Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Крымская (Ялтинская) конференция 1945 - файл Все.doc


Курсовая работа - Крымская (Ялтинская) конференция 1945
скачать (44.3 kb.)

Доступные файлы (2):

Все.doc180kb.22.01.2010 23:20скачать
Содержание.doc23kb.22.01.2010 23:21скачать

содержание

Все.doc



Введение

1944-1945гг - заключительный этап одного из самых страшных событий всемирной истории человечества. Это порождение тоталитаризма, одержимости властью и тирании унесло миллионы жизней ни в чем неповинного населения земли. Результатом этой трагедии стали не только хаос и разруха послевоенного времени, но и огромное количество разрушенных судеб людей, что потеряли родных и близких в ожесточенных сражениях.

Вторая мировая война оставила серьезный отпечаток и в истории международных отношений. Именно в этот период можно наблюдать поистине небывалую сплоченность глав ведущих мировых держав. Конечно же, их сотрудничество имело чисто посредственный характер, так как дыма без огня не бывает, и к союзу их подтолкнула серьезная угроза в лице фашисткой Германии.

Результат стремительного начала военных действий со стороны Германии послужил отличным примером самостоятельной деятельности США, Англии и СССР. Вплоть до 1942 года все попытки противостоять натиску фашистов были безуспешны. Обстановка в мире требовала быстрых и порой смелых решений со стороны «большой тройки».

Образование союза под названием Антигитлеровская коалиция, послужило началом совместных действий Англии, СССР и США. Этот союз многим напоминал ранее образованную «Антанту», но имел более существенное значение в истории международных отношений, так как послужил началом дальнейшего сотрудничества трех стран, которое сохраняется и по сей день.

С 1941 по 1945 год, главы трёх союзных стран встречались довольно часто, обсуждая важнейшие проблемы, связанные с ведением военных действий против Германии. Основными вопросами, поставленными входе проведения конференций были: поставка продовольствия и вооружения в страны восточной Европы (а именно СССР), устранение угрозы с Дальнего Востока в лице Японии, а также открытие второго фронта в Западной Европе со стороны союзников.

Именно благодаря Московской, Тегеранской, Крымской (Ялтинской) и Потсдамской конференциям были достигнуты соглашения способствовавшие победе над фашизмом.

^ 1. Антигитлеровская коалиция

А) Образование

После завершения I мировой войны международная обстановка была сложна и напряжена. В немалой степени это было обусловлено Версальско-Вашингтонской системой, несправедливой по отношению к победоносным странам и закрепившей господство Англии, Франции, США. Она стала основой новых империалистических противоречий, провоцировала межгосударственные конфликты, в том числе вооруженные. Ожесточенная борьба между державами-победительницами началась сразу же после перемирия. Германия стремилась расколоть союзников, добиться уступок, а в перспективе мечтала о реванше в новой войне. Из кризиса государства выходили по-разному. Так в Италии, а затем в Германии возникли фашистские режимы на основе националистических приоритетов. Фашистская пропаганда основывалась на социальной демагогии, критике буржуазного общества с его индивидуализмом, парламентской демократией, рыночной экономикой. Фашистские режимы представляли для других стран реальную опасность, открыто заявляя о необходимости установления своего господства во всем мире путем подчинения или уничтожения всех народов "неарийской" расы. В межвоенный период 1918 - 1939 г.г. все страны- участники первой мировой войны готовились к новому военному переделу уже поделенного мира независимо от того, какие силы стояли у власти. Разница между ними была в идейном обосновании готовящейся войны. Политика всех государств в 20-39 годы была заидеологизирована: действовали доктрины антикоммунизма, антидемократизма, антиимпериализма, фашизма. Манипуляция ими сделала возможным союз Гитлеровской Германии и Сталинского Советского Союза. Силы мира были малы и намного слабее сил войны, а правительства великих держав стремились обеспечить только собственную безопасность, часто в ущерб другим государствам. При этом велись тайные переговоры, закулисные совещания, разрабатывались секретные планы, следствием чего было взаимное недоверие и подозрительность. Советская внешняя политика после окончания гражданской войны складывалась под воздействием двух взаимоисключающих целей, к которым стремилось руководство страны. Первая цель – прагматическая - предполагала создание взаимовыгодных отношений с другими странами. Но принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем не означал отказ от классовой борьбы. Вторая цель - идеологическая - способствовала претворению в жизнь установки пролетарского интернационализма через Коммунистический Интернационал. Это в 1919-1943 г.г. Международная организация по координации действий коммунистических партий. От этой организации шла большая материальная помощь (золото, деньги, оружие, специалисты) коммунистическому и национально-освободительному движениям, дестабилизировавшим режим внутри страны. Такая действенная политика обусловила к ней недоверие партнеров, неоднократно приводила к осложнению международных отношений. Так, например в 1927 г. разрыв отношений с Англией; 1929г. - Советско-Китайский конфликт и др. Тем не мене, сравнительно быстро Советская Россия вышла из международной изоляции: в 20-21 г.г. были подписаны мирные договоры с Финляндией. Польшей, Монголией, Латвией, Литвой, Эстонией, Турцией, Ираном, Афганистаном. В период работы Генуэзской конференции в 1922 г. был подписан Советско-Германский договор об отказе от взаимных претензий и установлением дипломатических отношений. В 20–ые годы Советский Союз установил официальные отношения с более чем двадцатью государствами мира. В том числе с Англией. Францией. Италией. Японией, Китаем. В 1933 году Советский Союз был признан США. Официальная внешняя политика СССР была миролюбива. В 1927 году был предложен план всеобщего и полного разоружения, а после его непринятия в 1928 году - проект конвенции о постепенном сокращении всех видов вооружения и об установлении строгого международного контроля за его осуществлением. Но эти предложения Советского Союза были отвергнуты. В 1933 году Советский Союз предложил создать систему коллективной безопасности, при котором государственному государственного агрессора должно было встретить сопротивление всех Европейских стран. В 1934 году Советский Союз вступил в Лигу Наций и сразу же стал постоянным членом ее Совета. В 1935 году Советский Союз подписал договоры с Францией и Чехословацкой республикой. СССР осудил фашистскую Италию. развязавшую войну против Эфиопии в 1935г., оказал помощь Китаю, подвергшемуся нападению Японии. Выступил на стороне антифашистских сил в гражданской войне в Испании в 36-39 г.г. В 1935 году Коммунистический Интернационал выступил за образование широких антифашистских фронтов с привлечением социал-демократов, таким образом, было достигнуто единство рабочего класса. Западные страны стремились отвести от себя угрозу войны, но не спешили заключать договоры о взаимопонимании с Советским Союзом. Участь Советско-англо-французских переговоров в 1939 году была предрешена отсутствием политического стремления двух стран пойти на компромисс и подписать договор, который бы обеспечил мир в Европе. Тоталитарный режим – и коммунистический и фашистский противостояли западной цивилизации, предлагая каждый свою альтернативу. Поэтому стал возможен их "Союз", заключенный на кануне второй мировой войны. Пакт о ненападении, рассчитанный на десять лет, подписали министры иностранных дел: с советской стороны – В.М. Молотов, с германской - А. Риббентроп. Статьи этого пакта обязывали правительство Германии и Советского Союза "воздерживаться … от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга ..." - фактически это был договор о дружественном нейтралитете. Германия сумела гораздо эффективнее, чем СССР, использовать этот нейтралитет и лучше подготовилась к войне против него. Для Советского Союза выгоды оказались временными и тактическими, а урон нанесен серьезный. Советская пропаганда стала представлять Германию как "великую миролюбивую державу", сдерживавшую англо-французских "поджигателей войны". Эта дезориентация советских людей и во многом затруднила впоследствии создание антигитлеровской коалиции. Политика "невмешательства" Англии и Франции на деле укрепляла позиции Германии в Европе. Поощряли ее захватнические намерения в отношении соседних стран (Австрия, Чехословатская республика). В результате Германия вышла из-под англо-французского контроля и развязала Вторую Мировую войну. Первого сентября 1939 года началась Вторая Мировая война – нападением Германии на Польшу. В ответ на вторжение Германии в Польшу, Англия и Франция, объявили Германии войну, но не оказали полякам эффективной и реальной помощи, хотя их объединяли вооруженный силы в военном отношении превосходящие германский. 17 сентября 1939 года Советские войска перешли границу с Польшей и взяли под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. 28 сентября 1939 года Германия и Советский Союз заключили договор "О дружбе и границе". 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР без объявления войны. Одновременно против Советского Союза выступили союзники Германии по фашистскому блоку – Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия, Словакия. На дальневосточных границах Советского Союза сосредоточилась миллионная армия Японии, которая, несмотря на договор о нейтралитете, выжидала момента для вступления в войну на стороне Германии. Война Германии против СССР носила захватнический, грабительский характер. Имеющая цель со стороны Германии: уничтожить Советское государство. Территориально расчленить СССР, разгромить и уничтожить Красную Армию путем "молниеносной войны". Военная победа над Советским Союзом. По мнению генералитета Германии, должна была обеспечить создание благоприятных условий для завершения борьбы за мировое господство. Со стороны Советского Союза война с самого начала несла справедливый, освободительный характер. Это была война по защите своей Родины. Национальной независимости и своей самостоятельности. Война велась советским народом не только по защите своего отечества, но и освобождения народов порабощенных стран. Одной из главных задач внешней политики Советского Союза явилось создание антигитлеровской коалиции. Предпосылками для ее образования явились: освободительные цели в войне для большинства стран; общая опасность, находившая от фашистского блока. 22 июня 1941 года премьер-министр Англии Черчилль, а 24 июня президент США Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в его борьбе против Германии, так как Советский Союз и Великобритания, в отличие от США уже находилась в составе войны против Германии. Советское правительство предложило Англии немедленно заключить соглашение о совместной деятельности. Английское правительство приняло это предложение. 12 июля 1941 года было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии, СССР и Англия обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, а так же не вести переговоры, не заключать перемирия или мирный договор, кроме как с обоюдного согласия. Предложение СССР об открытии фронта на севере Франции было отклонено. В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль, встретившись в Атлантическом океане у берегов Канады, подписали так называемую хартию, которая излагала официальные цели США и Великобритании в войне - и стала одним из программных документов антигитлеровской коалиции.

^ Б) Формы сотрудничества стран антигитлеровской коалиции.
В Атлантической хартии говорилось, что США, и Великобритания не стремятся к территориальному или другим преображениям и уважают право всех народов избирать себе форму правления.

Они обещали добиваться восстановления суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем. Великобритания и США заявили, что после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира. Рузвельт и Черчилль объявили, что считают необходимым разоружить агрессоров и создать неделимую систему всеобщей безопасности. Хартия была сформулирована в демократическом духе. Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка. Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции:

    1. военная

    2. материальная помощь

    3. политическая

С целью материализации всех ресурсов союзные страны в Москве (29 сентября-1 октября 1941 года) состоялась конференция трех держав – Советский Союз, США и Великобритания, принявших решение об англо-американских поставках вооружения и стратегических материалов на ближайшие девять месяцев. В свою очередь СССР взял обязательства поставить своим западным партнерам сырье для военного производства. Вскоре правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов, и распространил на СССР действие закона о "ленд – лизе". Победа под Москвой (декабрь 41 года) содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 года в Вашингтоне, двадцать шесть государств, в том числе Советский Союз, США, Великобритания подписали Декларацию объединенных наций. Они обязались использовать свои ресурсы для борьбы против агрессоров, сотрудничать в войне и не заключать сепараторного мира. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал так же сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны. В мае-июне 1942 года в Вашингтоне состоялись советско-американские переговоры, завершившиеся 11 июня подписанием соглашения о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. Обе стороны обязались снабжать друг друга оборонными материалами, информацией и развивать торговлю и экономическое содружество. Заключение этих документов показало, что различия в общественном устройстве и идеологии преодолимы. Вместе с тем, между участниками антифашисткой коалиции существовали глубокие расхождения относительно целей войны и программы послевоенного устройства мира. Советский Союз видел цели войны в разгроме фашистской Германии, освобождении порабощенных народов, восстановлении демократии, создании условий для прочного мира. США и Великобритании считали главной целью войны ослабление Германии и Японии как основных конкурентов. В то же время Западные державы стремились сохранить Германию и Японию как военную силу для борьбы против СССР. Сегодня, по прошествии многих десятилетий, политики и историки продолжают задавать вопросы: каково место ленд-лиза в экономике Советского Союза военных лет? Каков вклад союзников в вооружении и снабжении Красной Армии, в поддержке нашего народного хозяйства, в достижении побед над фашизмом. Как уже было выше указано, с начала Великой Отечественной войны одной из важнейших задач внешней политики стало налаживание экономических взаимоотношений со странами складывающейся антигитлеровской коалиции, в первую очередь с Великобританией и США. 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании Черчилль заявил: "Опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам Америки, поэтому Великобритания окажет России и русскому народу всю помощь, какую только сможет". На совещании в Москве 29 сентября – 1 октября 1941 года было подписано соглашение о взаимных поставках, известных как "Первый протокол", им предусматривалось более 70 основных видов медицинского снаряжения в размерах 1,5 млрд. тонн грузов. СССР выразил готовность осуществления ответных поставок различных товаров. Сразу же стали осуществлять поставки вооружения и других стратегических материалов. Через советские порты с 31-го августа 41г. в соответствии с договором правительства Великобритании и СССР, начались взаимные поставки. Первый конвой прибыл в Архангельск 31-го августа 41г. В его составе было 6 транспортов. Авианосец, 2 крейсера, 2 эскадрильи миноносцев, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика. Но помощь не удовлетворяла, развивалась колоссальная битва с главными силами фашистского блока на громадном пространстве земли и океана. Осенью 41г. поставки в СССР и в обратную сторону стали осуществляться на основе закона о ленд-лизе (ленд - давать, лиз - сдавать в аренду). Президент Рузвельт отдал распоряжение об оказании помощи на сумму 1 млрд. долларов на основе беспроцентного займа с выплатой через 5 лет после войны в течение 10 лет.

Вскоре развернулась огромная работа по перевозке военного снаряжения и других грузов в Советский Союз, сборке и монтажу техники. Груз поступал в четырех направлениях. По ленд-лизингу и автомобили, и металл, сырье для нужд промышленности, металлорежущие станки, 22195 самолетов различных типов, 12980 танков, 13000 зенитных и противотанковых орудий, 427000 автомашин, 560 кораблей и судов. Оценки поставок по ленд-лизингу различными специалистами и странами оценивались по-разному. Если советские специалисты считают, что они составляли 4% от объема промышленности Советского Союза в те годы, то на Западе называют цифры в 10-11% , а Американцы дают цифру в 7%. При этом США, Великобритания и др. страны получили встречный ленд-лизинг: станки, зенитные пушки, амуницию, оборудование для военных заводов, драгоценные металлы, сырье, марганец, хром, платину . На протяжении всей войны СССР строго соблюдал взятые на себя союзнические обязательства. В ходе советско-английских и советско-американских переговоров была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 году. Союзные страны располагали крупными вооруженными силами и мощной военно-экономической базой для ведения боевых действий в Европе, тем более, что около 7% германской армии было сосредоточено на Восточном фронте. Однако западные державы не спешили с открытием второго фронта. Они предпочитали практику выжидания развития событий, ссылаясь в переговорах с СССР на свою недостаточную подготовленность к высадке войск в Западной Европе. Фактически ставка делалась на истощение сил воюющих стран в кровопролитной войне и расчет сэкономить собственные силы. После битвы под Сталинградом и тем более под Курском правящие круги США и Англии пришли к выводу, что СССР может один разгромить Германию и освободить Европу. Дальнейшее откладывание второго фронта становилось, с их точки зрения, невыгодным. Д. Эйзенхауэр считал, что скорый путь к победе лежит через открытие второго фронта в Европе, через высадку союзников во Франции. Его позиция в этом вопросе определялась тем, что он, как и многие другие американские военные, и политические руководители, серьезно сомневались в том, сумеет ли Советский Союз выстоять под страшным ударом вермахта. Среди факторов заставивших союзников пойти на открытие второго фронта. Важнейшую роль сыграло выступление широких народных масс США и Великобритании с требованиями осуществить высадки союзных войск в Западной Европе . Одной из первых совместных акций стало решение СССР и Англии о вводе советских и британских войск в Иран в августе 41 г., что бы не допустить выступления этой страны на стороне Германии. 1943 г. оказался весьма не простым в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции, Англо-американские войска высадились в Италии в конце июля 1943 г. Фашистское правительство Муссолини вскоре, в результате дворцового переворота пало, но военные действия продолжались. Однако второй фронт (понимаемый как высадка союзников во Франции) открыт не был. Правительство США и Великобритании объясняли это недостатком плавсредств для переброски войск на континент. Советское правительство выражало неприкрытое неудовлетворение затяжкой открытия второго фронта. В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта в мае-июне 1944 г. Тем не менее, ощущалась определенная недоговоренность в отношениях между союзниками, требовалась личная встреча глав правительств для скорейшего решения назревших вопросов. Конференция началась 28 ноября 1943 г. в столице Ирана. Заранее выработанной повестки дня не существовало. Хотя ее участники знали, о чем пойдет речь. За столом переговоров встретились И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Сталин в глазах миллионов людей Запада воплощал весь советский народ, мужественно сражавшийся с фашизмом. Он обладал властью, которой не имел ни один из его партнеров. В мае 1943 г. Сталин приказал распустить Коминтерн, что создало на Западе впечатление об отказе Сталина от планов установления родственных режимов в др. странах. Рузвельт уже зарекомендовал себя крупнейшим реформатором ХХ века, вдохновителем "нового курса", Черчилль – политик, вышедший из ХIХ века – олицетворял силы, упорно отодвигавшие закат Британской империи. Каждый из них, прибыв на конференцию, думал о достижении своих целей. Сталин сумел весьма тонко сыграть на некоторых противоречиях между Черчиллем и Рузвельтом. Прежде всего, необходимо было решить вопрос о втором фронте. После непродолжительных, но острых дискуссий между Черчиллем и Сталиным о сроках открытия второго фронта, было принято решение, что высадка союзников в Северной Франции произойдет в мае 1944 г. Таким образом, только в мае 1944 г. союзниками был открыт второй фронт. К этому времени советские вооруженные силы несли громадные потери, война оставила без крова миллионы людей, личное потребление снизилось до 40%, деньги обесценились, карточки не всегда можно было отоварить, росла спекуляция и натурализация обмена. Все это сочеталось с постоянным психологическим напряжением: горем в связи с гибелью близкого человека, ожиданием письма с фронта. 11-12 часовым рабочим днем, редкими выходными, тревогой за детей оказавшихся фактически без присмотра. И труд-труд во имя приближения победы. Рабочие. Выполнявшие по две нормы, стали давать три, овладевали смежными специальностями. Особенно большую роль в победе сыграл тот фактор. Что очень организованно в начале войны, быстро прошел монтаж заводов тяжелой промышленности, находящихся в южных районах Украины и Белоруссии и быстрая их сборка, установка на Урале и др. районах, где выпускались танки, самолеты и др. тяжелая военная техника. Благодаря героической работе тыла в первой половине 44 года удалось достичь постоянного превосходства Красной Армии над противником по оснащенности боевой техники. Поэтому открытие второго фронта было явно запоздалым, т.к. исход войны был предрешен. СССР в войне понес наибольшие потери, но с другой стороны наступление союзнических войск ускорило разгром фашистской Германии, приковав к себе до 1/3 ее сухопутных войск.

^ В) Встречи глав СССР, Англии и США.

Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих Держав, проходившие в 1943 г. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчелля в ноябре – декабре 43 г. в Тегеране. Конференция окончательно приняла согласованное решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции в мае 44 года и поддержать ее операцией в Южной Франции. Советская делегация не подтвердила согласие по окончанию войны в Европе вступить в войну против Японии. На тегеранской конференции обнаружились противоречия между союзниками относительно послевоенной судьбы Германии. СССР не поддержал предложения Рузвельта и Черчелля о расчленении Германии на несколько государств. Конференция по этому вопросу, не приняла ни каких решений. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным. Она укрепила сотрудничество глав держав антифашистской коалиции и согласовании планов дальнейших военных действий против Германии, открытию второго фронта. 8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхарсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.) посвящена была послевоенному устройству мира. В ее работе участвовал И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль. Центральным вопросом был – германский. Германия рассматривалась как единое целое демократическое миролюбивое государство. Основным принципом политики в отношении Германии были демилитаризация и демократизация. Берлин подлежал оккупации войсками СССР ,США, Франции по соответствующим секторам. Было установлено, что Западная граница Польши пройдет по реке Одеру, тем самым Польше возвращались ее исконные земли. Советскому Союзу передан Кенигсберг с прилегающими районами восточной Пруссии. Был создан первый орган – совет министров иностранных дел, в составе представителей: СССР, США, Великобритании, Франции, Китая для подготовки мирного договора с бывшими союзниками Германии, а так же Международного военного трибунала для суда над главными фашистскими военными преступниками. Главная мысль Потсдамской конференции и соглашение трех держав – партнерство и сотрудничество во имя мира без войны и насилия, на основании баланса законных интересов – согласия в том, что державы – победительницы никогда не допустят повторения агрессии со стороны Германии или любого другого государства. Объединение Германии в 1990 году дало возможность мировому обществу утвердить, что 1990 г. положил конец послевоенному устройству мира, определившемуся в Ялте и Потсдаме. В крымской конференции (февраль45 г.) были подготовлены соглашения об условиях капитуляции Германии, о зонах оккупации и управления "Большим Берлином", а так же о контроле союзных войск в Германии.

^ 2. Обстановка 1944-1945 гг.

1944 год начался с наступления Советской Армии под Ленинградом, почти одновременно началось наступление на Правобережной Украине. Летом был нанесен удар по финской армии на Карельском перешейке. Правительство Финляндии обратилось к союзникам с просьбой о перемирии. Оно было подписано 2 сентября 1944 года. СССР закрепило за собой отошедшие к ней в 1940 году территории, а так же район Печенги (Петсамо), закрыв Финляндии выход в Баренцево море. В октябре Советская Армия, установив контроль над этим районом, вошла с согласия правительства Норвегии на ее территорию.

6 июня 1944 года началась высадка союзников в Нормандии (Северная Франция) под общим командованием американского генерала Эйзенхауэра. Побережье Северной Франции было хорошо укреплено, и немецкое командование знало о готовящейся операции. Союзникам, однако, удалось дезинформировать противника относительно места проведения основной десантной операции. Их ждали у Па-де-Кале, в самой узкой части пролива, а они высадились на песчаных пляжах Нормандии. В операции приняло участие 2,9 миллиона солдат союзников, которых поддерживали 10 тысяч самолетов и более 1000 боевых судов. Главной задачей было создание плацдарм, на котором должны были развернуться основные войска. К 20 июня такой плацдарм был создан. Второй фронт был открыт.

В июне 1944 года советские войска начали операцию “Багратион” на белорусском направлении. Двумя встречными ударами восточнее Минска была окружена 100 – тысячная группировка немецких войск. В образовавшийся 400 километровый прорыв устремились советские войска. К концу операции, когда началось общее наступление, почти вся территория СССР была освобождена. Советская Армия вступила в Восточную Пруссию и на территорию Польши.

Союзники начали общее наступление в Северной Франции в конце июля. В августе американские и французские войска высадились на юге Франции. Наступление союзников совпало с началом в стране антифашистского восстания. 18 августа оно началось в Париже и через 4 дня весь город был в руках восставших. Когда к городу подошли союзники, блокированный гарнизон Парижа капитулировал. К концу 1944 года Франция и большая часть Бельгии были освобождены. Союзники стояли у границ Германии.

1944 год начался операцией американцев по захвату Маршалловых островов. Затем американцы установили контроль над Марианскими островами и Филиппинами. После этого основные базы американского флота и авиации вплотную приблизились к главной линии японских морских коммуникаций, и они были перерезаны. Японцы были вынуждены для сохранения связи с Юго-Восточной Азией завоевать территории вдоль побережья Китая.

Военные неудачи Германии и Японии в 1944 году еще более усугубили кризис правящих режимов. В Германии он проявился в заговоре против Гитлера, организованном при активном участии группы высших офицеров вермахта. Основные участники заговора были быстро арестованы, казнено 5 тысяч человек, в их числе 56 генералов и один фельдмаршал, 4 фельдмаршала покончили жизнь самоубийством, не дожидаясь ареста. Заговор дал толчок к ужесточению репрессий, началось уничтожение всех содержавшихся в заключении противников нацистского режима.

В июле 1944 года началось крупное наступление советских войск на южном фланге советско-германского фронта. В августе Советская Армия вошла в Румынию. Король Михай приказал арестовать премьер-министра генерала Антонеску и объявил войну Германии. В подписанном 12 сентября перемирии Румыния подтвердила передачу СССР Бесарабии и Северной Буковины. 5 сентября перемирия запросила и Болгария. Миклаи Хорти так же пытался подписать перемирие с союзниками, но вмешалось немецкое командование. Оно сместило его. Власть в Венгрии перешла в руки местных фашистов, заявивших о своем намерении стоять с Германией до конца. В сентябре Советская Армия вошла на территорию Югославии, значительная часть которой уже была освобождена от немецких войск Народно-освободительной армией Югославии во главе с Иосипом Броз Пито.

Выход широким фронтом Красной Армии в Центральную и Юго-Восточную Европу сразу поставил вопрос о дальнейших взаимоотношениях стран этого региона с СССР. Накануне и в ходе сражений за этот обширный и жизненно важный регион СССР стал поддерживать просоветски настроенных политиков этих стран – в основном из числа коммунистов. Одновременно советское руководство добивалось от США и Англии признания своих особых интересов в этой части Европы. Учитывая факт присутствия там Советских войск, Черчилль в 1944 году согласился с включением всех балканских стран, кроме Греции, в сферу влияния СССР. В 1944 году Сталин добился создания просоветского правительства в Польши, параллельного эмигрантскому правительству в Лондоне. Вооруженные формирования последнего вели на территории Польши вооруженную борьбу и с немецкими, и с советскими войсками. В августе 1944 года они подняли восстание в Варшаве, безжалостно подавленное немцами практически на виду у Советской Армии. Между СССР, с одной стороны, Англией и США, с другой стороны, возникли острые разногласия относительно того, какое правительство должно быть в Польше.

Тем временем развернулись последние сражения Второй мировой войны в Европе. В феврале началось общее наступление союзников на Западе. Форсировав в марте 1945 года Рейн, они окружили в Руре 325 – тысячную группировку немецких войск, которые капитулировали в апреле. С того времени союзники продвигались на восток, не встречая организованного сопротивления противника. С того дня началась организованная сдача в плен немецких войск. Война в Европе закончилась.
^ 3. Крымская (Ялтинская) конференция 1945 г.

А) Подготовка к конференции.

После открытия второго фронта в Европе военные действия армий СССР, США и Великобритании стали более согласованными. Однако для скорейшего окончания войны с фашистской Германией руководителям трех союзных держав необходимо было договориться о еще большей степени координации в военной области. Впрочем, у них накопилось немало и других вопросов, которые требовали своего разрешения. Вот почему президент США Ф.Рузвельт и премьер-министр Великобритании У.Черчилль приняли приглашение И.В.Сталина провести конференцию Большой тройки в Ялте.

Прибывшую американскую делегацию разместили в Ливадийском дворце - бывшей летней резиденции царя Николая II. Вместе с президентом и его военными советниками сюда прибыли Г.Гопкинс, недавно назначенный на пост государственного секретаря Э.Стеттиниус, многие крупные дипломаты. Именно здесь, на первом этаже дворца, проходили все пленарные заседания конференции. А Черчиллю и ведущим членам возглавляемой им делегации был отведен дворец в Алупке, сооруженный английским архитектором в начале XIX в. для графа Воронцова. В состав многочисленной британской делегации наряду с военными входили видные дипломаты во главе с министром иностранных дел А.Иденом. Как с усмешкой заметил заместителю наркома иностранных дел СССР И.М.Майскому американский посол в Москве А.Гарриман, “здесь собрался чуть ли не весь Форин офис”. Гостей окружили таким вниманием, заботясь об их комфорте, что порой доходило до абсурда. Так, однажды кто-то заметил, что в фужере с коктейлем нет лимонной дольки, и буквально на следующий день в холле выросло лимонное дерево, отягощенное плодами.

Пленарное заседание открылось в Ливадии 4 февраля. Кроме Сталина, Рузвельта и Черчилля присутствовали главы военных и дипломатических ведомств, их заместители, послы и советники. В последующие дни наряду со встречами глав правительств параллельно проходили совещания министров иностранных дел и военных штабов трех стран.

Внушительная поддержка, которую в минувшем январе оказала западным союзникам Красная Армия, начав ранее запланированного срока мощное наступление по всему 700-километровому фронту, способствовала усилению международного веса СССР, а значит, и позиции Сталина на переговорах с Рузвельтом и Черчиллем. В то же время интересы скорейшего завершения войны и устройства мира, причем как в Европе, так и в Юго-Восточной Азии, диктовали западным державам свои правила игры во время сохранения сотрудничества с Советским Союзом. Вот почему Объединенный комитет начальников штабов США отклонил все предложения начальника американской военной миссии в Москве генерала Дж.Дина, направленные на ужесточение политики в отношении России, справедливо полагая, что это может обернуться против самих США. Такой же точки зрения придерживался и Д.Эйзенхауэр. Еще накануне конференции в Ялте он объявил начальнику штаба армии США генералу Дж.Маршаллу, что без наступления русских “нельзя скоро добиться результатов”. Так что военное сотрудничество с СССР в феврале 1945 года осознавалось его партнерами по коалиции как обязательное условие для достижения полной победы, особенно в свете недавних событий в Арденнах, ввода в боевые действия последних американских резервов и положения на Тихоокеанском ТВД, где японцы оказывали ожесточенное сопротивление.

Переговоры военных штабов на Крымской конференции оказались весьма результативными. 10 февраля У.Черчилль телеграфировал своему заместителю К.Эттли о том, что Объединенный комитет начальников штабов так же, как и он с Рузвельтом после консультаций с СССР достигли полного согласия по всем военным вопросам. “Я в высшей степени удовлетворен результатами. Русские были очень откровенны с нами”. И все же большая часть времени была посвящена обсуждению политиками и дипломатами проблем послевоенного устройства.

Самое удивительное, что весь комплекс поднятых на конференции вопросов стал предметом изучения Сталина и его переговоров с лидерами стран антигитлеровской коалиции еще в конце 1941 года, когда войска Вермахта были совсем близко от Москвы. В сентябре 1943 года вся подготовительная работа в СССР была сосредоточена в созданных при наркоминделе комиссиях - по вопросам мирных договоров и послевоенного устройства во главе с М.М.Литвиновым, по вопросам перемирия под председательством К.Е.Ворошилова, а позже возникла еще одна комиссия под председательством И.М.Майского - по возмещению ущерба, нанесенного Советскому Союзу нацистской Германией и ее союзниками.

На стадии выработки общих принципов и конкретных деталей послевоенной программы СССР в этих комиссиях было написано множество рекомендаций, которые затем направлялись Сталину. Именно он в конечном счете определял содержание принимаемых внешнеполитических решений. В то же время некоторые положения и соображения, изложенные в документах комиссий НКИД, также принимались в расчет в переговорах на высшем уровне с западными лидерами. Например, рассекреченная записка Майского, подготовленная для Молотова и датированная 11 января 1944 года, под заголовком “О желательных основах будущего мира” была использована при подготовке Крымской, а затем Потсдамской конференций. В качестве общей установки Майский назвал в ней создание такого положения, при котором длительное время была бы гарантирована безопасность СССР и сохранение мира. Для достижения такой цели необходимо, “чтобы СССР вышел из войны с выгодными стратегическими границами”. При этом Майский имел в виду границы СССР 1941 года, а дополнительно к этому ряд поправок, в том числе возвращение СССР Южного Сахалина и Курильских островов. Что касается очень злободневного для безопасности Советского Союза вопроса - о будущем Германии, то Майский развивал положение об ее “обезвреживании”, т.е. создании условий, исключающих возможность любого помысла об агрессии. Одним из них, по его мнению, должно стать раздробление Германии на несколько более или менее независимых государств.

Майский был не одинок в своей идее раздела Германии после ее поражения. Подобные предложения выдвигались в проектах высшего руководства СССР, а также и других документах комиссий НКИД. А незадолго до Крымской конференции Литвинов представил вариант, в котором предлагал расчленить Германию на семь или хотя бы на три государства.

Разработку принципов обращения с Германией и ее европейскими союзниками советская дипломатия вела начиная с 1944 года совместно с представителями США и Великобритании по линии Европейской консультативной комиссии, учрежденной по решению Московской конференции министров иностранных дел трех союзных государств. Уже осенью были достигнуты важные соглашения. В основу одного из них - об условиях безоговорочной капитуляции Германии - легли советские предложения. Они предусматривали установление на территории поверженной Германии верховной власти СССР, США и Великобритании, включая право на ее полное разоружение, а также проведение других мер, которые три державы сочтут необходимыми для будущего мира и безопасности.

Соглашение о зонах оккупации Германии и об управлении Большим Берлином базировалось на предложениях Англии, которые были поддержаны СССР. Оно предполагало выделение отдельных зон для каждой из союзных держав: восточной - для СССР, северо-западной - для Великобритании, юго-западной - для США. Район Берлина подлежал совместной оккупации. Устанавливались границы трех зон оккупации и в районе Большого Берлина.

Соглашением о контрольном механизме определялось, что главнокомандующие вооруженными силами трех держав будут осуществлять, каждый в своей зоне, верховную власть как по директивам своих правительств, так и совместно в случаях, затрагивающих всю Германию целиком. Совместные действия планировалось проводить через специальный орган - Контрольный совет.

Вот эти-то три документа стали предметом первоочередного рассмотрения на Крымской конференции, их без особых споров утвердили все участники.
^ Б) Планы окончательного разгрома и

послевоенного устройства Германии.
Через два дня после завершения конференции было опубликовано заявление за подписями Черчилля, Рузвельта и Сталина, в котором отмечалось, что они договорились об общей политике и планах принудительного осуществления условий безоговорочной капитуляции, а преданы гласности они будут после достижения полного разгрома Германии. В общем коммюнике объявлялось о создании зон, которые займут вооруженные силы трех держав. Оговаривалось также, что предполагается образовать французскую зону из британской и американской зон и что Франция будет приглашена войти в состав Контрольного совета по Германии. Черчилль, Рузвельт и Сталин провозгласили своей целью “уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда не будет больше в состоянии нарушать мир всего мира”. Вместе с тем они заявили, что в их планы не входит уничтожение германского народа.

Зафиксировав в своих решениях главные принципы обращения с Германией (демилитаризация, денацификация, демократизация), союзники не смогли, однако, прийти к общему мнению по поводу двух вопросов - о расчленении этой страны и о репарациях. К тому времени в США и Великобритании обозначились самые разные подходы к решению германской проблемы, усилились позиции тех, кто опасался чрезмерного ослабления Германии, видя в ней противовес росту военной мощи и влияния СССР в Европе. Посол в США А.А.Громыко информировал 26 января 1945 года заместителя наркома иностранных дел А.Я.Вышинского: “Идея расчленения Германии в свое время находила немало сторонников в правительственных кругах Соединенных Штатов. Имеется в виду расчленение на Пруссию, Саксонию, Баварию, Вюртенберг. Эта идея в последнее время, однако, не находит много сторонников”.

План министра финансов Г.Моргентау о “пасторализации” Германии, согласованный Рузвельтом и Черчиллем еще в сентябре 1944 года в Квебеке, подвергся резкой критике в американских дипломатических и военных ведомствах и с неодобрением был воспринят прессой. Это заставило американского президента принять сторону представителей умеренной линии, которые высказывались за демилитаризацию и денацификацию Германии, но не шли дальше признания необходимости ее децентрализации и отдельных территориальных изменений. Рузвельт согласился с К.Хэллом, который незадолго до ухода с поста государственного секретаря рекомендовал ему не принимать никаких решений о разделе Германии до тех пор, пока не прояснится там внутренняя ситуация и позиция по этому вопросу главных союзников.

Тем не менее, незадолго до вылета в Ялту склонный к частым зигзагам в своем политическом курсе Рузвельт изменил тактику, выразив желание обсудить темы, касающиеся обращения с Германией, включая и ее расчленение. На Крымской конференции Рузвельт и Э.Стеттиниус, новый госсекретарь, выступали в духе конструктивного диалога с советской делегацией. Это отвечало линии Рузвельта, взятой еще в 1943 году, на установление доверительных отношений, причем двусторонних, т.е. без Черчилля, контактов с советским лидером. Это не ускользнуло от внимания Молотова, который отметил, что в ялтинских переговорах по вопросу о расчленении Германии позиция американцев “была определенной, а позиция англичан сдержанной”.

Британское правительство по ряду соображений избегало четко формулировать свои планы по этому вопросу. Форин офис проявлял сдержанность, не в последнюю очередь по экономическим мотивам. В штабе послевоенного планирования так же полагали, что расчленение может “ускорить неизбежную тенденцию перехода восточной Германии в советскую зону влияния, а это, следовательно, приблизит советскую военную мощь к западным странам”.

Вопрос о расчленении Германии был поднят в Ялте Сталиным на заседании 5 февраля. В последующие два дня он при активной поддержке Молотова добивался немедленного признания принципа раздела Германии, не настаивая, впрочем, на деталях. А вот как этот момент зафиксирован в записях конференции.

Сталин: “Он и не предлагает, чтобы сейчас был составлен конкретный план”. Молотов: “...мы не обсуждаем конкретного плана расчленения Германии, не обсуждаем, на какое число частей она будет расчленена”.

Судя по всему, советское руководство поставило на обсуждение проблему раздела Германии, ожидая, что с инициативой жесткого плана выступят западные партнеры. Однако эти надежды не оправдались. Британские представители, в частности Иден, не переставали в Ливадии оспаривать доводы Молотова. Все, что удалось согласовать, - это решение о создании в Лондоне комиссии для изучения процедуры расчленения Германии.

Ввиду уклончивой позиции западных представителей, особенно британских, советская дипломатия в дальнейшем изменила свою тактику. 24 марта 1945 года Молотов поручил послу СССР в Лондоне Ф.Т.Гусеву внести в комиссию по расчленению следующее предложение: “Советское правительство понимает решение Крымской конференции о расчленении не как обязательный план расчленения Германии, а как возможную перспективу для нажима на Германию с целью обезопасить ее в случае, если другие средства окажутся недостаточными”. Чтобы лучше сориентировать в ситуации посла, Молотов добавил, что англичане и американцы, первыми выдвинувшие вопрос о расчленении Германии, теперь хотят свалить всю ответственность на СССР. Уже через два дня Гусев направил Идену как председателю комиссии по расчленению письмо с этими разъяснениями. А вскоре эта комиссия практически прекратила свою работу. В подписанном 8 мая 1945 года Акте о военной (безоговорочной) капитуляции Германии такой термин, как “расчленение”, вообще отсутствует. В обращении к советскому народу в День Победы Сталин заявил, что Советский Союз “не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию”.

Немалые трудности возникли на Крымской конференции и при рассмотрении вопроса о репарациях. Советский план, изложенный Майским на заседании 5 февраля, предусматривал взимание репараций с Германии не деньгами, а натурой, причем возмещению должны были подлежать только прямые материальные потери государств от агрессии. С учетом огромного размера своих потерь СССР считал справедливым рассчитывать на изъятия и ежегодные поставки на сумму не менее 10 миллиарда долларов, что в принципе составляло лишь незначительную часть нанесенного ему ущерба. Как заявил Майский, необходимо создать условия, при которых уровень жизни немецкого народа был бы не ниже среднеевропейского. Для подробной разработки репарационной программы он предложил создать репарационную комиссию с местонахождением в Москве из представителей СССР, США и Великобритании. В письменном тексте советских предложений под названием “Основные принципы взимания репараций с Германии”, который Молотов 7 февраля вручил Стеттиниусу и Идену, общая сумма германских репараций определялась в 20 миллиардов долларов: СССР - 10 миллиардов, Великобритании и США с учетом их больших жертв, особенно на море, а также важного вклада в победу - 8 миллиардов, всем остальным странам -2 миллиарда.

Советские предложения вызвали немало критических замечаний, главным образом со стороны британских представителей. Черчилль возражал против фиксирования точной цифры репарационных обязательств, заявив, правда, что “он решительно стоит за то, чтобы русские получили германские заводы. Англичанам это выгодно, так как к ним перейдет германский экспорт”. По существу, премьер-министр подтвердил то, о чем он уже говорил Сталину во время своего и Идена визита в Москву 17 октября 1944 года. А смысл этого сводился к следующему: английский экспорт должен усилиться, “поэтому заинтересованность России в изъятии из Германии оборудования находится в полном соответствии с намерением Англии в некоторой степени занять место Германии в Европе в качестве производителя товаров для малых стран Европы. Интересы Англии и Советского Союза идут в одном и том же направлении”.

И действительно, заинтересованная в устранении Германии из Европы как своего торгового конкурента Великобритания одновременно не хотела ее чрезмерного ослабления, опасаясь возможного экономического хаоса в Европе и вполне очевидных в таком случае политических последствий. Британский министр финансов Дж.Андерсон был убежден: чем больше союзники по антигитлеровской коалиции изымут из Германии промышленного оборудования, что не может не сказаться на ее экономике, тем больше будет риск социальных волнений в этой стране. Под угрозой тогда окажется стабильность политических институтов всей Западной Европы, а Великобритании придется в качестве оккупирующей страны иметь дело с массовыми социальными беспорядками. В Ялте как на пленарных заседаниях, так и на совещаниях министров иностранных дел британская сторона настаивала на том, чтобы прекратить обсуждение вопроса о суммах репараций и передать его на изучение будущей репарационной комиссии.

Со своей стороны США стремились к одному - лишить Германию базы для ведения войны, ликвидировать ее экономическое господство в Европе. Особого интереса по поводу получения репараций и развития германской экономики для их сбора американское правительство на конференции не высказывало. Незадолго до нее посол Соединенных Штатов в Москве Гарриман в беседе с советским дипломатом поддержал мнение СССР о необходимости полной ликвидации военной промышленности Германии, добавив при этом, что вряд ли американцы будут возражать и против серьезного сокращения ее тяжелой промышленности.

Можно смело утверждать, что в Ялте позиция делегации США в репарационном вопросе в целом сближалась с позицией СССР. Согласно представленному американцами проекту московская комиссия должна была изучить общий объем репараций, приняв во внимание предложение советского правительства об установлении общей суммы в 20 миллиардов долларов Стеттиниус оговорил, правда, что при обсуждении в репарационной комиссии эта сумма должна быть взята за основу и что половина ее будет выделена для СССР. В связи с тем, что британская делегация по-прежнему возражала против уточнения суммы репараций, участники переговоров ограничились определением лишь некоторых принципов их взимания. В протоколе, подписанном главами правительств, перечислялись три их формы: единовременные изъятия в течение двух послевоенных лет с целью уничтожения военного потенциала Германии; ежегодные товарные поставки из текущей продукции (срок их не устанавливался); использование труда германских граждан. В качестве базы для обсуждения в комиссии по репарациям упоминалась согласованная советско-американская формула об общей сумме репараций (20 миллиардов долларов, из них половина для СССР). Было записано и особое мнение британской делегации: впредь до рассмотрения вопроса московской комиссией по репарациям никакие цифры названы быть не могут. Словом, окончательное урегулирование этой проблемы передавалось в комиссию по репарациям. Оговорка американской делегации (“в качестве базы для обсуждения”) в дальнейшем послужила поводом для споров о том, насколько определенно США связали себя обязательством поддержать советский запрос на 10-миллиардную сумму репараций.

В Крыму более успешно проходили переговоры относительно международной организации безопасности. Рузвельт как главный “архитектор” этой идеи стремился закрепить и в будущей организации ведущую роль США. Построение вместе с союзниками сильной международной структуры мира президент рассматривал в качестве составной части своей концепции “тотальной победы”. Различные проекты создания международной организации выдвигало и правительство Черчилля, которое надеялось с ее помощью сохранить влияние Великобритании на мировую политику и собственные позиции в принадлежавших ей колониях.

Советские концепции послевоенной безопасности были направлены в первую очередь на расширение зоны стратегической безопасности и влияния СССР вдоль его государственных границ на западе, юге и востоке. Эту линию советское правительство сочетало с разработкой планов коллективного обеспечения мира. Британский подкомитет разведки в докладе о стратегических интересах СССР, представленном еще 18 декабря 1944 года, отметил не только стремление России организовать систему тесно связанных с ней буферных государств, “разрушить на возможно долгий срок агрессивную мощь Германии и Японии”, но и готовность России присоединиться к международной организации безопасности.

И в самом деле, советская дипломатия активно выступала, особенно после Московской конференции 1943 года, в поддержку новой формы международной организации, свободной от ошибок и изъянов Лиги наций. К тому же атмосфера союзнических отношений после открытия второго фронта в Европе благоприятствовала переговорам СССР с США и Великобританией по вопросам создания такого международного органа. Велись они и на конференции в Думбартон-Оксе (близ Вашингтона) в августе-сентябре 1944 года. Директивы и пояснения к ним, представленные наркоматом иностранных дел Сталину, кроме всего прочего предписывали избегать споров и разногласий с союзниками, оказывать поддержку американской позиции в вопросах опеки и предоставления баз “государствами - членами организации, не имеющими достаточных вооруженных сил”. Еще на конференции в Думбартон-Оксе представители трех союзных держав относительно быстро согласовали положения Устава, содержание и формы международной организации, получившей впоследствии название Организации Объединенных Наций. Тогда же они смогли договориться по многим пунктам, касавшимся главных политических принципов и организационных основ ООН. Была определена ее структура - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат и другие органы. Но так и остались открытыми вопросы о правилах голосования в Совете безопасности и первоначальном членстве.

После Думбартон-Окса продолжались поиски формулы, приемлемой для всех участников Большой тройки. 5 декабря 1944 года президент США направил Сталину послание с изложением компромиссного предложения о голосовании. С некоторыми редакционными поправками на Крымской конференции его огласил 6 февраля Стеттиниус. По мнению американцев, все международные конфликты следует разделить на две категории: те, которые требовали применения против нарушителя экономических, политических и военных санкций, и те, которые могли быть урегулированы мирными средствами, без применения санкций. В первом случае все постоянные члены Совета, даже участники спора, имели право голосовать и налагать вето; во втором - постоянные члены Совета безопасности, если они участвовали в споре, такого права лишались. Американское предложение поддерживали британские представители.

Сталин тогда решил снять свои прежние возражения (они касались именно второго случая) и пойти на уступки, убедившись, что его партнеры признали принцип единогласия великих держав, и рассчитывая на их поддержку в вопросе об участии советских республик в будущей международной организации. Молотов заявил на следующем заседании, что советское правительство согласно с американским предложением о порядке голосования, а затем обратился с просьбой признать три или по крайней мере две советские республики (имелись в виду Украина, Белоруссия и Литва) в качестве членов-учредителей международной организации, подчеркнув их большое политическое и экономическое значение в войне, а главное - понесенный ими при этом крупный урон.

В итоге было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско конференции, где будет объявлено о создании Организации Объединенных Наций. Делегаты США и Великобритании обязались поддержать там советское предложение о допуске Украины и Белоруссии к первоначальному членству. В протоколе Крымской конференции было зафиксировано также соглашение Большой тройки, основанное на принципе единогласия, о процедуре голосования в Совете безопасности (так называемая ялтинская формула, впоследствии включенная в Устав ООН). Рузвельт от имени трех держав должен был провести консультации с правительствами Китая и Франции по решениям Крымской конференции относительно всемирной организации. Согласие СССР с ялтинской формулой, а США и Британии - с членством Украины и Белоруссии в международной организации расчистило путь к созыву в начале лета 1945 года учредительной конференции Объединенных Наций.

Самыми напряженными на Крымской конференции оказались переговоры о Польше. В общем-то они отразили разногласия между СССР и его западными союзниками по вопросам политического развития Восточной и Центральной Европы в целом. Правда, в переговорах по польскому вопросу позицию Сталина сильно подкрепляли стремительное продвижение советских войск, решимость их полностью освободить от нацистского режима Европу, поддержка, которую оказывали Красной Армии почти все слои населения освобождаемых стран.

Как не без оснований полагают некоторые американские историки, Рузвельт еще до Ялтинской встречи со Сталиным по сути признал контроль СССР над Восточной Европой. 11 января 1945 года на совещании с членами Сената, последнем перед вылетом в Крым, президент как бы подытожил политические реалии: русские имеют власть в Восточной Европе, поэтому не следует идти на разрыв с ними, а единственно возможный курс - использовать все американское влияние для облегчения ситуации. Не так давно британский дипломат С.Кибл также высказал мнение, что структура послевоенной Европы была в большой степени определена еще до встречи в Ялте всем ходом военных действий, поэтому “судьба Польши была предрешена”.
^ В) Польский вопрос.
На Крымской конференции обсуждались главным образом два аспекта польской проблемы - будущие границы Польши и состав правительства. По настоянию советской делегации было принято решение об установлении восточной границы Польши “вдоль линии Керзона с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши”. Но представители США и Великобритании единым фронтом выступили против предложения СССР о западной границе Польши по р. Западная Нейсе. Окончательное определение ее было отложено.

На заседании 6 февраля Сталин заявил, что он как Верховный Главнокомандующий хочет от властей освобожденной Польши “только одного” - обеспечения порядка и спокойствия в тылу Красной Армии, что с этими задачами совсем неплохо справляется варшавское правительство. Он имел в виду контролируемое польскими коммунистами Временное польское правительство с местом пребывания в г. Люблине, которое 4 января 1945 года получило дипломатическое признание со стороны СССР, а после освобождения Варшавы 17 января переехало в польскую столицу. Для русских, уверял Сталин, вопрос о Польше - это вопрос о безопасности и чести, так как “у русских в прошлом было много грехов перед Польшей. Советское правительство стремится загладить эти грехи”.

По вопросу о составе будущего польского правительства развернулась многодневная дискуссия. Советская делегация настаивала на том, чтобы основой его стало Временное польское правительство. Американское и британское руководство, соглашаясь рассматривать Польшу, как район стратегических интересов СССР, не хотело, тем не менее, допускать “большевизации” этого региона, потому отказывалось иметь дело с послушными Кремлю “люблинскими поляками”. Черчилль считал важным обеспечить эффективное и реальное представительство эмигрантского правительства Миколайчика в новых органах власти в Польше, тесно связанного с Лондоном. Британский военный кабинет ориентировался на такую реорганизацию Временного польского правительства, чтобы из него не были полностью или частично устранены некоммунистические элементы, положение которых всех так беспокоит и в интересах которых должны быть проведены свободные выборы.

В конце концов договорились о том, что действующее Временное польское правительство будет “реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы”. Новому правительству, которое получит название Польского временного правительства национального единства, предстоит как можно скорее провести “свободные и ничем не воспрепятствованные выборы”.

Как скоро выяснилось, острые разногласия между СССР и западными союзниками на этом не закончились. Столь же трудно принималась в Ялте предложенная американцами Декларация об освобождении Европы, которая провозглашала создание правового международного порядка и демократических учреждений по выбору самих народов. “Пышная декларация”, - отозвался на ее счет много лет спустя Молотов. “Американцы дали проект. Я к Сталину пришел с этим документом, говорю ему: Что-то уж чересчур. - Ничего, ничего, поработайте. Мы можем выполнять потом по-своему. Дело в соотношении сил”, - вспоминал он. Тогда, по словам Молотова, СССР было выгодно сохранить союз с Америкой.

Один из наиболее важных итогов Крымской конференции был связан с проблемой будущего участия Советского Союза в войне на Дальнем Востоке. На Тегеранской конференции Сталин пообещал, что после капитуляции Германии СССР выступит “общим фронтом” против Японии. Незадолго до второго визита Черчилля в Москву он вновь подтвердил свое обещание. Но американцы хотели получить информацию о дислокации советских войск на Дальнем Востоке и об их конкретных операциях против Японии после завершения войны в Европе. Когда в октябре 1944 года Черчилль находился в Москве, Сталин 15-го числа коснулся этого вопроса в разговоре с Гарриманом, Иденом и другими видными дипломатами. Глава советского правительства заявил, что через три месяца после поражения Германии СССР выступит против Японии при условии, если США окажут ему помощь в создании необходимых материальных запасов, а кроме того, прояснятся политические аспекты участия СССР в той войне.
^ Г) Дальневосточный вопрос.
Тогда же на переговорах с американцами (англичане в них не участвовали) он согласился приступить к совместному с США планированию военных действий против Японии и представил список советских заявок на американские поставки. Эти заявки легли в основу программы под кодовым наименованием “Майлпост”, которая предусматривала создание запасов в Сибири для их использования в войне против Японии. И накануне Крымской конференции военно-политическое руководство США уделяло большое внимание японскому аспекту переговоров. Американский комитет начальников штабов рассматривал военное участие СССР на Дальнем Востоке как необходимое условие для обеспечения максимальной помощи американским операциям, проводимым в бассейне Тихого океана. Крупномасштабное выступление советских войск против Квантунской армии требовалось, по мнению генерала Маршалла, для скорейшего завершения войны и, что самое главное, предотвращения больших потерь среди американских военнослужащих. На этот счет Рузвельт был целиком согласен с доводами генерала.

Дальневосточные вопросы обсуждались Сталиным и Рузвельтом 8 февраля. Сталин, подтвердив согласие СССР вступить в войну против Японии, настаивал все-таки на уточнении политических условий советского участия. Рузвельт, заранее с ними ознакомленный (Сталин изложил их Гарриману еще 14 декабря 1944 года), высказался за передачу Советскому Союзу южной части Сахалина и Курильских островов. Президент напомнил о переговорах в Тегеране, где он сам предложил дать СССР возможность использовать Дайрен - теплый порт, возле которого заканчивалась Южно-Маньчжурская железная дорога. Окончательный текст соглашения по вопросам Дальнего Востока, разумеется, с определением политических условий участия СССР в войне на Дальнем Востоке, был согласован 10 февраля Сталиным и Рузвельтом при участии Молотова и Гарримана. На следующий день он был подписан главами трех держав.

Черчилль поставил свою подпись под соглашением, сознавая, что помощь СССР сократит тяжелые потери не только американцев, но и англичан. Ведь им тоже предстояла, хотя и в значительно меньших масштабах, чем военнослужащим США, борьба за завершение разгрома японского милитаризма. Как вспоминал Черчилль, приходилось учитывать тот факт, что атомная бомба еще не прошла испытания, что в случае, если бы Россия оставалась нейтральной, большая японская армия, сосредоточенная в Маньчжурии, могла быть брошена на защиту Японских островов. Кстати, еще до подписания соглашения о Дальнем Востоке он в конфиденциальной беседе со Сталиным высказался за “появление русских кораблей в Тихом океане” и за восполнение потерь России в русско-японской войне. Черчилль поставил свою подпись под соглашением и по той причине, что отказ мог повлечь за собой утрату всякого влияния Великобритании в делах Юго-Восточной Азии.
^ 4. Итоги конференции.


Крымская конференция имела огромный международный резонанс. Государственные, политические и общественные деятели США, СССР и Великобритании дали ей позитивные оценки, что соответствовало конструктивному в целом характеру встречи. В оптимистическом духе были выдержаны и отчеты о конференции, с которыми Черчилль выступил в парламенте 27 февраля, а Рузвельт в конгрессе 1 марта 1945 года. Важное значение принятых решений отметило большинство средств массовой информации в главных странах антигитлеровской коалиции. Как несомненный успех межсоюзнической дипломатии воспринималось заявление Большой тройки об основных результатах конференции, подтвердивших важность тесного взаимодействия и единодушия при решении ключевых военно-политических вопросов.

Историки - как сторонники, так и противники ялтинских соглашений - сходятся во мнении, что конференция явилась зенитом сотрудничества СССР, США и Великобритании. “Трехсторонний консенсус” одобрила большая часть американского общества. Особенно высокого уровня достигло советско-американское сотрудничество. Этот факт справедливо относят за счет отсутствия единогласия между США и Англией, а также стремления Рузвельта выступать в роли посредника между Сталиным и Черчиллем.


Заключение

Вторая Мировая Война завершилась такими результатами и последствиями, которые означали коренной перелом в соотношении сил на мировой арене в пользу социализма и демократии. В результате войны народы многих стран разгромили самую черную силу империалистической реакции. Страны многих стран Европы и Азии не пожалели теперь империалистический гнет, решили порвать с капитализмом. Они поднялись по примеру советского народа на борьбу за победу революции и добились выхода на социалистический путь развития. В короткий срок советский народ, руководимый коммунистической партией, восстановил разрушенное и возобновил прерванный войной новый этап в жизни общества. Вторая по своему историческому значению черта мирового развития после Вторая Мировая Война – распад колониальной системы империализма. С конца Второй Мировой Войны до 1963 года в результате освободительной борьбы свыше полутора миллиардов человек населения земли стали свободными. Третья важная черта мирового развития после Второй Мировой Войны – резкое всестороннее ослабление капитализма и обострение его общего кризиса, второй этап которого развернулся в ходе войны. В ходе мирового соревнования двух систем, ставшего стержнем мирового развития на современном историческом этапе, капитализм показал себя как система, исторически изжившая себя, как строй экономической олигархии и периодических кризисов. В период Второй Мировой Войны военное искусство воевавших стран достигла высокого уровня развития по сравнению с Первой Мировой Войной. Главное различие заключалось в том, что широко применялись подвижные средства ведения войны. По средствам ведения военных действий Второй Мировой Войны характеризовалось, в основном, применение армий, оснащенных оружием относительно ограниченной мощности и небольшого радиуса действия. Сразу после окончания Второй Мировой Войны военное искусство встала перед совершенно новыми задачами, возникшими в связи с появлением новых видов оружия. В войне с Советским Союзом провалилась основа немецкой стратегии – “молниеносная война” – с присущей ей стратегией достичь победы в результате одной стремительно развивающейся компании. Вооруженные силы США и Великобритании приобрели значительный опыт в осуществлении крупных десантных операций, протекавших в условиях огромного перевеса сил на их стороне. Тепы наступления союзников были низкими, что объяснялось глубокой обороной и политическими причинами. На стратегии США и Великобритании сказывалось так же нежелание ослаблять силы Германии и Японии, стремление сберечь фашистский режим в этих странах в расчете на использование их в будущем против СССР и других сил социализма и демократии. Вторая Мировая Война с особой силой и наглядностью показала возросшую роль народных масс, правильность политики, строящейся с учетом воли и стремления народов и опирающейся на их поддержку. В Болгарии успешно действовала Народно – освободительная повстанческая армия. В благоприятных условиях, созданных победами народных вооруженных восстаний, многие страны включились в войну против фашистской Германии. В Венгрии на освобожденной Советской Армией территории в конце 1944 года патриотические силы создали временное правительство, которое объявило войну Германии. 1944 год начался с наступления Советской Армии под Ленинградом, почти одновременно начались наступления на правобережной Украине. Летом был нанесен удар по финской армии на Карельском перешейке. Правительство Финляндии обратилось к союзникам с просьбой о перемирии. Оно было подписано 2 сентября. СССР закрепило за собой относившиеся к ней территории в 1940 году, а так же район Печенеги, закрыв Финляндии выход в Баренцево море. В октябре Советская Армия, установив контроль над этим районом, вошла с согласия правительства Норвегии на ее территорию. С потери северо - восточных провинций Китая, Кореи и Южного Сахалина японские милитаристы лишились плацдармов агрессии и основных баз снабжения сырьем и оружием. Стратегическое положение Советского Союза и дальневосточных границ значительно улучшилось. Окончание войны на Дальнем Востоке спасло от гибели многие тысячи американских и английских солдат и офицеров, избавило миллионы японских граждан от многочисленных жертв и страданий, предотвратило дальнейшее истребление японскими оккупантами народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Победа, одержанная Советскими Вооруженными Силами на Дальнем Востоке явилось ярким свидетельством могущества советского общественного и государственного строя, великой организующей роли Коммунистической партии, новым торжеством советского военного искусства. В этой военной компании не только проявилось военное искусство, накопленное в ходе ожесточенной борьбы с фашистской Германией. Ратные подвиги воинов в операциях на Дальнем Востоке были высоко оценены Советским правительством. Учрежденной 30 сентября 1945 года медалью “За победу над Японией” было награждено свыше 1725700 человек. Героизм личного состава более 300 соединений, частей и кораблей был награжден боевыми орденами, 220 удостоились различных почетных наименований, в том числе Хинганских, Амурских, Порт-артурских, Уссурийских, Харбинских, Мукденских, Сахалинских, Курильских.

Вторая Мировая Война, в которой было втянуто 4 / 5 населения всего мира, стало самой кровопролитной в истории человечества. По вине империалистов в течении шести лет шло массовое уничтожение людей в различных районах земного шара. В вооруженные силы было втянуто более 110 миллионов человек. Многие десятки миллионов были убиты, получили ранения, остались калеками. Резко возросли потери гражданского населения. Они составили почти половину общих потерь, в то время как в Первую Мировую Войну – 5%. Точно установить число погибших военнослужащих и гражданских лиц по ряду стран чрезвычайно трудно, так как во многих из них отсутствуют статистические данные потерь населения за войну в целом, либо эти данные не отражают действительного положения. Кроме того, фашисты стремились всячески скрыть свои злодеяния, а после войны их идеологические адвокаты умышленно извращали показатели людских потерь отдельных стран. Наиболее авторитетные исследователи показывают, что в годы Второй Мировой Войны погибло более 50 миллионов человек. Кроме прямых людских потерь многие воевавшие государства понесли и большие косвенные потери. Мобилизация значительной части мужского населения в вооруженные силы, форсированное вовлечение женщин в систему общественно организованного туда, материально – бытовые трудности и т.д. резко изменили режим воспроизводства народонаселения, снизили показатели рождаемости и увеличение смертности. Самые большие прямые и косвенные потери понесли государства Европы. Здесь погибло более 40 миллионов человек, то есть значительно больше, чем на других континентах вместе взятых. В годы войны почти во всех европейских странах на длительное время ухудшились условия существования и развития народонаселения. В 1938 году численность населения европейских стран составляло 390,6 миллионов человек, а в 1945 году 380,9 миллионов человек. Существенно снизились качество, а во многих странах и уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. Половина людских потерь в Европе приходится на СССР. Они составили свыше 20 миллионов человек, значительная часть из них – гражданское население, погибшие в гитлеровских лагерях смерти, в результате фашистских репрессий, болезней и голода, от налетов вражеской авиации. Потери СССР значительно превышают людские потери его западных союзников. Страна лишилась большей части населения наиболее трудоспособных и производительных возрастов, обладавших трудовым опытом и профессиональной подготовкой. Большие потери Советского Союза обуславливались прежде всего тем, что он принял на себя основной удар гитлеровской Германии и длительное время один противостоял фашистскому блоку в Европе. Они объясняются особенно жестокой политикой массового истребления советских людей, которую проводил агрессор. Тяжелая демографическая ситуация сложилась после Второй Мировой Войны в Польше и Югославии, которые потеряли значительную часть своего населения: Польша – 6 миллионов, Югославия – 1,7 миллионов человек. Фашистское руководство ставило своей целью изменить демографический процесс в Европе, а в последующем и во всем мире. Потери народонаселения таких стран, как Франция (600 тыс.) и Великобритании (370 тыс.), меньше потерь ряда других государств-участников войны, но и они оказали отрицательное воздействие на их развитие. Немалые людские потери в годы войны понесли народы Азии. Число убитых и раненных в Китае составило свыше 5 миллионов человек. Япония потеряла 2,5 миллиона человек – в основном военнослужащие. Из 350 тыс. человек гражданских лиц, погибших в Японии, большая часть – свыше 270 тыс. человек – жертвы атомных бомбардировок городов Хиросимы и Нагасаки. Многие сотни тысяч военнослужащих и миллионы мирных граждан были уничтожены на оккупированных немецко – фашистскими и японскими захватчиками территориях. С особым ожесточением гитлеровцы применяли тщательно разработанную ими политику физического уничтожения советских людей. Фашисты осуществляли массовый угон гражданского населения в Германию, где оно попадало либо на каторжные работы, либо в концентрационные лагеря. Расстрелы, отравления в газовых камерах, избиения, пытки, чудовищные медицинские пытки, принуждение к непосильной работе – все это вело к массовому уничтожению людей. Так из 18 миллионов граждан Европы, оказавшихся в гитлеровских концентрационных лагерях, было уничтожено свыше 11 миллионов человек. Сами же агрессоры, хотя их вооруженные силы были разгромлены и принуждены к безоговорочной капитуляции, понесли сравнительно меньшие потери, что является свидетельством гуманного отношения к военнопленным и мирному населению побежденной страны со стороны победителей, прежде всего СССР.

^ Список литературы

Источники:
1.Иванов Р.Ф. ,Эйзенхауэр Д. Д. “ Советстко-американские союзнические отношения в 1941-45 г . г. “США, экономика ,политика ,идеология 1995 г..
2. Жуков Г. К., Воспоминания и размышления. Том второй. М., Издательство Агентства печати Новости, 1974.

Научная литература:
3. "Великая Отечественная война, 1941-1945. Книга 3, 'Освобождение'", Наука, 1999
4. Великая Отечественная война, 1941--1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов.– М.: Политиздат, 1990.
5. “В начале войны” Еременко А. И.
Просвещение ,1997 г.
6. “ Вторая мировая война 1939-1945 г. г. “ Дробязко С.
Политиздат ,2008 г.
7. “Вторая мировая . Война между Реальностями “ Переслегин С.
Военные издательства ,2007 г.
8. История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений/ Под общ. ред. И. Х. Баграмяна. М., Военное издательство, 1970.
9. ”Лидеры войны. Сталин, Рузвельт ,Черчилль , Гитлер ,Муссолини.” Москва, Просвещение ,1995 г.
10. Паперно А. Х. “О ленд-лизе и тихоокеанской транспортной эпопее .”
Отечественная история ,1997 г.
11. Сборник материалов по истории военного искусства в Великой Отечественной войне. Выпуск V. Том второй. / Под ред. А. И. Готовцева. М., Военное издательство, 1955.
12. Тюшкевич С. А. ,Михалев С. Н. “Цена великой победы “
Государство и право ,1995 г.
13. Устинов Д. Ф. История Второй Мировой Войны 1939–45. М.: 1979




Скачать файл (44.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации