Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа: Анализ статьи - файл 1.doc


Контрольная работа: Анализ статьи
скачать (38.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc39kb.08.12.2011 22:15скачать


1.doc

Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности.

Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский. Вопросы психологии. 1990. №2, с35

 
 

Теоретическое основание. Конфликт рассматривается как один из факторов процессе психического развития в целом и формирования личности. В этой связи представляется важным обращение к идеям Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, которые он рассматривал именно в плане формирования личности. как известно, основной особенностью высших психических функций является их опосредованность знаками, искусственными стимулами — средствами, которые вырабатываются человеком в процессе деятельности и используются для управления своим поведением. В свою очередь, возникновение знаков изначально происходит в ситуации столкновения различных побуждений, что, по сути дела, и есть конфликт. Но неясно, как непосредственно это происходит. Л.С. Выготский указывал на две предпосылки к возникновению знаков: это, во-первых, возможность образования новых условных рефлексов у человека как высшего биологического существа и, во-вторых, это сам факт «социальной жизни и взаимодействия людей»

Актуальность. Использование полученных материалов в педагогической практике означает прежде всего изменение отношения к детским конфликтам. Это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые, педагоги-практики, будут готовы к правильному руководству подобными ситуациями, во многом будет зависеть полноценное развитие детей. А для этого необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом, подсказывать и даже специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них.

Цель. Сделать анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности.

Предмет. Конфликты между детьми в игровой деятельности.

Объект. Дети от 1-2 до 5-6 лет.

Выборка. 397 детей в возрасте от 1-2 до 5-6 лет.

Методическая часть. Проведено наблюдение за конфликтами детей в ходе различных игр, преимущественно сюжетно-ролевых, а также подвижных, строительных, настольных и др.

Результаты. В ситуации межличностного конфликта между детьми в игре ее участники сталкиваются с необходимостью решения тех или иных коммуникативных задач — например, нужно решить, кто будет исполнять главную роль. Заявления детей о своих притязаниях на эту роль представляют собой определенные варианты этого решения, персонализированные в лице их заявителей. Если участники игры хотят играть вместе, то они должны принять какое-то общее решение, которое и является, по-видимому, определенным знаком, своеобразным социально-психологическим орудием, с помощью которого уже не отдельные дети, а играющая группа в целом управляет своим поведением.

 

Причины возникновения конфликтов между детьми в игровой деятельности.

 Были выделены семь основных причин возникновения конфликтов:

1. «Разрушение игры» — сюда входили такие действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры,— например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

  3. «По поводу состава участников игры» — здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Соотношение возрастных этапов и причин возникновения конфликтов.

1-2 года. Наибольшее количество конфликтов возникает из-за обладания игрушками — 75%, а также из-за разрушения игры — 25%.

2-3 года. Соотношение сохраняется примерно на том же уровне. Но здесь уже появляются и конфликты «из-за распределения ролей»—6%. 

3—4 года. Причины конфликтов уже более разнообразны: больше всего конфликтов по-прежнему из-за игрушек — 38 %; на том же уровне остается количество конфликтов из-за разрушения игры; в то же время резко возрастает число конфликтов из-за ролей — до 23 %; здесь же отмечаются и новые виды конфликтов, такие, как конфликты при выборе общей темы игры — 2 %, при определении игрового сюжета — 3 %, а также конфликты по поводу правильности игровых действий — 10 %.

4-5 лет. Наибольшее число конфликтов составляют конфликты из-за ролей — 32 %. Затем идут конфликты по поводу правильности игровых действий — 26 %, число которых возрастает более чем в два раза по сравнению с предыдущим возрастом. Одновременно более чем в два раза уменьшается количество конфликтов из-за игрушек — до 17 %. Здесь же появляются конфликты по поводу состава участников игры — 10 % и увеличивается число конфликтов по поводу сюжета — до 8 %. Наконец, очень резко, почти в четыре раза, сокращается число конфликтов из-за разрушения игры — до 6 %.

Примерно то же соотношение сохраняется у старших дошкольников 5-6 лет, за исключением того, что больше всего конфликтов здесь отмечено по поводу правильности игровых действий (26 %). Чуть меньше здесь конфликтов из-за ролей — 24 %, затем идут конфликты из-за игрушек, число которых даже несколько повышается по сравнению с предыдущим возрастом — до 21 %. Это объясняется, по-видимому, изменением смысла подобных конфликтов: если раньше спор возникал из-за игрушки как таковой, то теперь игрушка чаще выступает уже как атрибут определенной роли. Число остальных конфликтов остается в этом возрасте примерно на том же уровне.
Способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта.

 1. «Физическое воздействие» —дети толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.

2. «Опосредствованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен.

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий.

6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников.

 

Выводы. Полученные данные позволяют говорить о том, что с возрастом увеличивается доля совместных действий детей, когда они выступают не как отдельные индивиды, а как играющая группа, объединенная общей целью и применяющая определенные средства для регуляции своего группового поведения. С этой точки зрения правомерно, на наш взгляд, говорить не только о культурном развитии личности , но и о подобном, в известном смысле, развитии детской группы в целом, когда дошкольники от достаточно хаотичного взаимодействия между собой, где основную роль играют непосредственные факторы, отражающие личные желания детей, переходят к произвольной, т.е. целенаправленной и управляемой, совместной деятельности. Отсюда те нормы и правила, которые используются детьми для разрешения конфликтных ситуаций, представляют собой определенную социально-психологическую форму знаковых средств, вырабатываемых в процессе общения и являющихся правилами детей для самих себя, в отличие от правил, вносимых извне взрослым




Скачать файл (38.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации