Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция по семьеведению №1 Семья как объект социально-психологического исследования и воздействия - файл 1.doc


Лекция по семьеведению №1 Семья как объект социально-психологического исследования и воздействия
скачать (131 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.08.12.2011 22:16скачать

содержание

1.doc

Московский Государственный объединенный педагогический университет им. М.А. Шолохова
Семьеведение

Лекция № 1
«Семья как объект социально-психологического

исследования и воздействия».
Учебные вопросы:
1. Сущность брака и семьи.

2. Функции семьи.


Москва 2005
Литература:
Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современ­ны семья и ее проблемы. М., 1978;

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979;

Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы. факторы, условия. М., 1981;

Голод СИ. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты Л.. 1984;

Волков А.Г. Семья — объект демографии. Ж. 1Э36:

Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М., 1989;

Вступление

Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших и браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацепции, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию — продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общест­ва иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут про­должаться и углубляться.

В настоящее время в России насчитывается ^ 40 млн семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 г. по 1979т. в СССР было заключено примерно 23 млн браков и оформлено около 7 млн разводов. В 1980-х годах ежегодно заключалось 2,7 млн и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей. Следует отметить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешан­ные, то в 1979 г. их стало уже 15%.

Среди исследователей семьи в отечественной науке следует назвать имя основоположника науки о семье А.Г. Харчева, его последователей или соратников — А.И. Ан­тонова, М.С. Мацковского, Т.А. Гурко, В.А. Сысенко, Б.С. Павлова, В.Г. Харчевой, Н.Г. Юркевича, З.А. Янковой и др.

^ 1. Сущность брака и семьи.
Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнару­жить «золотой век семьи». Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных по­требностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет дол­гую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений.

Наука о семье развивается в условиях многоликости семей­ных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. Каждый житель нашей планеты считает себя компе­тентным в области брачно-семейных отношений. Люди весь­ма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родствен­никах со стороны мужа и жены, делятся друг с другом «рецептами» решения семейных проблем. Педагог или пси­холог тоже обладают личной концепцией семьи, которая вре­мя от времени может рассогласовываться с их профессиональ­ной позицией. Накопление житейских знаний и поиск достоверных научных фактов объединены общей целью: по­нять, каким образом обеспечить стабильность института бра­ка и семьи, как сделать семейную жизнь удачной и счастли­вой.

В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. В первом термине находят отражение социально-правовые ас­пекты семейно-родственных отношений. Брак является обще­ственным институтом, регулирующим отношения между по­лами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака про­является, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.

Огюст Конт, французский социальный философ 17 века, семейные отношения определяет как нравственно-эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной сим­патии. Роль семьи — служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать врожденный эгоизм. Семья выступает у Конта «либо как спонтанный источник нашего морального воспитания, либо как естественная база нашей политической организации. В своем первом аспекте каждая современная семья подготавливает общество будущего: в своем втором аспекте каждая новая семьи продлевает жизнь настоящего общества»

Современный социолог ^ Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья — это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически, либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку. (пример).

Поистине семья не поддается полному академическому опре­делению. То, как мы определяем семью, влияет на то, какие типы семей считаются нормальными, а какие — девиантными (на доске), а также какие права и обязанности семьи признаются легально и социально значимыми.

Философский энциклопедический словарь трактует брак как исторически обусловленную, санкционируемую и регу­лируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, обще­ство берет на себя обязательства по его охране и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и вос­питание детей, а тем самым — за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики лю­бого государства.

Крупный специалист в области социологии семьи А.Г. Харчев понимал брак как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посред­ством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, роди­тельские права, обязанности.

СИ. Голод обращает внимание на то, что брак представля­ет собой в целом исторически разнообразные механизмы со­циального регулирования (табу, обычай, традиция, религия, право, нравственность) сексуальных отношений между муж­чиной и женщиной, которое направлено на поддержание не­прерывности жизни. Социальное предназначение брака — вос­производство. Отсюда следует вывод, что однополые браки — нонсенс, а гомосексуальные связи — реальность. Вместе с тем, в конкретных условиях социальная цель брака может и не реализоваться.

Семья — хранитель и передатчик традиций, опыта прошлых поколений. В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для успешного служения человечест­ву, изживает природный индивидуализм, научается «жить для других». Добрые отношения между поколениями поддерживают вещественное равновесие, баланс между традициями и новаторст­вом, носителями которых являются старые и молодые.

В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформлен­ный в установленном законом порядке, направленный на со­здание и сохранение семьи. Благодаря правовой охране суп­ружества и кровнородственных отношений обеспечивается социальная защищенность личности. Тем не менее, далеко не все пары прибегают к юридическому оформлению брака.

В современном мире наблюдается значительная вариатив­ность моделей брачных отношений, формируются браки, яв­ляющиеся альтернативами классической моногамии.

Понятие «семья» предназначено для характеристики слож­ной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Такой подход выражен в лаконичной форму­лировке СИ. Голода, рассматривающего семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свой­ства.

Приведем традиционное определение данного понятия, встречающееся во многих справочных изданиях. Семья это важнейшая форма организации личной жизни, вид социаль­ной общности, малая группа, основанная на супружеском со­юзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосто­ронних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, жи­вущими вместе и ведущими общее хозяйство. Однако жизнь вносит некоторые коррективы в такое понимание семьи. В частности, развивается «гостевой» (регулярно-раздельный) брак, предполагающий раздельное проживание супругов в те­чение достаточно длительного промежутка времени.

Многие специалисты используют определение семьи, пред­ложенное ^ А.Г. Харчевым: «семья это исторически-конк­ретная система взаимоотношений между супругами, меж­ду родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отно­шениями, общностью быта и взаимной моральной ответ­ственностью, социальная необходимость в которой обуслов­лена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Комментируя данное определение, СВ. Ковалев подчерки­вает несколько важных моментов.

Характеристики семьи:

  • Семья меняется со временем, в соответствии с перемена­ми в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов.

  • Малой группой семью можно назвать потому, что она
    вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей.

  • Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и вос­питательной функций, что гарантирует продолжение суще­ствования самого человечества.

СЕМЬЯ — общественный механизм воспроизвод­ства человека, отношения между мужем и же­ной, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответст­венностью и взаимопомощью.

Точное содержание понятия «семья» зависит от определен­ного исторического и культурного контекста. Изначально под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функ­ционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного чело­века. Помимо собственно семьи, сюда относились многочис­ленная родня, слуги, рабы и даже домашние животные. Та­ким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управ­ления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных по­требностей своих членов; биосоциальной структурой, ограж­дающей от голода и депривации, в формах которой развивал­ся человеческий род. В современном обществе нормативная семья может быть описана как социоэкономическая едини­ца, существующая вокруг гетеросексуальной пары.

(слайд «Основные признаки семьи»)

^ Семья как социальный институт

Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, а по мнению некоторых иссле­дователей, кризис. В связи с неопределенностью будущего или еще не укрепившимся материально-экономическим положением рас­тет число фактических браков, не скрепленных никакими офици­альными узами: союзы друзей, подруг, которые в принципе вы­полняют те же функции, кроме одной — рождения детей.

Продолжает оставаться актуальной проблема многопоколен­ной семьи, когда два-три поколения семей ведут совместное хо­зяйство, организуют свой повседневный быт, согласовывают раз­личные интересы, что представляет достаточно сложную задачу.

В связи с ростом феминистского движения активно обсуждает­ся вопрос о перераспределении функций в семье, придании женщине больших прав, о преодолении фактического неравенства между супругами и т.д.

В науке сложилась традиция изучения семьи и как соци­ального института, и как малой группы.

Согласно общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посред­ством которых общество регулирует и контролирует деятель­ность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты по­ведения организуются в систему ролей и статусов.

Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и рели­гия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормального функциони­рования общества проблемы.

Социальные институты образуют ядро нормативно-цен­ностной структуры общества. Они ограничивают или подав­ляют такие действия людей, которые не согласуются с соот­ветствующими стандартами поведения.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их пер­вичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизвод­ства. Благодаря рождению детей семья не только разраста­ется сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о соци­альных связях и с момента рождения включает его в них.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализа­ции личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддер­жки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к раз­витию личности ребенка именно в семье становится реально­стью. Институт семьи — важнейший посредник во вза­имосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуа­лизму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересо­ваны в укреплении семьи.

Одновременно семья стремится к поддержанию своей ав­тономии, борется за свое существование в социуме. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами.

Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в свя­зи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики раз­вития многих тысяч других семей.

Противоречивые процессы в области брачно-семейных от­ношений — рост числа разводов, неполных семей и повтор­ных браков, снижение рождаемости и воспитательного потен­циала семьи и т. д. — вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения.

Семья как малая группа

Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые воз­можности для оказания психологической помощи семье.

При всем многообразии определений понятия «малая груп­па» можно выделить основное его содержание. Малая груп­па — это малочисленная по своему составу социальная груп­па, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценнос­тей и норм поведения.

По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого воп­роса является принципиальным для психологии семьи. Из­вестный американский социальный психолог Д. Майерс пред­лагает недвусмысленное определение: группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимы­ми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду «мать — ребенок», возникшую после развода, следует воспри­нимать как осколочную форму семьи.

Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опо­средует вхождение индивида в другие группы. Мнения и пред­ставления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого Я как ре­зультат социального взаимодействия.

Отечественный социолог и философ М.С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого чело­века:

  • здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях, выражает свои самые со­кровенные мысли и желания;

  • она дает возможность индивиду получить личное удов­летворение от общения с близкими по духу и мировоз­зрению людьми;

  • общение и жизнедеятельность в первичных группах позво­ляют снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокой­ство, которыми страдает современный человек от чрезмер­ных социально-психологических перегрузок на работе;

  • мнение первичной группы весьма важно для само­
    оценки индивида, понимания его реального статуса в об­ществе.

Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедея­тельности человека и в огромной степени влияют на его пове­дение.

^ 2. ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаружива­ет себя ее специфическое целевое назначение как малой груп­пы и социального института. Выполнение этих функций обес­печивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и, прежде всего супругов.

Активность семейной системы, приводящая к достижению соответствующего полезного результата, является многоас­пектной и разнонаправленной. Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радос­ти, печали. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими цен­ностями и определенным организационным паттерном. По­мимо сексуально-эротической, имеют значение другие функ­ции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным обучением, а также развитием каждого из парт­неров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружес­кую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи каж­дого из партнеров с родительской семьей и социальным окру­жением в целом.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

Сообразуясь с частотой упоминания в литературе, отдель­но остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи. Функция безо­пасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологичес­ких опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней вы­ражается заинтересованность людей в долговременном выжи­вании, стабильности и уверенности в будущем.

^ Фелицитологическая функция воплощает в себе мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья. В понятие «счастливая семья» люди вкладывают разное со­держание: для одних это общность взглядов и взаимопонима­ние, для других — материальный достаток, для третьих — таланты и школьные успехи детей.

В идеале семья выполняет и гедонистическую функцию. Само название этой функции указывает на то, что она связа­на с удовлетворением потребности в физическом и психичес­ком комфорте.

Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семей­ных функций. Убедительный тому пример — классификация, предложенная М.С. Мацковским (см. табл. 1).

Таблица 1

Анализ семейных функций

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроиз­водство общества

Удовлетворение потребно­стей в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребно­стей в родительстве, кон­тактах с детьми, их воспи­тании, самореализации в детях

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престаре­лыми членами семьи

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними чле­нами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и не­трудоспособных членов об­щества

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

^ Сфера первич­ного социально­го контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизне­деятельности, а также рег­ламентация ответственнос­ти и обязательств в отношениях между супруга­ми, родителями и детьми,

Формирование и поддер­жание правовых и мораль­ных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимо­отношений между членами семьи




представителями старшего и среднего поколений




^ Сфера духовно­го общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогаще­ние членов семьи. Укреп­ление дружеских основ брачного союза

Социально-ста­тусная

Предоставление опреде­ленного социального стату­са членам семьи. Воспроиз­водство социальной структуры

Удовлетворение потребно­стей в социальном продви­жении

Досуговая

Организация рационально­го досуга. Социальный кон­троль в сфере досуга

Удовлетворение потребно­стей в совместном прове­дении досуга, взаимообо­гащение досуговых интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабилиза­ция индивидов и их психо­терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуаль­ных потребностей



В силу своей полифункциональности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. На­пример, глубоко личное чувство взаимной любви и влечение мужчины и женщины друг к другу дают начало новой жиз­ни. Появление на свет ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно рождением детей семья обес­печивает воспроизводство населения. Во многом благодаря семейному воспитанию ребенок достигает социальной и пси­хологической зрелости.

С течением времени функции семьи изменяются, что осо­бенно ярко продемонстрировал XX в. Если в прошлом при­оритетом обладали совместное ведение хозяйства и продол­жение рода, то сегодня на первом месте оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-пси­хологическая функция. В былые времена от качества вы­полнения хозяйственно-экономических задач зависело фи­зическое выживание членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и систе­мы социальной защиты значимость этой функции постепен­но утрачивается.

^ Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как неко­торые старые социально-экономические функции семьи от­мирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами. Это повышает ав­тономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака.

Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потен­циала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности.

^ История каждой отдельной семьи также доказывает, что цели ее существования не остаются неизменными.

Во-первых, со временем трансформируются потребности членов семьи. Например, у супругов пожилого возраста наблюдается снижение половой активности и ослабление ин­тереса к сексуальной сфере, сочетающееся с постепенным рег­рессом либидо до уровня эротической, а затем и платоничес­кой стадий.

Во-вторых, семья развивается поэтапно, и в каждый мо­мент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выхо­дит на передний план. Задача молодоженов — осуществить дифференциацию от родительской семьи. С появлением ма­лыша им предстоит осваивать родительские роли, содержа­ние которых будет меняться по мере взросления ребенка.

  • Для любого человека, входящего в состав семьи, она обла­дает функциональной ценностью. Психологи обращают вни­мание и на другой аспект. Каждый член семьи занимает в ней определенную «экологическую» нишу, то есть выполняет не­обходимые для поддержания баланса системы функции. Го­ворят о функциональной ценности отдельного члена семьи. Потенциальная конфликтность семьи может быть связана с нарушениями этого параметра.

К сожалению, есть семьи, не выполняющие своего пред­назначения. В них люди движимы взаимным раздражением, стремлением подавить партнера, холодностью или отчужден­ностью. Используется понятие «дефункционализация семьи». Дефункционализация наиболее заметно выражается в сниже­нии роли, которую дом играет в семейной жизни. Дом лиша­ется своей функции места работы, взаимодействия и отдыха, члены семьи появляются в нем только для еды и сна. Теряет­ся смысл совместного существования. Однако взгляд на се­мью только с точки зрения ее недостатков был бы односто­ронним. Семья обладает способностью к восстановлению и помощи самой себе.


Скачать файл (131 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации