Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по стратегическому управлению - файл стратег управление.doc


Лекции по стратегическому управлению
скачать (27.4 kb.)

Доступные файлы (1):

стратег управление.doc141kb.06.10.2005 14:41скачать

содержание
Загрузка...

стратег управление.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...





ТЕМА1: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ


1.1. Особенности исследования сложных систем

1.2 Сущность стратегического управления

1.3. Особенности стратегического управления

1.4. Структура процесса стратегического управления

1.5. Методология и технология стратегического предвидения

1.6. Назначение, цели создания системы информационной поддержки

стратегического управления.


1.1 Особенности исследования сложных систем


В середине 50-х годов ХХ столетия был введен термин «большие (сложные) системы». Можно предположить, что термин «сложные системы» был вызван растерянностью исследователей перед возникшими сложными задачами и содержал априорное оправдание возможной неудачи исследования. Данный термин вызывает аналогию с парадоксом о куче зерна, подчеркивая тем самым известную неопределенность области исследования.

Так, в [Давыдов М., Лисичкин В., 1977] «большая система» определяется как система, превосходящая возможности обозрения её с точки зрения каких-либо аспектов, важных для достижения цели наблюдающего эту систему.

Б.С.Флейшман, автор системологии (науки о сложных системах) определил «сложную систему» как систему, способную принимать решения.

Термин «система» является фактически таким же неопределенным как «множество» или «совокупность». Наиболее широко данный термин первоначально использовался в механике, где обозначал материальную систему, т.е. совокупность материальных точек, подчиненным некоторым связям. Основной интерес для подобных систем представляют задачи динамики, выявляющий причинно-следственный механизм их движения.

Законы динамики (законы функционирования сложных систем) были получены индуктивным путем. Выдвигаемые гипотезы проверялись на многочисленных опытах. Все это реализовано во многом благодаря существующей в механике (да и в большинстве других разделов физики) возможности ставить «чистые» опыты. Условия опытов могли быть воспроизведены с большой точностью в другое время и в другом месте. Длительность эксперимента была настолько малой, что за это время внешние условия, влияющие на результаты опытов, изменялись весьма незначительно /В.В.Калашников,1980/.

С ростом сложности систем стали выявляться проблемы, связанные с особенностями сложных систем, разрешить которые в рамках методологии, основанной на проведении «чистых» опытов, оказалось невозможным. К особенностям исследования сложных систем относятся следующие:

- иерархичность организации, что позволяет соподчинять друг другу различные объекты, входящие в состав системы;

- длительность исследования системы стала сопоставимой со сроком жизни самой системы;

- типизация элементов и подходов к построению отдельных подсистем и уникальность системы в целом , что выражается в том, что существующие аналоги сложных систем заметно отличаются друг от друга. Это приводит к тому, что знания, накопленные при изучении одного из экземпляров сложной системы, лишь частично полезны построении и организации управления другим экземпляром (например, знания накопленные при строительстве одной ГЭС будут лишь частично полезны при строительстве другой станции /Техн. Сист. Мод., 1989/;

-недостаточная изученность протекающих в системах процессов; слабая структурированность теоретических и фактических знаний о системе(экспертных заключений), что часто является причиной контринтуитивного поведения сложных систем (Дж. Форрестер [J. Forrester]): дать удовлетворительный прогноз поведения сложной системы на достаточно большом промежутке времени, опираясь только на собственный опыт и интуицию, практически невозможно. В работе /Розенберг, Шитиков, Брусиловсий/ приводятся сведения о том, что прогнозные сроки заиления Вахшского водохранилища определялись в 1000 лет, а фактически оно произошло через 7-8 лет);

-невозможность, либо ограниченные возможности получения недостающих знаний путем проведения натурных экспериментов, в особенности многократно повторяемых (трудно представит себе ситуацию, когда с целью экспериментального исследования влияния загрязнения нефтепродуктами на состояние водной фауны в водный объект многократно будет выпущено значительное количество нефти);

-полиморфизм сложной системы (одному объекту в зависимости от целей исследования может быть поставлено в соответствие множество структурных схем), неоднозначность подходов к декомпозиции системы (даже в рамках одного из направлений исследования), гетерогенность элементов, входящих в состав системы (это, в частности, приводит к необходимости построения ансамблей моделей для исследования сложных систем );

- множественность моделей (В.В. Налимов): для объяснения и предсказания структуры и (или) поведения сложной системы возможно построение нескольких моделей, каждая из которых позволяет получать какую-то полезную информацию о системе ( из этого следует, что применительно к сложным системам бессмысленно понятие «наилучшей модели»[Розенберг, Шитиков, Брусиловский, 1994]);

- неоднозначность подходов к построению, развитию и обеспечению функционирования сложной системы (наличие эквивалентных путей достижения цели);

-случайность и неопределенность факторов, действующих в системе ( в результате нерасчетных воздействий внешней среды, отказов оборудования, неожиданных изменений организационной структуры и т.п.). Учет этих факторов приводит резкому усложнению задач и увеличивает трудоёмкость исследований в связи с связи с необходимостью получения представительных наборов данных;

-омнипотентность факторов /Налимов,1983/. Существуют факторы, которые вчера и сегодня не играют никакой значимой роли в поведении сложной системы, но которые могут оказывать на неё определяющее воздействие завтра;

- несоответствие точности и сложностиЛ. Заде [L. Zadhe]: чем глубже анализируется реальная сложная система, тем менее определены наши суждения о её поведении;

- рекуррентность объяснения: свойства систем данного уровня иерархии объясняют исходя из свойств элементов системы нижестоящего уровня;

-неполнота информации ,низкая достоверность данных (в связи с недостаточной изученностью процессов, характеризующих внешние воздействия и протекающих в самой системе; в связи с неточностью результатов измерения координат состояния, входных воздействий и характеристик поведения; в результате преднамеренного и непреднамеренного засорения данных, неоднородности источников данных и информации и т.п.);

-изменение приоритетов исследований, стратегий управления по мере уяснения места системы в составе ещё более сложных систем, условность разграничения сложной системы и окружающей среды (примером этому может служить переход от «покорения природы» к «концепции устойчивого развития» /Журнал «Зеленый мир», спец. Выпуск №12, 1996/);

-многокритериальность оценок процессов, протекающих в системе. Невозможность однозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами: наличием множества подсистем, каждая из которых оценивается своими критериями; множественностью показателей(иногда противоречивых), характеризующих результаты функционирования всей системы(например, темпы укладки бетона и качество строительных работ /Техн. Сист. Мод., 1989/; наличием неформализуемых критериев, используемых при принятии решений(например, в случае, когда решения основаны на практическом опыте лиц, принимающих решения);

Очевидно, что отмеченные особенности не исчерпывают всего многообразия особенностей исследования сложных систем. Тем не менее они позволяют сделать заключение о исключительной сложности проблемы управления сложными системами, о возможности рассмотрения процесса управления как своеобразного искусства, в то же время «подпираемого» многими технологиями (в то числе информационными).

^ 1.2. Сущность стратегического управления

Термин «стратегия» греческого происхождения (stratos-войско и ado-веду) и означает «искусство генерала» Под стратегическим планированием понимаются действия и решения руководства организации, которые охватывают выбор и привлечение возможных источников финансирования инвестиционных проектов для достижения поставленных целей./ Мыльник В.В., 2003/

Стратегия – это обязательство действовать определенным образом: таким, а не ругим.Шерон М. Остер, профессор, Йельский Универсистет

В общем смысле стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление её позиций, удовлетворения потребностей и достижения поставленных целей./Томпсон А.А, Стрикленд А. Дж., 1998/

Стратегия организации – это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться; это средство достижения желаемых результатов. …Стратегия однозначно ориентирована на действия, она связана с тем, что делать, когда это делать и кто будет это делать. До тех пор, пока нет действия, пока не начнет происходить что-то, пока кто-то не сделает что-то, стратегическое мышление и планирование - просто потеря времени. [А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, 1998]

Стратегия (strategy) – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки стратегии включает: 1) определение корпоративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3) формулировку и реализацию стратегии, направленной на достижение целей.[А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, 1998]

Стратегический менеджмент (управление) (strategic management) – деятельность по стратегическому менеджменту, связанная с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на стратегическое управление. Способности к стратегическому менеджменту предполагают наличие пяти элементов: 1) умение смоделировать ситуацию; 2) умение выявить необходимость изменений управления; 3) умение разработать стратегию изменения; 4) умение использовать в ходе изменений надежные методы; 5) умение воплощать стратегию в жизнь. [А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, 1998]

Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности./Фатхутдинов Р.А., 1999/

Стратегия – наука о ведении войны, искусство ведения войны. ..Искусство руководства общественной, политической борьбой./Ожегов С.И., 1960/

Стратегия – составная часть военного искусства, которой подчинены остальные его части – оперативное искусство и тактика; стратегия определяет способы организации, подготовки и использования вооруженных сил для победы над врагом войне в целом, в военных кампаниях и в стратегических операциях./Энциклоп. Словарь, 1955/

Приведенные определения понятия «стратегия» позволяет заключить:

- фокусом стратегии является определение смысла (глобальной цели) управления и определение на качественном уровне путей достижения глобальной цели;

- это понятие так же неопределенно как понятие «сложная система»;

- выработка стратегии – это определенный вид искусства, основанный на использовании больших массивов фактографических данных и результатов аналитических исследований;

- неверный выбор стратегии, равно как и неверная реализация правильно выбранной стратегии представляют собой угрозу для самого существования объекта управления.

Термин «стратегическое управление» был введен на стыке 60-х и 70-х годов для того, чтобы обозначить разницу между текущим (оперативным) управлением и управлением, осуществляемом на высшем уровне.

Основным отличием стратегического управления от оперативного является то, что в центре внимания высшего руководства являются особенности взаимодействия объекта управления с окружающей средой как в текущий момент времени, так и в будущем.

В книге /Виханский, 1999/ на примере управления организацией в конкурентной рыночной среде выделены следующие этапы трактовки понятия «стратегическое управление».

Стратегическое управление 50-60-х гг. – это долгосрочное планирование производства продукции и освоение рынков.

В 70-е гг. смысл стратегического управления сместился от фиксации планов производства к ответу на вопросы : в каком бизнесе находиться; что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е гг. стратегическое управление организацией в условиях динамично изменяющейся внешней среды ( иногда именуемой фоном) сводится к выбору такого поведения организации (ответ на вызов со стороны окружающей среды), которое с одной стороны определяется возникающими обстоятельствами, с другой стороны обеспечивает возможность успешной реакции на изменения , которые произойдут во внешней среде в дальнейшем .

Таким образом , стратегическое управление – это такое управление, при котором с одной стороны обеспечивается оперативная и гибкая реакция на текущие внешние воздействия со стороны окружающей среды и обеспечивается эффективное функционирование объекта управления в ближайшем будущем, с другой стороны создается возможность развития и эффективного функционирования объекта в долгосрочной перспективе.

Из этого следует, что важной составляющей стратегического управления является видение долгосрочной перспективы. В связи с этим нестратегическим подходом является планирование управления в предположении, что внешняя по отношению к объекту управления среда либо вообще не будет изменяться, либо в ней не будет происходить качественных изменений. Другими словами, видение стратегической перспективы не означает экстраполяции существующей практики управления и существующего состояния окружающей среды на много лет вперед.
^ 1.3.Особенности стратегического управления
Существует ряд ограничений на использование стратегического управления, связанные тем, что этот тип управления (равно как и другие) не универсален для любых ситуаций и любых задач.

Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего – это не детальное описание внутреннего состояния объекта управления и его положения во внешней среде, а скорее совокупность качественных пожеланий в отношении того, в каком состоянии должен находиться объект в будущем, его положению по отношению к другим объектам , состоянию организационной, информационной культуры и т.п., то есть все то, что определяет жизне- и конкурентоспособность объекта управления.

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенной ситуации. Стратегическое управление – это скорее определенная философия управления сложным объектом. На практике стратегическое управление – это:

- симбиоз интуиции и искусства высшего руководства достижения стратегических целей;

- высокий профессионализм и творчество управленцев, находящихся на различных иерархических уровнях системы управления;

- активное участие всех сотрудников, задействованных в управлении объектом, в поиске наилучших путей достижения цели, а также реализации текущих планов.

В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты ресурсов (временных, финансовых, материальных, интеллектуальных, информационных и т.п.) для того, чтобы по отношению к сложному объекту начал реализовываться процесс стратегического управления. Требуется введение и осуществление стратегического планирования (которое в корне отличается от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях). Необходимо создание и обеспечение функционирования системы информационного обеспечения стратегического управления, составной частью которой является система мониторинга состояния окружающей среды. Обеспечение функционирования системы информационного обеспечения подразумевает в том числе гибко и оперативное изменение функциональных возможностей системы информационного обеспечения в соответствии с динамически меняющимися информационными потребностями системы стратегического управления. На важность наличия развитой подсистемы информационного обеспечения в составе системы стратегического управления обращается внимание в работе /Хамитов, Крымский, Павлов, 1999/.В свою очередь создание и обеспечение функционирования системы информационного обеспечения требует существенных дополнительных затрат.

В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях динамично меняющейся окружающей среды расплата за неверное предвидение и, соответственно, за ошибки стратегического выбора может привести к непоправимым последствиям. Особенно трагическими последствиями неверного прогноза оказываются для объектов, функционирующих на безальтернативной основе, либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.

В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. Однако этого совершенно недостаточно, так как наличие стратегического плана совершенно не гарантирует его обязательного успешного выполнения. Важной составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. А это предполагает создание организационной и информационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, мотивации и организации труда, создание гибко и оперативно изменяемой организационной системы и т.п.

Стратегическое управление предполагает задание плановых показателей (целей) не только для управляемого объекта в целом, но и на всех уровнях управления, для каждого из параметров, характеризующих качество управления; для каждого подразделения, функционального или обеспечивающего отдела. Только когда каждый руководитель – от самого высшего до самого низкого уровня – отвечает за достижение конкретных результатов в своих подотчетных структурных единицах, процесс постановки целей становится завершенным.

Процесс постановки целей происходит сверху вниз. Такой подход к установлению плановых показателей является логическим расчленением целей, сформулированных для объекта управления в целом на частные задачи, за решение которых несут ответственность подразделения более низких уровней управления и их руководители. Такой подход также обеспечивает участие всех уровней управления в выработке стратегических решений.

Стратегия однозначно ориентирована на действия, она связана с тем, что делать; когда делать; кто будет делать. До тех пор, пока нет действия, пока не начнет производиться что-то, пока кто-то не сделает что-то, стратегическое мышление и планирование – просто потеря времени.

Стратегия управления объектом постоянно развивается. Не всегда удается продумать заранее все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Всегда находится что-то новое, на что нужно реагировать, и в результате чего открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования стратегии бесконечна. Стратегия всегда

должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также

возможность реагирования на все запланированное новое.

Стратегия управления объектом имеет многоуровневую, иерархическую организацию.

Корпоративная

стратегия




Деловая стратегия



Функциональная стратегия




Операционная стратегия



Рис______ Стратегическая пирамида


Виды стратегических действий, соответствующих уровням разработки стратегии, приведены в таблице______
^ Виды и состав действий Таблица______

Уровень стратегии

Ответственные лица

^ Основные мероприятия


Корпоративная стратегия

Управляющие высшего ранга

1) Выработка приоритетных направлений деятельности по реализации миссии системы на основе анализа сравнительной эффективности и выгоды при различных вариантах управленческих решений с учетом существующего и возможного в будущем состояния объекта управления и окружающей среды.

2) Формирование механизма реализации корпоративной стратегии

3) Достижение синергизма. Среди систем, реализующих отдельные виды деятельности в рамках действий по достижению миссии системы, превращение его в конкурентное преимущество.

4) Установление инвестиционных приоритетов и распределение корпоративных ресурсов по всем видам деятельности

^ Деловая стратегия

Руководители подсистем, реализующих отдельные виды деятельности

1) Выработка стратегических решений по реализации миссии отдельных подсистем в рамках действий по достижению миссии системы в целом.

2) Формирование механизма реализации деловой стратегии.

3) Формирование механизма реагирования на внешние изменения.

4) Формирование предложений по корректировке корпоративной стратегии.

5) Объединение стратегических инициатив основных функциональных подразделений.

6) Решение конкретных проблем, связанных с реализацией стратегии и актуальных в данный момент

^ Функциональная стратегия

Руководители среднего звена

1) Действия по поддержке деловой стратегии по достижению целей подразделения.

2) Формирование предложений по корректировке деловой стратегии.

3) Анализ, корректировка и объединение предложений руководителей операционных стратегий

Операционная стратегия
^

Руководители на местах


1) Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделений.

2) Формирование предложений по корректировке функций подразделений.


Корпоративная стратегия является общим планом управления сложной системой, охватывает все направления деятельности.

Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в отдельном специфическом направлении.

Функциональная стратегия относится к управленческому плану действия отдельного подразделения или ключевого функционального направления организации. Функциональная стратегия, хотя и является более узкой по сравнению с деловой стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития организации за счет определенных подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями и функциями. Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии, а также в создании управленческих ориентиров для достижения целей функционального уровня

Функциональная стратегия представляет собой план деятельности, содержащий необходимые мероприятия для поддержки деловой стратегии, достижения целей и миссии организации.

Необходимым условием успешной реализации деловой стратегии является скоординированность и взаимодополняемость функциональных стратегий.

Операционная стратегия. Определенные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями, а также как обеспечить выполнения стратегически важных оперативных задач. Операционные стратегии, несмотря на меньший масштаб по сравнению со стратегиями более высокого уровня, дополняют и завершают общий бизнес – план работы организации.

Несмотря на то, что операционная стратегия является основанием стратегической пирамиды, ее важность не должна быть принижена. Провал одного из организационных звеньев при реализации операционных стратегических задач может внести сумятицу в стратегии более высокого иерархического уровня.

Управленцы различных уровней иерархии – составная часть команды по разработке стратегии всей организации. При этом стратегические планы «на местах» (операционных, функциональных, деловых) с одной стороны должны быть адаптированы и конкретным условиям функционирования.

Стратегический план организации есть совокупность взаимосвязанных стратегий, выработанных управленцами различных уровней иерархии.

Только тогда, когда управленцы смогут объединить стратегии, выработанные на различных уровнях в одну связанную и последовательную систему, можно говорить о полноте предпринятых усилий по формированию стратегий.

Взаимосвязь миссий, целей, стратегий в пирамиде создания стратегии, показана на рисунке 2.

^ 1.4 Структура процесса стратегического управления
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. При этом существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные. Обобщенная структура процесса стратегического управления показана на рис.1.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает, с одной стороны, основу для определения миссии объекта управления и целей управления , с другой стороны – выбора стратегии, позволяющей объекту управления осуществить миссию и достичь целей управления.
Рис.1 Структура процесса стратегического управления
Одной из составляющих процесса управления является обеспечение баланса между входом и выходом объекта управления. Через «вход» внешняя среда оказывает воздействие на объект управления (в том числе посредством предоставления ресурсов, необходимых для функционирования и развития объекта управления). В свою очередь через «выход» осуществляется воздействие объекта управления на окружающую среду. Следует отметить. Что для сложных систем (таких, например, как геотехнические объекты / Гвоздев, Павлов, Ямалов / достаточно сложно разграничить понятие «вход» и «выход». Анализ среды предполагает изучение трёх составляющих:

- макроокружения;

- непосредственного окружения;

- внутренней среды (состояния) объекта управления.

Анализ макроокружения включает:

- изучение экономического , правового, политического устройства окружающей среды;

- влияние экономических, политических процессов ; состояния природной среды и ресурсов; социальной, культурной ,информационной составляющей общества; научно-технического и технологического развития общества и т.п. на процессы , составляющие стратегическое управление.

- решение прогностических задач, связанных с оцениванием будущего политического, экономического, правового и т.д. устройства окружающей среды.

Анализ непосредственного окружения предполагает исследование управляемых и неуправляемых воздействий на входах объекта управления, влияния выходов на окружающую среду, исследование текущего и прогнозируемого состояния ресурсов, которые объект управления может получить из окружающей среды. Выделение множества входных воздействий , а также структура ресурсов тесно связано с целью управления и миссией (смыслом и направлением функционирования) объекта управления.

Анализ внутренней среды предполагает выделение системы характеристик состояния, установление закономерностей изменения внутреннего состояния и выходов объекта управления в зависимости от входных воздействий, исследование текущего и прогнозируемого состояния внутренних ресурсов.

^ Определение миссии и целей предполагает изучение трёх подпроцессов:

- выражения в концентрированной форме назначения объекта управления;

- определения долгосрочных целей функционирования объекта управления;

- установления краткосрочных целей.

Формирование миссии и определение целей должно отвечать на следующие вопросы: для чего функционирует объект и к чему он стремится.

Стратегическое видение и миссия для различных объектов управления всегда крайне индивидуальны. ^ Использование при формировании миссии общих положений, применимых к любой сложной системе, не имеет управленческой ценности.

Стратегическое видение или миссия должны отделять один объект управления от другого, наделять их собственными отличительными чертами, особенностями и путями развития.

Меняющиеся внешние условия вынуждают управленческий аппарат постоянно пересматривать взгляды на перспективы и переоценивать текущее состояние управляемого объекта с тем, чтобы ответить на вопрос: не пора ли изменять направление развития и пересмотреть предназначение объекта управления. Ключевой вопрос заключается в том, какие новые направления развития следует выбрать сейчас, чтобы быть готовым к переменам, которые предвидятся в будущем. Задача управленческого аппарата при определении миссии состоит в том, чтобы выявить моменты, когда появляющиеся угрозы или возможности в окружающей среде делают желательным пересмотр долгосрочного направления развития . Миссия всегда ограничена во времени: возникают новые задачи и прежняя миссия уже не отвечает сегодняшним требованиям.

Ценность хорошо обоснованной и правильно сформулированной миссии заключается в следующем:

1)формируются взгляды высшего руководства на долгосрочные планы развития объекта управления;

2)снижается риск недальновидного управления и принятия необоснованных решений;

3)создается основа для выработки целей управления на различных уровнях управления -

от стратегического до операционного;

4) конкретизируются постановки задач предвидения и прогнозирования.

Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития в конкретные задачи, решение которых обеспечивает эффективное функционирование объекта управления. Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время.

До тех пор, пока планы развития объекта управления и его миссия не привязаны к конкретным измеримым целям, а управленческий аппарат не демонстрирует прогресс в достижении этих целей, формулировка миссии и направления развития объекта управления являются лишь красивыми словами и нереализованными идеями.

Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях, содержать предельные значения, которых необходимо добиться . Должны быть определены временные временные границы для достижения целей, а также кто за что отвечает.

Точное определение целей управления в измеримых показателях и персональная ответственность управленцев за достижение намеченных показателей в установленное время:

  1. исключают бесцельные действия и путаницу относительно того, чего следует добиваться для реализации стратегических решений;

  2. дают ориентиры, по которым можно судить о эффективности операционного управления.

Следует различать долгосрочные и краткосрочные цели. Долгосрочные цели служат решению двух задач:

1) планирование состояния объекта управления на долгосрочную перспективу (в литературе термин «долгосрочная» увязывается с планированием на пять и более лет) дает представление о том, какие меры надо принять сейчас, чтобы достичь запланированных на долгосрочную перспективу показателей;

2) четко определенные цели на долгосрочную перспективу будут побуждать управленческий аппарат взвешивать влияние сегодняшних решений и действий на долгосрочные показатели.

Краткосрочные цели подробно объясняют результаты, которые нужно достичь в ближайшем будущем. Краткосрочные цели могут совпадать с долгосрочными , когда объект управления функционирует на уровне показателей, запланированных на долгосрочную перспективу (например, если промышленная компания поставила перед собой цель непрерывного ежегодного увеличения прибылей на 15% и на текущий момент выполнила эту задачу, долгосрочные и краткосрочные цели компании совпадают). В случае, когда краткосрочные цели отличаются от долгосрочных, краткосрочные цели служат ступенями на пути достижения долгосрочных целей.

Цели не должны представлять собой все то, что было бы неплохо сделать по мнению руководителей. Категория желательности не должна иметь места при постановке целей. Цели должны соответствовать критерию «трудно, но достижимо». Чтобы определить, удовлетворяют ли они этому критерию, цели должны быть рассмотрены со следующих позиций:

  1. Какой уровень показателей функционирования объекта управления реально возможен при данном состоянии объекта управления и окружающей среды?

  2. Каких значений показателей необходимо добиться, чтобы признать функционирование объекта управления успешным?

  3. Каких результатов можно добиться при качественном управлении?

В последнем случае переплетаются вопросы постановки целей и выработки стратегии. Цели и стратегии смешиваются также, когда приходится соединять понятия «средства достижения» и «результат». Если невозможно достичь намеченных целей следуя текущей стратегии, необходимо скорректировать цели или стратегию для разработки лучшего их сочетания.

^ Выбор стратегии связан с принятием решения о том, какими средствами будут достигаться установленные цели. Процесс выработки стратегии находится в центре стратегического управления. Определение стратегии сводится к получению ответов на вопросы: на каких принципах строить взаимоотношения объекта управления с окружающей средой и в каком направлении изменять внутреннюю среду самого объекта.

^ Выполнение стратегии . Особенность этого процесса состоит в том, что он не является процессом её реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии. Часто оказывается, что реализация выбранной стратегии оказывается невозможной в силу того, что:

- был некачественно проведен анализ среды;

- произошли непредвиденные изменения во внешней среде;

- был выбран неверный подход к реализации стратегии.

Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в создании необходимых предпосылок для успешной реализации стратегии. Таким образом , выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений в объекте управления , переводящих его в такое состояние, при котором он сможет реализовать выбранную стратегию.

^ Оценка выполнения стратегии является логически завершающим процессом в составе стратегического управления. Его основное назначение - установление устойчивой обратной связи между ранее сформулированными целями и ходом процесса достижения целей. Его конечная цель – выяснение того, возможно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию и приведет ли её реализация к достижению определенных миссии и целей.

К числу основных классов задач, связанных оценкой выполнения стратегии относятся:

- определение минимально-достаточной системы выходных характеристик объекта управления , определение текущего и прогнозируемого поведения ОУ( в том числе интегральное оценивание поведения). Следует иметь в виду, что состав выходных характеристик может изменяться в ходе реализации процесса оценки выполнения стратегии ;

- определение минимально-достаточной системы характеристик состояния объекта управления и оценивание на их основе текущего и прогнозируемого ( в том числе интегрального) состояния объекта управления;

- анализ текущего состояния, исследование динамики, прогноз состояния окружающей среды;

- сопоставление текущего поведения с желаемым, выявление и анализ причин отклонения фактического поведения от желаемого;

- контроль эффективности использования доступных ресурсов в ходе реализации стратегии, анализ соответствия фактического поведения объекта управления его возможностям;

- исследование целесообразности и анализ возможности корректировки стратегии с учетом текущего и прогнозируемого состояния окружающей среды и состояния объекта управления; выработку рекомендаций по изменению стратегии.

Определение минимально-достаточной системы характеристик подразумевает формирование такой изменяющейся во времени структуры (состава и взаимосвязей) характеристик, которая обеспечивает достижение целей исследований при минимальных затратах ресурсов. При формировании минимально-достаточной системы должны учитываться информативные характеристики то есть такие, значения которых изменяются в зависимости от условий исследования.



    1. ^ . Методологии и технологии стратегического предвидения


Задача производства прогноза практически всегда решается в условиях неполноты информации. В процессе производства прогноза неполнота информации компенсируется с помощью различных методов оперирования с данными, либо с помощью логического анализа, либо путем эвристических рассуждений, либо теоретико-вероятностными или теоретико-групповыми методами и т.д. Но всегда следует помнить о том, что прогнозный сценарий описывает не статическую, а динамическую систему связей между объектом прогнозирования и фоном (окружающей средой).

Всякий объект прогнозирования существует и развивается на фоне некоторой среды, с которой этот объект взаимодействует и, что важно, будет взаимодействовать. Учет фона имеет три составляющие:

-выделение и анализ активного фона, т.е. активно взаимодействующего с объектом прогнозирования;

-прогнозирование развития самого активного фона;

-введение поправок в прогноз поведения и состояния объекта прогнозирования на основе прогноза эволюции фона. Таким образом прогноз имеет две составляющие: прогноз объекта и прогноз окружающей среды.

Анализ описанных в литературе подходов к решению прогностических задач условно можно разделить на два класса: «дельфийский» и «авгуровский».

Древние греки, считавшие, что их будущее определяется богами, чтили оракулы (места, где по верованию греков, боги объявляли свою волю людям). Наиболее известный оракул был в г.Дельфах, в храме Аполлона, стоящем у горы Парнаса. Желавшие узнать волю богов приносили с собой дары и затем, по жребию, допускались в храм оракула. На золотой треножник жрецы сажали пифию, т.е. пророчицу, и она произносила несвязанные слова, из которых жрецы составляли ответы, иногда темные и двусмысленные.

Логика построения прогнозов дельфийскими оракулами лежит в основе современного метода экспертных оценок. Одним из распространенных алгоритмов экспертных оценок является «мозговой штурм», суть которого сводится к разделению решения задачи построения прогноза и(или) принятия решения на два этапа: генерирования новых идей и их последующий анализ и обсуждение.

По сути дела экспертное оценивание – это ориентация на взгляды большинства. А большинство неизбежно отражает установившуюся точку зрения, то есть взгляды сегодняшнего дня. Всякие новые идеи, которые и могут оказаться гениальным предвидением, в момент их возникновения могут не получить поддержки и будут отброшены. В /Розенберг, Шитиков, Брусиловский, 1994/ в качестве иллюстрации подобной ситуации приводится следующая. Лишь в ноябре 1992 г. Ватикан отменил результаты «голосования», согласно которым в центре планетарной системы находилась Земля, чем и реабиллетировал Галилея (в свое время голоса «против» такой модели планетарной системы были поданы Коперником, Галилеем, Бруно. Однако тогдашнее научное сообщество не согласилось с предлагавшейся ими альтернативной гелиоцентрической моделью).

Традиционный способ знакомства с мнением специалистов – совещание. Его достоинства очевидны – это возможность не только высказать мнение, но и аргументировано его защитить или оспорить. В результате решение может быть принято после тщательного обсуждения; это уменьшает возможность ошибок. Однако совещание как метод экспертного опроса имеет свои недостатки: на нем может возобладать мнение какого-либо одного участника в силу влияния, которое он может оказать на других – с помощью своего выдающегося красноречия, служебного положения и т.п.

Другой принципиальный подход к решению прогностических задач ведет начало от Римских авгуров. Их методология (Augurary futura praetetic - прогноз будущего по знанию прошлого) лежит в основе большинства современных методов прогнозирования (в первую очередь основанных на использовании математических методов). При этом часто наблюдается фетишизация получаемых прогнозов, особенно если математические реализованы в составе автоматизированных информационных систем с развитым пользовательским интерфейсом. Кстати сказать, доверие к результатам быстро рассеивается, если для решения конкретных задач были независимо применены различные методы математического моделирования, так как зачастую получаемые результаты различаются весьма существенно.

В качестве примеров прогнозов в стиле «авгуров» приведем следующие /Розенберг, Шитиков, Брусиловский/.

Немногим более ста лет назад лошадь была основным «источником» энергии в сельскохозяйственном производстве и считалось, что она способна прокормить четырех человек. Исходя из этого соотношения в 1870 г. Был дан прогноз, что в 1970 г. «российское стадо лошадей» составит 50млн. голов. Но появление двигателей внутреннего сгорания привело к тому, что по данным статистической отчетности 1981 г. в России насчитывалось 2.546 млн. голов лошадей (прогноз отличался от факта почти в 20 раз).

Либо такой пример. В 1975 г. в Нью-Йорке в разных издательствах вышли две монографии: Х.Вилкокс в книге «Теплица Земля» приводил расчет и прогноз ожидаемого потепления климата, а Н.Кальдер в книге «Механизм погоды» не менее убедительно прогнозировал похолодание климата (в этих условиях лицо, принимающее решение оказывается перед нелегким выбором: как наилучшим образом использовать ограниченные средства – вложить их в изготовление холодильников либо валенок) .

Вместе с тем, следует отметить, что «авгуровский» прогноз не всегда приводит к таким последствиям. Например, высадка человека на Луне, по прогнозу 1960 г. датировалась 1970 г., а фактически произошла в 1969 г. Огромные перспективы использования атомной реакции для получения электроэнергии прогнозировались Энрико Ферми ещё в конце 30-х годов; большинство открытых в эксперименте элементарных частиц (нейрон, нейтрино, мю-мезон и др.) были теоретически предсказаны за 5-15 лет до экспериментов. В работе /Давыдов, Лисичкин/ отмечается, что прибыль, получаемая от систематического внедрения прогнозов, в 50 раз превышает затраты на прогнозирование.

Изложенное выше позволяет сделать следующий вывод. Практическая реализация стратегического управления требует наличия развитой системы информационного обеспечения, позволяющей быстро (динамично изменяющаяся внешняя среда) обрабатывать широкий спектр информационных запросов, в том числе связанных с решением прогностических задач.

^ 1.6. Назначение и цели создания системы информационной поддержки стратегического управления

Система информационной поддержки стратегического управления предназначена для

для информационной поддержки решения стратегических задач, связанных с управлением сложным объектом. Система информационной поддержки служит для реализации унифицированных процедур сбора, систематизации, хранения, передачи ( в том числе по отношению к территориально удаленным компонентам), аналитической обработки и выдачи различным категориям пользователей необходимой информации об объекте управления и окружающей среде.

Целью создания системы информационного обеспечения является повышение качества обеспечения необходимой информацией всех категорий пользователей, участвующих в решении стратегических задач, связанных с управлением сложным объектом, что в конечн

ом итоге должно привести к достижению наибольшего эффекта от управления в рамках фиксированных инвестиций на обеспечение функционирования и развития объекта управления.

К основным задачам автоматизированной системы информационной поддержки относятся:

- информационно-справочные задачи, связанные с извлечением данных из информационного архива как в соответствии с заранее определенными (регламентированными) , так и динамически возникающими произвольными (нерегламентированными) запросами;

- аналитический (разноаспектный) анализ доступной информации различной степени детализации;

- моделирование и прогнозирование состояния как объекта управления, так и окружающей среды.

Основными функциями системы информационной поддержки являются:

- своевременное решение информационно-справочных задач, аналитический анализ разноаспектных данных , извлечение новой информации из исходных «сырых» данных (интеллектуальный анализ данных) ;

- интеграция разнородной информации, поступающей из различных источников, об объекте управления и окружающей среде;

- представление разнородных данных в виде, удобном для содержательного анализа.

Система информационной поддержки эксплуатируется как в штатном ( плановое решение заранее определенных задач), так и в нештатном (связанном с возникновением различного рода чрезвычайных происшествий и ситуаций) режимах.

В качестве окружающей среды по отношению к системе информационной поддержки выступают:

- информационные запросы, поступающие со стороны различных уровней иерархически организованной системы управления сложным объектом;

- сам объект управления с одной стороны как источник исходной информации, с другой стороны как потребитель результатов функционирования системы информационной поддержки;

- финансовые ресурсы, выделяемые на обеспечение функционирования и развития системы информационной поддержки;

- различные объекты (в том числе другие информационные системы), выступающие в качестве источников данных, необходимых для функционирования системы информационной поддержки и потребителей информации, получаемой в результате функционирования системы информационной поддержки;

- нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы получения и обмена информацией между различными объектами – источниками и объектами – приемниками информации.

Основными требованиями к системе информационной поддержки стратегического управления являются:

- обеспечение возможности получения полной, своевременной непротиворечивой, представленной в виде, удобном для содержательного анализа, различной степени детализации информации об объекте управления и окружающей среде;

- способность гибко настраиваться на решение новых информационных задач, то есть целенаправленно развивать функциональные возможности в темпе возникновения новых информационных потребностей;

- возможность поэтапного развития, инвариантность состава и структуры различных подсистем друг относительно друга;

- возможность развития и модернизации системы без принципиального изменения ранее разработанных компонентов;

- обеспечение разумного баланса между качеством информационного обслуживания и связанными с этим затратами;

- обеспечение унифицированных подходов к хранению, передаче и обработке информации, номенклатуре технических средств, общесистемного и прикладного программного обеспечения. Типизация проектных решений, модульность построения и наращивания структуры системы, многовариантность комплектации;

- возможность хранения разнородной информации (текстовые отсканированные документы, файлы определенной структуры, базы данных, картографические модели, результаты математического моделирования, фото- и видеосъемка и т.п.) и манипулирования ею;

- обеспечение требований к эргономике и технической эстетике на уровне, не ниже чем определены в действующих СанПиНах и ГОСТах;

- лицензионная чистота системных и инструментальных программных средств, используемых для эксплуатации и развития систем информационной поддержки;

- обеспечение надежного хранения , комплексной защиты информации от несанкционированного доступа; утечки её по техническим каналам и из-за побочных электромагнитных излучений и наводок;

- .возможность использования при разработке функциональных компонентов по подсистем информационной системы различных инструментальных средств при условии поддержания ими общепринятых информационных форматов.

- организационное обеспечение системы информационной поддержки должно быть достаточным для реализации функций системы.

Сформулированные требования позволяют сделать заключение, что система информационной поддержки стратегического управления сложным объектом имеет все признаки сложной системы и сама является сложной управляемой организационной, технической, программной системой. Из этого следует необходимость использования определенной методологии построения, развития и обеспечения функционирования системы информационной поддержки стратегического управления.

Контрольные вопросы

  1. В чем отличие «простой системы» от «сложной системы»?

  2. Характерные особенности сложной системы с точки зрения познания и подходов к управлению?

  3. В чем отличие «стратегического» подхода к управлению сложными системами от «нестратегического»?

  4. Эволюция понятия «стратегическое управление».

  5. Содержание основных процессов ,в составе структуры стратегического управления.

  6. Стратегическая пирамида.

  7. Взаимосвязь миссий, целей, стратегий в стратегической пирамиде

  8. Основные составляющие стратегического предвидения.

  9. Основные задачи системы информационной поддержки стратегического управления.

  10. Основные функции системы информационной поддержки стратегического управления

  11. Требования, предъявляемые к системе информационной поддержки стратегического управления.



Скачать файл (27.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации