Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Финансовая среда предпринимательства и финансовые риски - файл 1.doc


Лекции - Финансовая среда предпринимательства и финансовые риски
скачать (718.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc719kb.16.11.2011 11:28скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Псковский государственный политехничесский институт




Финансовая среда предпринимательства и финансовые риски

Конспект лекций

Для студентов всех форм обучения

Специальности 080105 «Финансы и кредит»




Чиркова Татьяна Юрьевна












Конспект лекций
^

Тема 1. Сущность и функции предпринимательской деятельности


Сегодня предприниматель – главное действующее лицо рынка и стержень любой экономической системы, построенной на конкурентных началах. Предприниматель – гарант стабильности гражданского общества, гарант экономической безопасности государства.

Предприниматель – лицо, прошедшее государственную регистрацию и получившее свидетельство о регистрации, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск.

Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

К числу основных функций предпринимательства принято относить следующие.

Ведение финансов и учета предполагает мобилизацию капитала за счет средств инвесторов и кредиторов; накопление доходов от продаж; управление использованием капитала и доходов.

Кадровая функция включает в себя отбор кандидатов и прием на работу, управление персоналом и использование работников.

Материально-техническое обеспечение охватывает приобретение сырья, машин, оборудования, организацию и осуществление иных поставок, необходимых, прежде всего, для осуществления хозяйственной деятельности.

Производственная функция предполагает превращение сырья и иных поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам фирмы.

Маркетинг состоит в определении нужд потребителей и управлении процессами обмена между фирмой и ее контрагентами.

Научно-исследовательская деятельность предпринимательской структуры направлена на разработку и выпуск новой продукции, создание новых технологических процессов, обновление организации производства и управления в целях повышения эффективности бизнеса.

Под связями с общественность подразумеваются осуществление и управление отношениями между фирмой и общественными структурами и средствами массовой информации.

Угрозами в сфере предпринимательства являются снижающие эффективность и надежность функционирования предприятий, а в отдельных случаях приводящие к прекращению деятельности, опасности экономического, социального, правового, организационного, информационного, экологического, технического и криминального характера.

Объектами угроз могут быть элементы вещественного, личного, финансового, информационного и иного капитала, составляющего основу деятельности предпринимательства.

Экономические угрозы включают устанавливаемые или регулируемые Президентом, Правительством, Федеральным собранием параметры экономического поведения: уровень инфляции, налоговая система, ставки кредитов ЦБ и профильных банков, дефицит бюджета, соотношение рубля и доллара и ряд других параметров.

Экономическая безопасность предпринимательства определяется современным характером, ориентацией и направленностью воздействующих на предпринимательство внешних и внутренних угроз.

К внутренним угрозам относят:

  • наличие коррупции в органах государственной власти;

  • рост экономической преступности, включая контрабанду и незаконный экспорт капиталов, валюты, стратегического сырья, преступления в финансовой сфере, фальшивомонетничество и незаконные операции с ценными бумагами, по привлечению вкладов;

  • организованная преступность в экономике, проникновение криминального капитала в важнейшие и наиболее доходные сферы легального бизнеса.

Наряду с макроэкономической существует и микроэкономическая трактовка угроз предпринимательству по отношению к отдельному предприятию или отдельной коммерческой структуре. Можно привести следующие виды внешних угроз:

  • недобросовестные конкуренты;

  • преступные группы и формирования;

  • противозаконные действия отдельных лиц и организаций административного аппарата, в том числе и налоговых служб;

  • нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации.

Внутренние угрозы можно классифицировать следующим образом:

  • преднамеренные преступные действия персонала самого предприятия;

  • непреднамеренные действия и ошибки сотрудников;

  • отказ оборудования и технических средств;

  • сбои программного обеспечения средств обработки информации.
^

Тема 2. Финансовая среда предпринимательства


Финансовая среда предпринимательства представляет совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности фин. менеджмента размещать денежные. средства и получать доходы. Финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды. Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории.

Макросреда представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы. Субъекты, составляющие микросреду предпринимательства:

1. Поставщиками являются юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов производственными запасами, необходимыми для выпуска готовой продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен на готовую продукцию предприятия. Любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят к нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия.

2. Посредниками являются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину получаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организации товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные.

Торговые посредники представляют организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию.

Посредники по организации товародвижения помогают производителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения. К ним относятся складские и транспортные организации.

Маркетинговые посредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также проблемами предпринимательского риска, консалтинговые фирмы, рекламные агентства

К числу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой и продажей товаров.

3. Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных продавцов, рынка государственных учреждений и международного рынка. Покупатели потребительского рынка — физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления. Покупателями рынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.

Покупатели рынка промежуточных продавцов — физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере обращения.

Покупатели — государственные учреждения приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для использования в сфере ком. услуг или в целях благотворительности. Покупатели международного рынка находятся за пределами страны производства товаров или услуг.

4. Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые конкуренты, а также марки-конкуренты.

Желания-конкуренты — это те, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличии транспортных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут быть покупка автомашины или мотоцикла Товарно-родовые конкуренты — это основные способы удовлетворения желания выбранной ранее покупки, например определенного типа мотоцикла.

Товарно-видовые конкуренты — это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя, например разноцилиндровые виды мотоциклов.

Марки-конкуренты — это товары разных производителей, способные удовлетворить окончательно определившееся желание покупателя. В нашем случае это мотоциклы аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами.

5. Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

По характеру воздействия контактные аудитории могут быть благотворными, искомыми и нежелательными.

Благотворные аудитории — это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры).

Искомые аудитории — это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов).

Нежелательные аудитории — это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.).

По содержанию контактные аудитории классифицируются на:

-финансовые круги (банки, инвест. компании),

-группы средств информации телекомпании, газеты),

-группы государственных учреждений,

-гражданские группы действий (союзы потребителей, защитники окружающей экологической среды)

-местные группы (окрестные жители),

-широкую публику,

-внутренние группы (собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также добровольные помощники).
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (718.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации