заведений. В сфере СКД образование выступает как необходимое условие повышения уровня знаний населения, формирование профессиональной карьеры человека.

В структуру СКД входят ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, средне-профессиональное, профессиональное, вузовское и т.д.

Среди целевых ориентаций российского образования выделяются несколько уровней: федеральный, региональный, местный. На федеральном уровне это цели государственной образовательной политики, определяет различные зоны.

  1   2



Скачать файл (46.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации